Таблица фигуры человека пропорции фигуры человека
Большое место в детском рисунке занимает образ человека. Вот почему вам необходимо овладеть умением его рисовать. Здесь мы дадим самые элементарные сведения о пропорциях и строении человеческой фигуры, краткие советы для рисования человека в фас и профиль и передачи простейших движений, что даст воспитателю возможность овладеть плоскостным схематичным изображением человека.
Конечно, рисование человека требует серьезной многолетней работы, основанной на изучении пластической анатомии, законов построения фигуры и ее отдельных частей, упражнения в рисовании с натуры в разных ракурсах. Обо всем этом можно прочитать в специальной литературе.
Для того чтобы научиться рисовать человека, нужно прежде всего изучить пропорции человеческого тела. За единицу измерения человеческой фигуры обычно принимается голова, которая у взрослого человека составляет приблизительно 1 /7 — 1 /8 всей фигуры. Классическое определение пропорций человеческого тела дается в рисунке Микеланджело, который делит фигуру человека на восемь равных частей. Такие пропорции характерны для высоких людей. При среднем росте, встречающемся чаще всего, более применимо деление на семь частей. Пропорции фигуры ребенка иные, чем у взрослого: голова его значительно больше по отношению к туловищу. Поэтому, принимая за единицу измерения голову ребенка-дошкольника, можно определить пропорции фигуры следующим образом: 1:4-1:5, в зависимости от роста. Нарушение пропорций при рисовании приводит к искажению фигуры.
Как и при рисовании других предметов, изучать форму и пропорции нужно на основе рисования с натуры. Для начала предлагаем вам изучить пропорции на схеме построения фигуры (рис. 1).
Рис. 1. Схема рисования человека
Каким образом рисуется схема?
Прежде всего наметьте на выбранном вами листе бумаги размер фигуры (ее верхнюю и нижнюю точки) и при рисовании частей тела старайтесь не выходить за пределы намеченного.
Часто начинают рисовать с какой-то одной части тела: ноги, руки и т. д., при этом оказывается, что рисунок не умещается на листе или сдвигается. Начинать надо с определения основных пропорций человеческого тела.
Человеческая фигура симметрична, правая часть повторяет левую, поэтому сначала определите основную ось симметрии (вертикальная линия, делящая фигуру пополам) и проведите ее от верхней намеченной точки к нижней.
Разделите основную линию на семь равных частей, приняв за единицу размер головы от темени до подбородка.
Помните, что все вспомогательные линии надо намечать легким прикосновением карандаша, не допуская сильного нажима, черноты, чтобы они не мешали восприятию целого и в процессе работы их можно было легко стереть.
Наметьте форму головы обобщенной яйцеобразной формы между 1-й и 2-й линиями схемы. Затем нарисуйте шею, помня, что при фронтальном положении фигуры часть ее закрыта лицом.
После этого наметьте основную форму корпуса тела и только тогда переходите к прорисовке линий плеч. Линия талии находится на 4-й линии схемы. Сразу же намечайте ноги, расчленяя бедро и голень. Бедро немного длиннее голени, поэтому колени будут находиться между 6-й и 7-й линиями. Затем наметьте руки. Конец кисти опущенной руки доходит до середины бедра (между 5-й и 6-й линиями). Локоть находится приблизительно на Уровне линии талии и делит руку примерно пополам. Длина кисти чуть меньше единицы измерения (длины головы), а длина стопы — чуть больше.
Все симметричные части (плечи, руки, ноги и т. д.) нужно намечать одновременно, правильно определяя величину, расстояние, направление, и рисовать, постоянно сравнивая друг с другом, иначе вы допустите ошибку и не получите правильно построенной фигуры.
После того как вы наметите основное, можно приступить к уточнению формы тела. Помните, что руки сужаются к кисти, а ноги в бедрах значительно шире, чем в голени.
Рисуя человека по схеме, необходимо проверять форму и расположение частей тела, сравнивая с живой фигурой.
При рисовании надо помнить о характерных особенностях мужской, женской и детской фигуры. В мужской фигуре, схема которой приводится, плечи шире бедер, у женщин же часто бедра сильно развиты, а плечи более покатые и уже бедер, ноги у мужчин, как правило, длиннее и тоньше, чем у женщин.
Нарисуйте схему построения фигуры ребенка-дошкольника по тому же принципу, что и схему построения фигуры взрослого человека, но уже с иными пропорциями.
Ось симметрии разделите на пять равных частей.
При рисовании детской фигуры надо учитывать ее особенности. Голова более круглой формы. Плечи слабо развиты и по ширине почти соответствуют бедрам. Линия талии делит фигуру пополам, так как ноги ребенка значительно короче ног взрослого (относительно размера тела), они почти такой же длины, как и руки. Все формы тела мягче по очертаниям (рис. 2).
Рис. 2. Схема рисования ребенка
Теперь, когда фигура нарисована, обратитесь к прорисовке головы взрослого, которая при обобщенном рисунке имеет яйцеобразную форму, как правило, сужающуюся книзу.
