Меню

Женские образы наташи ростовой и марьи болконской таблица

Сочинение: Женские образы в романе «Война и мир» (+ таблица)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.08.2019 · Обновлено 11.07.2021

(584 слова) «Война и мир» Л. Н. Толстого — это картина русского мира начала XIX века. Писатель сумел правдиво и реалистично создать на страницах романа живых личностей, настоящих представителей своего времени. Отдельный интерес для читателей представляет палитра женских характеров романа.

В романе изображены яркие представительницы светского общества начала 19 века — героини своего времени, жизнь которых — это балы, маскарады и светские салоны. Это и Анна Павловна Шерер, и княгиня Болконская, и Элен Курагина (Безухова). В лице этих женщин Толстой обличает пустоту, фальшь и ничтожество светского мира – ослепительно сияющего, но праздного и убогого по своей сути.

Мы видим это на примере супруги Андрея Болконского – молодой княгини, куколки с сердито надутой беличьей губой, которая игриво капризничает и жеманничает перед мужем и многочисленными поклонниками. Ничто, кроме развлечений света и дамских сплетен, ее не тревожит и не интересует.

Но если княгиня Болконская – это всего лишь глупое и красивое создание, то Элен Курагина – это пример истинного женского коварства, расчётливости и корысти. Наделенная невероятной красотой, она отличается еще и холодным циничным рассудком. Меркантильность и жажда успеха движет Элен в ее замужестве с Пьером Безуховым, а также позволяет удержаться на плаву среди многочисленных любовников. Для Толстого Элен – воплощение пороков света, ярчайший отрицательный женский персонаж романа.

Описал автор и другой женский типаж. Жюли Карагина, богатейшая невеста России, тоже впитала в себя пороки светского общества. Она одержима поклонением иностранной культуре и подражает героям из любимых романов. Не имея привлекательной внешности, Жюли пытается компенсировать недостаток мнимым достоинством — умом, вычитанным и вызубренным из книг.

Заслуживают внимания и другие героини романа, гораздо более любимые Толстым, — это княжна Марья Болконская и Наташа Ростова.

Марья Болконская – робкая, богобоязненная, добрая девушка с «большими, глубокими и лучистыми» глазами, но лишённая яркой внешности и красоты. Она лучшие годы своей жизни посвятила смиренной заботе и служению деспотичному отцу Николаю Болконскому. К нему девушка питает и чувство страха, и преданной любви, и болезненной привязанности. Марья Болконская – женщина, лишенная созидательной силы, плывущая по течению и безропотно терпящая все удары судьбы, даже сознательно готовая выйти замуж за первого встречного жениха (Анатоля Курагина), но при этом в силу своего характера умеющая помогать, заботиться и трудиться во благо ближнего.

Для Толстого Марья – героиня с истинно женской судьбой. Ему дороги такие качества, как покорность, смирение, неисчерпаемая преданность и самоотверженность – неизменные спутники жизни Марьи. За кротость сердца писатель награждает княжну таким желанным и долгожданным семейным счастьем в лице Николая Ростова.

Но любимым персонажем не только Толстого, но и миллионов читателей по праву является Наташа Ростова – смелая, энергичная, честная и добросердечная личность. Если Елизавета Болконская и Элен Курагина безупречно красивы лишь внешней красотой, то Наташа очаровательна своим обаянием и жизнелюбием, отзывчивостью к чувствам других, душевной чуткостью. За эти качества ее любят и ценят все окружающие люди, потому же ее пылкую непосредственную натуру не мог не полюбить и Андрей Болконский.

Наташа Ростова дорога читателю тем, что в ее лице мы видим настоящую, не выдуманную героиню – девушку, женщину, в которой лучшие стремления (желание помогать ближним, трудиться, любить) переплетались с ошибками и падениями, грехами (увлечение повесой Анатолем Курагиным и согласие на побег). Одна из лучших черт Наташи – готовность к подвигам и самоотречению ради помощи ближнему, жертвенность. В конце романа мы видим уже другую Наташу — образцовую жену и мать, она истинно счастлива в браке с Пьером, спокойна и уверена в своей истинно женской ипостаси.

