Меню

Законы xii таблиц как источники цивильного права

Законы xii таблиц как источники цивильного права

§ 5.1. Общая характеристика Законов XII таблиц

Знаменитым памятником права Древнего Рима являются законы XII таблиц (Codex decimviralis Duodecium tabulae). Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 45150 гг. до н.э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить государственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское право. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, расположенные на юге Италии. Закончив кодификацию, Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства». Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.
По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.
Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать. Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.
Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами. Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.
Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали международные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое — внутреннее право римской общины — право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему и относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства. В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан.
В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.
Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.
Купля-продажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.
Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».
Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи.
Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков. Памятник права закрепил принцип талиона — равное за равное при совершении преступления, что также свидетельствует о пережитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы.
Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.
Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Но без санкции центуриатной ко- миции нельзя было казнить гражданина. Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти.
И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чужаков) являлся верховным собственником территории страны, только ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.
Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми наказаниями. Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали.
Право отражало также религиозные представления римлян. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители культов, понтифики являлись одновременно толкователями обычаев, были первыми знатоками права. Пренебрежение религиозными обрядами считалось преступлением. Большое значение придавалось формальным моментам. По законам, явный приоритет имели квириты — мужчины-патриции, способные носить оружие.
Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.
Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.
Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.
По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.
Все объекты собственности делились на две категории: ман- ципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений. Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.
Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.
Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась. Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.
Законы XII таблиц определяли права собственников и владельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права, определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а также степень родства. Он мог убить ребенка-урода, мог трижды продать своего сына, мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему запрещал браки между патрициями и плебеями.
Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злостная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тайное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал заменять саморасправу выкупом по соглашению.
Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.
Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.
Умысел считался отягчающим обстоятельством.
В целом, законы XII таблиц — один из первых памятников рабовладельческого права античного мира, в котором зафиксированы основы жизни римской гражданской общины, закреплены основы института частной собственности. Этот кодифицированный свод сыграл важную роль в развитии знаменитого римского гражданского права.

Читайте также:  Таблица размеров обуви малыши

Источник



История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава II. Период республики

B. ИСТОЧНИКИ ПРАВА

§ 17. Зако­ны XII таб­лиц

Исто­рия их воз­ник­но­ве­ния (сомне­ние в их под­лин­но­сти)

Нача­ло рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да озна­ме­но­ва­лось собы­ти­ем, для все­го даль­ней­ше­го рим­ско­го пра­во­раз­ви­тия чрез­вы­чай­но важ­ным, — имен­но, состав­ле­ни­ем и изда­ни­ем кодек­са, извест­но­го под с. 118 назва­ни­ем зако­нов XII таб­лиц (Le­ges XII ta­bu­la­rum). Соглас­но пока­за­ни­ям рим­ских писа­те­лей, исто­рия воз­ник­но­ве­ния это­го важ­но­го памят­ни­ка тако­ва.

