Меню

Заполните таблицу либеральные реформы 60 70 годов таблица



Либеральные реформы 60—70-х гг. — Данилов, Косулина 8 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)

Задание № 1. Выберите правильный ответ

1. Земские учреждения создавались:

а) в губерниях и уездах

б) только в уездах

в) только в волостях

2. Земства должны были:

а) осуществлять политическую власть на местах

б) контролировать деятельность государственных чиновников

в) заниматься вопросами местного самоуправления, благоустройства, медицины, образования

3. Материальной основой деятельности земств были:

а) государственные ассигнования

б) специальный налог на недвижимое имущество

в) взносы членов земских собраний

Задание № 2. Проведите линии в схемах

1. Земское собрание избирало Предводителя дворянства, который председательствовал на собраниях, и Земские управы. Городская дума избирала городского главу, который председательствовал в городской управе, и городскую управу

2. Мещанами в России называлось городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев, домовладельцев, ремесленников и служащих. По закону избиратели городской курии определялись по имущественному цензу

Задание № 3. Проведите линии в схеме «Военная реформа»

Сухопутные войска (15 лет): срок действительной службы (6 лет) и время нахождения в запасе (9 лет)

Флот (10 лет): срок действительной службы (7 лет) и время нахождения в запасе (3 года)

Задание № 4. Заполните таблицу «Судебная реформа»

Основные принципы буржуазного права Их реализация в судебной реформе
Независимость суда Осуществление правосудия только судом; отделение судебной власти от обвинительной; введение присяжных
Выборность суда Выборность мировых судей
Гласность суда Открытое заседание суда; освещение в прессе
Состязательность обвинения и защиты Присутствие на суде представителя обвинения — прокурора и представителя защиты — адвоката
Равенство всех сословий перед законом Бессословность суда

Задание № 5. Заполните пропуски в тексте

Согласно «Уставу о воинской повинности», который был утвержден в 1874 году , от действительной военной службы освобождались в первую очередь по семейному положению: единственные сыновья и единственные кормильцы семьи

Кроме того, от воинской повинности освобождались: представители народов Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири

Срок действительной военной службы значительно сокращался в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет для окончивших начальные училища и до 6 месяцев для имевших высшее образование

Задание № 6. Один из революционных деятелей О. Аптекман так характеризовал политику Александра II в 70-е гг.:

«Характерна крайняя неискренность всей внутренней политики правительства: вечные шатания и колебания, — однако с основной тенденцией — к… мракобесию. К концу 70-х годов «великие реформы» — крестьянская, земская, судебная и проч. — оказались до того искалеченными и урезанными… что в них «либерального» и одного грана не осталось»

1. Согласны ли вы с подобной оценкой:

2. Приведите факты консервативного наступления на реформы

Крестьянская реформа Проведение реформы в пользу помещиков и гонения на либеральных мировых посредников
Реформа среднего образования Ликвидация реальных гимназий, сокращение преподавания естествознания, ужесточение внутреннего распорядка
Университетская реформа Усиление надзора за деятельностью университетов
Земская реформа Ограничение прав земств и гласности собраний, усиление контроля за их деятельностью

Задание № 7. Отметьте те из перечисленных ниже утверждений, которые не соответствуют исторической действительности:

а) 19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий», который вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий

б) С целью реализации данного принципа была ликвидирована плата за обучение в средних учебных заведениях

в) По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные

г) Окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов

д) Устав 1864 г. вводил совместное обучение юношей и девушек в реальных гимназиях

Источник

Таблица “Либеральные реформы 1860-1870”

Реформы 1860-х

Необходимость реформирования России стала очевидной после смерти императора Николая I и окончания Крымской войны.

Император Александр II

Рис. 1. Император Александр II.

Подготовкой крестьянской реформы занимался созданный в 1857 году Секретный комитет по крестьянскому делу. Вскоре он стал главным комитетом. Разработкой реформы руководил генерал Яков Ростовцев, министр юстиции Виктор Панин и государственный деятель Николай Милютин. Крепостное право было отменено манифестом от 21 февраля 1861 года. Недостатком реформы оказался земельный вопрос. Крестьяне получили личную свободу, но землю должны были выкупить у помещиков. 80% выкупной суммы брало на себя государство и ему крестьяне платили выкупные платежи до 1906 года. Кроме этого, несколько лет они должны были отрабатывать барщину и платить оброк.

Следующей реформой стала финансовая. Ее провели министр финансов Михаил Рейтерн и государственный контролер Валериан Татаринов. В результате, в России стали открыто публиковать государственный бюджет, уменьшился уровень коррупции и появилось разделение налогов на прямые и косвенные.