Положение головы определяется с помощью вертикальной и горизонтальной осей, которые помогают строить голову. Вертикаль делит голову пополам и определяет ее длину. Горизонтальная ось определяет ширину головы и положение глаз и делит голову приблизительно пополам. Намечая линии построения, сравнивайте основные размеры частей головы с ее общим размером, например высоту и ширину лба, размер носа, ширину подбородка и т. д.
Голова человека симметрична, поэтому, рисуя правую часть, сравнивайте ее с левой. Сначала наметьте основные формы лица. Не прорисовывайте деталей (бровей, ресниц, зрачков), пока не определены пропорции и взаимосвязь основных частей.
Рисуя глаза, надо помнить, что они располагаются на одной линии, независимо от положения головы, и расстояние между ними равно длине одного глаза. Ушная раковина располагается приблизительно на уровне линии бровей и нижней линии носа.
При рисовании в фас лицо строится симметрично. При профильном изображении рисуется только одна половина головы. Вертикальная осевая линия, определяющая длину головы от темени до подбородка, выносится за пределы рисунка, а горизонтальная линия, которая делит голову пополам и определяет место глаз, остается. Так же как при рисовании головы в фас, здесь надо определить основные части головы, помня о том, что лицевая часть займет меньше места по сравнению с общим размером головы.
Волосы надо рисовать после того, как найдена общая форма головы.
При изображении ребенка помните, что овал его лица круглее, черты лица мягче, лицевая часть по сравнению с общим размером головы еще меньше, чем у взрослого, значительно ниже расположена линия глаз. Точная передача формы головы и частей лица требует хорошего знания анатомии и объемно-пространственного изображения. Мы не можем ставить перед собой такие задачи, поэтому принимаем плоскостное схематичное изображение.
Прорисовав схему статичной фигуры, вы можете переходить к передаче движения. Передавать в рисунке движения будем во фронтальном и профильном положении фигуры, не беря сложных ракурсов, что соответствует специфике рисования в детском саду.
Рис. 3. Симметричное положение фигуры
При некоторых, движениях создается симметричное положение частей тела, когда правая и левая части его находятся в одинаковом положении. При других движениях положение тела асимметрично (рис. 3, 4).
Рис. 4. Асимметричное положение фигуры
Симметричное положение частей тела чаще всего наблюдается в плясках, в гимнастических упражнениях.
Для передачи движений очень важно знать, где в данный момент проходит центр тяжести тела. Например, человек стоит в фас, соединив ноги,- центр тяжести проходит посередине; если он больше опирается на одну ногу, центр тяжести проходит через ногу, на которую опирается человек. При профильном изображении движущейся фигуры надо помнить не только о движении рук и ног, но и о положении корпуса тела, которое определяется изгибом позвоночника. Например, при ходьбе и беге корпус наклоняется вперед, при некоторых других движениях и гимнастических упражнениях отклоняется назад. Рисуя сидящего человека, помните о соблюдении правильных пропорций. Как правило, начинающие рисовать искажают размер согнутых ног, бедро рисуют очень длинным, голень слишком короткой, стопу большой или маленькой и т. д. Корпус сидящего человека должен быть слегка наклонен, слишком прямая посадка неестественна для читающего, рисующего, обедающего человека и т. д.
Порисовав схематическую фигуру человека, порисуйте куклу. Начинать рисование человека с куклы мы предлагаем потому, что это неподвижная натура. Пропорции тела куклы и его формы должны быть близки к пропорциям и формам тела ребенка. Не берите кукол стилизованных, с нереальными пропорциями и излишне обобщенной формой, не следует брать также кукол в длинной пышной одежде, которая скрывает форму тела, его пропорции. Поставьте куклу перед собой на расстоянии 1-1,5 м (три длины куклы) на уровне глаз во фронтальном положении. Рассмотрите куклу, на глаз определите пропорции. Затем на листе бумаги наметьте общий размер фигуры, размер и положение частей. Теперь можете начинать более тщательную прорисовку. Особое внимание обратите на точную передачу формы рук и ног куклы, отметив, где они уже, где шире. Лицо куклы, волосы, одежду рисуйте в последнюю очередь.
Порисуйте человека с натуры, помня о том, что в основе каждой фигуры заложены общие закономерности построения.
Илл. 21. Фигура человека. Наброски воспитателя
Поставьте натуру (взрослого или ребенка) на фоне гладкой неяркой поверхности на таком расстоянии от себя, чтобы глаз охватывал всю фигуру в целом (3-4 м). Выберите для первого рисунка несложную позу во фронтальном, а затем в профильном положении. Начинать надо с правильной постановки фигуры, для чего важно определить, какая нога является опорной,- через нее пройдет центр тяжести.
Илл. 22. Фигура человека. Рисунок воспитателя
В отличие от схемы, с натуры вы будете рисовать одетого человека. Одежда подчеркивает форму тела, а не существует отдельно. Ее нужно рисовать тогда, когда прорисована форма тела и найдены основные пропорции. Использовав вспомогательные линии для правильного построения фигуры, по окончании рисунка сотрите их (илл. 21, 22, 23, 24).
