Меню

Все периоды древнерусской литературы таблица



Периодизация древнерусской литературы

Академическая наука использует периодизацию древнерусской литературы, основанную на историческом принципе, начиная с XI века:

  • Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)
  • Литература периода раздробленности и татаро-монгольского ига (вторая треть XIII–XIV вв.)
  • Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)
  • Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)
  • Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)

Этапами в данной периодизации стали важнейшие исторические события, такие, как

  • нашествие татаро-монгол в 1237-1240 годах,
  • возникновение удельных княжеств на постпространстве Киевской Руси,
  • объединение северо-восточных земель,
  • возвышение Москвы и создание Московского государства, его дальнейший расцвет и выделение русской нации.

Но мнения и на этот счет у историков литературы расходятся. Все существующие периодизации похожи, но вместе с тем и отличаются. Количество этапов колеблется от 4 до 7. Были попытки Д.И. Чижевского, Д.С. Лихачева, Г.К. Вагнера выделить периоды в древнерусской литературе, исходя из стиля эпох. Но к единому мнению ученые так и не пришли.

Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)

Возникшая с введением на Руси христианства литература этого периода тесно связана с церковью. Первыми летописцами были монахи Софийского собора и Киево-Печерского монастыря.

«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник того времени. Она состоит из летописных материалов, написанных и переписанных несколькими авторами Х-XI веков. Дошла «Повесть временных лет» в виде Лаврентьевского, Ипатьевского и Радзивилловского списков, созданных в последующие столетия. В летописях в хронологической последовательности излагались главные события в государстве и в мире, описывались династии князей, вооруженные походы, библейские истории, использовались рассказы и легенды из устного народного творчества и Священного Писания. Историю Киевской Руси многие трактуют именно по этому источнику.

Другими образцами литературы этого периода были:

  • ораторская проза «Слово о законе и благодати» (1037 — 1050 гг. XI века) Иллариона,
  • свод юридических правил «Русская правда» (1019—1054 гг.) Ярослава Мудрого,
  • жизнеописание «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI века) неизвестного автора,
  • педагогическая проза «Поучение детям» Владимира Мономаха,
  • образец паломнических записей «Хождение игумена Даниила»,
  • «Моление» Даниила Заточника (1213 – 1236 гг.),
  • философские размышления «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века).

В 2000 году новгородскими археологами были найдены три деревянные навощеные дощечки с нацарапанными письменами. Эту находку назвали Новгородским кодексом и датируют ее не позднее 1-й четверти XI века. На дощечках написаны псалмы, но под воском «спрятаны» более древние тексты. Разгадать эту загадку, как и загадку «Велесовой книги», ученым еще только предстоит.

Литература периода раздробленности (середина XIII–XIV вв.)

В период отсутствия единого центра летописание в отдельных княжествах велось у каждого свое. До нас дошли киевские, новгородские и псковские летописные сборники. Легендарное «Слово о полку Игореве» (около 1185 г.) стало апогеем развития литературы периода раздробленности. Написанное образным языком, впитавшее в себя народные верования «Слово о полку Игореве» поведало о походе русских князей в 1185 году против половцев, завершившемся неудачей. Слово пропитано патриотизмом и стремлением объединить разрозненные русские земли.

Возникает такой жанр, как воинская повесть:

  • «Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора»,
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем».

И в «Слове о погибели русской земли», и в «Житии Александра Невского», написанных после смерти великого князя, воспевается величие и могущество Русской земли, храбрость и слава русских воинов.

Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)

В литературе господствует экспрессивно-эмоциональный стиль и патриотическая тематика. После татаро-монгольского периода во многих больших городах возрождается летописание, появляются произведения исторического характера и панегирической агиографии. На волне восхищения от победы в Куликовской битве возникают воинские повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)

Развивается переводная литература, публицистика, историческая проза.

Распространяется в этот период и беллетристика (светская повествовательная литература, переведенная с других языков):

Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)

В этот период доминируют традиционные формы, ощущается официальное влияние на литературу со стороны правителей, подавляются индивидуальные стили.

