Меню

Заполните таблицу основные направления современной западной философии



Основные направления и течения в современной западной философии.

7. Философская антропология.

1. Позитивизм – философское направление, выступающее за освобождение философии от всего ненаучного, так как источником истинного знания являются специальные науки. Позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования. Возник позитивизм во Франции в 30-е годы XX века, его теоретические предпосылки были сформулированы Сен-Симоном, а непосредственную разработку концепции позитивизма осуществил О.Конт. Хотя позитивизм никогда не представлял собой особой школы, его многочисленных сторонников в разных странах всегда объединяла некоторая общая платформа. Во-первых, непринятие спекулятивной философии, т.е. традиционных вопросов философии о бытии, о сущем, о свободе и т.д., т.е. признание бессмысленным философских споров. Во-вторых, сведение философии к науке, подчинение философии задачам научного познания. В-третьих, отождествление познания с наукой. В-четвертых, эмпиризм и феноменализм в гносеологии. Основные стадии позитивизма:

— махизм. Представители: Э.Мах, Р.Авенариус. Основная их идея – в основе философии должен быть критический опыт (эмпириокритицизм);

— неопозитивизм. Представители: Б.Рассел, Р.Карнап, М.Шлик, О.Нейрат, Г.Рейхенбах и др. Главная их идея – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир;

— постпозитивизм. Представители: К.Поппер, Т.Кун. Главная их цель – развитие научного знания.

2. Прагматизм – философское направление, возникшее в 70-е годы XIX века в США. Представители: Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюи, Г.Мид и др. Прагматизм является доктриной, занимающейся изучением мыслительных и иных структур, обеспечивающих успешность, полезность и продуктивность человеческих действий. Успешность, по мнению Джемса, является мерилом истины. Дьюи задачу прагматизма видит в разработке метода, служившего целям совершенствования социальных отношений. Основной задачей философии он считал преобразование опыта и его совершенствование во всех сферах жизни. Для этого необходимо проведение социальной реконструкции, которая включает в себя ряд важнейших социальных стадий и мероприятий: справедливое распределение собственности и материальных благ, улучшение благосостояния, совершенствование демократии, обеспечение прав человека, сокращение паразитирующей прослойки. Согласно Дьюи, основная задача науки – оптимальное достижение цели. Главным критерием человеческой деятельности является успех, который возведен в ранг абсолюта, превратившись в единственный критерий истины. Прагматики проявляют повышенный интерес к изучению поведения человека, которое детерминировано верой (готовностью поступать определенным образом), привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения общества и человека является изменение привычек.

3. Психоанализ как движение берет свое начало с кружка сторонников З.Фрейда, основавшего в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Психику человека Фрейд представляет как единое, состоящее из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией – предсознательным. Бессознательное – особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая состоит их трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате усвоения социальных норм и запретов психика начинает действовать как целое. Главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда сознание отторгает неприемлемое. Каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение к культуре общества.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм. Они поставили главной целью своего исследования проблему человеческого существования и выявили такие противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель их философии – помочь человеку решить эти проблемы. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

4. Экзистенциализм как один из влиятельных течений философии сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Родоначальниками этого течения являются немецкие философы М.Хайдеггер, К.Ясперс, французский философ Ж.П.Сартр, Г. Марсель, А. Камю. Серьезное влияние на экзистенциализм оказали работы датского философа Э.Гуссерля. Центральная проблема экзистенциализма – человек и его существование в мире. Почему возникают кризисы ума, нравственности, гуманизма? Экзистенциалисты считают, что неустойчива жизнь не только индивида, но и всего человечества. Человеку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности, сосредоточить свое внимание на духовной выдержке перед миром враждебного ему мира.

