Меню

Виды мирового транспорта таблица

Виды мирового транспорта таблица

Транспорт называют барометром мировой экономики. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира превышает 35 млн. км. Весь транспорт мира ныне потребляет 20-25% всего сжигаемого ископаемого топлива в год, доля авиации в этом потреблении составляет 13%, автотранспорта 80%.

Автомобильный транспорт. Протяженность автомобильных дорог уже достигла 24 млн. км; примерно половина автомобильных дорог приходится на пять стран: США, Индию, Россию, Японию, Китай. В США на 1 тыс. жителей приходятся 600 автомобилей. Самая высокая плотность автомобильных дорог в России приходится на Чувашскую республику.

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Общая протяженность железных дорог в мире 1,2—1,3 млн км. Более половины их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, Германию, Бразилию. По густоте сети выделяются страны Европы. За исключением некоторых стран Европы и Японии, где расширяется сеть высокоскоростных пассажирских линий, грузовые перевозки составляют основу деловой активности железных дорог. В Америке, Австралии железные дороги по преимуществу грузовые (почти 95%). В США и Канаде общий объем грузовых перевозок на 14 крупнейших железных дорогах составляет более четверти мировой перевозочной работы. B России на грузовые перевозки приходится 80%. Для Европы в целом этот показатель равен практически 60%. В странах ЕС, Швейцарии и Норвегии доминирующую роль играют пассажирские перевозки (54%).

В Восточной Азии проектируется южное направление Трансазиатской железной дороги длиной 4700 км. Путь пройдет из Сингапура через Куала-Лумпур, Бангкок, Пномпень, Сайгон и Ханой до Куньмина в КНР. Имеется также предложение о создании южной Трансазиатской железной дороги из Таиланда через Мьянму (Бирму), Бангладеш, Индию, Пакистан, Иран, Турцию и далее на запад.

В 1996 г. Японское агентство развития согласилось оказать помощь в развитии пограничного перехода из Казахстана в Китай (Дружба-Алашанькоу). В 1996— 1997 гг. через переход пропущено по 2 млн тонн грузов.

В 1997 г. на японских железных дорогах произведено испытание опытного че-тырехвагонного поезда нового поколения на магнитном подвесе с использованием эффекта сверхпроводимости с максимальной скоростью до 550 км/ч. Аргентина и Бразилия входят в «первую десятку» стран по общей протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км, более 2 тыс. км из которых электрифицировано. Железнодорожный транспорт Латинской Америки, как и автомобильный, в большинстве своем соединяет места добычи полезных ископаемых с морскими портами, поэтому густота сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что связано с обменом портов, ряд из которых имеет мировое значение. Коммерческий оборот грузовых перевозок в Австралии и Новой Зеландии в три раза превышает оборот пассажирских.

Железные дороги Австралии, прежде всего Queensland Rail, доказывали, что сеть узколинейных линий может благополучно функционировать рядом с сетью линий нормальной колеи.

Протяженность железных дорог Африки составляет немногим более 70 тыс. км, 30% из них приходится на ЮАР. Железнодорожный транспорт континента с трудом преодолевает техническую и технологическую отсталость, характерную для экономики стран третьего мира. Основной объем грузооборота приходится на железные дороги ЮАР. Железнодорожный транспорт с трудом преодолевает техническую и технологическую отсталость, характерную для экономики стран третьего мира. Основной объем грузооборота приходится на железные дороги ЮАР.

Воздушный транспорт – самый молодой вид транспорта. Объем воздушных пассажирских перевозок в мире вырос с 9 млн. человек в 1945 г. до 1 млрд. 443 млн. в 1998 г., т.е. за полвека увеличился в 160 раз! В 80-90-х гг. этот объем возрастал в среднем на 5% в год (в Юго-Восточной Азии-до 20%), а количество сожженного топлива и, как следствие, выбросов продуктов сгорания в атмосферу на 3,5-4,5% в год по прогнозам авиапассажиропоток к 2015 г. достигнет 7 млрд человек в год и будет равен общему количеству населения Земли. Использование сверхзвуковой авиации позволит достигнуть любой точки земного шара за несколько часов. Пока себестоимость таких полетов слишком высока, однако новые технологические решение гут кардинально изменить ситуацию. Ведущее место по объему внутренних и международных перевозок занимают авиакомпании США. На втором месте по общему объему авиаперевозок находятся авиакомпании Великобритании. На третьем месте — авиакомпании Японии. На четвертом — авиакомпании Франции, далее следуют авиакомпании Канады, Германии. Италии, Нидердандов.

Морской транспорт. В Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок, в США — 90%. Основную часть международных грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: сырая нефть (около 1000 млн. т. в год), нефтепродукты (300 млн. т.), железа; (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн. т.), зерно (200 млн. т.).

На Атлантический океан приходится 60% морских перевозок. Тихий океан занимает второе место по объему всех перевозок — 25%. Третье место принадлежит Индийскому океану — 17%. В России морской транспорт по грузообороту занимает третье место после трубопроводного и железнодорожного транспорта, в 90-е годы он уменьшился более чем в два раза.

