Меню

Язычество и православие таблица



Разница между христианством и язычеством

Две тысячи лет назад Святые Апостолы проповедали языческому миру новую веру. В жизнь народов стали входить новые традиции. Место многочисленных богов-идолов занял Бог Единственный, Бог Живой. Однако не все традиции отошли. И сегодня многие из привычных обрядов являются, на самом деле, языческими.

Определение

Язычество – религиозное политеистическое мировоззрение и учение, чаще этнического характера.

Христиане – монотеистическая религия, основанная на учении Иисуса Христа.

Сравнение

Язычество – религия политеистическая. В ней существует иерархия богов. Их очень много, и у каждого из них свое особое назначение. Но все они – идолы. Христианство монотеистично. Бог один, Он живой, с ним рядом не может быть других почитаемых личностей.

Все древние языческие культы требовали жертвоприношения. В жертву богам приносились растения, плоды, птицы и животные. Многие из них, в том числе и некоторые западнославянские, требовали человеческих жертвоприношений. В христианстве Бог один. Он принес себя в жертву и этим искупил человечество от погибели.

Жертвоприношение

Для язычества характерна внешняя приверженность богам. При гонениях на христиан в первые века христианства от последователей новой веры просили только на словах признать идолов богами, а в душе можно иметь другие убеждения. В христианстве Бог зрит в сердце человека, а не внемлет его словам. Для христианства характерна нетерпимость ко всякого рода посягательствам на веру.

Языческие боги могут и имеют право рассердиться на человека. Они часто ведут между собой войну и наделены человеческими слабостями. Христианский Бог – это любовь. Он милосердствует, долготерпит и всегда прощает. Он – Бог, поэтому лишен человеческих слабостей.

Для язычества характерна вера в приметы. Например, черный кот переходит дорогу к неудаче, утром человек встает не с той ноги и т.п. В христианстве вера в приметы считается грехом.

В язычестве сохранились древние суеверные способы избавления от неприятностей. Например, плевать через плечо, носить булавку от сглаза, стучать три раза по дереву и многие другие. В христианстве все плохое попаляется изображением креста.

Язычники поклоняются силам природы. Христиане считают, что все природные явления подчинены воле Божией.

В среде язычников много колдунов, знахарей и волхвов. Их почитают, как особых служителей богов. В христианстве занятия такого рода считаются мерзостью перед Богом.

Язычники носят амулеты и талисманы, а в качестве защиты расставляют в своих домах обереги. Христиане носят нательный крестик. В домах православных христиан на стенах висят святые образа.

Языческие амулеты к содержанию ↑

Источник

Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви

Сегодня известно два православия: богословское и народное. И если к первому относятся официальные догматы и установки церкви, то второе более походит на веру, основанную на славянском язычестве. Язычество изучают в школе на уроках истории, где рассказывают, как ранее поклонялись славянским богам все, кто жил на территории Европы и стран СНГ.

Сегодня главной церковью России является Православная Церковь, но и в ней есть некие языческие традиции, что не отрицает и само священство. Как относится к славянскому язычеству традиционное православие?

Языческая история Руси

Всем известны славянские боги Перун, Даждьбог, Сварог, Ярило и прочее благодаря их популяризации в народной среде посредством фильмов, клипов и рекламных роликов. Например, Ярило стал представителем целого квасного бренда. Это происходит за счет популярного сегодня так называемого неоязычества — движения, целью которого является реконструировать славянское язычество и его обряды, популяризируя их в обществе.

Прежде чем разобраться с этим следует вспомнить, кому и чему поклонялись предки.

Человек нуждается в вере, сам того не понимая. До прихода христианских проповедников на Русь (по преданиям это был апостол Андрей) люди поклонялись целому пантеону славянских богов, среди которых были боги грома, дождя, пшеницы, семьи, воды и пр. По сути, человек, не зная ничего об Истинном и Едином Боге, поклонялись чему-то непонятному — силам природы.

Сегодня даже 5-летний ребенок скажет, что гром — это следствие столкновения электронов и резкого повышения атмосферного давления, но раньше люди верили, что это бог грома гневается. Стараясь задобрить непонятные им явления, люди начали поклоняться силам природы.