Причины возникновения экзистенциализма: мировые войны, кризисы в обществе, взрывы атомных бомб, поставившие человечество на грань самоуничтожения, экологическая катастрофа, усиление жестокости по отношению к человеку. Обретение свободы личности и смысла личностного бытия возможно лишь при условии отстаивания человеком своей идентичности. Человек осознает себя как экзистенцию прежде всего в «пограничной ситуации» — перед лицом смерти, болезни, катастрофы, реже – в обыденной жизни. Свобода выбора самого себя – это есть свобода человека, т.е. формирование себя своими действиями и поступками. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несет ответственность за собственный выбор. Экзистенциалисты описывают человеческое существование в терминах тревоги, заброшенности, отчаяния. Их учение носит нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

5. Неотомизм – философское направление обновленного томизма, т.е. философии Фомы (Thamas – лат.) Аквинского, философа XIII века. В 1879 г. неотомизм получил признание главы римско-каталической церкви (Папы Римского) и с этого времени составляет официальную доктрину католицизма. Наиболее известные представители: Ж.Маритен, Э.Жильсон, Ю.Бохельский, Е.Корет, К.Ранер, Ф.Стенберген, К.Фабро и др.

Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, индивидуальность и соборность, религию и науку. Содержание неотомизма – это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни. Главный тезис неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности.

Центральной темой в неотомизме остается Бог, — как бесконечная, вечная, несотворимая, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Одновременно неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Ж. Маритен считал, что личность является наиболее совершенным и благородным проявление природы. Бог, создав человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается. Людей в неотомизме привлекает модель религиозного мышления, т.е. проблема богопознания.

6. Герменевтика – направление в философии, исследующее теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания текста. Свое название данное направление получило от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми, и истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования начато немецким филологом – классиком Ф.Шлейермахе-ром. Его идеи расширили В.Дильтей, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер. Язык, сущность которого наиболее полно проявляется в языке поэтов, они рассматривают как выражение бытия, поэтому герменевтика приобретает характер онтологии, становится теорией экзистенциального понимания и истолкования. Согласно Дильтею, сам акт понимания состоит: из речи, акта творчества автора, нахождения индивидуальных особенностей автора текста. Х.Гадамер отметил, что одной из привлекательных черт герменевтики является ее близость к практике. На этой основе он превратил герменевтику в самостоятельную науку, рассматривал ее как метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. Пониманию предшествует «предпонимание», которое можно корректировать и исправлять, но от которого нельзя избавиться, т.к. оно является предпосылкой всякого познания. Носителем понимания традиций является язык. Толкование текстов совершается в контексте определенных традиций, обусловленных историческими и социокультурными факторами.

Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.

7. Антропологизм как осознанный принцип философии ввел Л.Фейербах, который главным в нем считал идею «единства человеческой сущности», преодаления противоположности тела и души, материи и духа. Приверженцем антропологизма в России был Н.Чернышевский. В XIX веке идея человека становится не только основой преобразования природы и общества, но и объяснительным принципом всей человеческой культуры (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, М.Шелер). Современные представители (А.Гелен, М.Ландман, Г.Плесснер и др.) рассматривают человека в качестве антитезы общества и природы.

Задача философской антропологии – восстановить целостный образ человека в потоке жизненных проявлений и с его помощью объяснить окружающую действительность, глубже понять его собственную природу. В рамках философской антропологии делаются попытки синтезировать достижения биологии, психологии, социологии, истории, философии.

Важно подчеркнуть, что деление философии по направлениям – это во многом условный процесс. Его можно сравнить с научным абстрагированием – временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философские направления – это тоже абстрагирование для изучения целостной философии. Разные философские направления входят составной частью в другие, пересекаются, развиваются, меняются.

Источник

Тема 9. Современная западная философия

Вопросы для самопроверки.

1. Общая характеристика основных направлений и проблематики современной западной философии

2. Иррационализм (А.Шопенгауэр).

3. Марксизм: предпосылки возникновения, диалектический и материалистический марксизм, экономическая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс).

4. «Философия жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей).

5. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг)

6. Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю)

7. Современная религиозная философия (направления и представители, неотомизм — Иоанн Павел 2).

Читайте также:  Стратиграфическая таблица с индексами

8. Философская герменевтика — искусство толкования научных текстов.

— махизм (Мах и Авенариус);

10. Феноменология (Гуссерль).

11. Теория научных революций (Т.Кун).

Логические задания.

1. Основными научными открытиями конца XIX — нач. XХ вв., заставившими философию переосмыслить круг своих проблем, стали …

2. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знание_________ Его основателем считают _______.