Своеобразие женской судьбы, особенности женского мира, раскрываемые Толстым в его героинях, находят отклики и в сегодняшней действительности. Классическое произведение ценится тем, что ставят вечные вопросы о добре и зле, правде и лжи, о чувстве собственного достоинства, о праве выбора, а также дает на них свои ответы, к которым современный читатель может обратиться и сегодня.

Источник



Наташа Ростова и Марья Болконская — сравнительная характеристика героинь романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Среди женских образов романа «Война и мир» наиболее полно раскрыты образы Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Эти героини являются для Л. Н. Толстого идеалами женщин. Пройдя нелёгкие жизненные испытания, они в конце романа нашли счастье и гармонию в семейной жизни.

Портреты: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи

Толстой подчёркивает, что Наташа Ростова и Марья Болконская внешне некрасивы. Наташа в начале романа — «некрасивая, но живая девочка» тринадцати лет, «черноглазая, с большим ртом», с чёрными кудрями. Обаяние, непосредственность составляют её главное очарование. Наташа ведёт себя свободно, простодушно, с людьми она искренна, говорит эмоционально, просто.

Читайте также:  Таблица кодонов и антикодонов

Марья Болконская — девушка с некрасивым, болезненным лицом, выражение которого всегда было грустным. Но большие, лучистые глаза княжны, светящиеся добротой, заставляли забыть, что она некрасива. Княжна держится всегда скромно, даже робко. Обращается она к людям ласково, в её речи много положительно окрашенных слов. Княжна часто говорит о вере, о Боге.

Происхождение, воспитание

Наташа и Марья родились в знатных дворянских семьях: Наташа — в семье богатого московского барина графа Ильи Андреевича Ростова, а Марья — в семье генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского. Родители Наташу воспитывали нестрого. От родителей она переняла общительность, доброе отношение к людям. Ей наняли итальянца, чтобы учил её пению, так как девочка была музыкальна и обладала прекрасным голосом. Наташа научилась грациозно танцевать, хорошо ездить верхом, плавать, то есть обучение соответствовало её живому характеру.

Воспитывая Марью и её брата Андрея, князь Николай Болконский делал упор на развитие у них ума, привычки к деятельному образу жизни, к порядку. К дочери он относился строго, сам обучал её математике. Он был атеистом, но в её веру не вмешивался.

Характеры: отличие и сходство

Наташа и Марья были различны не только чертами характера, которые проявились у них благодаря особенностям воспитания, но и качествами, данными этим девушкам от природы. Психологический тип Наташи — сангвинический, а Марьи — скорее, меланхолический. Наташа отличалась живостью, ловкостью, радостным восприятием жизни, общительностью. Марье были свойственны следующие черты характера: спокойствие, скромность, любовь к размышлениям и одиночеству, религиозность.

Главное сходство Наташи Ростовой и Марьи Болконской состояло в любви к людям, в добром отношении к ним. Причём, у княжны Марьи это свойство характера подкрепляется её религиозностью. Её жизненная цель — быть смиренной и соблюдать все заповеди Христа.

Роднит Марью Болконскую и Наташу Ростову и патриотизм. Наташа настояла, чтобы при выезде Ростовых из Москвы в 1812 году на подводы взяли раненых защитников Родины. Княжна Марья тоже уезжает из имения, когда французы наступали. Несмотря на религиозность, у неё нет ни капли любви к врагам, хотя они обещали гуманно относиться к жителям. То, что Марья и её брат князь Андрей — патриоты, является во многом, заслугой их отца, который честно служил Родине.

Отношение к семье

Сходство Наташи Ростовой и Марьи Болконской проявляется и в отношении к родным. Они их любят и во многом помогают. Княжна Марья старалась заменить мать осиротевшему маленькому племяннику. Наташа выходила свою мать, чуть не умершую от горя, когда был убит младший сын Ростовых Петя.

