Меню

Виды полета птиц таблица



Как и почему птицы летают? Описание, фото и видео

Полет — основной тип передвижения (локомоции) большинства видов птиц, который помогает им питаться, мигрировать и бежать от хищников. Умение летать требует от птиц способности решать многие задачи, от, собственно, полета к взлета, посадки и ориентации; способы решения этих задач сильно зависят от размера птицы и его экологической ниши. Хотя определенные биологические адаптации (например, уменьшение массы) характерны для всех птиц, другие (например, форма крыльев) характерны только для определенных групп и обусловливают присущие именно им способы полета.

Отделы тела

Тело птиц имеет следующие отделы:

  • туловище;
  • голова;
  • шея;
  • конечности;
  • хвост.

Туловище птиц яйцевидное. Обтекаемая форма туловища – одно из основных приспособлений птиц к полёту во внешнем строении.

Голова небольшая, на ней расположены глаза, ноздри и ушные отверстия, которые спрятаны под перьями. Ушные раковины отсутствуют.

Зубов нет. Челюсти покрыты клювом, различной величины и формы. Форма клюва соответствует способу добычи и виду пищи. Клюв покрыт роговым чехлом.

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Внутреннее строение птиц
  • 2. Опорно-двигательная система птиц

Рис. 1. Клювы птиц.

Шея подвижная, различной длины, при полете вытягивается, что также увеличивает обтекаемость.

Крылья

Передняя пара конечностей приспособлена к полёту и называется крыльями. В раскрытом виде крылья имеют форму буквы Z.

У крупных птиц крылья широкие, позволяют планировать и подниматься на восходящих потоках воздуха. У соколов – заострённые, для быстрого пикирующего полёта. У лесных птиц крылья всегда меньше, чем у сходных видов, обитающих на открытых пространствах.

Авиаконструкторы давно изучают внешнее строение птиц и используют полученные знания при строительстве летательной техники.

Ноги птиц служат для перемещения по земле, деревьям и другим поверхностям. Длина ног и их строение зависит от среды обитания. Например, у водоплавающих видов ноги снабжены перепонками для плавания. Бегающие виды птиц имеют особо сильные ноги.

При ходьбе птица опирается на пальцы. Пальцы противопоставлены, чтобы птица могла обхватывать ветви деревьев. 3 пальца расположены спереди и один сзади. На концах пальцев имеются когти.

Остальные кости стопы собраны в цевку, она смягчает посадку.

Эволюция

Считается признанным, что птицы развились из небольших тероподных динозавров, однако сам механизм возникновения способности к полету является одним из старейших нерешенных вопросов палеонтологии. Главными являются три гипотезы:

  • «С деревьев вниз» (англ. Arboreal или trees down, Marsh, 1877), по которой предки птиц сначала научились планировать вниз с деревьев, после чего развили эту способность к настоящему полета за счет силы мышц;
  • «С земли вверх» (англ. Cursorial или ground up, Williston, 1879), по которой предки птиц были небольшими ловкими динозаврами, развили перья для других нужд, а затем стали использовать его для поднятия в воздух и полета;
  • «Бег с помощью крыльев», вариант «с земли вверх», в котором крылья развились для образования направленной вниз силы, делала лучший контакт с поверхностью, а в результате — высокую скорость бега и способность бегать по вертикальным поверхностям.

До сих пор остается неизвестным, имел способность летать первый известный птица — археоптерикс (Archaeopteryx). С одной стороны, археоптерикс был структуры мозга и сенсоры внутреннего уха, которые птицы используют для контроля своего полета, а его перья было расположено подобно перьев современных птиц. С другой стороны, археоптерикс не имел плечевого механизма, с помощью которого современные птицы совершают быстрые восходящие движения; это может, в частности, указывать на то, что первые птицы не были способны к маховых полета, но могли парить. Наличие большинства ископаемых этой птицы в приморских районах без густой растительности также привело к гипотезе, что эти птицы могли использовать крылья для бега по поверхности воды, подобно ящериц-василисков.

С деревьев вниз

Это самая по времени выражения гипотеза, созданная по примеру парящих позвоночных, таких как белки-литягы. По этой гипотезе, протоптахы, подобные археоптерикса, использовали когти для того, чтобы подниматься на деревья, с которых они взлетали с помощью крыльев.

Однако более поздние исследования поставили эту гипотезу под сомнение, приводя данные, первые птицы не умели лазить по деревьям. Современные птицы, имеют такую ​​способность, имеют значительно скривлениши и крепкие когти, чем у тех, что живут на земле когти же птиц Мезозойской эры, как и в связанных с ними динозавров-тероподов, подобные когтей современных наземных птиц.