  • «Житие протопопа Аввакума», написанное ним самим,
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма,
  • сборник духовных правил и наставлений «Домострой», приписываемый священнику Благовещенского собора Сильвестру,
  • сборник религиозного содержания «Великие Четьи-Минеи»,
  • путевые записи послов «Хождение Трифона Коробейникова в Царьград»

и «Повести о преставлении и погребении М.В. Скопина- Шуйского» — самые яркие произведения того времени.

XVII век считается последним в древнерусской литературе. В этот период осуществился переход к новой литературе, основой которой стал профессионализм каждого конкретного автора, его личное восприятие действительности, протесты и предпочтения.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник

Произведения и периодизация древнерусской литературы

Содержание

Можно ли сегодня представить жизнь, в которой нет книг, газет, журналов, блокнотов для записей? Современный человек так привык к тому, что все важное и требующее упорядочивания, следует записывать, что без этого знания были бы не систематизированы, отрывочны. Но этому предшествовал очень непростой период, растянувшийся на тысячелетия. Литература представляла собой хроники, летописи и жития святых. Художественные произведения стали писать намного позже.

Когда возникла древнерусская литература

Фото с сайта 5.firepic.org

Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.

Азбука способствовала культурному развитию восточных славян. Поскольку древнерусский язык схож с древнеболгарским, то и славянским алфавитом, который использовался в Болгарии и Сербии, могли пользоваться на Руси. Восточные славяне постепенно усваивали новую письменность. В древней Болгарии к X столетию культура достигла пика развития. Начали появляться произведения писателей Иоанна экзарха болгарского, Климента, царя Симеона. Их работы повлияли и на древнерусскую культуру.

Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Появлялись переводчики, переписчики. Все они были церковными людьми: священниками, дьяконами, монахами. На переписывание уходило много времени, а книг все равно было мало.

Фото с сайта 5.firepic.org

Древнерусские книги писались в основном на пергаменте, который получали после специальной обработки свиной, телячьей, бараньей кожи. Рукописные книги в древнерусском государстве именовали «харатейные», «харати» или «телятины». Прочный, но дорогой материал делал и книги дорогими, потому так важно было найти замену коже домашних животных. Иностранная бумага, называемая «заморской» появилась только в XIV веке. Но вплоть до XVII века для написания ценных государственных документов использовали пергамент.

Чернила получали путем соединения старого железа (гвоздей) и дубильного вещества (наросты на листьях дуба, которые назывались «чернильными орешками»). Для того, чтобы чернила были густыми и блестели, в них вливали клей из вишни с патокой. Железистые чернила, имеющие коричневый оттенок, отличались повышенной стойкостью. Для придания оригинальности и декоративности использовали цветные чернила, листовое золото или серебро. Для письма использовали гусиные перья, кончик которых срезали, а в острие посредине делали разрез.

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Фото с сайта 5.firepic.org

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Читайте также:  Таблица дпс геншин импакт

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Фото с сайта 5.firepic.org

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года. Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Какое произведение мы называем памятником древнерусской литературы?

Фото с сайта 5.firepic.org

«Слово о полку Игореве» 1185-1188 годов считается главным памятником древнерусской литературы, описывающее не столько эпизод из русско-половецких войн, сколько отражает события общерусского масштаба. Неудавшийся поход Игоря 1185 г. автор связывает с усобицами и призывает к объединению ради спасения своего народа.

Источники личного происхождения – это разнородные словесные источники, которые объединяет общее происхождение: частная переписка, автобиографии, описание путешествий. Они отражают непосредственное восприятие автором исторических событий. Такие источники впервые возникают еще в княжеский период. Это воспоминания Нестора-летописца, например.

В XV веке наступает период расцвета летописания, когда сосуществуют объемные летописи и короткие летописцы, повествующие о деятельности одного княжеского рода. Возникают два параллельных направления: точка зрения официальная и оппозиционная (церковь и княжеские описания).

Здесь следует сказать о проблеме фальсификации исторических источников или создании никогда раньше не существовавших документов, внесения поправок в подлинные документы. Для этого вырабатывались целые системы методов. В XVIII веке интерес к исторической науке был всеобщим. Это повлекло появление большого количества фальсификата, представляемого в эпической форме и выдаваемого за оригинал. В России возникает целая индустрия по фальсификации древних источников. Сгоревшие или утраченные летописи, например «Слово», мы изучаем по сохранившимся копиям. Так были выполнены копии Мусиным-Пушкиным, А. Бардиным, А. Суракадзевым. Среди наиболее загадочных источников числится «Велесова книга», найденная в имении Задонских в виде деревянных дощечек с нацарапанным на них текстом.