Илл. 23. В. Горяев. Сажают цветы
После рисования с натуры поставленной фигуры сделайте наброски детей на прогулке, во время игр. Это очень важно для вас, так как вырабатывает умение делать быстрые рисунки с натуры, умение улавливать характерное в фигуре. Это полезно и для детей, которые могут наблюдать процесс рисования. Проделав несколько набросков с натуры, прорисуйте фигуры в тех же положениях и с передачей тех же движений по памяти. Рисование по памяти поможет проверить свое знание формы тела, умение изображать движение, заставит работать с натуры сознательнее. Кроме того, для работы с детьми очень важно уметь рисовать, не имея перед собой натуру, например при проведении занятий и т. д.
Илл. 24. В. Цигаль. Мальчик с собакой
Зная основные пропорции фигуры, поупражнявшись в рисовании человека, вы сможете передать образ человека, включить этот образ в задуманную композицию.
Мы рекомендуем не задумывать сложных композиций с человеческой фигурой,- это непосильная задача. Вы можете включить человеческую фигуру в рисунок города, попытаться нарисовать несложные сценки из жизни детей: прогулки, катание с гор, на лыжах, труд и т. д.
Передача простых движений фигуры в рисунке не означает их однообразия. Нужно стремиться к передаче пластичных выразительных движений. В этом вам поможет постоянное наблюдение и рисование человека в различных положениях.
К задуманной композиции предварительно сделайте эскиз, наметив расположение деревьев, домов, фигурки детей в движении, падающий снег. Здесь же найдите красивое цветовое решение. При изображении зимнего пейзажа, если взята белая бумага, она передаст основной фон рисунка — белый снег, черными и серыми изобразите деревья, яркими пятнами в этой композиции — одежду детей. Падающие снежинки на фоне белого снега будут казаться голубоватыми.
Начните с простых композиций, а затем перейдите к более сложным.
Советуем вам поработать над композицией на тему «Катание с гор». В создании этой композиции вам помогут наброски и рисунки человека в профильном положении. В этой композиции можно передать простые, но разнообразные движения человека в профиль: одни дети сидят на санках, откинувшись назад, другие подались вперед. Часть детей едет с горы на лыжах, ноги их согнуты в коленях, фигуры устремлены вперед. Несколько фигурок можно нарисовать во фронтальном положении. Это, очевидно, будут фигуры детей, стоящих у горы и смотрящих на катающихся. Продумайте расположение фигур на листе, чтобы рядом стоящие фигуры не повторяли одинакового движения. Иначе возникнет некоторое однообразие, и рисунок не будет смотреться интересно. Подумайте о цветовом решении композиции, хорошо выполнить ее на цветном фоне.
Композиция может быть выполнена на длинном листе бумаги в форме фриза, тогда можно использовать ее как оформление детской комнаты или уголка к новогоднему празднику.
Попробуйте выполнить и другую композицию: дети гуляют в лесу или на лугу. Здесь фигурки детей также будут находиться в разных положениях. Одни из них идут, другие могут наклониться, чтобы сорвать грибок или цветок, третьи остановились и смотрят, при этом кто-то стоит в профиль, кто-то в фас. Не забудьте о композиционном и цветовом решении рисунка.
Подумайте и поищите сами решение других композиций, где бы были изображены люди в движении.
Интересно и полезно сделать несколько композиций на сюжеты литературных произведений: сказок, стихов, рассказов. При выборе сюжета нужно, с одной стороны, думать о доступности изображения — с другой, о выразительности. В сюжете важно определить узловой момент. Работая над эскизом, выделите главное в композиционном и цветовом отношении.
В создании композиций используйте все, чему вы научились, рисуя деревья, животных, дома и т. д. (илл. 25).
Илл. 25. В. Н. Сигорский. Первый снег
Предложенные в книге задания объединены по содержанию, но это не значит, что нужно сначала прорисовать растения и только потом переходить к животным и т. д. Работа должна идти параллельно. Например, прорисовав растения карандашом и черной акварелью, вы можете порисовать рыбок, затем растения в цвете и т. д.
Однако надо учитывать сложность изображения некоторых предметов, не следует, например, начинать с рисования человека и животных. Кроме того, в каждой теме есть простые и сложные задания. Начинайте с более легких. Например, нарисовать несложную по конструкции ветку легче, чем дерево.
В жизни вас окружает великое множество предметов, разнообразных по форме, строению, пропорциям. Мы даем основные принципы изображения предметов по группам (растения, животные, человек, конструктивные предметы); усвоив эти принципы, вы сможете нарисовать любой объект, относящийся к той или иной группе.
В заданиях невозможно сказать о рисовании каждого предмета, да это и не нужно. Ваша задача заключается в том, чтобы, прорисовав некоторые предметы, понять принцип рисования определенной группы, что очень важно и для работы с детьми, так как и детей нужно учить принципам изображения. Так, понаблюдав и прорисовав несколько птиц, вы поймете их форму, строение, пропорции тела и частей, принцип изображения. После этого вам легче будет нарисовать любую птицу для показа детям. Перед рисованием некоторых предметов (овощей, фруктов, животных, человека) советуем вам полепить их. Это поможет разобраться в предмете, выделить его форму, пропорции, конструкцию и облегчит передачу этих свойств предмета в рисунке.
