Меню

Уровни познания обществознание егэ таблица

Уровни познания обществознание егэ таблица

  • МАТЕРИАЛЫ
    • История
      • Каталог конспектов
      • Таблицы
    • Обществознание
      • Каталог конспектов
      • Таблицы
  • Последние материалы:

    Последние тесты:

    Материалы ► Обществознание ► Таблицы

    Формы познания

    Чувственное познание (познание с помощью органов чувств)

    Даёт представление об отдельных, внешних сторонах вещей

    Раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития

    Процесс познания

    От живого созерцания

    К абстрактному мышлению

    Философы

    Признают чувственный опыт источником знаний

    Считают разум основой познания

    Истина

    Т. е. существует независимо от человека (от людей)

    Т. е. всегда относятся к определённой, конкретной области действительности в конкретные время

    Т. е. носителем истины является субъект

    Т. е. налицо неполное, ограниченное знание

    Т. е. полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания

    Практика

    Как материальное производство

    Как накопительный опыт

    Как научный эксперимент

    Роль практики в познании

    Исходный пункт познания, или основа познания

    Источник

    

    Виды знаний

    Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
    Структура процесса познания:

    1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
    2. Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
    3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

    Характеристика основных видов познания

    — непосредственность;
    — наглядность и предметность;
    — воспроизведение внешних свойств и сторон.

    — опора на результаты чувственного познания;
    — абстрактность и обобщенность;
    — воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

    внезапность;
    неполная осознанность;
    непосредственный характер возникновения знаний.

    Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
    Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
    Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
    Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

    Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

    Виды знаний:
    Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
    Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
    Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
    Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
    Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
    Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
    Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

    Формы познания

    Научное — объективное, системно организованное и обоснованное знание
    эмпирический уровень
    методы:
    – наблюдение;
    – эксперимент;
    – описание.
    теоретический уровень
    методы:
    – индукция (от частного к общему);
    – дедукция (от общего к частному);
    – анализ (разложение целого на части)
    – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
    Ненаучное — разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
    донаучное – предпосылки научного знания
    паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
    лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
    антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

    Особенности социального познания:
    — субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
    — ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
    — сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

    При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
    — устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
    — выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
    — изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
    — рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

    Особенности познания средствами искусства:
    — эмоциональная окрашенность;
    — осуществляется при помощи образов.
    Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
    Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

    Источник

    ЕГЭ. Познание

    Тема 1. Познание и его формы

    zi8

    Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

    Результатом познания является знание.

    Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

    Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

    Гносеология (от греч. знание, учение) -это наука, изучающая особенности процесса познания.

    Познание имеет две формы (или уровня).

    Познание, его уровни и ступени

    Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

    Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

    Ступени чувственного познания

    • Ощущение —познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
    • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
    • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

    Роль чувственного познания

    • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
    • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
    • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
    • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

    Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

    Ступени рационального познания

    • Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
    • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

    Пример.

    Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

    Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

    Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

    Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

    Роль рационального познания.

    • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
    • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

    Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

    Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

    Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

    Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

    Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

    Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

    Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

    Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

    Основные особенности интуиции:

    • непосредственность,
    • неожиданность,
    • неосознанность путей получения нового знания.

    Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Источник

    Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Познание
    материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

    Баландина Оксана Владимировна

    Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Познание

    Скачать:

    Вложение Размер
    Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Схемы Познание 82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знание в узком смысле — любого рода информация.

    Знание в широком смысле — подтвержденная научными средствами информация.

    Знание — проверенный практикой результат познавательной деятельности.

    Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

    Гносеология — учение о познании.

    Онтология — учение о бытие.

    Бытие — мир вокруг нас.

    Субъект познания — познающий человек

    Субъект и объект могут совпадать.

    Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным.