Древнерусская литература XI – XIV веков – это не только поучения, но и переписывание с болгарских оригиналов или перевод с греческого огромного количества литературы. Проделанная масштабная работа позволила древнерусским книжникам за два века познакомиться с основными жанрами и литературными памятниками Византии.

Источник

Периодизация русской литературы

  • Основные периоды русской литературы
  • Древнерусская литература
    • Примеры произведений древнерусской литературы
  • Русская литература XVIII века
  • Золотой век русской литературы
  • Русская литература Серебряного века
  • Русская литература советского периода
  • Современная русская литература
  • Основные направления и особенности периодов
  • Авторы каждого периода
    • Древнерусская литература, XI-XVII век
    • Русская литература XVIII века
    • Золотой век русской литературы, XIX век
    • Русская литература Серебряного века
    • Русская литература советского периода
    • Литература русского зарубежья
    • Современная русская литература

Основные периоды русской литературы

Отечественная литература насчитывает тысячелетнюю историю. Русскими писателями созданы лучшие образцы мировой художественной культуры.

Литературоведы выделяют такую периодизацию:

  1. Древнерусский период — XI-XVII век.
  2. Литература XVIII века.
  3. Литература золотого века — XIX век.
  4. Серебряный век — конец XIX начало XX века.
  5. Русская литература советского периода — 1922-1991год.
  6. Современный период.

Древнерусская литература

Первые тексты появились в рукописном виде. Это были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Первые книжники на Руси были греками. Поэтому вся литература состояла из переводов с греческого.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • житие;
  • слово;
  • евангелие;
  • летопись.

«Повесть временных лет» — пример древнейшей русской летописи.

С принятием христианства и появления письменности началось развитие русской литературы. Сначала были переписчики и переводчики. Книги писались на пергаменте. Письменные источники имели прикладной характер и были религиозными по содержанию.

Из сохранившихся древнейших русских рукописей XI-XIII веков абсолютное большинство — это Евангелия, Псалтыри, богослужебные книги, например, «Слово о законе и благодати».

Каждая книга носила канонический характер, т. к. писалась с соблюдением принятых норм. Новизна исключалась.

Во второй трети XIII века книжная культура практически не развивалась из-за порабощения Руси Золотой Ордой.

В XV веке появилась первая публицистическая литература.

В XVI веке зародилась поэзия.

Примеры произведений древнерусской литературы

«Остромирово евангелие» — это древнейшая рукописная книга, автор — мастер книжного дела Григорий завершил ее 1057 году. Рукопись была заказана киевским князем Изяславом Ярославичем. Содержит 294 листа, украшенных миниатюрами с изображением евангелистов. Хранится в петербургской публичной библиотеке.

Особое место занимает литературный памятник «Слово о полку Игореве», автор которого не установлен, считается главным памятником древнерусской литературы. Повествует о походе князя Игоря на половцев, который окончился поражением и пленом. Жанр — эпическая песнь. Написано не позже XIII века.

«Слово» отличает поэтический ритм. В нем звучат мотивы русской народной поэзии. Присутствуют поэтические описания природы. Главная идея — объединение русских князей для борьбы с половцами. Сделано несколько переводов «Слова» на современный русский язык. Наиболее талантливыми считаются варианты у Василия Жуковского, Николая Заболоцкого, Дмитрия Лихачева.

Одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы считается «Житие» Протопопа Аввакума.

Русская литература XVIII века

Этот период получил название — «Век русского Просвещения».

  1. Литература Петровского времени — появление светской литературы, отход от религиозной тематики.
  2. Формирование классицизма, создание нового жанра, развитие литературного языка.
  3. Эволюция классицизма, расцвет сатиры, зарождение сентиментализма.
  4. Кризис классицизма, расцвет сентиментализма, появление, реалистичных тенденций.
  • Ломоносов М.В.;
  • Фонвизин Д.И.;
  • Державин Г.Р.;
  • Карамзин Н.М.

