Меню

Взгляды джона локка таблица



Таблица — Джон Локк

Локк родился в западной Англии в городке Рингтон 29 августа 1632 г., в семье чиновника-юриста. В 1646 г. попал в Вестминстерскую школу – самую престижную школу страны. В 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета. В 1667 г. Локк находится при графе Шефтсбери в качестве домашнего врача и воспитателя его сына. В 1668 г. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет. С 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм. В 1700 г. Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей; 28 октября 1704 г. его не стало.

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир через рефлексию. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей.

Мысли о воспитании (1691), Письма (1697—1699), Предсмертная речь цензора (1664), Опыты о законе природы (1664), Опыт веротерпимости (1667), Послание о веротерпимости (1686), Два трактата о правлении (1689), Опыт о человеческом разумении (1689), Элементы натуральной философии (1698), Рассуждение о чудесах (1701)

Высказывания

• Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

• Двадцать проступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды.

• В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью.

• Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.

• От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Основные принципы и идеи философии Дж. Локка

Содержание

  1. Факты из биографии
  2. Познание, как результат наличия сознания
  3. Основные качества вещей
  4. Что такое собственность
  5. Основные принципы познания
  6. Педагогические принципы воспитания джентльменов
  7. Политические взгляды
  8. Права личности в государстве
  9. Полезное видео
  10. Религиозные взгляды

Джон Локк – выдающийся философ 17 века, оказавший существенное влияние на становление западной философии. До Локка западные философы основывали свои взгляды на учении Платона и других идеалистов, согласно которым бессмертная душа человека – средство получения информации прямо из Космоса. Ее наличие позволяет человеку родиться с готовым багажом знаний, и ему уже не нужно было учиться.

Философия Локка опровергала и эту идею, и само существование бессмертной души.

Факты из биографии

Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем. Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине.

Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.

Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.

Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.

Познание, как результат наличия сознания

Локк полагал, что сознание – это уникальная способность человеческого мозга воспринимать, запоминать и отображать действительность. Родившийся младенец – чистый лист бумаги, у которого еще нет впечатлений и сознания. Оно будет формироваться в течение жизни, базируясь на чувственных образах – впечатлениях, полученных посредством органов чувств.

[important] Внимание! Согласно представлениям Локка, каждая идея – продукт человеческой мысли, появившейся благодаря уже существующим вещам.[/important]

Основные качества вещей

К созданию каждой теории Локк подходил с позиции оценивания качеств вещей и явлений. У каждой вещи есть первичные и вторичные качества.

К первичным качествам относятся объективные данные о вещи:

  • форма;
  • плотность;
  • размер;
  • количество;
  • способность к движению.

Эти качества присущи каждому объекту, и ориентируясь на них, человек составляет свое впечатление о каждой вещи.

Читайте также:  Неандерталец трудовая деятельность таблица

Ко вторичным качествам относятся впечатления, порождаемые органами чувств:

  • зрением;
  • слухом;
  • ощущениями.

[important] Внимание! Взаимодействуя с предметами, люди получают информацию о них, благодаря образам, возникающим на основе чувственных впечатлений.[/important]

Что такое собственность

Локк придерживался концепции, согласно которой собственность – результат труда. И она принадлежит человеку, который этот труд вкладывал. Так, если человек посадил сад на земле дворянина, то собранные плоды принадлежат ему, а не хозяину земли. Человек должен владеть только той собственностью, которую он получил своим трудом. Поэтому имущественное неравенство – естественное явление и искоренить его не получиться.

Основные принципы познания

Теория познания Локка базируется на постулате: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении». Он означает, что любое знание – результат восприятия, личного субъективного опыта.

По степени очевидности философ разделил знания на три вида:

  • исходное – дает знание об одной вещи;
  • демонстративное – позволяет строить умозаключения, сравнивая понятия;
  • высшее (интуитивное) – оценивает соответствие и несоответствие понятий непосредственно разумом.

Согласно представлениям Джона Локка, философия дает человеку возможность определить назначение всех вещей и явлений, развивать науку и общество.

Педагогические принципы воспитания джентльменов

Локк выделял три категории наук:

  1. Натуральная философия – в нее входили точные и естественные науки.
  2. Практическое искусство – включает философию, логику, риторику, политические и социальные науки.
  3. Учение о знаках – объединяет все лингвистические науки, новые понятия и идеи.

Согласно теории Локка о невозможности естественного получения знаний через Космос и силы природы, человек осваивает точные науки только через учение. Большинство людей не знакомы с основами математики. Им приходится прибегать к напряженному умственному труду в течение долгого времени, чтобы усвоить математические постулаты. Этот подход верен и для освоения естественных наук.

[tip] Справка! Также мыслитель полагал, что понятия нравственности и морали передаются по наследству. Поэтому люди не могут обучиться нормам поведения и стать полноценными членами общества вне семьи.[/tip]

Воспитательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Задача воспитателя – постепенное обучение будущего джентльмена всем необходимым навыкам, в которые входит освоение всего спектра наук и норм поведения в обществе. Локк выступал за раздельное обучение детей из благородных семей и детей простолюдинов. Последним следовало обучаться в специально созданных рабочих школах.