Речной транспорт является наиболее дешевым и удобным, особенно для перевозок массовых грузов. Общая длина речного транспорта мира около 550 тыс. км (1990-е гг.). Объем перевозок пассажиров (млн чел.): в Китае — 250, в Индии — 186, в США — 30, в Германии — 22. Таким образом, Китай занимает первое место по объему перевозок пассажиров, США опережает все страны по грузообороту.

Большое влияние на развитие речного транспорта некоторых стран оказывают такие природно-географические факторы, как близость рек к месторождениям полезных ископаемых, крупным промышленным центрам, климат, необходимый для круглогодовой навигации (в США навигация длится в среднем 330 суток, в западно-европейских странах — 335 суток). В большинстве развитых зарубежных стран ведется интенсивное крупномасштабное строительство искусственных водных путей. В Западной Европе это соединения Рейн-Майн-Дунай, Рона-Рейн, в США — Теннеси-Томбигби и др.

Роль судоходных малых рек в Западной Европе велика, а в США они практически не используются для перевозок, так как не выдерживают конкуренции с автомобильным транспортом, поэтому водные пути с глубинами менее 1,2 м не эксплуатируются.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы — специфическое средство транспортировки воды, нефти, нефтепродуктов, газа, каменного угля, химической продукции от мест их происхождения к пунктам потребления и переработки. Самые длинные трубопроводы, достигающие иногда 4-5 тыс. км, построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока. В страны Западной Европы по трубопроводам из России поступают нефть и газ. Расширение сети магистральных газопроводов в СССР позволило перевести ряд крупнейших электростанций на газ. К началу перестройки в стране было построено 3170 тыс. км магистральных трубопроводов и отводов от них к крупнейшим центрам и сельским районам.

Источник



География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Развитие мирового транспорта.
  • Виды транспорта и перспективы его развития.
  • Роль мировой транспортной системы в решении важнейших экономических задач.

Глоссарий: транспортная система, транспортные узлы, густота транспортной сети, грузооборот, пассажирооборот, «удобные флаги».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наряду с промышленностью и сельским хозяйством транспорт является третьей важнейшей отраслью материального производства, и, хотя эта отрасль ничего не производит, её роль в перераспределении товаров и пассажиров трудно недооценить. Мировой транспорт включает в себя пути сообщения, транспортные средства и транспортные предприятия. В настоящее время продолжает формироваться мировая транспортная система.

В прошлом ведущая роль в экономике и в целом в обеспечении жизнедеятельности общества принадлежала гужевому и водным видам транспорта. С конца XIX века лидерство перешло к железнодорожному. Это обеспечило возможности перевозок крупных объёмов сырья, материалов и готовых изделий и способствовало развитию многих отраслей промышленности – чёрной металлургии и машиностроения, значительно расширило рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции.

С появлением автомобильного транспорта в начале XX в. начинается очередной этап промышленного развития, характерной чертой которого стало углубление внутриотраслевой специализации, широкое развитие кооперационных связей. Возникли отрасли промышленности, производящие необходимые для автомобилестроения и дорожного строительства материалы и полуфабрикаты. Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта значительно увеличило подвижность населения, что, в свою очередь, повлияло на ускорение процесса урбанизации.

В XX веке было освоено воздушное пространство. В странах, где развивалось авиастроение (СССР, США, Франция, Германия и др.), а также в наиболее крупных по территории государствах начала формироваться сеть авиалиний.

Трубопроводный транспорт. Активное строительство магистральных нефте- и газопроводов началось только во второй половине XX в.

Развитие электронного вида транспорта связано с внедрением в нашу жизнь современных технологий, поэтому его активное использование приходится уже на начало XXI века.

В настоящее время главными видами транспорта являются автомобильный, железнодорожный, внутренний водный (речной и озерный), морской, воздушный и трубопроводный, соответственно, современная мировая сеть путей сообщения включает в себя автомобильные и гужевые дороги, железные дороги, водные пути (реки, каналы и водохранилища), трубопроводы и авиалинии, морские пути. Современная транспортная сеть мира превышает 40 млн. км.

Транспортная система – совокупность взаимосвязанных местных, региональных, национальных транспортных систем.

Железнодорожный транспорт отличает способность работать непрерывно: практически без остановок в течение многих суток. Это единственный транспорт, работа которого мало зависит от погоды и времени года. Железнодорожный транспорт перевозит массовые грузы на огромные расстояния. Велика его роль и в пассажироперевозках. Недостатками его являются очень высокая стоимость строительства железных дорог и их высокие требования к характеру рельефа.

Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще к началу ХX века. В настоящее время её протяженность составляет около 14 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половины их общей длины располагается на территории всего десяти стран. Среди них США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, ФРГ и Бразилия – видим, что, как правило, эти страны имеют большую площадь.

Важной характеристикой дорожной сети является её густота.

Густота транспортной сети это протяжённость дорог, приходящихся на единицу площади. Наибольшую густоту железнодорожной сети имеют Европейские страны (средний показатель – 100 км на 1000 км 2 площади). В России этот показатель составляет примерно 5 км на 100 км 2 площади, в странах Африки – 2,7 км на 100 км 2 .

Водный транспорт

Именно этот вид транспорта – один из самых древних. Задолго до того, как человек научился использовать мускульную силу животных (гужевой), он уже умел транспортировать грузы по течению рек. Речной транспорт отличается низкой скоростью, но для перевозки крупногабаритных массовых грузов незаменим. Песок, лес, руда – вот главные товары для речного транспорта. Наиболее развит этот транспорт в США, Китае, России и ФРГ.

