Меню

Заполни таблицу социальные группы римского общества



Социальная структура римского общества VI-III вв. до н.э.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Структура римского общества

Структура римского общества состояла из слоёв населения по нескольким характеристикам. Это уходящие в прошлое родовые слои населения, возникшие на первобытной ступени развития. Это возникшие общинно-крестьянские учреждения и рабовладельческий сектор. В VI-IV веках до н.э. основными слоями населения стали 4 классово-сословные группы: патриции, клиенты, плебеи, рабы. Каждая группа имела права и обязанности, занимала конкретное место в социальной иерархии, занималось особым видом деятельности.

Патриции

Патриции – привилегированное сословие-класс римского общества. Патриции занимали господствующее положение, обладали исключительными правами. Они управляли государством, избираясь в сенат. Они имели решающее слово при голосовании в куриатных комициях. Мужчины-патриции служили в привилегированных войсках: коннице и тяжеловооружённой пехоте.

Помощь со студенческой работой на тему
Социальная структура римского общества VI-III вв. до н.э.

Слово патриции произошло от латинского «pater», что значит «отец». Под отцом в раннем Риме подразумевали не только главу многочисленного семейства, но и покровителя зависимых людей и владельца рабов.

Старший патриций был главой своей фамилии, то есть семейной общины. Для её содержания патриции могли пользоваться большими участками из общинного земельного резерва.

Патрицианские общины подразделялись на группы (gentes), основанные на кровном родстве из первобытной эпохи. Сохранение традиционных родовых связей заставляло патрициев препятствовать развитию новых экономических отношений, основанных на рабстве и частной собственности.

Клиенты

На следующей ступени социальной иерархии находились многочисленные клиенты. К ним относились бесправные люди, добровольно переселившиеся в Рим или вольноотпущенные рабы. Клиентами становились и обедневшие патриции, которые искали покровительства у сильных семей. Обязанности клиентов:

  • обрабатывать земли патрона;
  • сопровождать покровителя в военном походе;
  • выполнять поручения защитника.

Патрон, взяв покровительство над клиентом, давал ему своё имя и защищал его от притеснений других патрициев. Неповиновение клиента воле своего патрона приравнивалось к превращению свободного гражданина в раба. К III веку до н.э. многие клиенты получили землю от государства и избавились от зависимости от патрона.

Плебеи

Основная масса населения Рима приходилась на плебеев. Небольшая группа из их числа смогла стать клиентами и вошла в патрицианские семьи. Остальные не считались коренными жителями Рима и не имели гражданских прав, оставаясь юридически свободными. Основными занятиями плебса были ремесло и торговля. Занимались они и земледелием на небольших наделах земли, урожая с которых хватало лишь на пропитание своей семье. Жили они в окружавших Рим деревнях, создавали собственную общину с системой взаимопомощи.

Эта группа населения пополнялась освободившимися от зависимости клиентами и разорившимися патрициями. Среди плебеев происходило расслоение, выделялись богатые и бедные. Первые стремились к уравнению в правах с патрициями, вторые боролись за право получения земли и отмену долгового рабства. Обе группы объединялись для борьбы с привилегированным классом-сословием.

Увеличение количества рабов приводит к применению их труда во все отрасли экономики: сельское хозяйство, домашнее хозяйство. Ремесленные мастерские, рудники. В 326 году до н.э. было запрещено превращать в рабы за долги. С этого времени главным источником рабов становится война.

В раннем Риме первоначально развивалось патриархальное рабство. Его отличительной чертой является отсутствие направленности применения труда раба для получения прибыли. Так как господствовало натуральное хозяйство, то рабов использовали только для обеспечения жизнедеятельности господина. Обычно вместе с рабами работали и члены семьи рабовладельца и он сам.

Рабы сохраняли за собой некоторые права. Они отвечали перед судом за свои поступки, могли стать поручителями или усыновить ребёнка. Религиозные каноны запрещали жестоко обращаться с рабами, требовали предоставлять им выходной в дни больших религиозных праздников.

Источник

Социальные классы в Древнем Риме

Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.

