Меню

Заполните таблицу военно политические блоки год создания



Урок-практикум по истории на тему «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX-XX вв.»

Урок истории в 9 классе МБОУ ООШ №5 пос. ЦЭС

Учитель: Кучеренко Е.А.

Урок № 1 в разделе VI «Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в и Первая мировая война 1914 – 1918 годах».

(учебно-методический комплекс «Русское слово»)

Тип урока: практикум с элементами ролевой игры

Тема урока: «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX XX веков».

Цель: формирование у учащихся представления об основных противоречиях между великими европейскими державами к концу XIX – началу XX вв. и нарастании международной напряжённости накануне первой мировой войны.

Образовательные:

— охарактеризовать основные противоречия между ведущими европейскими

— охарактеризовать внешнюю политику ведущих стран мира;

— выявить сходные стремления, которые лежали в основе их внешней политики;

— проследить процесс формирования военно-политических блоков в Европе.

Развивающие:

— продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации:

текстом учебника, мультимедийной презентацией, историческими документами,

— продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

между событиями, соотносить знания с исторической эпохой;

— способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

Воспитательные:

— развитие коммуникативных навыков учащихся через работу в микрогруппах;

— формирование способности к реализации творческого потенциала в

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

— осознают губительность войн и ценность мира для всех поколений; выбирают целевые и смысловые установки своей деятельности. Способность творчески переосмысливать учебную информацию. Уважительное отношение к чужому мнению.

Предметные УУД:

— развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

— научатся отбирать важную информацию для составления таблицы, выполнения практикума;

— получат возможность дать прогноз «на будущие десятилетия»;

Метапредметные УУД :

Познавательные: определят новые понятия, соотнесут основные направления внешней политики стран с назревающей угрозой миру; оценят последствия неразрешимых противоречий; Составят характеристику объекта по заданным параметрам, выделять общее и особенное, устанавливать причинно-

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока, прогнозировать и представлять результаты своей работы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, грамотно представлять конкретное содержание в устной и письменной форме

Основные понятия и термины: военно-политический союз, милитаризм, гонка вооружений.

Образовательные технологии: технология развития критического мышления средствами чтения и письма, игровая технология, ИКТ – технология

— Мультимедийная презентация, подготовленная учителем и учениками.

— Карта «Территориально – политический раздел мира с 1871 года по 1914 год».

— рабочие листы: игра «Крестики-нолики», таблица

— лист для рефлексии.

Литература для учителя:

1.Коваль Т.В. Всеобщая история XX век. Конспекты уроков для учителя истории. «Владос-пресс», стр 22

2.История. Всё для учителя! Научно-методический журнал. №30 2014 год

3.Преподавание истории в школе. Журнал №9 2013 год стр. 66

Опережающее задание: Заранее объявляется, что класс представляет сообщество 8 ведущих держав мира в начале XX века. Это США, Великобритания, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия и Япония. Таким образом, в игре участвуют 8 микрогрупп. Дано задание: нарисовать флаг своего государства, сказать, кто являлся главой государства в начале XX века, какова структура вооружённых сил, и какую политику по отношению к вооружённым силам проводит данное государство.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Игровой момент «Крестики-нолики» — блиц-опрос (Приложение 1). слайд 1.

Х – согласен с утверждением учителя

О – не согласен с утверждением учителя

1.Экспансия – это расширение территории стран за счёт захвата чужих территорий(да)

2.Китай был самой богатой колонией Великобритании (нет)

3.В начале XX века начался раздел мира на колонии и сферы влияния между ведущими державами (нет)

4.Апеннинский полуостров в конце XIX века получил название «порохового погреба» Европы (нет)

5.Метрополия – это государство, владеющее колониями (да)

6.Османская империя входила в состав ведущих держав к началу XX века (нет)

7.Коалиция – это союз государств, созданный для достижения определённой цели (да)

8.Контрибуция – это насильственное присоединение территории другого государства (нет)

9.Балканский полуостров находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии (да)

Учитель: Кто победил – крестики или нолики?

Самопроверка – слайд 2 (на слайде презентации правильный ответ).

III . Мотивационно — целевой этап (слайд 3).

Учитель: 1914 год – что вы знаете об этой дате?

Ученик: Началась первая мировая война (слайд 4)

Учитель: Что такое война?

Ученики: Это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства, это конфликт (дают разные варианты ответа).

Учитель: Почему начинаются войны?