Земская реформа связана с изданием 1 января 1864 года положения о губернских и уездных земских учреждениях. В сельской местности появилось местное самоуправление, губернские и уездные земства. Судебную реформу власти начали проводить с 1864 года и она затянулась до конца века из-за специфики регионов на окраинах. Она полностью изменила порядок судопроизводства. Суд стал гласным, открытым и состязательным, появился институт присяжных.

К 1863 году относится и реформа высшего образования: был принят самый либеральный университетский устав в истории Российской империи. Открылись новые университеты в Варшаве, Одессе и Томске. К 1865 году относится проведение цензурной реформы, правила для периодической печати стали менее строгими, увеличилось количество журналов и газет.

Отмена крепостного права

Рис. 2. Отмена крепостного права.

Реформы начала 1870-х

К 1870 году относится городская реформа. В городах, а их было более 500, появились бессословные органы управления — думы. Общество стало приобщаться к гражданской жизни.

Военную реформу провел граф Дмитрий Милютин. Он занимал должность военного министра с 1861 по 1881 год. Датой проведения реформы логично считать 1874 год, когда в империи ввели всеобщую воинскую повинность. В целом, содержание реформы было следующим:

  • отказ от рекрутского набора;
  • создание военных округов;
  • снижение численности армии и отмена в ней телесных наказаний;
  • техническое перевооружение армии и флота.
Читайте также:  Мой склад google таблицы

Кратко либеральные реформы 1860-1870-х годов можно представить в таблице:

Источник

Таблица: Буржуазные реформы 1860-1870 годов в России

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй.
Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.
Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

В ходе реформы создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ[1]. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Основные принципы, положенные в основу судебной реформы, были следующими:
полное отделение судебной власти от административной;
процессуальная независимость судей;
единый суд для всех сословий (кроме крестьянского суда по мельчайшим делам);
гласность судопроизводства;
устный и состязательный характер судопроизводства;
право сторон и подсудимых на защиту в суде, право на представление в суде корпорированным адвокатом;
открытость для сторон и подсудимых всех доказательств, выдвигаемых против них;
ограничение рассмотрения дела по существу двумя инстанциями, первой и апелляционной (для судов присяжных и для мельчайших дел — одной инстанцией);
право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
единство кассационной инстанции и кассационной практики;
упразднение ревизионного (без жалоб сторон и протеста прокурора) пересмотра дел вышестоящей инстанцией;
решение дела на основании внутреннего убеждения судей или присяжных, без принятия любого рода доказательств за заведомую истину;
передача менее значимых дел мировым судам, а более значимых — общим судам; подсудность гражданских дел определялась по сумме иска, уголовных — по тяжести возможного наказания.

Кроме того, для судов общей юрисдикции (но не мировых судов) были приняты следующие принципы:
назначение судей от правительства, образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов;
несменяемость судей;
решение всех дел коллегией (либо судей, либо присяжных), простым большинством голосов.

В части уголовного судопроизводства принципы реформы были также следующими:
отделение следствия от полицейского дознания, процессуальная независимость следствия;
поддержание обвинения в суде прокуратурой, обособленной от суда;
суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести;
предание суду обвиняемых в тяжких преступлениях как отдельное судебное действие;
право подсудимого на оспаривание в судебном заседании любых доказательств, представленных следствием, в том числе и право повторно опросить в суде свидетелей и экспертов;
невозможность пересмотра вступившего в силу приговора при открытии новых обстоятельств, указывающих на виновность подсудимого;
вынесение только обвинительного либо оправдательного приговора, упразднение приговоров «об оставлении в подозрении»;

Читайте также:  Турнирная таблица апл 2019 года

В части гражданского судопроизводства принципы реформы также были следующими:
наличие сокращенного порядка судопроизводства при желании к тому обеих сторон;
предварительное направление иска ответчику и его письменный ответ;
предупредительные меры против затягивания процесса сторонами путём введения в дело новых доказательств;
предупредительные меры против затягивания процесса сторонами путём неявки в суд.

Мировой суд существенно отличался от общих судов и строился на следующих принципах:
выборность судей на срок;
решение уголовных и гражданских дел в одном суде и единолично судьей;
отсутствие профессионального ценза для судей;
крайнее сокращение и упрощение судебной процедуры;
отсутствие досудебного следствия и поддержания обвинения прокурором (для уголовных дел);
направленность суда на прекращение тяжб мировым соглашением;
специальные меры, обеспечивающие доступность суда для необразованных или неграмотных истцов, не могущих себе позволить профессиональное представительство в суде.

Организационные реформы:
Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов.
Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.
Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части.
Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы.