Читайте также:  Отряды птиц таблица вывод

Морской транспорт в мировой транспортной системе занимает особое место. Специализируясь в основном на внешнеторговых перевозках и являясь в этой области практически безальтернативным, морской транспорт – залог бесперебойного функционирования мирового хозяйства, углубления международного разделения труда. В целом судоходство обеспечивает транспортными услугами около 80% международных экономических связей. В отличие от наземного транспорта, территориальные особенности которого определяются сетью путей сообщения, географию морского транспорта определяет сеть портов, морских каналов и проливов. В настоящее время в наибольшей степени освоены акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Морское судоходство в Северном Ледовитом океане в силу сложной ледовой обстановки, а также относительно слабой хозяйственной освоенности северных районов Евразии и Северной Америки осуществляется в узкой прибрежной полосе. Поэтому здесь (за исключением Норвежского и Баренцева морей) отсутствуют более или менее крупные порты.

В Атлантическом океане важнейшими направлениями морского судоходства являются трассы:

  • между европейскими странами и Северной Америкой;
  • между европейскими странами и странами Южной Америки;
  • между странами Южной Америки и Северной Америки;
  • между странами Западной Африки и странами Европы и Северной Америки.

Кроме того, через акваторию Атлантики проходят транзитные пути, связывающие страны Атлантического бассейна со странами бассейнов Индийского и Тихого океанов (через Суэцкий и Панамский каналы и южное побережье Африки).

В Тихоокеанском бассейне основные морские перевозки идут по трассам, соединяющим страны Восточной и Юго-Восточной Азии с Северной Америкой, с Австралией и странами Латинской Америки; страны тихоокеанского побережья Америки.

Через Панамский канал осуществляются морские перевозки из стран Восточной Азии и стран Тихоокеанского бассейна в Атлантику.

По интенсивности морских перевозок Индийский океан заметно уступает Атлантическому и Тихому океанам. Однако именно здесь, в зоне Персидского залива, зарождаются мощные грузопотоки нефти, которые идут в Атлантику (огибая южное побережье Африки и через Суэцкий канал) и в Восточную и Юго-Восточную Азию. Важнейшее место в акватории Индийского океана занимают транзитные направления, соединяющие страны бассейнов Тихого и Атлантического океанов.

Все эти направления морских перевозок отличаются достаточной устойчивостью в течение многих десятилетий. В последние десятилетия ведущим регионом морских перевозок стал бассейн Тихого океана. Одновременно с этим в число ведущих морских держав вошли многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В структуре торгового флота преобладают нефтеналивные и навалочные суда, способные перевозить крупные объёмы нефтяных и массовых грузов (уголь, руда и др.). В последние десятилетия развиваются контейнерные перевозки. Крупнейшими портами мира являются Шанхай (Китай), Сингапур, Роттердам (Нидерланды), Гонконг, Антверпен (Бельгия), Иокогама, Кобе, Тиба, Нагоя (Япония).

Развитие морского торгового флота характеризует суммарный тоннаж судов. Список стран лидеров: Либерия, Панама, Япония, Греция, США.

Либерия и Панама – в одной группе с США и Японией?! Дело в том, что примерно треть судов мирового флота ходят под так называемыми «удобными» флагами.

Удобный флаг («дешёвый флаг») – режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки денежных сборов в большинстве портов мира для некоторых стран и судов, которые ходят под флагами этих стран, так как практически все государства, предоставляющие свой «удобный флаг», не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.

Автомобильный транспорт

Появился в конце XIX века, но активно развивался уже в XX-м. Ему нет равных в маневренности. Это единственный транспорт, доставляющий грузы с достаточно высокой скоростью «от порога к порогу». Автодороги, в отличие от железнодорожных магистралей, легче и дешевле построить. Однако автотранспорт – один из самых главных загрязнителей воздуха на планете, особенно ощутимо это в крупных городах, где автомобили – чуть ли не главный вид транспорта.

На регионы-лидеры приходится 80% всего автомобильного парка и около трети всей протяженности дорожной сети. И это Северная Америка, Западная Америка, Япония.

Трубопроводный транспорт

Является специфичным грузовым видом транспорта. Грузы, перевозимые им, – газ, нефть, нефтепродукты. Это один из самых молодых видов транспорта. Наибольшая протяженность трубопроводов – в России, США, Канаде.

Воздушный транспорт

Появился в 20-годы XX века. Самый скоростной (средняя скорость 700 км/час), но и самый дорогой вид транспорта. Поэтому воздушный вид транспорта в основном используют для перевозки пассажиров и срочных, скоропортящихся грузов. В мире более 5000 аэропортов в самых разных уголках земного шара. Самым крупным самолетным парком и протяженностью воздушных линий обладают США, Канада, Австралия, Россия, ФРГ.

