Меню

Заполните таблицу практическое значение грызунов

Заполните таблицу практическое значение грызунов

1. На каком материке не встречаются грызуны?

2. Назовите самого крупного и самого мелкого представителя отряда

Водосвинка – до 1,5 м. Вес – 50-60 кг

Тушканчик трехпалый карликовый – 4-5 см

3. Почему у грызунов всегда острые зубы?

Зубы у грызунов (резцы, иногда коренные) растут в течение всей жизни. Внутренний слой резцов, лишенный эмали, стирается быстрее. Поэтому зубы сами затачиваются и всегда острые

4. В чем заключаются особенности размножения грызунов, позволяющие им быстро наращивать численность?

Размножаются – 6-8 раз в год, приносят по 8-15 детенышей за один помет. Начинают размножаться на 2-3 месяце жизни

5. Как вы считаете, почему ондатры, искусственно расселенные по территории России, смогли вытеснить выхухоль с ее законных мест обитания?

Выхухоль — это насекомоядное животное. Обитает в норах, активно вечером и ночью. Размножается только весной, в помете – 1-5 детенышей. Ондатра более приспособлена: может обитать в норах, строит хатки. Размножается 2 раза в год, в помете по 4-12 детенышей. Рацион питания более разнообразен, ондатра – находится выше на эволюционной лестнице

6. Какие представители отряда грызунов строят своеобразные «домики» для своих семей?

7. Прочитайте внимательно весь § 32. Заполните таблицу «Практическое значение грызунов»

Представитель Значение
Крысы, мыши, суслики Разные заболевания
Мыши-полевки Являются цепью питания
Нутрия, сурок Пушной промысел
Суслики Является добыча пушных животных

8. Какого представителя отряда Грызуны можно встретить в городских парках и скверах?

9. Распределите представителей отряда Грызуны по соответствующим семействам

Представители отряда Грызуны:

1. белка обыкновенная

2. бобр канадский

7. бобр европейский

10. Художник нарисовал некоторых представителей отряда Грызунов, но перепутал подписи. Исправьте его ошибки

11. Назовите представителей отряда Грызунов, которых содержат дома любители природы

Хомяк джунгарский, морская свинка, крыса белая

1. Сравните ротовой аппарат Грызунов и Зайцеобразных

Для Зайцеобразных характерно наличие двух пар резцов на верхней челюсти, и одной пары – на нижней, расположенных в два ряда. Для Грызунов – по два резца на верхней и нижней челюсти. И у Грызунов, и у Зайцеобразных резцы растут в течение всей жизни

2. Заполните таблицу «Распространение Заячьих»

Представители Территория
Белохвостый и Чернохвостый заяц Северная Америка
Беляк, Русак, Толай Европа и Азия
Капский рыжебокий В южных областях Азии

3. Что общего в сезонных изменениях в жизни белок и зайцев?

Они линяют, сменяя летний мех на зимний – более густой и светлый

Источник



§32. Отряды Млекопитающих

1) На каком материке не встречаются грызуны?

2) Назовите самого крупного и самого мелкого представителя отряда.

Водосвинка – до 1,5 м. Вес – 50-60 кг.
Тушканчик трехпалый карликовый – 4-5 см.

3) Почему у грызунов всегда острые зубы?

Зубы у грызунов растут в течение всей жизни

4) В чем заключаются особенности размножения грызунов, позволяющие им быстро наращивать численность?

Размножаются – 6-8 раз в год, приносят по 8-15 детенышей за один помет. Начинают размножаться на 2-3 месяце жизни.

5) Как вы считаете, почему ондатры, искусственно расселенные по территории России, смогли вытеснить выхухоль с ее законных мест обитания?

Ондатры были более приспособлены

6) Какие представители отряда грызунов строят своеобразные «домики» для своих семей?

7) Прочитайте внимательно весь § 32. Заполните таблицу.