Ученик: У государств появляются взаимные претензии друг к другу.

Учитель: Для достижения своих целей государства часто объединяются друг с другом. Приведите примеры таких коалиций.

Ученики: Антифранцузские коалиции, Священный союз.

Учитель: к изучению хода военных действий мы приступим с вами на следующем уроке. Но что нам нужно знать, прежде чем начать изучение первой мировой войны?

Ученики: Соперников в войне, их устремления и интересы.

Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока (ученики озвучивают свои версии). Итак, тема нашего урока «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX вв. слайд 5

Какие цели мы поставим перед собой? На какие вопросы мы должны будем ответить в течение урока? (ученики определяют цели урока)

Введение в новый материал .

Учитель: Во второй половине XIX века европейские государства участвовали в разных войнах. Назовите известные вам военные столкновения второй половины XIX века.

Ученики: франко-прусская война 1870-1871 гг.

Крымская война 1853-1856 гг.

Опиумные войны в Китае 1840-1842 гг, 1856-1860 гг.

Испано-американская война 1898 г.

Англо-бурская война 1899-1902 гг. и др.

Работа по теме урока.

1.Внешняя политика ведущих стран мира.

Учитель: В начале XX века сохранялись претензии европейских государств друг к другу. Также к борьбе за сферы влияния присоединились США и Япония. Сегодня я предлагаю Вам побывать в роли великих европейских держав, для этого вы разделились на 8 микрогрупп.

(микрогруппы по странам: США, Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Италия, Япония, Германия).

I этап ролевой игры: Презентация государства. Представители групп показывают территорию своего государства на карте, демонстрируют флаг государства, называют главу государства, дают краткую характеристику вооружённых сил государства (слайды 6 – 13)

II этап ролевой игры: Каждая группа работает с текстом параграфа – стр191-194 и рабочим листом.

Читайте также:  Пореформенная россия 19 века таблица

Учитель: В течение 5 минут государства должны подготовить отчёт о своей внешней политике, заполнив соответствующие их странам графы игрового поля. Затем микрогруппы озвучивают свои отчёты. (слайд 14)

Учитель: как вы понимаете вывод автора учебника о том, что в основе политики ведущих стран в начале XX века лежали сходные стремления, но национальные особенности накладывали на неё свой отпечаток.

— Так какие сходные стремления лежали в основе политики ведущих стран мира?

Ученики: 1.стремления к завоеванию новых рынков сбыта товаров.

2.к поиску сфер вложения капиталов

3. к открытию новых источников дешёвой аграрной и сырьевой

2.Обострение противоречий между ведущими державами.

Учитель: Важнейшей причиной роста напряжённости в мире было обострение конкуренции на мировых рынках. В 1857 году разразился первый общемировой промышленный кризис, а затем кризисы стали повторяться регулярно. Большое значение для стабильного развития приобретал поиск новых рынков сбыта продукции за рубежом и вывоз капитала. Обратимся к таблице – слайд 15.

(ученики анализируют данные таблицы и отвечают на вопросы)

— Какие страны развивались наиболее динамично в начале XX века? (США, Германия)

— В каких странах темпы экономического развития замедлились? (Франция, Великобритания).

— У каких стран были обширные колониальные империи, а какие страны ими не обладали? (Франция и Великобритания; США и Германия).

Учитель: Итак, в начале XX века выявилось несоответствие между экономическими потенциалами индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними. В этих условиях возрастающую популярность обретала идея передела уже поделённого мира.

3. Образование военно-политических союзов в Европе.

Учитель: (слайд 16) Участившиеся конфликты между великими державами в разных частях света вызывали озабоченность не только в общественном мнении, но и у самих политиков. В 1899 году в Гааге по инициативе России была проведена конференция мира с участием представителей 26 государств. Во второй конференции в 1907 году в Гааге участвовали уже 44 страны. На этих встречах были приняты конвенции (соглашения), которые содержали рекомендации о мирном урегулировании международных споров, ограничении жестоких форм ведения войны, сокращении военных расходов, гуманном отношении к пленным.

Обсуждение общих проблем сохранения мира не мешало ведущим европейским державам заниматься совсем другими вопросами – как обеспечить достижение собственных, не всегда мирных внешнеполитических целей. В одиночку делать это было всё труднее, поэтому каждая страна искала союзников.

Учитель: Я предлагаю вам найти своих союзников (если они существуют) и объединиться с ними.