В юности обе героини уже понимали своё предназначение быть женой и матерью. У Наташи это проявилось в её стремлении любить и быть любимой. Все её метания и ошибки происходили из потребности иметь свою семью, иметь мужа.

Княжна Марья в письме своей подруге Жюли Карагиной писала, что брак — это «божественное установление». Она готова, если Бог наложит на неё обязанности супруги и матери, исполнять их так верно, как сможет.

Наташа в браке с Пьером Безуховым и княжна Марья в браке с Николаем Ростовым были счастливы. В эпилоге романа автор показывает их как многодетных матерей, поддерживающих в своих семьях любовь, гармонию, уют. Толстой сделал Наташу и Марью подругами потому, что они были сходны в том, что любили свои семьи, целью их жизни было счастье близких людей.

Сравнительная характеристика Марьи Болконской и Наташи Ростовой (таблица)

Марья Болконская

Наташа Ростова

Вывод

Сравнение Наташи Ростовой и Марьи Болконской, героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир», показывает, как эти разные по своему характеру женщины пришли к идеалу частной жизни — семье. В их сравнении автор сделал упор именно на их отношение к семье.

Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марьи Болконской может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Характеристика женских образов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Семья Ростовых

Жила в богатом графском доме, и его знала вся Москва. Семья рада гостям, славится хлебосольством, оказанием помощи всем нуждающимся и частыми балами. Ростовы поддерживают друг друга и выражают любовь к родным людям. Толстой красочно описывает женские образы, имеющие большое значение в романе.

Одной из главных героинь изображается Наташа Ростова. Это 13-летняя красавица, окруженная заботой матери, сестер и братьев. Мама ее воспитала как активную и открытую девочку, которая делилась с ней секретами, весело проводила время со сверстниками и умела показать изысканную воспитанность за столом. Соблюдала моду и ходила на балы в платье с завышенной талией и необычной прической.

Читайте также:  Задвижки стальные размеры таблица

В юности Наташа испытывает любовные переживания, приносящие душевную боль. Совершает ошибки, иногда заблуждается, но при этом чистая вера в человека и благородство помогает ей понимать и чувствовать душевное состояние людей. Девушка не хвастается своим положением в обществе и во время войны помогает раненым. Отношения с Болконским, которые принесли боль девушке, обретают радость, поскольку князь простил Наташу перед смертью. Она выходит замуж за Пьера и будет заботливой супругой и матерью. Толстой раскрывает сущность такого женского образа: «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья…».

Мать большого семейства графиня Наталья Ростова — добродушная и мудрая женщина, любящая своих детей. Самыми светлыми и бескорыстными чувствами является материнская любовь. Она делала все для их благополучного будущего: Друбецкой оставляет в покое младшую дочь, сын Николай не женится на бесприданнице Соне. Со всеми Наталья общалась ласково и вела себя естественно, без притворства, что говорит об отсутствии лжи.

Старшая дочь Вера оказывается непохожей на своих близких людей, не умеет искренне проявлять чувства, как они. Она надменная, эгоистичная, но при этом говорила умные и нужные вещи. Вышла замуж за полковника Берга, с которым была похожа характерами.

Племянница Соня любила своего двоюродного брата Николая Ростова и злилась на него, когда тот уделял внимание другим девушкам. Наташа зовет ее «пустоцветом». Личная жизнь у Сони так и не сложится, она будет всегда жить при семье, ухаживая за родственниками.

