Меню

Заполните следующую таблицу социальные группы

Методическая разработка урока «Социальные группы и их классификация»

Социальные группы и их классификация” (урок в 11-м классе).

Тема урока: Социальные группы и их классификация.
Тип урока: Комбинированный – обобщение знаний (урок-зачет).
Цель: Обобщить знания учащихся о социальных группах и их видах как основы социальной структуры общества.
Задачи: 1. Учить анализировать, обобщать, конкретизировать новую информацию.

2. Систематизировать знания учащихся о социальных группах и их классификациях.

3. Развивать аналитическое мышление, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

4. Развивать логическое мышление, память; умение работать самостоятельно и коллективно.

5. Закрепить навык работы с авторскими текстами.

Этапы урока Содержание урока
I. Организация. урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Работа с презентацией.

2 . Составление кластера

III. Обобщение изученного материала

(основная работа в группах)

2. Практическая работа в группе

а) работа с раздаточным материалом

б) выступление участников группы

в) выполнение задания на слайдах

3. Работа с документами

а) анализ современных экспериментальных данных

б) работа с авторским текстом

в) проведение дебатов

Сообщение учителем темы и цели урока.

Учитель предлагает освежить знания учащихся с помощью мультимедийного пособия “Обществознание 8-11 класс” автора Л.Н.Боголюбова, темы “Малая группа”, “Социальное развитие”. Просмотр слайдов, прослушивание основных выводов автора.

– Учащиеся формулируют собственные выводы.

Учитель предлагает на основе имеющихся знаний учащихся составить кластер “Социальные группы”.

– Учитель формирует класс на три группы, раздает макеты дерева и карточки с заданиями и ответами.

Учитель: Проведем блицопрос. Предлагаю вам составить “Дерево истинных знаний”. У каждой группы есть карточки, на которых написаны задания и карточки с ответами. Внимательно прочитайте задание, выберите правильный ответ и прикрепите карточку с ответом на макет дерева. Внимание, проверяется быстрота работы группы и правильность ответов.

Задания для блицопроса ( задания на систематизацию фактов, на сравнение; вопросы с суждениями на анализ исторических оценок):

1. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.
Б. Одним из критериев различия в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.

2. Социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или законом и передаваемым по наследству правами и обязанностями, а также многочисленными привилегиями, называется:
1) класс
2) страта
3) сословие
4) каста

3. К фиксированным статусным группам относятся:
1) элиты, безработные
2) шахтеры, учителя, военные, директора
3) аудитории средств массовой коммуникации
4) зарождающиеся коллективные движения

5. Представители какой социальной группы могли бы сказать: “Мы всюду не совсем чужие, мы всюду не совсем свои”.
1) политическая элита
2) индустриальные рабочие
3) маргиналы
4) фермеры

6. Признаком класса как социальной общности не является
1) отношение к собственности
2) величина доходов
3) доступ к государственной власти
4) уровень развития творческих способностей

7. Какой критерий лежит в основе общности “ростовчане”?
1) этнический
2) профессиональный
3) территориальный
4) социально-классовый

8. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как врачи?
1) территориальный
2) политический
3) этнический
4) профессиональный

9. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Многообразие социальных групп свидетельствует об упадке общества.
Б. Одной из причин многообразия социальных групп является общественное разделение труда.

10. Выделение молодежи как социальной группы относится к
1) профессиональной стратификации
2) классовой стратификации
3) этнической стратификации
4) возрастной стратификации

11. Какое суждение является верным?
А. Временной социальной общностью является племя.
Б. Каста – это социальная группа, членством в ней человек обязан исключительно своим рождением.

– Проверка заданий блицопроса: какое “Дерево истинных знаний” оказалось самым верным.

– Учащиеся дают ответы, корректируют друг друга.