Для успешного овладения рисованием необходимо выбирать для изображения разные по форме, конструкции и цвету предметы, а также разнообразить технику рисунка. Работа разными материалами подсказывает различные изобразительные средства. Введение нового материала заставляет по-иному воспринимать знакомые предметы. Например, интересно после рисования предмета черной акварелью изобразить его в цвете. Если в первом случае вы поставили перед собой задачу передать силуэт предмета, то во втором возникает задача передать цветовые отношения.
Сделав несколько рисунков на одну тему, просмотрите их, что получилось удачно, а что не удалось; попробуйте найти ошибки. Анализ работ нужно вести в определенной последовательности. Если это отдельный предмет, посмотрите, хорошо ли вы расположили его на листе, а если композиция, то правильное ли их взаимное расположение. Затем обратите внимание, как вы передали основную форму предмета, форму его частей, их расположение по отношению друг к другу, пропорции. Теперь перейдите к анализу рисунков по цвету, правильно ли вы нашли основной цвет предмета, хорошо ли найдены цветовые отношения. Если это композиция по замыслу, подумайте, удалось ли передать замысел.
Замеченные ошибки старайтесь не повторять в последующей работе.
Все выполненные вами рисунки необходимо хранить. Удачные будут нужны для работы с детьми, а неудачные помогут разобраться в ошибках, проследить свой рост.
Рисунки необходимо систематизировать, проставляя дату выполнения. Хранить их следует в папке, не свертывая и не складывая.
Полезно накапливать и систематизировать иллюстрированный материал, который вам пригодится для работы, репродукции произведений художников, книжные иллюстрации.
Обогащая свое восприятие наблюдениями, окружающего и впечатлениями от него, воспитатель должен обратиться и к изучению искусства. Знакомство с искусством повысит культуру воспитателя, поможет ему увидеть мир глазами художника, разовьет восприятие, наблюдательность. Необходимо обратиться к изучению не только станкового, но и декоративно-прикладного искусства, его законов и особенностей. Знание искусства поможет воспитателю найти пути и средства ознакомления детей с доступными их пониманию произведениями. В нашей стране устраивается масса выставок по изобразительному искусству, необходимо посещать их, читать книги по искусству.
Источник
Пропорции человека. Для рисующих и прочих :)))
Особенности изображения людей разного возраста, пола, расы.
1. Пропорции человека
Древнейшие
данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице
пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен ученые и
художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела.
Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев,
каноны Древней Греции и Рима. Пропорции изучали: Поликлет, канон,
которого долгое время был общепризнанным, Альберти, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Дюрер. В этих исследованиях размеры человеческого тела
определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы.
Человеческое тело имеет следующие пропорции:
- длина
четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть
ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека; - четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека;
- если
вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14
человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние
пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела,
равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок; - пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник;
- размах разведенных рук будет равен росту;
- расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста;
- расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста;
- расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7 роста;
- расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста;
- наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста;
- расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8;
- длина всей руки — это 1/10 роста;
- начало гениталий находится как раз посредине тела;
- стопа — 1/7 часть роста;
- расстояние
от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от
коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста; - расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.
При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще всего используется голова.
2. Ребенок. Рост и пропорции тела
Разница
в строении тел младенца и взрослого человека достаточно очевидна,
однако происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первого
взгляда может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообще
ничем не различаются. На самом деле существует целый ряд отличий,
которые должны учитываться.
Новорожденный
отличается от взрослого человека относитель но короткими конечностями,
большим туловищем и большой голо вой. Высота головы новорожденного
составляет 1/4 длины тулови ща, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12
лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост
конечностей уско ряется. До начала периода полового созревания половые
различия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период полового
созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а
таз уже, чем у девушек.
Можно отметить три периода различия пропорций между дли ной и
шириной тела: от 4 до б лет, от б до 15 лет и от 16 лет до взрослого
состояния.
Пропорции частей тела ребенка и взрослого также различаются. У
ребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего возраста
геометрический центр тела находится в районе пупка, в то время как
геометрический центр тела взрослого человека расположен вблизи
промежности. Под геометрическим центром здесь подразумевается точка
половинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого человека
приблизительно равна расстоянию от промежности до макушки. Ноги младенца
еще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе движения,
поэтому они имеют относительно меньшую длину.
3. Ребенок. Черты лица
Ниже приводятся правила, следуя которым в процессе лепки головы ребенка, можно избежать неточностей.
- Лицо
младенца мало по сравнению с размерами его головы. Если глаза взрослого
человека лежат на средней горизонтальной линии головы, то глаза ребенка
расположены ниже аналогичной линии. - Нижняя
челюсть младенца расположена почти горизонтально вдоль нижнего края
черепа. В процессе роста челюсть отклоняется вниз, в результате голова
становится более вытянутой. - У младенца маленький подбородок.