С земли вверх

Перья было достаточно распространенным среди целурозавры, включая раннего тиранозавроида Dilong, а современных птиц палеонтологи чаще всего относят именно к этой группе, хотя некоторые орнитологи относят их к родственным группам. Функциями этого перья могли быть теплоизоляция или половая демонстрация. В распространенной версии возникновения полета «с земли вверх» утверждается, что предки птиц были небольшими наземными хищниками (как современный подорожник), которые использовали свои передние конечности для поддержания равновесия, а позже эти покрытые перьями конечности развились в крылья, способные поддерживать птицы в полете. Другой вариант гипотезы выводит развитие полета со полового поведения и драк: для привлечения внимания противоположного пола развилось длинные перья и сильные конечности, сначала использовались как оружие, а потом оказались пригодными к маховых полета. Также, из-за того, что много остатков археоптерикса происходят из морских отложений, было предложено, что крылья могли помогать этим птицам двигаться и по поверхности воды.

Противники этих гипотез прежде критикуют предположение, что птицы произошли именно от целурозавры. В частности, на основе эмбриологического анализа, указывает на образование крыльев с 2, 3 и 4 пальцев (гомологов указательного, среднего и безымянного пальцев человека, первый из этих пальцев у птиц формирует придаточное крыло, для предотвращения опрокидывания в полете, например при посадке) но передние конечности целурозавры были сформированы пальцами 1, 2 и 3 (большой и следующие два пальца человека). Однако эти эмбриологические исследования было также подвергнуто сомнению через различные типы развития конечностей у различных групп родственных животных, могли потерять пальцы и развить новые в процессе эволюции.

Бег с помощью крыльев

Гипотеза «бега с помощью крыльев» основана на наблюдении молодых кекликов и утверждает, что крылья получили свои аэродинамические функции в результате необходимости быстро бегать по крутым поверхностям, таких как стволы деревьев, или для избежания хищников или, наоборот, для неожиданной атаки. Для этого требовалась сила, прижимающая птицы к поверхности. Однако первые птицы, включая археоптерикса не имели плечевого механизма, с помощью которого современные птицы совершают быстрые движения вверх; а потому, что образование силы вниз требует этого механизма, эта гипотеза подвергается значительной критике.

Потеря полета в некоторых современных птиц

Некоторые виды птиц, особенно те, что живут на изолированных островах, где нет наземных хищников, потеряли способность к полету. Это доказывает, что, несмотря на большие преимущества полета, он требует больших затрат энергии, и поэтому, когда нет хищников, может стать ненужным.

Перьевой покров

Перья являются производными кожи. Участки кожи, покрытые перьями, называются птерилиями. Есть участки без перьев – аптерии. Перо состоит из толстого полого стержня, на котором расположены тонкие стержни – бородки. От каждой бородки отходят бородки второго порядка, имеющие мелкие крючки. Все бородки сцепляются между собой, образуя эластичное опахало.

Рис. 2. Строение пера.

Все перья можно разделить на две группы:

  • пуховые;
  • контурные.

Пуховые перья не имеют бородок второго порядка. Они подстилают контурные и сохраняют тепло.

Контурные перья образуют контур тела. Они также уменьшают потери тепла, а ещё:

  • образуют гребную лопасть крыла;
  • образуют рулевую плоскость хвоста;
  • защищают птицу от механических воздействий.

В зависимости от расположения контурные перья делят на:

  • маховые;
  • рулевые;
  • покровные.

Маховые и рулевые перья самые длинные. Маховые образуют лопасть крыла, рулевые расположены в хвосте.

Число контурных перьев у крупных птиц больше. Так, у колибри их около 100, у чаек 5–6 тыс., у лебедей 25 тыс.

Птица способна изменять степень раскрытия перьев и изгиб крыла, что позволяет ей маневрировать и тормозить при полёте.

Рис. 3. Фазы полёта птицы.

Для птиц характерна линька, или смена перьев. В году может быть не одна, а две и три линьки. Иногда линька связана с появлением брачного наряда птицы.

Некоторые птицы при линьке определённое время не могут летать и вынуждены скрываться в труднодоступных местах.

Подытожим характеристику приспособлений птиц к полёту в таблице «Внешнее строение птиц».

