Меню

Ян гус и мартин лютер таблица



Цепь из трех звеньев или «по плодам их узнаете их»

В средние века в Европе было три кровопролитных крестьянских войны. Удивительно то, что они происходили сразу же после публикации трудов христианских теологов и богословов «всех времен и народов», так сказать, столпов протестантизма: Джона Уиклифа, Яна Гуса и Мартина Лютера. То есть, сначала публиковались их труды, а вслед за этим происходил либо крестьянский бунт, либо многолетняя война. Может быть, это было простым совпадением? Но, возможно, что проповеди великих богословов напрямую или косвенно все-таки стали «питающей средой» для созревания столь жутких плодов? В чем кроется причина?

К большому сожалению, сегодня очень трудно найти оригинальные труды Уиклифа и Гуса. Они жили очень давно. Вероятно, поэтому их труды не представлены широкому читателю. Поэтому, все, что нам остается, это довольствоваться выводами других по поводу их учений. Напротив, труды Мартина Лютера сегодня доступны для прочтения. Итак.

Джон Уиклиф (1320 – 1384, Великобритания).
«Английский богослов, профессор Оксфордского университета, основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное движение лоллардов, реформатор и предшественник протестантизма, первый переводчик Библии на среднеанглийский язык. Теологические работы Уиклифа были сочтены еретическими в 1382 году.» 1

Джон Уиклиф был обласкан высшим обществом во главе с королем, и даже выполнял роль дипломата при папском дворе, решая животрепещущие вопросы налогообложения. Он был превосходным оратором, за что его высоко ценили. Однако, впоследствии он впал в немилость перед монархом и католической церковью. Причиной тому стало не столько само его «нетрадиционное» мышление, сколько кровавые последствия, к которым оно привело. Уиклиф был первым, кто перевел Библию на английский язык. В этом, безусловно, его огромная заслуга. Но сам он почему-то так и не понял ясные и четкие утверждения Слова Божьего: «не противься злому» и «не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Вот два основополагающих вывода, которые сделаны из учения Джона Уиклифа:
«– Право властвовать зависит от истинности правления.
– Не надо платить налогов плохим управителям хоть в церкви, хоть в государстве.» 2

После прочтения этих выводов возникает вопрос: был ли римский император Нерон истинным правителем? Был ли он хорошим управителем? (Отвечает каждый самостоятельно).

Далее, мы помним, что в Слове Божьем написано: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» и ответ Христа: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.» (Мат.22:17,21).

Получается, что Христос ясно сказал одно, а Уиклиф – другое. И не просто другое, а прямо противоположное. Нет, Джон Уиклиф не поднимал открытого восстания. Он был теологом, священником. Он переводил Библию, обличал духовенство и великих мира сего, учил людей истине, идя далеко впереди своего времени и, вместе с тем, проповедовал идеи равенства и советовал тщательно рассматривать правителей и духовенство на «истинность», чтобы решать, платить им налоги или нет. В XIV веке Папство владело 2/3 всех земель в Англии. Народ стонал под бременем налогов.

И вот, нашелся один бродячий проповедник по имени Джон Болл, который представился учеником Уиклифа. Его знаменитая фраза: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» 3 побудила крестьян к действию. Кстати, материал Википедии с первых строк повествует о Джонне Болле, как о человеке, который распространял учение Джона Уиклифа!
Крестьянский бунт 1381 года под руководством Уота Тайлера. Под таким названием он вошел в историю, так как Уот Тайлер был его официальным руководителем.

Но одним из духовных лидеров бунта, можно сказать, главным, был именно Джонн Болл. Бунт продолжался больше года. Огромная масса крестьян объединилась, чтобы расправиться с угнетателями. «Девизом восставших стало только одно: «Перебить всех дворян до последнего.» 4 Была захвачена столица. Крестьяне совершали массовые зверские убийства. В конце-концов, бунт был подавлен силами короля. Затем последовали многочисленные жесточайшие казни. Вот и все.

Оказали ли труды Джона Уиклифа прямое или косвенное влияние на восставших? Этого мы никогда не узнаем. В художественном фильме «Джон Уиклиф. Утренняя звезда» (США, 1984), приуроченного к 500 летию со дня его смерти, мы видим группу крестьян, которые встречаются с Уиклифом с просьбой присоединиться к ним в восстании в качестве их идейного руководителя. Уиклиф отвечает им, что никогда не призывал их к восстанию. На что они отвечают, что Джонн Болл, его ученик, призывает их на бунт. Уиклиф просит их одуматься, но они отказываются и уходят на подготовку к восстанию.

Таким образом, так или иначе, но учение Уиклифа привело к самому кровопролитному крестьянскому бунту во всей истории Англии.

Джон Уиклиф считается «утренней звездой» Реформации, воссиявшей из тьмы Средневековья, величайшим богословом, предшественником богемца Яна Гуса.