Технологические реформы:
В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка.
Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.
В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия.
В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту.
В годы царствования Александра II российский флот впервые получил броненосцы и другие металлические корабли вместо деревянных парусников и вёсельных галер.

Новое обмундирование:
Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании.

Источник

«Изучение либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в.: судебной, военной и в области просвещения». 8-й класси

  1. Изучить основные положения судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России.
  2. Закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умение делать выводы, решать проблемную ситуация и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.
  3. Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009
  2. Презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” (Приложение 1)
  3. Документы:
    Положение о начальных народных училищах (1864 г.).
    Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.).
    Основные положения Университетского устава 1863 г.(Приложение 2)

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в. (Слайд 2)

О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?

Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы (Слайд 3).

Учитель: Почему эти реформы были необходимы в России второй половины XIX века?

Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.

Учитель: либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (Слайд 4). Ваша задача – дать в конце урока свою оценку реформам. Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5):

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области просвещения

Проверка домашнего задания: ученики зачитывают значение и недостатки крестьянской, земской, городской реформ; объясняют понятия “гражданское общество” и “правовое государство” (Слайд 6) .

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки)
Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.
Городская (1870 г.) Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления , что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.

II. Изучение нового материала

Учитель: Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы.

1. Судебная реформа 1864 г. (Работа с текстом учебника: стр.147–148.)

Прочитайте в учебнике о содержании судебной реформы и расскажите о ней по плану (Слайд 7):

  1. принципы нового суда
  2. мировые суды
  3. общие суды:
    а) окружные суды
    б) судебные палаты
  4. роль Сената
  5. значение реформы
  6. недостатки реформы
  1. принципы нового суда: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов (Слайд 8);
  2. мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами из лиц не моложе 25 лет, существовал высокий образовательный и имущественный ценз;
  3. общие суды: а) окружные суды назначались императором, рассматривали уголовные и сложные гражданские дела, первые – с участием 12 присяжных заседателей, которые выносили вердикт;
    б) судебные палаты назначались императором, рассматривали апелляции, рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников;
  4. роль Сената: высшая судебная инстанция (Слайд 9);
  5. значение реформы: в России создавалась самая передовая судебная система;
  6. и недостатки реформы: сохранение особых судов для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников (Слайд 10) .

Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.

2. Военная реформа 1874 г.

Учитель: Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас?

Ученики: русская армия со времен Петра I комплектовалась на основе рекрутской повинности – выставления определенного числа рекрутов от общины. Служба длилась 25 лет, поэтому отслуживший уже не считался военнообязанным и запаса у армии не было.

Учитель: Послушаем сообщение о военной реформе. Ваша задача – назвать основные направления реформы, ее значение (Слайд 11).

Сообщение ученика о военной реформе.

Учитель: назовите основные направления реформы, направления изменений в армии. Для этого обобщите услышанные вами факты.

А) факты: численность русской армии в 1864 г. – 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек (Слайд 12).

Ученики называют направление: сокращение численности армии.

Б) факты: создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.), Морской академии (1877 г.) (Слайд 31).

Ученики: развитие системы военного образования.

В) факты: отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности с 20 лет (Слайд 14).

Ученики: изменение порядка комплектования армии.

Г) факты: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота (Слайд 15).

Ученики: перевооружение армии и флота.

Д) факты: по новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания (Слайд 16).

Ученики: совершенствование боевой подготовки.

Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 17). Ответы записываются в таблицу.

3. Реформы в области просвещения (1863–1864 гг.)

Учитель: уже в первой половине сформировались три ступени образования: начальная, средняя, высшая. Реформы затронули каждый из них (Слайд 18).

Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования.

1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.) (Слайд 19).

Отвечает на вопросы:

1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Кто принимался в народные училища?
4. Как решался вопрос об оплате за обучение?

2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) (Слайд 20).

Отвечает на вопросы:

1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?

3-й ряд. Работает с Основными положениями Университетского устава 1863 г. (слайд 21).

Отвечает на вопросы:

1. Кто осуществлял управление университетом?
2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета?
3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции?
4. Кто мог стать студентом университета?
5. Каковы преимущества университетов?

Учитель: возможность университетов решать многие вопросы самим означала их автономию, т.е. самостоятельность.

Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании.

Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 22). Ответы заносятся в таблицу и ее заполнение завершается (Слайд 23):

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки)
Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.
Городская (1870 г.) Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды).
Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска.
В области просвещения

III. Заключительный этап урока

Учитель: оцените историческое значение либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. Объясните свою оценку.

Ученики, глядя на обобщающую таблицу, формулируют свои оценки и объясняют их, отмечают значительную роль реформ для России и незавершенность некоторых из них.

Источник

Adblock
detector