Учитель: Теперь с помощью текста учебника определите, насколько правильными были ваши предположения.

Задание: прочитать пункт 3 стр. 196-197 и составить схему (слайды 17-18)

Военно-политические союз ы в Европе

Союз Центральных держа Антанта (1904 – 1907 гг)

Германия, Австро-Венгрия, Италия Россия, Великобритания, Франция

4.Выполнение заданий практикума (слайд 20)

Подведение итогов урока.

Учитель: Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были ответить в течение урока? Все ли ответы мы получили?

— Почему Европа в начале XX века оказалась перед угрозой мировой войны?(слайд 19)

Ученик: Противники-соперники стремились доминировать друг над другом и не хотели идти на уступки.

Учитель: Действительно, через семь лет после оформления военных блоков начнётся Первая мировая война, в которой примут участие 38 государств.

Домашнее задание: параграф 23, задания практикума

Ученики заполняют лист самооценки. (Приложение 4)

Учитель: Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.

Приложение 1.

Лист ответов: Ф.И. ____________________________________

Крестики – нолики.

Х – согласен, 0 – не согласен.

Приложение 3.

Военно-политические союзы в Европе

Приложение 4.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок показался мне

Моё настроение стало

Материал урока для меня был

Приложение 2.

Внешняя политика ведущих держав в начале XX века.

Государства

Цели внешней политики

Сильные и слабые стороны

Историко-географический тренинг

Военные блоки в конце XIX – начале XX века

1.Определите, противоречия между какими странами обозначены на карте буквами. Какие это были противоречия? Заполните таблицу.

Противоречия в начале XX века

Буквы на карте

Борьба за влияние в Османской империи

Борьба за влияние на Балканах

Борьба за колонии в Африке

Борьба за сферы влияния на Среднем Востоке (Иран, Афганистан)

Борьба за Эльзас и Восточную Лотарингию

Стремление к господству на морях

2.Определите, какими цифрами обозначены на карте договоры и соглашения, отрывки из которых приведены ниже.

А. «В случае если одно из обоих правительств увидело бы себя вынужденным в силу обстоятельств изменить свою политику в отношении Египта или Марокко, обязательства, которые они взаимно взяли на себя…, останутся в силе»

Б. «Высокие договаривающиеся стороны, в целях обеспечения совершенной безопасности на обоюдных границах Средней Азии и поддержания в этих областях прочного и продолжительного мира, заключили следующую конвенцию. Ст. 1 Правительство его британского величества объявляет, что оно не имеет намерения изменять политическое положение Афганистана… Со своей стороны российское императорское правительство объявляет, что оно признаёт Афганистан находящимся вне сферы русского влияния».

В. «Их величества…, воодушевлённые желанием увеличить гарантии всеобщего мира, укрепить монархический принцип и обеспечить тем самым сохранение в неприкосновенности общественного и политического строя в их государствах, условились заключить договор, который благодаря своей существенно охранительной и оборонительной природе имеет только целью обеспечить их от угроз, которые могли бы создаться для безопасности их государств и спокойствия Европы».

Г. «Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию».

Ответ: А — Б — В — Г —

3. Определите, какие страны обозначены на схеме цифрами (расположение прямоугольников с цифрами примерно соответствует положению стран на карте Европы). Закрасьте одним цветом страны Антанты, а другим – союза Центральных держав.

t1573481619ac.png

4.Выберите противоречия между Германией и Россией.

а) Борьба за влияние на балканские государства

б) Высокие таможенные пошлины на продукцию друг друга

в) Идеологические разногласия

г) Недовольство России ростом германского влияния в Османской империи

д) Ограничения на германские капиталовложения в экономику России

е) Соперничество на Дальнем Востоке.

5.Политическая загадка:

Одна из газет так характеризовала державы – противницы своей страны в Первой мировой войне. Первая – «представительница самого крайнего абсолютизма». Вторая – «мать революции и гильотины». Третья – «самое старое на свете конституционное государство», связанное со страной автора статьи «узами крови».

Читайте также:  Таблица рисования головы человека

Газета какой страны и какие державы описывала таким образом?

Источник

Страны, входящие в военно-политические блоки

Страны, входящие в военные блоки, обеспечивают безопасность на подведомственных территориях. Это достигается благодаря большому количеству каналов связи и объединению политических лидеров.

Страны, входящие в военно-политические блоки

Первые коалиции держав

Военные блоки — понятие далеко не новое. Еще до нашей эры государства Древнего мира объединялись для борьбы с общими врагами.