Ян Гус (1369 –1415, Богемия).
Национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжен вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419–1434). 5

Ян Гус ознакомился с трудами Джона Уиклифа, которые привезли в Прагу студенты из Лондона. Гус «влюбился» в Уиклифа и стал проповедовать его учение в Вифлеемской церкви. Он так же, как и Уиклиф, беспощадно обличал католическую церковь и светское общество. Он говорил, что нельзя вслепую подчиняться церкви, критиковал индульгенции, взимание платы за преподание таинств, роскошь духовенства и монархии. Он учил сопротивляться всему этому злу.

Вот мнения Яна Гуса по некоторым вопросам:
– Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
– Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
– Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью. 7

После знакомства с мнениями Яна Гуса возникают вопросы: нарушал ли заповеди Бога четвертовластник Ирод? Если да, то почему Христос признавал его власть? Нарушал ли заповеди Бога римский император Нерон? Если да, то почему первоапостольская церковь признавала его власть? (Отвечает каждый самостоятельно).

А вот, чтобы ответить на вопрос: «Где искали правду гуситы, последователи Гуса: в Библии или на полях сражений?» можно привести доступную иллюстрацию в виде 3-х фильмов, объединенных названием «Война за веру»: «Магистр Ян Гус», «Полководец Ян Жижка», «Против всех» (Чехословакия, 1954-58). Фильмы поражают воображение колоритными масштабными съемками, картинами старой Праги. Чехи постарались представить своих национальных героев настоящими революционерами-освободителями угнетенных. Точно такими, какими они были в жизни. Гуситы, умирая на полях сражений, произносили: «Мы умираем за правду». Но за какую правду?

Написано в Слове Божьем: «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. » (Мат. 23:3), «Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе. » (1 Тим. 6:17). Увещевай, а не убивай.

Во время миссионерской деятельности Христа некоторые из его невозрожденных последователей хотели произвести восстание и насильно сделать Его царем над Иудеей. Он, зная их замыслы, всячески избегал этого. После воскресения Христа и, в особенности, после излития Духа Святого в день Пятидесятницы никто из учеников Господа никогда не помышлял о мести. Никто не мстил! Почему же первоапостольская церковь не произвела никакого бунта, революционных или военных действий против своих соотечественников, иудейского духовенства, или против римских завоевателей? Разве у первых христиан не было повода? Почему же они этого не сделали? Вывод один: они шли по стопам своего Учителя – Иисуса Христа. Гуситы тоже шли по стопам своего учителя – Яна Гуса.

В том же 1415 году, через 31 год после смерти Джона Уиклифа, его останки были откопаны и эксгумированы. После чего, вслед за Гусом, Уиклиф был официально объявлен еретиком.

«В 1419 году началось восстание против императора Сигизмунда Габсбурга, носившего также чешскую корону. Во главе армии гуситов встал рыцарь Ян Жижка9
Оригинально получается. «Общины, по примеру ранних христиан» и вдруг, производство разного рода оружия. Неувязочка.

«В конце концов умеренная часть гуситов пошла на компромисс с империей и церковью, что и привело к окончанию войны, не принесшей, в сущности, каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошившей Центральную Европу.» 11 «В итоге восставшие добились всего одной победы – права мирян на участие в чаше причастия (до этого миряне принимали только хлеб).» 12
Единственным завоеванием гуситов, как оказалось, была чаша вина. Нет, не то, чтобы «чаша на нос». Только глотнуть! И ради этого глотка нужно было не один десяток лет жечь, колоть, стрелять и вешать? Невероятно.

Таким образом, учение Яна Гуса послужило прямым толчком к серии кровопролитнейших войн, продолжительностью в 16 лет и растянувшихся в общей сложности на 30, если считать отдельные вооруженные столкновения.

Ян Гус считается самой яркой личностью в христианстве XV века и величайшим чехом за всю историю своей страны.

Мартин Лютер (1483–1546, Германия). Христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма. 13
«Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).

В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об оправдании одной верой). Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания.

Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом14 Лютер писал: «Все мы – гуситы, не ведая об этом. Даже Павел и Августин – гуситы.» 15

«В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.» 16

«Основополагающие принципы достижения спасения по учению Мартина Лютера:
– Solafide, solagratiaetsolaScriptura (только вера, только благодать и только Писание) 17

По традиции возникает вопрос: можно ли превозносить Священное Писание и одновременно отвергать Его? Пример Лютера показывает, что можно. Несмотря на собственные слова: «Только Писание», он позволял себе «некоторые вольности» в отношении Библии. Ветхий Завет он считал менее важным, чем Новый. А в отношении Нового. Лютер сомневался в богодухновенности Послания Евреям, Иакова, Иуды и Откровения. Поэтому эти четыре книги он поместил в самый конец немецкого перевода Библии с соответствующими комментариями. В особенности он не любил Послание Иакова, которое называл «соломенным», потому что оно никак не согласовалось с его собственным учением. В конце-концов Лютер отверг его богодухновенность. Но вернемся к биографии Лютера и к его трудам.