Спасение пришло на смену славянскому язычеству лишь в 988 году н. э. когда князь Владимир принял христианство и уничтожил весь богатый пантеон славянских богов.

Уже более 1000 лет на всей территории бывшей Киевской Руси и Московского царства люди исповедуют истинного Бога — Господа Иисуса Христа, а также Святую Троицу. Но несмотря на это, существуют люди (сторонники неоязычества), которые желают вернуть поклонение природным силам и прочие языческие традиции в современную жизнь.

Плохо понимая всю концепцию этого (ведь история сегодня не дает людям полного представления о тех временах и о многом приходиться просто догадываться), они предпочитают просто выдумывать те или иные вещи. Поэтому движение хаотично и наполнено отрывочными и неясными вещами.

Смешанные традиции

Славянские боги и поклонение им не прошло совсем бесследно. Несмотря на уже 1000-летию историю христианства на территории Руси, языческие традиции сильны и продолжают жить в обществе.

В качестве примера можно привести праздник Рождества. По официальным данным, Иисус Христос родился летом или в начале осени (данные основаны на сезонных явлениях, описанных в Писании), но праздник Рождества празднуют зимой повсеместно.

Дело в том, что во времена Римской империи был весьма популярен культ солнца, частью которого был праздник зимнего солнцестояния — самого длинного дня в году. Язычество стало серьезным препятствием распространения христианства, тем более, что оно затрагивало все слои общества и особенно бедные, в то время как сторонники Христа происходили из более высокого класса населения в силу обстоятельств.

Император Константин, приняв указ о равноправии христианства среди прочих религий, и сам покрестившись, начал искать пути распространения этой религии. И праздник зимнего солнцестояния был заменен на Рождество. Так, языческий праздник приобрел совершенно новый смысл и стал поводом активного роста числа исповедующих истинного Господа.

Этот процесс называется сублимация — очищение старых обрядов и привнесение в них нового смысла. Можно найти множество примеров в современной церкви, когда Синод принимает решение оставить традицию, чтобы не давать поводов для ссор и разделения, но привносит в нее новый христианский смысл.

Еще одним таким примером может стать праздник Масленицы.

Это древний языческий обряд прощания с зимой и приглашение весны, который отмечался и во время которого приносили дань весне для удачного земледельческого сезона. Понятно, что с христианскими традициями и убеждениями тут не может быть ничего общего. Так как для людей это было уже родная традиция, Православная церковь приняла решение ее видоизменить или сублимировать.

Поскольку ее празднование приурочено к началу Великого Поста перед Пасхой, то священство решило оставить празднование с пирогами и блинами, как последнее перед началом Поста, во время которого нельзя позволять себе ничего лишнего из еды или гуляний. Кукла, которую сжигают в этот день, стала символов греховной плоти, которую человек распинает и уничтожает посредством молитв и поста.

Так что, языческие традиции имеют быть в современном православии, но уже с кардинально другим смыслом, на котором и необходимо сосредотачиваться.

Православие и язычество: сравнение

Что общее в язычестве и православии? Любая религия о поклонении, это, безусловно, общая черта между ними, но в православии люди поклоняются Истинному и живому Богу, а в язычестве — силам природы, которые облечены в мифические персонажи.

Читайте также:  Посмотреть все таблицы psql

В православии Господь — это Личность, обладающая божественными чертами, а в язычестве боги ведут распри, между ними постоянно происходят стычки или войны, они ничем не отличаются от людей. У бога Перуна было второе имя — Прорва, таким образом люди подчёркивали, что сколько ему жертв ни приноси, все равно толку не будет, в отличие от немых и тупых божков древних славян, Господь Иисус всегда слышит людей и отвечает на их молитвы.

Различий между этими двумя ветвями множество, но главное заключается в том, что язычество подразумевает жертвоприношения (иногда и человеческие), чтобы задобрить божка. Отец Небесный не требует никаких жертв, он послал своего Сына в жертву за людей. И только Он достоин поклонения. А язычество — это отжившая древняя вера в то, что невозможно было объяснить необразованным людям.

