Меню

Заполните таблицу кровь функции крови примеры

Урок биологии по теме «Состав и функции крови». 8-й класс

Презентация к уроку

Форма урока: классный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выяснить состав крови; от чего зависят функции крови; как и при каких обстоятельствах, образуется тромб.

  • Обучающая: сформировать представление о составе крови, её форменных элементах, их строении и значении.
  • Развивающая: продолжить обучение умение находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы, сравнивать клетки эритроцитов и лейкоцитов, применять знания о количестве клеток крови для профилактики сохранения здоровья.
  • Воспитывающая: сформировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Методы урока: словесные (рассказ, беседа); наглядные (плакаты, зарисовка на доске), практические методы.

Средства обучения: таблицы “Кровь” и “Кровеносная система”; 2 двухлитровые банки с водой, подкрашенной красной гуашью; набор для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, готовые микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”; инструктивная карточка.

I. Организационный момент (2 мин)

— Здравствуйте, ребята. Садитесь! Давайте отметим отсутствующих. Итак, начнём наш урок!

II. Актуализация знаний (4 мин)

1) Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?

2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?

3) Что такое лимфа?

4) Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?

III. Изучение нового материала (30 мин)

1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работать с общей темой “Внутренняя среда организма”. Тема урока “Состав и функции крови” ( записать в тетрадь).

Какова цель нашего урока? ( дети высказывают предложения по постановке цели урока)

1. К какому типу ткани относится кровь организма человека? ( соединительная ткань).

2. Какие ещё виды тканей относятся к типу соединительной? ( лимфа, костная ткань, хрящевая, жировая, рыхло-соединительная и т. д.).

Для выполнения поставленной цели нашего урока мы сегодня с вами в деталях познакомимся с составом и функциями крови.

Что, же такое кровь? Найдите в своих учебниках определение “кровь” и запишите в своих тетрадях ( учащиеся записывают определение крови в тетрадь)

1. Вытекает ли кровь в полость тела? ( нет, она замкнуто движется внутри сосудов)

2. Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови? У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5 л. А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.

Неужели кровь – это просто красная жидкость? Давайте заглянем внутрь этой жидкости. В отличие от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она постояла несколько часов. Однородная ли кровь или она разделилась на части? Что вы видите? (красный осадок и желтоватая жидкость)

Схема на доске (устно проговорить):

Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. Плазма крови – это жидкое межклеточное вещество. Она составляет 60% от объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10% сухой остаток, в который входят белки, жиры, углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д. Все эти вещества находятся в растворённом виде. Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую функцию она будет выполнять?

  • Взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой;
  • Питательная;
  • Выделительная;
  • Защитная;
  • Регуляторная ( учащиеся записывают функции плазмы в тетрадь)

В своих тетрадях с печатной основой выполним задание №62. ( учащиеся заполняют таблицу “Строение и функции крови”).

Читайте также:  Таблица глазника для проверки зрения

Учитель: Сейчас проверим правильность заполнения вашей таблицы.

( учитель дополняет ответ учащихся по форменным элементам крови):

  • Красные кровяные тельца.
  • Зрелые эритроциты не содержат ядра.
  • Форма двояковогнутых дисков.
  • Циркулируют 120 дней.
  • Разрушаются в печени и селезенке.
  • Содержат белок — гемоглобин.
  • В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин.
  • Гемоглобин в форме карбоглобинапереносит из тканей в лёгкие и небольшое количество углекислого газа.
  • Белые клетки крови.
  • Главная функция лейкоцитов — защита.
  • Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом
  • Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества;
  • В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги, которые уничтожают эти вещества.

В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем других форменных элементов.

  • Кровяные пластинки
  • Бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм.
  • Продолжительность жизни 5-7 дней.
  • Образуются тромбоциты в красном костном мозге.

Функция: СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ.

2.Лабораторная (демонстрационная) работа.

Изучение препапарата крови лягушки человека

Источник



Кровь.

112. Запишите основные функции крови.
1. Транспортная, питательная — перенос кислорода и других веществ, необходимых всем клеткам организма.
2. Терморегуляторная – распределение тепла по организму.
3. Защитная – защита организма от ядов, болезнетворных организмов.

113. Заполните таблицу.

8-0-20-113

114. Используя материал учебника, составьте круговую диаграмму «Состав плазмы крови».

8-0-20-114

115. Выполните лабораторную работу «Микроскопическое строение крови».
1. Рассмотрите выданный вам готовый микропрепарат крови человека под микроскопом.
2. Найдите на препарате хорошо различимые клетки и зарисуйте их.

