Меню

Уровни речевого развития детей с онр таблица



Характеристика уровней ОНР (таблица)
материал по логопедии по теме

Подробная характеристика уровней общего недоразвития развития по всем компонентам речи.

Скачать:

Вложение Размер
onr.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики уровней ОНР

ОНР (III уровень)

В состоянии орального праксиса

Чаще пытается повторить движения за педагогом; нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания.

Нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

Незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

В состоянии просодики и динамической стороны речи

Медленный, реже – быстрый или нормальный.

Медленный, быстрый или нормальный.

Нормальный, медленный или быстрый.

Доступно воспроизведение ритма 1, 2, много.

Снижена интонационная выразительность.

Норма или незначительное снижение интонационной выразительности.

Низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное».

Снижен объём речевого дыхания.

Нередко снижена сила голоса.

Чаще – без особенностей.

В состоянии звукопроизношения

Полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности — диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз

Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения.

Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

Нарушение или затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

В состоянии фонематического восприятия

Фонематическое восприятие в зачаточном состоянии.

Недоразвитие фонематического восприятия.

Сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

В состоянии звукослогового анализа и синтеза

Отсутствие и сложных и простых форм фонематического анализа.

Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков \ слов в слове \ предложении).

В состоянии импрессивной речи

Понимание грамматических изменений слов

Отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.

Различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов.

При восприятии речи доминирует лексическое значение. Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.

Морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение: развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

В состоянии экспрессивной речи

Фраза состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой быть не может.

Произвольная фраза простая, из 2-3, редко 4 слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

Фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.

Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.

Диалогическая речь в основном развита.

Диалогическая речь развита.

Автоматизированная форма речи

Затруднена. Нарушена дезавтоматизированная форма речи.

Сопряжённая форма речи

Отражённая форма речи

Номинативная форма речи

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии.

Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность).

В состоянии пассивного и активного словаря

Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звукокомплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире активного.

Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.

Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного.

В состоянии грамматических процессов

Сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).

Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного.

Значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

Незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.

В состоянии общей и мелкой моторики

Моторика развита слабо. Латерализация часто не установлена.

Моторика развита недостаточно. Латерализация чаще уже установлена (правосторонняя или левосторонняя).

Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.

ОНР IV уровня: характеризуется частичными (незначительными) затруднениями в фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороне речи (на малоупотребительном лексическом материале).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКАЯ характеристика группы дошкольников (СВОДНАЯ ТАБЛИЦА)

Данная таблица составляется на первых этапах работы с группой в помощь психологу (индивидуальная карта группы). Сотавляется на основании мед.карт детей, социальных паспортов семьи и др. и содержит осн.

Таблица показателей уровня и качества знаний детей по ПДД

Таблица показателей уровня и качества знаний детей по ПДД.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %), КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (Автор Ю.Афонькина)

КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %).

Сводная таблица уровня НПР детей (ранний возраст)

Сводная таблица уровня НПР детей (ранний возраст ).

Таблица Общее недоразвитие речи (описание всех уровней речевого развития)

Данная таблица включает в себя подробное описание особенностей развития всех сторон речи ребёнка с общим недоразвитием речи. Системное недоразвитие всех уровней предполагает недостаточное формирование.

Характеристика уровней системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет собой комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых средств — фонетики, грамматики, лексики.СНР име.

Характеристика уровней ОНР (Общее недоразвитие речи)

На слайдах представлена схематично инормация об уровнях общего недоразвития речи (ОНР), а также уточнено определение данного логопедического заключения.

Источник

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие затрагивает все стороны речи: звуковую, лексико-грамматическую и семантическую и касается детей с нормальным уровнем интеллекта и отсутствием проблем с физическим слухом. Проявление тех или иных признаков ОНР зависит от уровня несформированности компонентов речевой системы.

ОНР — патология, характеризующаяся несформированностью звуковой и смысловой речи. При ОНР речь отличается наличием проблем в лексико- грамматических и фонетико-фонематических процессах, а также наблюдаются проблемы со стороны связанности речи ребенка.

Уровни общего недоразвития речи

Отличительной особенностью детей с ОНР считается позднее появление первых слов (к 3-4, а иногда к 5 годам). Речь при ОНР характеризуется неправильным звуковым и грамматическим оформлением, она малопонятна для окружающих. Речевая активность таких детей снижена.

Логопедические занятия при общем недоразвитии речи у детей являются необходимостью, так как неполноценная речевая деятельность в дальнейшем оказывает негативное влияние на память и внимание. ОНР способно привести ребенка к трудностям с мыслительными операциями, а также негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети с диагнозом ОНР отличаются недостаточным развитием координации движений, а также наличием проблем с общей, тонкой и речевой моторикой. Развитие ОНР часто связывают с:

  • внутриутробной гипоксией;
  • резус-конфликтом;
  • родовыми травмами;
  • асфиксией;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • частыми инфекциями;
  • хроническими заболеваниями.