Трудно представить современное мировое хозяйство только как обмен товарами, грузами, ресурсами. Экономика сегодня не может функционировать без распространения экономической информации с помощью систем связи. С XIX века это радио, телефонная, телеграфная связь, в настоящее время всё большее развитие получают её современные виды: оптоволоконная, космическая и их разновидности – радиотелефонная и интернет-связь. В мире стремительно растёт количество пользователей мобильных телефонов и электронной почты. Получили распространение интернет-магазины и интернет-биржи – это позволяет резко сократить время передачи и обработки экономической и финансовой информации.

Основным показателем работы транспорта, кроме тех, что прозвучали, является грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот – это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

В настоящее время общий грузооборот в мире составляет 50 трлн. тонно-километров, по этому показателю лидируют страны, имеющие огромные размеры территории и внушительную материальную сферу производства. Это США, Китай, Россия.

А из всех видов современного транспорта однозначное лидерство принадлежит морскому транспорту. На его долю приходится более 61% перевозимых грузов.

На втором месте – железнодорожный (15%), на третьем – трубопроводный (12%). Далее следует автомобильный (9,5%), речной (2,6%). Самый низкий грузооборот – у воздушного транспорта.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевозок пассажиров, исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Измеряется в пассажиро-километрах.

Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.

Ситуация по этому показателю иная. Бесспорным лидером по этому показателю является автомобильный транспорт (более 80%) мировых пассажирских перевозок. Доля железнодорожного и воздушного – примерно по 10%, доля всех видов водного транспорта (морской, речной) вместе взятых не превышает 1%.

В территориальной структуре мировой транспортной сети выделяется три региона – Северная Америка, Западная Европа, территория СНГ.

Транспортная освоенность мира в целом очень неоднородна. В развитых странах транспортные системы характеризуются большой протяжённостью и густотой, технической оснащённостью. Как правило, для этих стран характерны транспортные системы радиального типа, которые образуются расходящимися от крупных транспортных узлов в разные стороны лучами дорог. Для этих стран характерно гармоничное сочетание всех видов транспорта.

В развивающихся странах дорог немного, качество и технический уровень невысок. Часто рисунок транспортной сети имеет вид дерева. По этим магистралям было удобно кратчайшим путём вывозить природные ресурсы. Такой рисунок сложился и сохранился здесь ещё с колониальных времён. В этих странах, как правило, большая часть перевозок приходится на один-два традиционных для страны видов транспорта, высокой остается доля речного и гужевого вида транспорта.

Транспорт и окружающая среда

Являясь важнейшим звеном в системе мирового хозяйства, транспорт оказывает резко отрицательное воздействие на окружающую среду. Каждый вид транспорта имеет специфичное влияние на природу.

Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферы, особенно в больших городах. Но не меньше на атмосферу влияет и воздушный транспорт – влияние одного лайнера равно 8 тысячам автомобилей плюс шумовое загрязнение, которое влияет на здоровье человека не меньше, чем другие виды загрязнений среды. Речной и морской в основном влияют на гидросферу – нефтяное загрязнение как внутренних водоёмов, так и мирового океана связывают прежде всего с работой именно этого транспорта.

Влияние железнодорожного транспорта на природу комплексно – изъятие земель под строительство, засорение прилегающих к магистралям территорий, шумовое загрязнение.

Принимая во внимание все особенности, основными перспективами развития транспорта являются:

  • совершенствование и модификация подвижного состава, в том числе и для снижения негативного влияния на окружающую среду;
  • электрификация железнодорожного вида транспорта;
  • расширение и совершенствование сети транспортных магистралей, в том числе и через «транспортное» освоение новых территорий.

Значение транспорта

Роль транспорта в мировом хозяйстве огромна. Его работа осуществляет важнейшие хозяйственные процессы, перемещая в пространстве товары, людей и информацию. Мировое хозяйство начало формироваться вместе с появлением современных видов транспорта и развивается вместе с его развитием и совершенствованием.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Установите соответствие между видом транспорта и его характеристикой.

Таблица 1 – Задание 1. Установите соответствие

Источник

Глава 7. География мирового транспорта

Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства. Транспорт составляет основу географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Масштабы ее очень велики.

Во-первых, это относится к мировой транспортной сети, общая протяженность которой приближается к 50 млн км (рис. 47). Во-вторых, это относится к транспортным средствам. Достаточно сказать, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляют 200 тыс. локомотивов и миллионы железнодорожных вагонов, по автодорогам — свыше 800 млн автомобилей, по морским трассам — более 80 тыс. судов, а по воздушным трассам — более 20 тыс. рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех перевозочных средств мирового транспорта уже превысила 1,5 млрд тонн. В-третьих, это относится к работе транспорта, который ежегодно перевозит свыше 100 млрд т грузов и более триллиона пассажиров. Да и на самом транспорте занято не менее 100 млн человек (что можно сравнить со всем населением Мексики).

Транспортная сеть мира

Научно-техническая революция оказала большое воздействие на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 4/5) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому транспорту (почти 2/3). Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении существуют большие различия.

Читайте также:  Строение клетки и функции ее органоидов таблица кратко

В мировой транспортной системе можно выделить две главные подсистемы — развитых и развивающихся стран.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще выше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4Д мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие количественные и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % длины мировой транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено около 1/5 мирового парка автомобилей. От колониальной эпохи они унаследовали также более низкий технический уровень транспортной сети (паровозная тяга, узкая колея на железных дорогах, грунтовое покрытие на автодорогах). И в целом транспорт в этих странах относится к отстающему сектору экономики.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем. Наиболее высокого уровня развития среди них достигли транспортные системы Северной Америки и зарубежной Европы. В зарубежной Азии единая транспортная система находится еще на стадии формирования. Основу ее образуют системы Японии, Китая и Индии.