Отношение православия к язычеству

Человек не может обходиться без веры, поэтому без встречи с Истинным Господом он начинает придавать привычным вещам божественные качества и поклонятся им.

Читайте о суевериях:

  • Бытовые суеверия
  • Церковные суеверия
  • Зачем завешивают зеркала

Важно! Православная Церковь имеет четкое представление о язычестве — это заблуждение, которое начинает развиваться от недостатка знаний о Боге, Творце всего сущего.

Знания эти на Русь принес святой Андрей Первозванный и тем самым отвратил людей от мнимых богов.

Христианство — это религия мира и она всегда старается избежать конфликта и борьбы. Именно поэтому священники предпочитают сублимировать традиции и наделить их христианским смыслом, нежели выдирать их из человеческих жизней, тем самым прививая отвращение к православию. Оно никогда не боролось с культурой или традицией, но стремилось показать людям истинность всего.

Нет ничего плохого в поддержании старых традиций. Так, японцы снимают обувь перед храмом, сербы — приносят в рождественский камин дубовое полено из леса, а русские сжигают чучело из соломы весной.

Важно лишь понимать и помнить, что есть Господь и Он превыше всего этого, превыше любой традиции. Что прежде всего следует поклоняться Ему и ставить Отца на первое место в своей жизни. Подчинив Господу все сферы жизни, человек просто не оставит места никаким чужеродным течениям.

Можно проследить в совершенно разных культурных особенностях уважение и благодарность к Творцу.

Источник

Чем язычники отличаются от христиан?

В современном религиоведении как то особо не сложилось еще устойчивое понятие: «Что есть язычество?» и что таковым считать (Странно, правда? Скажу больше, о термине «религия» религиоведение тоже имеет больше одного мнения).

Но все же христианство по всем имеющимся прикидкам в язычество никак не впихнуть. Давайте посмотрим из каких критериев я этот вывод делаю:

Креационизм и манифестационизм. Есть две такие концепции. Одна из них более языческая, другая более христианская. Христианство это креационизм. В котором есть Творец (Демиург, Бог), и творимое им. Творец создал мир, и все этот мир населяющее. И как бы этот мир не старался (вместе с населением) он никогда не сможет достичь творца или как то приблизится к нему. Они удалены навсегда, как горшок и мастер. Горшок никогда не станет гончаром, какие духовные усилия он к этому не прикладывай. И частью гончара он не станет. Такой вот креационизм.

Более языческий манифестационизм — концепция проявления. Боги создали мир из себя. Или из других богов. Ну вы знаете — мир был создан из великана Имира (у скандинавов), а солнце это Гелиос с колесницей (греки), а половина европейских рек — это кельтские богини. И в таком духе. В языческих мифологиях разных народов вы сможете найти много манифестационизма, вплоть до того, что люди — это потомки богов (а не созданные по образу и подобию, но все же из глины, отдельные существа, удаленные как весь мир от создателя).

Кстати именно по этому христиане называют язычников идолопоклонниками. То есть теми, кто поклоняется сотворённому, а не творцу, с их точки зрения.

Этничность и глобализм. Наверное вы знаете, что слово язычество, как и его аналоги, придумали христиане? У древних язычников не возникало необходимости как то обозначать свою религию, когда все остальные вокруг итак язычники. Но, в какой-то момент такая необходимость появилась. «В какой?» спросите вы? Когда появилось не-язычество, естественно. Уже много раз было написано, что язычество в русском языке произошло от слова «язык», что в древности означало «народ». То же самое касается греческого (этник) и еврейского (гоим) аналога этого слова в Библии (ведь это библейская терминология). То есть язычество — вера какого-то народа. Чем же от язычества отличается христианство? Своей надэтничностью. «Нет ни эллина, ни иудея» — помните? Именно по этому христианство роповедуется всему миру, всем народам, а язычники как-то в этом необходимости никогда не имели. Христианство (или тот же ислам) мировые религии, слабо связанные с каким-то конкретным этносом. Мировые = глобальные, надэтничные. Вроде бы Индуизм исповедуется уже по всему миру, и количество последователей у него огромно — но он остаётся язычеством, так как прочно связан с самими индусами.

