Меню

Цели трудовой деятельности таблица



I. Особенности постановки цели труда.

Любой труд предполагает постановку и реализацию цели, младшие цели сами ставить цели не умеют, её ставит воспитатель т.к. детям нравится сам процесс труда, свои действия он никак не связывает с результатом. Иногда они ставят цели неосуществимые (говорит что помоет полы, постирает белье, не подозревая, что он этого не сможет). Иногда получая цель дети забывают про неё (попросили сходить в другую группу принести тетрадь, увидел куклу, и забыл что нужно принести).

Дети среднего и старшего возраста способны ставить цель. Но по началу они ждут от педагога указаний, что и как надо делать (положить игрушку на место).

Условия развития цели:

1.Доступность пониманию (уберись в комнате или убери мишку на полку).

2.Наглядная представленность результата, то что он будет делать будет видно. (накрывает на стол).

3.Близость результата во времени (близкие — здесь и сейчас, далекие — вырастить растение).

4.Посильность достижения (собери все игрушки или посади вот того мишку туда).

5.Полученный результат значимый для него или его близких (мама вколола иголочки в подаренную игольницу).

II. Возможные мотивы трудовой деятельности.

Мотивы — это то, что движет ребенком в трудовой деятельности. Для ребенка важно видеть связь между тем, что он делает и для чего он делает. Зачастую труд связан с требованиями взрослого.

Мотивы могут быть:

— личностные (хочу получать похвалу, выделиться, заслуженное признание и др.)

— общественные связаны с желанием приносить пользу людям.

Для младших характерны личные мотивы, а старшие осознают и могут сформировать общественные мотивы.

Общественные мотивы складываются под влиянием условий:

a)знания о результате труда и их значимости для других (полосочки резать на квадратики).

b)использование результатов в Д/с или семье (порезать салат).

c)организация деятельности направленная на оказание помощи взрослым (мамина сумка).

d)оценка результатов труда взрослыми.

Общественные мотивы можно увидеть в проявлении готовности детей сделать, что-то для других.

III.Своеобразие планирования труда.

Умение планировать означает:

— определить порядок трудовых действий.

Умение планировать зависит от того насколько ребенок представляет последовательность трудового процесса.

Становление планирования проходит ряд этапов:

1 Младшие дети выяснив цель сразу стремятся её выполнить т.к. не умеют планировать, в результате их действия хаотичны, не экономны, не результативны. Поэтому планирование осуществляется воспитателем, он ставит цель, подбирает оборудование, показывает последовательность действий. (Все свои действия проговаривает, учит протирать листья). Вопросами уточняем порядок работы.

2 Средние дети переходят к элементарному планированию. Педагог организует планирование. Вопросами, напоминаниями побуждает детей к планированию своей дея-ти. (что ты будешь делать).

3 Самостоятельное планирование и организация труда детьми. Ребенок прежде чем приступить к работе сам готовит материалы, готовит рабочее место, планирует последовательность действий. Совершенствование навыков планирование происходит в ежедневной работе, это и дежурство, поручения в разных видах труда).

4 это планирование коллективной работы является сложным, распределение трудовых обязанностей, поэтому здесь распланировать помогает педагог.

Планирование облегчает алгоритм в картинках

IV.Специфика процесса трудовой деятельности. Отношение детей к результату.

Младшие дети заинтересованы в процессе дея-ти, а не в достижении цели труда. Результат не интересен, важен процесс.

Старшим тоже интересен процесс, но они понимают для чего этот процесс, однако ребенок никогда не достигает результата если не овладеет трудовыми действиями.

Овладение трудовыми навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным кроме того, он умеет работать с оборудованиями и материалами.

Отношение к результату.

Главный компонент трудовой дея-ти.

Осознанию детьми результата способствует:

§ Установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью значимой для детей. Тогда дети ожидают результата (порядок в уголке, игрушка на месте).

§ Использование результатов труда детей, тем самым дети понимают практическую значимость результата.

§ Оценка результатов дея-ти, дети могут заметить хорошее и плохое качество.

§ Мотив пробуждает активность ребенка, стремится сделать не только красиво, но и качественно.

§ Наблюдение за результатом труда взрослых (обращать внимание на качество результата, тем самым подталкиваем детей к мысли о том, что они тоже могут так сделать.

Педагог по началу должен мириться с несовершенством качества результата труда, помогать достигнуть качественного результата (игрушки собрать вместе, помочь достать).

Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения (ловкость, умелость, быстрота действий, сосредоточенность, доведенное до конца дело и др).

В случае затруднений важно поддержать уверенность, что все равно получиться.

Тема: Содержание труда дошкольников (виды).