3. Вторая форма этого направления возникла в конце XIX века и получила название _______, что означает ________.

4. В первой половине ХХ столетия оно приобретает форму _____. К его представителям относятся М. Шлик, Р. Карнап, («Венский кружок»), Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

5. По мнению Л. Витгенштейна, главной задачей этой философии должен стать анализ _______.

6. Представитель новейшего варианта неопозитивизма, постпозитивист К. Поппер уточняет предмет философии и считает таковым не исследование структуры научного знания (языка науки, понятий), а _____.

7. Другим направлением западной философии XIX-XX вв. стал _______, определивший своей целью в противовес классической философии не поиск абстрактных истин, а выработку арсенала конкретных средств и рекомендаций, с помощью которых люди могли бы решать жизненно важные проблемы. Его основателями были ______. Основной же категорией стала категория _______.

8. Главными социально-политическими событиями ХХ века, обусловившими появление такого варианта неклассической философии, как экзистенциализм, явились ________.

9. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы _______.

10. Истоки этой философии лежат в размышлениях философа ______, современными же ее представителями являются _________.

11. Главные черты экзистенциализма _________.

12. Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности, и ответственности человека за то, что он совершает, стали центральными в философии _______ (назовите философа).

13. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель _________.

14. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая есть не что иное, как бытие к смерти, немецкий философ _______.

15. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных и иных психических процессов в жизни людей.

16. Его основатель _____, его последователи, применившие психоанализ для объяснения явлений культуры, общества, творчества _________.

17. Современная теологическая философия, главными вопросами которой стали бытие Бога как творца сущего и человека как его высшего творения.

18. Теоретической базой этого направления выступает учение _______, основным принципом которого выступает принцип ________.

19. Герменевтика – еще одно направление современной философии. Оно исследует теорию и практику ________.

20. Основным предметом герменевтического анализа выступают _________.

21. Философское направление, сосредоточившее свое внимание на внутреннем мире человека, его сознании и стремящееся выявить и описать те структуры, которые позволяют формировать результаты познавательной деятельности, есть _______.

22. Его основатель – немецкий философ ______.

23. Сциентизм. В чем его плюсы и минусы?

24. Экзистенциализм. В чем его достижения и тупиковость?

25. Неотомизм. В чем его плюсы и минусы?

26. Почему мистицизм есть отказ от философии?

27. Заполните таблицу «Основные направления современной западной философии».

Направление Предназначение философии Основные идеи, фундаменталь- ные понятия Представи- тели
1. Прагматизм 2. Неопозитивизм 3. Экзистенциализм 4. Неотомизм 5. Феноменология 6. Герменевтика

28. Заполните таблицу «Основные школы позитивистской философии»

Школа позитивизма Представители Основные идеи, понятия
1. Позитивизм 2. Махизм (эмпириокритицизм) 3. Неопозитивизм 4. Постпозитивизм

29. Исходя из какого принципа (принципиального осмысления мира) Марксу удалось преодолеть раздвоенность философии на материализм и идеализм и совместить их действительные истины в монистической непротиворечивой философии, избавившись от их изъянов?

30. Каким понятием в марксистской философии обозначается общество на определенном этапе исторического развития?

31. Что в марксистской философии трактуется как отношение мышления к бытию, сознания к материи?

32. Что К. Маркс считал основным противоречием капиталистического общества, ведущим его к преобразованию в социалистическое?

33. По Гегелю, диалектика есть основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им мира. Ф. Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Что же такое диалектика? Каковы ее основные принципы? Чем марксистская диалектика отличается от гегелевской?

34. Заполните таблицу: «Философия марксизма»

Основные положения диалектического материализма Основные положения исторического материализма Произведения, в которых они изложены Новые понятия

Тестовые задания.

1. «Наука не нуждается ни в какой, стоящей над ней философии», — тезис, характерный для философии …

2. Основателем школы психоанализа был …

г) Тейяр де Шарден.