    1. 1. чувственное

    В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

    Формы чувственного познания :

    1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол — холодный)
    2. Восприятие — целостный образ предмета ( стол — холодный, гладкий, теплый)
    3. Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)

    Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

    Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк)

    Особенности чувственного познания:

    — отражает только признаки предметов

    — пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)

    — нельзя постичь сущности предметов и их свойств

    1. 2. рациональное

    Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

    Формы рационального познания:

    1. Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул- мебель; классификация)
    2. Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха-насекомое)
    3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).

    — индукция — от частного к общему

    — дедукция — от общего к частному

    — аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

    Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

    Особенности рационального познания:

    — имеет обобщенный характер

    — носит абстрактный характер

    — активно и целенаправленно

    — связано с речью

    Цель познания — истина.

    Ложь — преднамеренное искажение действительности.

    Истина — знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

    1. объективность- независимость от сознания человека
    2. конкретность
    3. это процесс
    1. Абсолютная — полное, исчерпывающее знание о предмете ( 2*2=4)
    2. Относительная — изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

    Критерий истины- практика.

    1. материальное производство ( ВГО)
    2. социально-преобразующая деятельность ( накопленный опыт)
    3. научный эксперимент.
    1. практика- источник познания
    2. практика – основа познания
    3. практика – цель познания
    4. практика – критерий истины.

    б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний — побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.

    в) народная мудрость — обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

    г)здравый смысл — стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь — не трогай)

    Паранаука — околонаучное знание

    Особенности научного познания:

    1. стремится к максимальной объективности
    2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
    3. Использует особый научный язык
    4. использует особые методы

    Уровни научного познания:

    1.э мпирический — в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

    2. теоретический — в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)

    Методы научного познания:

    1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
    2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.
    3. воображение. Теоретические методы.
    4. выдвижение гипотез
    5. построение теоретических моделей

    Направления в развитии научных знаний:

    1. постепенное накопление- НТП
    2. научная революция ( Энштейн)

    Социальное познание — познание общества.

    Особенности социального познания:

    1. субъект и объект познания совпадают
    2. общество — сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
    3. Ограничены возможности наблюдения и эксперимента
    4. субъективность изучающего
    5. многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.

    Принципы социального познания:

    1. конкретно-исторический подход — рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности- наиболее устойчивые, существенные связи ( ПП)
    2. руководство научными методами.
    3. Соблюдение дистанции к объекту — объективность
    4. выбор значимого в явлении

    Факт — событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

    Виды социальных фактов:

    1. Действия, поступки людей или социальных групп ( поход Олега)
    2. продукты человеческой деятельности
    1. словесные действия: мнения, суждения, оценки ( Иду на Вы)

    Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.

    Интерпритация — толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

    Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)—— причины, повод, итоги———-сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире——-оценка.

    Оценка — одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.

    Оценка факта зависит:

    — от свойств самого изучаемого объекта

    — от соотнесения с другим аналогичным или идеалом

    — от интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.

    Самопознание — процесс познания человеком самого себя.

    Самосознание — определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

    1. чувственное восприятие мира
    2. способность самостоятельно действовать с предметами
    3. формирование самооценки

    Самооценка — эмоциональное отношение человека к самому себе.

    1. от самого человека

    — соотношение себя с идеалом; успех: притязания

    -отношение к своим успехам и неудачам

    1. от оценки других людей.
    1. адекватная
    2. завышенная
    3. заниженная

    Я — концепция — итог размышлений человека о самом себе.

    Состоит из Я — образов.

    Я — образ — представление человека о самом себе

    — Я — открытое ( я знаю, все знают)

    — Я — закрытое ( я знаю, другие не знают)

    — Я — слепое ( другие знают, я не знаю)

    — Я — непознанное ( никто не знает)

    Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.

    Философские воззрения на мир

    Способы познания мира :

    1. мифологический

    Миф ( греч)- сказание, предание

    — о конце света. Эсхатология- учение о конце света.