Особенности строения Характеристика Эффект
Перьевой покров Плотно прилегающие друг к другу эластичные перья Создают машущий и рулевой контуры тела и защищают птицу
Форма тела Обтекаемая Минимальное сопротивление воздуха
Крылья Приспособлены для многократных машущих движений Создание подъёмной силы

История исследования

Начало исследованиям полета птиц заложил еще Аристотель в работе «Части животных», в четвертой книге. Он считал, что скорость пропорциональна силе, действующей на тело, поэтому для его движения постоянно необходим «двигатель», что движет тело, а сам при этом остается неподвижным. Чтобы объяснить движение летающих объектов, Аристотель был вынужден ввести понятие передачи функции «двигателя» частям воздуха. Понятие инерции, ускорения и аэродинамического сопротивления тогда еще не были известны, поэтому фактически физика полета осталась необъяснимой.

Читайте также:  Запрос таблица способы создания и назначения

Только через два тысячелетия следующий значительный шаг вперед сделал Леонардо да Винчи в своей работе «О полете птиц». Его заметки, написанные в виде инструкций для птиц, подробно описывали, что нужно делать не только при равномерном полете, но и для взлета и посадки, при порыве ветра и в других ситуациях. Его изображение детально показывали этапы движения частей тела птиц. Также он ввел понятие давления воздуха и его изменений вокруг крыльев. Однако работы Леонардо да Винчи о полете птиц долго оставались малоизвестными — их было опубликовано лишь в середине ХХ века.

В работе Джованни Альфонсо Борелли «О движении животных», опубликованной 1680-го, подробно описано анатомию птиц с точки зрения механики и построено модель, которая объясняла образования подъемной силы. Также Борелли опроверг идею Аристотеля о роли хвоста птиц в регулировании направления полета.

Следующие этапы развития знаний о полете птиц связаны со становлением гидродинамики. Так, Христиан Гюйгенс в XVII веке измерил зависимость аэродинамического сопротивления от скорости, а его ученик, Готфрид Лейбниц фактически ввел понятие закона сохранения энергии. В 1738 году Бернулли в работе «Гидродинамика» опубликовал выведенный им закон, связывал давление жидкости с ее скоростью (сейчас известный как закон Бернулли), на основе которого Леонард Эйлер вывел набор дифференциальных уравнений, описывающие движение жидкости. Эти уравнения впервые позволили количественное описание полета, хотя и не давали правдоподобных результатов из-за отсутствия в них вязкости. Только в 1843 году в работе Жан-Клода Барре де Сен-Венана, написанной на основе работ Мари-Анри Навье и, независимо, в работе 1845 Габриэля Стокса уравнения Эйлера были дополнены вязкостью и получили название уравнений Навье- Стокса.

Первые попытки применения этих принципов для копирования полета птиц и создание летательных аппаратов тяжелее воздуха были осуществлены Джорджем Кейли в начале XIX века. В своих трудах 1809-1810 годов он опубликовал первые количественные расчеты деталей полета птиц и вывел форму наименьшего сопротивления для заданного объема. Он осуществил первые попытки создания искусственных летательных аппаратов, однако, завершились неудачей. Эти попытки были продолжены Лилиенталь, который также подробно исследовал полет птиц и сделал на его основе собственный летательный аппарат, но его эксперименты закончились даже хуже — сам Лилиенталь погиб от травм, полученных при аварии. В 1880-х годах Этьен-Жюль Маре еще дальше продвинулся в исследовании полета птиц, когда снял первые кинофильмы полета птиц и сконструировал очень сложные экспериментальные установки для измерения сил и давления воздуха во многих точках вокруг птицы, в частности он измерил эмпирическую зависимость аэродинамического сопротивления от поверхности .

В начале ХХ века, с созданием работающих самолетов, основное направление гидро- и аэродинамики сместился с исследования птиц на исследования аппаратов с неподвижными крыльями. Для этих аппаратов были созданы детальные теории, и хотя обычно считалось, что их можно применять и для птиц, экспериментальных исследований практически не проводилось. Большим прорывом середины XX века стало, однако, создание треугольного крыла (например, в Конкорда) с целью создания стабильного вихря на переднем крае крыла, принцип, что, как было показано позднее, широко используется насекомыми и, вероятно, птицами.

Только в 1960-х годах исследования полета птиц началось прежде всего именно ради изучения птиц. К тому времени уже была подробно известна функциональная анатомия этих животных, хотя некоторые детали были открыты гораздо позже. Тогда же стало возможным и использование рентгеновской фотографии для визуализации костей в полете и сокращений отдельных мышц. Также были измерены затраты энергии на различные цели при полете. Исследования не ограничивались лабораторными, развитие радаров позволил измерять скорость полета в природных условиях и изучать стратегию поведения птиц в различных случаях.