Одной из при­чин для недо­воль­ства пле­бе­ев про­тив пат­ри­ци­ев в пер­вые вре­ме­на рес­пуб­ли­ки была неяс­ность дей­ст­ву­ю­ще­го обыч­но­го пра­ва. При­ме­не­ние пра­ва нахо­ди­лось в то вре­мя исклю­чи­тель­но в руках пат­ри­ци­ан­ских маги­ст­ра­тов, и эта неяс­ность пра­ва откры­ва­ла воз­мож­ность для вся­ких зло­употреб­ле­ний со сто­ро­ны этих послед­них. Поэто­му пер­вою потреб­но­стью пле­бе­ев было уста­но­вить дей­ст­ву­ю­щее пра­во в фор­ме ясных писан­ных зако­нов. С этой целью еще в 462 г. до Р. Х. пле­бей­ский три­бун Терен­ти­лий Арса внес про­ект о 86 назна­че­нии комис­сии для состав­ле­ния кодек­са. Одна­ко пат­ри­ции в тече­ние 8 лет про­ти­ви­лись этой мыс­ли, и лишь бла­го­да­ря настой­чи­во­му поведе­нию пле­бе­ев, все вре­мя выби­рав­ших тех же три­бу­нов, долж­ны были согла­сить­ся. Пред­ва­ри­тель­но реше­но было послать осо­бое посоль­ство из трех чело­век в Гре­цию для озна­ком­ле­ния с гре­че­ским пра­вом вооб­ще и с зако­но­да­тель­ст­вом Соло­на в осо­бен­но­сти. По воз­вра­ще­нии этих послов в 451 г. была избра­на комис­сия из 10 чело­век для начер­та­ния зако­нов — De­cem­vi­ri le­gi­bus scri­bun­dis, при­чем на этот год им была отда­на вся власть; все маги­ст­ра­ты, в том чис­ле и пле­бей­ские три­бу­ны, на этот год избра­ны не были. К кон­цу года децем­ви­ры изгото­ви­ли зна­чи­тель­ную часть зако­но­да­тель­ства, имен­но 10 пер­вых таб­лиц, кото­рые и были, по пред­ло­же­нию децем­ви­ров, при­ня­ты народ­ным собра­ни­ем. Для окон­ча­ния работы на сле­дую­щий год были выбра­ны новые децем­ви­ры; они изгото­ви­ли еще 2 таб­ли­цы, но по окон­ча­нии года не захо­те­ли сло­жить с себя пол­но­мо­чий. Это обсто­я­тель­ство, а так­же факт гру­бо­го нару­ше­ния пра­ва и спра­вед­ли­во­сти со сто­ро­ны вид­ней­ше­го из децем­ви­ров, Аппия Клав­дия (зна­ме­ни­тый про­цесс Вир­ги­нии), вызва­ли народ­ное воз­му­ще­ние и паде­ние децем­ви­ров. Преж­ний строй был цели­ком вос­ста­нов­лен, а состав­лен­ные вто­ры­ми децем­ви­ра­ми 2 таб­ли­цы были при­ня­ты народ­ным собра­ни­ем по пред­ло­же­нию пер­вых после рево­лю­ции кон­су­лов.

Вся эта тра­ди­ци­он­ная исто­рия воз­ник­но­ве­ния зако­нов XII таб­лиц была под­верг­ну­та в послед­нее вре­мя пол­но­му сомне­нию. Один из вид­ней­ших пред­ста­ви­те­лей совре­мен­но­го скеп­ти­че­ско­го настро­е­ния, ита­льян­ский уче­ный Э. Пайс (Et­to­re Pais) в сво­ей « Исто­рии Рима » , срав­ни­вая пре­да­ние о воз­ник­но­ве­нии XII таб­лиц с пре­да­ни­ем об обна­ро­до­ва­нии le­gis ac­tio­nes Кн. Фла­ви­ем, нахо­дит с. 119 в обо­их мно­го подо­зри­тель­но сход­но­го (и там и здесь игра­ет роль Аппий Клав­дий и т. д.) и при­хо­дит к заклю­че­нию, что ком­пи­ля­ция, извест­ная под назва­ни­ем зако­нов XII таб­лиц, есть не что иное, как част­ный юриди­че­ский сбор­ник, состав­лен­ный в нача­ле III века до Р. Х. неко­то­рым Кн. Фла­ви­ем.

Еще даль­ше пошел в этом направ­ле­нии фран­цуз­ский уче­ный Лам­бер 1 . По его мне­нию, XII таб­лиц, как осо­бый зако­но­да­тель­ный памят­ник, так же мало­до­сто­вер­ны, как Jus Pa­pi­ria­num или как две дос­ки запо­ведей Мои­се­е­вых. Самая рим­ская тра­ди­ция о созда­нии XII таб­лиц децем­ви­ра­ми воз­ник­ла в Риме не ранее нача­ла II века до Р. Х. и пол­на про­ти­во­ре­чий. В дей­ст­ви­тель­но­сти, гово­рит Лам­бер, то, что назы­ва­ет­ся зако­на­ми XII таб­лиц, есть не зако­но­да­тель­ный кодекс, а про­стое собра­ние ста­рин­ных юриди­че­ских обы­ча­ев, появив­ше­е­ся еще поз­же, чем думал Пайс, — имен­но в нача­ле II века до Р. Х., и состав­лен­ное извест­ным юри­стом того вре­ме­ни — Секс­том Эли­ем Петом.