«Но в 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Мартин Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима.

Невозможно оставить в тени недавно переведенную на русский язык, а потому малоизвестную статью Мартина Лютера под названием «Против разбойных и кровожадных шаек крестьян», написанную в 1525 году, как ответ крепостным крестьянам, осмелившимся взбунтоваться против своих господ. Крестьянская война 1524–1526 годов была косвенно спровоцирована его же собственными сочинениями. Вот некоторые цитаты из этой статьи:

Читайте также:  Размеры планет земной группы таблица

«. за одно то, что они (крестьяне) поднимают мятеж, преступно грабят и расхищают монастыри и замки, которые им не принадлежат, они дважды повинны смерти телесной и духовной, как и явные разбойники и убийцы с большой дороги. И мятежный человек, уличенный в этом, уже отмечен Богом и императором, так что тот, кто первым сможет и захочет задушить его, сделает это правильно и на благо. Ибо по отношению к явному мятежнику любой человек является одновременно и высшим судьей и палачом, подобно тому, как при пожаре, кто первым может тушить, тот и лучший. Поэтому каждый, кто может, должен их убивать, душить и колоть, тайно или явно, и помнить, что нет ничего более ядовитого, вредного, дьявольского, чем мятежник. Его надо уничтожать, как бешеную собаку: если ты его не убьешь, то он убьет тебя и вместе с тобой целую страну.

. Ибо если он (князь или господин) может и не наказывает путем убийства либо кровопролития, то повинен во всех убийствах и злодеяниях, совершаемых указанными негодяями, поскольку пренебрегает Божественным приказом помешать этим негодяям в их злодействах, что он мог бы и обязан был бы сделать. Поэтому нельзя дремать. Не место также терпению или милосердию. Наступило время меча и гнева, а не пощады.

Пусть власти теперь ободрятся и с чистой совестью продолжат действовать насилием до тех пор, пока у них сможет дрогнуть хоть один нерв. Ибо их преимущество в том, что за крестьянами числятся нечистая совесть и несправедливые дела. У властей же чистая совесть и добрые дела. Колите же, бейте, душите, кто может.» 19

Здесь возникает очень много вопросов. На которые каждый может ответить самостоятельно, ознакомившись подробнее с приведенными источниками. Комментарии, как говорится, излишни.

Я не буду рекомендовать фильм «Лютер». Кому сегодня интересны «отретушированные» биографии? Вместо него, в качестве иллюстрации лютеровских идей я рекомендую триллер Альфреда Хичкока «Веревка» (США, 1948). Кто не смотрел, советую.

На повестке дня остается вопрос: почему апостолы Христа не совершили ничего подобного? Ответить на этот вопрос, естественно, каждый может самостоятельно. Было бы желание.

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные:

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые:
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в гонь.
Итак по плодам их узнаете их (Мат. 7:15-20).

Использованная литература:

1. Уиклиф, Джон. Материал из Википедии.
2. Предшественники Реформации. Лекция 1. Реформация М.С. Каретникова.
3. Джон Болл – средневековый коммунист. Интервью с профессором РГГУ Натальей
Басовской. Эхо Москвы. 14 января 2012 года.
4.Там же.
5.Гус, Ян. Материал из Википедии.
6.Идеи Яна Гуса и суть Гуситского движения. База знаний Allbest.
7.Гус, Ян. Материал из Википедии.
8.Сто великих войн. Гуситские войны (1419-1435), Б.В. Соколов.
9.Там же.
10.Там же.
11.Там же.
12. Предшественники Реформации. Лекция 1. Реформация М.С. Каретникова.
13.Лютер, Мартин. Материал из Википедии.
14.Мартин Лютер. Биография. Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
15.Письмо к немецкому гуманисту Георгу Спалатину. Мартин Лютер, февраль 1520 года.
16.Мартин Лютер. Биография. Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
17.Лютер, Мартин. Материал из Википедии.
18.Мартин Лютер. Биография. Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
19.Против разбойных и кровожадных шаек крестьян. Мартин Лютер, 1525 год.
20.Лютер, Мартин. Материал из Википедии.

Татьяна Осокина

25 августа 2015 года
Буэнос-Айрес

Источник

Реформация и Контрреформация. Таблицы по истории для учащихся 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми.

Просмотр содержимого документа
«Реформация и Контрреформация. Таблицы по истории для учащихся 10 класса»

Таблица № 1. Начало Реформации

Джироламо Савонарола

(монах-доминиканец)

Обличал духовное разложение католической церкви и самого папы, призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.

Уот Тайлер, вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Выступал против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы.

Иероним Пражский (Чехия)

Конец XIV в. — XV в.

Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Таблица № 2. Основные направления реформации

Мартин Лютер

31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. Уже в следующем году его пригласил к себе папа для обсуждения его поведения. Лютер уклонился от этого приглашения.

В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу».

Особенно активно движение развивалось в саксонском городе Цвиккауу куда прибыл Томас Мюнцер, занявший место проповедника в одной из церквей. Его проповеди собирались слушать крестьяне и из других областей и деревень. Однако вскоре он был изгнан из города, встал во главе восьмитысячного крестьянского войска, но вскоре был взят в плен и казнен.

К началу 1530-х гг. центр тяжести движения сместился в Северную Германию, в город Мюнстер.

Цюрихский священник Цвингли

Центрами движения были Цюрих и Женева.

Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Официально было объявлено о прекращении зависимости от католической церкви, церковную общину возглавил городской магистрат, целибат духовенства был отменен, монастыри распущены, церкви очищены от мощей, алтарей, колоколов, упразднена месса католического чина и введено богослужение протестантского типа.

Жан Кальвин

В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. Нельзя было петь, танцевать, вволю есть, а тем более пить, ходить в светлых костюмах; за непосещение церкви полагался штраф; сомнение в христианских истинах, как их трактовал Кальвин, каралось смертью на костре. Обшина возглавлялась пастором и советом пресвитеров. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.

С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом.

Во Францию Реформация проникла из Швейцарии. Обозначением приверженцев Реформации во Франции стало искаженное немецко-швейцарское слово «Eidgenosse», что означало «сотоварищи» и по-французски звучало как гугеноты. Здесь религиозные пристрастия распределялись не по классовому признаку, как в других странах Европы, а по географическому: протестантизм более развивался на юге Франции, католицизм — на севере.

Противостояние обострилось с 1559 г., когда был обнародован эдикт, запрещающий под страхом смертной казни гугенотское богослужение. После этого свыше 30 лет продолжались религиозные войны, в ходе которых заключались перемирия и соглашения, которые вновь нарушались кровопролитными сражениями. Знаменитым актом религиозного варварства вошла в историю Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 г., когда в Париже и других городах были вырезаны 30 тыс. гугенотов, приехавших на свадьбу своего лидера Генриха Наварского

Таблица № 3. Контрреформация

Контрреформация

Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации.

Орден иезуитов

Первым его актом явилась организация ордена иезуитов. Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви.

Лозунг ордена иезуитов

Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства. Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице. Лойола требовал от каждого смотреть на старшего как на самого Христа.

Тридентского собора,

Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора, который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма. В то же время было признано, что для успешной борьбы с наступлением протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность духовенства за счет создания системы католического образования. Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложе- ния основ католической веры в виде вопросов и ответов.

Катехизис веры

Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложения основ католической веры в виде вопросов и ответов.

«Индекс запрещенных книг»

Первый «Индекс запрещенных книг» был опубликован в 1559 г. Его выпуск сохранялся вплоть до 1948 г. В 1542 г. была учреждена новая, еще более ужасная форма инквизиции, направленная против протестантизма.

Источник

Человек, перевернувший мир с ног на голову: Великий реформатор и проповедник Мартин Лютер

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Гроза изменила его судьбу

Реформация Мартина Лютера «Буря» - это картина Тами Далтона, продемонстрированная 5 ноября 2015 года. \ Фото: fineartamerica.com.

В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право заниматься одной из трёх «высших» дисциплин: юриспруденцией, медициной или теологией. Поскольку его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, он поступил на юридический факультет. Примерно в это же время произошёл случай, изменивший ход жизни Лютера. Возвращаясь в университет после поездки домой, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхайм и был почти поражён молнией. Погода так напугала его, что Лютер закричал Святой Анне: «Спаси меня, св. Анна, а я стану монахом!» . Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить своё обещание. Многие историки, однако, считают, что этот инцидент был лишь катализатором, и идея стать монахом уже была сформулирована в уме Лютера. Более того, его друзья полагали, что недавняя смерть двух друзей также могла сыграть определённую роль в том, что он стал монахом.

Читайте также:  Гетры cep таблица размеров

2. Девяносто пять тезисов

Изображение Мартина Лютера, прибивающего свои 95 тезисов к двери церкви. \ Фото: tinlanh.ru.

В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, который был глубоко в долгах, получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой пленарной индульгенции, которая давала бы отпущение временного наказания за грех. В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому, в котором приложил копию своего «диспута Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», ставшего впоследствии известным как Девяносто пять тезисов. Согласно популярной легенде, Лютер прибил копию своих девяносто пяти тезисов к двери церкви Виттенбергского замка. Тем не менее, многие учёные теперь считают, что он не прибивал тезисы, а скорее повесил их, как это было принято, чтобы начать академическую дискуссию о своей работе. Как бы то ни было, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот акт, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации.

3. Печатная пресса

Иоганн Гутенберг - человек, который изобрёл первый печатный станок. \ Фото: thoughtco.com.

