Меню

Заполнить таблицу коммуникативные барьеры



Психология общения

1. Заполните таблицу, распределяя перечисленные примеры по видам коммуникативных барьеров:

Фонетический барьер непонимания

— дефекты речи и дикции, употребление жаргона, сленга

невыразительная быстрая речь

Семантический барьер непонимания

панибратская манера высказывания критического замечания

профессиональные различия партнеров

Стилистический барьер непонимания

Логический барьер непонимания

сложная логика рассуждения

Барьер социально-культурных различий

возникновение чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору

низкая авторитетность коммуникатора в глазах реципиента

авторитетность коммуникатора в глазах реципиента

гендерные различия партнеров

2. Определите, к какой пространственной зоне общения относится каждое изображение.

Рис. 1. Личная зона

Рис.2. Интимная зона

Рис.3. Публичная зона

Рис.4. Социальная зона

3. Определите вид психологического воздействия и технику психологической самообороны.

– Ты в форме выглядишь ужасно!

– Возможно, ты и права.

– Я думал, ты лучше меня разбираешься в отчете…

– Я готов еще раз ответить на твои вопросы.

– Что толку спрашивать, если ты не понимаешь.

– Я готов еще раз тебя выслушать.

– Может быть, ты просто не хочешь мне помочь?

– Я готов еще раз ответить на твои вопросы.

вид психологического воздействия – внушение

техника психологической самообороны — приспособление

4. Оцените невербальные показатели общения с точки зрения искренности в следующих ситуациях:

Рис. 1. Общение искренное

Рис. 2. – неискренное общение

Рис. 3. – неискренное общение

5. Приведите примеры преступлений или правонарушений, иллюстрирующие следующие ситуации конфликтов:

Грубое отношение к ребенку в семье

Взрослый ударил ребенка, ребенок оцарапал гвоздем машину обидчика

Для того чтобы собственник отказался от доли в бизнесе, конкуренты похищают ребенка собственника.

4. Пряхина М.В., Душкин А.С., Мартиросова Н.В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода: монография. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012.

5. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012.

7. Социальная психология. Учебник. Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ, 2012.

8. Юридическая психология. Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2013.

9. Юридическая психология. Учебник. / Под ред. Н.А. Давыдова, К.Г. Дедюхина. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2012.

Источник

Таблица на тему: Психологические барьеры в общении и их преодоление

По теме: «Психологические барьеры в общении и их преодоление»

Выполнила Студент 1 курса гр. ИЯ-20-2 Альджанова Зина

—барьер восприятия. Настроение, с которым с нами ведут разговор

Равнодушный тон и незаинтересованность, формируют у собеседника скептическое отношение к успеху беседы и отбивают у него желание вести с вами разговор

Начните разговор с позитивной ноты и старайтесь удерживать ее на протяжении всей беседы. Улыбайтесь и незабывайте о зрительном контакте с собеседником.

Мнение окружающих о нас, напрямую влияет на уровень усвоения ими наших слов и на вероятность эффективного диалога. Исходя из отношения к вам, собеседник может уйти от темы или просто игнорировать информацию

Напыщенный тон—причина неприязни со стороны собеседника. Снисхождение и низкая самооценка также могут послужить причиной возникновения барьера

Воспринимайте собеседника как равного себе. Хвалите человека за хорошо выполненную работу, даже если думаете, что смогли бы сделать лучше. Не забывайте про улыбку и зрительный контакт.

Он возникает не только между носителями разных языков, но и между людьми с разным уровнем знания языка в какой-либо области

Если собеседник использует незнакомые слова, вряд ли вы сможете понять его. Если вы будете прибегать к профессиональному объяснению (например со стажерами) не добьетесь понимания с их стороны и вселите в них неуверенность в собственной профпригодности. Точно также, если вы будете объяснять ребенку решение задачи так, как взрослому, это приведет к тому, что ребенок не может решить такую задачу вновь

Упростите вашу речь до уровня собеседника, не проявляя снисхождения, как люди с завышенной оценкой.