87 Эти попыт­ки опро­верг­нуть даже самое суще­ст­во­ва­ние зако­нов XII таб­лиц встре­ти­ли, одна­ко, весь­ма серь­ез­ный и вполне убеди­тель­ный отпор со сто­ро­ны всех наи­бо­лее вид­ных пред­ста­ви­те­лей совре­мен­ной нау­ки. Так, напр., Жирар 2 , сре­ди мно­гих дру­гих сооб­ра­же­ний, усмат­ри­ва­ет невоз­мож­ность позд­не­го появ­ле­ния XII таб­лиц уже ввиду само­го харак­те­ра содер­жа­щих­ся в них поло­же­ний: поло­же­ния эти пред­по­ла­га­ют обще­ство мел­ких зем­ледель­цев, арха­и­че­ский про­цесс, неболь­шую терри­то­рию (ven­di­tio trans Ti­be­rim 3 было бы бес­смыс­ли­цей не толь­ко в нача­ле II в. до Р. Х., но и зна­чи­тель­но ранее) и т. д. Затем, с гипо­те­зой Пай­са или Лам­бе­ра совер­шен­но не вяза­лись бы мно­го­чис­лен­ные доволь­но ран­ние зако­ны, отме­ня­ю­щие или допол­ня­ю­щие пра­ви­ла XII таб­лиц (напр., lex Aqui­lia, lex Fu­ria de le­ga­tis и т. д.).

Воз­мож­но, что те или дру­гие дета­ли в изло­жен­ной выше исто­рии воз­ник­но­ве­ния зако­нов XII таб­лиц пере­да­ны нам не совсем вер­но, но отри­цать на этом осно­ва­нии самое суще­ст­во­ва­ние их, как пря­мо­го зако­но­да­тель­но­го памят­ни­ка, и при­том при­бли­зи­тель­но ука­зан­но­го вре­ме­ни, невоз­мож­но.

Пред­по­ла­гае­мая систе­ма их и общее содер­жа­ние

Под­лин­ные XII таб­лиц до нас не сохра­ни­лись; по пре­да­нию, с. 120 они погиб­ли во вре­мя галль­ско­го наше­ст­вия 4 . Но зако­ны XII таб­лиц пусти­ли проч­ные кор­ни в народ­ной памя­ти; они цир­ку­ли­ро­ва­ли в спис­ках и еще во вре­мя Цице­ро­на заучи­ва­лись детьми наизусть. Бла­го­да­ря это­му, хотя и не дошел до нас пол­ный текст это­го памят­ни­ка, тем не менее сохра­ни­лись отдель­ные поло­же­ния из него, пере­дан­ные нам позд­ней­ши­ми рим­ски­ми писа­те­ля­ми отча­сти в бук­валь­ных выра­же­ни­ях, отча­сти в сво­бод­ном пере­ска­зе. И мож­но думать, что все суще­ст­вен­ное содер­жа­ние кодек­са нам извест­но.

Читайте также:  Краткие сведения о бажове заполните таблицу

Совре­мен­ные уче­ные неод­но­крат­но пыта­лись собрать воеди­но все эти отдель­ные пере­дан­ные нам поло­же­ния зако­нов XII таб­лиц и рас­по­ло­жить их в таком поряд­ке, в каком они нахо­ди­лись на каж­дой из пер­во­на­чаль­ных таб­лиц. При этих попыт­ках рекон­струк­ции руко­во­ди­лись сле­дую­щим сооб­ра­же­ни­ем. В дошед­шем до нас Юсти­ни­а­нов­ском сво­де сохра­ни­лись выдерж­ки из ком­мен­та­рия к XII таб­ли­цам, напи­сан­но­го Гаем и состо­яв­ше­го из 6 книг. Пред­по­ло­жив, что Гай сле­до­вал поряд­ку таб­лиц и каж­дую одну кни­гу сво­его ком­мен­та­рия посвя­щал двум таб­ли­цам под­лин­но­го зако­но­да­тель­ства, на осно­ва­нии содер­жа­ния извест­ных нам отрыв­ков Гая при­шли к сле­дую­ще­му рас­пре­де­ле­нию: на таб­ли­цах I и II нахо­ди­лись поло­же­ния о граж­дан­ском про­цес­се, на III — про­из­вод­ство про­тив несо­сто­я­тель­но­го долж­ни­ка, на IV — поло­же­ния об отцов­ской вла­сти, на V и VI — опе­ка, насле­до­ва­ние и соб­ст­вен­ность, на VII и VIII — обя­за­тель­ст­вен­ные отно­ше­ния, на IX и X — jus pub­li­cum и sac­rum и на XI и XII — раз­лич­ные допол­ни­тель­ные ста­тьи 5 . Все эти 88 постро­е­ния, одна­ко, лише­ны доста­точ­ной науч­ной проч­но­сти и, преж­де все­го, они про­ти­во­ре­чат обще­му обы­чаю древ­них при начер­та­нии зако­нов или дру­гих актов на дос­ках писать сплошь до кон­ца дос­ки и затем пере­хо­дить на дру­гую без вся­ких сооб­ра­же­ний отно­си­тель­но содер­жа­ния.