8-0-20-115

3. Подпишите на рисунке клетки крови.
4. Сделайте вывод, какие клетки крови входят в состав крови человека, каких клеток больше в крови.
В состав крови человека входят эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Больше всего содержится эритроцитов.
5. Объясните, как строение клеток крови связано с выполняемыми ими функциями.
Отсутствие ядра у эритроцитов способствует переносу большего количества кислорода, а благодаря двояковыпуклой форме эритроциты могут проходить через самые мелкие каппиляры.
Амёбообразная форма лейкоцитов помогает клеткам активно двигаться в крови.
У тромбоцитов форма пластинки способствует быстрому образованию сгустка и заживлению ран.

Источник

Кровь – внутренняя среда организма

Кровь – внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью.

Состоит из плазмы и клеток (лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов). Циркулирует по системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела. В среднем, массовая доля крови к общей массе тела человека составляет 6,5-7 %.

Плазма крови – жидкая часть крови, которая содержит воду и взвешенные в ней вещества (белки и другие соединения). Основными белками плазмы являются альбумины, глобулины и фибриноген. Около 85 % плазмы составляет вода. Неорганические вещества составляют около 2-3 %; это катионы (Na+, K+, Mg2+, Ca2+) и анионы (HCO3-, Cl-, PO43-, SO42-). Органические вещества (около 9 %) в составе крови подразделяются на азотсодержащие (белки, аминокислоты, мочевина, креатинин, аммиак, продукты обмена пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов) и безазотистые (глюкоза, жирные кислоты, пируват, лактат, фосфолипиды, триацилглицеролы, холестерин). Также в плазме крови содержатся газы (кислород, углекислый газ) и биологически активные вещества (гормоны, витамины, ферменты, медиаторы).

Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Зрелые эритроциты не содержат ядра и имеют форму двояковогнутых дисков. Циркулируют 120 дней и разрушаются в печени и селезёнке. В эритроцитах содержится железосодержащий белок – гемоглобин. Он обеспечивает главную функцию эритроцитов – транспорт газов, в первую очередь – кислорода. Именно гемоглобин придаёт крови красную окраску. В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин, который имеет светло-красный цвет. В тканях оксигемоглобин высвобождает кислород, снова образуя гемоглобин, и кровь темнеет. Кроме кислорода, гемоглобин в форме карбогемоглобина переносит из тканей в лёгкие углекислый газ.

Читайте также:  Установите соответствие табличный процессор любая прямоугольная часть таблицы

Тромбоциты (кровяные пластинки) представляют собой ограниченные клеточной мембраной фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга (мегакариоцитов). Совместно с белками плазмы крови (например, фибриногеном) они обеспечивают свёртывание крови, вытекающей из повреждённого сосуда, приводя к остановке кровотечения и тем самым защищая организм от кровопотери.

Лейкоциты (белые клетки крови) являются частью иммунной системы организма. Они способны к выходу за пределы кровяного русла в ткани. Главная функция лейкоцитов — защита от чужеродных тел и соединений. Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества; В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги, которые уничтожают эти вещества. В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем других форменных элементов.

Кровь относится к быстро обновляющимся тканям. Физиологическая регенерация форменных элементов крови осуществляется за счёт разрушения старых клеток и образования новых органами кроветворения. Главным из них у человека и других млекопитающих является костный мозг. У человека красный, или кроветворный, костный мозг расположен в основном в тазовых костях и в длинных трубчатых костях.

Функции крови в организме

Кровь непрерывно циркулирует в замкнутой системе кровеносных сосудов и выполняет в организме различные функции, такие как:

  • Транспортная — передвижение крови; в ней выделяют ряд подфункций:
    • Дыхательная — перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким;
    • Питательная — доставляет питательные вещества к клеткам тканей;
    • Экскреторная (выделительная) — транспорт ненужных продуктов обмена веществ к легким и почкам для их экскреции (выведения) из организма;
    • Терморегулирующая — регулирует температуру тела.
    • Регуляторная — связывает между собой различные органы и системы, перенося сигнальные вещества (гормоны), которые в них образуются.
  • Защитная — обеспечение клеточной и гуморальной защиты от чужеродных агентов;
  • Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) — кислотно-основного равновесия, водно-электролитного баланса и т. д.
  • Механическая — придание тургорного напряжения органам за счет прилива к ним крови.