Практическое значение грызунов

Представители Значение
Крысы, мыши, суслики разные заболевания
Мыши — полевки являются цепью питания
Сурок пушной промысел
Суслики являются добычей других животных

8) Какого представителя отряда Грызуны можно встретить в городских парках и скверах?

9) Распределите представителей отряда Грызуны по соответствующим семействам.
Семейства:
А – Мышиные;
Б – Бобровые;
В – Беличьи.
Представители отряда Грызуны:
1. белка обыкновенная;
2. бобр канадский;
3. ондатра;
4. бурундук;
5. суслик малый;
6. нутрия;
7. бобр европейский;

10) Художник нарисовал некоторых представителей отряда Грызунов, но перепутал подписи. Исправьте его ошибки.

11) Назовите представителей отряда Грызунов, которых содержат дома любители природы.

Морская свинка, белка, шиншилы, мыши, кролики

Отряд Зайцеобразные

1) Сравните ротовой аппарат Грызунов и Зайцеобразных.

Для Зайцеобразных характерно наличие двух пар резцов на верхней челюсти, и одной пары – на нижней, расположенных в два ряда. Для Грызунов – по два резца на верхней и нижней челюсти. И у Грызунов, и у Зайцеобразных резцы растут в течение всей жизни.

2) Заполните таблицу.

Распространение заячьих

Представители Территория
Белохвостый и чернохвостый заяц Северная Америка
Беляк, русак, Европа и Азия
Капский, рыжебокий В Южных областях Африки

3) Что общего в сезонных изменениях в жизни белок и зайцев?

Источник

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме «Грызуны»

Цель урока: учить выделять общие и отличительные признаки грызунов

  • Образовательная: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы.
  • Развивающая: развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать).
  • Коррекционная: корригировать навык работы с текстом учебника.
  • Воспитательная: воспитывать чувство любви к диким животным.

Речевой материал: грызуны, резцы, беззубые промежутки, плодовиты

Оборудование: раздаточный материал, проверочные работы, таблица, учебник

1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
Динамическая пауза.
4. Закрепление изученного материала
Первичное закрепление.
Первичный контроль.
5. Итог урока

  • Словесные: объяснение с элементами беседы.
  • Наглядные: демонстрация иллюстративного материала.
  • Практические: работа с текстом учебника (частично-поисковый).
  • Знаковые: таблица о строении челюстей млекопитающих.
  • ТСО: компьютер
  • фронтальная;
  • индивидуальная.
Читайте также:  Отличие фольклора от литературы таблица

I . Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся на работу

Проверка принадлежностей к уроку.

– На уроке для работы необходимы учебники, ручки, и раздаточный материал. Проверьте из перечисленного все находится на партах.

II . Актуализация опорных знаний

1. – Обратите внимание на лист самооценки

0 баллов – работа не выполнена
1 балла – работа выполнена с ошибками
2 балла – работа выполнена без ошибок
10-15 баллов – оценка «5»
10 баллов – оценка «4»
Меньше 10 баллов – оценка «3»

Оценивание видов работы:

  • Устные ответы
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Работа в парах
  • Индивидуальная работа по карточкам
  • Тестовое задание
  • Дополнительный материал

2. Проверка домашнего задания – опрос

– На прошлых уроках мы изучали общие признаки внешнего и внутреннего строения млекопитающих.
– Каких животных называют млекопитающими?
– Где в природе можно встретить млекопитающих?

3. Игра «Четвертый лишний»

Задание: выберите из предложенного списка млекопитающих животных

Волк, медведь, сова, лиса
Мышь, ящерица, белка, бобр
Карась, тигр, рысь, пантера
Лев, корова, червь, собака
Жираф, бегемот, бабочка, зебра

– Объясните, почему вы вычеркнули этих животных (сова, ящерица, карась, червь, бабочка).