Источник

Результаты труда — основные понятия и показатели

Результаты труда - основные понятия и показатели

Трудовой называется деятельность, направленная на получение конкретного результата. Это является основной особенностью труда, который требует каких-то физических и умственных усилий. Результат труда будет зависеть от этого, но в качестве основной задачи это достижение рассматривать не принято.

Это обусловлено тем, что результат показывает меру затрат усилий, которые нужно приложить, чтобы достигнуть цели. В этом процессе важны личные качества сотрудников, поэтому важным фактором является оценка труда и его сравнение.

Прочитав эту статью, вы узнаете подробнее про результат труда — основные понятия и показатели.

  • 1 Основные понятия
    • 1.1 Оценка труда и ее необходимость
    • 1.2 Показатели результатов труда
    • 1.3 Отличия в оценке категорий персонала
  • 2 Подробности
    • 2.1 Критерии оценки
    • 2.2 Управленческий труд и его результаты
    • 2.3 Производительность труда
    • 2.4 Экономические результаты труда
  • 3 Стимулирование персонала

Основные понятия

Трудовой процесс является совокупностью действий сотрудника по полезном и разумному изменению предмета труда. Целью его организации является обеспечение выполнения поставленной задачи, на что уйдут минимальные затраты рабочего времени, а получится качественный конечный продукт с высокоэффективным применением оборудования. Улучшение результатов труда является изменением комплекса методов труда и приёмов сотрудника или группы сотрудников.

Оценкой труда называются мероприятия по изучению соответствия количества и качества труда требованиям технологического производственного процесса. Оценка результатов труда является одной из многочисленных функций управления персоналом компании, которая определяет уровень эффективности сделанной работы. Оценка результатов труда — одна из основных составляющих оценки деловой активности кадров предприятия, показывающая, как результат труда сотрудников соответствует поставленным целям, технологическому процессу, нормам, плановым показателям.

СПРАВКА! С помощью оценки труда можно аккумулировать результаты отдельных сотрудников за конкретный временной промежуток. Получается, что не работники сравниваются между собой, а сравнивается их работа с принятыми стандартами.

Оценка труда и ее необходимость

Абсолютно любая компания нацелена на получение результата, независимо от того, насколько высока квалификация ее сотрудников и обширен их опыт работы. По этой причине оценка труда имеет большое значение. Оценка результатов труда характеризует эффективность работы компании в разрезе поставленных целей и задач перед каждым сотрудником.

Работник может успешно выполнять все пункты, указанные в его должностной инструкции, но, к примеру, с привлечением других работников или постоянным продлением сроков, тогда как работа должна быть выполнена качественно, быстро и с минимальными затратами, в том числе и временными. На обнаружение таких сотрудников и нацелена оценка труда и его результативности.

Показатели результатов труда

Факторы, оказывающие влияние на содержание труда работников и его результаты, делятся на группы:

Социально-психологические, к которым относят моральный климат, психофизиологическое состояние работника, отношение к труду.

  1. Естесственно-биологические, к которым относят пол, возраст, здоровье, географическая среда, сезонность, способности и прочее.
  2. Социально-экономические, к которым относится экономическая ситуация в стране, степень защиты социальными органами, мотивация к труду, государственные требования в сфере труда и зарплаты, имеющиеся ограничения, квалификация работника.
  3. Технико-организационные, к которым относят характер поставленных задач, сложность выполняемой работы, способность использования научно-технических достижений, умение воспринимать качество и объемы информации, эргономические, эстетические, санитарно-гигиенические и прочие условия трудовой деятельности.
  4. Социально-психологические, к которым относят моральный климат, психофизиологическое состояние работника, отношение к труду.
  5. Рыночные, к которым относится безработица, многоукладная экономика, развитие предпринимательства, инфляция, банкротство, объем и уровень приватизации, акционирование предприятия, конкуренция, самостоятельный выбор системы оплаты труда и его способа, либерализация цен.

СПРАВКА! Учитывая описанные выше факторы, можно оценить результаты труда всех работников в конкретных условиях и за определенный промежуток времени.

Отличия в оценке категорий персонала

Легче всего провести оценку рабочих, в особенности работающих по сделке. Все их показатели выражаются исключительно в количество произведенных товаров и их качестве. Для оценки результатов труда сдельного рабочего необходимо сравнить план с результатом его работы.

Труднее оценить работу руководителей или специалистов. Это обусловлено трудностями с оценкой их способности влиять на работу конкретного производственного участка или управленческого звена.

Если оценивать конечный результат труда управленца в общем, то нужно обозначить степень или уровень достижения цели его деятельности при наименьших затратах. Здесь важно охарактеризовать качественные и количественные показатели, точно отражающие поставленный перед подразделением или участком результат.

СПРАВКА! Показатели могут быть различны. К ним относят и объем работы, и ее качество, ценность и так далее. Более сложного подхода требует результативность труда, которая имеет увеличенный набор показателей.