Однако все еще неизвестно, насколько современная аэродинамическая теория может быть применена к птицам и способна ли она описать все режимы их полета. Птицы способны подниматься с места и приземляться где угодно, способны зависать на одном месте и эффективно использовать ветер. Каким образом они это делают, до сих пор остается предметом исследований.

Источник

Скорость полета птиц таблица

Ласточки – одни из самых известных перелётных птиц в мире. Это крайне неприхотливые птицы, которые могут уживаться практически в любом месте. Они селятся в самых различных местах: на домах людей, на деревьях, на отвесных скалах и обрывах. Чаще всего ласточки живут в гнёздах, но есть и исключения. Например, береговые ласточки селятся на песчаных обрывах, где невозможно прикрепить гнездо, поэтому они делают норы в мягком и податливом грунте. Всего известно около 80 видов ласточек.

Общие сведения

Ласточка – очень изящная птица. Она отличается черным оперением с красивым синим отливом на спине. Брюшко и нижняя часть крыльев имеет желтый или белый цвет, голова слегка приплюснута, клюв небольшой. Особое изящество придают ласточкам вытянутые узкие длинные крылья и хвост с разрезом. Самец и самка похожи друг на друга как две капли воды и практически не имеют различий. Это существенно отличает их от большинства птиц, у которых самец обычно имеет более яркое и красивое оперение, чем самка.

Ласточки – достаточно миниатюрные птицы, их длина колеблется от 9 до 24 см. Вес самых крупных представителей достигает 25 и 60 гр., самые маленькие особи имеют вес всего 10 гр.

Скорость перелетных птиц

Какая скорость перелетных птиц достаточно интересный вопрос. Так как эти птицы преодолевают огромные расстояния.

Скорость перелетных птиц

По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/ч, а для крупных около 80 км/ч.

Часто перелёт проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70—90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км.

Большинство птиц совершает перелеты днем и ночью, лишь немногие виды – только днем или только ночью. Дневной перелет начинается с восходом солнца и длится до заката, ночной – через 40 – 60 мин после заката и обычно продолжается всю ночь. Летят птицы не каждый день, обычно они чередуют 1 – 2 дня (или ночи) полета с остановкой на 5 – 10 суток. Скорость, как правило, нарастает к концу перелета.
Скорость полета птиц

Вид Скорость, км/час
Ястреб-перепелятник 41,4
Серебристая чайка 49,7
Большая морская чайка 50
Ворона 50-59
Стриж 100-120 (пикирующей полет до 160 км/ч)
Сокол-сапсан 140 (пикирующей полет до 360 км/ч)
Галка 60
Скворец 65-81
Сокол 66-79
Кулики 66-85
Гуси 69-91
Утки 72-97
Ласточки 60-80

Можно только подивиться их силе и выносливости во время самого перелета. Гуси вполне комфортно себя чувствуют на высоте 8 000 м, где малая плотность атмосферы заставляет прилагать значительные усилия для передвижения, а это требует соответствующих затрат кислорода, которого на больших высотах не хватает. Но легкие птиц тем и отличаются от легких млекопитающих, что позволяют производить энергию для полета даже из разреженного воздуха.

Организм мигрирующих птиц функционирует достаточно интенсивно, чтобы справиться с длительными перелетами. Например, у самой маленькой перелетной птицы колибри, вес которой иногда не превышает и 1,6 г, обменные процессы происходят в 20 раз активнее, чем у слона. Для того, чтобы преодолеть расстояние между Гавайями и Аляской, колибри должна совершить около 2,5 млн взмахов крыльями, оставаясь при этом в воздухе целых 36 часов. Поэтому птицам приходится отдыхать во время перелетов – приземляясь на время для отдыха и кормежки или расправляя крылья для свободного парения на высоте.

Чтобы совершить столь длительный перелет, птицы начинают заблаговременно готовиться – запасаться жиром. В это время они активно кормятся калорийными семенами растений, личинками насекомых, притом многие пернатые могут переключаться с одного вида корма на другой без ущерба для организма. Зато перед отлетом птицы накапливают достаточный запас “топлива”, который и позволяет им без остановок добираться до места зимовки или до ближайшего перевалочного пункта.

Теперь Вы знаете какая скорость перелетных птиц и какие расстояния преодолевают эти птицы.

Вам может быть интересно:

  • Как выглядит трясогузка?
  • Сколько живут лебеди? Продолжительность жизни
  • Чем питается лиса обыкновенная?
  • Что ест иволга?
Читайте также:  Что такое произведение растворимости таблица

Как ласточки строят гнёзда

Крохотные птички предпочитают жить колониями. Это позволяет беззащитным птахам совместными усилиями в случае опасности отразить нападение хищника. Гнёздышки ласточки строят из комочков земли, соломинок, конских волос, травинок, которые склеивают собственной слюной. Конструкция получается очень прочная и надёжная. Дно гнезда миниатюрные труженики выстилают пухом, перьями, мелкими веточками, шерстью животных.