3. Соотнесите:

Философ Философское направление

а) О. Конт; 1) Экзистенциализм;

б) Э. Гуссерль; 2) Прагматизм;

в) Ж.-П. Сартр; 3) Позитивизм;

г) Д. Дьюи. 4) Герменевтика.

4. Автором работы «Бунтующий человек» является …

5. Категория «архетип» — основная в философии …

6. Завершите определение:

«Иррационализм – философское направление, в основе миропонимания которого лежит ___________».

7. Идеи «переоценки всех ценностей», «воли к власти», «сверхчеловека» ввел в оборот …

8. Соотнесите:

Автор Его произведение

а) А. Камю; 1) «Логико-философский трактат»;

б) М. Хайдеггер; 2) «Миф о Сизифе»;

в) Л. Витгенштейн; 3) «Иметь или быть»?

г) Э. Фромм; 4) «Бытие и время».

9. Основателем позитивизма считается …

10. Соотнесите:

Основное понятие Философ

а) Всеобщая любовь; 1) Н.А. Бердяев;

б) Свобода; 2) Э. Фромм;

в) Одномерный человек; 3) Э. Гуссерль;

г) Феномен. 4) Г. Маркузе.

11. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) безосновная воля;

г) диалектика абсолютного духа.

12. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы.

13. К законам материалистической диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество, и обратно;

г) отрицания отрицания.

14. Найдите соответствие: философ — основное понятие его философии

а) Гегель; 1) Общественно-экономическая формация;

б) Фихте; 2) Человек;

г) Фейербах. 4) Абсолютная идея.

15. Ф. Энгельсу принадлежит произведение ….

а) «Энциклопедия философских наук»;

б) «Мир как воля и представление»;

в) «Сущность христианства»;

г) «Диалектика природы».

16. Главным фактором развития общества К. Маркс считал …

17. Возникновение политико-правового учения марксизма относится к …

а) II половине XVIII в.

б) I половине XVIII в.

в) I половине XIX в.

г) II половине XIX в.

д) I половине XX в.

18.Что понимают марксисты под понятием «реальный базис»?

д) юридические институты (право)

19.Неотъемлемым компонентом, по мнению Маркса и Энгельса природы государства является:

20. Итог классовой борьбы по марксизму:

д) диктатура пролетариата

Дополнительная литература

1. Бессонов Б. И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2 / Б. И. Бессонов. – М., 1997.

2. Воронина Т. В. Современная западная философия / Т. В. Воронина. – М., 1997.

3. Гранье, Ж. Ницше: пер. с фр. / Ж. Гранье. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 158 с.

4. Декомб, В. Современная французская философия: пер. с фр. / В. Декомб. – М.: Весь Мир, 2000. – 337 с.

5. Зотов, А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2007. – 784 с.

6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М., 1998.

7. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

8. Герменевтика: история и современность. – М., 1985.

9. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. – М., 1990.

10. Мареев, С.Н. Философия XX века / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2001. – 464 с.

11. Пассмор, Д. Современные философы: пер. с англ. / Д. Пассмор. – М.: Идея-Пресс, 2002. – 192 с.

12. Пассмор, Д. Сто лет философии [Текст]: пер. с англ. / Д. Пассмор. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 496 с.

13. Проблемы человека в западной философии. – М., 1988.

14. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике [Текст]: пер. с фр. / П. Рикер. – М.: Академический проект, 2008. – 695 с.

15. . Современная западная философия / М.Ф. Пахомкина [и др.]. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2007. – 115 с.

16. Современная западная философия ХХ века. – М. 1995.

17. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд и др. – М., 1989.

18. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. – М. 1991.

Рис. 9.1. Некласическая идеалистическая философия

Рис. 9.2. Немецкая классическая философия

Рис. 9.3. Артур Шопенгауэр

Рис. 9.4. “Философия жизни” Фридриха Ницше

Рис. 9.5. “Философия жизни” Вильгельма Дильтея

Рис. 9.6. Философия Огюста Конта

Рис. 9.7. Прагматизм и философия Джона Дьюи

Рис. 9.8. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.)