Возникает из-за неуверенности, злобы, печали или даже излишней радости. Проблемы дома могут негативно повлиять на рабочую коммуникацию, или наоборот

Когда мы эмоционально напряжены, мы не замечаем, что пропускаем часть информации мимо ушей и теряем способность к анализу и рассуждению. А находясь не в духе, мы становимся раздражительны по отношению к словам собеседника, а при излишней радости во время рабочего диалога мы нередко одобряем плохие для нас идеи.

Читайте также:  Белые доминионы англии основные черты экономического развития таблица

Будьте выше своих эмоций и не позволяйте им влиять на общение с другими людьми. Если вы находитесь в состоянии эмоционального напряжения, старайтесь вести разговор с собеседником нейтрально

Возникает между представителями разных культур. Но не только между иностранцами, но и между представителями разной веры.

Некорректное общение с человеком другой национальности или религии может оскорбить его убеждения. Например: рассказы о гулянках, застольях может испортить настроение человеку, которому противопоказан алкоголь, или же попытка объяснить человеку старшего возраста смысл интернета может возникнуть недопонимание.

Постарайтесь заранее изучить собеседника и ведите тактично. Если вы вдруг ляпнули что-то не то, то постарайтесь объяснить собеседнику что не очень много знаете о его культуре

Женщинам свойственно мыслить интуитивно, а мужчинам—логически. Женщины говорят о людях и эмоциях, а мужчины концентрируются на чем-то физическом и измеримом. и все это естественно касаются не всех.

Например мужчина может скептически относиться к профессиональным навыкам женщин. Так он рискует задеть собеседниц. Этот эффект работает и в обратном направлении: когда отношение мужчины к словам женщины моет быть несправедливо завышено.

Не разделяйте собеседников на мужчин и женщин. Воспринимайте обеих представителей как равных к себе.

Источник

Задание 2. Заполните таблицу «Коммуникативные барьеры»

Вид коммуникативного барьера Характеристика Пример
1. Избирательное слушание
2. Оценочные суждения
3. Различение статуса
4. Давление времени
5. Логический барьер
6. Семантический барьер
7. Стилистический барьер
8. Фонтический барьер
9. Барьер установки
10. Барьер характера

Задание 3.Составьте схему «Коммуникативный процесс».

Задание 4.Оскройте сущность ролевого общения и стратегии ролевого общения.

Задание 5. Выполните тест:

а) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;

б) процесс установления и развития контактов между людьми;

в) производство индивидами их общего;

г) все ответы верны;

д) верны ответы А и В;

е) верны ответы Б и В.

2. Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:

а) повышает психологическую напряженность;

б) снижает эффективность совместной деятельности;

в) обнаруживает существующие противоречия;

г) изменяет условия и обстоятельства общения;

д) верны ответы А и В;

е) верны ответы В и Г.

3. Вид общения друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов (друг поймет вас ипо выражению лица, движениям, интонации).

а) примитивное общение;

б) формально-ролевое общение;

в) «контакт масок»;

г) духовное общение;

д) светское общение.

4. Эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков – …

5. В структуру речевого общения составляю следующие компоненты – …

а) значение и смысл слов, фраз;

б) речевые звуковые явления;

в) выразительные качества голоса;

6. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это …
а)самоактуализация
б)стереотипизация
в)идентификация
г)обобщение

7. Манипулирующее воздействие проявляется в …
а)использовании человека в корыстных целях
б)демонстрации своей позиции
в)в покровительственном отношении к человеку

по учебной дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Задание 1. Дайте определение понятиям:

2.Коммуникативная сторона общения.

Задание 2. Заполните таблицу «Механизмы взаимопонимания в общении»

Вид механизма Характеристика Пример
1. Идентификация
2. Эмпатия
3. Аттракция
4. Рефлексия

Задание 3.Составьте схему «Невербальные средства общения»

Задание 4.Перечислите источники и причины возникновения конфликтных ситуация. Приемы и техники успешного общения и конструктивное разрешение конфликтов.