«Но как же, православие ведь прочно связано с русскими!» — скажете вы. Но это лишь раскручиваемый стереотип, ведь недавно мы узнали, что православие бывает не только русским, но еще и константинопольским. Да и еще много каким. Православие все так же остается мировой религией, не привязанной ни к одному этносу. Надэтничной. В отличии от этнических язычеств (тавтология).

Политеизм и монотеизм. Вообще это забавная тема для обсуждения. Ведь не всякое язычество политеизм, да и православие такой себе монотеизм. Ну вы знаете, культ святых (у которых поклонения в последнее время едва ли не больше, чем у Бога), ангелы, да и триединый Бог. Но даже учитывая все это, в христианстве остается всего один Бог. Тот, который Творец. Который всемогущ. И остальные на подтанцовке, которые хоть и имеют свои культы, но богами никогда не признаются и с единым богом даже и не сравниваются. То есть при всем многообразии православного пантеона, бог там все так же отделен от всего остального мира (включая ангелов и святых) бесконечной пропастью. Мы об этом упоминали, когда я говорил о креационизме.

У язычников мало того, что богов много, и они населяют пантеоны. Так и пантеонов тоже может признаваться много. В Риме, к моменту его заката, богов насчитывали более тридцати тысяч, у кельтов мы можем говорить более чем о трёх тысячах божеств (если брать сразу всех кельтов, конечно одновременно в них никто не верил). Разные пантеоны имели свои иерархии, но какого-то сильно выделяющегося божества в таких системах не наблюдалось. Здесь религии Шумер и Египта, с более-менее чем-то похожим на монотеизм, являются скорее исключениями. Ну и ещё в обсуждениях языческого монотеизма любят вспоминать про тенгрианство.

Говоря про самих людей, а не про концепции — мы вынуждены будем признать, что люди везде люди, и они везде плюс минус одинаковы. Можно было бы сказать, что язычникам более присущи суеверия, но на самом деле христиане всего мира тоже очень сильно суеверны. Можно было бы сказать, что язычники более жестоки, ведь жертвоприношения и так далее. Но на самом деле в языческих обществах древности жертвоприношения уходили сами собой, это не заслуга христианства. А христиане не чурались убивать себе подобных по разным поводам, в том числе и религиозным. Можно было бы сказать, что язычники более религиозно толерантны, ведь мысль о существовании многих разных богов им не чужда, но это тоже не всегда так. Наверное отличие конкретно людей можно охарактеризовать отношением к миру:

Читайте также:  Источников закупки товаров таблица

Страдать или наслаждаться. Дело в том, что для христиан окружающий мир, в основном, несёт разные страдания или угрозы. Неотмываемый первородный грех, множество прижизненных грехов, страшный суд, адские муки. Мир вокруг воспринимается как кратковременный пункт, перед отправкой в вечную жизнь куда-то там. И этот временный пункт достаточно нехорош, ведь тут всё греховно и все должны хорошенько так пострадать, чтобы с более высокой вероятностью на том свете пожить хорошо. Монахи, страстотерпцы, истязатели плоти и прочие интересные люди, испытывающие разные ограничения во имя Христа. У них в принципе чем больше ограничений и страданий ты способен понести — тем ты круче. А всё хорошее есть в боге, ведь бог есть любовь. Но бог удалён от мира, и полноценно соединится с ним можно будет только после смерти, а не тут прямо сейчас.

С точки зрения язычников всё самое интересное начинается не где-то там, после смерти, а уже идёт. И страдать в мире особо не нужно, им нужно наслаждаться. Вся религиозная мысль язычников сводилось к тому, чтобы сделать хорошо здесь и сейчас. Кроме, разве что, похорон, все остальные ритуалы нацелены на изменение мира, чтобы более комфортно в нём пребывать. В языческих мифах, не смотря на красочные описания загробного мира, как более красивого, нигде не пишется о том, что нынешний мир какой-то греховный или плохой, и о том, что из этого нынешнего мира хорошо бы поскорее свалить куда-нибудь в рай.

Пожалуй вот это действительно отличает язычников от христиан.

Источник

Христианство VS язычество?

