Меню

Классификация силы ветра таблица

Шкала Бофорта — Beaufort scale

Шкала Бофорта / б oʊ е ər т / представляет собой эмпирический показатель , который имеет отношение скорости ветра к наблюдаемым условиям на море или на суше. Полное ее название — шкала силы ветра Бофорта .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Расширенная шкала
  • 2 Современная шкала
  • 3 Погодная шкала
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Шкала была изобретена в 1805 году ирландским гидрографом Фрэнсисом Бофортом (позже контр-адмиралом ), офицером Королевского флота , во время службы на HMS Woolwich . Шкала, носящая имя Бофорта, прошла долгую и сложную эволюцию от предыдущих работ других (включая Даниэля Дефо за столетие до этого) до того времени, когда Бофорт был гидрографом военно-морского флота в 1830-х годах, когда она была официально принята и впервые использовалась во время плавания HMS. Бигль под командованием капитана Роберта Фицроя, который позже основал первое метеорологическое бюро (Метеорологическое бюро) в Великобритании, дающее регулярные прогнозы погоды. В 18 веке военно-морские офицеры проводили регулярные наблюдения за погодой, но стандартной шкалы не было, и поэтому они могли быть очень субъективными — «сильный ветерок» для одного человека мог быть «мягким ветерком» для другого. Бофорту удалось стандартизировать шкалу.

Первоначальная шкала из тринадцати классов (от нуля до двенадцати) не относилась к числам скорости ветра, а связывала качественные ветровые условия с воздействием на паруса фрегата , в то время главного корабля Королевского флота , от «достаточно, чтобы дать рулевое управление» до « то, чего не выдерживают никакие парусиновые паруса «.

Шкала была сделана стандартом для записей в судовых журналах судов Королевского флота в конце 1830-х годов и была адаптирована для неморского использования с 1850-х годов с номерами шкалы, соответствующими вращению чашечного анемометра . В 1853 году шкала Бофорта была принята как общеприменимая на Первой международной метеорологической конференции в Брюсселе .

Читайте также:  Болт din 933 размеры таблица

В 1916 году, чтобы учесть рост мощности пара, описания были изменены на то, как ведет себя море, а не паруса, и распространены на наземные наблюдения. Вращение для масштабных чисел было стандартизировано только в 1923 году. Джордж Симпсон , CBE (позже сэр Джордж Симпсон), директор Метеорологического управления Великобритании , был ответственен за это и за добавление наземных дескрипторов. Спустя несколько десятилетий эти меры были немного изменены, чтобы повысить их полезность для метеорологов . В настоящее время метеорологи обычно выражают скорость ветра в километрах или милях в час или, для морских и авиационных целей, в узлах ; но терминология шкалы Бофорта все еще иногда используется в прогнозах погоды для судоходства и в предупреждениях о суровой погоде, передаваемых населению.

Расширенная шкала

Шкала Бофорта была расширена в 1946 году, когда были добавлены силы с 13 до 17. Однако силы с 13 по 17 предназначались только для особых случаев, таких как тропические циклоны . В настоящее время расширенная шкала используется только на Тайване и в материковом Китае, которые часто страдают от тайфунов . На международном уровне в Наставлении ВМО по морскому метеорологическому обслуживанию (издание 2012 г.) шкала Бофорта определяется только до 12 баллов, и рекомендации по использованию расширенной шкалы отсутствуют.

Скорость ветра по шкале Бофорта 1946 года основана на эмпирическом соотношении :

v = 0,836 B 3/2 м / с

Где v — эквивалентная скорость ветра на высоте 10 метров над поверхностью моря, а B — число по шкале Бофорта. Например, B = 9,5 соответствует 24,5 м / с, что соответствует нижнему пределу «10 баллов по шкале Бофорта». Используя эту формулу, максимальная сила ветра ураганов будет равна 23 баллам по шкале.

Торнадо F1 по шкале Фудзита и T2 TORRO также начинаются примерно в конце уровня 12 по шкале Бофорта, но являются независимыми шкалами — хотя значения ветра по шкале TORRO основаны на законе степени 3/2, связывающем скорость ветра с силой Бофорта. .