В средине 600-х годов до н. э. между Спартой и другими древнегреческими полисами было заключено соглашение о сотрудничестве. Союз стал называться Пелопоннесским. Данный блок славился тем, что просуществовал целых два века.

Спартанцы решили заключить союз с целью получения лидерства в своем регионе. Племена илотов готовились к крупному восстанию, что угрожало Спарте. Союзники помогли избежать раскола державы.

В то же время другие полисы ощущали себя в безопасности, имея поддержку сильной армии спартанцев. В случае нападения врагов 2/3 армии отправлялось воевать, но командование осуществляли воины Спарты.

Главным достижением союза была победа в Пелопонесской войне, которая продлилась 27 лет.

В этот период география блока была расширена. Было образовано общегреческое объединение во главе со Спартой.

Пелопонесский союз распался в 362 году до н. э. после поражения от города Фив.

Фокидский союз существовал в V–II вв. до н. э. В объединении не было доминирующей стороны. Крупнейшим древнегреческим городом союза была Элатея.

Насчитывалось свыше восьми сотрудничающих городов. Перестал существовать союз в 146 году до н. э. Греческие объединения постепенно захватили римляне.

Греко-персидская война, которая шла в V веке до н. э., привела к организации Делосского союза. Он был создан для морской безопасности греческих краев, до этого не было морских объединений.

Афиняне считали себя выше своих союзников, облагали большими налогами и жестоко обращались с их жителями. Поэтому союз долго не просуществовал. Сотрудничество длилось с 477 по 426 г. до н. э.

Союзы: период существования

Хронология первых коалиций

Латинский союз насчитывал свыше 30 римских общин. Их объединяли не только войны. Древние жители праздновали общие религиозные праздники, имели общий уклад жизни. Столицами данного союза были Альба-Лонга и Рим.

Жители латинских городов объединялись дважды. Первоначально союз существовал с VII века до 358 года до н.э. А второй раз с 358 до 340 года до н.э.

В 337 году до н. э. король Филипп II Македонский победил объединенное войско Фив и Афин и получил власть над регионом. Новый союз был назван Коринфским. Целью создания была защита от неприятелей.

В Коринфе проходило регулярное собрание представителей городов. В случае нападения Филипп II был главнокомандующим армией.

Крупнейшим объединением Древнего мира по праву считается Эллинский союз. Был заключен в 224 году до н. э. География членов соглашения впечатляет. Туда входили Македония, Фессалия, Эпир, Акарнания, Беотия, Фокида, Локрида и города Ахейского союза.

Союзники не могли вести внешнюю политику. В то же время границы и влияние каждого члена не должны были изменяться. Во многом управляющей стороной служил Ахейский союз.

Группа представителей решала, с кем воевать и как отвечать на атаки. Эллинский союз раскололся вследствие нападения Рима на Македонию. После войны весь Балканский полуостров отошел к римлянам.

Средневековые союзы

Как и в древнее время, в Средневековье организовывались политические блоки. Если союзы древности обычно возникали в Греции, то спустя много лет объединялись разные страны Европы. В то время уже не было городов-государств, поэтому военные блоки занимали большую часть территории.

Средневековые союзы

Средневековые союзы и их параметры

Одним из самых известных союзов того времени является Кёльнская конфедерация. Она была создана в 1368 году.

В конце XIV века был заключен союз между Данией, Норвегией и Швецией. Он назывался Кальмарской унией. Управление странами взял на себя датский король.

Союзникам не слишком нравилось кому-то подчиняться, но права автономий соблюдались. Конфликт Швеции и Дании привел к распаду огромного государства в 1523 году.

В средине ХII века был организован Германский союз, известный также как Ганзейский. В него входило 130 городов северо-западной части Европейского континента. Кроме того, еще около 3000 населенных пунктов подчинялось Ганзе.

Многие города были портовыми, поэтому цель союза была не только в объединении военных сил, но и в свободных торговых отношениях. Управление вели купцы, имевшие рыцарские ордена. Союз прекратил свое существование в XVII веке.

Союзы Нового времени

Немало военных блоков организовалось с XVI столетия.