988 год. Что мы знаем об этой дате из учебников истории? По всей Руси началось тотальное насаждение христианства, одной из мировых монотеистических религий, а вековые традиции славян, которые сейчас принято называть языческими, решено было повсеместно искоренить. И если само по себе «крещение Руси» является фактом неоспоримым, то используемый при описании этого события понятийный аппарат, мягко говоря, вводит нас в заблуждение, заставляя мириться с чудовищной теологической подменой.

Не будучи ярым приверженцем ни одной из известных человечеству религий я, тем не менее, достаточно долго из чистого любопытства занимался изучением ортодоксальных мистерий седой и не очень древности. А посему не мог однажды не придти к выводу о том, что в современной литературе и средствах массовой информации некоторые понятия употребляются не по назначению, и зачастую (быть может, даже целенаправленно) одно неправомерно подменяется другим.

В этой статье мне хотелось бы остановится на трех понятиях, которые часто употребляются в рамках одного материала, но адекватность их употребления с течением времени наблюдается мною все реже. Это понятия монотеизм, политеизм и язычество.

Логично начать с рассуждения о том, какой смысл в обозначенные выше понятия вкладывает современная теология. Слово монотеизм в буквальном переводе с греческого языка обозначает «единобожие». Под этим термином принято подразумевать религию или религиозно-этическое учение, ключевым элементом которого является вера в одну главенствующую сверхъестественную сущность (Единый Бог). К монотеистическим религиям современные теологи относят все авраамические религии – иудаизм, христианство, ислам и другие.

Понятие политеизм является, по сути, антонимическим по отношению к монотеизму. В переводе с греческого политеизм означает «многобожие», под этим термином подразумевается религия или мистерия, для которой характерна вера в существование не одного божественного существа, а целого пантеона таких относительно равноправных существ.

С понятием язычества дело обстоит несколько сложнее. На данный момент традиционная наука не имеет единого мнения насчет значения этого понятия. Христианские мыслители и проповедники под язычеством обычно понимают религиозные верования, обряды и традиции большинства народов, населявших землю до появления авраамических религий. В этом смысле термином «язычество» обозначают такие явления как тотемизм, анимизм, идолопоклонство, шаманизм и другие, с привязкой или без привязки к конкретной культуре – не имеет значения.

Однако бытует в христианском мире и другой вариант трактовки этого термина: язычеством именуются все религии, кроме христианства, иудаизма и ислама. То есть, по этой версии, к языческим религиям относятся буддизм, даосизм, конфуцианство и все остальные когда-либо существовавшие на земле религии, мистерии и культы.

Есть еще одна точка зрения. Некоторые исследователи под язычеством подразумевают традиции племен, этносов и народностей, не принявших ни одну из так называемых мировых религий.

Таким образом, язычество является наиболее спорным из рассматриваемых здесь понятий. Для своего анализа я возьму за основу несколько усредненный вариант его трактовки, характерный для большинства современных учебников, монографий и других научных материалов: язычество – это комплекс устоев и традиций определенного народа в определенный момент его исторического развития, характеризующийся доминированием политеистических элементов.

А теперь к сути вопроса.

С целью большей наглядности я буду проецировать свои измышления на христианскую религию и традиционные верования древних славян. Отмечу, что подобные проекции можно реализовать и рамках других эзотерических мистерий. Мой выбор не обусловлен какой-либо специфической целью, я взял те религиозные традиции, на примере взаимодействия которых, как мне показалось, проще и нагляднее всего можно рассмотреть поднятый мною вопрос.

Итак, христианство принято считать монотеистической религией. Эталоном, если хотите, единобожного верования (за подтверждением – к Кураеву, Кириллу и другим веселым ребятам в рясах). В противоположность этой концепции обрядово-этическую сторону жизни древних славян современные СМИ и научная литература в большинстве своем позиционируют как исключительно политеистическое явление, то есть называют язычеством. Но справедлива ли подобная градация?

На самом деле, общепринятая христианами модель мироустройства лишь людям, абсолютно незнакомым с фундаментальными догматами этой религии, может представляться монотеистической. Очевидно в силу того, что современный человек мало интересуется подобными вопросами, возникло четкое представление о том, что христианство – религия сугубо единобожная.