Золотой век русской литературы

«Золотым веком» русской литературы считается первая треть XIX в., время великих поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.

Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.

Начала развиваться проза, вначале под влиянием английских исторических романов Вальтера Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Впервые историческую отечественную повесть «Капитанская дочка» о временах Пугачевского бунта создает А.С. Пушкин.

В литературу благодаря «Евгению Онегину» входит образ «лишнего человека», из гоголевской «Шинели» читатель узнает о «маленьком человеке». Таким образом, формируется реализм, который надолго займет в литературе главенствующее место.

Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.

В этот период поэзия приобретает социальную проблематику, которая четко обозначена в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо?», где ярко показана тяжелая и беспросветная жизнь русского народа. Мастером литературного жанра — рассказа стал А.П. Чехов. Пьесы Максима Горького отличаются драматичностью и яркими характерами.

Русская литература Серебряного века

Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.

Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.

В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.

Футуристы — Владимир Маяковский, Велемир Хлебников — вышли на арену поэзии с отрицанием всей предшествующей культуры, призывая сбросить мастеров прошлого с «парохода современности». Называлось это «пощечиной общественному вкусу».

Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.

Русская литература советского периода

Литература советского периода делится на две большие группы: советские писатели, работавшие в жанре социалистического реализма на родине, и писатели русского зарубежья, вошедшие в эмиграцию второй и третьей волны.

Основные этапы литературы советского периода:

  1. В начале 20-х годов в творчестве существовала свобода, которая породила многообразие школ, направлений, литературных группировок. После усиления идеологического нажима писатель должен был стать проводником идей пролетариата, иначе его книги для народа переставали существовать.
  2. В 30-е и до половины 50-х годов прошлого века не было создано сколько-нибудь значимых произведений. Представители официальной литературы создавали свои произведения под надзором советской цензуры и нажимом социалистической идеологии.
  3. Во второй половине 50-х начинается новый этап, названный «оттепелью». В политической системе начинается «застой». Ломаются каноны соцреализма. Литература поднимает нравственные и экологические проблемы. Писатели обращаются к злободневным темам современности, среди них Валентин Распутин, Виктор Астафьев.
  4. С начала перестройки, с 1985 года, начался новый период литературного развития. Наступил период возвращения литературы русского зарубежья. До этого года страна не знала авторов русской эмиграции. Публиковать их было запрещено, из библиотек изымали книги уехавших на запад авторов. Произведения распространялись тайно. Называлось они самиздатом, а хранение их грозило лишением свободы.
Читайте также:  Аналитическая таблица горизонтального анализа баланса

После перестройки авторов зарубежья начали публиковать толстые литературно-художественные журналы. Среди возвращенных значимые публикации:

  • романы «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова;
  • «Новое назначение» Александра Бека;
  • «Доктор Живаго» Бориса Пастернака;
  • «Колымские рассказы» Варлама Шаламова;
  • книги Михаила Булгакова;
  • произведения Василия Аксенова;
  • книги Александра Солженицина.

Современная русская литература

Освободившись от цензуры, литература начала набирать новую силу и формировалась под воздействием возвращенной литературы.

Этот период отличает многообразие форм и направлений. Основной жанр — проза. Поэзия отходит на второй план. Романы, повести выходят на все вкусы и потребности общества. Это исторические, любовные, приключенческие, бульварные романы, детективы, фэнтези.

На полках книжных магазинах можно найти в изобилии интеллектуальную и массовую литературу.

Массовой или паралитературой (от греч. παρα- — около) стали называть тексты, основное назначение которых — коммерческий спрос. Эти книги обычно называют легким чтением, не требующим серьезного размышления. Типичный пример — Дарья Донцова.

Не случайно в это период выходит огромное количество детективов, любовных романов, авторы которых женщины: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Екатерина Вильмонт и др.

В то же время активно развивается интеллектуальная литература. Это книги, предназначенные для вдумчивого чтения, требующие подключения интеллекта во время чтения. Пищу для ума можно найти в книгах Даниэля Орлова, Андрея Волос, Валерия Бочкова, Михаила Тарковского и др.

В связи со сменой идеологи изменились взгляды на роль писателя. Он перестал играть значимую роль в обществе, которую выполнял прежде.

