Меню

Заполните таблицу группа растений признаки усложнения организации

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор царства растений»

1. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.

Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.)
2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.)
3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами.
4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.

2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1)Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. (2) У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. (3) В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. (4) В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. (5) При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. (6) В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

2) У водорослей нет органов и тканей.
3) Хемосинтез происходит только у бактерий.
5) При слиянии гамет у растений образуется спорофит.

3. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

1. У папоротников имеются корни.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.

4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. (2) В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. (3) Они образуют органические вещества из неорганических. (4) Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. (5) Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.

1) 1 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей;
2) 2 — в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 — водоросли не имеют корней

5. Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений?

1) Волоски на листьях и стеблях рассеивают свет, спасают фотосинтезирующие органы от слишком яркого света.
2) Волоски на листьях и стеблях создают рядом с эпидермисом неподвижный слой воздуха, уменьшая испарение воды.
3) Жесткие и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива).
4) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)

6. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

1) Лишайники являются симбиотическими организмами, таллом лишайника состоит из мицелия грибов, переплетенного с одноклеточными водорослями или цианобактериями.
2) Водоросли или цианобактерии фотосинтезируют и снабжают грибы продуктами фотосинтеза, грибы поглощают из окружающей среды воду и минеральные соли и делятся с водорослями.
3) Лишайники – это самые первые живые организмы на голом камне, постепенно разрушают камень, создавая предпосылку для возникновения почвы. Некоторые организмы питаются лишайниками. Являются индикаторами экологической обстановки.

7. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по типу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

2 – у водорослей отсутствуют ткани;
4 – ламинарию относят к бурым водорослям;
6 – по способу питания бурые водоросли – фототрофы.

8. Какие прогрессивные признаки сформировались в генеративных органах и половом размножении покрытосеменных растений в процессе эволюции? Приведите не менее четырех признаков, обоснуйте их значение.

1) появление цветка увеличило эффективность опыления;
2) двойное оплодотворение, в результате чего семя имеет триплоидный эндосперм, что улучшило питание зародыша;
3) развитие семязачатков в завязи пестика обеспечило их защиту (защиту семян);
4) появление плода у покрытосеменных способствовало защите семян и их распространению;
5) наличие нектарников обеспечило привлечение насекомых для опыления

9. Появление семенного размножения растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.

1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечило их выживание;
2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;
3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);
4) семя – многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора – одна клетка

10. Чем спора отличается от семени? Приведите не менее трех различий.

1) спора одноклеточное образование (специализированная клетка) осуществляет бесполое размножение растений; семя – многоклеточный орган, обеспечивающий половое размножение растений;
2) в спорах нет запаса питательных веществ, в семенах находится запас питательных веществ, который используется при прорастании;
3) спора имеет защитную оболочку, семя имеет семенную кожуру, которая в большей степени защищает зародыш и другие части семени

Читайте также:  Span style для таблица

11. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

1) семя – многоклеточное образование, спора – одноклеточное;
2) семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
3) семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет

12. Рассмотрите предложенную схему классификации высших растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

13. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле покрытосеменных от голосеменных растений.

1) наличие цветков и плодов;
2) разнообразные жизненные формы – травы, кустарники, деревья;
3) опыление осуществляется не только ветром, но и животными;
4) семяпочка защищена завязью

14. Назовите основные ароморфозы растительного мира.

1) Появление процесса фотосинтеза.
2) Дифференцировка тела на ткани и органы.
3) Возникновение опыления (исчезновение необходимости воды для оплодотворения).
4) Возникновение семян с запасом питательных веществ.

15. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле хвойных голосеменных от папоротниковидных.

1) наличие хвои (видоизменённых листьев)
2) размножение семенами
3) оплодотворение не зависит от воды
4) в основном древесные жизненные формы

16. Определите отделы, к которым относят растения, изображенные на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?

1) 1 – отдел Моховидные;
2) корни отсутствуют (есть ризоиды);
3) на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами;
4) 2 – отдел Покрытосеменные (Цветковые);
5) наличие цветков, плодов;
6) у моховидных спорофит представлен спорогоном (коробочкой на ножке) на гаметофите;
7) у покрытосеменных спорофит представлен взрослым растением (со всеми вегетативными и генеративными органами)

17. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Папоротниковидные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Наибольшее количество видов папоротниковидных растений встречается во влажных тропических областях, так как их размножение обусловлено наличием воды. (2) В жизненном цикле папоротниковидных происходит смена бесполого и полового поколений. (3) Взрослое растение папоротника – это спорофит, то есть половое поколение. (4) Гаметофитом у этих растений является зеленая пластинка (заросток), которая развивается из зиготы. (5) На гаметофите образуются гаметы, для передвижения сперматозоидов к яйцеклетке необходима вода. (6) Набор хромосом в клетках гаметофита диплоидный. (7) В цикле развития папоротниковидных преобладает спорофит.