– Выполните задания на раздаточном материале

( задания на сравнение, на умение классифицировать социальные объекты путем установления соответствия понятий и их признаков):

1. Распределите социальные группы по видам:

А. Производственные группы
Б. Досуговые
В. Многофункциональные
1) Гости в день рождения
2) Бригада строителей
3) Семья

2. Распределите социальные группы по видам:

3. Распределите социальные группы по видам:

4. Распределите социальные группы по видам:

А. Скифы
Б. Наемные рабочие
В. Крестьяне
Г. Члены клуба любителей кошек
Д. Предприниматели
1) Класс
2) Этнос
3) Малая группа

5. Распределите социальные группы по видам:

– Задания на слайдах ( задания на сравнение, на применение понятия в заданном контексте, на умение решать проблемную задачу ):

1. Хотя в обыденной жизни словом “группа” обозначают самые разные явления, в социологии за ним закрепилось совершенно определенное значение. Группа только тогда – группа, когда у нее есть четыре признака:
– отличительный набор социальных отношений;
– взаимозависимость членов группы;
– ощущение того, что поведение одних соответствует поведению других;
– чувство принадлежности: “мы – чувство”.

Представьте, что это своеобразный фильтр, через который нужно пропустить следующие виды групп:

1) Охотники
2) Прохожие
3) Беженцы
4) Спецпереселенцы
5) Заключенные
6) православные
7) Наркоманы
8) Посетители ресторана
9) Группа студентов мед. факультета
10) Демократическая семья
11) Сотрудники малой фирмы
12) Брат и сестра

– Какие из этих групп прошли испытание?
– Ответы учащихся с приведением аргументов.

2. Определите, какие отличия существуют между следующими понятиями, отражающими социальные группы? Чем они сходны между собой?

– отшельники
– путешественники
– странники
– иностранцы
– паломники
– беглые
– скитальцы
– Ответы учащихся.

3. Какой смысл вкладывают обществоведы в значение термина “маргинальность”? Составьте два предложения, раскрывающие особенности социального положения маргиналов.

4. К какому типу социальных групп относится школьный класс? Можно ли отнести его к социальному типу? Назовите несколько признаков, позволяющих заключить, что он является социальным целым.

– Прочитайте текст ( задание на анализ ситуаций ):

В ряде экспериментов, проведенных Н. Триплетом, Е. Катреллом, изучалось влияние посторонних им лиц на выполнение задания: в одних случаях оно было положительным, в других – отрицательным. В одном из экспериментов группа склеивала коробочки. Члены группы работали с разной скоростью: одни перевыполняли задание, другие не дотягивали. После того, как экспериментатор объявил средний по группе результат, передовики снизили темп и трудились медленнее, а отстающие его ускоряли, стараясь достичь их показателей. Групповое давление оказывало ощутимое влияние.

Отечественные психологи провели эксперимент, выяснивший степень коллективной солидарности. Учеников 7 класса пригласили в тир и предложили выстрелить в одну из двух мишеней. Предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело, а если во вторую. То деньги станут его личными. Экспериментаторы давали испытуемым заведомо ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. На “эгоистической” мишени намеренно зажигали больше точек. Испытуемым подсказывали: ваши товарищи стараются только для собственной пользы. Новичок оказывался перед сложным выбором: быть коллективистом, но не согласиться с мнением большинства, либо быть эгоистом и согласиться с мнением большинства. Выяснилось, что в дружном классе не поддаются на провокацию 80 % учеников, а в недружном картина прямо противоположная.

– Ответь на вопросы:

1. В экспериментах описано важное явление групповой динамики – групповое давление. Сформулируйте, в чем оно состоит.

2. Почему во втором эксперименте групповое давление не подействовало?

– Ответы и выводы учащихся.

– Прочитайте текст и выполните задания ( задание на анализ, интерпретацию и оценку социальной информации ).

… Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь. От строящихся взаимоотношений с членами группы и взрослыми. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности. И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития – с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. “Отверженность” отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли “шута”, “козла отпущения”, и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т.д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров “отверженные” могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц.

1. Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп?

2. Какие факторы, по мнению автора, определяют стратификацию ролей и позиций в группе? Назовите роли и позиции, указанные в тексте.

3. Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? Приведите свои примеры.

4. Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса.

– По последнему вопросу организуется игра “Дебаты”.
– Учащиеся приводят различные аргумента в поддержку или опровержение авторской позиции, собственной позиции. Подтверждаются или опровергаются аргументы учащихся новыми выводами.
– Учащимся раздается “Лист оценивания” работы на уроке, в котором каждый ученик должен поставить соответствующий балл как себе, так и другим одноклассникам. Учитываются следующие показатели:
– работа в группе;
– индивидуальные ответы;
– аргументированность своей позиции;
– “глубина” ответа.