В странах СНГ также сложилась особая региональная транспортная система, основу которой составили единая транспортная система СССР. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по общим размерам грузооборота эта система занимает более видное место прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. В качестве основного ядра этой региональной транспортной системы выступает транспортная система России — одна из самых больших в мире. Достаточно сказать, что по размерам грузооборота (4,9 трлн т* км) она уступает только системам США и Китая.

Сухопутный транспорт включает три вида транспорта: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный.

Автомобильный транспорт по праву можно назватьтранспортом XX в. Он зародился в начале прошлого века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог постоянно растет и уже превысила 32 млн км; около половины ее приходится на пять стран: США, Индию, Бразилию, Китай и Японию; Россия же занимает только 11-е место.

Не менее важный показатель — размеры мирового автомобильного парка, 70 % которого приходится на первую десятку стран (табл. 37).

Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка, 2005 г.

Страна Автопарк, млн машин
Всего В т. ч. легковые
1. США 230 136
2. Япония 75 56
3. Германия 47 45
4. Италия 38 34
5. Франция 35 30
6. Великобритания 33 30
7. Россия 31 26
8. Бразилия 28 23
9. Испания 23 19
10. Канада 20 17

Страны мира с наиболее высоким уровнем автомобилизации

Страна Кол-во автомобилей на 1000 жителей Страна Кол-во автомобилей на 1000 жителей
1. США 675 11. Австралия 500
2. Люксембург 660 12. Испания 475
3. Новая Зеландия 630 13. Швеция 470
4. Исландия 590 14. Япония 470
5. Италия 570 15. Бельгия 465
6. Канада 570 16. Португалия 440
7. Германия 550 17. Норвегия 420
8. Швейцария 520 18. Финляндия 420
9. Австрия 510 19. Нидерланды 400
10. Франция 505

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в грузовых и в особенности в пассажирских перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Железные дороги имеются в 140 странах мира, но более половины их общей длины приходится на «первую десятку» стран (табл. 39).

Таблица 39

Первые десять стран мира по длине железных дорог, 2006 г.

Страна Длина, в тыс. км Страна Длина, в тыс. км
1. США 230 6. Аргентина 36
2. Россия 85 7. ФРГ 34
3. Китай 63 8. Бразилия 30
4. Индия 63 9. Франция 30
5. Канада 58 10. Мексика 27

В первую пятерку стран по грузообороту железных дорог входят США, Китай, Россия, Индия и Канада, причем на эти страны приходится почти 9/10 всего мирового грузооборота этого вида транспорта. По пассажиро- обороту железных дорог к группе стран-лидеров относятся Индия, Китай, Япония, Россия, Франция.

Хотя строительство новых железных дорог продолжается лишь в немногих странах (Китай, Бразилия), их техническая модернизация происходит в большинстве развитых стран. Например, в зарубежной Европе и Японии уже фактически создана сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, на которых пассажирские поезда развивают скорость до 300 км/ч и более. Первая такая магистраль Москва — Санкт-Петербург введена в эксплуатацию и в России. Большое значение имеют также новые железнодорожные тоннели под морскими проливами Ла-Манш (Евротоннель) и Эресунн в Западной Европе, под проливом Шугару в Японии.

В большинстве развивающихся стран железнодорожный транспорт развит значительно слабее. Для многих из них характерны построенные еще в колониальный период т. н. линии проникновения, соединившие крупные районы добычи полезных ископаемых с морскими портами вывоза. А во многих странах Африки, даже таких больших по территории, как Ливия, Нигер, Чад, ЦАР, Сомали, вообще нет железных дорог. В Азии к числу таких стран относится Афганистан.

Трубопроводный транспорт
также относится к числу сухопутных видов транспорта, но в отличие от автомобильного и железнодорожного он занимается транспортировкой только грузов — жидких и газообразных углеводородов. Он получил развитие во второй половине XX в. благодаря быстрому ростудобычи и транспортировки нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления.

Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан

Морской транспорт обеспечивает 4/5 всей международной торговли. Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда перевозят главным образом массовые грузы — наливные (нефть), навалочные и насыпные. Но «контейнерная революция» на морском транспорте привела к увеличению транспортировки так называемых генеральных грузов, т. е. готовых изделий и полуфабрикатов. Среди контейнерных линий, опоясывающих весь Земной шар, уже есть и регулярные кругосветные линии.

Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, тоннаж (валовая вместимость) которого превышает 600 млн т. До середины 1970-х гг. половину этого тоннажа составляли танкеры, но затем их доля заметно уменьшилась, тогда как доля сухогрузов возросла. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но примерно 70 % их общего тоннажа приходится на страны «первой десятки» (табл. 40).

Таблица 40

Первые десять стран мира по размерам тоннажа торгового флота, 2007 г.