Марья Болконская

Это дочь богатого князя. Ее семья имеет древние корни и занимает важное положение в обществе. Она является одним из ярких и чувствительных образов в повествовании. Толстой уделяет большое внимание описанию героини:

  1. Перед читателем она предстает некрасивой девушкой. Отец говорил про внешность Марьи, что жениться на такой дурной и неловкой по любви невозможно, а возьмут в супруги только за связи и богатство. Однако, у нее были красивые и лучистые глаза, которые «делались привлекательнее красоты».
  2. Она проявляет милосердие к своему племяннику и ухаживает за ним, поскольку его родители умерли. Уважает и любит отца, который устраивает беспричинные конфликты и критикует ее действия и внешность. Думала, что избавление от тирании будет в замужестве и детях. Верила в религию, молилась и терпела поступки отца, помогала бездомным странникам.
  3. Добрая и робкая девушка ценила людей за характер, а не внешность: «Прекрасное сердце — это то качество, которое я более всего ценю в людях».

Княжна Марья влюбилась в графа Николая Ростова и вышла за него замуж. В браке она обрела счастье и спокойствие, которого ее не хватало в течение жизни. В образе такой верной и преданной супруги читатель найдет пример женских добродетелей.

Другие героини романа

В романе «Война и мир» женские образы есть и не только чистых и искренних девушек. Внешне красивая Элен Курагина выходит замуж за Пьера, потому что у него большое наследство, и так посоветовал сделать отец. Ее красотой восхищались все, кто ее видел. Однако, за такой внешностью скрывались подлые и коварные поступки.

Чтобы повеселиться, она помогает брату соблазнить Наташу, разрушив дальнейшие отношения ее с Болконским. Изменяла своему мужу, была лживой и лицемерной. Элен оказывается женщиной с уродливой душой и красивой внешностью, которая всегда найдет себе оправдание. Через время и люди говорили о ее любовных увлечениях. Тогда Элен принимает католическую веру, чтобы создать новую семью, но умирает. В образе этой отрицательной героини автор строго показал недостатки, которые есть у представительниц светского общества.

При сравнении Наташи Ростовой и Элен Курагиной видно два противоположных характера:

  1. Наташа — самоотверженная девушка, верит в чистую любовь и готова заботиться о близком человеке. Живет ради других, у нее богатый внутренний мир.
  2. Характеристика Элен показывает, что она обманывает всех, любит развлечения и ведет праздный образ жизни.

Идеальным и любимым персонажем у Толстого изображается Наташа, поскольку автор ценит такие качества людей, какими она обладает. Такой сравнительный анализ показывает кратко сущность героинь.

В романе есть девушка Жюли Карагина. Ей досталось наследство от погибших братьев, она богатая невеста. На ее лице маска спокойствия, в поведении присутствует искусственность и наигранность. Писатель показывает ее глупой, не имеющей своей точки зрения для поддержания разговора, она подражает чужим рассуждениям. Таким поведением отталкивает от себя людей, и ее презирает муж. Подруга Марья Болконская перестала с ней переписываться и встречаться, поскольку с Карагиной неинтересно общаться.

К Анне Павловне автор относится с иронией и неприязнью: «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением… Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться».

Толстой в своем творчестве отвечает на вопрос исторических женских образов: в героинях важна не столько красивая внешность, сколько красота, которая проявляется внутренне. Элен, кроме внешней привлекательности, не имеет жизненных ценностей, она безнравственна и фальшива. В приоритете у писателя образ героини, дарящей любовь и заботу, несмотря на трудности. Кроме того, Толстой показывает судьбу женщины, забывающей о душе, стремящейся к созданию красивой картинки, и такой путь приводит ее в пропасть.

Читайте также:  Физические свойства металлов и чем они обусловлены таблица

Источник

Сочинение: Женские образы в романе «Война и мир» (+ таблица)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.08.2019 · Обновлено 11.07.2021

(584 слова) «Война и мир» Л. Н. Толстого — это картина русского мира начала XIX века. Писатель сумел правдиво и реалистично создать на страницах романа живых личностей, настоящих представителей своего времени. Отдельный интерес для читателей представляет палитра женских характеров романа.