Однако в христианстве помимо понятия Бога-Творца есть, как известно, понятие Святой Троицы. Троица – Отец, Сын и Святой Дух – три обособленные сущности, представляющие собой символические аллегории множества тройственных аспектов мироздания. Но дабы не растекаться мыслью по древу, я не буду вдаваться в философские аспекты этого явления, а сосредоточусь на мысли о том, что Троица явно представляет собой трех сверхъестественных существ, которые с одной стороны независимы, с другой – едины в образе Творца. Запомним этот тезис, он нам еще очень пригодиться.

Так же в христианстве существует другая группа сверхъестественных существ, которые называются ангелами (от греческого «посланник»). И вновь я не стану вдаваться в подробности возникновения очередного библейского образа, в котором лишь слепец не увидит Гермеса или Аполлона, а скажу лишь, что благодаря христианскому святому, знаменитому афинскому мыслителю Псевдо-Дионисию Ареопагиту и его фундаментальному теологическому труду «О небесной иерархии» мы отлично можем себе представить градацию и назначение всей ангельской братии.

Читайте также:  Таблица энтальпии и энтропии для водяного пара

Дионисий в обозначенном выше трактате пишет о том, что Творец разделил ангелов на три триады. Первая триада (серафимы, херувимы и престолы) характеризуется наибольшей близостью к Небесному Престолу. Другая триада (архангелы, ангелы и начала) в большей степени приближена к земному миру. Но нас в контексте темы данной статьи интересует третья триада. Силы, власти и господства – так именуются ангелы этой группы – олицетворяют собой божественную основу мироздания и, являясь, по сути, мириадами отдельных сущностей (очевидно, независимых), вместе с тем представляют собой прямое воплощение Творца в мире поднебесном. Этот тезис нам тоже придется запомнить.

А теперь перейдем к древним славянам. И сразу расставим некоторые точки над англовидной «и». Славяне ни в коем случае не были идолопоклонниками. Идолам, которые правильно именовать кумирами (видимо отсюда происходит христианское «не сотвори себе кумира») славяне никогда не поклонялись. Славяне вообще никогда никому не поклонялись (то есть буквально – не били поклоны). Даже богам. Богов славяне славили, по одной из версий (не только Задорнова) так и возникло их самоназвание.

Вторая точка над «и» — славяне никогда не приносили кровавых жертв (ни в пример тем же ранним христианам). Да о каких кровавых жертвоприношениях можно говорить, если прежде чем срубить дерево наши предки подносили ему хлеб, мед и молоко? А праздники Рода и Рожениц, являющиеся эзотерической аллегорией всепобеждающей жизненной энергии окружающего мира, были ключевыми в традициях славян. Кстати, славяне вообще не знали понятия «жертвоприношение». Подношение богам с целью их прославления, подношение предкам и духам природы называлось «крада», что значит в символическом аспекте сердечный искренний дар, проявление уважения (и не будем сюда приплетать одноименную «славянскую руну» и прочие мракобесия).

Что же касается сущности славянских традиций, то, как уже говорилось выше, их принято относить к политеизму. Однако, как и в случае с христианством, некоторые исследователи и церковники играют на непросвещенности широких масс в отношении данного вопроса.

Итак, в славянской религиозной традиции ключевым духовно-прикладным элементом являлся Триглав (на этот счет читаем фольклорные материалы Стефана Верковича). Триглав – это универсум, представляющий собой единство трех разных божественных сущностей. У каждого племени, города или даже у каждого человека мог быть свой собственный Триглав. То есть у кого-то в Триглав входили Велес, Лада и Симаргл, а у кого-то – Дажьбог, Перун и Мокошь. Чем определялся такой выбор – мы сказать не можем.

Но ключевым моментом в разговоре о Триглаве является тот факт, что Триглав очевидно воплощал высшую божественную сущность, единую в трех независимых обличиях. Никаких аналогий, м? А помните, я просил запомнить тезис о Троице? Так вот если обратить внимание на сущность этих двух вроде бы самобытных явлений, то в смысловом аспекте между Триглавом и Троицей нет никакой разницы.