Как вид­но уже из при­веден­но­го пере­ч­ня обще­го содер­жа­ния, зако­ны XII таб­лиц каса­лись почти исклю­чи­тель­но граж­дан­ско­го пра­ва и про­цес­са; из дру­гих обла­стей (пра­ва государ­ст­вен­но­го или уго­лов­но­го) есть толь­ко несколь­ко совер­шен­но раз­роз­нен­ных поста­нов­ле­ний вро­де « de ca­pi­te ci­vis ni­si per ma­xi­mum co­mi­tia­tum ne fe­run­to » (поло­же­ние о pro­vo­ca­tio), « pri­vi­le­gia ne in­ro­gan­to » (запре­ще­ние при­ви­ле­гий) и неко­то­рых дру­гих. Обо всех важ­ней­ших поста­нов­ле­ни­ях граж­дан­ско­го пра­ва будет идти речь ниже — с. 121 в исто­рии граж­дан­ско­го пра­ва; поста­нов­ле­ния, касаю­щи­е­ся граж­дан­ско­го про­цес­са, в зна­чи­тель­ной части уже изло­же­ны в уче­нии о le­gis ac­tio­nes.

Вопрос об источ­ни­ках зако­нов XII таб­лиц

Что же послу­жи­ло источ­ни­ком зако­нов XII таб­лиц, мате­ри­а­лом при их состав­ле­нии? Неред­ко выска­зы­ва­ет­ся мне­ние, что на зако­ны XII таб­лиц ока­за­ло боль­шое вли­я­ние гре­че­ское пра­во. Это мне­ние как бы под­твер­жда­ет­ся пре­да­ни­ем о посыл­ке депу­та­ции в Гре­цию и об уча­стии в состав­ле­нии неко­е­го гре­ка Гер­мо­до­ра Эфес­ско­го. Одна­ко, бли­жай­ший ана­лиз извест­ных нам поло­же­ний XII таб­лиц при­во­дит к заклю­че­нию, что если вооб­ще заим­ст­во­ва­ния из Гре­ции (через посред­ство гре­че­ских коло­ний в Южной Ита­лии) были, то они, во вся­ком слу­чае, отра­зи­лись лишь на срав­ни­тель­но немно­гих и несу­ще­ст­вен­ных поло­же­ни­ях. Огром­ное же боль­шин­ство содер­жа­щих­ся в этих зако­нах норм пред­став­ля­ет из себя не что иное, как искон­ные рим­ские обы­чаи. Децем­ви­ры, по всей веро­ят­но­сти, толь­ко фор­му­ли­ру­ют и коди­фи­ци­ру­ют их, лишь изред­ка вно­ся что-либо новое в инте­ре­сах боль­шей ясно­сти и опре­де­лен­но­сти и в соот­вет­ст­вии с выяс­нив­ши­ми­ся потреб­но­стя­ми вре­ме­ни.

Зако­ны XII таб­лиц име­ли гро­мад­ное зна­че­ние для даль­ней­ше­го раз­ви­тия рим­ско­го пра­ва. Явив­шись, с одной сто­ро­ны, син­те­зом всей пред­ше­ст­во­вав­шей эпо­хи обыч­но­го пра­ва, они, с дру­гой сто­ро­ны, послу­жи­ли осно­вой для даль­ней­ше­го дви­же­ния впе­ред. По обще­му созна­нию рим­лян, они яви­лись « fons om­nis pub­li­ci pri­va­ti­que juris » (Ливий, III, 34, 6) 6 ; даже зна­чи­тель­но поз­же рим­ские юри­сты неод­но­крат­но ком­мен­ти­ро­ва­ли их.