Политические взгляды

Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.

Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.

Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.

Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.

Права личности в государстве

Основной правового государства Локк считал три неотъемлемых права личности, которые есть у каждого гражданина независимо от его социального положения:

  1. на жизнь;
  2. на свободу;
  3. на собственность.

Конституция государства должна создаваться с оглядкой на эти права и быть гарантом сохранения и расширения свободы человека. Нарушение права на жизнь – это любая попытка порабощения: насильственное принуждение человека к какой-либо деятельности, присвоение его собственности.

Полезное видео

В видео подробно рассказано о философии Локка:

Религиозные взгляды

Локк был стойким приверженцем идеи о разделении церкви и государства. В своей работе «Разумность христианства» он описывает необходимость веротерпимости. Каждому гражданину (за исключением атеистов и католиков) гарантируется свобода вероисповедания.

Джон Локк считает религию не основой морали, а средством ее укрепления. В идеале, человек должен руководствоваться не церковными догмами, а самостоятельно прийти к широкой веротерпимости.

Источник

Биография и идеи Джона Локка

Джон Локк — английский философ 17-го века, известен своими мудрыми мыслями и выдающимися статьями о трёх самых серьезных проблемах, которые волнуют нас до сих пор: как мы должны воспитывать наших детей, кто должен нами управлять, и как мы должны относиться к людям, принадлежащим к другой религии.

Затем Локк начал изучать медицину в Оксфорде и собирался стать доктором, однако его жизнь значительно изменилась, когда он познакомился с бравым и очень амбициозным политиком Антони Эшли Купером, который был известен как «первый граф Шефтсбери», который приехал в Оксфорд с целью вылечить свою печень. Купер, выздоровев, предложил Джону переехать к нему в его лондонское имение. От этого предложения было трудно отказаться.

Читайте также:  Промышленность ставропольского края таблица

Локк начал принимать участие в больших научных, образовательных, религиозных и политических дебатах того времени. Также ему удалось вылечить печень графа, за что тот был благодарен ему до конца жизни.

«Опыт веротерпимости»

Первый вопрос, который волновал Локка был связан с религией. Что делать с людьми другой веры, как к ним относиться? После того как Англия при Генри VIII разорвала отношения с католической церковью, начался процесс Английской Реформации. Многие считали, что у государства должен быть полный контроль над церковными делами, а любые попытки раскола следует жестко пресекать. Однако Локк стал одним из первых защитников свободы совести вероисповедания и изложил свои мысли в сочинении «Опыт веротерпимости» в 1667 году.

В этой работе он отстаивал терпимость, основываясь на 3 пунктах.

1) Земные судьи — государство в частности и люди в общем — не могут наверняка определить, какая из религий истинная.

2) Даже если бы они могли это сделать, то эту «правильную религию» нельзя было бы насаждать силой, так как в этом случае вера людей была бы не искренней.

3) Принуждение к единству в религиозных взглядах приводит к большим социальным конфликтам, чем разрешение придерживаться любых течений.

Локк отстаивал идею, что главная забота государства — защита людей, а духовная сторона жизни не нуждается в контроле чиновников. Религия – личный выбор каждого человека, а церковь – добровольная организация, которая имеет свои правила, и из которой можно спокойно выйти, не боясь наказания со стороны государства.

Именно благодаря влиянию Локка идеи о том, что люди должны перестали быть популярны. К XVIII веку остальные европейские государства стали смотреть с завистью на Англию, где вера почти не влияла на статус или перспективы.

«Два трактата о правлении»

Но Локк не остановился на этом. В 1689 году он опубликовал вторую выдающуюся книгу: «Два трактата о правлении». Там он попытался ответить на вопрос, кто и на каких основаниях должен иметь политическую власть. До Локка общепринятым считалось мнение, что всякая власть происходит от Бога.

Незадолго до этого Томас Гоббс заявил о том, что власть королей основана лишь на их силе и возможности навести порядок в стране. Гоббс был убежден, что государство естественно и возникло благодаря договору между людьми, желающими остановить анархию, т.е. «войну всех против всех». Он понимал, что властители далеко не идеальны, однако любой правитель, который лучше, чем дикарь из каменного века, был бы легитимен, и у них не должно быть обязанностей защищать религиозные свободы или права человека.

В первом трактате Локк критикует идею о том, что правители наделены властью от Бога. Во втором трактате он оспорил идею Гоббса об естественности любого государства. Локк согласился с тем, что до появления государства, в первобытности, существовал естественный порядок. Но он не соглашался с тем, что создав государство, люди просто безропотно отдали все свои права власти. Напротив, существует список прав, которые никакая власть не может попирать. Локк утверждал, что люди отказались лишь от некоторой части личных прав, чтобы защитить свои остальные права. Если же правитель превращается в тирана и начинает переступать черту и идти против мнения народа, то его необходимо свергнуть.

