Меню

Заполнить таблицу монашеские ордена



Заполнить таблицу монашеские ордена

Свои ордена были и у монахов. Одни возникли раньше союзов рыцарей, другие позже. Как правило, средневековые ученые входили в тот или иной монашеский орден.

Бенедектинский орден был основан в 530 году святым Бенедиктом Нурсийским (480—550 гг.). Монахи-бенедиктинцы должны были постоянно находиться в монастыре и беспрекословно повиноваться настоятелю. Постепенно они стали интеллектуальной элитой католической церкви — религиозными писателями и миссионерами.

Доминик основал орден,
главная цель которого —
борьба с ересью.
Картина Б. Бермехо.

Совсем иная история, репутация и функции были у Доминиканского ордена. Испанец Доминик де Гусман (1170—1221 гг.), после смерти причисленный к лику святых, посвятил свою жизнь борьбе с учением катаров и культурой альбигойцев, о которых мы расскажем чуть позже. Он печально известен массовыми казнями. Когда один из палачей спросил у Доминика, как отличить истинного католика от еретика, тот лишь отмахнулся, сказав: «Убивайте всех, Господь отличит своих». Стоит ли удивляться, что инквизиция перешла в руки доминиканцев: они следовали по пути своего учителя. Поэтому у членов этого ордена было и другое название — «псы Господа». Они являлись высшими чиновниками церкви, судьями и миссионерами на Востоке.

На картине П. Берругете изображено
аутодафе — исполнение приговора
инквизиции

Разительно отличались от доминиканцев монахи из нищенствующих орденов: францисканцы, бернардинцы, капуцины, кармелиты, августинцы, тринитарии и другие. Эти монахи обязаны были соблюдать обет бедности, как первые христиане, и не владеть никаким имуществом. Их считали «деревенскими дурачками», но, может, именно нищие монахи, особенно францисканцы, были по-настоящему святыми.

Орден францисканцев был создан в 1207—1209 гг. святым Франциском Ассизским. Члены этого монашеского союза — они назывались меньшими братьями — странствовали по миру, говорили с простыми людьми, рассказывали им о пользе доброты и благотворительности. В наши дни это одна из самых многочисленных католических организаций, которая владеет многими университетами. Есть у францисканцев и женский орден — клариски, получившие свое имя от святой Клары.

Во времена Средневековья во многих западноевропейских странах можно было встретить процессии флагеллантов (от латинского названия бича — «флагеллум»). Члены этого братства протестовали против пороков церкви, культа святых и индульгенций — грамот об отпущении грехов. Они ходили от одного города к другому и, не переставая, наносили себе удары бичами по телу. Флагелланты верили, что «крещение кровью» является лучшим покаянием за грехи, свои и чужие. В 1349 году папа римский запретил этот союз «бичующихся» и обвинил их в ереси.

Бенедикт Нурсийский

(дата рождения неизвестна, умер в 543 г.) — основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества. Дни памяти в Католической церкви — 11 июля и 21 марта, в Православной — 14 (27) марта.

Источник

Заполнить таблицу монашеские ордена

Духовно-рыцарские ордены возникли во времена крестовых походов. В их функции входила охрана паломников, а также борьба с мусульманами и язычниками. Некоторые из этих орденов достигли большого могущества и даже создали свои орденские государства.

Абрамиты — (аврамиты, абрагамиты) — католическая секта, возникшая в XVIII в. в Богемии.

Августинцев орден — нищенствующий орден.

Альбигойцы — последователи еретического движения в Западной Европе в XII—XIII веках с центром в Южной Франции

Алькантара — орден Испании, основан в 1156 г

Аполлинаризм — учение, разработанное в IV столетии сирийским епископом Аполлинарием Младшим, утверждавшим, что Христос имел человеческие тело и душу, а дух божественный. В 381 г. аполлинаризм был признан ересью.