Рис. 9.9. Основная задача философии по Дьюи

Рис. 9.10. Учение Дж. Дьюи о научном методе

Рис. 9.11. Гносеология Дж. Дьюи

Рис. 9.12. Проблема морали и социальной философии в творчестве Дж. Дьюи

Читайте также:  Железы пищеварительного тракта человека таблица

Рис. 9.13. Философское течение неофрейдизма

Рис. 9.14. Теологическая философия

Рис. 9.15. Направление современной теологической философии

Рис. 9.16. Позитивизм

Рис. 9.17. Махизм

Рис. 9.18. Неопозитивизм

Рис. 9.19. Постпозитивизм

Рис. 9.20. Экзистенциализм

Рис. 9.21. Философия основателя экзистенциализма Сьорена Кьеркегора

Рис. 9.22. Особенности философии К. Ясперса

Рис. 9.23. Философия Жана-Поля Сартра

Рис. 9.24. Философия Альбер Камю

Рис. 9.25. Философия Мартина Хайдеггера

Рис. 9.26. Предпосылки развития философии экзистенциализма

Рис. 9.27. Марксистская философия

Рис. 9.28. Марксистская философия (продолжение)

Рис. 9.29. Экономическая теория

Учебная и справочная литература по курсу “Философия”:

1. Алексеев, П.В. История философии [Текст]: учебник / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с.

2. Алексеев, П.В. Философия [Текст]: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 592 с.

3. Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии [Текст]: учебное пособие / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 576 с.

4. Введение в философию [Текст]: учебник / Под ред. М.М. Беляева. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 624 с.

5. Губин, В.Д. Философия: Актуальные проблемы [Текст]: учебник / В.Д. Губин. – М.: Омега-Л, 2006. – 376 с.

6. Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учебник / П.С. Гуревич. – М.: МПСИ, МОДЭК , 2007. – 1128 с.

7. Данильян, О.Г. Философия [Текст]: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.

8. Ермакова, М.М. Философия [Текст]: учебник / М.М. Ермакова. – М.: Высшая школа, 2004. – 408 с.

9. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях [Текст]: учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

10. История мировой философии [Текст]: учебник / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. – 496 с.

11. История русской философии [Текст]: учебник / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008. – 640 с.

12. История философии [Текст]: учебник / Под ред. В.П. Кохановского, В.И. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 736 с.

13. Калмыков, В.Н. Философия [Текст]: учебник / В.Н. Калмыков. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 432 с.

14. Канке, В.А. Философия [Текст]: учебник / В.А. Канке. – М.: Логос, 2007. – 376 с.

15. Кармин, А.С. Философия [Текст]: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.

16. Кравченко, В.В. Тесты по философии [Текст]: учебное пособие / В.В. Кравченко. – М.: Экзамен, 2004. – 192 с.

17. Мамедов, А.А. Философия: Практикум для вузов [Текст]: учебное пособие / А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2009. – 136 с.

18. Моисеева, Н.А. Философия [Текст]: учебное пособие / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.

19. Налетов, И.З. Философия [Текст]: учебник / И.З. Налетов. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.

20. Основы философии науки [Текст]: учебное пособие / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 606 с.

21. Радугин, А.А. Философия [Текст]: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2006. – 272 с.

22. Рычков, А.К. Философия [Текст]: учебник / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: ЭЛИТ, 2005. – 480 с.

23. Сербиненко, В.В. Русская философия [Текст]: курс лекций / В.В. Сербиненко. – М.: Омега-Л, 2006. – 464 с.

24. Соколов, В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам [Текст]: учебник / В.В. Соколов. – М.: ТК Велби, 204. – 912 с.

25. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.

26. Философия [Текст]: учебник / Под рел. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. – 832 с.

27. Философия [Текст]: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 688 с.

28. Философия [Текст]: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.]. – М.: Инфра-М, 2001. – 518 с.

29. Философия [Текст]: учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. _ М.: Гардарики, 2002. – 656 с.