Свив гнездо, ласточка обычно возвращается в него и на следующий год, при необходимости достраивая или ремонтируя.

Ласточки в случае опасности мужественно защищают гнездо, бросая его только в самых крайних случаях.

Беркут | скорость 320 км/ч

Беркут – один из самых быстрых летунов, способный набирать в полёте скорость до 320 км/ч. Это хищная птица, которая относится к семейству ястребиных. Длина тела орла может достигать 1 метра, а его масса составляет от 3 до 7 кг. Размах его крыльев варьируется в пределах 2–2,4 м. В поисках добычи охотники способны подолгу парить высоко в небе, при этом их активность остаётся минимальной. Их движения в воздухе легки и маневренны. Заметив добычу, беркут стремительно набирает скорость и бросается на добычу. Себе в жертвы хищник выбирает птиц, грызунов, зайцев. Может также поживится крупной, больной добычей в виде косуль, оленей, овец и телят. Ареал обитания беркута достаточно широк и включает большую часть Голарктики, Аляску, Канаду, Шотландию, Кавказ и т.д. Также его можно встретить во всей лесной зоне России.

Забота о потомстве

Пары у ласточек формируются по весне и, как правило, сохраняются в течение всей жизни. За сезон семейство ласточек может вывести два выводка. В более северных районах они делают всего одну кладку. В кладке чаще всего бывает 3-4 яйца, иногда количество доходит до 6 яиц. Самка высиживает яйца около двух недель. В это время самец заботливо приносит ей еду в гнездо.

Птенцы ласточек появляются на свет совершенно беспомощные. В родительском гнезде они обычно живут до трёх недель. Научившись летать, птенцы покидают родительское гнездо. Недавно появившиеся на свет птенцы необычайно прожорливы, поэтому корм им приносят оба родителя — и самец, и самка. Кормят их до 300 раз в день. У ласточек хорошее зрение. Они способны на высокой скорости разглядеть крошечное насекомое. В поисках пищи ласточки, как правило, не улетают от гнезда на расстояние более 0,5 км.

Виды ласточек

Несмотря на то, что в мировых масштабах насчитывается около восьми десятков видов ласточек, наибольшее распространение и практически повсеместное обитание получили:

  • деревенские ласточки. Вид характеризуется иссиня-черной областью спины и крыльями, беловато-розовой грудью и брюшком. В народе такой вид получил достаточно широко распространенное и оригинальное название «касатка». Селиться эти птицы предпочитают в непосредственной близости от человеческого жилья. Очень часто пернатые этого вида сооружают гнезда под кровлей жилых или заброшенных домов. Деревенская ласточка прилетает после окончание зимнего периода, с наступлением лета;

Источник

Какие птицы летают быстрее всех

Свои скоростные качества пытаются демонстрировать не только существа, обитающие на суше, но также и те, кто способен подняться высоко в небо. Ведь там точно также как и на земле идет постоянная борьба за жизнь. И тут уж как говориться — приходиться очень постараться, что выйти из этой борьбы победителем.

Скорость животных, обитающих на суше, полностью зависит строения скелета и от силы конечностей. Скорость пернатых, которые парят высоко в небе, зависит немного от других немаловажных факторов. Здесь скорость зависти не только от строения скелета и от силы крыльев, но также и от особого умения пользоваться всем этим. О самых быстрых птицах и пойдет наш разговор.

Скорость, дальность, высота полета птиц

Относительно скорости полета птиц исследователи придерживаются различных мнений. На нее очень сильно влияют атмосферные явления, поэтому при дальних перемещениях птицы то летят быстрее, то медленнее, то делают длительные перерывы для отдыха.

Выпустив птицу в каком-то месте, очень трудно сказать, когда она прилетит в «пункт назначения», ведь она может лететь далеко не все время своего отсутствия. Скорость, вычисленная путем простого деления расстояния на время перелета птицы, часто бывает заниженной. В особенно «ответственные» моменты — преследуя добычу или спасаясь от опасности — птицы могут развивать и очень большие скорости, но, конечно, долго их не выдерживают. Крупные соколы во время ставки — преследования птицы в воздухе — достигают скоростей в 280-360 км/ч. Обычные, «повседневные» скорости птиц средней величины гораздо меньше — 50-90 км/ч.