Арианство — течение в христианстве IV- VI вв., которое проповедовал александрийский священник Арий (ум. в 336 г.), утверждавший, что Иисус Христос не равен Творцу, создан по воле Отца, не вечен и является лишь посредником между Богом и людьми. На I Вселенском соборе (325) арианство было осуждено, а сам Арий предан анафеме и отправлен в изгнание. Окончательно признано ересью на II Вселенском соборе (381).

Базилиане — католический монашеский орден, созданный Василием Великим в IV в. Использовался папством для обращения в католичество населения Западной Украины и Белоруссии после заключения Брестской унии в 1596 г. Униатское духовенство использует Б. в борьбе за возрождение унии на Украине.

Бегинки (Beguinae, Beguttae) — мирские женские союзы.

Бенедиктинцы — название, присвоенное всем монахам, принявшим устав Бенедикта Нурсийского

Бернардинцы или Бернардинские монахи — это название носили во Франции и Италии цистерцианские монахи, придерживавшиеся более строгого устава бенедиктинского, в память св. Бернарда Клервоского

Братья милосердия — религиозный орден, основанный португальцем Иоанном Саудад

Валломброза — монашеский орден.

Варнавиты (Барнабиты) — римско-католический монашеский орден, образовавшийся в Милане около 1530 года и получивший свое название от отданной ему во владение церкви святого Варнавы в том же городе. Главной задачей ордена было противодействовать широко развивавшейся в то время безнравственности и неверию. Он оказал важные услуги своей церкви, особенно впоследствии, когда к своим обетам присоединил обет преподавания в средних учебных заведениях в духе римского католицизма. Орден этот известен также под названием павлинистов и продолжает свою деятельность доселе, как в Европе, так и в Америке.

Гергардинисты. (Fratres vitae communis s.bonae voluntatis, Братья общей жизни) Называемые иначе иеронимианами или грегорианами

Госпитальеры (Hospitallers), или Иоанниты (Johannites), один из духовно-рыцарских орденов Палестины.

Гугеноты (фр. huguenots) — прозвище, данное католиками французским протестантам, сторонникам кальвинизма в XVI-XVIII вв. Название произошло, по-видимому, от нем. Eidgenossen (конфедераты, союзники), как называли женевских противников герцога Савойского, сторонников Швейцарской конфедерации.

Гумилиаты (Смиренные), союз ломбардских аристократов.

Доминиканцы — орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный святым Домиником в Тулузе.

Донатизм — ересь в христианстве;.

Иезуаты Блаженного Иеронима — члены религиозно-светского общества для призрения бедных и больных.

Иезуиты — члены монашеского ордена Римско-католической Церкви, учрежденного в 1534 г. испанским дворянином Игнасио Лойолой

Иеронимиты. Название различных монашеских орденов, избравших своим патроном блаженного Иеронима.

Иоанниты — иерусалимский орден святого Иоанна, члены которого назывались сперва иоанниты, затем родосскими и мальтийскими рыцарями

Иоахимисты — еретическое течение в странах Западной Европы в XIII-XV вв., состоявшее из сторонников учения итальянского монаха Иоахима Флорского Джоаккино да Фьоре (1132(?) — 1202). Они проповедовали три эпохи соответственно трем лицам Троицы: эпоха Закона (Ветхий Завет), эпоха Справедливости (Новый Завет), когда мир управляется церковью, и грядущая эпоха Любви, когда люди возвысятся над Церковью и восторжествует любовь и мир. Многие иоахимисты погибли в застенках и на кострах инквизиции.

Камальдулы (Camaldulani) — монашеский орден, основанный в начале XI века бенедиктинцем Ромуальдом

Капуцины (Capucini ordinis fratrum minorum) — ветвь францисканцев

Капуцинки (Capucinae) — конгрегация монахинь, учрежденная в Неаполе около 1538 года. Первоначально небольшая община, подчиненная ордену театинцев, эта конгрегация вскоре поручена была надзору капуцинов и приняла название «Дочерей Страстей Господних». Из-за костюма монахинь называли капуцинками. Они должны были ходить босиком и постоянно поститься, даже в случае тяжкой болезни. В Италии у капуцинок было много монастырей, особенно в Милане.

Кармелиты — монашеский орден.