30. Философия: Университетский курс [Текст]: учебник / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

Хрестоматии:

1. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991; Ч. 2. Человек. Общество. Культура — М., 1991;

2. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учеб. хрестоматия. 2-е изд. — М., 1996;

3. Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин — М., 1996;

Справочная литература:

1. Лосев, А.Ф. Словарь античной философии. — М., 1995;

2. Мифологический словарь — М., 1991;

3. Рассел, Б. Философский словарь разума, материи и морали — Киев, 1996;

4. Русская философия. Малый энциклопедический словарь — М., 1995;

5. Словарь античности — М., 1993;

6. Современная западная социология: Словарь — М., 1990;

7. Современная западная философия: Словарь. — М., 1991;

8. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М., 1989;

9. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко — М., 1997;

10. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. 2-е изд. — М., 1995;

11. Хюбшер, А. Мыслители нашего времени (62 портрета): Справочник по философии Запада XX века — М., 1994.

Источник

Тема 2. Задание 4. Современная западная философия. Задание Современная западная философия

Скачать 65.02 Kb.

I Впишите пропущенные термины и имена
  1. Основатели марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс
  1. Окружающий мир – есть разрозненный хаос, который не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму, подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле – основная идея

иррационализма

  1. Два раздела марксисткой философии _ диалектический материализм и исторический материализм
  2. Научные предпосылки возникновения марксизмаСоциально-экономические предпосылки; Естественнонаучные; Теоретические_

  1. Главный тезис марксизма – Материалистическое учение о том, что люди представляют собою продукт обстоятельств и воспитания. забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми, и что воспитатель сам должен быть воспитан
  1. Совокупность исторически определенных производственных отношений – это

Базис общества_

  1. Совокупность идеологических отношений, взглядов и соответствующих им учреждений – этоНадстройка
  2. Производственные отношения – это термин марксистской политической экономии, означающий экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ .
  3. Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением

характера производительных сил общества _

  1. Производительные силы –одно из центральных понятий марксизма, описывающее содержание способа производства.
  2. Способ производства включает категория марксистской политэкономии, единство определённой ступени развития производительных сил и обусловленного ею типа производственных отношений.
  1. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются

Общественно-экономические формации

  1. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от

метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знаниеПозитивизм

Его основательОгюст Конт_

  1. Направление философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала

конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»)__Прагматизм

Его основателиЧарльз Пирс Уильям Джеймс, Джон Дьюи и Джордж Сантаян_

  1. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы _ человека его трудности, существование в окружающем мире.

ПредставителиКарл Ясперс (1883 — 1969);Мартин Хайдеггер (1889 — 1976);Жан-Поль Сартр (1905 — 1980);Альбер Камю (1913 — 1960).

  1. Ярко выраженная практическая направленность, разработка стратегии преобразования общества путем революционной деятельности – отличительная черта__
  1. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных психических процессов в жизни людейПсихоанализ

Его основательЗигмунд Фрейд, его последователи, применившие психоанализ для

объяснения явлений культуры, общества, творчестваи развития общества в целом

  1. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия писал французский мыслительАльбер Камю_
  1. Современная теологическая философия, главными вопросами которой стали бытие Бога как творца сущего и человека как его высшего творениячеловеческая жизнь
  2. Герменевтика – направление современной философии. Оно исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания
II Найдите ошибки в тексте
  1. А. Шопенгауэр выделял четыре вида воли человека: «воля к жизни», «воля к власти», воля внутри самого человека («внутренний стержень»), неуправляемая, бессознательная воля – страсти, влечения, аффекты_ Ницше

_ _

  1. Г. Юнг различал «свободу от» и «свободу на»__
  1. Основатель позитивизма Р. Авенариус _Огюст Конт_
  1. Представители герменевтики – Э. Жильсон, Ж. Маритен(Э. Бетти, X. Г. Гада-мер, М. Ландман)__
  1. Эмпириокритицизм – направление прагматизма. инструментализм , фаллибилизм , антиреализм , радикальный эмпиризм , верификационизм
  2. Философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением – она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук – положение постмодернизма._ положение Позитивизма
  1. Представители прагматизма считали, что «вечные ценности» препятствуют творческой реализации человека. Постмодернизм

_ _

  1. Основатель психоанализа – К. Юнг. Он ввел понятие «архетип»._Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. К. Юнг ввел понятие «архетип»

_

  1. Ф. Ницше – основоположник «философии религии». современной философии культуры
III Раскройте значение терминов

АбсурдНелепость, бессмыслица__ Архетипв аналитической психологии структурный элемент коллективного бессознательного. Не путать с архетипическим образом

АффектСостояние сильного возбуждения и запальчивости.