- Нос
младенца обычно невелик и вздернут вверх, что дает ему возможность
свободно дышать во время кормления. Переносица младенца более плоская,
чем у взрослого. - Задняя
сторона головы младенца сильнее выступает по отношению к тыльной
стороне шеи, чем у взрослого человека, при этом шея младенца гораздо
тоньше шеи взрослого. (Настолько тоньше, что новорожденному младенцу
обычно даже не хватает сил поддерживать свою собственную голову.) - Поскольку
у ребенка размер лица относительно головы меньше, чем у взрослого,
кажется, что глаза ребенка отстоят друг от друга на большее расстояние. - Радужная
оболочка глаза ребенка выглядит большой по сравнению с глазом
взрослого. В действительности радужная оболочка новорожденного имеет
практически тот же размер, что и у взрослого человека, а вот глаза
младенца раскрываются в меньшей степени. В процессе роста ребенка его
глаза становятся все шире и шире, и кажется, что диаметр радужных
оболочек уменьшается. - Ресницы
у ребенка кажутся более длинными, чем у взрослого. Это опять-таки
происходит по причине различий в относительных размерах лиц. - Брови ребенка тоньше.
- Верхняя
губа ребенка имеет характерное отличие, из-за которого ее даже называют
«молочной губой», представляющее собой маленький выступ в центре. - Губы ребенка выглядят более пухлыми и выпуклыми и имеют в уголках значительные ямочки.
- Подбородок ребенка меньше, а его щеки — круглее, чем у взрослого.
- Самое
характерное для детского лица-это большой лоб, маленький нос и
подбородок и большие глаза(я имею в виду радужку и зрачек,так как само
яблоко может быть не сильно видно). Глазное яблоко-это единственная
часть нашего организма,которая не растет. И в сравнении с детскими
пропорциями лица радужки кажутся большими, а на взрослом лице меньше.
Лоб у ребенка может занимать чуть ли не половину лица.А нос где-то
половину лба. Можете даже проверить. Нарисуйте овал, приближенный к
кругу,разделите его пополам и на нижней половине нарисуйте лицо с
маленьким носом. Уже автоматически получится ребенок. А если овал
вытянуть,глаза переместите выше,нос удлинить, получится взрослый.
- Изображая
детское личико нужно стремиться к нежным тонам. Никаких угловатых
линий, темных резких теней. У ребенка все обтекаемо и округло. Бровки
еле заметны (если, конечно, ребенок не жгучий брюнет).
У взрослого лица классические пропорции такие:лоб, нос и нижняя часть
лица примерно равны. А уж форма носа глаз и прочее-это уже кому как
угодно.
Это сухая теория.В искусстве нет ограничений.Но все должно подчиняться
заложенной идее, выявлять образ и характер. Можно сделать и ребенка со
старческим лицом,и инфантильного взрослого, лишь бы все было оправдано
задумкой.
С
возрастом в теле человека происходит множество необратимых процессов.
Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые диски стареют и
становятся тоньше. Различные возрастные болезни, типа остеопороза,
вызывают сжатие и деформацию самих костей, в особенности позвонков.
Позвоночник искривляется, человек становится сгорбленным.
Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается,
возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки. В
результате этих процессов рост человека может сократиться на величину от
половины до целой высоты головы. Такие изменения ведут к тому, что
фигура человека приобретает болезненный вид.
6. Мужчины и женщины. Различия фигур
Основные
различия наблюдаются в пропорциях и массе. Кроме того, существуют
небольшие отличия в строении скелета, например, в тазовой области. Как
правило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше,
чем у мужчины.
Источник
Пропорции человека для рисования. Пропорции лица и фигуры человека
Тому, кто хочет научиться рисовать фигуры и лица людей, потребуется время, чтобы изучить основные пропорции человека для рисования карандашом или ручкой. Фигура человека является одной из сложнейших структур в природе, а изображение ее имеет огромное количество вариаций. И, естественно, не стоит испытывать чувство разочарования, если что-то не получается с первого раза. Опыт приходит со временем.
Пропорции головы и тела человека, теория рисования
Естественно, пропорциям человека свойственно меняться, но в процессе обучения нужно останавливаться на классической фигуре, которая в измерении равна именно восьми головам. Несмотря на то что в природе рост человека приблизительно на половину головы меньше, на практике такое измерение неудобно при расчетах.
Но прежде всего необходимо помнить, что набросок – это не построение какой-либо схемы, и невозможно вычислить в миллиметрах или сантиметрах каждую часть тела человека и перенести эти размеры на бумагу. Главный инструмент художника – это его глаза и карандаш.
Использование головы в виде единицы измерения, конечно, очень удобно, но необходимо также научиться пользоваться собственным глазомером. Это также поможет соблюдать все пропорции человека. Для рисования фигуры человека изначально стоит ознакомиться с основной теорией построения наброска, которая поможет правильно воссоздать структуру человеческого тела.
