Меню

Заполните таблицу формы борьбы за существование определение примеры



Заполните таблицу формы борьбы за существование определение примеры

Подробное решение параграф § 32 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов 2016

  • Гдз по Биологии за 9 класс можно найти тут

1. Дайте определения понятий.

Борьба за существование — под борьбой за существование понимают не прямую схватку, а сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неживой природой.

Естественный отбор — это преимущественное выживание и размножение особей, наиболее приспособленных к данным условиям.

2. Естественный отбор — движущая сила эволюции. Однако можно ли утверждать, что именно естественный отбор напрямую создаёт новые фенотипы и генотипы? Ответ обоснуйте.

Естественный отбор не создаёт новые фенотипы или генотипы, он служит лишь механизмом для отсеивания наименее приспособленных и выживания наиболее приспособленных организмов в бесконечной борьбе за существование.

3. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование».

Заполните таблицу «Формы борьбы за существование»

4. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора».

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора»

5. Объясните, почему борьбу за существование считают основой естественного отбора.

Естественный отбор — это преимущественное выживание и размножение особей, наиболее приспособленных к данным условиям, то есть более успешных в борьбе за существование.

6. Поединки между самцами копытных животных (оленей, лосей и др.), битвы между тетеревами на токовищах только изредка заканчиваются гибелью одного из соперников. Можно ли назвать такую борьбу борьбой за существование? Ответ объясните.

Да. Это пример внутривидовой борьбы за существование, которая приводит к выживанию более сильных особей и передачу их генотипа следующим поколениям.

7. Могут ли в природе возникать новые виды организмов без участия естественного отбора? Ответ обоснуйте.

Да. С участием человека и искусственного отбора.

Источник

Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба со средой

Борьба за существование — движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование:

  1. Взаимоотношение организмов с неживой природой, или приспособление к абиотическим факторам внешней среды;
  2. межвидовую борьбу, к которой относятся взаимоотношения между особями, принадлежащими к разным видам;
  3. внутривидовую борьбу, включающую взаимоотношения между особями одного вида.

Форма 1. Взаимоотношение организмов с неживой природой

Пример борьбы с неблагоприятной средой

Взаимоотношение организмов с неживой природой можно показать на следующих примерах.

Растения Севера более морозостойкие, чем южные формы, потому что экземпляры, неспособные вынести низкие температуры, вымерли и потомство сохранилось лишь от тех из них, которые в результате мутационной изменчивости приобрели морозоустойчивость. У травянистой растительности тундры короткий вегетационный период, позволяющий образовывать семена в течение непродолжительного лета. И это следствие того, что растения, которые не успевали образовывать семена за короткий срок северного лета, не могли оставить потомства. И здесь в жизненной борьбе побеждали те, у которых благодаря соответствующим наследственным изменениям оказывался укороченным вегетационный период.

Приспособление к засухам

Еще более короткий вегетационный период у травянистой растительности пустынь, обеспечивающий им созревание за несколько дней весеннего влажного периода.

Представим себе картину из прошлого… На краю пустыни обитало растение со сравнительно продолжительным вегетационным периодом. Семена его относились ветром в сторону пустыни. Они, несомненно, обладали индивидуальными отличиями, сказавшимися в быстроте появления всходов, интенсивности роста и созревания, поэтому не все из них могли выжить и оставить потомство.

У некоторых индивидуальные особенности оказались соответствующими условиям существования, однако и они давали семена, которые тоже не были однотипными. И снова отбор сохранил лишь те растения, которые были наиболее приспособлены к конкретным условиям существования. Более того, семена и этих растений попадали еще дальше в глубь пустыни. Среди растений, выросших из этих семян, снова шел отбор на способность выжить в условиях еще более короткого вегетационного периода. Так сформировались в природе виды растений, обладающие коротким периодом вегетации (эфемеры).

У других растений — обитателей пустынь — отбор шел в иных направлениях, что обеспечивало появление новых признаков, дающих возможность существования в этих условиях. Произрастающий в пустынях Средней Азии саксаул не имеет настоящих листьев. Они превратились в заостренные чешуйки, прижатые к стеблю, или даже в небольшие бугорки на стебле, что предотвращает обильное испарение воды. Таким образом и этот признак — следствие отбора, т.е. выживания тех, кто меньше терял влагу.