Высота волн на шкале соответствует условиям в открытом океане, а не на берегу.

Современные масштабы

Шкала Бофорта не является ни точной, ни объективной шкалой; он был основан на визуальном и субъективном наблюдении за кораблем и морем. Соответствующие интегральные скорости ветра были определены позже, но значения в разных единицах никогда не были эквивалентны.

Эта шкала используется в программе « Прогнозы судоходства», транслируемой на радио BBC Radio 4 в Соединенном Королевстве, и в «Прогнозе морского района» от Мет-Эйрианна , ирландской метеорологической службы. Компания Met Éireann выдает «Предупреждение для малых судов», если ожидается ветер силой 6 баллов по шкале Бофорта (средняя скорость ветра превышает 22 узла) на расстоянии до 10 морских миль от берега. Другие предупреждения выпускаются Met Éireann для прибрежных вод Ирландии, которые считаются простирающимися на 30 миль от береговой линии, и Ирландского моря или его части: «Предупреждения о штормах» выпускаются, если ожидается ветер силой 8 баллов по шкале Бофорта; «Предупреждения о сильном шторме» выдаются, если ожидается ветер силой 9 баллов по шкале Бофорта или частые порывы скоростью не менее 52 узлов .; «Предупреждения о штормовой силе» выдаются, если ожидаются сильные порывы ветра 10 баллов по шкале Бофорта или частые порывы со скоростью не менее 61 узла; «Предупреждения о сильной штормовой силе» выдаются, если ожидаются сильные порывы ветра 11 баллов или частые порывы не менее 69 узлов; «Предупреждения о урагане» выдаются, если ожидается ветер более 64 узлов.

Эта шкала также широко используется в Нидерландах, Германии, Греции, Китае, Тайване, Гонконге, Мальте и Макао, хотя и с некоторыми различиями между ними. Тайвань использует шкалу Бофорта с указанным выше расширением до 17. Китай также перешел на эту расширенную версию без предварительного уведомления утром 15 мая 2006 года, и расширенная версия была немедленно использована для тайфуна Чанчу . Гонконг и Макао сохраняют максимум 12 сил.

В Соединенных Штатах ветер силой 6 или 7 баллов выдает предупреждение для малых судов , при ветре силой 8 или 9 баллов выдается предупреждение о шторме , а сила ветра 10 или 11 баллов — о шторме ( вместо этого выдается « предупреждение о тропическом шторме ». из двух последних, если ветры связаны с тропическим циклоном ), и силой 12 баллов — предупреждение о ветре ураганной силы (или предупреждение об урагане, если оно связано с тропическим циклоном). Набор красных предупреждающих флажков (дневной свет) и красных сигнальных огней (ночное время) отображается на береговых предприятиях, что совпадает с различными уровнями предупреждения.

В Канаде прогнозируемые морские ветры от 6 до 7 обозначаются как «сильные»; От 8 до 9 «штормовая сила»; От 10 до 11 «штормовая сила»; 12 «ураганная сила». Соответствующие предупреждения о ветре выпускаются Метеорологической службой Канады по окружающей среде: предупреждение о сильном ветре, предупреждение о шторме (сильном ветре), предупреждение о шторме (сильном ветре) и предупреждение о ветре ураганной силы. Эти обозначения были стандартизированы на национальном уровне в 2008 году, тогда как «слабый ветер» может относиться к 0–12 или 0–15 узлов, а «умеренный ветер» — от 12 до 19 или от 16 до 19 узлов, в зависимости от региональных обычаев, определения или практики. До 2008 года Министерство охраны окружающей среды Канады называлось «предупреждение о сильном ветре» как «предупреждение для малых судов», как и в американской терминологии. (Великие озера у Канады и США общие.)