Сегодня огромное количество авторов публикуется в интернете на различных порталах, например, «Проза.ру». Блогеры публикуют свое творчество на различных каналах. Поэтому значимость автора часто определяется количеством подписчиков.

Издатели, отслеживая уровень популярности авторов по этому признаку, предлагают опубликовать тексты отдельной книгой, как коммерческий проект, который принесет автору неплохую прибыль. Появилась новая оценка творчества: если тебя читают в интернете, значит, ты — писатель.

Основные направления и особенности периодов

Развитие русской литературы связано с историческими событиями, происходившими как в нашей стране, так и в мире.

  1. Древнюю Русь ослабляли княжеские междоусобицы, ссоры феодалов, набеги кочевых племен. Поэтому в «Слове о полку Игореве» звучит патриотическая тема объединения русских князей и защита русских земель от врагов.
  2. В период реформы Петра I под влиянием западной культуры рождается русская светская культура, и появляется литература, обслуживающая интересы дворянства. В литературе зарождаются классицизм, сентиментализм.
  3. Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и жестокая расправа с участниками восстания заставили писателей задуматься о судьбе с России. Поэтому в литературу приходит гражданская лирика. Развивается новое направление — реализм.
  4. В период реакции резко пресекается всяческое свободомыслие. Наступает «эпоха безвременья». В русской литературе появляются мрачные настроения, создающие ощущение безвыходности. Начинается эпоха сатиры, пример, творчество Н. В. Гоголя. Развивается гражданская тематика: конфликт личности и общества звучит в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  5. С приходом к власти Александра II и в период отмены крепостного права, в 1861 году, начинается рост освободительного движения. В литературе появляется тема нигилизма, отрицавшего ценности дворянства, пример, И. С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Социалистические и революционные идеи общества находят отражение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  6. К концу века реализм, выразив себя в полной мере, начинает угасать. На смену приходит декадентская литература. Ее отличительные черты: мистицизм, религиозность и предчувствие перемен в стране.
  7. На рубеже XIX и XX веков наступает очень короткий период: время расцвета русской поэзии, время экспериментов в искусстве. Направления: неореализм, футуризм, акмеизм, символизм, имажинизм, новокрестьяская поэзия. В то же время в обществе возникает ощущение кризиса цивилизации, понимание краха капитализма как общественного строя и одиночества человека. Эта тема звучит в поэзии Александра Блока: «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»
  8. Наступивший после Октябрьской революции хаос в стране, трагически сказавшийся на судьбах людей, отражается в творчестве Сергея Есенина, «Русь Советская», в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон», романе Михаила Булгакова «Белая гвардия».
  9. В период сталинского режима, когда был установлен тоталитарный режим контроля над творчеством, обостряется проблема художника и власти. Ее развивает Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», рассказывая о трагической судьбе настоящего писателя-мастера. Весь ужас времени испытали на себе поэты О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, писатели А. П. Платонов, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак.
  10. Великая Отечественная война, 1941 – 1945 гг., стала началом большого литературного направления, поднявшего тему патриотизма. На долгие годы эта тема вошла в литературу и стала одной их доминирующих. «Окопную правду» показал Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Б. Л. Васильев в повести «А зори здесь тихие». Эта тема привела в литературу талантливых авторов: Василя Быкова, Владимира Богомолова, Виктора Астафьева и других.
  11. В 70-е годы начинается взлет советской поэзии. Популярной становится тема гражданской лирики. Поэты выходят на площади, выступают в университетах, собирают огромные аудитории. Среди наиболее популярных Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Бэлла Ахмадулина. Появляется бардовская или авторская поэзия, которую пели под гитару Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.
  12. В «эпоху застоя», 70-е – 80-е годы, появляются писатели-«деревенщики», в произведениях которых звучат темы разрушения русской деревни. Это Валентин Распутин, Федор Абрамов, Василий Шукшин, Василий Белов.
  13. В период перестройки впервые открыто вошла в литературу тема Гулага, или «лагерная» тема. Ее открыл Александр Солженицын рассказом «Один день Ивана Денисовича».
  14. В последние два десятилетия активно развивается направления постмодернизма и модернизма, которые представляют Татьяна Толстая, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Дмитрий Глуховский и др.

Источник

Возникновение и периодизация древнерусской литературы

Нажмите на иллюстрации, чтобы увеличить.