Саксаул не имеет листьев

Саксаул не имеет листьев

Возможно не сразу появилась мутация растений с редуцированными листьями, а сокращение испаряющей поверхности у растений — предков саксаула — прошло через ряд этапов (мутаций). Отбор же сохранял тех, кто лучше выживал, ими оказались растения, которые меньше испаряли влагу.

Интересный пример приводит Дарвин относительно насекомых — обитателей небольших океанических островов. Они или прекрасно летают, или совсем лишены крыльев. По-видимому, несомые внезапными порывами ветра уносились в море, сохранялись лишь те, которые либо могли противостоять ветру, либо совершенно не летали. Отбор в этом направлении привел к тому, что на острове Мадейра из 550 видов жуков 200 видов — нелетающие.

Форма 2. Межвидовая борьба

В результате межвидовой борьбы появились те приспособления, которые необходимы растениям и животным в их сложных взаимоотношениях между собой. Так, у растений появились колючки, шипы, жгучие волоски, горький вкус и т.д.

Можно себе представить, что у древнего предка шиповника шипы отсутствовали. Листья и ветки на кустах этих растений поедали травоядные животные. Но на отдельных кустах стебли имели незначительную шероховатость. Такие кусты объедались менее охотно. В конце концов сохранились те, у которых шипы становились все больше и больше. Точно такой же процесс привел в одних случаях к образованию колючек, в других — к появлению неприятного запаха или вкуса и разнообразных признаков, препятствующих поеданию.

Колючки защищают шиповник

Колючки защищают шиповник

Среди растений, опыляемых насекомыми, больше семян могли образовать те, которые лучше «привлекали» насекомых-опылителей. Здесь играли роль яркая окраска, аромат, обильный сладкий нектар, строение цветка и т.д. В результате те из разновидностей, которые в этом отношении уступали другим, перестали посещаться насекомыми и в конце концов были обречены на вымирание.

Читайте также:  Таблица для собирания кубика рубика

Происхождение окраса животных

Насекомые, ящерицы и ряд других видов, скрывающихся между листьями растений, имеют зеленую или бурую окраску, обитатели пустынь — цвет песка. Окраска животных, обитающих в лесах, например леопарда, имеет пятна, напоминающие блики, а у тигра имитирует окраску и тень от стеблей камыша или тростника. Такая окраска получила название покровительственной.

У хищников она закрепилась благодаря тому, что ее обладатели незаметно могли подкрадываться к добыче, а у организмов, являющихся добычей, покровительственная окраска — следствие того, что жертва оставалась менее заметной для хищников. Как же она появилась?

Маскировка животных Маскировка помогает скрываться от хищников. Если не смогли найти, листайте на следующую картинку Маскировка животных

Многочисленные мутации давали и дают большое разнообразие форм, отличающихся по окраске. В ряде случаев она оказывалась близкой к фону окружающей среды, т.е. скрывала животное, играла роль покровительственной. Те животные, у которых покровительственная окраска выражена слабо, либо оставались без пищи, либо сами становились жертвой.

Иногда животные не только по окраске, но и по форме сходны с какими-либо предметами или другими животными. Такое явление называется мимикрией. Застывшая на ветке дерева гусеница бабочки пяденицы почти не отличима от сучка.

Симбиоз между видами

В результате межвидовой борьбы выработалось свойство растений выделять антибиотики и фитонциды, у животных появился иммунитет, т.е. невосприимчивость к ряду заболеваний. В результате той же борьбы паразиты приобрели свойственные им признаки: сильное развитие половых желез, интенсивное размножение, ферменты, препятствующие перевариванию на поверхности тела у обитателей кишок и т.д.

С другой стороны, и у хозяев паразитов появились приспособления к сожительству с ними. Чем древней система хозяин-паразит, тем меньший ущерб паразит приносит своему хозяину. Так, в экваториальной Африке у антилоп с древнейших времен паразитирует одноклеточный жгутиконосец — трипаносома, не вызывая заметного заболевания, но когда трипаносома через укус мухи цеце попадает к неспецифичному для нее хозяину — человеку, то вызывает смертельное заболевание.