1) 3 – спорофит – это бесполое поколение;
2) 4 – гаметофит (заросток) развивается из споры;
3) 6 – набор хромосом гаметофита гаплоидный (диплоидный набор хромосом у спорофита)

18. По каким признакам семенные растения отличаются от мхов? Приведите не менее четырёх признаков.

1) наличие всех типов тканей;
2) наличие корней (развитие корневой системы);
3) размножение семенами, наличие органов, в которых они образуются (шишка, цветок, плод);
4) независимость оплодотворения от наличия воды;
5) преобладание спорофита (бесполое поколение) над гаметофитом (половое поколение) в цикле развития

Источник



Лабораторная работа №5 Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений

of your page —>
Тетрадь для лабораторных и практических работа по биологии 11 класс Повышенный уровень Хруцкая

1) Повторите основные понятия темы (см. § 33 учебного пособия, c. 141-144).

2) Установите, в чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз»

3) Рассмотрите растения разных систематических групп и представителя зеленых водорослей. Найдите среди них мох, папоротник, голосеменные и покрытосеменные растения, зеленую водоросль. Сравните организмы разных систематических групп и выявите наиболее существенные признаки, отличающие представителей разных систематических групп друг от друга: мох — от водоросли; папоротник — от мха; голосеменное растение — от папоротника; покрытосеменное растение — от голосеменного. Результаты анализа занесите в таблицу. Как вы думаете, с чем связаны обнаруженные вами усложнения в строении организмов растений? Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело?

4) Рассмотрите коллекцию плодов. Определите алломорфозы каждого растения и способы распространения семян. Данные наблюдений занесите в таблицу.

5) Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюции растений.

Тема: Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений
Цель: научиться выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

Оборудование: гербарные экземпляры растений разных систематических групп, их рисунки или фотографии; рисунки или фотографии зеленых водорослей; коллекция плодов.

Ход работы
1)

Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде.
Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде.
Арогенез — путь развития адаптаций, повышающих уровень организации особей и позволяющих им расширить среду обитания или перейти в новую среду.
Аллогенез — путь развития частных адаптаций, не изменяющих уровень организации особей и позволяющих им более полно заселить прежнюю среду обитания.
Катагенез — путь развития адаптаций, снижающих уровень организации особей и позволяющих им заселить более простую среду обитания.

2) Ароморфозы повышают уровень организации живых организмов, а алломорфозы способствуют более полному освоению среды.

3) Ароморфозы у растений

Формирование ароморфоза – очень длинный процесс, порой длящийся сотнями тысяч лет. Тем не менее его значение очень велико, ведь благодаря ему живые существа развиваются. Одним из важнейших ароморфозов в эволюции растений, пожалуй, является возникновение у них явления фотосинтеза. Также стоит отметить важный ароморфоз у растений,– появление первых споровых, риниофитов. Они были первыми растениями, тело которых было представлено побегом, а не талломом (как у подводных водорослей), по сути это были уже первые полноценные наземные растения нашей планеты. Благодаря им, атмосфера Земли пополнилась кислородом и стала пригодной для обитания и первых наземных животных. Далее перечислим другие не менее важные ароморфозы у высших растений, произошедшие за долгие миллионы лет эволюции:
• Появление семезачатков.
• Появление пыльцевых зерен и оплодотворение цветов пыльцой, переносимой пчелами, фруктовыми летучими мышами и другими животными и насекомыми.
• Появление нектара, служащего приманкой для насекомых, (этот ароморфоз тесно связан с предыдущим).
• Появление пестиков у цветов.

Читайте также:  Водка менделеев придумал таблицу

4) Приспособления плодов к распространению

Нет, не сказалось. Эти приспособления являются алломорфозами и служат для лучшего приспособления к среде обитания (увеличение вероятности распространения плодов).

5) Вывод: Ароморфоз — эволюционный скачок в развитии, который повышает уровень организации организма в целом и открывает новые возможности для приспособления к разным условиям существования. Например, возникновение цветка у покрытосеменных привело к опылению их пчелами — это большой качественный скачок эволюции, а алломорфоз-приспособление организмов к разным условиям существования. При этом уровень организации не меняется, например, разнообразие цветов покрытосеменных.

Источник

Урок 22. Высшие споровые растения (§ 16). — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Пасечник, линия жизни)

1. Рассмотрите рисунок «Многообразие растений».

_22_1_пуст.jpg
Ответьте на вопросы и выполните задания:
1) К каким систематическим группам относят растения, изображенные на рисунке?
Водоросли, мхи, папоротники, плауны, хвощи.
2) Заполните таблицу, используя номера, которыми обозначены представители растительного мира на рисунке.