Страна Тоннаж, в млн т Страна Тоннаж, в млн т
1. Панама 153 6. Сингапур 31
2. Либерия 67 7. Мальта 25
3. Багамские о-ва 39 8. Китай 22
4. Греция 32 9. Кипр 19
5. Маршалловы о-ва 32 10. Великобритания 19

Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, всего немногим более 60. В том числе 32 из них имеют грузооборот, превышающий 100 млн т в год; самые крупные из этих портов показаны в таблице 41. Более половины из них находятся в Китае.

В большинстве своем крупнейшие порты мира принадлежат к числу универсальных. Но наряду с ними имеются и специализированные порты: нефтяные (Мина-эль- Ахмади, Рас-Таннура, Харк, Тампико, Валдиз), угольные (Ричарде-Бей), железорудные (Тубаран).

География мирового морского судоходства — это в первую очередь география главных морских судоходных линий, которая в свою очередь зависит от расположения морских портов, морских проливов и каналов. Устойчивое географическое разделение труда привело к тому, что направления большинства морских трасс сохраняются на протяжении многих десятилетий и даже столетий.

Таблица 41

Первые десять универсальных портов мира по размерам грузооборота, 2006 г.

Название порта Страна Грузооборот, млн т/год
1. Шанхай Китай 537
2. Сингапур Сингапур 448
3. Роттердам Нидерланды 378
4. Нинбо Китай 310
5. Гуанчжоу Китай 303
6. Тяньцзинь Китай 258
7. Сянган Китай 238
8. Новый Орлеан США 238
9. Циндоо Китай 224
10. Пусан Республика Корея 218

Второе место по объему морских перевозок занимает Тихий океан, но он быстро догоняет Атлантический. К этому океану выходят примерно 30 государств, в болыиинстве своем быстро развивающихся, с населением, которое приближается к 3 млрд человек. На берегах Тихого океана, особенно в его азиатской части, находятся многие крупнейшие порты мира. Здесь зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов.

Третье место по объему морских перевозок принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходит 30 государств с населением более 1,5 млрд человек. Индийский океан выделяется по своим нефтяным грузопотокам, которые зарождаются в Персидском заливе и следуют оттуда в Европу и Восточную Азию.

Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы, особенно Суэцкий и Панамский. Через Суэцкий канал перевозится до 650 млн т грузов в год, он сокращает путь между портами Европы и Азии в два-три раза. Через Панамский канал ежегодно провозится до 250 млн т различных грузов.

Внутренний водный транспорт играет в мировом транспорте значительно меньшую роль. По грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Канада, Россия, ФРГ, Нидерланды, Китай. В этих же странах находится большинство важнейших каналов, связывающих речные системы (Береговой канал в США, Великий канал в Китае, канал имени Москвы в России). Главный район озерного судоходства в мире — Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия.

Воздушный (авиационный) транспорт, как иавтомобильный, появился на рубеже XIX и XX вв. и с тех пор развивается быстрыми темпами. Если в 1950 г воздушным транспортом во всем мире было перевезено около 30 млн пассажиров, то в 2000 г — 2,2 млрд. По размерам авиаперевозок первое место занимает Северная Америка, второе — Западная Европа, третье — Восточная Азия. Среди отдельных стран по количеству перевезенных авиапассажиров внеконкурентное первое место в мире занимает США, за которыми следуют Япония, Великобритания, Китай и Франция.

Крупнейшие аэропорты мира, 2006 г.

Местоположение (город) Название Страна Прием и отправление пассажиров в год, млн чел.
1. Атланта Хэртфилд США 86
2. Чикаго О’Хэйр США 77
3. Лондон Хитроу Великобритания 68
4. Токио Ханеда Япония 66
5. Лос-Анджелес Лос-Анджелес США 61
6. Даллас Форт Уэрт США 60
7. Париж Ш. де Голль Франция 57
8. Франкфурт Рейн-Майн Германия 52
9. Пекин Пекин Китай 49
10. Лас-Вегас Маккарран США 47
11. Денвер Денвер США 46
12. Амстердам Схипхол Нидерланды 46
Читайте также:  Живое вещество биосферы и его функции таблиц

География мирового воздушного транспорта определяется, прежде всего, сетью аэропортов. Самые крупные аэропорты мира находятся в США, Западной Европе и в Японии. Из таблицы 42 следует, что в мире существует 12 аэропортов, пропускающих в год свыше 40 млн авиапассажиров, при этом 6 из них находятся в США.

Воздушный транспорт России перевозит примерно 50 млн пассажиров в год. По размерам аэропортов наша страна пока заметно отстает, например все четыре московских аэропорта обслуживают за год примерно 25 млн пассажиров.

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

1. Охарактеризуйте мировую транспортную систему и дайте ее количественную оценку.
2. Дайте сравнительную характеристику транспортных подсистем экономически развитых и развивающихся стран.
3. Охарактеризуйте автомобильный парк мира и различия в уровнях автомобилизации.
4. Назовите крупнейшие морские порты мира и главные судоходные линии.
5. Назовите крупнейшие по пассажирообороту аэропорты мира.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

§ 27. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА

Вспоминаем. Какие виды транспорта вы знаете? Каковы отличительные черты воздушного транспорта? Чем отличается автомобильный транспорт от других его видов? Какие проблемы вызывает развитие железнодорожного транспорта? Какие грузы перевозят трубопроводным транспортом?