Задание 5. Выполните тест:

1. К коммуникативным барьерам непонимания относятся:
а) логический
б) семантический
в) стилистический
г) фонетический

д) все ответы верны

2. Стратегия взаимодействия – это…

а) совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми;

б) типичная форма эмоционального реагирования на нестандартные ситуации общения;

в) совокупность когнитивных процессов, порождаемых ситуацией общения;

г) образ возможного поведения, существующий до ситуации общения;

д) совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, воспроизводимых индивидом независимо от ситуации;

е) стереотипная последовательность коммуникативных актов, характерная для человека.

3. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:

д) верны ответы А и Б;

е) верны ответы Б и Г.

4. Вид общения, направленный на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Читайте также:  Sql заполнение таблицы с датой

а) примитивное общение;

б) формально-ролевое общение;

в) «контакт масок»;

г) манипулятивное общение;

д) светское общение.

5. В общении, по мнению Г.М. Андреевой, можно выделить такие взаимосвязанные стороны как – …

Источник

Заполнить таблицу коммуникативные барьеры

Классификация коммуникативных барьеров

1. Барьеры непонимания, связанные с неэффективной вербальной коммуникацией (трудности в передаче и понимании информации):

· Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относят, в частности, слова, действия, рисунки, жесты, мимику, пантомимику.

· Языковые барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

· Фонетический барьер – препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего (наличие дефектов речи, невнятная речь, речь-скороговорка и др.).

· Стилистический барьер – это нарушения соотношения формы представления информации с ее содержанием. Стиль может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям партнера. Неприятие могут вызвать вредные вербальные привычки собеседника (слов и звуки-паразиты: «так сказать», «это самое», «э-э» и т. д.).

· Логический барьер – коммуникативные помехи, возникающие вследствие несовпадения логических действий и умозаключений партнеров по общению. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию по-своему, со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в разных ситуациях могут иметь совершенно иной смысл. Таким образом, смысл всегда индивидуально-специфичен. Он рождается в сознании говорящего, но не всегда понятен собеседнику.

· Коммуникативные перегрузки – связаны с трудностью или невозможностью переработать и упорядочить большой объем информации. В данном случае часть сообщений отсеивается и не принимается к пониманию.

2. Личностные барьеры, связанные с психологической несовместимостью собеседников и с негативными установками, создающими помехи общению:

· Индивидуальные различия в характере, темпераменте, эмоциональных состояниях могут стать существенной помехой на пути адекватной передачи информации. Например, меланхолику, обладающему повышенной тревожностью, трудно общаться с импульсивным и склонным к агрессии холериком.

· Идеологический барьер – барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов, мировоззрений, ценностных ориентаций; несовпадения социальных установок.

· Негативный прошлый опыт общения с данным собеседником может стать причиной страха вступления в коммуникацию, нежелание вновь испытать негативные эмоции в процессе общения. Суть этого барьера отражена в пословице: «Обжегшись на молоке, дуем на воду».

· Барьер предвзятости заключается в том, что человек без видимых весомых причин начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку, что существенно затрудняет коммуникацию. Обычно это связано с негативным восприятием внешнего облика или манеры поведения собеседника.

· Барьер отрицательной установки возникает вследствие полученной заранее негативной установки по отношению к партнеру по общению. В данном случае человек, вступая в коммуникацию, проявляет закрытость, настороженность, ждет негативных проявлений со стороны партнера, в каждой фразе собеседника ищет негативный завуалированный смысл.

· Барьер ожидания непонимания – в данном случае человек перед предстоящей коммуникацией волнуется, правильно ли его поймет партнер и считает, что понимание невозможно по ряду причин; начинает прогнозировать последствия, предвосхищать неприятные ощущения.

· Барьер возраста – он возникает между людьми разных поколений. Люди постарше осуждают молодых, противятся нововведениям в организациях, а те, кто помоложе, раздражаются, считают, что их недооценивают, ограничивают в самостоятельности, препятствуют карьерному росту. Это проявление весной проблемы «отцов и детей».