4. Повторение ранее изученного материала – назовите план изучения животного

– Ребята, изучая различных животных, мы пользуемся планом, по которому изучаем животных.
Назовите пункты плана изучения животного

  • Внешнее строение
  • Места обитания
  • Питание
  • Размножение

Пункты плана вывешиваются на доску для использования в течение урока

III . Изучение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока

– Послушайте загадку и скажите, о каком животном идет речь

Длинен хвост
У серой крошки,
Очень уж боится кошки. (Мышь)

– Верно.
– А еще, каких грызунов вы знаете?

Подсказка: найдите в игре вторую строчку (мышь, белка, бобр)
Мыши бывают домашние, лесные и полевые.

На доску вывешиваются иллюстрации животных

– Как можно назвать всех этих животных? (грызуны)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Тема урока – Грызуны: мышь, белка, бобр.
– Как вы думаете, какая цель урока?
– Цель урока – учиться выделять общие и отличительные признаки одной группы животных.
– Какие поставим задачи урока?
– Научиться выделять признаки одной группы животных.
– Узнать об образе жизни грызунов.

2. Объяснение учителя

– Грызуны – наиболее многочисленные по числу видов и особей отряд млекопитающих. К грызунам относятся многие млекопитающие – фото грызунов на компьютере
– Как вы думаете, где обитают грызуны?
– Верно, грызунов можно встретить всюду
– Сейчас вы будете работать в парах, для того чтобы выделить общие и отличительные признаки животных. На партах у вас лежат таблицы и карточки. Откройте учебники на странице 146. Вам предстоит найти в учебнике текст и с использованием карточек заполнить таблицу.

3. Работа в парах с текстом учебника и раздаточным материалом

Голова, шея, туловище, две пары конечностей, хвост. Вдоль спины проходит черная полоса. Длинный хвост. Ноги короткие, с тонкими пальцами.

Голова, шея, туловище, две пары конечностей, хвост. На ушных раковинах кисточки длинных волос.

Голова, шея, туловище, две пары конечностей, хвост. Отличительный признак – мощный хвост.

На полях в неглубоких норках или в стогах сена и соломы

В лесах, на деревьях. Легко лазают и перепрыгивают по деревьям

По берегам лесных рек и озер

Побеги растений, плоды злаков, различные семена

Орехи, желуди, семена сосны и ели, грибы и ягоды

Сочная трава, кора и молодая древесина осины, ивы и других лиственных деревьев

Проверка выполняется при опросе одного ученика от пары.
Ученик читает тот или иной текст о животном и сравнивает ответ с таблицей на доске.
Обязательно называет общий и отличительный признак

– Все грызуны питаются, какой пищей?
– Значит грызуны какие животные?
Мыши, белки, бобры – растительноядные млекопитающие

4. Работа с таблицей

– Всех этих животных объединяет основной общий признак – строение зубов грызунов.

Таблица «Череп грызунов»

Объяснение учителя строение зубов грызунов

Пищу, они откусывают острыми резцами.
У всех грызунов резцы не имеют корней.
Они постоянно растут и поэтому не уменьшаются в размерах.
Грызуны имеют по два резца в верхней и по два резца в нижней челюсти.
Откусанную пищу, они пережевывают коренными зубами.
Эти зубы имеют широкую жевательную поверхность.
Между резцами и коренными зубами имеются беззубые промежутки.
Если бобр или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта.
Губы у грызунов раздвоены спереди и очень подвижны.

5. Индивидуальная работа в тетрадях

Задание: подпишите строение челюстей грызунов

– Сравните свои записи с рисунком 121 в учебнике на стр. 147

– Еще об одном общем признаке связанным с питанием вы прочитаете дома.

Грызуны – плодовитые животные.
Найдите в тексте учебника на стр. 148 о детенышах грызунов. Зачитайте.

Полевая мышь – рождают по 3-10 детенышей 3-7 раз в год. Детеныши рождаются слепыми и голыми.
Белки рождают по 4-9 детенышей два раза в год. Детеныши рождаются слепыми и голыми.
У бобров рождаются детеныши один раз в году зрячими, покрытыми густой шелковистой шерстью.