Учение Мартина Лютера распространилось, как лесной пожар, по всей Германии и за рубежом, поскольку оно обращалось к простым людям, которые были сыты по горло коррумпированными практиками католической церкви. Однако это стало возможным в первую очередь благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году. С помощью печатного станка Лютер начал печатать брошюры, которые печатались всего за один день и занимали от шестнадцати до восемнадцати страниц. Его первая немецкая брошюра была напечатана в 1518 году и была известна как «Проповедь об индульгенциях и благодати». Из-за скорости печатного станка, по крайней мере четырнадцать тысяч экземпляров проповеди были напечатаны в один год. Это позволило Лютеру распространить своё послание далеко и широко. Фактически, за первые десять лет реформационного движения было напечатано около шести миллионов брошюр. Удивительно, но целых двадцать пять процентов из них были написаны Мартином Лютером.

4. Лютер был похищен

Вормсский рейхстаг: Лютер на Диете червей - картина 1877 года Антона фон Вернера. \ Фото: ethikapolitika.org.

15 июня 1520 года Папа Лев X издал публичный указ, который предупреждал Мартина Лютера, что он рискует быть отлученным от церкви, если не отречётся от сорока одного приговора, взятых из его сочинений в течение шестидесяти дней. Лютер вместо этого публично поджёг декрет 10 декабря. Таким образом, он был отлучен от церкви Папой 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, строптивый и справедливый монах появился на заседании Сейма (ассамблеи) Священной Римской Империи, состоявшемся в Вормсе, Германия. На Вормсском рейхстаге (Диета Червей) Лютера снова попросили отречься от своих писаний. Однако, он подчеркнул, что будет поколеблен только разумом или если это будет написано иначе в Священном Писании. Лютер закончил своё свидетельство вызывающим заявлением: «Вот я стою. Боже, помоги мне. Я не могу поступить иначе». Учитывая напряжённую ситуацию, защитник Лютера, Фридрих Мудрый, понял, что его нужно спрятать, пока напряжённость с Церковью не спадёт. Поэтому он приказал группе рыцарей «похитить» Лютера, который затем был доставлен в замок в Эйзенахе, где он скрывался в течение десяти месяцев.

5. Предшественники

Проповедь Яна Гуса на Козим Градку (na Kozim hradku). \ Фото: pragagid.ru.

Попытки подавить Лютера и его последователей римско-католическими правителями оказались безуспешными, и в течение двух лет стало очевидно, что движение за реформу было очень сильным. В мае 1522 года Лютер вернулся в церковь Виттенбергского замка в Эйзенахе. К этому времени Реформация приобрела более политический характер, и другие реформаторы, в том числе Томас Мюнцер, Халдрих Цвингли и Мартин Бюсер, собрали массу последователей. Благодаря этому, после 1522 года, Мартин стал несколько менее влиятельным лидером движения. Кроме того, следует отметить, что у него было несколько предшественников, которые также недвусмысленно критиковали коррупционные практики римского католицизма. Джон Уиклифф и Ян Гус были самыми известными из этих критиков. Уиклифф был английским интеллектуалом, учёным и теологом. Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание. Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы — до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви.

6. Его брак с бывшей монахиней создал огромный скандал

Катарина фон Бора и Мартин Лютер. \ Фото: mtzionlutheran.org.

Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи. В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. 13 июня 1525 года Мартин Лютер женился на Катарине фон Бора. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства.

7. Антисемитские взгляды

Антисемитские взгляды Мартина Лютера. \ Фото: evangelisch.de.

Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды. В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол» . Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Основные труды Лютера о евреях включали «О евреях и их лжи» и «Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi» (о святом имени и происхождении Христа). Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах.

8. Его назвали в честь святого

Слева: «Святой Мартин отказывается от меча» - картина Симоне Мартини. \ Справа: Мартин Лютер. \ Фото: artchive.ru.

Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге (ныне Вормс, Германия). Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Мартин Лютер был назван в честь Святого Мартина, поскольку он был крещён в День Святого Мартина (11 ноября). Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. Более того, Мартин Турский устроил свой протест в городе Вормс, там же, где проходила знаменитая Диета Червей Лютера.

9. Его имя носил один из величайших лидеров ХХ века

Мартин Лютер Кинг. \ Фото: eurotopics.net.

В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию. Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг. Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего. Как мы все знаем, Мартин Лютер Кинг-младший стал одним из самых известных лидеров XX века. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права». Он организовал и возглавил множество маршей за избирательное право чернокожих, десегрегацию, трудовые права и другие основные гражданские права. Его усилия принесли свои плоды, когда были приняты «Закон о гражданских правах 1964 года» и «Закон об избирательных правах 1965 года», и большинство из этих прав были введены в законную силу. 14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за руководство ненасильственным сопротивлением расовым предрассудкам в США. В возрасте тридцати пяти лет он был самым молодым получателем премии в то время.