Картезианцы. Монашеский орден, основанный святым Бруно Кельнским

Катары (греч. «чистые») ересь и объединение монахов XI-XIV вв.

Клариссинок орден (Ordo sanctae Clarae) — клариссинский женский монашеский орден.

Конвентуалы, или обутые кармелиты, монашеский орден с уставом кармелитов, смягченных папою Евгением IV (1431) и Пием II (1459).

Ливонский орден Католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Вост. Прибалтике.

Мавриниане — ученая конгрегация католических монахов во Франции, ордена бенедиктинцев

Читайте также:  Имущественные права родителей и детей таблица

Мараны — номинально христиане, но тайные иудеи.

Милосердия братья — религиозный орден, основанный португальцем Иоанном Саудад

Минимы (Minimi — малейшие). Члены основанного святым Франциском из Паулы.

Монашество христианское — религиозно-церковный институт

Монофизитство (от греческого monos — один и physis — природа, естество) — учение в христианстве, возникло в V в.

Обсерванты — понятие католической церкви о монашествующих с особенно строгим и точным выполнение всех правил.

Орден Ливонский 1237 г

Орден Меченосцев 1202 г

Пассионисты (Братья Страстей Господних, Клирики братства Святого Креста и Страстей Христовых) Конгрегация, основанная в 1720 году в Пьемонте с целью поучения народа путем проповедей о крестной смерти Христа. Она сильно распространилась в Италии и имела значительные миссии в Болгарии и Валахии.

Редемптористы — члены ордена Искупителя (Congregatio Sanctissimi Redemptoris)

Реколлекты (Recollecti fratres, состоящие в духовном общении). Конгрегации в некоторых католических монашеских орденах, отличающиеся более строгим соблюдением монашеского устава. Наиболее известны реколлекты францисканского ордена, которые в 1592 году в видах восстановления прежнего отшельничества, основали в Кастилии монастырь Талаве-ра; они обрекали себя на вечное молчание и не вкушали ни мяса, ни вареной пищи. В Испании среди цистерцианок существовали реколлектинки.

Павликиане — приверженцы еретического учения, зародившегося в Армении в VII в.

Пелагианство — ересь, возникшая в первые годы V века в Риме.

Премонстранты (Норбертины, Белые каноники) — духовный орден

Сантьяго де Компостела (Santiago de Compostela) — орден Испании и Португалии, основан в 1161 г.

Тамплиеры (фр. templiers от temple — храм), рыцари Храма, храмовники— члены средневекового католического духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме (1099)/

Театинцы — монашеский орден, основанный в Риме в 1524 году кардиналом Караффа

Терцианы — монашеский орден, ветвь ордена францисканцев. Франциск Ассизский основал его в 1221 году для тех, которые не хотели покидать мирских занятий, но желали жить по-божески. На них возложены были нетрудные обязанности. Внешним признаком терцианов служила препоясывавшая их веревка. Многие из терцианов позже попали в руки иезуитов. Первоначально терцианы следовали правилам обсервантов (другая ветвь ордена францисканцев), но при Урбане VIII получили (1635) свои правила, измененные при Иннокентии XI.

Трапписты — монашеский орден, основанный в 1636 году

Тринитарии. Монашеский орден, основанный в 1199 году для выкупа пленных у мусульман

Урсулинки (Ursulines) — женский монашеский орден, основанный в 1537 году и поставленный под покровительство святой Урсуллы, католической святой VII века. Сначала он состоял из девиц и вдов, не дававших обычных монашеских обетов и занимавшихся бесплатно воспитанием молодых девушек. В 1572 году папа Григорий XIII сделал урсулинок настоящим монашеским орденом и заставил их принять правила святого Августина. Орден урсулинок быстро распространился в Италии, Германии и Нидерландах, но особенное значение получил во Франции. Перед французской революцией 1789—1794 годов у ордена было 14 монастырей в Париже и до 300 в остальной Франции. Уничтоженный во время революции, орден урсулинок был восстановлен при Наполеоне 1, но не получил прежнего распространения.