Шкала погоды

Имя Бофорта также было добавлено к шкале Бофорта для сообщений о погоде:

Символ Интерпретация
б голубое небо
c отдельные облака
d моросящий дождь
ж туман
грамм темный, мрачный
час град
л молния
м туманный (туманный)
о пасмурная погода
п проливной дождь
q шквалистый
р дождь
s снег
т гром
ты уродливый (угрожающий)
v видимость (необычная прозрачность)
ш мокрый, роса

В этой шкале погода может быть представлена ​​как «sc» для снега и отдельных облаков или «grq» для темноты, дождя и шквала.

Источник



ШКАЛА БОФОРТА

Шкала силы ветра, известная как шкала Бофорта, предназначена для оценивания скорости ветра по состоянию водной поверхности. Шкала была разработана в 1805-1806 годах адмиралом военно-морских сил Великобритании сэром Фрэнсисом Бофортом, очень удачно усовершенствовавшим шкалу, существовавшую до него. Позднее подобная шкала была разработана и для суши. Спустя век, шкалу Бофорта формализовали, связав скорость ветра V (миль в час) с числом Бофорта B (баллом) простым соотношением:

Состояние водной поверхности, по которому оценивается сила ветра, зависит от стадии развития волнения и многих других факторов, таких как температура воды, погода, тип волнения и т.п. Более того, шкала Бофорта применима для некоторых районов (например, озера Байкал) с определенными оговорками. На Байкале ветры, соответствующие числу Бофорта 12, бывают, а волны высотой 11 метров – нет. Частично это объясняется тем, что вода в Байкале пресная, что при равной длине разгона волн даёт в полтора раза меньшую максимальную высоту волн, чем в солёных морях.

0 баллов — штиль

Зеркально гладкое море, практически неподвижное. Волны практически не набегают на берег. Вода больше похожа на тихую заводь озера нежели на морское побережье. Над поверхностью воды может наблюдаться дымка. Край моря сливается с небом так, что границы не видно. Скорость ветра 0-0,2км/час.

1 балл — тихий

На море легкая рябь, пены на гребнях нет. Высота волн достигает до 0,1 метра. Море по-прежнему может сливаться с небом. Чувствуется легкий, почти незаметный ветерок. Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру. Листья деревьев неподвижны. Парусное судно начинает немного двигаться.

2 балла — легкий

Небольшие волны, высотой не более 0,3 метра, гребни гладкие и без разрыва. Скорость ветра 1,6-3,3 м/с, его можно почувствовать лицом, шуршат листья, ветер вращает обычные вертушки. При таком ветре флюгер начинает двигаться. Ветер наполняет паруса судов, которые начинают двигаться со скоростью 1-2 узла.

3 балла — слабый

Скорость ветра 3,4-5,4 м/с. Легкое волнение на воде, изредка появляются барашки. Средняя высота волн до 0,6 метров. Хорошо заметен слабый прибой. Флюгер крутится без частых остановок, колышатся листья на деревьях. Парусные суда начинают крениться и двигаются примерно со скоростью 3-4 узла.

Источник

Классификация силы ветра, волнения на море и видимости

ИА Neftegaz.RU. Классификация силы ветра, волнения на море и видимости.

0 баллов — штиль
Зеркально гладкое море, практически неподвижное. Волны практически не набегают на берег. Вода больше похожа на тихую заводь озера нежели на морское побережье. Над поверхностью воды может наблюдаться дымка. Край моря сливается с небом так, что границы не видно. Скорость ветра 0-0,2 км/час.

1 балл — тихий
На море легкая рябь. Высота волн достигает до 0,1 метра. Море по-прежнему может сливаться с небом. Чувствуется легкий, почти незаметный ветерок.

2 балла — легкий
Небольшие волны, высотой не более 0,3 метра. Скорость ветра 1,6-3,3 м/с, его можно почувствовать лицом. При таком ветре флюгер начинает двигаться.

3 балла — слабый
Скорость ветра 3,4-5,4 м/с. Легкое волнение на воде, изредка появляются барашки. Средняя высота волн до 0,6 метров. Хорошо заметен слабый прибой. Флюгер крутится без частых остановок, колышатся листья на деревьях, флаги и проч.