    -о происхождении человека и мира

    Особенности мифологического сознания:

    — воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов

    — в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз)

    -восприятие времени через периоды жизни человека

    -восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил

    Философия ( греч) — любовь к мудрости

    Философия — наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.

    Основной вопрос философии:

    1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание.

    Материалисты — первично бытие

    Материя — объективная реальность, данная нам в ощущениях.

    Идеалисты — первично сознание

    а) объективные — природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)

    б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)

    1. познаваем ли мир

    Когнитивные оптимисты — да

    Агностики -нет ( Кант)

    Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

    Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

    Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания.

    Тимократия — форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.

    Идеал — аристократическое государство.

    Идеальное государство справедливого неравенства:

    — крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)

    « Платон мне друг, но истина дороже»

    Ввёл понятия демократия и гражданин.

    Называл правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию

    Неправильные формы правления : тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).

    Меринтократия — власть, основанная на заслугах.

    Идеальное государство справедливого неравенства:

    — богатые ( плутократия- приобретают состояние противоестественным способом)

    — бедные-граждане второй категории

    Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.

    « Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».

    Ввел понятие индивид. Сторонник республики.

    Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди.

    Теология- средневековая философия, основанная на богословии.

    Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».

    Схоластик. Схоластика — средневековая философия, основанная на богословии.

    Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.

    Философы нового времени.

    Представитель рационализма. « Разум не есть вера»

    Декарт — представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».

    Оккам — реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера.

    Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.

    « 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.

    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь — Ратцель.

    « Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».

    Макиавелизм — политика, основанная на культе насилия и безнравственности.

    Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» ( о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум — основной критерий прогресса.

    « Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора: естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе».

    В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:

    -невмешательство государства в экономику

    -свобода для предпринимательства

    3 основных класса, которые различал по источникам дохода:

    -земельные собственники -рента

    Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.

    Энциклопедист. Идеальное государство — просвещённая монархия.

    Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода- стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.

    Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.

    Кампанелла . « Город солнца».

    Сен-Симон . Разделение на праздных соственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)

    Оуэн . Община в США « Новая гармония».

    Основатель агностицизма — учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.

    Основатель теории об общественно — экономической формации.

    ОЭФ- исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.

    Основу ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил — люди и средства производства( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и производственных отношений — отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- базис ОЭФ, который определяет надстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ. Классовая борьба — движущая сила истории.

    Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».

    Коммунизм — труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.

    Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.

    « Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости — разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.

    Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме . Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.

    Основатели ревизионизма- учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.

    Основоположник технократизма. Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.

    Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.

    Основоположники экзистенционализма . Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.

    Жизнь — различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным.

    Шопенгауэр . « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.

    Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.

    Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.

    Селективная полиархия — власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».

    Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).

    Учение о ноосфере -поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.

    Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад — всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.

    Основа-свобода и творчество.

    Теория экономических циклов.

    Новая наука – тектология, предвосхитил кибернетику.

    Источник

    ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

    w29

    Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

    Особенности научного познания

    • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
    • Непротиворечивость, доказательность, системность
    • Проверяемость
    • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
    • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
    • Высокий уровень обобщения полученных знаний
    • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

    Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

    • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
    • Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
    • Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

    Уровни научного познания

    1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
    2. Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

    Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

    Эмпирические методы научного познания

    • Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
    • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
    • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
    • Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

    Пояснение.

    Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

    Теоретические методы научного познания

    • Анализ –(от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
    • Синтез– (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
    • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
    • Дедукция —(от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
    • Абстрагирование –(от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
    • Моделирование –создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
    • Аналогия –(от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
    • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
    • Классификация– (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
    • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

    Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

    Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

    Формы научного познания

    Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

    • Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

    Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

    • Эмпирический закон –форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
    • Проблема —(от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
    • Гипотеза-(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
    • Теория –(от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
    • Концепция —(от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

    Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Источник

Читайте также:  Гигиеническая оценка суточного рациона питания таблица
Adblock
detector