Письменная литература на древнерусском языке (это общий предок русского, белорусского и украинского языков, существовавший в период с 5 по 14 века) появилась в 11 веке , вскоре после крещения Руси князем Владимиром. Её основу первоначально составили церковные книги, привезённые из Византии, и произведения устного народного творчества.

Возникновению письменной литературы на Руси предшествовало создание в 863 году братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки, существовавшей в двух вариантах алфавита: кириллицы и глаголицы. Кириллицей называют алфавит, составленный на основе греческой азбуки, и этим алфавитом мы пользуемся по сей день.

(Важно! Кирилл и Мефодий не имели непосредственного отношения к Руси: братья жили в городе Солуни — тогда это был город на территории Первого Болгарского царства, а ныне это город Салоники, Греция).


Глаголицей называют более древний славянский алфавит, функционально почти полностью совпадающий с кириллицей, но отличающийся начертанием букв. В сущности, содержательно кириллица составлена на основе глаголицы, а формально (с точки зрения начертания букв) — на основе греческого алфавита.

С греческого языка Кирилл и Мефодий перевели книги, входящие в текст Библии: Евангелие (Благовествование) – повествование о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса Христа – и Апостол – повествование о деяниях учеников Христа. Когда спустя более чем 100 лет князь Владимир крестил Русь, эти книги первыми оказались на русской земле. Однако следует понимать, что Евангелие и Апостол — переводные книги, то есть написанные не на Руси и не русскими авторами, поэтому их отношение к древнерусской литературе является условным.

В развитии древнерусской литературы выделяют два периода.

I. Киево-Новгородский период (10-12 века): исторический контекст.

Новгород Великий — первая столица Руси
9-10 века . В 862 году, согласно летописи, князь Рюрик (дата рождения неизвестна — год смерти 879) вместе с братьями Синеусом и Трувором основали Русское государство со столицей в Новгороде (согласно неточным историческим данным, тогдашний Новгород располагался не в границах современного города, а на территории Старой Ладоги, т.е. в 174 км от нынешнего Великого Новгорода).

После смерти Рюрика с 879 по 912 годы Русью правил Олег Вещий (дата рождения неизвестна — год смерти 912), захвативший Киев и провозгласивший его в 882 году столицей Руси — «матерью городов русских». Именно во время правления Олега русское государство стало именоваться Киевской Русью – так стали называть добровольный союз русских княжеств под властью Киева. Олег — первый великий князь киевский.


После легендарной смерти Олега Вещего правил сын Рюрика Игорь (878-945), погибший от рук племени древлян, затем княгиня Ольга , первой среди русичей принявшая христианство. После правил князь Святослав Игоревич . Сын Святослава Владимир, он же Владимир Великий (960-1015) в 988 году крестил Киевскую Русь.

Руины Херсонеса (ныне территория Севастополя), где принял крещение князь Владимир

11 век . Через четыре года после смерти князя Владимира киевский престол занял его сын Ярослав Мудрый (978-1054). Его просветительская политика, направленная на централизацию страны (основание Киево-Печерского и Юрьевского монастырей как центров грамотности, издание законов, укрепление государственности Руси) способствовала быстрому развитию древнерусской литературы. Именно при Ярославе были созданы первые летописные своды, написаны первые жития и религиозные книги. При дворе князя Ярослава Мудрого начинается работа по переводу с греческого языка богослужебных книг, житий и исторических хроник.

Читайте также:  Рождение новой европейской науки таблица вывод

Митрополит Киевский Иларион (Ларион) Русин

Митрополит Иларион пишет первое собственно русское произведение«Слово о Законе и Благодати» (написано между 1037 и 1050), полное название «О законѣ Моисѣомъ данѣѣмъ, и о благодѣти и истинѣ Исусомъ Христомъ бывшии. И како законъ отиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхомъ и молитва къ Богу от всеа земли нашеа». Его автор митрополит Иларион раскрыл смысл Ветхого и Нового Заветов – двух частей Библии.

В 11 веке появляются и первые русские жития, написанные по образцу римских мартирологов — сказаний о христианских мучениках.