Идем дальше. У славян действительно было много богов, и в основном они так или иначе воплощали какие-то природные события или явления. Перун, например, был очевидным воплощением грозы (его так называют – Громовержцем, как и древнескандинавского Тора и древнегерманского Донара). Хитроумный Велес – вроде классического трикстера, а солярных божеств у славян было аж три – Хорс (зимнее солнце), Ярило (солнце весеннее) и Даждьбог (солнце летнее). Понятно, что были региональные нюансы, но – они были у всех.

И тем не менее, по тому же Стефану Верковичу (единственному кроме Афанасьева, кто хоть что-то успел собрать и записать из народного славянского фольклора) все эти сущности выступали аспектами Рода, бога единого. Теперь вспоминаем другой тезис, который я тоже попросил запомнить. Тот самый, о христианском Творце и его ангелах. Здесь речь идет даже не о сходстве, а о вполне очевидной идентичности образных систем двух отдельно взятых религиозно-мифологических традиций.

Подобные сходства можно обнаружить и в других культах. В тенгрианстве (уникальной религиозной системе бурят, а возможно и их далеких предков – хуррикан) верховным и единственным богом считается Тенгри (солнце). Однако наряду с ним существовала масса иных сущностей (духов), которые имели свои отличительные черты, но лишь воплощали в себе ту или иную ипостась Тенгри.

Аналогично дело обстоит и с древним Египтом, где все дети, внуки, сестры и братья Ра были лишь символическими аспектами той или иной черты главного солярного божества. Потом – Амона-Ра, а еще раньше – Атума (на этот счет читаем так называемые «Тексты саркофагов» и «Тексты пирамид»).

То есть многие, если не все религии и культы в сущности своей построены по одному шаблону, как бы грубо это не звучало. Но в данной статье я преследую иную цель, нежели комплексный анализ эзотерического наследия древних цивилизаций.

На основе всего вышеизложенного логично сделать вывод, что если правомерно называть христианство монотеистической религией, то и верования древних славян также монотеистичны, так как в сущности своей эти эзотерические системы близки, а в чем-то даже идентичны. Либо же стоит признать христианство политеистической религией наравне с другими религиозно-этическими традициями, которые сейчас называют языческими, говоря об их политеистичности.

Понятие же «язычество», являющееся очевидным наследием славянской языковой семьи, глупо, на мой взгляд, рассматривать в отрыве от его этимологии. В Древней Руси «языками» называли представителей иного народа, как следствие – иной культуры и религии («язык» на церковнославянском – «народ», с этим вопросом можно обратиться к Яничкову или Рыбакову). То есть для проповедующего ислам католик был «языком», и наоборот. Если взять эту позицию за основу, то говорить о христианстве (или любой другой религии) и при этом называть славян язычниками, по меньшей мере, некорректно.

Правда бытует среди ученых еще одна точка зрения по поводу происхождения слова «язычник». Некоторые историки предполагают, что древние славяне называли язычниками своих волхвов (жрецов), потому что те, считалось, имели власть над словами. «Я зычу» – означает «я творю словом». Если придерживаться этой теории, то становится ясно, что отождествлять понятия «язычество» и «политеизм» также неправильно (и нет, это не к Хиневичу, и даже не к уже упомянутому Задорнову, это к словарю Даля, всего-то).

В итоге, мне хотелось бы свести свои размышления к мысли о том, что мириться с подобной «солянкой» из теологических понятий значит, как минимум, проявлять неуважение к своим корням. Как максимум – демонстрировать вопиющее невежество.

Бесспорно, этот вопрос требует более тщательного рассмотрения, но от того, сколько времени будет затрачено на его разрешение, не изменится тот факт, что отношение науки и общественности к таким понятиям как монотеизм, политеизм и язычество требует коренного изменения. Однако, подозреваю, эта проблема еще очень и очень долго останется в категории неактуальных. Жаль, ведь подмена таких важных понятий может привести к окончательной потере некоторыми народами своего национального самосознания (не того, о котором по телевизору говорят, а того, о котором говорил Мэдисон Гранд). Быть может это кому-то на руку, но будем надеяться, что справедливость однажды обязательно восторжествует. Как ей и положено.

Источник

Adblock
detector