Toga Illustration.png

Содержание

Патриции и плебеи

Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить их родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 до н.э, была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как novus homo («новый человек»). Они и их потомки становились nobiles («благородными»), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Читайте также:  Во сколько нужно лечь спать чтобы выспаться таблица

Классы согласно имущественному положению

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел по крайней мере 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. С несколькими исключениями все политические должности были заполнены мужчинами от сенаторского класса. Ниже них были эквиты («всадники» или «рыцари»), с 400 000 сестерциев, кто мог участвовать в торговле и сформировал влиятельный деловой класс. Ниже всадников были еще три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у кого не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить военную службу, затем ограниченную первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников- тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Неграждане

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобожденные женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (liberti) были освобожденными рабами, у которых была форма Латинского права; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одаренными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых ‘с мелом рабского рынка еще на их пятке’. Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путем).

Рабы (servi, «сервы») по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций, например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

Читайте также:  Заполните таблицу первая помощь при аппендиците симптомы аппендицита

Источник

Презентация по истории «Римское общество» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Станция Вокзал «Исторический» Задание: впишите недостающие слова 1) На Аппенинском полуострове располагается ____________. 2) На левом берегу реки Тибр в_________году до н.э. был основан город_______. 3) Римляне подразумевали под «общим делом» форму правления_______________. 4) Должностные лица Римской республики назывались______________,постоянными из числа которых были____________. Все свободные граждане Рима VI -IV веках до н.э. были разделены на две большие группы: _____________и___________________.

Станция Историческая: вокзал «Повторим-ка» Задание: впишите недостающие слова 1) На Аппенинском полуострове располагается Италия. 2) На левом берегу реки Тибр в 753 году до н.э. был основан город Рим. 3) Римляне подразумевали под «общим делом» форму правления с названием республика. 4) Должностные лица Римской республики назывались магистратами,постоянными из числа которых были консулы,преторы,цензоры. Все свободные граждане Рима в VI -IV веках до н.э. были разделены на две большие группы: патриции и плебеи. Критерии оценивания: «5»-от 7 до 8 «+»; «4»- от 5 до 6 «+»; «3»- от 3 до 4 «+»; «2»- такого у нас нет!

Тема урока Римское общество: его нравы и обычаи

Цель урока изучение структуры римского общества, создание представления о его нравах и обычаях;

Какую роль в жизни римского общества IV-II веков до.н.э. играли нравы и обычаи? Проблемный вопрос: Станция «Проблемная»

Станция «Познавательная» Заполните таблицу «Римское общество» прочитав п. 1,2 в учебнике, §47. Группа римского общества 1-ыйряд Нобилитет 2-ой ряд Всадники 3-ий ряд Плебс Напишите определение понятия Какую рольгруппаиграли в жизни римского общества?

Станция «Познавательная» Таблица «Римское общество» Группа римского общества 1-ыйряд Нобилитет 2-ой ряд Всадники 3-ий ряд Плебс Напишите определение понятия Замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям Какую рольгруппаиграли в жизни римского общества? Занималивысшие должности в государстве, владели земельными участками

Станция «Познавательная» Таблица «Римское общество» Группа римского общества 1-ыйряд Нобилитет 2-ой ряд Всадники 3-ий ряд Плебс Напишите определение понятия Замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям Одно из привилегированных сословий в Древнем Риме (предки служили в коннице) Какую рольгруппаиграли в жизни римского общества? Занималивысшие должности в государстве, владели земельными участками Владели торговыми кораблями, собиралиналоги,занималисьстроительством

Станция «Познавательная» Таблица «Римское общество» Группа римского общества 1-ыйряд Нобилитет 2-ой ряд Всадники 3-ий ряд Плебс Напишите определение понятия Замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям Одно из привилегированных сословий в Древнем Риме(предки служили в коннице) Население Древнего Рима, простойнарод,первоначальноне пользовавшееся политическими правами Какую рольгруппаиграли в жизни римского общества? Занималивысшие должности в государстве, владели земельными участками Владели торговыми кораблями, собиралиналоги,занималисьстроительством Принимали законы,служили в армии, выбирали магистратов

Станция «Познавательная» Таблица «Римское общество» Группа римского общества 1-ыйряд Нобилитет 2-ой ряд Всадники 3-ий ряд Плебс Напишите определение понятия Замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям Одно из привилегированных сословий в Древнем Риме(предки служили в коннице) Население Древнего Рима, простойнарод,первоначальноне пользовавшееся политическими правами Какую рольгруппаиграли в жизни римского общества? Занималивысшие должности в государстве, владели земельными участками Владели торговыми кораблями, собиралиналоги,занималисьстроительством Принимали законы,служили в армии, выбирали магистратов

Станция «Активная Представили все, что мы остановились на Форуме, и чтобы увидеть всю площадь, нам нужно встать на носочки, чтобы увидеть все-все. Теперь нужно повернуться налево, теперь направо, оглядеться вокруг себя, посмотреть на римское небо еще разочек и присесть на место, поскольку нам уже пора отправляться дальше.