Читайте также:  Заполнить таблицу числами word

Вывод: грызуны — наиболее многочисленная группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: неприхотливость, высокая интенсивность размножения, быстрая адаптация к новым условиям, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи.

Релаксация «Звуки леса»

IV . Закрепление изученного материала

Учитель: На партах лежат тестовые задания. Вы должны отметить правильные ответы.

1. Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:

  1. Заяц
  2. Хомяк
  3. Мышь

2. У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что:

  1. Они покрыты толстым и прочным слоем эмали
  2. Резцы не имеют корней и растут постоянно
  3. От растительной пищи они не могут стачиваться

3. Сколько резцов у грызунов:

  1. 2
  2. 4
  3. 6

4. У грызунов отсутствуют:

  1. Резцы
  2. Клыки
  3. Коренные зубы

5. У грызунов очень длинный кишечник, так как они:

  1. Очень плодовиты
  2. Питаются грубой растительной пищей
  3. Питаются преимущественно насекомыми
  4. Поедают червей

6. За короткое время численность грызунов может быстро возрасти, так как они:

  1. Очень плодовиты
  2. Живут в норах
  3. Всеядны
  4. Имеют ценный мех

Проверка выполняется при помощи слайда на компьютере

1 – А
2 – Б
3 – Б
4 – Б
5 – Б
6 – А

При помощи иллюстраций разгадайте кроссворд – подпишите названия грызунов

– Назовите тему урока.
– Какая была цель урока?
– Перечислите грызунов, о которых вы сегодня узнали (Мышь, белка, бобр)
– Назовите главный общий признак этих животных (Острые резцы без корней на обеих челюстях, плодовитые)
– На следующем уроке мы поговорим о значении грызунов в природе и жизни человека

2. Работа с листом самооценки и выставление оценок учителем

3. Домашнее задание:

  • Индивидуальное задание – подготовить сообщение о капибаре и бобре, используя Интернет или энциклопедии
  • Общее задание – ответить на вопрос 4 стр. 148
  • I вариант – заполнить в таблице графу «Размножение грызунов»
  • II вариант – записать в тетрадь общий признак о питании грызунов из учебника

Источник

Отряд грызуны: классификация, характеристика, питание, поведение, размножение и значение

  1. Классификация
  2. Распространение и среда обитания
  3. Размеры
  4. Описание
  5. Основные характеристики грызунов
  6. Питание
  7. Поведение и размножение
  8. Значение грызунов

Грызуны (Rodentia) — отряд млекопитающих, который насчитывает более 2 тыс. живых видов. Отличительными особенностями грызунов являются верхние и нижние пары постоянно растущих бескорневых резцов. Грызуны — самый многочисленный отряд в классе млекопитающих.

Как свидетельствуют окаменелости, эволюционная история грызунов началась в Северной Америке, 56 миллионов лет назад, в эпоху позднего палеоцена. Однако считается, что некоторые виды возникли в Евразии, поэтому возраст отряда Rodentia, безусловно, больше.

Классификация

Грызуны классифицируются в следующей таксономической иерархии:

  • Домен: Эукариоты;
  • Царство: Животные;
  • Тип: Хордовые;
  • Класс: Млекопитающие;
  • Отряд: Грызуны.

Ученые согласны с определениями большинства семейств, но они исторически не соглашались к организации семейств в более крупные группы, а именно — подотряды. В ранних классификациях вообще были опущены подотряды, а семейства группировались в надсемейства. В последней официальной классификации выделяются пять подотрядов, представители которых имеют похожие особенности:

  • Дикобразообразные (Hystricomorpha): есть около 300 видов дикобразообразных грызунов, живущих сегодня. Среди членов этого подотряда — агути, дикобразы, землекопы, нутрии, шиншиллы, водосвинки и многие другие. У грызунов Hystricomorpha уникальное расположение мышц челюсти, которое отличает их от других грызунов.
  • Мышеобразные (Myomorpha): существует около 1400 видов живых мышеобразных грызунов. К этой группе относятся мыши, крысы, хомяки, полевки, лемминги, тушканчики, ондатры и др. Большинство видов мышевидных грызунов ночные, они питаются семенами и зернами.
  • Шипохвостообразные (Anomaluromorpha): насчитывает девять видов, включая шипохвостых белок, шипохвостов Пела, длинноухих шипохвостов, капских долгоногов и др. Некоторые члены этого подотряда (за исключением шипохвостых белок) имеют летательные перепонки, которые позволяют им планировать.
  • Белкообразные (Sciuromorpha): есть около 273 видов белкообразных грызунов. Среди членов этого подотряда — белки, бурундуки, сурки, летяги и др. Белкообразные, имеют уникальное расположение мышц челюсти, которое отличает их от всех других грызунов.
  • Боброобразные (Castorimorpha): насчитывает около 100 видов из 3 семейств: бобровых, гоферовых и мешотчатопрыгуновых. Этот подотряд выделили в 2005 году.

Распространение и среда обитания

Грызуны являются широко распространенным отрядом млекопитающих. Они встречаются в большинстве наземных местах обитания и отсутствуют только в Антарктиде, Новой Зеландии и на некоторых океанических островах.

Экологически они невероятно разнообразны. Некоторые виды проводят всю свою жизнь на поверхности земли, в подстилке тропических лесов или кронах деревьев; другие редко вылазят из-под земли. Некоторые виды являются в основном водными, в то время как другие в приспособлены жить в пустынях.

Размеры

В отряде грызуны различный диапазон размеров тела. Одним из самых маленьких грызунов является хомяк болотный (Delanymys brooksi), распространенный в болотах и горных лесах Африки. Он весит от 5 до 7 граммов и имеет длину от 5 до 6 см. Самым крупным грызуном является капибара (Hydrochoerus hydrochaeris) из Центральной и Южной Америки, которая весит от 35 до 66 кг и имеет высоту в холке от 50 до 60 см, и тело длиной от 100 до 135 см. Некоторые вымершие виды были еще более крупными, достигая размера черного медведя или небольшого носорога. Самый крупный грызун (Josephoartigasia monesi), жил около двух-четырех миллионов лет назад, в эпоху плейстоцена и плиоцена; по некоторым оценкам, он имел длину около 3 метров и весил почти 1000 кг.

Читайте также:  Таблица размеров пособий инвалидов

Описание

летучая белка, полет белки, дерево,

У всех грызунов постоянно растут бескорневые резцы с жестким эмалевым слоем спереди каждого зуба и более мягким дентином. Грызение твердой пищи постоянно стачивает резцы. Отсутствие у грызунов клыков приводит к зазору или диастеме между резцами и коренными зубами. У них есть от 12 до 22 зубов

Строение челюсти гарантирует, что резцы не встречаются, верхние и нижние премоляры, и моляры не контактируют, пока животное грызет. Мощные мышцы, прикрепленные к челюсти и черепу, обеспечивают силу жевания, и грызения.

Форма тела древесных белок может быть моделью для самых ранних и уже вымерших грызунов из рода Paramys. С их способностью удерживаться за кору своими когтями, белки умело взбираются по стволам деревьев, бегают по веткам и прыгают на соседние деревья; но они одинаково проворны на земле, а некоторые — способные пловцы.

Специализированные формы тела других видов грызунов привязывают их к определенным местообитаниям. У некоторых строго древесных видов есть цепкий хвост; другие планируют от дерева к дереву, с помощью летальных кожистых перепонок, расположенных между передними и задними конечностями (например, летяга). Высокоспециализированные роющие грызуны, в том числе слепыши, землекопы и земляные белки, имеют цилиндрическую форму тела, сильные резцы, маленькие глаза и уши, а также большие передние конечности с мощными роющими когтями.

Полуводные грызуны, такие как бобры, ондатры, нутрии и водяные крысы, обладают специальными особенностями, которые позволяют им кормиться в водных средах, но в то же время жить в земляных норах. Наземные прыгающие виды, такие как кенгуровые прыгуны, тушканчики и песчанки, имеют короткие передние конечности, вытянутые и мощные задние конечности, и длинный хвост, используемый для равновесия.