Фельянтинцы (лат. Fulienses) — монашеский орден, выделившийся из ордена цистерцианцев

Фонтевро (Fontevrault, Ordo fontis Ebraldi) — духовный орден

Целестинцы — монашеский орден, основанный отшельником Петром из Мурроне в Абруццах (впоследствии папа Целестин V) в 1254 году. Папа Урбан IV даровал ему (1264) многие привилегии. Целестинцы следуют уставу денедиктинцев. В XIII—XIV веках целестинцы основали много монастырей в Италии, Франции, Нидерландах и Германии. В настоящее время сохранились лишь несколько целестинских монастырей в Италии.

Янсенизм, неортодоксальное течение во французском и нидерландском католицизме.

Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

Ордены, существовавшие на территории Испании

Основан в 1158 году в Кастилии.

Основан около 1176 года в Кастилии.

Орден Сантьяго де Компостела

Основан в 1170 году в Кастилии.

Орден Сан-Хулиан де Перейро

Основан около 1173 года в Кастилии.

Орден Санта-Марияде Эспанья

Основан около 1275 года в Кастилии. В 1280 году вошёл в состав Ордена Сантьяго де Компостела.

Основан около 1173 года в Арагоне. В 1188 году объединился с Орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле. В 1196 году они вошли в состав Ордена тамплиеров.

Орден Сан-Хорхе де Альфама

Основан около 1356 года в Арагоне. В 1400 году вошёл в состав Ордена Монтесы.

Основан в 1317 году в Арагоне.

В 1489—1494 годах кастильские ордена Калатравы, Алькантара и Сантьяго де Компостела были практически национализированы короной.

В 1587 году арагонский Орден Монтесы также был подчинён короне. Окончательно владения испанских орденов были конфискованы государством в 1835 году.

Ордена, существовавшие на территории Португалии

Орден Святого Беннета Авишского (Авиш, Авис)

Основан около 1176 года.

Основан в 1319 году.

В Португалии он вначале существовал как отделение кастильского ордена, но позднее отделился от него.

Контроль за тремя португальскими орденами перешёл к короне во второй половине XVI века. В 1820—1834 годах они прекратили своё существование.

Ордены, существовавшие на территории Италии

Орден Пресвятой Девы Марии

Основан папой Пием II для защиты острова Лемнос. Но после окончательного завоевания острова турками в 1479 году орден прекратил своё существование.

Орден христианских рыцарей

Основан в Италии в 1619/1623 годах для борьбы с турками и немецкими протестантами, но вскоре прекратил своё существование.

Орден Святого Стефана

Основан в 1562 году во Флоренции. Уничтожен Наполеоном в 1809 году.

Орден Святого Маврикия

Существовал в Савойе. Наследственными магистрами были герцоги Савойские. В 1572 году к Ордену Святого Маврикия Папа присоединил часть госпитального Ордена Святого Лазаря. В 1583 году орден прекратил существование.

Источник

Монашеские ордена и их основатели

В 530 году от Рождества Христова в Монтекассино, к югу от Рима, Бенедикт из Нурсии основал старейший западноевропейский католический монашеский орден. Великое переселение народов совершенно изменило лицо Европы: пал Древний Рим, в Италии расселилось множество германских племен. Города были опустошены, произведения культуры и искусства разграблены или уничтожены. Мечи безжалостных победителей и страшные эпидемии унесли множество человеческих жизней. Современники писали, что культура, наконец, была побеждена природой. В Западной Европе осталась одна культурная сила — монашество.