10. Пророчество

Казнь Яна Гуса. \ Фото: spiritualpilgrim.net.

Ян Гус, чьё имя буквально означает «Гусь» на чешском языке, был чешским священником, который был важной фигурой в Богемской Реформации, движении против католической церкви, которое предшествовало протестантской Реформации. За выступление против церкви Гус был отлучён от неё и сожжён на костре 6 июля 1415 года. Перед самым сожжением он сказал: «Сейчас вы сожжёте гуся, но через столетие у вас будет лебедь, которого вы не сможете ни зажарить, ни сварить» . Почти ровно столетие спустя (сто два года), 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, положив начало протестантской Реформации. Таким образом, многие считают, что пророчество Яна Гуса сбылось. Более того, Мартин Лютер находился под сильным влиянием учения Гуса и называл себя лебедем, о котором Гус пророчествовал. На похоронах Лютера в 1546 году это пророчество было упомянуто в проповеди. Кроме того, благодаря пророчеству Яна Гуса лебедь стал популярным символом, связанным с Мартином Лютером, и поэтому его часто можно увидеть в Лютеранском искусстве.

Читайте также о том, как династические браки разрушили одну из самых могущественных и влиятельных семей в истории.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Чему меня научили Виклиф, Гус и Лютер?

Александр Морозов

Чему могут идеологи протестантизма научить православного человека? С точки зрения теологии, скорее всего, ничему. В протестантизм я переходить не планирую. Но если узнать об образе жизни этих людей, всех их объединяют одинаковые жизненные принципы. Какие же?

Джон Виклиф жил в Англии в XIV веке. Он известен как переводчик Библии с латыни на понятный народу английский язык и как предводитель одного из крестьянских восстаний, в котором простой народ искал справедливости от беспредела короля и дворянства.

Ян Гус жил в Чехии в XIV – начале XV века. Он также был защитником простого чешского народа от засилья немцев, властвовавших в Чехии в те годы, а также противником церковного землевладения, и отстаивал принцип, что священники должны жить скромно и иметь ровно столько имущества, сколько им нужно для безбедной жизни, но не более того. После трагической смерти Яна Гуса на костре по решению Констанцского собора, его последователи начали знаменитые Гуситские войны, в которых отстаивали свои религиозные убеждения и независимость Чехии. Слышал, что чешские православные почитают Гуса как местночтимого святого.

Мартин Лютер жил на пороге XV и XVI веков. Он родился и вырос в Германии, был католическим монахом, впоследствии ставшим инициатором Реформации и основателем Лютеранской церкви. И опять же, как и в случае с Виклифом и Гусом, в католичестве его угнетало расслоение между духовенством и народом, неприятие того, что Евангельская Истина остаётся недоступной простому народу, так как читается строго на латыни.

И Виклифа, и Гуса, и Лютера объединяет следующее. Все они боролись, казалось бы, за первоначальную чистоту и простоту Церкви, против падения нравов и излишней роскоши священноначалия, но все за это получили от церкви анафему. Они отстаивали свои взгляды мужественно, терпели различные притеснения от своих же бывших братьев во Христе и «коллег» по церковному служению. Несмотря на это, никто из них от своих взглядов не отрёкся. Один из них не отрёкся даже перед лицом мученической смерти на костре. Помимо этого, и Виклиф, и Гус, и Лютер целью своей жизни видели донесение Правды Евангелия до широких слоёв населения. В ту эпоху Евангелие писалось только на латыни, поэтому их труд включал в себя не только проповедь евангельских заповедей, но и их перевод на народный язык, занимавший приниженное положение в средневековом обществе, по сравнению с церковной латынью. Поэтому Виклиф, Гус и Лютер внесли свой вклад и в развитие письменных национальных языков Европы – английского, чешского и немецкого. И, самое главное, все трое ставили Библию и Евангелие выше традиций и установлений церкви, выше церковного предания.

Читайте также:  Сводные таблицы excel совпадение

Вопрос о том, что же важнее — Писание или Предание, и всякое ли предание и церковная традиция является священной, до сих пор является актуальным в православии. Виклиф, Гус и Лютер были убеждены, что только то предание и традиция имеет право на жизнь, которое не противоречит Библии. Что же на самом деле важнее?