4 балла — умеренный
Ветер — 5,5 — 7,9 м/с — подымает пыль и мелкие бумажки. Флюгер крутится беспрерывно, гнутся тонкие ветви деревьев. Море неспокойное, во многих местах видны барашки. Высота волн до 1,5 метра.

5 баллов — свежий
Почти все море покрыто белыми барашками. Скорость ветра 8 — 10,7 м/с, высота волны 2 метра. Качаются ветки и тонкие стволы деревьев.

6 баллов — сильный
Море во многих местах покрыто белыми гребнями. Высота волн достигает 4 х метров, средняя высота 3 метра. Скорость ветра 10,8 — 13,8 м/с. Гнуться тонкие стволы деревьев, и толстые сучья деревьев, гудят телефонные провода.

7 баллов — крепкий
Море покрыто белыми пенистыми гребнями, которые время от времени срываются ветром с поверхности воды. Высота волн достигает 5,5 метров, средняя высота 4,7 метров. Скорость ветра 13,9 — 17,1 м/с. Качаются средние стволы деревьев, гнутся сучья.

8 баллов — очень крепкий
Сильные волны, на каждом гребне пена. Высота волн достигает 7,5 метров, средняя высота 5,5 метров. Скорость ветра 17,2 — 20 м/с. Идти против ветра трудно, разговаривать практически невозможно. Ломаются тонкие сучья деревьев.

9 баллов — шторм
Высокие волны на море, достигающие 10 метров; средняя высота 7 метров. Скорость ветра 20,8 — 24,4 м/с. Гнутся большие деревья, ломаются средние ветки. Ветер срывает плохо укрепленное покрытие с крыш.

10 баллов — сильный шторм
Море белого цвета. Волны обрушиваются на берег или о скалы с грохотом. Максимальная высота волн 12 метров, средняя высота 9 метров. Ветер, со скоростью 24,5 — 28,4 м/с, срывает крыши, значительные повреждения строений.

11 баллов — жестокий шторм
Высокие волны достигают 16 метров, при средней высоте 11,5 метров. Скорость ветра 28,5 — 32,6 м/с. Сопровождается большими разрушениями на суше.

12 баллов — ураган
Скорость ветра 32,6 м/с. Серьезные повреждения капитальных строений. Высота волн более 16 метров.

Ураганы
Тропическому шторму присваивается имя, когда скорость сопровождающего его ветра достигает 62 км/ час.
По шкале Саффира-Симпсона, оценивающей потенциальный ущерб от стихии урагану присваивается категория:

  • 1 я категория — скорость ветра — более 120 км/час.
  • 2 я — более 150 км/ час,
  • 3 я — 180 км/ час;
  • 4 я — при 210км/ час;
  • 5 я — самая опасная категория — со скоростью ветра более 250 км/час.

Шкала волнения моря

В отличие от общепринятой двенадцати бальной системы оценки ветра, оценок волнения на море несколько.
Общепринятыми являются британская, американская и русская системы оценивания.
Все шкалы базируются на параметре, определяющем среднюю высоту значительных волн.
Этот параметр называется Significance Wave Height (SWH).
В американской шкале берутся 30% значительных волн, в британской 10%, в русской 3%.
Высота волны считается от гребня (верхняя точка волны) до подошвы (основание впадины).

Ниже представлено описание высоты волн:

  • 0 баллов — штиль,
  • 1 балл — рябь (SWH 14,0 м).

В этой шкале не применимо слово шторм.
Так как по ней определяется не сила шторма, а высота волны.
Шторм определяется по Бофорту.
Для WH параметра для всех шкал берется именно часть волн (30%, 10%, 3%) потому, что величина волн неодинакова.
На определенном временном отрезке присутствуют волны, например, 9 метров, а так же 5, 4 и т.д.
Поэтому и была принята для каждой шкалы своя величина SWH, где берется определенный процент самых высоких волн.
Приборов для измерения высоты волны не существует.
Поэтому и нет точного определения балла.
Определение условно.
На морях, как правило, высота волны достигает 5-6 метров в высоту, и до 80 метров в длину.