Независимо от формы тела, у всех грызунов есть одни и те же приспособления, которые могут быть использованы для разных целей: срезать траву, открывать орехи, убивать свою добычу, рыть туннели, заваливать деревья и др.

Основные характеристики грызунов

К основным характеристикам грызунов относятся:

  • одна пара резцов на каждой челюсти (верхней и нижней);
  • резцы растут непрерывно;
  • резцы не имеют эмали на задней части зуба (и изнашиваются с использованием);
  • большой разрыв (диастема) за резцами;
  • нет клыков;
  • сложные жевательные мышцы;
  • есть полностью развитый бакулюм.

Питание

Грызуны едят разнообразную пищу, включая листья, фрукты, семена и мелких беспозвоночных. Целлюлозная пища переваривается в слепой кишке (мешочек в пищеварительном тракте, в котором содержатся бактерии, способные разрушать твердый растительный материал в перевариваемую форму). Пища либо съедается там, где ее собирают, либо ее заносят в норы для хранения (например, гоферовые, гамбийские крысы, хомяки и др.). Виды, живущие в засушливых местах обитания и на океанических островах, могут получать необходимую жидкость из своей пищи.

Поведение и размножение

Некоторые грызуны способны сооружать самые разнообразные дома; они варьируются от отверстий в деревьях и скалах, простых нор в гнездах, конструкций из листьев и палок в кронах деревьев, до сложных подземных туннелей, и строительства плотин на реках, и ручьях.

Грызуны могут вести дневной или ночной образ жизни, или иногда они активны часть дня и ночи. Представители этого отряды могут быть активными в течение всего года, но у некоторых видов наступают периоды покоя или глубокая зимняя спячка.

Время и частота размножения, длительность беременности и размер выводка сильно различается от вида к виду. К примеру, серая крыса (Rattus norvegicus) может произвести на свет до 22 детенышей за раз, а домашняя мышь (Mus musculus) может производить до 14 приплодов ежегодно. Размер популяций может оставаться стабильным или колебаться, а некоторые виды, особенно лемминги, мигрируют, когда популяции становятся чрезмерно большими.

Значение грызунов

Где бы грызуны не находились, люди часто относятся к ним как к вредителям, но они играют важную роль в экосистемах, в которых они живут.

Почти все виды животных охотятся на грызунов, включая птиц, рептилий, земноводных, других млекопитающих и даже рыб. Грызуны также имеют множество паразитов, таких как клещи, существ, которые для людей могут быть столь же проблематичными, как сами грызуны. Во всем мире люди убивали различные виды грызунов для еды. В Африке браконьеры охотятся на более крупные виды грызунов ради мяса.

Биологи давно знают, что грызуны тропических лесов играют ключевую роль в стимулировании роста новых деревьев в лесу путем распространения семян.

Многие грызуны копают обширные норы и туннели, которые не только создают среду обитания для многих других видов животных, но и обеспечивают важные преимущества для почвы. Копание туннелей переворачивает почву, смешивая верхние слои подстилки и фекалии с более глубокими слоями. Этот процесс удобряет почву и зарывает углерод, необходимый для роста растений. Туннели позволяют воде попадать в почву, а не стекать.

Растения в лесах имеют взаимовыгодные отношения с грибами в почве. Грибы обеспечивают растения питательными веществами, в то время как растения дают энергию грибам, чтобы расти и размножаться. Семена некоторых растений, таких как орхидные, даже не будут прорастать не привязавшись к грибу. Грызуны, такие как обыкновенные белки и полевки могут распространять их споры. Подземные грибы почти полностью полагаются на грызунов, чтобы рассеять споры и размножиться. Когда грызуны едят грибы, они распределяют их споры с фекалиями, способствуя созданию поколения здорового леса.

Источник

Adblock
detector