Станция «Фактическая» Задание: прочитайте текст и выпишите главные качества идеального римского гражданина Хороший семьянин; Доблестный политик; Отважный воин; Справедливый хозяин; Благочестивый и мужественный. В Риме сложилось представление об идеальном гражданине:

Какую роль в жизни римского общества IV-II веков до.н.э. играли нравы и обычаи? Станция «Итоговая» несмотря на то, что римское общество состояло из различных социальных групп, именно нравы, обычаи и традиции являлись объединяющим фактором; Уважение к нравам и обычаям предков способствовало расцвету Римской республики в IV-II веках до н.э.

Сегодня на уроке я узнал… Теперь я могу… Было интересно… Меня удивило… Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся… Станция« Итоговая»

Домашнее задание §47, вопросы 1-4 (у); вклеить маршрутный лист в тетрадь. Творческое задание 1)Придумать рассказ, в котором рассказывается об отваге или мужестве, справедливости или законопослушности римлян 2)Нарисовать рисунок на тему «Римское общество» Станция «Прощальная»

Спасибо за урок!

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-861101

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

При Роскомнадзоре создадут комиссию по защите детей от деструктивного контента

Читайте также:  Как пользоваться таблицей сложения при вычитании

Время чтения: 1 минута

Специалисты ВШЭ предложили по-новому рассчитывать зарплату учителям

Время чтения: 2 минуты

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено ограничить продвижение готовых домашних заданий

Время чтения: 2 минуты

Стоимость школьного набора в России выросла за год на 13%

Время чтения: 3 минуты

Аналитики назвали самые популярные вакансии в сфере образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

§ 13. Социальная структура общества. —

1. Запиши определение понятия.

Социальная структура- совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определенные статусы, между соц. группами.

2. Выпиши из учебника основные характеристики социальной группы.

Большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные.

3. В стуктуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям. Распредели номера приведённых ниже примеров по соответствующим графам таблицы.

1) женщины; 2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы


4. В приведённом списке указаны черты большой и малой социальной группы и отличия большой социальной группы от малой. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) обязательные личные контакты между членами группы
2) наличие у людей сходных социальных признаков
3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
4) количество членов группы

Черты сходства: 2, 3
Черты различия: 1, 4

5. В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к формальным группам. Найди и подчеркни пример, выпадающий из ряда.

Группа друзей; коллектив работников фирмы; семья; граждане страны; команда России по футболу

Ответ: Группа друзей

6. Объясни смысл понятий.

Иерархия — пирамида должностей

Страта — слои населения.

Заполни пропуски в схеме.


7. Запиши определение понятия.

Социальная мобильность- изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Заполни пропуски в схеме.

Чем различаются виды социальной мобильности?

Вертикальная мобильность рассматривает развитие человека, например, повышение по службе. Горизонтальная мобильность характеризует, как перемещение человека из одной местности в другую.

Укажи основные социальные лифты и приведи пример действия каждого из них. Заполни таблицу.


8. Что такое социальное неравенство?

Это положение вещей или людей в обществе, когда их члены имеют неравный доступ к социальным благам.

Объясни, почему социальное неравенство является естественным состоянием общества.

Это сложилось ещё с древних времен. Если все будут равны, то не будет конкуренции, а соответственно экономика страны пойдет на спад.

9. Прочитай текст и выполни задания.

Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:
1) ситуации (или конфликты) деятельности, ваозникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
2) ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
3) ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжелый процесс. Это объясняется тем, что:
— участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);
— участники конфликта имеют различный статус (учитель- ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;
— конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
— учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтыне ситуации.

1) Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.

2) Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?

3) Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей школы только усиливает конфликт?

4) Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:

5) Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:

а) для учащегося
б) для учителя
в) для свидетелей конфликта: Можно вмешаться и попробовать помочь решить конфликт мирным путём.

Источник

Adblock
detector