Орден святого Бенедикта

Будущий реформатор западноевропейского монашества святой Бенедикт родился в 480 году в Нурсии, в Сполето, в знатной умбрийской семье. Он несколько лет учился в Риме, в 15-летнем возрасте ушел в пустыню, где в уединенной пещере прожил три года, размышляя. Почитаемый собратьями, в 30-летнем возрасте Бенедикт был избран монахами пещерного Виковарского монастыря в настоятели-аббаты. Жесткое, аскетическое управление не понравилось монахам, которые не могли почти сутки проводить в молитвах и трудах. Бенедикт ушел из настоятелей и опять поселился в пещере. В окрестностях Субиако вокруг него собрались соратники, которых он расселил в киновиях, рассчитанных на двенадцать монахов.

unnamed.jpg

Бенедикт Нурсийский. Фрагмент фрески монастыря Святого Марка

Бенедикт много размышлял о переустройстве монашеской жизни. Созерцательное аскетическое восточное отшельничество в западных странах с более суровым климатом не казалось ему идеалом служения Господу. Он создал особый устав для западных монахов, который дошел до нашего времени сквозь полтора тысячелетия: «Нам нужно основать школу для служения Господу. Создавая ее, мы надеемся не устанавливать ничего жестокого, ничего тяжелого. Если же, все-таки, справедливая причина требовала бы ввести туда что-то несколько более строгое, чтобы обуздать пороки и сохранить милосердие, не позволяйте страху тут же охватывать вас и не убегайте далеко от дороги спасения, которая вначале не может быть узкой… но, двигаясь по иноческой жизни, по жизни веры, сердце расширяется, и вы бежите по дороге заповедей Божьих с легкостью невыразимой любви. Так, никогда не покидая учителя своего, усердствуя в монастыре в поучении его до самой смерти, мы разделяем страдания Христовы терпением, чтобы заслужить место в Царствии Его. Аминь».

Читайте также:  Отступы от границ таблицы css

Первый монастырь по бенедиктинскому уставу был основан в 530 году в Монтекассино. В нем Бенедикт Нурсийский жил и правил до конца своей жизни в 543 году.

Уже к середине VI века бенедиктинские монахи сделались самыми многочисленными в Европе. Монастыри были объединены в бенедиктинский орден, который вскоре стал очень почитаемым в Европе.

Цистерцианский или бернардинский орден был основан в 1098 году дворянином из Шампани Робертом Молемским, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место Сито, близ Дижона, и основал там свой монастырь. Из этого монастыря и образовался цистерцианский орден.

Правила ордена были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств, строгая подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II утвердил орден, но из-за слишком строгих правил первое время в нем было немного членов. Число цистерцианцев стало увеличиваться только тогда, когда в орден вступил знаменитый Бернард Клервоский. Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым, а его влиянию подчинялся не только народ, но и папы, и князья.

unnamed-1.jpg

Святой Бернард Клервоский. Альфред Уэсли Вишарт, 1900 год

Уважение к богослову было перенесено и на его орден, который начал быстро расти. После смерти Бернарда Клервоского цистерцианцы (бернардинцы) размножились по всей Европе. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повлекло за собой ослабление монастырской дисциплины, поставив бернардинские монастыри в один уровень с другими западными аббатствами.

Орден кармелитов был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине XII века поселился на горе Кармель и жил там по образу древних восточных подвижников. В начале XIII века патриарх Альберт Иерусалимский составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, в том числе полностью отказаться от мяса, а также значительное время проводить в полном молчании.

unnamed-2.jpg

Патриарх Альберт Иерусалимский

В 1238 году после поражения крестоносцев орден был вынужден эмигрировать в Европу. Там в 1247 году от папы Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. В XVI веке орден особенно прославился в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезе Авильской.

Основателем ордена был Франциск, сын купца из Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя служению Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, определили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов. Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих.

unnamed-3.jpg

Франциск Ассизский. Изображение на стене монастыря Святого Бенедикта в Субиако

Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но позволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством. В 1223 году орден был утвержден буллой папы Гонория III, причем францисканцы получили право всюду проповедовать и совершать исповедь.

Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 году собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. После смерти Франциска Ассизского его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.

Доминиканский орден был основан в одно время с францисканским испанским священником и каноником Домиником. В конце XII — начале XIII веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южном районе Франции и наводили там большую смуту. Доминик, проезжая через Тулузу, познакомился с вероотступниками и решился для их обращения основать орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение, а Гонорий III утвердил устав. Главным занятием ордена должно было стать обращение еретиков, но Гонорий предоставил ордену право проповедничества и совершения исповеди.