  • 1Lam­bert. La ques­tion de l’auten­ti­ci­té de XII tab­les // Nou­vel­le ré­vue his­to­ri­que de droit fran­cais et ét­ran­ger. 1902.
  • 2 Nou­vel­le ré­vue his­to­ri­que… 1902. — Ср.: Er­man. Zeitschrift der Sa­vig­ny — Stif­tung für Rechtsge­schich­te. 1902.
  • 3 Ven­di­tio trans Ti­be­rim — про­да­жа (в раб­ство) за р. Тибр. (Прим. ред.)
  • 4 Галль­ское наше­ст­вие — захват Рима в 387 г. гал­ла­ми. Наше­ст­вие гал­лов ока­за­лось недол­гим, но было свя­за­но с мно­го­чис­лен­ны­ми раз­ру­ше­ни­я­ми, и в том чис­ле с гибе­лью ори­ги­наль­но­го тек­ста «Зако­нов XII таб­лиц».
  • 5 Свод поло­же­ний XII таб­лиц по этой систе­ме см. у П. Жира­ра (Tex­tes) и К. Брун­са (Fon­tes).
  • 6 Fons om­nis pub­li­ci pri­va­ti­que juris — «источ­ник все­го пуб­лич­но­го и част­но­го пра­ва», — по выра­же­нию рим­ско­го исто­ри­ка Тита Ливия (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.). (Прим. ред.)

    Источник

    Законы 12 таблиц римское право, кратко характеристика

    Законы 12 таблиц — кодификация государственного закона от народа в Древнем Риме (451—450год до нашей эры). Законы двенадцати таблиц — это итог деятельности специально созданной комиссии из 10человек (децемвиры с консульской властью для написания законов) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли и сферы жизни человека.

    Название основных институтов

    Содержание института, характеристика

    Институт обязательственного права

    Для действительности договора согласно римскому праву необходимо согласие сторон, которые обязываются, а также соответствие праву.

    Римское право выделяло 4группы договоров:

    — Вербальный (был древнейшим типом договора, словесным обязательством), на его основе совершались сделки разнообразных видов – купли-продажи, обмена, займа и другие. Для его действительности требовалось произнесение слов «даю», «сделаю»);

    — литеральный (письменные обязательства);

    — реальные (обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи);

    — консессуальный (ответственность сторон возникает по заключении письменного или устного соглашения).

    «Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи в присутствии 5свидетелей и весовщика, то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми».

    «По 12таблицам считалось достаточным представить доказательства того, что было произнесено при заключении сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое.»

    Институт брака и семьи

    В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

    — брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;

    — брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;

    — брак сине ману — без власти мужа.

    В эпоху Законов 12таблиц нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи — отца.

    Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие жениха и невесты. Развод также был свободным — настолько, что император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить брачный возраст (от 25 до 60лет для мужчин, от 20 до 50лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Но в итоге этот закон не соблюдался.

    Общим правилом стала раздельность имущества супругов. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене.

    «Законом двенадцати таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа, фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение»

    «(Гай, Институции, I. 144-145: Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою. Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было постановлено законом 12 таблиц.)»

    «(Гай, Институции, II. 47: Законом XII таблиц было определено, что res mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна.)»

    Институт наследственное право

    Особенностью римского права являются нормы, которые ограничивают свободу завещательных распоряжений. Ими введен принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней: ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной форме и удостоверению свидетелями.

    Читайте также:  Профильная труба удельный вес таблицы веса

    «Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе [его] ближайший агнат»

    «Если у умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут его сородичи»

    «(Гай, Институции, I. 155: По закону 12таблиц опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты.)»

    Уголовное право складывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров.

    К видам преступлений в римском праве можно отнести среди прочего:

    — преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского государства, — присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взятки, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, уход от налогов и тому подобное;

    — религиозные преступления, число которых значительно возросло после официального признания христианства;

    — воинские преступления — измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и тому подобное;

    — преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, — кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и так далее;

    — преступления против личности;

    — преступления против собственности.