Деконструкцияэто механический разбор на составные части и анализ их происхождения с целью понять, как работает целое.

Читайте также:  Этнический и конфессиональный состав россии таблица

МаргиналЧеловек, оказавшийся вне своей социальной среды; опустившийся, изгой.

Пессимизмотрицательный, негативный взгляд на жизнь .

Экзистенция_понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности

IV Заполните таблицы
  1. Отличительные черты общественно-экономических формаций по К. Марксу

Источник

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

date image2014-02-13
views image28876

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

7. Философская антропология.

1. Позитивизм – философское направление, выступающее за освобождение философии от всего ненаучного, так как источником истинного знания являются специальные науки. Позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования. Возник позитивизм во Франции в 30-е годы XX века, его теоретические предпосылки были сформулированы Сен-Симоном, а непосредственную разработку концепции позитивизма осуществил О.Конт. Хотя позитивизм никогда не представлял собой особой школы, его многочисленных сторонников в разных странах всегда объединяла некоторая общая платформа. Во-первых, непринятие спекулятивной философии, т.е. традиционных вопросов философии о бытии, о сущем, о свободе и т.д., т.е. признание бессмысленным философских споров. Во-вторых, сведение философии к науке, подчинение философии задачам научного познания. В-третьих, отождествление познания с наукой. В-четвертых, эмпиризм и феноменализм в гносеологии. Основные стадии позитивизма:

— махизм. Представители: Э.Мах, Р.Авенариус. Основная их идея – в основе философии должен быть критический опыт (эмпириокритицизм);

— неопозитивизм. Представители: Б.Рассел, Р.Карнап, М.Шлик, О.Нейрат, Г.Рейхенбах и др. Главная их идея – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир;

— постпозитивизм. Представители: К.Поппер, Т.Кун. Главная их цель – развитие научного знания.

2. Прагматизм – философское направление, возникшее в 70-е годы XIX века в США. Представители: Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюи, Г.Мид и др. Прагматизм является доктриной, занимающейся изучением мыслительных и иных структур, обеспечивающих успешность, полезность и продуктивность человеческих действий. Успешность, по мнению Джемса, является мерилом истины. Дьюи задачу прагматизма видит в разработке метода, служившего целям совершенствования социальных отношений. Основной задачей философии он считал преобразование опыта и его совершенствование во всех сферах жизни. Для этого необходимо проведение социальной реконструкции, которая включает в себя ряд важнейших социальных стадий и мероприятий: справедливое распределение собственности и материальных благ, улучшение благосостояния, совершенствование демократии, обеспечение прав человека, сокращение паразитирующей прослойки. Согласно Дьюи, основная задача науки – оптимальное достижение цели. Главным критерием человеческой деятельности является успех, который возведен в ранг абсолюта, превратившись в единственный критерий истины. Прагматики проявляют повышенный интерес к изучению поведения человека, которое детерминировано верой (готовностью поступать определенным образом), привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения общества и человека является изменение привычек.

3. Психоанализ как движение берет свое начало с кружка сторонников З.Фрейда, основавшего в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Психику человека Фрейд представляет как единое, состоящее из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией – предсознательным. Бессознательное – особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая состоит их трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате усвоения социальных норм и запретов психика начинает действовать как целое. Главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда сознание отторгает неприемлемое. Каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение к культуре общества.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм. Они поставили главной целью своего исследования проблему человеческого существования и выявили такие противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель их философии – помочь человеку решить эти проблемы. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

4. Экзистенциализм как один из влиятельных течений философии сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Родоначальниками этого течения являются немецкие философы М.Хайдеггер, К.Ясперс, французский философ Ж.П.Сартр, Г. Марсель, А. Камю. Серьезное влияние на экзистенциализм оказали работы датского философа Э.Гуссерля. Центральная проблема экзистенциализма – человек и его существование в мире. Почему возникают кризисы ума, нравственности, гуманизма? Экзистенциалисты считают, что неустойчива жизнь не только индивида, но и всего человечества. Человеку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности, сосредоточить свое внимание на духовной выдержке перед миром враждебного ему мира.