Создание особенного графика для рисунка
Для того чтобы правильно соблюсти все пропорции фигуры человека, рисование необходимо начинать с создания графика. Именно по нему потом будут выравниваться суставы, а также вырисовываться мышечная структура тела. И все это независимо от пола человека.
График разделяется на восемь равных частей, где первая будет состоять из головы. Это измерение было установлено еще в эпоху Возрождения и является идеальным для создания необходимой пропорции человека. Для рисования людей всегда использовался средний рост, который и был равен восьми головам.
Первая часть рисунка, состоящая из наброска: графика
Итак, нужно изобразить овальную или яйцевидную форму с заостренным концом снизу в первой части представленного графика. Далее, между отметками 3 и 4 добавить тазовую кость, а также тазобедренные суставы. Их ширина приблизительно составляет полторы или две ширины головы. А теперь можно изобразить позвоночник, который соединяет таз с головой. Это важнейшая часть тела человека. Центр тяжести и стабильности.
Дальнейшее рисование человека, пропорции тела которого тщательно соблюдаются при помощи графика, переходит к ногам и коленям. На отметке 6 располагаются коленные суставы. Причем необходимо отметить: чтобы на более позднем этапе наброска или рисунка правильно расположить мышцы ноги, линия, которая соединяет коленный сустав с бедром, должна быть внутренней, а та, что идет к стопе, внешней. Это и есть естественный вид человеческой ноги.
Осиная талия и плечевые суставы человека
Следующая часть наброска – это грудная клетка, которая также состоит из овала, и он по своим размерам равен тазу. Но стоит отметить, что он словно обрублен в нижней своей части. Именно это поможет создать в дальнейшем плоский живот для мужской фигуры или осиную талию для женской, а может быть, даже подчеркнуть жировые складки.
Линия плеча находится приблизительно на полпути между отметками один и два, а ширина составляет от двух до трех головных. Видимое положение плеч может меняться, и от этого зависит очень многое. Это могут быть слегка изогнутые вниз или находящиеся в напряжении плечевые суставы. Тогда и линия будет выглядеть уже по-другому, она будет чуть выше.
Линия плеча очень индивидуальна, она помогает изобразить на следующих этапах рисунка либо мускулистую шею, либо длинную женскую, или вообще подчеркнуть, что у человека отсутствует шея, утопая в складках жира.
Набросок руки и кисти
И, наконец, можно приступить к запястьям, которые расположены на отметке 4, чуть ниже тазобедренной части. Каждый человек может убедиться в этом, проверив на себе, встав ровно и расположив руки напротив бедер. Пальцы же заканчиваются приблизительно на середине бедра. Локтевые суставы располагаются на уровне талии на отметке 3.
Так при помощи простого графика были соблюдены все основные пропорции человека. Для рисования туловища сбоку также необходимо использовать такую простую схему. Тогда с каждым последующим наброском туловище человека будет выглядеть все точнее и естественнее. Ну и со временем можно будет совсем отказаться от подобного графика, используя только простые наброски. В основном это зависит от того, сколько времени человек уделяет рисованию. Чем больше упражняться, тем быстрее станет развит глазомер, и необходимость в подобных построениях отпадет сама собой.
Структура внешности
А для того чтобы соблюсти все пропорции лица человека, для рисования необходимо использовать несколько основных правил. В овале, который изображает голову, проводятся прямая горизонтальная и вертикальная линии. Они должны делить будущее лицо на равные доли. Верхняя часть овала – это лобная. Глаза располагаются точно посередине головы.
Основная ошибка начинающих художников состоит в том, что глаза зачастую располагаются в верхней части головы. Это неправильно и не соответствует пропорции лица человека. Для рисования следует опять-таки использовать среднестатистическую внешность. В природе, естественно, можно встретить людей, которые могут обладать непропорциональной фигурой или нестандартной внешностью.
Голова человека и части лица
Структура внешности каждого человека очень индивидуальна. Но на начальных этапах рисования лучше всегда использовать стандартные размеры и пропорции. Рисование головы человека, пропорции лица также строятся при помощи небольшого графика. Определив на нем расположение глаз, следует провести линию, на которой будет располагаться нос.
Он находится ровно посередине между линией глаз и подбородком. Рот располагается между линией носа и подбородком, а кончики губ всегда пропорциональны глазным зрачкам. И если провести визуальные прямые линии, глядя в зеркало, каждый человек может убедиться в этих пропорциях.
И, наконец, уши. Они расположены между линией глаз и носа. Естественно, бывают ушки маленькие, аккуратные, а бывают, как многие называют такую часть головы, «лопухи». И, тем не менее, расположение их все равно находится в этой же точке. Так, следуя несложным правилам, можно легко научиться передавать на бумаге основные черты лица человека или его фигуру.
Источник
Пропорции фигуры человека. Идеальные пропорции женщины, мужчины, детей, стариков
Пропорции фигуры человека
Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, представленном ниже.
К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом. Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.
В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения « идеальной фигуры«. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным, т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей, которых мы видим вокруг нас.
Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров, так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции.