22_1_гот.png

3) По какому признаку растения делят на низшие и высшие?
По наличию тканей и органов.
4) Почему изображенные на рисунке высшие растения называют споровыми?
Они размножаются спорами.

*2. Сравните водоросли и мхи. Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению со строением водорослей?
У мхов, в отличие от водорослей, есть ткани и органы (но нет корня).

3. Изучив текст параграфа, запишите признаки, характерные для высших споровых растений.
1) Размножение спорами
2) Наличие органов и тканей
3) Приспособленность к жизни на суше
4) Отсутствие цветка и плодов

4. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие высших споровых растений.

Особенности строения и размножения

есть стебель, листья, вместо корня ризоиды. Размножение споровое

влажная или сырая почва, обилие тени

Сфагнум — служит в создании торфа.

Есть корень, листья, стебель. Размножение спорами

влажная или сырая почва, обилие тени

Есть корень, листья, стебель. Размножение спорами

влажная или сырая почва, обилие тени

Есть корень, листья, стебель. Размножение спорами

Источник

«Историческое развитие растительного мира» 6 класс

Презентация к уроку биологии в 6 классе (базовый уровень) ФГОС по теме «Истор.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация к уроку биологии в 6 классе (базовый уровень) ФГОС по теме «Историческое развитие растительного мира» Автор материала: Гаврилова Виктория Александровна, Учитель биологии

в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана Составьте из слов предложение: МИРА, РАЗВИТИЕ, ИСТОРИЧЕСКОЕ, РАСТИТЕЛЬНОГО ?

Историческое развитие растительного мира Понятие об эволюции живого мира Первые обитатели нашей планеты История развития растительного мира Выход растений на сушу Риниофиты, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные

Что нас ждёт на уроке? в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана Определить основные этапы развития растений Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития… Назвать причины (движущие силы) эволюции растений; Убедиться в многообразии растительного мира ?

Узнай растение в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана хламидомонада ламинария кукушкин лён сосна «Четвертый лишний» Из названий растений найдите лишнее растение с какими-либо отличительными от других признаками. «Объедини в группы» Разделите растения на группы по каким — либо схожим признакам ? по способу питания… по способу размножения… по способу обитания (вода – суша)… сосна – дерево… по клеточному строению… по наличию дифференциации тканей и т.д. 7. названия растений стоят в порядке усложнения их строения

Понятие об эволюции в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана Пользуясь учебником, узнайте, что такое ЭВОЛЮЦИЯ? – запишите в тетради Эволюция – это процесс исторического развития живого мира ?

Понятие об эволюции в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана Пользуясь учебником (с. 143), узнайте, что такое ЭВОЛЮЦИЯ? Эволюция – это процесс исторического развития живого мира ?

Первые обитатели планеты в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана Когда. Где. Первые организмы. Более 3,5 млрд. лет назад В воде Бактерии, цианобактерии (сине-зелёные водоросли) ? Бактерии Цианобактерии (сине-зелёные водоросли)

Развитие растительного мира на Земле (в режиме слайд-шоу нажимай последовательно на пустую клетку: ступень, среда, время) Ступени развития Среда обитания Время возникновения Возникновение жизни на земле Водная 2-3 млрд.летназад Возникновение и господство водорослей Водная 1,5 – 2 млрд. лет назад. Выход растений на сушу Наземно-водная 350-400 млн. лет назад. Возникновение и господство папоротникообразных Наземная влажная 300 млн. лет назад Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад Возникновение и господствопокрытосеменных Сухопутная Около 120 млн. лет назад

Развитие растительного мира на Земле Ступени развития Среда обитания Время возникновения Возникновение жизни на земле Водная 2-3 млрд.летназад Возникновение и господство водорослей Водная 1,5 – 2 млрд. лет назад. Выход растений на сушу Наземно-водная 350-400 млн. лет назад. Возникновение и господство папоротникообразных Наземная влажная 300 млн. лет назад Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад Возникновение и господствопокрытосеменных Сухопутная Около 120 млн. лет назад

Читайте также:  Введите данные следующей таблицы фамилия вкладчика

Выход растений на сушу в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана Когда. Благодаря какому процессу. Почему первой начала обособляться корневая система. Около 350-450 млн. лет назад Фотосинтезу Основная часть растения оказалась на суше, и организм больше не мог поглощать питательные вещества привычным способом ?

Выход растений на сушу в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана Когда. Благодаря какому процессу. Почему первой начала обособляться корневая система. Около 350-450 млн. лет назад Фотосинтезу Основная часть растения оказалась на суше, и организм больше не мог поглощать питательные вещества привычным способом ?

Развитие растительного мира в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана водоросли пример ризоидов риниофиты ?

Развитие растительного мира в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана лишайники мхи и печёночники ?