Шкала дальности видимости

Видимость — это предельное расстояние, с которым днем обнаруживаются предметы, а ночью навигационные огни.

Видимость зависит от погодных условий.

В метрологии влияние погодных условий на видимость определяется условной шкалой баллов.

Это шкала является способом указания прозрачности атмосферы.

Различают дневную и ночную дальность видимости.

Ниже приведена дневная шкала определения дальности видимости:

До 1/4 кабельтова
Около 46 метров. Очень плохая видимость. Густой туман или пурга.

До 1 кабельтова
Около 185 метров. Плохая видимость. Густой туман или мокрый снег.

2-3 кабельтова
370 — 550 метров. Плохая видимость. Туман, мокрый снег.

1/2 мили
Около 1 км. Дымка, густая мгла, снег.

1/2 — 1 миля
1 — 1,85 км. Средняя видимость. Снег, сильный дождь

1 — 2 мили
1,85 — 3,7 км. Дымка, мгла, дождь.

2 — 5 миль
3,7 — 9,5 км. Легкая дымка, мгла, слабый дождь.

5 — 11 миль
9,3 — 20 км. Хорошая видимость. Виден горизонт.

11 — 27 миль
20 — 50 км. Очень хорошая видимость. Горизонт виден резко.

27 миль
Свыше 50 км. Исключительная видимость. Горизонт виден четко, воздух прозрачный.

Источник

Шкала Бофорта: таблица. Сила ветра по шкале Бофорта

Ветер – это горизонтальный поток воздуха, который отличается рядом определенных характеристик: силой, направлением и скоростью. Именно для определения скорости ветров ирландский адмирал еще в начале XIX века разработал специальную таблицу. Так называемая шкала Бофорта используется и в наши дни. Что представляет собой шкала? Как правильно нею пользоваться? И что шкала Бофорта не позволяет определить?

Что такое ветер?

Научное определение данного понятия следующее: ветер – это воздушный поток, который движется параллельно земной поверхности из области высокого в область низкого атмосферного давления. Это явление характерно не только для нашей планеты. Так, самые сильные в Солнечной системе ветра дуют на Нептуне и Сатурне. И земные ветра, по сравнению с ними, могут показаться легким и весьма приятным бризом.

Ветер всегда играл немаловажную роль в жизни человека. Он вдохновлял древних писателей на создание мифических сюжетов, легенд и сказок. Именно благодаря ветру у человека появилась возможность преодолевать значительные расстояния по морю (с помощью парусников) и по воздуху (посредством воздушных шаров). Ветер задействован и в «построении» многих земных ландшафтов. Так, он переносит с места на место миллионы песчинок, формируя тем самым уникальные эоловые формы рельефа: дюны, барханы и песчаные гряды.

В то же время, ветра способны не только созидать, но и разрушать. Их градиентные колебания способны спровоцировать потерю контроля над самолетом. Сильный ветер существенно расширяет масштабы лесных пожаров, а на крупных водоемах рождает огромные волны, которые разрушают дома и уносят жизни людей. Вот почему так важно изучать и измерять ветер.

Основные параметры ветра

Принято выделять четыре основных параметра ветра: сила, скорость, направление и продолжительность. Все они измеряются посредством специальных приспособлений. Силу и скорость ветра определяют при помощи так называемого анемометра, направление – с помощью флюгера.

Исходя из параметра продолжительности, метеорологи выделяют шквалы, бризы, штормы, ураганы, тайфуны и прочие типы ветров. Направление ветра определяется по той стороне горизонта, откуда он дует. Для удобства их сокращают следующими латинскими буквами:

  • N (северный).
  • S (южный).
  • W (западный).
  • E (восточный).
  • C (затишье).

Наконец, скорость ветра измеряется на высоте 10 метров при помощи анемометров или специальных радаров. Причем продолжительность таких измерений в разных странах мира неодинакова. Например, на американских метеорологических станциях учитывается усредненная скорость воздушных потоков за 1 минуту, в Индии – за 3 минуты, а во многих европейских странах – за 10 минут. Классический инструмент представления данных по скорости и силе ветра – это так называемая шкала Бофорта. Как и когда она появилась?