Источник
Идеальные пропорции тела
Павел Спасибухов
Эксперт в тренировках и бодибилдинге / Опубликовано
Поделиться этой страницей
Человек всегда стремился к совершенству и идеалу, к тому, чтобы стать лучше, двигаться вперед и развиваться. Это касается всех сфер деятельности человека, будь то интеллектуальные способности или внешний вид, о нем мы и поговорим в этой статье.
На протяжении веков идеальные представления о мужских и женских фигурах неоднократно изменялись, но попытки измерить человеческое тело и вычислить его пропорции предпринимались постоянно. Во все времена мужчина имел образ сильного, мускулистого и выносливого человека, это красноречиво демонстрируют античные статуи. Уже в те времена довольно неплохо был развит атлетизм и проводились состязания по физической силе и ловкости.
Немного истории
Первые попытки изобразить идеальные пропорции тела были предприняты еще в Древней Греции скульптором Поликлетом. Идеалы мужской красоты были воплощены в статуе под названием Дорифор (Копьеносец). Пропорции статуи были представлены в цифровом соотношении: согласно Поликлету голова составляла 1/8 часть роста, кисть руки и лицо — 1/10, а ступня — 1/6. При этом образ Дорифора отображал не только грубую мужскую силу, но еще и олицетворял здоровье, энергичность и изящество.
В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи изобразил в качестве рисунка обнаженного мужчину в двух позициях, наложенных одна на другую: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанного в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанного в квадрат. В этом рисунке автор воплотил свои представления об идеальных пропорциях человека: рост должен равняться длине распростертых в стороны рук, ширина плеч равна двукратной ширине головы и т.п.
Однако первый конкурс красоты мужского тела и атлетического сложения был проведен аж в 1901 году в Англии, его основателем выступил Евгений Сандов – циркач, имевший отличную фигуру и поразительную силу. Помимо этого он пропагандировал здоровый образ жизни, стал автором методик по развитию тела и открыл сеть салонов для занятий физической культурой. Именно этот атлет показал широкой публике красоту мужского тела и то, как физическими упражнениями можно менять пропорции в требуемую сторону, наращивая мускулы в нужных местах. Пожалуй этот момент можно считать зарождением телостроительства – бодибилдинга.
Идея построения красивого тела обрела популярность намного позднее, уже в послевоенный период. В 1946 году братья Вейдеры начали активно продвигать идею красивого и мускулистого тела в массы и основали международную федерацию бодибилдинга (IFBB), а в 1965 году организовали конкурс Мистер Олимпия. В атлетах бодибилдинга воплотились идеалы греческих скульптур, их симметрия, пропорции и мускулистость. Атлет должен был выглядеть поджарым, без лишнего жира и выпирающего живота, иметь широкие плечи, конусообразную спину, узкую талию и таз, обладать развитыми ногами.
Расчёт идеальных пропорций
Таблица Джо Вейдера
Для более точной оценки пропорций предлагалось несколько формул, основанных на измерениях собственного тела. Например, Джо Вейдер предлагает собственную таблицу идеальных пропорций. Выглядит она следующим образом:
В/Р | Шея | Руки | Предплечья | Грудь | Талия | Таз | Бедро | Голень |
0.34 | 35.6 | 33.3 | 27.7 | 92.5 | 69.3 | 83.3 | 50.0 | 33.3 |
0.36 | 36.8 | 34.5 | 28.7 | 96.3 | 72.1 | 86.6 | 51.8 | 34.5 |
0.39 | 38.1 | 35.8 | 30.0 | 99.8 | 74.7 | 89.7 | 53.8 | 35.8 |
0.42 | 39.6 | 37.1 | 31.0 | 103.4 | 76.2 | 93.0 | 55.9 | 37.1 |
0.44 | 40.9 | 38.4 | 32.0 | 106.9 | 80.3 | 96.3 | 57.7 | 38.4 |
0.47 | 42.4 | 39.9 | 33.3 | 110.5 | 82.8 | 99.6 | 59.7 | 39.9 |
0.50 | 43.7 | 41.1 | 34.3 | 114.3 | 85.6 | 102.9 | 61.7 | 41.1 |
0.53 | 45.2 | 42.4 | 35.3 | 117.9 | 88.4 | 105.9 | 63.5 | 42.4 |
0.57 | 46.5 | 43.9 | 36.6 | 121.9 | 91.4 | 109.7 | 65.8 | 43.9 |
0.60 | 47.8 | 45.2 | 37.6 | 125.5 | 94.2 | 113.0 | 67.8 | 45.2 |
Для начала надо разделить свой вес на рост, полученную цифру найти в крайней левой колонке и вычислить идеальные пропорции для себя. По мнению Джо Вейдера в идеале пропорции культуристов должны соответствовать данной таблице.