В 1220 году Доминик сделал существенное изменение в уставе ордена и по примеру францисканцев присоединил к обетам братии нищенство. Различие между орденами состояло в том, что для обращения еретиков и утверждения католичества доминиканцы, приняв ученое направление, действовали в среде высших сословий. После смерти Доминика в 1221 году орден распространился по всей западной Европе.

Источник

Военно-монашеские Ордены Средневековья

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Большая часть военно-монашеских (духовно-рыцарских) Орденов Средневековья возникла в ходе контрнаступательных военных операций, предпринятых странами христианского мира в ответ на многовековую мусульманскую агрессию, сократившую, начиная с середины VII в., размеры христианской ойкумены (или экумены, т.е. обитаемого мира) более чем вдвое, и ставших впоследствии известными под названием «Крестовых походов». Именно Крестовые походы, это крупнейшее совместное предприятие стран Западной (а временами — также Центральной, Восточной и Южной) Европы, имевшее своей целью отнюдь не агрессию, а восстановление статус-кво, существовавшего перед началом исламской экспансии, явились колыбелью военно-монашеских Орденов.

Исключением были Орден странноприимцев-госпитальеров-иоаннитов, основанный еще задолго до начала Крестовых походов, не позднее 20-х гг. XI в. (а отнюдь не в 1099 г., вопреки пышно отпразднованному современным папским Мальтийским Орденом якобы «900-летнему юбилею» иоаннитов!) и учрежденный в 1075 г. Орден Святого Иакова Альтопасского (Орден рыцарей Тау-Креста), однако именно Крестовые походы оказали решающее воздействие на его превращение из странноприимного братства в военный Орден. Основанный в качестве благочестивого сообщества в целях ухода за паломниками и больными, он превратился в рыцарский Орден, главной задачей которого стала длившаяся на протяжении столетий борьба против воинствующего ислама, нападавшего на христианские государства, образовавшиеся в ходе Крестовых походов.

На раннем этапе своей истории эти Ордены являлись скорее неформальными рыцарскими братствами, (подобными аналогичным рыцарским братствам Святой Земли, членство в которых, да и само существование которых носило для большинства входивших в них «братьев» скорее временный, чем постоянный характер — братства Святых Андрея и Петра в Акконе, братство граждан города Пизы, общеитальянское братство Святого Духа, английское братство Святого Эдуарда Исповедника, Акконское странноприимное братство Святого Иоанна и Святого Фомы и др.; из учрежденного в Святой Земле братства Святого апостола Иакова впоследствии возник одноименный рыцарский Орден, действовавший на Иберийском полуострове) оборонявшими небольшие пограничные крепости, или, точнее, укрепленные пограничные заставы, обозначавшиеся арабским словом «рибат».

Однако вскоре братства начали приобретать все больше черт военно-монашеских Орденов, живших по достаточно строгим и обязательным для всех своих членов Статутам (Уставам).

Здесь представляется уместным указать на следующее обстоятельство. Слово «Орден» (по-латыни: Ордо, ordo) означает в переводе на русский язык буквально «порядок», «сословие», «строй» или «чин». Так, например, выражение «все чин-чином» означает: «все в надлежащем порядке». Сразу бросается в глаза не только созвучие, но и смысловое соответствие слова «орден»-«ордо» (от которого происходят аналогичные слова других индоевропейских языков — английское «ордер», немецкое «Орднунг», Ordnung, французское «Ордр», ordre, итальянское «Ордине», ordine, испанское «Орден», orden, португальское «Ордем», ordem, и т.д.) тюркско-монгольскому слову «орда» (или «орта»; так, например, отряд в войске турецких янычар назывался «орта»), исконное значение которого — «ставка правителя (военачальника)», «военный стан», «военный лагерь» или «боевой порядок (строй)». Это одно из древнейших слов, вероятно, позаимствованных в незапамятные времена кочевыми племенами — предками тюркских и монгольских племен — у древних иранских (арийских) кочевников, своих соседей по Великой Степи («Ариана Вэжа», «Арьянам Вайджа», «Арийский Простор»), наряду, например, со столь же древним словом «богатырь»-«батор»-«баатар»-«багадур» (происходящим от древнего арийского слова «баг(а)» — «Бог»); «богатырь» — человек, одаренный Богом силой, отвагой и доблестью; «богатый», «богач» — человек, одаренный Богом большим имуществом. Впрочем, довольно об этом.