В романе изображены яркие представительницы светского общества начала 19 века — героини своего времени, жизнь которых — это балы, маскарады и светские салоны. Это и Анна Павловна Шерер, и княгиня Болконская, и Элен Курагина (Безухова). В лице этих женщин Толстой обличает пустоту, фальшь и ничтожество светского мира – ослепительно сияющего, но праздного и убогого по своей сути.

Мы видим это на примере супруги Андрея Болконского – молодой княгини, куколки с сердито надутой беличьей губой, которая игриво капризничает и жеманничает перед мужем и многочисленными поклонниками. Ничто, кроме развлечений света и дамских сплетен, ее не тревожит и не интересует.

Но если княгиня Болконская – это всего лишь глупое и красивое создание, то Элен Курагина – это пример истинного женского коварства, расчётливости и корысти. Наделенная невероятной красотой, она отличается еще и холодным циничным рассудком. Меркантильность и жажда успеха движет Элен в ее замужестве с Пьером Безуховым, а также позволяет удержаться на плаву среди многочисленных любовников. Для Толстого Элен – воплощение пороков света, ярчайший отрицательный женский персонаж романа.

Описал автор и другой женский типаж. Жюли Карагина, богатейшая невеста России, тоже впитала в себя пороки светского общества. Она одержима поклонением иностранной культуре и подражает героям из любимых романов. Не имея привлекательной внешности, Жюли пытается компенсировать недостаток мнимым достоинством — умом, вычитанным и вызубренным из книг.

Заслуживают внимания и другие героини романа, гораздо более любимые Толстым, — это княжна Марья Болконская и Наташа Ростова.

Марья Болконская – робкая, богобоязненная, добрая девушка с «большими, глубокими и лучистыми» глазами, но лишённая яркой внешности и красоты. Она лучшие годы своей жизни посвятила смиренной заботе и служению деспотичному отцу Николаю Болконскому. К нему девушка питает и чувство страха, и преданной любви, и болезненной привязанности. Марья Болконская – женщина, лишенная созидательной силы, плывущая по течению и безропотно терпящая все удары судьбы, даже сознательно готовая выйти замуж за первого встречного жениха (Анатоля Курагина), но при этом в силу своего характера умеющая помогать, заботиться и трудиться во благо ближнего.

Для Толстого Марья – героиня с истинно женской судьбой. Ему дороги такие качества, как покорность, смирение, неисчерпаемая преданность и самоотверженность – неизменные спутники жизни Марьи. За кротость сердца писатель награждает княжну таким желанным и долгожданным семейным счастьем в лице Николая Ростова.

Но любимым персонажем не только Толстого, но и миллионов читателей по праву является Наташа Ростова – смелая, энергичная, честная и добросердечная личность. Если Елизавета Болконская и Элен Курагина безупречно красивы лишь внешней красотой, то Наташа очаровательна своим обаянием и жизнелюбием, отзывчивостью к чувствам других, душевной чуткостью. За эти качества ее любят и ценят все окружающие люди, потому же ее пылкую непосредственную натуру не мог не полюбить и Андрей Болконский.

Наташа Ростова дорога читателю тем, что в ее лице мы видим настоящую, не выдуманную героиню – девушку, женщину, в которой лучшие стремления (желание помогать ближним, трудиться, любить) переплетались с ошибками и падениями, грехами (увлечение повесой Анатолем Курагиным и согласие на побег). Одна из лучших черт Наташи – готовность к подвигам и самоотречению ради помощи ближнему, жертвенность. В конце романа мы видим уже другую Наташу — образцовую жену и мать, она истинно счастлива в браке с Пьером, спокойна и уверена в своей истинно женской ипостаси.

Своеобразие женской судьбы, особенности женского мира, раскрываемые Толстым в его героинях, находят отклики и в сегодняшней действительности. Классическое произведение ценится тем, что ставят вечные вопросы о добре и зле, правде и лжи, о чувстве собственного достоинства, о праве выбора, а также дает на них свои ответы, к которым современный читатель может обратиться и сегодня.

Источник

Adblock
detector