– Подведение итогов урока учителем. Основные выводы по теме. Словесная оценка работы учащихся.

Источник



§ 13. Социальная структура общества. —

1. Запиши определение понятия.

Социальная структура- совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определенные статусы, между соц. группами.

2. Выпиши из учебника основные характеристики социальной группы.

Большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные.

3. В стуктуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям. Распредели номера приведённых ниже примеров по соответствующим графам таблицы.

1) женщины; 2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы


4. В приведённом списке указаны черты большой и малой социальной группы и отличия большой социальной группы от малой. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) обязательные личные контакты между членами группы
2) наличие у людей сходных социальных признаков
3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
4) количество членов группы

Черты сходства: 2, 3
Черты различия: 1, 4

5. В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к формальным группам. Найди и подчеркни пример, выпадающий из ряда.

Группа друзей; коллектив работников фирмы; семья; граждане страны; команда России по футболу

Ответ: Группа друзей

6. Объясни смысл понятий.

Иерархия — пирамида должностей

Страта — слои населения.

Заполни пропуски в схеме.


7. Запиши определение понятия.

Социальная мобильность- изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Заполни пропуски в схеме.

Чем различаются виды социальной мобильности?

Вертикальная мобильность рассматривает развитие человека, например, повышение по службе. Горизонтальная мобильность характеризует, как перемещение человека из одной местности в другую.

Укажи основные социальные лифты и приведи пример действия каждого из них. Заполни таблицу.


8. Что такое социальное неравенство?

Это положение вещей или людей в обществе, когда их члены имеют неравный доступ к социальным благам.

Объясни, почему социальное неравенство является естественным состоянием общества.

Это сложилось ещё с древних времен. Если все будут равны, то не будет конкуренции, а соответственно экономика страны пойдет на спад.

9. Прочитай текст и выполни задания.

Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:
1) ситуации (или конфликты) деятельности, ваозникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
2) ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
3) ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжелый процесс. Это объясняется тем, что:
— участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);
— участники конфликта имеют различный статус (учитель- ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;
— конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
— учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтыне ситуации.

1) Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.

2) Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?

3) Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей школы только усиливает конфликт?

4) Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:

5) Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:

а) для учащегося
б) для учителя
в) для свидетелей конфликта: Можно вмешаться и попробовать помочь решить конфликт мирным путём.

Источник

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП классификацияТип группыпример По количеству По характеру отношений и связей По месту жительства От пола и возраста. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемalbina kulikova

Похожие презентации

Презентация на тему: » ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП классификацияТип группыпример По количеству По характеру отношений и связей По месту жительства От пола и возраста.» — Транскрипт:

1 ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП классификацияТип группыпример По количеству По характеру отношений и связей По месту жительства От пола и возраста Этнической принадлежности Уровню дохода По характеру и роду занятий

2 ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП классификацияТип группыпример По количествуМалыеСемья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров БольшиеТрудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета По характеру отношений и связей ФормальныеПартии, трудовой коллектив неформальныеПосетители кафе По месту жительства поселенческиеГорожане, селяне, жители мегаполиса, провинциалы От пола и возраста демографическиеМужчины, женщины, дети старики, молодежь Этнической принадлежности Этнические (этносоциальные) Русские, белорусы, украинцы, марийцы Уровню доходаСоциально- экономические Богатые, бедные, средние слои По характеру и роду занятий профессиональныеПрограммисты, операторы, предприниматели, токари, адвокаты

3 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ УЧЕБНИК СТР. 23 ЗАДАНИЕ 1.РАЗДЕЛ «ПОДУМАЙТЕ»

4 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Социальные слои Социальные отношения Социальные группы Социальные общности Социальные институты

5 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА- ЭТО ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, УПОРЯДОЧЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТЕЙ Социальная группа Устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальные положение, интересы, ценностные ориентации)

6 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА- ЭТО ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, УПОРЯДОЧЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТЕЙ Социальные слои