Антилопы приспособились к жизни с трипаносомами

Антилопы приспособились к жизни с трипаносомами

Особой интенсивности на различных этапах эволюции межвидовая борьба достигала в случаях, когда совершенствование одной группы организмов обусловливало необходимость совершенствования другой, зависимой группы:

  • хищники и их жертвы;
  • паразиты и хозяева;
  • насекомые и насекомоопыляемые растения и др.

Это примеры так называемой сопряженной эволюции, которая является очень важной формой развития, так как приводит к длительному взаимному совершенствованию многих групп животных и растений.

Форма 3. Внутривидовая борьба

Внутривидовая борьба за существование является наиболее напряженной, имеет сложный и наиболее острый характер, потому что особям и популяциям одного вида для существования и оставления потомства необходимы одинаковые условия.

Внутривидовая борьба

Внутривидовая борьба может быть за самку, за лидерство в стае, за более выгодные места обитания

Из животных, относящиеся к одному виду и служащих пищей для определенного вида хищников, жертвой в первую очередь становятся менее приспособленные, например те, у кого наименее выражена покровительственная окраска, более медленный бег и т.п. То же наблюдается и у хищников. Успешнее достается добыча более приспособленному: более ловкому, быстрому, смекалистому и т.д.

Более приспособленные не только имеют преимущество в собственном выживании, но и в обеспечении потомства пищей, а следовательно, и в его выживании. Из приведенных примеров видно, что, например, бабочки, зайцы, лисы, относящиеся к одной популяции, в борьбу между собой непосредственно не вступают, но косвенно между ними возникает соперничество за право выжить и ценою гибели менее приспособленных собратьев выживают более приспособленные.

Борьба между отдельными особями и стадный инстинкт

Но в ряде случаев между особями одной популяции происходит непосредственное состязание. У некоторых видов животных между самцами одной популяции происходит соперничество из-за самки (многие виды пауков, глухари, тетерева, турухтаны, олени, лоси). Победу одерживаю более сильные. К внутривидовой борьбе следует отнести также разделение территории обитания на «охотничьи участки», которые определяются у певчих птиц голосом, у млекопитающих чаще всего пахучими выделениями и т.п.

Чрезмерное увеличение численности популяций может вызвать недостаток корма. В таких случаях у ряда видов (например, мышевидных грызунов) падает плодовитость. Некоторые птицы (синицы, аисты, журавли стерхи) убивают часть потомства, обычно больных и ослабевших птенцов. Непомерный рост численности популяций приводит к вспышкам эпидемий, снижающих численность популяций. Но и при этом выживают наиболее приспособленные, например, имеющие врожденный иммунитет к данным заболеваниям.

У некоторых видов животных выработалось приспособление жить стадами (олени и многие другие копытные) или колониями (чайки), что обеспечивает лучшую защиту от хищников. Хищники могут объединяться для общей охоты (волки).

Сравнительная таблица форм борьбы за существование (с примерами)
Форма Описание
Борьба с окружающей средой Уникальные свойства, позволяющие выживать в условиях неблагоприятной среды (засухи, морозы, агрессивные среды) дают преимущества организму одного вида перед другими. Пример: животные зимой меняют окраску, впадают в спячку; истребляемые растения имеют высокую семенную продуктивность, характерно вегетативное размножение.
Межвидовая борьба Борьба за выживание между видами, находящимися на одной территории и претендующими на одни ресурсы. Например: шипы растений (шиповник), неприятный/ядовитый вкус или запах позволяли дольше выживать и дольше давать потомство, по сравнению с другими видами. Серые крысы вытеснили черных, являясь более агрессивными и лучшими пловцами.
Внутривидовая борьба Среди особей одного вида наименее приспособленные особи первыми шли в пищу хищникам. Более слабым особям хищников труднее добывать пищу, а следовательно и прокормить потомство. Например: среди антилоп выживают только здоровые и сильные особи, остальные идут в пищу. Среди хвойного леса одного возраста одни деревья разрастаются больше, корни уходят глубже, подавляя более слабые деревья.