По общности некоторых антигенных свойств эритроцитов все люди подразделяются по принадлежности к определённой группе крови. У каждого человека группа крови индивидуальная. Принадлежность к определённой группе крови является врождённой и не изменяется на протяжении всей жизни. Наибольшее значение имеет разделение крови на четыре группы по системе «AB0» и на две группы по системе «резус фактор».

Соблюдение совместимости крови именно по этим группам имеет особое значение для безопасного переливания крови. Существуют и другие, менее значимые группы крови. Можно определить вероятность появления у ребёнка той или иной группы крови, зная группу крови его родителей.

Источник

Урок биологии по теме «Состав и функции крови». 8-й класс

Презентация к уроку

Форма урока: классный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выяснить состав крови; от чего зависят функции крови; как и при каких обстоятельствах, образуется тромб.

  • Обучающая: сформировать представление о составе крови, её форменных элементах, их строении и значении.
  • Развивающая: продолжить обучение умение находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы, сравнивать клетки эритроцитов и лейкоцитов, применять знания о количестве клеток крови для профилактики сохранения здоровья.
  • Воспитывающая: сформировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Методы урока: словесные (рассказ, беседа); наглядные (плакаты, зарисовка на доске), практические методы.

Средства обучения: таблицы “Кровь” и “Кровеносная система”; 2 двухлитровые банки с водой, подкрашенной красной гуашью; набор для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, готовые микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”; инструктивная карточка.

Читайте также:  Заполните таблицу витамин функции симптомы авитаминоза

I. Организационный момент (2 мин)

— Здравствуйте, ребята. Садитесь! Давайте отметим отсутствующих. Итак, начнём наш урок!

II. Актуализация знаний (4 мин)

1) Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?

2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?

3) Что такое лимфа?

4) Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?

III. Изучение нового материала (30 мин)

1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работать с общей темой “Внутренняя среда организма”. Тема урока “Состав и функции крови” ( записать в тетрадь).

Какова цель нашего урока? ( дети высказывают предложения по постановке цели урока)

1. К какому типу ткани относится кровь организма человека? ( соединительная ткань).

2. Какие ещё виды тканей относятся к типу соединительной? ( лимфа, костная ткань, хрящевая, жировая, рыхло-соединительная и т. д.).

Для выполнения поставленной цели нашего урока мы сегодня с вами в деталях познакомимся с составом и функциями крови.

Что, же такое кровь? Найдите в своих учебниках определение “кровь” и запишите в своих тетрадях ( учащиеся записывают определение крови в тетрадь)

1. Вытекает ли кровь в полость тела? ( нет, она замкнуто движется внутри сосудов)

2. Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови? У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5 л. А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.

Неужели кровь – это просто красная жидкость? Давайте заглянем внутрь этой жидкости. В отличие от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она постояла несколько часов. Однородная ли кровь или она разделилась на части? Что вы видите? (красный осадок и желтоватая жидкость)

Схема на доске (устно проговорить):

Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. Плазма крови – это жидкое межклеточное вещество. Она составляет 60% от объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10% сухой остаток, в который входят белки, жиры, углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д. Все эти вещества находятся в растворённом виде. Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую функцию она будет выполнять?

  • Взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой;
  • Питательная;
  • Выделительная;
  • Защитная;
  • Регуляторная ( учащиеся записывают функции плазмы в тетрадь)

В своих тетрадях с печатной основой выполним задание №62. ( учащиеся заполняют таблицу “Строение и функции крови”).

Учитель: Сейчас проверим правильность заполнения вашей таблицы.

( учитель дополняет ответ учащихся по форменным элементам крови):

  • Красные кровяные тельца.
  • Зрелые эритроциты не содержат ядра.
  • Форма двояковогнутых дисков.
  • Циркулируют 120 дней.
  • Разрушаются в печени и селезенке.
  • Содержат белок — гемоглобин.
  • В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин.
  • Гемоглобин в форме карбоглобинапереносит из тканей в лёгкие и небольшое количество углекислого газа.
  • Белые клетки крови.
  • Главная функция лейкоцитов — защита.
  • Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом
  • Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества;
  • В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги, которые уничтожают эти вещества.

В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем других форменных элементов.

  • Кровяные пластинки
  • Бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм.
  • Продолжительность жизни 5-7 дней.
  • Образуются тромбоциты в красном костном мозге.

Функция: СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ.

2.Лабораторная (демонстрационная) работа.

Изучение препапарата крови лягушки человека

Источник

Adblock
detector