Читайте также:  Составлять вопросы англ таблица

Рыцари-монахи (а если говорить обо всех членах Орденов, то воины-монахи) этих орденских братств обладали, с точки зрения эффективности борьбы с мусульманами, целым рядом преимуществ перед светскими рыцарями и светскими воинами-крестоносцами.

Во-первых, воины-монахи постоянно проживали в своих крепостях-монастырях, возведенных на тех территориях, границы которых они были обязаны охранять.

Во-вторых, они приносили обеты нестяжания и безбрачия, поэтому, не имея необходимости заботиться о собственном имуществе, семье и детях (которых не имели), могли всецело посвятить себя (наряду с молитвами) военному делу.

В-третьих (что немаловажно), воины-монахи, в силу самого своего казарменно-монастырского аскетического образа жизни и воспитания, отличались особенно пылкой верой (в наш атеистический век ее называли бы, конечно, «христианским религиозным фанатизмом»!) были идеально подготовлены к борьбе с мусульманами (магометанами) с точки зрения «духовной», или «политико-идеологической».

Впрочем, говоря об «аскетическом» образе жизни, ассоциирующемся в наших сегодняшних представлениях с образом схимника или монаха-затворника, истощенного постоянным постом и молитвами, мы не должны забывать об исконном значении слова «аскеза», означающего по-гречески не что иное, как «военная подготовка» или «воинские упражнения». И здесь мы вплотную приближаемся к разгадке таинственного и даже абсурдного (на первый взгляд!) феномена военно-монашеских Орденов.

Что общего могло быть, на первый взгляд, у монаха, чье дело — молиться за весь грешный мир, с воином, являющимся, казалось бы, убийцей (то есть, заведомым грешником) «по определению», или, так сказать, «по профессии»?

Между тем, молитвенное делание, по слову святого апостола Павла, приравнивается к воинскому. И это далеко не случайно. Ибо Церковь апостольская всегда была и остается Церковью воинствующей. И по единодушному мнению Отцов Церкви все христиане — как молящиеся, так и поборающие на врагов Креста с мечом в руках, относились к одному и тому же типу «воинствующего человека».

Виднейший из древних Отцов Западной Церкви – блаженный (у римо-католиков – Святой) Августин, епископ Гиппонский (Иппонский) — еще в V в. п. Р.Х. сформулировал принцип взаимодополняемости: с одной стороны — те, кто в тишине молитвы ведут духовным оружием поста и молитвы борьбу с невидимыми бесами (духами зла, «аггелами сатаны»); с другой — те, кто железным оружием на поле брани защищает молящегося от «видимых бесов» — иноверцев и еретиков.

И тех, и других блаженный Августин считал защитниками Христианского мира от врагов видимых и невидимых. Характерным в данной связи представляется дошедшее до наших дней послание блаженного Августина некоему Вонифатию (Бонифацию) — христианину и римскому воину, усомнившемуся в необходимости и возможности для человека, исповедующего веру в Христа, Который есть Любовь, воевать с другими людьми, хотя бы и не просвещенными светом истинной веры, ранить и убивать их:

«Итак, другие (священники и монахи — В.А.), вознося молитвы, сражаются с невидимым противником. Вы же (воины — В.А.), те, за кого они молятся, сражаетесь с оружием в руках против видимых варваров».

Мы видим, что наряду со сравнением, уравнивающим «бесов» и «варваров» (врагов Христианской Римской империи), демонизирующим всякого противника Христовой Веры, блаженный Августин утверждал, что война и ратный труд столь же священны, сколь и молитва, а молитва — сколь военное действие.

Правоту сказанного вполне подтверждают и анналы церковной истории, из которых явствует существования еще со времен священной христианской древности тесного военно-духовного союза между «чином воинским» и «чином святительским» (употребляя терминологию Царя Иоанна Грозного, используемую им в переписке с князем Андреем Курбским).