7 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА- ЭТО ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, УПОРЯДОЧЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТЕЙ Реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического развития Социальные общности

8 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА- ЭТО ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, УПОРЯДОЧЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТЕЙ Относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм, посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений Социальные институты

9 Французский социолог Э. Дюркгейм называл социальные институты «фабрика воспроизводства общественных отношений». Они организуют человеческую деятельность в систему Ролей статусов Устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Школа- роли учителя и ученика. Семья- роли родителей и детей. Государство-

10 УЧЕБНИК СТР. 17 САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. У государства- флаг, герб. В религии- иконы, крест. У семьи- обручальные кольца. Институциализация –это … Проследите основные её этапы на примере любого социального института.

11 ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Главныенеглавные ЭкономическиеПроизводство, рынок Собственности политические СемьиБрака Социально- культурные государственные Религии Стр Уч.

12 ? Чем характеризуется взаимодействие социальных институтов. ? Что лежит в основе главных и неглавных институтов. Групповая работа. Учебник п. Функции социальных институтов. 1 гр. — задание 3 стр23. 2 гр. –задание 5 стр.24

13 ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА -Удовлетворение определенных потребностей (явные): заявлены, официально признаны и контролируются обществом. -Скрытая – выполняются институтом непреднамеренно. -Дисфункция- ? Как связаны потребности общества и функции социальных институтов.

14 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА -составные части общего устройства, носящие подчинённый, вспомогательный характер и обеспечивающий нормальную деятельность системы. В широком смыслеВ узком смысле Объекты материально- вещественной среды, обслуживает всю совокупность деятельности людей. Экономическая и социальная

15 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 2, знать термины, задание 2 стр23, 4,6 стр.24. Работа с источником стр24-25.

Источник

Практическое занятие «Социальные группы и общности»

(форма обучения: очная — творческое задание, 2 часа)

1. Понятие «социальная группа ».

2. Виды социальных групп (квазигруппы, референтные группы). Первичные и вторичные социальные группы.

3. Общая характеристика малых групп.

4. Социальные общности как формы социальной организации общественной жизни.

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу:

Виды социальных групп Основания классификации
Ингруппы и аутгруппы
Первичные и вторичны
Малые и большие

2. В чем состоит сходство и отличие следующих понятий:

— малые и первичные группы;

— большие и вторичные группы.

3. Заполните таблицу:

Первичная группа Соответствующая вторичная группа
Семья
Студенческая группа
Школьный класс
Бригада
Коллектив кафедры

4. Общеизвестно, что выделяют следующие ролевые функции, выполняемые членами группы:

— роли, ориентированные на решение задач, стоящих перед группой;

— роли, ориентированные на поддержание отношений в группе;

— роли, связанные с ориентацией на себя, чаще всего нарушающие работу группы.

Попытайтесь определить, какие роли выполняют члены малых групп, в которые вы входите.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Важным вопросом социологии является проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности.

Рассматривая вопрос формирования социальных групп необходимо дать определение социальной группе и рассмотреть классификацию социальных групп по многообразным основаниям.

Большинство из нас принадлежит множеству групп (включая, например, семьи, в которых мы родились), а также разнообразным организациям гораздо большего размера — таким, как школы, колледжи и фирмы. Группы и организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение. Изучая понятие социальных групп, необходимо определить некоторые основные характеристики групп, обращая особое влияние на системы власти в крупных организациях. Остановитесь на теории Макса Вебера о бюрократию.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность, какие виды социальных общностей вы можете назвать?

2. Почему социальные группы считают основной формой социальных общностей? Какими свойствами обладают социальные группы?

3. Рассмотрите различные типологии социальных групп. Какие признаки лежат в их основе?

4. Что такое групповая динамика, какие социальные процессы и явления ее характеризуют?

5. «Ин-группа» и «аут-группа»: проблема идентичности.

6. Раскройте основные характеристики большой социальной группы.

7. Особенности класса как большой социальной группы.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Тема 2.6. Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий

Общее, особенное и единичное в природе человека. Социальные факторы формирования и развития личности. Потребности и интересы личности и их связь с общественными отношениями.