Для чего мы это изучаем? Какие географические знания нужны, чтобы спроектировать и построить железную дорогу? Если вам придётся планировать путешествие, как вам помогут знания географии транспорта? Представьте себя директором строящегося металлургического комбината. Как правильно выбрать поставщика железной руды, если комбинат расположен в районе, где она отсутствует, но есть другие факторы размещения?

Сайт: Профильное обучение
Курс: География. 10 класс
Книга: § 27. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 24 Июль 2021, 16:03

Оглавление

  • Роль транспорта в мировом хозяйстве.
  • География основных видов транспорта в мире.
    • Морской транспорт.
    • Железнодорожный транспорт.
    • Автомобильный транспорт.
    • Авиационный транспорт.
  • Контейнеризация.
  • *П1

Роль транспорта в мировом хозяйстве. Транспорт представляет ведущую отрасль в сфере услуг, которая обеспечивает производственные связи, перевозку грузов, пассажиров, информации, энергии от места к месту, из одного региона (страны) в другой регион (страну). Уровень развития транспорта определяется уровнем социально-экономического развития страны и зависит от размеров территории, степени её освоенности, участия страны в МГРТ.

Транспорт представляет сложную систему, включающую следующие обязательные элементы: 1) инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы); 2) терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты); 3) средства передвижения; 4) транспортные компании.

По преобладанию перемещаемых элементов транспорт делится на грузовой и пассажирский. По технологии перемещения различают: 1) наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой); 2) водный (морской, внутренний водный); 3) воздушный (авиационный) транспорт.

В структуре грузооборота мира ведущее место принадлежит водному транспорту, на долю которого приходится 62 % перевозок. Возрастает доля трубопроводного транспорта, которая составляет 13 %. Доля железнодорожного транспорта сократилась до 11 %. Такая же доля приходится на автомобильный транспорт. Доля воздушного транспорта в грузоперевозках составляет 3 %.

В структуре пассажирооборота 80 % всех перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Возрастает роль воздушного транспорта, доля которого увеличилась до 10 %, доля железнодорожного транспорта остаётся устойчивой — в пределах 10 %.

Новейшими тенденциями в развитии транспорта мира являются: 1) усиление безопасности перевозок, надёжности доставки грузов и требований по срокам доставки («точно в срок» — just-in-time); 2) рост доли транспортировки готовых изделий и высокотехнологичных товаров; 3) формирование контейнерной системы; 4) формирование транспортных коридоров; 5) развитие интермодальных перевозок (использование нескольких видов транспорта без перегрузки в другую грузовую ёмкость); 6) создание персонального беспилотного транспорта (рис. 187).

Транспортная система мира представляет совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми отношениями.

География основных видов транспорта в мире.

Мир и Беларусь. Какие виды транспорта получили развитие в Республике Беларусь? Какие изменения в развитии транспортной системы Беларуси могут произойти в ближайшее время? Почему с каждым годом в Беларуси увеличивается количество пассажиров, предпочитающих авиатранспорт?

Морской транспорт. Морской транспорт является ведущим в структуре грузоперевозок. Он в наибольшей степени способствует интернационализации экономической деятельности. В структуре перевозимых грузов преобладает нефть, далее следуют контейнерные перевозки, железная руда, уголь и зерно. Об уровне развития морского транспорта можно судить по количеству и тоннажу судов и наличию портов.

С развитием морского транспорта связано такое понятие, как регистрация судов под «дешёвыми», или «удобными», флагами. Оно заключается в создании режима льготного налогообложения для судовладельцев. В 2015 г. странами с самым большим флотом «дешёвых» флагов были Панама (около 5,2 тыс. судов), Либерия (2,6) и Маршалловы острова (1,5 тыс. судов).

Наиболее важные морские пути пересекают Атлантический, Тихий и Индийский океаны. В последнее время активно развиваются транстихоокеанские маршруты.

В мире насчитывается свыше 3 тыс. морских портов. Крупнейшими морскими портами по грузообороту являются Шанхай (645 тыс. т), Сингапур (538), Тяньцзинь (477 тыс. т). К крупнейшим контейнерным портам мира относят Шанхай, Сингапур, Пусан.

Поработаем с атласом. Из какого одного из трёх крупнейших морских портов дешевле всего доставить грузы в нашу страну? До какого одного из ведущих аэропортов мира жителю Беларуси добраться быстрее всего?

Железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт, мировая сеть которого сложилась в начале ХХ в., развивается в настоящее время за счёт увеличения интенсивности движения, улучшения подвижного состава, создания высокоскоростных линий. Наибольшей протяжённостью железнодорожных путей характеризуются страны с большими территориями — Россия, США, Китай, Индия, Канада. Наибольшая густота дорог характерна для стран Европы (Бельгия, Германия, Швейцария). Самым динамичным регионом по развитию железнодорожного транспорта как по росту грузооборота, так и пассажирооборота является Азия.

Одна из основных тенденций развития железнодорожного транспорта — создание сверхскоростных поездов на магнитном подвешивании (отталкивании). Такой вид транспорта был назван левитирующим, а поезда получили название маглев (рис. 188).