Торможение речевого развития ребенка также могут вызывать такие факторы, как неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения. С учетом степени ОНР выделяют различные уровни общего недоразвития речи: 1, 2, 3 и 4.

ОНР 1 уровня характеризуется несформированностью фразовой речи. Дети с таким уровнем речевого недоразвития используют в общении «лепетные» слова, однословные предложения, дополняя их мимикой и жестами. Словарный запас таких детей очень ограничен и включает в себя, как правило, отдельные звуки и звукоподражания, иногда ряд простых обиходных слов. У детей с ОНР первого уровня отмечается нарушение фонематического слуха, в следствие чего, ребенку тяжело понять и выполнить задачу фонематического анализа слова.

В случае, если у ребенка ОНР 2 уровня, то наряду с лепетом и жестами он применяет в своей речи простые предложения (из 2-3 слов). Стоит отметить, что несмотря на это, высказывания ребенка с данным уровнем нарушения речи бедны и однотипны по своему содержанию: как правило, с помощью этих предложений ребенок обозначает предмет или действие. Для ОНР 2 уровня характерно значительное отставание ребенка по уровню словарного запаса (согласное его возрастной категории) — ребенок не знает значение многих слов и заменяет их в своей речи похожими по смыслу словами. Фонематические процессы также нарушены: дети с данным нарушением речи не готовы к звуковому анализу и синтезу.

ОНР 3 уровня характеризуется развернутостью фразовой речи, однако, дети с данной речевой патологией испытывают трудности при построении сложных предложений, поэтому их речь состоит преимущественно из простых речевых конструкций.. Словарный запас детей с ОНР 3 уровня довольно обширен: такие дети употребляют при общении практически все части речи, однако, часто используют неточное название предметов. Фонематическое восприятие нарушено в меньшей степени, чем при ОНР 1 и 2 уровней.

Для ОНР 4 уровня характерно затрудненное звукопроизношение и повторение сложных слов. Дети с данным уровнем недоразвития речи склонны допускать ошибки при словообразовании и словоизменении, что обусловлено низким уровнем фонематического восприятия. Словарный запас таких детей довольно широк, но, стоит отметить, что ребенку с подобной речевой патологией трудно понять значение редко встречающихся слов. Особенные трудности такие дети испытывают при необходимости логического изложения событий: они часто пропускают главное и акцентируют внимание на второстепенных деталях. Также при повествовании характерно повторение ранее сказанного.

Преодоление общего недоразвития речи

Первый детский медицинский центр — лечение ОНР любого уровня. В настоящее время специалистами Центра накоплен достаточный опыт для успешной коррекции различных речевых патологий.

Коррекция ОНР логопедом выстраивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Занятия при общем недоразвитии речи направлены на:

  • развитие речевой активности;
  • понимания речи;
  • работу по формированию правильного фонетического оформления высказывания;
  • развитие связной речи;
  • закрепление правильного звукопроизношения;
  • развитие графо-моторных навыков.

В перечень логопедических услуг Первого детского медицинского центра входят:

  • консультация логопеда;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальныен логопедические занятия.

Стоимость услуг Вы можете уточнить в разделе «Прайс-лист».

Профилактика ОНР

Коррекционная работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который следует начать как можно раньше (с трех-четырех лет).

Профилактика общего недоразвития речи у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалия, дислалия, брадилалия, дизартрия и пр.). Стоит отметить, что родители должны уделять должное внимание речевой среде, в которой проходит воспитание ребенка. Кроме того, нужно следить за развитием речевой активности малыша и, в случае возникновения каких-либо проблем, как можно быстрее обратиться за консультацией специалиста.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Источник

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Уровни общего недоразвития речи

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Уровни общего недоразвития речи у детей

Визитной карточкой человека является его речь. Без сомнения, все родители желают видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным. Не последнюю роль в этом играет умение ребенка говорить правильно и красиво.

  • Понятие аномальных проявлений речи
  • Классификация речевых нарушений (таблица)
  • Определение речевой аномалии
  • Определение уровня речевого развития ребенка
  • Уровни ОНР и их характеристика
  • Целенаправленность и последовательность действий по устранению речевых аномалий

К сожалению, в последнее время такое явление, как нарушение речи, встречается очень часто. Как показывают данные статистики, каждый третий ребенок дошкольного возраста имеет те или иные дефекты речи. Конечно же, заботливые родители изо всех сил пытаются помочь своему ребеночку. Но как это сделать? Для этого необходимо, как минимум, владеть информацией. С этой целью в статье приводится полезный информативный материал.

