Меню

Задачи звуковой культуры речи таблица



Задачи по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Первая младшая группа

1.Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2.Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

3.Вызывать правильное произношение звуков. Упражнения на развитие дыхания: «Чей одуванчик раньше улетит», «Пускание корабликов», «Птицеферма». Игры по звуковой культуре речи: «Солнце или дождик», «Идите с нами поиграть», «Угадай, кто кричит», «Поспешили —насмешили», «Кто как кричит», «Угадай, что делать», «Угадай, кто идет», «Дует ветер».

Вторая младшая группа.

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [п], [б], [м], [ф], [в].

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Упражнения на развитие дыхания: «Перекличка животных», «Трубач», «Топор», «Ворона», «Гуси», «Чей пароход лучше гудит». Игры по звуковой культуре речи: «Покажи и назови», «Угадай, кто сказал», «Пузырь», «Эхо», «Чего не хватает».

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].

2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: [с], [с], [з], [з], [ц].

3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп, размеренный ритм речи. Игры на развитие дыхания: «Поиграем животиками», «Узнай по запаху», «Носик и ротик поучим дышать», «Загони мяч в ворота», «Погудим», «Большой и маленький», «Паровоз». Игры по звуковой культуре речи: «Угадай, чей голос», «Возьми игрушку», «Будь внимательным», «Секрет», «Повтори правильно», «Выдели слово», «Назови и отгадай», «Наши имена», «Отбери предметы».

1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [л’], [л], [р’], [р].

2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных «я», «е», «ё», «ю», шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных [л’], [л], [р’], [р]

3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи. Игры на развитие дыхания: «Дышим по разному», «Свеча», «Погасить 3, 4, 5. 10 свечей», «Великан и карлик», «Лягушонок», «Заблудился в лесу», «Погреемся». Игры по звуковой культуре речи: «Угадай слово», «Угадай звук», «Утки и окуни», «Куклы заблудились», «Угадай, какой звук играет с тобой в прятки», «Четвертый лишний», «Назови картинку и найди первый звук», «Доскажи звук», «Поезд», «Расставь по местам», «Мое слово», «Поэт», «Различай и повторяй».

Подготовительная к школе группа.

1.Продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи, над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2.Развивать звуковой анализ слов.

3.Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки. Игры на развитие дыхания: «Душистая роза», «Поющие звуки», «Веселые шаги», «Птица», «Трубач», «Насос». Игры по звуковой культуре речи: «Определи первый звук в слове», «Цепочка слов», «Кто быстрее соберет вещи», «Собери букет», «Найди пару», «Пирамида», «Как их зовут?», «Сколько слов со звуком [ш]», «Проверь по узору», «Кто быстрее», «Составь слово», «Лишнее слово».

Задачи по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Первая младшая группа

1.Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2.Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

3.Вызывать правильное произношение звуков. Упражнения на развитие дыхания: «Чей одуванчик раньше улетит», «Пускание корабликов», «Птицеферма». Игры по звуковой культуре речи: «Солнце или дождик», «Идите с нами поиграть», «Угадай, кто кричит», «Поспешили —насмешили», «Кто как кричит», «Угадай, что делать», «Угадай, кто идет», «Дует ветер».

Вторая младшая группа.

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [п], [б], [м], [ф], [в].

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Упражнения на развитие дыхания: «Перекличка животных», «Трубач», «Топор», «Ворона», «Гуси», «Чей пароход лучше гудит». Игры по звуковой культуре речи: «Покажи и назови», «Угадай, кто сказал», «Пузырь», «Эхо», «Чего не хватает».

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].

2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: [с], [с], [з], [з], [ц].

3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп, размеренный ритм речи. Игры на развитие дыхания: «Поиграем животиками», «Узнай по запаху», «Носик и ротик поучим дышать», «Загони мяч в ворота», «Погудим», «Большой и маленький», «Паровоз». Игры по звуковой культуре речи: «Угадай, чей голос», «Возьми игрушку», «Будь внимательным», «Секрет», «Повтори правильно», «Выдели слово», «Назови и отгадай», «Наши имена», «Отбери предметы».

1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [л’], [л], [р’], [р].