Следует подчеркнуть, что все формы борьбы за существование тесно между собой переплетаются. Если не вызывает сомнений, что обтекаемая форма тела рыбы обусловлена обитанием в воде, то эта форма сформировалась не в результате воздействия самой воды, а вследствие конкурентной борьбы с другими животными своего и других видов. Одним она обеспечивала возможность настигнуть добычу, другим — ускользнуть от врага.

Изучение борьбы за существование, внутривидовых и межвидовых отношений имеет большое практическое значение для разработки мер по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства, при разведении полезных видов, для рыбного и охотничьего хозяйства и пр. Достаточно вспомнить разнообразие форм биотических связей, как становится ясной роль их изучения в рациональной деятельности человека в экологических системах.

Источник

Презентация к уроку : » Борьба за существование и естественный отбор»

Подготовила: учитель биологии МБОУ « Обоянская СОШ №1» Фесенко Лариса Вячесл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила: учитель биологии МБОУ « Обоянская СОШ №1» Фесенко Лариса Вячеславовна Урок на тему: « Борьба за существование. Естественный отбор». 9 класс.

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Полна, полна чудес могучая природа.» (А.С.Пушкин)

Тема урока: « Борьба за существование и еестественный отбор» Цели урока: изучить формы борьбы за существование: вутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными физическими условиями . Закрепить понятие о естественном отборе. Определить результаты воздействия движущих факторов эволюции на органический мир: приспособленность организмов к среде обитания, образование новых видов, многообразие видов в природе.

Задание. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование», используя текст § 7.4 на стр. 201 Форма борьбы Характеристика Примеры Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями среды

Задание. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование», используя текст § 7.4 на стр. 201 Форма борьбы Характеристика Примеры Внутривидовая Приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида борьба за территорию,состязание за добычу внутривидовойканниба-лизм(поедание особей своего вида) ,борьба за главенство в стае ,борьба за самку ,внутривидовая помощь Межвидовая Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида хищник-жертва,конкуренция ,паразит- хозяин ,опыление насекомыми растений симбиоз ,распростране-ниесемян птицами Борьба с неблагоприятными условиями среды Приводит к выживанию в изменяющихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций, видов сезонная смена меха у млекопитающих ,летняя и зимняя спячка уживот-ных,сезонные перелеты и кочевки у птиц, сильно развитая корневая система ивидоизме-ненные, редуцированные листья у пустынных растений

К какой форме борьбы за существование относятся следующие примеры: №1 В загущенных растениях кок – сагыза ( род одуванчик) первыми прорастают семена, получившие больше питательных веществ и воды. Уже через 20 суток гибнут растения, которые попали под розетки листьев ранее взошедших растений.

№2 Зерна хлеба часто страдают от желто – зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.

№3 В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.

Тест по теме «Борьба за существование и естественный отбор 1. Пример внутривидовой борьбы за существование: 1) конкуренция между кротом и землеройкой из-за пищи 2) уничтожение мышей лисицами 3) отношения между лосями и зубрами из-за корма 4) отношения между волками из-за корма 2. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают: 1) межвидовую 2) внутривидовую 3) с неблагоприятными условиями среды 4) с антропогенными факторами 3. Причины борьбы за существование: 1) изменчивость особей популяции 2) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение 3) природные катаклизмы 4) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания

4. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к: 1) обострению борьбы за существование 2) пищевой специализации 3) биологическому прогрессу 4) появлению комбинативной изменчивости 5. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки: 1) мутаций 2) внутривидовой борьбы 3) межвидовой борьбы 4) естественного отбора 6. Какой процесс мог привести к формированию у ядовитых животных яркой окраски: 1) привлечение противоположного пола 2) естественный отбор 3) искусственный отбор 4) проявление заботы о потомстве

7. Эффективность естественного отбора понижается при: 1) усилении внутривидовой борьбы 2) изменении нормы реакции 3) ослаблении мутационного процесса 4) усилении мутационного процесса 8. Сохранение на Галапагосских островах вьюрков с мощным, как у дятла, клювом, с помощью которого они добывают из-под коры деревьев насекомых, обеспечивалось: 1) естественным отбором 2) искусственным отбором 3) модификационной изменчивостью 4) наследственной изменчивостью

Источник

Урок биологии в 11-м классе по теме «Борьба за существование и ее формы»

Цель урока: создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции — борьбе за существование через использование информационно- коммуникативной технологии.