Все сказанное выше касалось машущего полета. Скорость скользящего полета также трудно поддается измерению. Считают, что чеглок планирует со скоростью 150 км/ч, бородач-ягнятник — 140, а гриф — даже 250 км/ч.

Дальность беспосадочных перелетов птиц обсуждается уже давно. Так же как и скорость, ее очень трудно измерить. Сокол, выпущенный под Парижем, через день был обнаружен на острове Мальта за 1400 км. Задерживался он в пути или летел все время, неизвестно. Вообще птицы останавливаются в пути довольно часто, и отрезки беспосадочных перелетов у них невелики. Этого нельзя сказать о перелетах через водные преграды, где птицам негде сесть. Рекорд на дальность беспосадочного перелета принадлежит куликам — бурокрылым ржанкам, ежегодно пролетающим над океаном с Аляски на Гавайи и обратно 3000 км. Птицы перелетают без посадки через Мексиканский залив (1300 км), Средиземное море (600-750 км), Северное море (600 км), Черное море (300 км). Значит, средняя дальность беспосадочного перелета птиц составляет около 1000 км.

Как правило, высота полета птиц не достигает 1000 м. Но отдельные крупные хищники, гуси, утки могут подниматься и на значительно большие высоты. В сентябре 1973 г. африканский гриф столкнулся с гражданским самолетом на высоте 12 150 м над Берегом Слоновой Кости. Гриф вывел из строя один из моторов, но самолет благополучно приземлился. Это, видимо, абсолютный рекорд высоты полета птиц. До этого бородач был отмечен в Гималаях на высоте 7900 м, пролетные гуси там же на высоте 9500 м, кряква столкнулась с самолетом над Невадой на высоте 6900 м.

Птицы — самые быстрые живые существа на Земле, значительно в скорости опережающие «водяных» и «сухопутных» представителей фауны. Ответить же на вопрос, кто из пернатых является самым скоростным, можно только при условии, что птицы будут оцениваться исходя из особенностей их полёта, т.к. некоторые развивают максимальную скорость в пикирующем полёте, в то время как большинство птиц летают обычным горизонтальным способом. Давайте, сначала познакомимся с самыми быстрыми представителями именно такого, горизонтального, полета как наиболее естественного.

Обыкновенная пустельга (Falco tinnunculus) — 63 км/ч

— небольшая птица имеющая среднюю скорость полета около 63 км/ч. Пустельга летает, чередуя медленный или быстрый полет со скольжением. Иногда птицы могут парить и даже зависать в воздухе, тогда хвост как бы подвисает, а крылья совершают быстрые мелкие взмахи («вибрируют»). Обыкновенная пустельга может также двигаться по инерции, сложив крылья, или лететь при неполном их раскрытии.

Ласточка — 65 км/час

внешне похожи на стрижей, но не настолько быстры. Скорость ласточек обычно около 40 км/ч, но им под силу развивать и до 65 км/час. Обтекаемая форма тела, заостренные узкие крылья, раздвоенный хвост, — все это помогает птицам в поимке насекомых налету, обеспечивает выносливость ласточкам и хорошую маневренность.

Дрозд-рябинник (Turdus pilaris) – 70 км/ч

(Turdus pilaris) – один из крупных и интересных дроздов. Эти стайные птицы очень широко распространены на всей территории Евразии. Дрозды-рябинники имеют необычный голос и интересное оперение. У них серая голова и верхняя часть хвоста, остальная его часть черная, белая грудь с пестринами, крылья и часть спины между ними коричневые («кафтанчик»). Скорость этих птиц около 70 км/ч, при этом они несколько больше скворцов по размерам (25 см) и размаху крыльев (39-42 см).

Скворец обыкновенный (Sturnus vulgaris) — 70 км/ч

Вестники весны скворцы

(Sturnus vulgaris) могут похвастаться не только приятным голосом и завидной «семейностью», но и скоростью своего полета. Они способны лететь со скоростью до 70 км/ч. Скворцы обитают практически на всех континентах планеты. Интересно, что как таковых гнезд скворцы не строят, просто выкладывают подходящее место пухом и травой. Самцы помогают самкам в воспитании потомства: подкармливают птенцов, учат их летать. Когда «семейные» обязанности завершены, скворцы собираются в стаи и кружат по округе в поисках пищи.