Кто такой Фрэнсис Бофорт?

Фрэнсис Бофорт (1774-1857) – ирландский моряк, военный адмирал и картограф. Он родился в небольшом городке Ан-Уавь в Ирландии. Окончив школу, 12-летний мальчик продолжил свое обучение под предводительством известного профессора Ушера. В этот период он впервые проявил незаурядные способности к изучению «морских наук». В подростковом возрасте он поступил на службу в восточно-индийскую компанию и принял активное участие в съемке Яванского моря.

Источник

Шкала Бофорта

Измерение скорости ветра производится по шкале Бофорта.
Шкала Бо́форта — это условная двенадцатибалльная шкала, для визуального определения силы и скорости ветра по его воздействию на наземные объекты и на водную поверхность моря, озера, крупного водохранилища.

Шкала Бофорта принята Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море.

Погода без границ

Шкала Бофорта — условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Была разработана английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 году и сначала применялась только им самим. В 1874 году Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял шкалу Бофорта для использования в международной синоптической практике. В последующие годы шкала менялась и уточнялась. Шкалой Бофорта широко пользуются в морской навигации.

Баллы Бофорта Словесное определение силы ветра Средняя скорость ветра, м/с
(км/ч)
Средняя скорость ветра (узлов) Действие ветра
0 Штиль 0—0,2
( 32,6
(> 117)
> 56 Серьёзные разрушения капитальных строений

© Razrazond 2013 — 2021 Правовое соглашение

Что такое ветер?

Научное определение данного понятия следующее: ветер – это воздушный поток, который движется параллельно земной поверхности из области высокого в область низкого атмосферного давления. Это явление характерно не только для нашей планеты. Так, самые сильные в Солнечной системе ветра дуют на Нептуне и Сатурне. И земные ветра, по сравнению с ними, могут показаться легким и весьма приятным бризом.

Ветер всегда играл немаловажную роль в жизни человека. Он вдохновлял древних писателей на создание мифических сюжетов, легенд и сказок. Именно благодаря ветру у человека появилась возможность преодолевать значительные расстояния по морю (с помощью парусников) и по воздуху (посредством воздушных шаров). Ветер задействован и в «построении» многих земных ландшафтов. Так, он переносит с места на место миллионы песчинок, формируя тем самым уникальные эоловые формы рельефа: дюны, барханы и песчаные гряды.

шкала Бофорта таблица

В то же время, ветра способны не только созидать, но и разрушать. Их градиентные колебания способны спровоцировать потерю контроля над самолетом. Сильный ветер существенно расширяет масштабы лесных пожаров, а на крупных водоемах рождает огромные волны, которые разрушают дома и уносят жизни людей. Вот почему так важно изучать и измерять ветер.

Основные параметры ветра

Принято выделять четыре основных параметра ветра: сила, скорость, направление и продолжительность. Все они измеряются посредством специальных приспособлений. Силу и скорость ветра определяют при помощи так называемого анемометра, направление – с помощью флюгера.

Исходя из параметра продолжительности, метеорологи выделяют шквалы, бризы, штормы, ураганы, тайфуны и прочие типы ветров. Направление ветра определяется по той стороне горизонта, откуда он дует. Для удобства их сокращают следующими латинскими буквами:

  • N (северный).
  • S (южный).
  • W (западный).
  • E (восточный).
  • C (затишье).

сила ветра по шкале Бофорта

Наконец, скорость ветра измеряется на высоте 10 метров при помощи анемометров или специальных радаров. Причем продолжительность таких измерений в разных странах мира неодинакова. Например, на американских метеорологических станциях учитывается усредненная скорость воздушных потоков за 1 минуту, в Индии – за 3 минуты, а во многих европейских странах – за 10 минут. Классический инструмент представления данных по скорости и силе ветра – это так называемая шкала Бофорта. Как и когда она появилась?

Кто такой Фрэнсис Бофорт?