2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных «я», «е», «ё», «ю», шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных [л’], [л], [р’], [р]

3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи. Игры на развитие дыхания: «Дышим по разному», «Свеча», «Погасить 3, 4, 5. 10 свечей», «Великан и карлик», «Лягушонок», «Заблудился в лесу», «Погреемся». Игры по звуковой культуре речи: «Угадай слово», «Угадай звук», «Утки и окуни», «Куклы заблудились», «Угадай, какой звук играет с тобой в прятки», «Четвертый лишний», «Назови картинку и найди первый звук», «Доскажи звук», «Поезд», «Расставь по местам», «Мое слово», «Поэт», «Различай и повторяй».

Источник

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Наталья Кирман
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Задачи и содержание работы по воспитанию

звуковой культуры речи у дошкольников.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

• развитие слухового внимания

•формирование правильного звукопроизношения

•выработка правильного речевого дыхания,

•умелое использование компонентов интонационной выразительности.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Развитие слухового восприятия (2 слайд)

Правильное воспроизведение речи обеспечивается за счет наличия физического слуха (способность слышать окружающие звуки, речевого слуха, а также слухового внимания.

Речевой слух — это способность человека точно воспринимать и правильно передавать все стороны звучащей речи.

Речевой слух включает следующие компоненты:

•восприятие темпа речи и голоса,

Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, различать слова близкие по звучанию.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей производить звуковой анализ и синтез слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Читайте также:  Парфюм shaik таблица ароматов

Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Воспитатель учит внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.); правильно пользоваться интонацией, сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать собственное речевое высказывание.

Правильное звукопроизношение. (Слайд 3)

Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи.

Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:

•снижение физического слуха;

•отклонение в строении артикуляционного аппарата (нарушение в строении зубочелюстной системы, неправильный прикус, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого небо, губы, малая подвижность языка, мягкого нёба, губ);

•слабый, укороченный выдох;

•неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;

•недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;

Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей. Учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве «заменителей»; каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения.

Нами подготовлена таблица, указывающая последовательность формирования правильного звукопроизношения и дифференциации звуков у детей разных возрастных групп в течение учебного года.

Речевое дыхание. (Слайд 4)

Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох; при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза.

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Правильное речевое дыхание:

•обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата;

•предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

•способствует сохранению плавности речи;

•способствует правильному использованию интонационных средств выразительности, четкости произносимых слов;

Неправильное речевое дыхание нередко является причиной позднего или неправильного усвоения звуков (Р- нужна сильная воздушная струя, которая должна привести в колебательное состояние кончик языка).

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходимо проводить подготовительную работу. Учить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая точной силы выдох.

Интонационная выразительность речи. (слайд 5)

Интонация — является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

•Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз;

•Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

• Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

•Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

•Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

•Логическое и фразовое ударение — выделение голосом отдельных слов (группы слов).

•Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

Проект «Учись говорить правильно» 1. Краткая аннотация проекта «Учись говорить правильно» 2. Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме – формированию чистой.

«Правильно говорить». Звуковая культура речи Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей.

Источник

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитатель Бушкова Татьяна Олеговна

В процессе воспитания звуковой культуры речи у детей формируются правильные звукопроизношения, четкие и ясные произнесения слов, развитие голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности . Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, взрослые должны решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух (способность воспринимать данный темп и ритм).

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Родители должны иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.

Читайте также:  Нормы кормления щенков натуральным кормом таблица

1. Развитие речевого слуха

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренно, интонационно выразительно, воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральнуюокраску (просьба, повеление и т. д.).

2. Развитие артикуляционного аппарата

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией, поэтому задачами воспитателя являются: 1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); 2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

3. Работа над развитием речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу, поэтому задачами воспитателя являются: 1. используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох; 2) путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе)

4. Работа над голосом

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека.

Задачами воспитателя являются: 1) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса — силу и высоту; 2) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо — громко).

5. Формирование правильного произношения всех звуков родного языка

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата, недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других).Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука.

Воспитатель должен: научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове), вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно направить их в специальные детские учреждения.

6. Работа над дикцией

Хорошая дикция, т. е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка.Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою с развитием речевого дыхания; артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция.

Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следите за четкостью своего произношения:

7. Работа над орфоэпией

Чтобы люди могли понять друг друга, звуковое оформление их устной речи должно быть единым. Поэтому воспитателям необходимо не только самим соблюдать правила устной речи; но и приучать к этому детей. Воспитатель осуществляет постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки; давая образец правильного произношения, Задачей воспитателей является повышение произносительной культуры своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования различных пособий, словарей при подготовке к занятиям.

8. Работа над темпом речи

Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.

Работа взрослых должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

9. Работа над интонационной выразительностью

Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику — повышение и понижение голоса при произнесении фразы; темп — ускорение и замедление речи ;ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов ;фразовое и логическое ударения — выделение паузами, повышением голоса, ;тембр речи — звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки.

Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер.

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речь ведется в основном путем подражания. Родитель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь взрослого, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Источник

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников в разных возрастных группах.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников в разных возрастных группах.

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Можно выделить следующие задачи:
1. Формирование правильного произношения звуков. Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей.

В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей (к концу пребывания детей в средней группе, т. е. к пяти годам, они должны уметь правильно произносить все звуки родного языка); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи (во всех группах).
2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.
3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте — сокращение слов («весипед» — велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»— червяк, «коричвенный» — коричневый, «бривточка» — бритвочка), добавление звуков («реблята»— ребята, «иржавая» — ржавая, «игруша» — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей. В старшем возрасте нужно обратить внимание на правильность произношения некоторых трудных слов (ошибки детей: «кофий», «морква», «сандали», «какава», «синитарка», «тролебус», «кокей» — хоккей и др.). Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение — выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Наш язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога: нога, ножка, на ногу, ноги. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки детей: «арбуз», «простыня», «свекла», «шофер»), в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки детей: «отдал», «отнял», «положил», «принял», «продал»). Внимание детей седьмого года жизни можно обратить на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова: крУжки — кружкИ, дОма — домА, вЫсыпать — высыпАть.
Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен также следить за правильной постановкой ударений: коса — косу, кони — коней, коням и др.
4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространено диалектное произношение.
В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания. Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является составной частью обучения родному языку. Внимание детей этого возраста можно привлекать к сознательному усвоению некоторых правил (произношение отчеств, отдельных иноязычных слов: пионер, шоссе, ателье идр.).
5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса), предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах (в вагоне, аптеке, в кабинете врача и т. д.) — вполголоса или шепотом. В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики. Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Начиная со старшей группы эти задачи несколько усложняются. Педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).
6. Воспитание выразительности речи. Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
1) естественная выразительность повседневной детской речи;
2) произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения).
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится.
Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н. С. Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, неудовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте. В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).
Очень важная задача — развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.
У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).
7. Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями — капризными, грубыми, плаксивыми. В «Программе» подчеркивается, что в старших группах основные навыки культуры поведения в процессе речи должны быть уже сформированы. Необходимо, чтобы ребенок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует первым подавать руку. Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.). Все эти навыки должны быть прочными.
8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество.
Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. В каждой возрастной группе в том или ином объеме решаются все названные задачи. В связи с этим необходимо отметить, что в «Программе воспитания в детском саду» лишь прослеживается нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения и дикции во второй младшей и средней группах к формированию фонематического слуха, выразительности речи в старшей и подготовительной.
Воспитателю-методисту нужно следить, чтобы педагоги не сужали объем работы, руководствовались дополнительными методическими пособиями, где достаточно конкретно, с учетом возрастных особенностей раскрываются содержание и методика формирования звуковой культуры речи детей.

Читайте также:  Основные классы индустриального общества таблица

«Дифференциация звуков и букв [С–Ш]». Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков в старшей группе .

I. Коррекционно – образовательные:

— закрепление представлений о правильной артикуляции звуков [С–Ш]

— учит различать согласные звуки и буквы

-совершенствование графомоторного навыка

— способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма

II. Коррекционно – развивающие:

— развитие подвижности артикуляционного аппарата

— формирование умения дифференцировать близкие по артикуляционным признакам звуки [С–Ш] в слогах, словах и предложения.

-развитие психических функций : слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти

-развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений

III. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание навыков работоспособности

— привитие навыков коллективной и индивидуальной работы

Источник

Adblock
detector