Почтовый голубь — 100 км/ч

Всем известные почтовые голуби

также отличные летуны. У голубей невероятная память, они могут преодолевать огромные расстояния, выполняя задание хозяина или возвращаясь домой. Скорость их полета очень даже не маленькая – 90-100 км/ч. Они способны проводить в небе до 16 часов. Интересно, что почтовым голубям воздвигнуто больше памятников, чем другим пернатым. Мало того, памятник почтовому голубю есть почти в каждом европейском городе. Большая их часть связана с заслугами почтовых голубей во время Второй мировой войны.

Читайте также:  Метод таблиц шульте таблица

Гага обыкновенная (Somateria), самец и самка — 100 км/ч

Птицы рода гаги

(Somateria) из семейства утиных хоть и проводят большую часть жизни на воде, но по скорости полета обошли многих других птиц. Скорость, которую может развить гага, около 100 км/ч. Свои перелеты птицы совершают достаточно большими группами в построении «клин» или «вереница». Подниматься высоко в небо гагам нет необходимости, ведь их еда находится в воде (моллюски, ракообразные, черви и прочее), поэтому они летают низко. Эти птицы отличные ныряльщики, они могут погружаться на глубину до 20 метров. На сушу гаги выходят редко.

Сероголовый альбатрос (Thalassarche chrysostoma) — 130 км/ч

(Thalassarche chrysostoma), птица с самым большим размахом крыльев (3,5 м), конечно же, не совершает таких стремительных пике, как сокол-сапсан, и не кружит во сне, но она способна больше восьми часов подряд поддерживать среднюю скорость полета 130 км/ч. Этот факт был установлен благодаря датчикам слежения, прикрепленным к лапе одной из птиц этого вида. Эти данные даже зафиксированы в Книге рекордов Гиннеса.

Черный стриж (Apus apus) — 150 км/ч

И, наконец, чемпион по скорости горизонтального полета — черный стриж

. Это птица небольших размеров с размахом крыльев 40-46 см. Строение их тела позволяет черным стрижам развивать скорость до 150 км/ч. Интересно, что эти птицы практически живут в небе, проводя там 24 часа в сутки на протяжении более 3 лет. Птицы даже спят в полете: поднимаясь на высоту 2-3 тысяч метров, они кружат по кругу, просыпаясь каждые 5 секунд для того, чтобы сделать взмах крыльями.

И теперь настало время познакомиться с абсолютным рекордсменом по скорости. Это сокол-сапсан

. И, хотя, он уступает черному стрижу по скорости горизонтального полета, в пике развивает просто сумасшедшую скорость.

Сокол-сапсан (Falco peregrinus) в пике умудряется развить скорость более 360 км/ч

Представитель семейства соколиных — сапсан охотится на летящую птицу, поднимаясь над ней и, сложив крылья, бросается затем сверху. Удар он наносит сложенными и прижатыми к туловищу лапами. По точным вычислениям, падая на добычу под углом в 25°, сокол летит со скоростью 75 метров в секунду; при падении под углом, близким к прямому, скорость увеличивается до 100 метров в секунду или 360 км/ч. Есть данные, что сапсан способен развить скорость до 440 км/ч, что сравнимо со скоростью некоторых самолётов. Сапсаны начинают преследование добычи уже с расстояния от одного до полутора километров.

Источник

Приспособленность птиц к полету

Виды полета птиц Существует несколько принципов классификации полета птиц. Остановимся на двух из них. Первый принцип — аэродинамический. Согласно ему выделяют два основных типа полета — парящий и машущий.

Парящий полет более простой. Это подъем вверх или сохранение набранной высоты на практически неподвижных крыльях. Раньше считали, что воздух внутри воздушных мешков птицы теплее наружного настолько, что он, подобно теплому газу в воздушном шаре, поднимает ее вверх. Однако расчеты показали, что таким образом масса может уменьшиться лишь на 1/12 г на каждый килограмм массы птицы. Это, конечно, совершенно недостаточно для подъема вверх. Н. Е. Жуковский первым показал, что источник энергии парящей птицы лежит вне ее — в энергии движущегося воздуха. Известно, что разные части суши нагреваются и остывают с разной быстротой. От нагретых поверхностей поднимаются мощные вертикальные потоки тепла – термики. Они особенно значительны на большой высоте под облаками. Там их скорость достигает 4—6 м/с. Если птица раскроет крылья и будет парашютировать вниз в совершенно неподвижном воздухе, то скорость снижения при этом у цапли составит 0,68 м/с, аиста — 0,74 м/с, ястреба — 0,75 м/с, альбатроса — 0,51 м/с. В то же время даже самый легкий восходящий поток движется вверх со скоростью 0,5—1 м/с. Если птица «падает» в таком потоке, то она почти или совсем не теряет высоту. Если же ток теплого воздуха сильнее, что бывает довольно часто, то птица будет непрерывно подниматься вверх. Этот тип парения называют статическим. Птицы часто поднимаются в терминах широкими кругами. В теплое время года воздушных «лифтов» в атмосфере бывает довольно много. Коршуны, канюки, чайки пользуются ими помногу часов подряд. Постоянные горячие восходящие ветры Иорданской долины определяют путь пролета белых аистов, которых из года в год встречают на этой «трассе». Птицы обычно опускаются от вершины одного термика к подножию другого, а затем поднимаются вместе с ним. Они умеют пользоваться также вертикальными токами воздуха, обтекающими грозовые тучи, дома, корабли. Подвесившись в таком потоке над мачтой корабля, чайки часами сопровождают его, не взмахивая крыльями, словно привязанные за ниточку. Человек, живя на земле, имеет лишь смутное представление о всевозможных воздушных течениях, которые для пернатых имеют такое же значение, как водные течения для рыб.