  • сформировать понятие теории эволюции — борьба за существование;
  • охарактеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
  • научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;
  • развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

  • компьютер,
  • тесты,
  • рабочие листы,
  • сигнальные карточки

Тип урока: урок введения и закрепления нового материала

Методы обучения: проблемный, частично–поисковый

Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа

“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”

(инициация урока, объявление темы, цели, задачи, начальные записи, формирование групп)

1. Приветствие учащихся

2. Учитель предлагает учащимся создать группы по итогам ответов на вопросы.

  1. Кому принадлежит утверждение:
  2. Кому принадлежит труд “Происхождение видов путем естественного отбора”. Ч. Дарвин).
  3. Кому принадлежат слова: “Теория Дарвина – одно из трех величайших открытий ХIХ века после закона сохранения энергии, клеточной теории? Карл Маркс).
  4. Кому принадлежит утверждение:
  5. Назовите основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
  6. Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа .

2. Выбирает двух экспертов.

3. Объявляет тему урока.

4. Знакомит учащихся с целями и задачами урока.

5.Делает установку на работу в группах и заполнение рабочих листов.

1 .Учащиеся отвечают на вопросы.

3. Записывают тему урока в рабочие листы

4. Знакомятся с целями и задачами урока.

5. Знакомятся с содержанием рабочих листов

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: “Всем живым существам присуща способность практически безграничного размножения.

-самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки;

— серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые

начинают размножаться через 3 месяца;

— осетр – 2 млн. икринок;

— лягушка – 10 тыс. икринок;

— мак – 30-40 тыс. семян;

— кукушкины слезы -186 тыс. семян;

— дафнии за лето дают 10 30 особей, что превосходит массу

— одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого

— 70 мух весят 1г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн;

— слоны (с 39-90 лет рожают 6 слонят), за 750 лет

потомство одной пары составит 19 млн. особей.

Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.

1. В чем причина такого явления?

2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?

Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера.

Рефлексия деятельности групп.

(Эксперты раздают жетоны).

“Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида.

В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства.

Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”.

3. Что не хватает всем живым организмам для существования?

(После обсуждения учитель делает запись на доске)

Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции.

Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование.

Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой.

4. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин?

Учитель: Вам предстоит, используя учебник

А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника

“Общая биология” 10-11 класс § 57, рисунки, заполнить таблицу. (Приложение 1.2)

Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы (, приложение 1.5)

5. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему?

6. Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции?

Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели живых организмов и записывают ответы группы в рабочие листы.

Лидер каждой группы сообщает о наработках группы.

Учащиеся записывают правильный ответ

Причины, ограничивающие рост численности живых организмов:

— борьба с особями других видов;

— борьба с особями своего вида.

Рефлексия личной деятельности. (каждый член группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в рабочий лист количество баллов (0-3).

Работа с таблицей

(Индивидуаль-ная и групповая работа)

Ученикам предлагается индивидуально

— Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:

  1. Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов.
  2. И меж растений царствует война.
  3. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
  4. Желаю жизни много лет,
  5. Отбором давно забракован.
  6. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений.
  7. Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни.
  8. Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его.
  9. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.
  10. В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.
  11. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов.
  12. У двух видов скальных поползней, живущих на одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различаются.
  13. Аскариды паразиты человека, заразиха и повилика — паразиты растений.
  14. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев.
  15. Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток.
  16. Ограничение участка обитания системой меток
  17. Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
  18. В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.

(Борьба с неблагоприятными условиями среды).

— Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения.

-Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3)

Проверка правильности заполнения таблицы

Учащиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки:

зеленые — внутривидовая борьба;

красные – межвидовая борьба;

желтые – борьба с неблагоприятными условиями.

(за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)

Источник

Adblock
detector