Развитие растительного мира в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана папоротники хвощи плауны Папоротникообразные размножаются спорами, хорошо приспосабливаются к окружающей среде, разнообразны, при размножении зависят от воды ?

Развитие растительного мира в режиме «слайд-шоу» нажимай на вопрос в углу экрана голосеменные покрытосеменные Семенные растения преодолели зависимость от воды при размножении. У семенных растений – спермий, клетки без жгутиков в отличие от папоротникообразных. Семенные растения – одни из наиболее совершенных представителей царства растений из-за своего разнообразия и сложного устройства. Покрытосеменные растения (цветковые) – венец эволюции царства растений. ?

Эволюция растительного мира Самые важные этапы в эволюции растительного царства: от наиболее древних одноклеточных водорослей до отдела цветковых растений. Основные отделы растений в порядке появления во время эволюции. ?

Проверим, что запомнили? Ответы записать в рабочую тетрадь 1. Выберите правильное определение Эволюция – это: A. Историческое развитие живой природы Б. Выведение новых сортов растений B. Изменение климата Г. Сезонные изменения в жизни растений

Проверим, что запомнили? 2. Выберите правильный ответ Первые живые организмы появились: A. В воде Б. В воздухе B. На суше Г. В почве

Проверим, что запомнили? 3. Выберите правильный ответ Первыми освоили сушу: A. Мхи Б. Многоклеточные водоросли B. Риниофиты Г. Папоротники

Проверим, что запомнили? 4. Выберите правильный ответ Покрытосеменные процветают на Земле, потому что: A. Имеют споры Б. Имеют семена, защищенные плодом B. Могут жить на суше Г. Имеют корневище с запасом питательных веществ

Проверим, что запомнили? 5. Выберите правильный ответ У голосеменных впервые появляются: A. Проводящая ткань Б. Фотосинтез B. Семя Г. Лист ?

Основные этапы развития растительного мира Основные этапы Характеристика этапов развития растительного мира Появление первых одноклеточных организмов. Первые одноклеточные растительные организмы появились на планете около 3,5 млрд лет назад. Жизнь зародилась в океане. Первые организмы были примитивными одноклеточными, не имеющимисформировавщегосяядра. Питались органическими веществами растворившимися в воде, поглощая их всей поверхностью своего тела. Появление водорослей (появление фотосинтеза). Около 3 млрд лет у некоторых организмов сформировались пигменты и они стали способны к фотосинтезу — созданию органических веществ из неорганических с использованием солнечных лучей. Около 1,5 млрд лет назад появились более развитые одноклеточные организмы. У некоторых появилось ядро, у других — ядро и хлоропласты. Органический мир поделился на одноклеточных животных и одноклеточные растения.

Первые многоклеточные растения. Около 1 млрд лет назад в морях от древних одноклеточных водорослей произошли первые многоклеточные водоросли. Выход растений на сушу и первые наземные многоклеточные растения. Благодаря фотосинтезу на Земле появился кислород, и у организмов появилась возможность дышать. Из кислорода — озон, который стал защищать Землю от радиации. Благодаря этому растения стали развиваться на суше. Примерно 450-400 млн лет назад на суше появились первые многоклеточные наземные растения — это мхи и псилофиты. Они произошли от разных групп водорослей. Псилофиты не имели корней, стеблей и листьев. Их тело состояло из тонких ветвящихся цилиндрических образований. Псилофиты имели примитивную покровную и проводящую ткани (древесину, луб), размножались спорами.

Появление папоротникообразных и их господство. Около 400 млн лет назад было время господства разнообразных папоротникообразных, которые произошли от псилофитов. Тогда благоприятный климат для размножения древних папоротникообразных: развитие заростков и оплодотворение яйцеклеток сперматозоидами. Появление семенных растений. Голосеменныерастения появились более 300 млн лет назад, еще до того как папоротникообразные достигли своего господства. Возможно произошли от примитивных папоротникообразных. Около 250 млн лет назад климат стал холодным и засушливым. Папоротникообразные не смогли выжить и наступило время голосеменных растений.Покрытосеменныерастения появились около 150 млн лет назад, их господство на данный момент связано с резким изменением климата и появлением более эффективного способа опыления с помощью насекомых.

Домашнее задание П. 28 – читать и пересказывать *Составить схему происхождения групп растений. Указать примерный период их возникновения, расцвета и гибели (в млн. лет)

Заполните таблицу (по приведенному образцу в рабочей тетради) Группа растений Признаки усложнения организации 1) Водоросли Появлениехлорофилла, возникновение фотосинтеза 2)Мхи Появление листьев, стебля, тканей, обеспечивающих жизнь в наземной среде 3)Папоротники 4)Голосеменные 5)Покрытосеменные

Источник

Adblock
detector