Ролевая теория личности. Ролевые ожидания. Статус личности. Теория зеркального «Я». Личность и взаимодействие с окружающим миром. Три составляющие «Я»: 1) каким меня видит другой; 2) оценка другим моего «Я»; 3) формирование чувства «Я». Три стадии развития личности: 1) стадия принятия роли; 2) стадия «коллективной игры»; 3) стадия «обобщенного другого». Теория личности З. Фрейда. Три основных компонента личности: «Оно», «Я», «Сверх -Я». Важнейшие компоненты и инстинкты личности. Конфликты личности и общества.

Определение социализации. Содержание (основные элементы) социализации. Функции социализации. Уровни социализации. Социально-экономический уровень. Функциональный уровень. Нормативный уровень. Межличностный уровень. Основные сферы социализации индивида (деятельность, общение, самосознание). Культурно-исторические особенности социализации. Социализация как процесс. Фазы социализации индивида.

Социализация и воспитание. Соотношение и функциональная значимость непрограммированных социальных влияний среды и целенаправленных воздействий в целостном процессе социализации. Девиантное поведение, его виды.

Социальный контроль: понятие и функции. Место и роль социального контроля в обеспечении нормального функционирования социальной системы. Мера социального контроля и проблемы ее установления. Механизмы социального контроля. Экономический контроль: условия применения и средства. Правовой контроль, его особенности и структура. Общественный контроль: средства и сфера применения. Духовный (идеологический контроль), его особенности и средства. Контроль как элемент педагогической деятельности. Межличностный контроль. Способы осуществления социального контроля. Формальный контроль. Неформальный контроль. Социальный контроль и самоконтроль.

Задания для самостоятельной работы

1. «Восточная цивилизация была направлена на внутреннее совершенствование человека, а не на переустройство мира. Человек боролся с собой, а не с окружающей природой» («Мудрое слово востока»). Как это суждение соотносится с концепцией социализации личности?

2. По мнению Ф. М. Достоевского, идейность – не лучшее качество человека. Идея может «съесть человека», как видно на примере его героев. Почему вредно отождествлять себя даже с самой возвышенной идеей?

3. Ж. Ренар сказал: «Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут». Можно ли быть герой непорядочным? А порядочность – не героизм?

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Определяя соотношение природного и социального в развитии личности, следует раскрыть понятие природы человека, соотношение природного и биологического в формировании социальных качеств человека, обосновать детерминанты социального поведения, а также факторы, способствующие его саморазвитию, становлению гражданского самосознания.

Разъясняя понятие социализации личности, рассмотрите процесс социализации как интериоризацию социальных качеств и свойств, определите основные детерминанты социализации — социальные институты и социальную среду, акцентируйте внимание на возрастных этапах, а также кризисных фазах социализации. Анализируя факторы социализации, обратитесь к диалектике микро- и макросреды в процессах становления и развития личности; сформулируйте понятия социального типа личности, социального характера, покажите его соотношение с социальным целым — обществом.

Представляя различные социологические концепции личности, рассмотрите подходы современных теоретических школ к пониманию личности и ее природы. Полезно обратиться к концепциям Б. Скиннера, 3. Фрейда, И. Келли, А. Маслоу, С. Буллера и др. Особое внимание следует уделить ролевой концепции личности, связанной с именами Дж. Мида, Дж. Морено, Р. Линтона и принятой рядом научных школ, в частности, символическим интеракционизмом, развитым Мидом, а также теорией социометрии Дж. Морено.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Социологическое понимание личности. Чем обусловлено исследование личности как объекта и субъекта социальных отношений на различных уровнях ее взаимодействия с окружающей средой?

2. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

3. В чем состоит механизм социализации индивида?

4. Что означает понятие «девиация»?

5. В чем состоит сущность теории аномии Э. Дюркгейма?

6. Каковы основные типы отклоняющегося поведения в концепции Т.Мертона?

7. Каковы элементы и механизмы социального контроля?

8. Какие Вы знаете теории, объясняющие причины отклонений?

9. Чем отличаются конструктивные и деструктивные девиации?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Источник

Читайте также:  Ввод редактирование форматирование текста и таблиц текстового редактора
Adblock
detector