Понятие аномальных проявлений речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.

Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).

Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:

  • Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
  • Неправильная формулировка слов и фраз.
  • Произносимые звуки имеют искажения.
  • Малопонятный говор.

Чтобы разграничить речевую недостаточность, логопед должен провести тщательное исследование заболевания конкретно взятого ребенка!

Классификация речевых нарушений (таблица)

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическая

Сбой фона речи (оформления внешне)

Нарушены средства общения

Дефекты построения языковых средств и их значение

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Определение речевой аномалии

ОНР часто имеет место при следующих синдромах: дизартрии, ринолалии, алалии, афазии. Исходя из этого выделяют 3 группы:

  • Неосложненные формы ОНР (наблюдается небольшое нарушение мозговой функции).
  • Осложненные формы ОНР (имеющие психические расстройства личности или патологические изменения в развитии ЦНС).
  • Тяжелая патология речи (когда в головном мозге нарушена работа отделов, отвечающих за речь).

Когда выяснится, какая форма аномалии у малыша, определяется уровень речевых навыков.

Определение уровня речевого развития ребенка

Обычно все пациенты с общим недоразвитием речи всегда имеют сбой в артикуляционной и слуховой системе. Также в их лексическом арсенале насчитывается небольшое количество слов.

Уровни ОНР и их характеристика

Первый уровень. Слов практически нет. Пассивный словарный запас очень маленький. Нет разумения смысла большинства слов. В обиходе либо лепетные слова, либо слоги звукоподражательного характера, предложения из одного слова, используемые ситуативно (применяются жесты и мимика). Чаще наследуются одни звукосочетания, состоящие из 1-2 слогов. Грубейшее нарушение восприятия системы значащих звуков и слогового строения слов. Артикуляционная система работает со сбоями, звуки постоянно меняются местами, и, к сожалению, многие из них дети не в состоянии выговорить.

Второй уровень. Первые попытки связной речи. Хотя еще присутствуют лепет и жесты, появляются хотя и искаженные, но уже постоянные слова, находящиеся в общем употреблении. Словарь все еще беден. Переставляются слоги. Появляются простые предложения, имеющие в наличии 2-3 слова. Звуки получаются дефективными, часто смешанными и заменяют друг друга.

Третий уровень. Дети активно пользуются развернутой речью, но, в основном, употребляют простые конструкции. Объем словаря заметно наполняется: используются почти все части речи. Звукопроизношение и фонематические процессы все еще не вписываются в норму, но нарушений уже меньше.

Четвертый уровень (по Филичевой). Характерны незначительные недочеты в фонетике, лексике и грамматике. Все эти нарушения нерезко выражены: искажается строение слогов слов (сложных), нарушается совместная работа органов речи и процесс приема и преобразования звуковой информации, изменение и образование слов. Обнаружить этот уровень речевого недоразвития можно только при тщательном обследовании ребенка логопедом.

Очень важно обнаружить у малыша вовремя возможные нарушения с целью их профилактики или устранения!

Целенаправленность и последовательность действий по устранению речевых аномалий

При корректировании ОНР логопед обязательно учитывает степень речевого развития дошкольника:

  • ОНР 1 уровня − помощь заключается не только в том, чтобы ребенок смог осмыслить то, что ему говорят, но также усиленно мотивировать и активно трудиться над собственным говорением.
  • ОНР 2 уровня − стимулировать практическое использование речевых навыков, и обучать пониманию речи окружающих людей. Увеличивать запас слов и уточнять произношение недостающих звуков, а также ставить новые.
  • ОНР 3 уровня − помочь логопеду расширять свой кругозор, знакомя его с новыми словами, фокусируя внимание на их значении, написании. Детей дошкольного возраста начинают обучать азам письма.
  • ОНР 4 уровня − направление корректировочных занятий на достижение возрастной нормы, что весьма важно для успешного обучения в школе. Поэтому во главу угла ставится самосовершенствование уже усвоенных и становление новых произносительных навыков, много внимания уделяется воспитанию способности распознавать звуки речи, обучению грамматически правильного использования словаря. Обучаемые трудятся над составлением простых предложений в устной форме и пытаются вырабатывать письменные навыки.

Дети с ОНР 1-2 уровня (тяжелыми уровнями недоразвития речи) обучаются в специализированных школах. Школьники с ОНР 3 уровня занимаются в классах корректировочного обучения в общеобразовательных школах, а школьники с ОНР 4 уровня – в обычных классах массовых школ.

Логопедическое корректирование ОНР длится долго и требует огромных усилий, но результат стоит того.

В наше время накоплен немалый опыт успешного обучения как дошкольников, так и детей школьного возраста с различными уровнями недоразвития речи.

Источник

Читайте также:  Той терьер размеры вес таблица
Adblock
detector