Второй тип парения — динамическое. Это передвижение над совершенно ровной местностью за счет энергии неоднородного пульсирующего потока воздуха. Различают три типа его: парение в горизонтальном ветре, дующем слоями, причем скорость ветра с высотой возрастает; парение в горизонтальном порывистом ветре; парение в ветре с вертикальными пульсациями.

В горизонтальном ветре постоянной скорости никакого парения быть не может. Если же скорость ветра возрастает с высотой, то парение возможно. Тогда восходящая часть траектории совершается против ветра, а нисходящая — по ветру. С земли такая траектория представляется рядом петель, расположенных одна над другой и смещенных по ветру. Чаще всего так перемещаются чайки над морем.

В горизонтальном ветре, дующем порывами, тоже возможно парение. Для этого птице надо все время лететь по ветру, пока скорость его убывает, и против ветра, когда она возрастает. Движения птиц при таком парении кругообразны; порывы ветра должны быть достаточно длительны, не менее 10 сек. каждый.

Третий тип динамического парения возможен при ветре, имеющем вертикальные пульсации, нечто подобное морским волнам, но значительно большей длины. Лучше всего их используют птицы с длинными узкими крыльями — альбатросы, буревестники. Когда альбатрос находится у поверхности воды, он помещается обычно между двумя волнами, где ветер слабее. Затем он поворачивается против ветра и поднимается на высоту 10—15 м, используя создаваемую им подъемную силу. Там поворачивается направо или налево и спускается с попутным или боковым ветром до самой воды, а затем снова повторяет тот же маневр. Период маневра довольно постоянен.

Машущий полет с использованием мускульной энергии птицы прежде всего направлен на создание силы тяги, а подъемная сила возникает благодаря поступательному движению. Различают два основных способа машущего полета — пропеллирующий и вибрационный и несколько дополнительных, менее распространенных. У птиц с пропеллирующим полетом крыло функционально неоднозначно по длине: первостепенные маховые создают тягу, а второстепенные служат несущей поверхностью. Птица машет крыльями с небольшой амплитудой, опускает крылья несколько медленнее, чем поднимает. Так летают средние и крупные птицы: чайки, вороны, дрозды, голуби и многие другие.

Машущий полет птиц

Вибрационный полет отличается более частыми взмахами крыла — до 30 и более в секунду, большой амплитудой взмаха и недоразвитием на крыле области второстепенных маховых. Вся работа приходится на долго кистевой части крыла и идет па преодоление силы тяжести. Так летают мелкие и очень мелкие птицы, например колибри. Ось тела всегда наклонена.

Вибрационный полет Колибри

Волнообразный или пульсирующий полет характерен для многих воробьиных птиц — скворцов и других, а также для стрижей, дятлов. Пропеллирующий полет здесь сменяется небольшим периодом скольжения, во время которого птица теряет высоту. Иногда птица время от времени совсем складывает крылья, что хорошо можно наблюдать, например, у трясогузок.

Хлопающий полет применяют только куриные птицы, способные с места набирать большую скорость. Он характеризуется быстрыми шумными взмахами с большой амплитудой, Долго так лететь птица не может. Примеры — взлет рябчика, фазана.

Трепещущий полет птицы используют в тех случаях, когда надо остановиться в воздухе. Тело принимает почти вертикальное положение, хвост широко развернут, а крылья машут учащенно. Сила тяги совпадает с подъемной и равняется весу тела, в итоге птица «стоит» в воздухе. Из мелких птиц таким образом часто зависают синицы и пеночки при осматривании концевых веточек деревьев, трясогузки и мухоловки — при ловле насекомых в воздухе.

Источник

Adblock
detector