Фрэнсис Бофорт (1774-1857) – ирландский моряк, военный адмирал и картограф. Он родился в небольшом городке Ан-Уавь в Ирландии. Окончив школу, 12-летний мальчик продолжил свое обучение под предводительством известного профессора Ушера. В этот период он впервые проявил незаурядные способности к изучению «морских наук». В подростковом возрасте он поступил на службу в восточно-индийскую компанию и принял активное участие в съемке Яванского моря.

шкала ветров Бофорта

Следует отметить, что Фрэнсис Бофорт рос довольно смелым и отважным парнем. Так, во время крушения судна в 1789 году юноша проявил огромную самоотверженность. Растеряв всю свою еду и личные вещи, он сумел спасти ценные инструменты команды. В 1794 году Бофорт участвовал в морском сражении против французов и героически буксировал подбитое вражеским огнем судно.

История шкалы Бофорта

Принято считать, что разработчиком шкалы силы ветра является Френсис Бофорт (Francis Beaufort), офицер военно-морского флота Великобритании, который разработал эту шкалу к началу XIX столетия. Однако он не был первооткрывателем в этой области. Похожие шкалы уже использовались мореплавателями еще за столетие до Бофорта, а возможно и еще раньше.

Знаменитый Даниель Дефо в своих записях «Коллекция самых значительных жертв и катастроф, которые случились в конце ужасной бури как на море, так и на суше» о свирепой буре, накрывшей Британские острова 26-27 ноября 1703 года, для описания ветра оперирует 12-ти бальной шкалой, названной им «Таблица степеней» («table of degrees»). Эта «Таблица степеней» включала в себя термины, которыми пользовались в то время британские моряки:

  • Stark calm — Полный штиль
  • Calm weather — Тихая погода
  • Little wind — Небольшой ветер
  • A fine breeze — Прекрасный бриз
  • A small gale — Небольшой штормовой бриз
  • A fresh gale — Свежий штормовой бриз
  • A topsail gale – «Топсельный» шторм, т.е. ветер, когда убирают верхние паруса
  • Blows fresh – Свежий «ветродуй»
  • A hard gale of wind – Сильный штормовой ветер
  • A fret of wind – «срезающий» ветер
  • A storm – шторм
  • A tempest – буря

В начале XIX века уже была разработана количественная шкала оценки силы ветра. Некто Колонел Каппер (Colonel Capper), сотрудник Ост Индийской компании, в своей работе «Наблюдения ветра и муссонов» («Observations on the winds and monsoons») в 1801 году опубликовал «Таблицу различных скоростей и сил ветра, разработанную мистером Роузом с большой тщательностью на основании значительного числа фактов и экспериментов» («A table of the different velocities and forces of the winds, constructed by Mr Rous, with great care, from a considerable number of facts and experiments2). В этой таблице словесному описанию сопоставлялась величина скорости ветра. Баллов в ней не было.

Шкала Бофорта (сила ветра)
Таблица Роуза

Начиная с 1660 годов, ведение погодных записей было весьма популярным занятием у жителей Британии, так что в 1723 году Джеймс Джурин (James Jurin), в последствие секретарь Королевского научного общества, разработал рекомендации по наблюдению и регистрации ветра для любителей.

Шестьдесят лет спустя, в 1780 году, в астрономическом ежегоднике, выпущенном метеорологическим обществом «Palatine Meteorological Society of Mannheim», была приведена своя шкала для оценки силы ветра. В ней можно увидеть некие числа и соответствующие им краткие характеристики силы ветра.

Шкала Бофорта (шкала силы ветра)
Шкала ветра 1780 года

Тем не менее, общепринятой, стандартизированной шкалы для оценки силы ветра по-прежнему не было. Несмотря на все рекомендации, наблюдатели использовали собственные, очень субъективные описания, что существенно затрудняло обобщение и анализ наблюдений.