Названия союзов

Союзы нового времени

  1. Католическая лига. Год организации — Целью создания была подготовка Германии к участию в Тридцатилетней войне. По условиям Парижского мира была распущена.
  2. Священная лига. Была организована в 1683 г. Первоначальной целью было объединение Австрии и Польши против турецких войск. Позже к ним присоединились Венеция и Россия.
  3. С 1792 по 1814 было заключено шесть коалиций для борьбы с Францией. Участниками союза являлись ведущие государства Европы.
  4. Священный союз. Был заключен между Россией, Пруссией и Австрией в 1815 году. Просуществовал 17 лет. Цель создания — сохранение суверенитета ведущих стран.
  5. Союз трех императоров. Был заключен три раза: в 1873, 1881 и 1884 г. Участниками соглашения являлись монархи России, Германии и Австро-Венгрии.
  6. Тройственный союз. Годом создания является 1882-й. Членами военно-политического блока были Германия, Италия и Австро-Венгрия. Во многом объединение этих стран послужило подготовкой к Первой мировой войне. Государства оказывали поддержку друг другу и совместно боролись за колониальное господство. Тройственный союз распался, когда Италия заключила соглашение с Францией и стала поддерживать Антанту.
  7. Антанта. Была создана в 1904 году с целью противостоять Тройственному союзу. Партнерами выступили Российская империя, Франция и Великобритания. Союз принимал активное участие в Первой мировой войне, по окончании которой прекратил свое существование.

Современная история

Одним из самых известных соглашений ХХ века является Антикоминтерновский пакт. Был заключен в 1936 году между фашисткой Германией и Японской империей для совместной борьбы против коммунизма.

Год за годом к Антикоминтерновскому пакту присоединялись другие мировые державы, такие как Италия, Венгрия, Испания, Финляндия, Румыния, Болгария, Хорватия, Дания, Сальвадор и Словакия.

Страны должны были принимать совместные решения в случае агрессии со стороны красных. Партнеры предупреждали друг друга о надвигающейся опасности. Время от времени собирался конгресс для обсуждения целей блока.

Соглашение заключалось на несколько лет. Союз действовал до капитуляции Германии во Второй мировой войне.

Читайте также:  Таблица размера пальца для кольца россия

Эта война содействовала организации противоборствующего союза – Антигитлеровской коалиции. Участники вели совместную войну против Третьего рейха и его союзников.

Первоначально в нее входили Польша, Великобритания и Франция. Позднее вошли Советский Союз, США и Китай. В 1942 году против фашизма уже боролись 26 стран, а к окончанию войны союз поддержали 53 государства.

С 1948 по 2011 год функционировал Западноевропейский союз. Целью было создание единого военного блока для всей Европы. Союз насчитывал 28 стран.

Члены могли иметь статус наблюдателя, члена, ассоциированного члена, ассоциированного партнера. Однако со временем функцию союза стал исполнять ЕС.

В 1949 году появился новый военно-политический блок — Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс (более известен как НАТО). Первоначально союз создавался, чтобы защитить Европу от советского влияния.

В первый состав НАТО входило 12 стран, а сейчас их уже 29. Организацию поддерживают большинство стран Европы и США с Канадой.

Прежде всего, НАТО рассматривает вопросы безопасности. Цель организации — урегулирование военных конфликтов, на какой бы территории ни происходила агрессия. Страны НАТО тратят 70 % от всемирных расходов на военные потребности.

До 1991 года функционировал союз Организация Варшавского договора. Была создана в ответ на объединение НАТО. Членами союза являлись Албания, Болгария, Венгрия, Польша, ГДР, Румыния, СССР и Чехословакия.

После распада Советского Союза и последовавших перемен в Восточной Европе ОВД перестала существовать.

С 1955 до 1977 существовала Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО). В военный блок входили такие страны: Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Пакистан, США, Таиланд, Филиппины, Франция.

Подробно о военных блоках Европы разъясняется в видео.

Ныне действующие военные блоки

На сегодняшний день страны продолжают объединяться с целью обезопасить себя. География НАТО с каждым годом расширяется.

Военные блоки современности

Крупные международные военные блоки

Военно-политический блок АНЗЮС заботится о трех странах: США, Новой Зеландии и Австралии.

Россия, Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Беларусь объединены Организацией Договора о коллективной безопасности.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) включает в себя несколько стран Азии: Китай, Россию, Казахстан, Таджикистан, Киргизию и Узбекистан.

Выше перечислены крупные международные военные блоки стран. В мире есть также несколько региональных объединений.