Клуб знатоков-экономикогеографов. Первые экспериментальные линии были запущены в Германии в 1970-е гг. (максимальная скорость поездов 400 км/ч). Позднее была открыта первая коммерческая высокоскоростная линия в Шанхае (скорость до 450 км/ч). Планируется сооружение первой междугородней линии в Японии.

Поразмышляем. Общая протяжённость железных дорог превышает 1 млн км. В настоящее время она не увеличивается, а во многих развитых странах даже сокращается. Как вы считаете, почему такое происходит в период быстрого развития промышленного производства и индустриализации в целом?

Автомобильный транспорт. Одним из наиболее динамично развивающихся видов транспорта является автомобильный. Главные тенденции его развития — увеличение количества дорог с твёрдым покрытием, расширение сети автомагистралей, рост значения трансконтинентальных магистралей. Наибольшей протяжённостью автодорог характеризуются страны Северной Америки и Западной Европы. Автомагистраль (автострада) представляет многополосную скоростную автодорогу с усовершенствованным покрытием, не пересекающуюся в одном уровне с другими автодорогами. Протяжённость всех автомагистралей в мире составляет 326 тыс. км. Наиболее протяжёнными системами автострад обладают Китай (96 тыс. км), США (76) и Западная Европа (66 тыс. км).

В мире интересного. Швейцария выгодно использует своё географическое положение, а именно центральность и транзитность в Европейском союзе. Правительство страны задумалось над уменьшением отрицательного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. На проведённом в 1994 г. референдуме население страны проголосовало за то, чтобы иностранные грузы перевозились через территорию Швейцарии только по железной дороге. Тоннель Симплтон, соединяющий Швейцарию и Италию, построенный в 1905 г., — один из самых длинных в мире (19,5 км). В нём, как и в других тоннелях, даже автомобили перемещаются на специальных железнодорожных платформах (так называемые автомобильные паромы) (рис. 189), что уменьшает выбросы выхлопных газов.

Авиационный транспорт. Авиационный транспорт является главным проводником глобализации. Он обеспечивает быстрое и надёжное транспортное сообщение между крупнейшими социально-экономическими центрами мира и периферийными территориями.

К числу крупнейших воздушных портов мира относят Атланту (95 млн чел.) (рис. 190), Пекин (82) и Лондон (70 млн чел.). 65 % самолётного парка мира произведено на заводах транснациональных корпораций Боинг (США) и Эйрбас (Франция), 16 % — Бомбардье (Канада) и Эмбраер (Бразилия).

Мировым лидером по объёмам перевозок пассажиров является американская компания Delta Air Lines (161,4 млн чел.).

Поразмышляем. В последнее время в развитии воздушного транспорта активно развиваются грузовые авиаперевозки. Предположите, какие грузы стали перевозить авиатранспортом.Назовите положительные и отрицательные стороны данной тенденции.

Клуб знатоков-экономикогеографов. Одной из новейших тенденций развития авиационного транспорта является создание низкобюджетных авиакомпаний, осуществляющих перевозку пассажиров за невысокую плату, — лоукостеров. Ведущей лоукост-компанией мира является ирландская Ryanair (Ирландия). Наряду с этим в мировой авиации происходит формирование авиаузлов, представляющих совокупность нескольких аэропортов вблизи одного крупного города. Каждый аэропорт авиаузла специализируется на обслуживании определённых типов полётов. Крупнейшими мировыми авиаузлами являются Лондонский (140,0 млн чел., включающий аэропорты Хитроу, Гэтвик, Стэнстед, Лутон, Сити); Нью-Йоркский (109,1; аэропорты Дж. Кеннеди, Ньюарк, Ла-Гардиа) и Токийский (102,3 млн чел; аэропорты Ханеда, Нарита).

Контейнеризация. Современной тенденцией развития транспортной системы является контейнеризация. Она представляет использование больших прямоугольных контейнеров стандартного размера для перевозки товаров и позволяет унифицировать транспортный процесс, сократить время доставки. Контейнеры перевозятся морскими судами-контейнеровозами, в железнодорожных составах, на грузовых автомобилях, речными судами, на самолётах. Первый контейнер был изобретён в США в 1930 г., а первый стандартный контейнер (20-футовый) Twenty-foot Equivalent Unit (TEU) создан в 1956 г.

Широкое применение контейнеров в 1950–1960-х гг. вызвало технологическую революцию на транспорте. Её назвали логистической революцией, которая значительно упростила перевозку большинства грузов.

Поразмышляем. В чём заключается суть логистики? Дополнительные знания каких областей понадобятся современному специалисту по логистике?

В 2006 г. в мире перевезено 452 млн стандартных контейнеров TEU; в 2011 г. — 632 млн TEU (25 % из них приходится на Китай). 40 % мирового контейнерооборота обеспечивают 10 крупнейших компаний, которые базируются в портах Европы, Сингапура, Китая (рис. 191), Японии, Республики Корея, Чили.

Подведём итоги. Транспорт обеспечивает производственные связи. Он представляет систему, в которую входят …, …, … и … . В структуре грузооборота мира ведущее место принадлежит … транспорту, в структуре пассажирооборота — … . Новейшей тенденцией развития авиационного транспорта является создание низкобюджетных авиакомпаний — … . Современной тенденцией развития транспортной системы мира является … .

Источник

Adblock
detector