· Барьер недостаточного понимания важности общения – возникает, когда собеседники по-разному оценивают степень значимости контакта: один стремится к эффективному взаимодействию, другой пытается уклониться от беседы, избавиться от партнера, не давать ответы на вопросы. Это вызывает у первого напряженность, недоверие, обиду.

3. Культурные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм и этикета общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении.

Читайте также:  Самое глубокое озеро россии таблица

· Национальный барьер возникает между представителями двух различных культур и проявляется, например, в пунктуальности, точности начала совещаний, дистанции между общающимися, манерах держаться, использовании различных жестов, тона, громкости голоса, принятых в качестве нормы в различных странах. Так, при деловых контактах с японцами нельзя держать руки в карманах.

· Религиозный барьер – это проявление в деловом общении религиозной неприязни, предвзятости к людям другого вероисповедания, интерпретация определенных поступков человека на основе религиозных различий.

· Этический барьер является следствием несовпадения этических ценностей и норм собеседников. Например, один партнер следует в общении нормам морали, нравственности, порядочности, честности, а другой – проявляет «нечистоплотность», лжет, манипулирует.

· Эстетический барьер проявляется в несовпадении вкусов, манер, взглядов собеседников на эстетическую составляющую организационной культуры.

4. Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления.

· Излишняя централизация в системе управления, что приводит к информационной перегрузке центра и слабой информированности структурных подразделений.

· Излишняя дифференциация подразделений, в результате чего их сотрудники замыкаются на решении проблем собственного подразделения, и обмен информацией между ними ограничивается.

· Неопределенность обязанностей и прав приводит к ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а коммуникации становятся либо слишком формальными, либо конфликтными.

· Нежелание делиться информацией . Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят ее с тем, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение и затрудняет коммуникации.

5. Социальные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие из-за несовпадения социальных ценностей, установок, противоборства социальных ролей.

· Когнитивный барьер возникает из-за разности знаний о предмете общения; различного уровня профессиональной компетентности; барьер, вызванный неразвитостью абстрактного мышления, памяти, навыков восприятия.

· Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным).

· Профессиональный барьер может возникнуть между представителями разных профессий, негативно настроенных или плохо отзывающихся о профессиональных качествах собеседника. В некоторых случаях этот барьер проявляется как подчеркивание значимости своей профессии и занижения важности других профессий для решения тех или иных производственных задач.

· Барьер образования – это барьер информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающий из-за разности социального опыта партнеров; из-за различия уровней образования.

6. Физические барьеры – объективные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.

· Пространственный барьер возникает в случае неудобного расположения мебели и оргтехники в помещениях, затрудняющих информационные потоки; неэффективного расстояния между людьми во время общения; наличия множества отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины, фотографии, элементы декора).

· Временной барьер обусловлен дефицитом времени, отведенного на общение. Стремление побыстрее закончить разговор приводит к невнимательному слушанию, свертыванию обратной связи, невозможности эмпатии и глубокого понимания информации.

· Технический барьер вызван временными трудностями коммуникации, связанными с неисправностью технических средств (компьютера, телефона, микрофона, помехи во время селекторного совещания); а также отвлекающим шумом, временно заглушающим голос говорящего.

Кроме сказанного многое в понимании информации зависит и от того, насколько грамотно, ясно и лаконично мы излагаем свои мысли, осуществляя вербализацию. Специалист по ораторскому мастерству Н. М. Тимченко в книге «Тайны успеха делового общения», выделяет основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому [19]:

· несовершенство перекодирования мыслей в слова;

· неуместное использование профессиональных терминов;

· неверное истолкование намерений собеседника;

· чрезмерное использование иностранных слов;

· неполное информирование партнера;

· быстрый темп изложения информации;

· наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

· неполная концентрация внимания;

· не использование различных каналов восприятия;

· наличие логического противоречия в тезисе;

Источник

Adblock
detector