Френсис Бофорт занялся ведением наблюдений ещё в 1793 году. Изначально им давалась общая оценка погоды, но затем она стала регулярной — через каждые 2 часа. Он стремился дать наиболее определённое представление о погоде и ветре, поскольку это могло бы позволить давать более точные прогнозы. Как и другие наблюдатели, для оценки силы ветра, он использовал свою собственную шкалу. Первая версия его шкалы была разработана ещё на заре его командирской карьеры. Это произошло в 1805 году, когда он был командиром английского линейного корабля «Woolwich». Эта шкала впервые упоминается в его личном дневнике в записи от 13 января 1806 года.

Шкала Бофорта (шкала силы ветра)
Страница дневника Френсиса Бофорта от 13 января 1806 года

Те заметки, что были сделаны в этот период, Бофорт использовал и дальше. Его систему нельзя назвать принципиально новой, но именно Френсис Бофорт привёл существующие оценки к единому стандарту и, что немаловажно, этот стандарт стал общепринятым.

В 1807 году Бофорт модифицировал свою шкалу, объединив первые две ступени, и таким образом, шкала стала представлять собой градацию от 0 до 12 баллов. В этом же году, Бофорт дополнил шкалу самым главным описанием — описанием парусов, которые несет корабль с полным парусным вооружением при том или ином ветре. Это описание, по мнению автора, дало возможность оценивать силу ветра с максимально возможной точностью и стало универсальным средством для объективной оценки.

Френсис Бофорт разрабатывал свою шкалу для личного использования. Будучи командиром линейного корабля «Woolwich», он использовал ее исключительно для отражения погодных наблюдений в своем дневнике. Только в 1832 году, в Морском журнале появляется первое упоминание способа оценки силы ветра, предложенного Бофортом. Эта публикация обязана своему появлению знаменитому путешествию Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» (Beagle) в 1831 году. Именно в этом плавании погодные наблюдения впервые официально документировались с использованием шкалы Бофорта.

Но прошло еще несколько лет, прежде чем Британское адмиралтейство своим меморандумом от 28 декабря 1838 года официально приняло шкалу Бофорта в качестве инструмента для оценки силы ветра в Британском флоте.

Шкала Бофорта (шкала силы ветра)
Шкала Бофорта 1832 года

В основу своих критериев оценки Бофорт положил описание состояния парусов линейного корабля, которые он несет при том или ином ветре. Но в 1874 году, в связи со значительными изменениями самого парусного вооружения, шкала Бофорта подверглась пересмотру. Описание было расширено и дополнено.

Только к началу XX века, когда оценка, основанная на описании парусного вооружения, стала не актуальной, британским метеорологом Георгом Симпсоном (George Simpson) было предложено оценивать силу ветра не по парусам, а по состоянию моря. И такое описание было разработано в 1906 году и стало применяться метеорологами и моряками. Однако официальное признание это описание получило только в 1939 году, когда Международной метеорологической организацией (International Meteorological Organization) был выпущен соответствующий документ.

В том же 1906 году, было подготовлено соответствующее описание для береговых наблюдений с тем, чтобы унифицировать оценку силы ветра как на море, так и на суше.

Незадолго до разработки нового метода визуальной оценки, в 1903 году шкалу дополнили таблицей скорости ветра. В основу метода была предложена эмпирическая формула пересчета баллов Бофорта в метры в секунду:

Здесь V – это скорость ветра в м/с, B – баллы по шкале Бофорта. Например, сила ветра в 6 баллов по Бофорту будет соответствовать 12,3 м/с.

Пересчитать баллы Бофорта в узлы можно по несложной формуле «Пять на пять минус пять»:
5 * 5 — 5 = 25 — 5 = 20, что означает — 5 баллов умножить на 5 — 5 получим 20 узлов.

Таблица Бофорта по состоянию моря

В океанографии существует такое понятие, как состояние моря. Оно включает в себя высоту, периодичность и силу морских волн. Ниже представлена шкала Бофорта (таблица), которая поможет определить силу и скорость ветра, исходя из этих признаков.

Таким образом, благодаря шкале Бофорта люди могут наблюдать за ветром и оценивать его силу. Это дает возможность составлять максимально точные прогнозы погоды.

Источник