Просвещённым князем был и наследник киевского престола князь Всеволод Ярославич (1030-1093) , владевший пятью языками. (Отметим, что Всеволод правил вместе с братьями Изяславом и Святославом. Этот союз киевских князей получил в истории название «триумвират Ярославичей»).

В период правления «триумвирата Ярославичей» начался процесс распада Киевской Руси и период междоусобных войн. В 1097 году на Любечском съезде шести князей было решено: «Каждый да держит отчину свою».

  • Святополку Изяславичу был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
  • Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Олегу и Давыду Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давыду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;
  • Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

Однако любечские решения были практически нарушены князьями Святополком Изяславичем и Давыдом Игоревичем, попытавшимися отобрать земли у князя Василька Теребовльского. В связи с этим в 1100 году был проведён Уветичский съезд (древний город Уветич — ныне село Витачов Киевской области), позволивший на время объединить усилия князей в борьбе с внешним врагом – племенами кочевников.

Владимир Мономах

12 век . Правление сына Всеволода – князя Владимира Мономаха (великий князь киевский 1113-1125) – стало периодом последнего непродолжительного укрепления Киевской Руси. Владимир Мономах проявил себя не только как мужественный, мудрый и гибкий политик, но и как писатель: ему принадлежат знаменитая проповедь «Поучение Владимира Мономаха», представляющая духовное завещание сыновьям, а также автобиографическое произведение «О путях и ловах». В годы правления Мономаха был создан крупнейший летописный свод «Повесть временных лет» и «Житие Феодосия Печерского», написанные монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Сын Мономаха князь Мстислав Великий продолжил политические традиции отца. Однако сразу после смерти Мстислава и передачи в 1132 году власти его брату Ярополку Киевская Русь окончательно распалась .

Москва времён Юрия Долгорукого
В 1147 году другой сын Владимира Мономаха, князь Юрий Долгорукий , основал Москву, где, согласно первому упоминанию в документах, угощал обедом князя Святослава Ольговича, отца князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве». Юрий Долгорукий является также основателем Костромы, Переяславля-Залесского, Юрьева-Польского и Дмитрова.

Тема распада русских земель и мысль о необходимости единения князей перед угрозой внешних врагов звучит в самом значительном произведении древнерусской литературы – в «Слове о полку Игореве» (1187), повествующем о неудачном походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича в половецкую степь.

II. Период Московской Руси (13-17 века): исторический контекст

Московский Кремль белокаменный
В 13 веке положение княжеств, входивших до недавнего времени в состав Киевской Руси, усугубилось в связи с нашествием монголо-татар в 1237-1241 годах, а затем в связи с агрессией немцев и литовцев, разбитых войсками Александра Невского . Князь, принявший монашество незадолго до смерти, был причислен к лику святых, и в 1263 году было написано «Житие Александра Невского».

Александр Невский
Победы русских войск в 14 веке при князе Дмитрии Донском (1350-1389), и в особенности Куликовская битва в 1380, укрепили политическую позицию русичей. Был построен белокаменный Кремль, а Москва стала претендовать на роль центра собирания русских земель, несмотря на временную потерю Тверского и Смоленского княжеств. Укрепление Москвы сопровождалось ослаблением Золотой Орды.
Литература этого периода отражает постепенное возрождение Руси, объединение русских земель. Борьбе с монголо-татарами посвящены воинские повести «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Епифаний Премудрый создаёт «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского».

15 век отмечен дальнейшим политическим и экономическим укреплением позиций Москвы. Именно в 15 веке возникает идея Москвы как Третьего Рима . Монголо-татарское иго продолжалось до 1480 года. Распад Золотой Орды определил успехи русских князей в преодолении власти монголо-татарских ханов. В годы правления Ивана III Великого (1440-1505) и сына его Василия III (1479-1533) завершился процесс расширения внешних границ великого княжества Московского за счёт других русских земель, не принадлежащих великому княжеству Литовскому. Основными этапами в этом направлении стало присоединение Новгородской республики (1478), Тверского великого княжества (1485), Псковской республики (1510) и Рязанского великого княжества (1521).

Тверской купец Афанасий Никитин совершает путешествие в Индию и описывает его в «Хождении за три моря»: это было первое не релегиозное и не историческое произведение древнерусской литературы, так как описывало торговое путешествие. Афансий Никитин посвящает свои записки описанию Кавказа, Крыма, Персии и особенно Индии, её культуре и обычаям.