Источник

Создание военных блоков
Цель: Узнать, какие блоки были созданы, и кто являлся их участником.
Задание 1.Заполнить таблицу: «Военные блоки и их участники»
Военные блоки Дата создания Участники

? 1. Какие блоки сформировались к концу XIX века?
? 2. Могли ли союзы, сложившиеся в Европе к концу XIX века, оставаясь соперниками, не доводить свое противостояние до войны?

Ответ оставил Гуру

Военное-политические блоки времён Первой мировой войны. Тройственный союз — военнополитический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879-1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914-1918гг.)…. .
. Антанта — военно-политический блок России, Англии и Франции, создан в качестве противовеса «Тройственному союзу»; сложился в основном в 1904-1907 гг. и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны… …
После заключения Лондонского договора (1915), Италия вышла из Тройственного союза и вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Тройственный союз распался (1915). Болгария и Османская империя присоединились к Германии и Австро-Венгрии, образовав . Четверной Союз — военно-политический блок государств, противостоящих державам «дружественного соглашения» (Антанте) в Первой мировой войне.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету История.

Источник

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЛОКИ И ИХ ЦЕЛИ

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

· Военно-политические блоки и их цели

· Причины и повод к войне

· Военные действия на Западном фронте

· Планы воюющих сторон относительно Украины

· Военные действия на Восточном фронте

· Оккупационный режим на украинских землях

· Политические партии Украины во время войны

· Боевой путь «Украинских сечевых стрельцов» (УСС)

· Боевая техника в годы войны

· Выдающиеся полководцы Первой мировой войны

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЛОКИ И ИХ ЦЕЛИ

В войне столкнулось два военно-политических блока:

АНТАНТА (1904 – 1907) ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ (1882)
Великобритания Россия Франция Италия ( с 1915) Сербия Румыния США (с 1917) Япония Германия Австро-Венгрия Италия ( до 1915)
украинские земли
ЧЕТВЕРТНОЙ СОЮЗ
Германия Австро-Венгрия Болгария Турция

В ходе войны Тройственный союз и его союзники планировали утеснить государства Антанты в их традиционных сферах влияния.

Антанта в свою очередь стремилась разгромить Германию и ее союзников и укрепить свое положение в Европе и других частях мира.

Россия надеялась в результате войны расширить свои границы, при этом существенно ослабив или уничтожив противников – Австро-Венгрию, Германию и Турцию. Таким образом, Россия стремилась объединить под своей властью всех славян, захватить столицу Турции Стамбул и стратегически важные проливы Босфор и Дарданеллы, чтобы получить доступ к Средиземному морю.

ПРИЧИНЫ И ПОВОД К ВОЙНЕ

· Обострение противоречий между ведущими странами мира вследствие равномерности их развития.

Две Балканские войны (1912 – 1913) превратили Балканский полуостров в «пороховую бочку Европы». После поражения Болгарии возрастает влияние Германии на нее (Болгарию) и Турцию. Тем временем Сербия, Греция и Румыния склоняются на сторону Антанты.

· Развитие научно-технического прогресса привело к появлению новых средств уничтожения людей. Началась гонка за вооружением, на которой наживались военные монополисты.

· Милитаризация экономики и сознания огромных масс людей.

Милитаризация – политика наращивания военного могущества и гонки вооружений, которые проводятся правящими кругами.

«Сараевское убийство» (28 июня 1914) – в столице Боснии и Герцеговины городе Сараево сердитый студент Гаврило Принцип, член организации «Млада Босна», убил наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда.

ПЛАНЫ ВОЮЮЩИХ СТОРОН ОТНОСИТЕЛЬНО УКРАИНЫ

Украина стала политическим театром Первой мировой войны. Возник «украинский вопрос» — отсутствие государства и соборности (единства) украинских земель.

Планы Российской империи относительно Украины:

· Установление контроля над Восточной Галичиной, Северной Буковиной и Закарпатьем.

· Разгром центров освободительного движения в Галичине, прикрытие лозунгом защиты славянских народов.

Планы Австро-Венгерской империи относительно Украины:

· Укрепление своих позиций в Западной Украине, присоединение Волыни и Подолья, обещание поддерживать идею создания самостоятельной Украины.

Планы Германской империи относительно Украины:

· Стремление захватить Восток и Юг Украины (ресурсы и выход к морю). Считали Украину плацдармом для разгрома России.

«Кто владеет Киевом, тот имеет ключ от России», — Пауль Рорбах.

· В 1915 году не исключали образования формально независимого, но марионеточного украинского государства.

Источник

Adblock
detector