    Наказание первоначально строилось на принципе возмездия, в период домината оно преследует цели устрашения.

    В императорском Риме происходит усиление карательной направленности наказания, резкое увеличение числа его видов:

    — восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление;

    — каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы;

    — различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка;

    — по некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания;

    — широко практиковалась конфискация имущества осужденных.

    Суд и судебный процесс

    В древности судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором-претором и судьей — частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания.

    Со временем в сфере судебного устройства и судопроизводства произошли следующие перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам империи. Суд и администрация представлены общими органами.

    Римский суд во времена империи превратился в сословный. Лица, принадлежащие к высшим привилегированным сословиям империи, судились самим императором. Чиновник получил привилегию судиться в суде его собственного начальника.

    Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало.

    Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины была пытка.

    В период республики существовало открытое, публичное рассмотрение

    судебных дел, во время же империи установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола.

    Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.

    «Если вызывают кого-нибудь на судоговорение, пусть вызванный идет. Если он не идет, пусть тот, кто вызвал подтвердит свой вызов при свидетелях, а потом ведет его насильно»

    «Если вызванный измышляет отговорки для неявки или пытается скрыться, пусть тот, кто его вызвал наложит на него руку»

    «Если препятствием для явки вызванного на судоговорение будет его болезнь или старость, пусть сделавший вызов даст ему вьючное животное. Повозки, если не захочет, представлять не обязан»

    «Пусть поручителем на судоговорении за живущего своим хозяйством будет только тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает»

    «На чем договорятся, о том пусть истец и просит на судоговорении»

    «Если тяжущиеся стороны не приходят к соглашению, пусть они до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают свое дело»

    «После полудня магистрат утвердит требование той стороны, которая присутствует при судоговорении»

    «Если на судоговорении присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком судоговорения»

    Источник

    PrimeHelp .ru

    Лекции, шпаргалки, учебники, практикумы.

    Решения задач по гражданскому, уголовному,

    семейному, трудовому и другим отраслям права.

    • Лекции по праву
      • Гражданское право. Общая часть.
      • Уголовное право. Общая часть.
      • История политико-правовых учений.
      • История России.
      • Римское частное право.
      • Теория государства и права.
    • Шпаргалки
      • Шпаргалки по гражданскому праву.
      • История государства и права зарубежных стран.
    • Решения задач
      • Решения задач по Римскому праву.
      • Решения задач по Семейному праву.
      • Решения задач по Трудовому праву
      • Решения задач по Уголовному праву.
      • Решения задач по Уголовному праву. Вторая часть.
      • Решения задач по Гражданскому праву.
      • Решения задач по Гражданскому процессуальному праву.
      • Платное решение юридических задач
    • Форум
    • Решение задач по праву на заказ
    • Спецпроекты

    Римское частное право. Курс лекций.

    7. Законы XII таблиц как источник римского частного права. Законы XII таблиц (Vв. до н.э.) – бессистемная казуальная запись древнеримских обычаев, основной источник цивильного (квиритского) права, по сути первый памятник писаного римского права. Следует отметить, что до нас текст Законов XII таблиц дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов (например, Тита Ливия), т.е. текст данного правового памятника восстановлен истори-ческой наукой. За 2 года (в середине Vв. до н.э.) специально созданная экстраординарная коллегия децимвиров (10 чел.) и сотворила текст Законов XII таблиц (середина Vв. до н.э.). Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима.

    Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. Отраслевое деление в Законах XII таблиц не развито. I-II таблицы посвящены процессуальному праву. III таблица содержит очень жестокие нормы долгового права. IV-VI таблицы содержат нормы гражданского и семейного права. Семейное право разделяло агнатическое и когнатическое родство. Агнат – некровный родственник, обладающий правом наследования. Когнат – кровный родич, не обладающий правом наследования. VII таблица в основном определяла правила межевания земель. VIII-IX таблицы содержат нормы уголовного права. X таблица содержит нормы административного права. XI-XII таблицы содержат элементы государственного публичного права. По своей сути, Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима.

    Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов-колоний. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

    Источник

  • Adblock
    detector