Причины возникновения экзистенциализма: мировые войны, кризисы в обществе, взрывы атомных бомб, поставившие человечество на грань самоуничтожения, экологическая катастрофа, усиление жестокости по отношению к человеку. Обретение свободы личности и смысла личностного бытия возможно лишь при условии отстаивания человеком своей идентичности. Человек осознает себя как экзистенцию прежде всего в «пограничной ситуации» — перед лицом смерти, болезни, катастрофы, реже – в обыденной жизни. Свобода выбора самого себя – это есть свобода человека, т.е. формирование себя своими действиями и поступками. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несет ответственность за собственный выбор. Экзистенциалисты описывают человеческое существование в терминах тревоги, заброшенности, отчаяния. Их учение носит нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

5. Неотомизм – философское направление обновленного томизма, т.е. философии Фомы (Thamas – лат.) Аквинского, философа XIII века. В 1879 г. неотомизм получил признание главы римско-каталической церкви (Папы Римского) и с этого времени составляет официальную доктрину католицизма. Наиболее известные представители: Ж.Маритен, Э.Жильсон, Ю.Бохельский, Е.Корет, К.Ранер, Ф.Стенберген, К.Фабро и др.

Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, индивидуальность и соборность, религию и науку. Содержание неотомизма – это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни. Главный тезис неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности.

Центральной темой в неотомизме остается Бог, — как бесконечная, вечная, несотворимая, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Одновременно неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Ж. Маритен считал, что личность является наиболее совершенным и благородным проявление природы. Бог, создав человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается. Людей в неотомизме привлекает модель религиозного мышления, т.е. проблема богопознания.

6. Герменевтика – направление в философии, исследующее теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания текста. Свое название данное направление получило от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми, и истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования начато немецким филологом – классиком Ф.Шлейермахе-ром. Его идеи расширили В.Дильтей, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер. Язык, сущность которого наиболее полно проявляется в языке поэтов, они рассматривают как выражение бытия, поэтому герменевтика приобретает характер онтологии, становится теорией экзистенциального понимания и истолкования. Согласно Дильтею, сам акт понимания состоит: из речи, акта творчества автора, нахождения индивидуальных особенностей автора текста. Х.Гадамер отметил, что одной из привлекательных черт герменевтики является ее близость к практике. На этой основе он превратил герменевтику в самостоятельную науку, рассматривал ее как метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. Пониманию предшествует «предпонимание», которое можно корректировать и исправлять, но от которого нельзя избавиться, т.к. оно является предпосылкой всякого познания. Носителем понимания традиций является язык. Толкование текстов совершается в контексте определенных традиций, обусловленных историческими и социокультурными факторами.

Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.

7. Антропологизм как осознанный принцип философии ввел Л.Фейербах, который главным в нем считал идею «единства человеческой сущности», преодаления противоположности тела и души, материи и духа. Приверженцем антропологизма в России был Н.Чернышевский. В XIX веке идея человека становится не только основой преобразования природы и общества, но и объяснительным принципом всей человеческой культуры (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, М.Шелер). Современные представители (А.Гелен, М.Ландман, Г.Плесснер и др.) рассматривают человека в качестве антитезы общества и природы.

Задача философской антропологии – восстановить целостный образ человека в потоке жизненных проявлений и с его помощью объяснить окружающую действительность, глубже понять его собственную природу. В рамках философской антропологии делаются попытки синтезировать достижения биологии, психологии, социологии, истории, философии.

Важно подчеркнуть, что деление философии по направлениям – это во многом условный процесс. Его можно сравнить с научным абстрагированием – временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философские направления – это тоже абстрагирование для изучения целостной философии. Разные философские направления входят составной частью в другие, пересекаются, развиваются, меняются.

Жизнь не стоит на месте, и современные философы стараются адекватно отражать и предвосхищать ее динамику.

Источник

Adblock
detector