Возможно, я слишком переучился в юридическом университете, но я могу сравнить всё Писание и Предание, накопленное Церковью, с системой законодательства РФ. Существует Конституция, которая является основным законом. Ниже неё — федеральные законы, ещё ниже – местные законодательные акты, законы субъектов федерации и подзаконные акты муниципальных образований. Ни федеральные законы, ни местные законодательные акты не должны противоречить Конституции, а должны быть приняты в строгом соответствии с ней. Для этого в России существует особый орган – Конституционный суд РФ, который проверяет законы на соответствие Конституции. Почему бы этот принцип не применить и к церковным постановлениям и преданию старцев? Библия – это как Конституция, основной закон Церкви, данный нам самим Господом нашим Иисусом Христом, а Евангелие и 13 глава Первого послания Павла к Коринфянам, которую зачастую справедливо называют квинтэссенцией христианства – это её сердцевина, основа основ. Что-то типа главы 1 Конституции РФ. И всякое предание старцев, и церковная традиция должны быть основаны на Библии, не противоречить ей, иметь под собой библейское основание! Я ни в коей мере не отвергаю церковного Предания и традиций, но некоторые из них действительно противоречат Библии, и при этом являются очень широко распространёнными среди мирян и духовенства. Я ни в коем случае не осуждаю их приверженцев, потому что сам был таким же ярым приверженцем традиции в период неофитства, но сейчас как же мне порой обидно, что в Церкви нет своего «Конституционного Суда»!

В современной РПЦ есть мощная традиция во всём слушаться власть, не перечить начальству, даже если его решения кажутся абсурдными. В её основание приводятся слова ап. Павла «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (к Римлянам, 13:1). При этом, те, кто цитирует Павла, забывают о том, что сам же Павел, когда его собирались бичевать по приказу сотника – представителя власти, не лёг покорно под бич, а стал отстаивать, что он – римский гражданин, и избивать его без решения суда никто не имеет права (Деяния 22:23-29). Да и была ли римская власть, устраивавшая гонения на христиан, от Бога? Вряд ли. Попущена Богом за грехи – возможно. А если власти светские открыто нарушают законы Божии, следует ли им подчиняться? В истории Церкви была масса примеров, когда христиане выражали несогласие с действиями властей. Например, раннехристианские мученики, которые шли на смерть, не желая кланяться языческим императорам как богам. Святой Иоанн Златоуст, претерпевший скорби от безбожной императрицы Евдоксии. Сам пророк Иоанн Креститель был казнён царём Иродом, за то, что обличал царя за его нечестивый брак (Лк. 3:19,20). Значит, всё-таки Богу повиноваться нужно более, нежели человекам, так? В другом месте Библии мы находим слова о том, что не следует надеяться на человека и на князей более, чем на Бога (Пс. 117). И тот же Павел убеждает христиан «стоять в свободе, которую даровал нам Христос» (к Галатам, 5:1) и «не делаться рабами человеков» (1 Коринфянам, 7:23). Значит, по Библии, далеко не всегда и не во всём следует христианам быть терпилами и подчиняться всякому человеческому установлению.

Приведу пример из своей жизни. Я работаю преподавателем английского языка. И помимо этого с детства очень люблю Европу и западную культуру, разумеется, в её лучших проявлениях. Люблю путешествовать по Европе, был в 20 странах мира, и очень не хочу от этого отказываться. Когда я рассказал о своих увлечениях братьям во Христе, то эта самая церковная традиция во всём слушаться власть слилась, в моем личном примере, с другой сильной церковной традицией – ненавидеть всё западное и европейское. В её основании, помимо традиционного «господин П. сказал по ТВ, что все европейцы – враги», приводится житие святого Александра Невского, который «мочил проклятых европейских еретиков», и приписываемые ему слова: «Надо ненавидеть Запад, а друзей искать на Востоке». Эти слова, якобы сказанные им (оригинальное житие святого ничего подобного не содержит), еврофобы пытаются натянуть на часть Священного Предания. Мол, он же святой, он это сказал, тыжправославный, значит должен этому следовать, «выдави из себя Запад»!

И тут возникает вопрос: а всякие ли слова, сказанные святым (если бы и правда Невский так выразился), являются частью Священного Предания? Не могут ли святые иногда ошибаться? Или, если человек приписан Церковью к лику святых, то его слова и точка зрения априори безошибочны? Аналогичный пример — слова святого Иоанна Кронштадтского: «Демократия в аду, а на небе – царство». Действительно ли, исходя из этих слов, всякое демократическое государство – априори антихристианское? А как же православная Республика Греция? Была ли православной Новгородская вечевая республика?