Этот труд Локка сильно повлиял на развитие западных обществ, в особенности на Америку и на декларацию независимости в частности. Например, разделение церкви и государства или вторая поправка, гарантирующая право на ношение оружия. Эти идеи были буквально списаны с работ Локка, где рассказывается, о том, что люди должны не просто иметь права, но и средства, чтобы их защищать, а также возможность свергнуть власть, которая решит посягнуть на неотъемлемые права народа.

«Мысли о воспитании»

Также Локк придумал одну инновацию в образовании для того времени. Его трактат «Мысли о воспитании», который он написал в 1693 году стал, наверное, самым влиятельным трудом во всем мире. В 1684 году аристократ Эдвард Кларк попросил у Локка совета, как воспитать своего сына. Хотя сам Джон не был женат и не имел детей, так как ему не была интересна семейная жизнь, он ответил Кларку большим количеством длинных писем. Затем он, основываясь на них, написал книгу. В ней он утверждал, что каждый из нас рождается с чистой головой, «tabula rasa». Он отрицал наличие каких-либо врожденных религиозных, моральных или политических идей. Локк думал, что все наши мысли, чувства, идеи происходят от полученного нами опыта или наших рефлексий по поводу событий, о которых мы узнаем.

Читайте также:  Субъекты надзорного производства таблица

Локк заставил людей поверить в то, что образование абсолютно необходимо, для того, чтобы человек становился не злым, а добрым, а также полезным в обществе. Философ считал, что мы очень уязвимы к идеям, о которых мы узнаем в детстве. Он писал: «Даже незначительные впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, будут иметь огромное влияние на всю нашу последующую жизнь». Он был убежден, что чем моложе мы, когда узнаем о какой-то идее, тем сильнее она воздействует на нас. Поэтому, например, он был против рассказов о гоблинах и злых духов, которые ассоциируются у детей с ночью или темнотой. Именно благодаря Локку, родители знают, что все, что происходит с детьми очень важно, будь то прогулка по зоопарку или объятия с родственниками, будет играть огромную роль на всю его дальнейшую жизнь.

Также Локк критиковал систему образования, он считал, что детей не следует обучать «бесполезным» дисциплины, таким как латынь, греческий или музыка ( я также учил все эти предметы в гимназии, прим. автора ) По его мнению, следует обучать только тем предметам, которые пригодятся в будущем: естественным наукам, этике, предпринимательству и психологии. В общем говоря, он хотел, чтобы мы обучались в «школе жизни».

Локк умер в октябре 1704 года. Он был одним из самых известных людей в Европе, а его идеи до сих пор имеют огромное влияние на современные реалии: веротерпимость, отсутствие тирании со стороны государства и обеспечение хорошего детства для наших сынов и дочерей.

Источник

Идеи Джона Локка о государстве

Джон Локк (1632-1704)

Труды: «Два трактата о правлении».

В своём самом знаменитом труде «Два трактата о государстве» Джон Локк в первой его части критикует абсолютизм, а во второй приводит собственные идеи о государстве и естественном праве. Считалось, что в этой работе Локк обосновывал преимущества конституционной монархии Вильгельма Оранского, установленной после победы английской революции.

Локк рассматривал государство как результат заключения общественного договора индивидов, прекращающее естественное состояние. В отличие от Гоббса, он не считал, что до возникновения государства существует война всех против всех и действует принцип самосохранения. Локк полагал, что естественное состояние – это жизнь, при которой люди имеют неограниченную свободу и равные права, из которых важнейшее – право собственности. Люди соглашаются отказаться от естественного состояния в пользу жизни в государстве, потому что понимают, что в государстве жизнь безопаснее.

Индивид, по Локку, обладает неотъемлемыми правами, на которые правитель не посягает, но наоборот защищает их. Одна из важнейших целей государства – защищать право собственности (здесь снова отличие от теории Гоббса – последний называл целью государства обеспечение мира). Экономика в государстве должна быть частно-капиталистической. Государство не должно заниматься социальной политикой и поддерживать нуждающиеся слои населения или уравнивать доходы. Задача государства – уравнять людей юридически, но не экономически или социально.

Заключая общественный договор, люди принимают правило, согласно которому они должны подчиняться воле большинства. Потому что это необходимо для нормального функционирования общества.

Локк однозначно выступает против абсолютизма. Он поддерживает идею разделения властей на исполнительную и законодательную.

Локк говорит, что в естественном состоянии все люди равны. Однако важно подчеркнуть, что в концепции Локка правами наделены только взрослые особи мужского пола — представители знати и буржуазии. Неимущие не имеют прав. Локк объясняет это следующим образом: в естественном состоянии люди жили с помощью своего труда и вели натуральное хозяйство. Этот ход вещей поменяло появление денег. Вместе с их появлением возникло несправедливое распределение земли и возникло материальное неравенство. Так как люди добровольно согласились на введение денег, теперь, оказавшись неимущими, они не имеют право быть недовольными тем, что они не участвуют в политической жизни. Кроме того, Локк обращает внимание на то, что люди, обладающие собственностью, обладают и разумом. А те, кто имеет политические права, должны быть обязательно разумны. То есть из имущественного неравенства вытекает неравенство в отношении разума и в отношении политической власти.

Литература: Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье «История философии».

Источник

Adblock
detector