Иван Грозный
В 16 веке литература становится публицистичной. Её основная функция – регламентация духовной и бытовой жизни человека. На протяжении значительного времени в 16 веке Русью правил Иван IV Грозный (1530-1584), получивший в 1547 году титул царя. При Иване Грозном значительно расширились границы Русского государства за счёт присоединения Казанского и Астраханского ханств, а также сибирских земель. В годы правления Ивана Грозного архиепископ Макарий создаёт свод житий святых православной церкви под названием «Великие Минеи Четьи», предназначенные для ежедневного чтения. Главной книгой Руси становится написанный при Иване Грозном «Домострой» — свод наставлений и правил поведения в семье и обществе благочестивого человека.

Михаил Фёдорович — первый царь из династии Романовых

В 17 веке , после событий русской смуты и воцарения династии Романовых (1613). Первым царём из династии Романовых становится Михаил Фёдорович (1596-1645). Затем на престол вступит его сын Алексей Михайлович, он же Алексей Тишайший (1629-1676). Древнерусская литература в 17 веке отходит от религиозности и этикетности. Происходит секуляризация (обмирщение) литературы, то есть литература отходит от религиозных догм, становится светской, ориентирующейся на внерелигиозные нормы. Возникают новые жанры: сатирическая повесть и бытовая повесть. Усиливается авторское начало, в литературе появляется вымысел .

Например, в «Повести о Савве Грудцыне» звучит тема продажи души дьяволу. В «Повести о Горе-Злочастии» звучит тема судьбы человека. Феодальные порядки высмеиваются в «Повести о Ерше Ершовиче» и «Повести о Шемякином суде».

Появляются первые русские стихотворцы – Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, а также первый русский придворный театр в Ярославле.

Лучшим памятником литературы 17 века считается первое автобиографическое произведение «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», посвященное движению раскольников-старообрядцев, не принявших реформы православной церкви при патриархе Никоне. Аввакум Петров, восставший против реформы, поддерживаемый боярыней Феодосией Морозовой, её сестрой Евдокией Урусовой, женой царя Алексея Михайловича Марией Ильиничной, был лишён сана, подвергнут анафеме, заключён в земляную тюрьму северного города Пустозёрска, где провёл пятнадцать лет, и в конце концов жестоко казнён вместе со своими единомышленниками.

Источник

Жанры древнерусской литературы

Определение

Жанр – это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.

Жанры древнерусской литературы исследователи делят на первичные и объединяющие.

Первичные жанры

К основным первичным жанрам относятся:

  • житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых;
  • слово – образец торжественного красноречия;
  • поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях;
  • повесть – повествование о важных исторических событиях;
  • хождение (хожение) – описание различных путешествий в иные земли или приключений;
  • летописный рассказ – развернутое описание;
  • летописное сказание – повествование с отсылкой к устному фольклорному преданию;
  • погодная запись – краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи.

Объединяющие жанры

К объединяющим жанрам древнерусской литературы относятся:

  • летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности;
  • хронограф – описание времени 15-16 вв.;
  • четьи-минеи – собрание произведений о святых людях;
  • патерик – описание жизни святых отцов.

Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров.

Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров.

Летопись, являющаяся одним из самых древних жанров, играла огромную роль в древнерусской литературе и в Древней Руси в целом. Говоря кратко, летопись была не только свидетельством об исторических событиях прошлого, но и политическим и юридическим документом.

Таблица

Приведенная ниже таблица «Жанры древнерусской литературы» включает в себя названия жанров с примерами из древнерусской литературы:

Жанр

Произведение древнерусской литературы

«Житие Александра Невского»

«Слово о Законе и Благодати»

«Поучение Владимира Мономаха»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Хожение за три моря» (Афанасий Никитин)

Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского

Сказание о мести Ольги древлянам

Погодные записи из «Повести временных лет»

Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

Что мы узнали?

Жанры древнерусской литературы делятся на первичные (житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописный рассказ, летописное сказание, погодная запись и др.) и объединяющие (летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик). Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров. В одной книге часто были собраны произведения разных жанров. Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

Источник

Adblock
detector