И тут Церковь предлагает нам понятие «теологумен» — то есть частное богословское мнение, высказанное святым, но в то же время не являющееся обязательным для принятия всеми христианами. У него нет обязывающего характера соборного определения. И каждый христианин решает сам, следовать ему или нет. К тому же нужно помнить, в какую эпоху и в каких обстоятельствах жил святой. Невский жил в XIII веке, Иоанн Кронштадтский – в XIX-м. Разве следует христианам XXI века, живущим в совсем иных обстоятельствах, пользоваться правилами жизни людей тех веков, ненавидеть Европу и строить в России православную монархию? Тогда какими правилами жизни следует пользоваться? И тут возникает логический ответ – если норма поведения или правило встречается у разных святых, живших в разные эпохи, то только в этом случае оно должно считаться частью церковной традиции. Например, и апостол Павел в своих посланиях (I век), и Макарий Великий (IV век), и Иоанн Кассиан (V век), и Иоанн Лествичник (VI век), и Нил Сорский (XV век), и Амвросий Оптинский (XIX век) в своих трудах определяют блуд и прелюбодеяние как грех, а дух блуда называют греховной страстью, с которой надлежит бороться. Люди разных эпох, разных стран, но все водимые одним и тем же Духом Святым. Плюс, в Библии сказано, что «блудники… царствия Божия не наследуют» (1 Кор., 6:9). Поэтому чаду Церкви следует подчиняться этому определению Писания и истинного Церковного Предания, и бороться с проявлениями блудной страсти в своей жизни.
Что же касается политических взглядов святых, то они были совершенно разными. В противовес защитнику монархии cв. Иоанну Кронштадтскому можно противопоставить св. Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, который был защитником Новгородской республики от её захвата Московским княжеством. В противовес еврофобу св. Александру Невскому – еврофила св. Иоанна Шанхайского, который не просто не гнушался «западных варваров», но ещё и деятельно помогал им и проповедовал православие на Западе, восстановил православное почитание многих древних западных святых, прерванное в 1054 году. Поэтому православный человек является свободным в том, какую точку зрения ему выбрать в отношении вопросов, не касающихся напрямую духовной жизни. Ведь ни Христос, ни апостолы в эти сферы жизни не лезли!

Мне часто приходится слышать от своих оппонентов: «ты просто горделивый эгоист», «ты хочешь свои хотелки внести с собой в Церковь, но этого не получится». Да, вынужден согласиться, я действительно горделивый эгоист, и хочу свою любовь к Европе совместить с православием. Но: ведь если еврофобия будет догматизирована в РПЦ, то перед тем же мучительным выбором «любимая работа, любимые увлечения или Христос», который ревнители традиции поставили передо мной, будут поставлены десятки тысяч преподавателей и переводчиков европейских языков, да и просто люди, которым не безразличны Шекспир, Чосер, Моцарт и Бетховен, да Винчи и Джотто… И останутся ли эти люди в Церкви? А ведь любители европейской культуры и люди, владеющие европейскими языками – это одна из образованных частей нашего общества. Так почему перед ними нужно ставить «стенку» при входе в храм?

И ещё, по поводу власти. К популярным церковным традициям относится традиция оправдания любой иерархии, как установленной Богом. Некоторые яростные сторонники этой традиции даже оправдывают существовавший до революции обычай женить/выдавать замуж своих детей родителями без какого-либо учёта мнения самих жениха и невесты. Хотя Церковь и предлагает нам пример свв. Петра и Февронии, где всё было отнюдь «не по Домострою» — супруги женились по своей воле, никого ни за кого не выдавали, никакого насилия над личностью не было. Да и в Библии этот обычай нигде не навязывается христианам как общеобязательный.
Но сейчас о другом. Притчей во языцех стали слова одного известного священника, касательно иерархии в семейной жизни: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину». Меня вводит в уныние поддержка этого священника в православном сообществе и, в частности, поддержка этого высказывания, откровенно призывающего к насилию над личностью.

Так ли учит Библия? Апостол Павел, говоря о семейной иерархии, учил так: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:20-33). Очень жаль, что защитники морали и традиций делают упор на первую часть этой цитаты о подчинении жён мужьям, и «благочестиво» замалчивают вторую. А что написано во второй, обращённой к мужьям? Любите жён, как Христос возлюбил Церковь! Вы можете себе представить, дорогие братья во Христе, чтобы Господь нашу Церковь «гнул, отбивал ей рога, ломал об колено, делал с ней не знаю что». Вот и я не могу. Нет, Павел не отменяет иерархию в этих словах. Но он говорит о том, что истинная иерархия в христианском браке должна строиться не на страхе и подчинении, а на ЛЮБВИ! Именно любовь есть корень, фундамент всей христианской жизни. Если убрать любовь – христианство превратится в заурядную законническую религию, типа ислама. Этого ли вы хотите, господа традиционалисты? Или христианство должно остаться живой религией, основанной на любви?

Так чему же меня научили Виклиф, Гус и Лютер? Они научили меня с почтением относиться к Священному Писанию, и не верить каждому слову популярных священников и «церковных бабушек», а проверять их слова на соответствие Библии. Они научили меня отвергать «церковную традицию», которая, если внимательно присмотреться, отнюдь не церковная, при этом, однако, почтительно относиться к той церковной традиции, которая не идёт вразрез с боговдохновенными словами Библии. И ещё, они научили меня отстаивать точку зрения, основанную на Библии, а не на «традиции», даже когда тебя называют «иудушкой» и «отступником от чистоты православия». Отстаивать, несмотря на клевету, насмешки, обвинения в предательстве. И помнить, что не грешники и даже не атеисты, а именно «ревнители традиции» отправили Христа на распятие.

Источник

Adblock
detector