Конечно, времена теперь иные. И если ранняя Церковь считала себя воинством Христовым (лат.: militia Christi), народом Божьим, поголовно мобилизованным на брань (борьбу) с врагами видимыми и невидимыми, то многие современные христиане предпочитают определять себя и свою веру в «терапевтических» терминах, видеть себя не воином, призванным на многотрудную службу, а пациентом в госпитале или лазарете.

Разумеется, ни одна армия не обходится без походного госпиталя или лазарета (доказательством чему служит существование духовно-рыцарских Орденов госпитальеров и лазаритов, чьи члены неустанно наносили раны неверным и врачевали раны христиан; да и Тевтонский Орден Приснодевы Марии тоже возник в качестве госпитальерского братства), но никакой госпиталь или лазарет не может подменить собой всю армию, первейшая задача которой, все-таки — не исцеление больных и раненых, а битва с врагом и победа над ним. Поэтому все истинные христиане, души которых горят небесной приверженностью ко Христу, всегда осознавали себя находящимися не в Церкви-«лазарете» (пребывание в котором могло быть лишь временным, пока не зарубцуются раны, нанесенные демоном, грехом или плотью), а в Церкви — боевом стане, в Церкви любви и войны.

Именно охваченные этим духом ревности о Господе Христе воинские контингенты военно-монашеских Орденов составили костяк профессиональных армий королевств, графств и княжеств, основанных крестоносцами в Сирии и Палестине (Святой Земле, или Земле Воплощения), Пруссии и Ливонии, а также испанских королевств (Кастилии, Леона, Арагона, Майорки и Наварры) и Португалии. Аналогичные рыцарские Ордены, учрежденные с целью защиты от мусульманской агрессии, существовали и в иных государствах средневековой Европы — Орден Святого Маврикия, Орден Святого Георгия и Дракона (Орден Дракона), Орден крестоносцев со звездой и многие другие.

Здесь конец и Господу нашему слава!

На цветной таблице, помещенной нами, в качестве иллюстрации, в заголовке настоящей миниатюры, изображены (слева направо и сверху вниз) гербы:

1) Герб Ордена Святого Иакова Альтопасского (Ордена рыцарей Тау-Креста);

2) Герб Ордена Святого Гроба (Ордена сепульхриеров, Ордена Гроба Господня);

3) Герб Ордена госпитальеров-странноприимцев-иоаннитов (указанная в подписи дата учреждения этого Ордена — 1099 год — не соответствует действительности, как мы указывали в нашей миниатюры);

4) Герб Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (Ордена тамплиеров, ордена Храма);

5) Герб Ордена лазаритов (Ордена Святого Лазаря);

6) Герб Авишского Ордена Святого Бенедикта (Ордена Сан-Бенту д Авиш)

7) Герб Ордена Калатравы (Ордена Сальватьерры);

8) Герб Ордена Святого Иакова и Меча (Ордена Сантьяго);

9) Герб Ордена Алькантары (Ордена Святого Юлиана);

10)Герб Ордена Пресвятой Богородицы Монжуа;

11)Герб Верховного Магистра (Гохмейстера) Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии (герб самого Тевтонского Ордена представлял собой черный крест на белом поле);

12)Герб Ордена рыцарей Святого Фомы;

13)Герб Альфамского Ордена Святого Георгия (Ордена Сан-Хорхе де Альфама);

14)Герб Ордена Ливонских братьев-меченосцев (Ордена Меча, Ордена бедной братии Христа в Ливонии);

15)Герб Добринского (Добжиньского) Ордена (Ордена Добринских братьев);

16)Герб Ордена (пражских) крестоносцев со звездой;

17)Герб Ордена воинства Иисуса Христа;

18)Герб Ордена Пресвятой Девы Монтесской (Ордена Монтесы);

20)Герб Ордена (рыцарей) Христа;

21)Герб Ордена Святого Георгия и Дракона (Ордена Дракона).

Источник

Adblock
detector