Формула Джона Маккалума
Помимо таблицы Джо Вейдера существуют и иные формулы для расчета пропорций. Например, формула Джона Маккалума, которая построена на измерении окружности запястья. Предполагается, что толщина запястья тесно связана с размерами всех костей человека. Однако, иногда встречаются люди, у которых нижняя половина скелета более массивная, чем верхняя и наоборот, поэтому пропорции могут различаться. Если обхват запястья умножить на 6,5, то мы получим обхват груди, от окружности которой можно рассчитать окружности остального тела. На основании этой формулы вырисовываются следующие закономерности:
- Обхват талии составляет 70% от обхвата груди
- Обхват бедер составляет 85% от окружности груди
- Одно бедро равняется 53% обхвата груди
- Шея будет составлять 37% от груди
- Обхват руки равен около 36% окружности груди
- Голени будут составлять 34% груди
- Предплечье равняется 29% от груди
Таблица Марселя Руэ
По версии Марселя Руэ мы получаем такую таблицу пропорций:
Рост | Вес | Руки | Шея | Грудь | Талия | Бедро | Голень |
165 | 65 | 35 | 35 | 105 | 75 | 55 | 35 1 |
166 | 65,5 | 35,5 | 35,5 | 106 | 76 | 55,5 | 35,5 |
167 | 68 | 36 | 36 | 107 | 77 | 56 | 36 |
168 | 69,5 | 36,5 | 36,5 | 108 | 78 | 56,5 | 36,5 |
169 | 71 | 37 | 37 | 109 | 79 | 57 | 37 |
170 | 72,5 | 37,5 | 37,5 | 110 | 80 | 57,5 | 37,5 |
171 | 74 | 38 | 38 | 111 | 81 | 58 | 38 |
172 | 75,5 | 38,5 | 38,5 | 112 | 82 | 58,5 | 38,5 |
173 | 77 | 39 | 39 | 113 | 83 | 59 | 39 |
174 | 78,5 | 39,5 | 39,5 | 114 | 84 | 59,5 | 39,5 |
175 | 80 | 40 | 40 | 115 | 85 | 60 | 40 |
176 | 81,5 | 40,5 | 40,5 | 116 | 86 | 60,5 | 40,5 |
177 | 83 | 41 | 41 | 117 | 87 | 61 | 41 |
178 | 84,5 | 41,5 | 41,5 | 118 | 88 | 61,5 | 41,5 |
179 | 86 | 42 | 42 | 119 | 89 | 62 | 42 |
180 | 87,5 | 42,5 | 42,5 | 120 | 90 | 62,5 | 42,5 |
181 | 89 | 43 | 43 | 121 | 91 | 63 | 43 |
182 | 90,5 | 43,5 | 43,5 | 122 | 92 | 63,5 | 43,5 |
183 | 92 | 44 | 44 | 123 | 93 | 64 | 44 |
184 | 93,5 | 44,5 | 44,5 | 124 | 94 | 64,5 | 44,5 |
185 | 95 | 45 | 45 | 125 | 95 | 65 | 45 |
В этом случае расчет производится по росту человека, а не по его обхвату запястья. Размеры талии по этой таблице пропорций несколько выше, чем остальные, можно предположить, что Руэ является приверженцем античных пропорций.
Примечание
Во всех приведенных выше таблицах пропорциональности длина конечностей должна быть соразмерна друг с другом. Например, длина ног и туловища должна быть одинаковой, лучше, чтобы ноги были чуть длиннее торса, чем наоборот. Руки тоже не должны быть слишком длинными или слишком короткими. Обхваты шеи, рук и голени должны быть одинаковыми.
Все измерения проводятся гибкой измерительной лентой, обычно утром натощак. Взвешиваться следует после посещения уборной, а измерять обхваты нужно «на холодную», то есть, без предварительно разогрева упражнениями. Измерительную ленту следует прикладывать плотно, без провисаний, но и без сильного стягивания.
- Запястье измеряют при руке, согнутой в кулак, чуть выше косточки в самом тонком месте.
- При замерах окружности шеи голову нужно держать прямо, измерять срединную поперечную линию шеи.
- Предплечье измеряют при вытянутой руке, собранной в кулак.
- Обхват рук измеряют в напряженном состоянии, в самом широком месте, по пику бицепсов.
- Окружность груди измеряют в положении стоя по линии сосков, без напряжения мышц груди и спины, без глубокого вдоха или выдоха, руки свободно опущены вдоль тела.
- Талию измеряют в самом узком месте, без втягивания живота.
- Окружность таза измеряют по ягодицам, в самом широком месте.
- Обхват бедра измеряют при напряженной ноге прямо под ягодицами7
- Голень измеряют стоя в напряженном состоянии, поднявшись на носки, в самом широком месте.
- Щиколотку измеряют в самом узком месте, чуть выше стопы.
Места измерений показаны на изображении:
Конечно, никто не заставляет вас до миллиметра соответствовать всем таблицам пропорциональности, да это и нереально. Все люди разные, у одних более массивный скелет и широкая талия, у других наоборот. Несмотря на разницу в телосложении нужно стремиться к широким плечам и узкой талии при минимальном количестве жира. С помощью физических упражнений можно, подобно скульптору, создавать свое тело, добавляя мышцы в нужных местах и убирать лишнее. Это те переменные, которые делают фигуру атлетичной и приближают ее к идеалу.
Источник