Подробности

Критерии оценки

  1. Естесственно-биологические, к которым относят пол, возраст, здоровье, географическая среда, сезонность, способности и прочее.

Для проведения анализа результатов труда нужно определить оценочные критерии. Каждая компания должна обозначить порог с принятыми всеми требованиями. Выполнение этих требований будет влиять на положительную или отрицательную оценку труда.

Устанавливая критерии оценки, нужно принимать во внимание:

— определенные задачи, которые будут решаться с применением результатов оценки (увеличение оклада, повышение по карьерной лестнице, увольнение и прочее);

— должность и категория работника, для которого определяется критерий с учетом дифференцирования, в зависимости от разных факторов (например, ответственность, сложность процесса, характер деятельности и так далее).

Обычно в управленческом аппарате выделяют 3 категории сотрудников, каждая из которых имеет свои задачи в процессе управления. Специалисты разрабатывают и подготавливают решения, руководство оценивает и принимает их, а дополнительно следит за качеством и осуществляет контроль сроков исполнения.

Управленческий труд и его результаты

Из-за имеющегося в управленческом аппарате разделения, работа руководителя оценивается через результаты труда в организации, то есть через подведение итогов производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия или его подразделений. Также в учет берутся социально-экономические условия труда подчиненных этого руководителя, к примеру их мотивированность, размер зарплат и так далее.

Читайте также:  Черно красная таблица горбова шульте расшифровка

Результат труда специалистов оценивается, исходя из качества, объема, своевременности и полноты выполняемых обязанностей, которые прописаны в должностной инструкции.

СПРАВКА! Выбирая основные показатели, необходимо учитывать их прямое влияние на конечный результат работы всего предприятия.

Производительность труда

Этот показатель является очень важным для характеристики результатов труда. Чем он выше, тем меньше нужно затрат на весь процесс производства. Производительность труда рабочих указывает на рентабельность организации. Он рассчитывается за определенный период времени. Полученные сведения дают возможность составить плановые задания, например, провести расчет будущих объемов выпуска продукции, выручку, сделать закупку материалов, составить сметы, нанять рабочих и так далее.

Производительность труда характеризуется двумя показателями:

— выработкой, показывающей объем продукции, который производится одним рабочим за конкретный период времени (час, день, неделя);

— трудоемкостью, указывающей на количество времени, уходящей у одного сотрудника на производство одной единицы продукции.

По мнению экономистов, грамотный подход к производительности труда позволяет увеличить доход организации, значительно сэкономив на фонде заработной платы.

Экономические результаты труда

Прибыль является основным показателем, характеризующим результаты трудовой деятельности всего рабочего коллектива. Процесс установления прибыли происходит в 3 этапа. Первый определяет балансовую прибыль, второй — расчетную, третий — чистую. Она распределяется по разным статьям внутри организации.

СПРАВКА! Небольшая часть чистой прибыли остается в распоряжении аппарата управления предприятием, как быстродействующий резерв.

Стимулирование персонала

Вознаграждение является одной из его компонентов. Целью этого является привлечение работника, поощрение труда, закрепление имеющегося кадрового резерва, контроль издержек на рабочую силу.

Для человека вознаграждением может считаться все, что он считает для себя ценным. Вознаграждение за труд может быть внутренним и внешним.

Под внутренним вознаграждением понимают сам рабочий процесс, значимости работы, чувство достижения поставленной цели, самоуважения. Для обеспечения такого вознаграждения нужно только создать условия для работы и установить ясные цели и задачи.

Внешнее вознаграждение за работу дается предприятием. Сюда относят похвалу, признание, продвижение по карьерной лестнице, символы престижа, увеличение зарплаты, денежные выплаты, дополнительные отпуска, погашение страховки и так далее.

Также вознаграждение делится на материальное и нематериальное. Кроме того, вознаграждение может быть индивидуальным или коллективным.

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

ТЕОРИЯ ОГЭ

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

План.

  • Сущность понятия «деятельность».
  • Структура деятельности.
  • Формы деятельности.
  • Труд как форма деятельности, его особенности , виды, и значение в жизни человека.
  • Учение как форма деятельности, его особенности и значение в жизни человека.
  • Игра как форма деятельности, её особенности и значение в жизни человека.
  • Особенности деятельности человека.
  • Отличие деятельности человека от активности животного.
  • Значение труда в жизни человека.

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность (нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

  • производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
  • государственная (деятельность представителей органов власти);
  • политическая – участие люде в политической жизни страны;
  • военная – защита страны;
  • интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
  • художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Особенности деятельности человека.

  • Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
  • Деятельность может носить творческий характер.

Отличие деятельности человека от активности животного.

Деятельность человека.

  • Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.
  • Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.
  • Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.
  • Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.
  • Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.
  • Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.

Активность животного.

  • В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах.
  • Отсутствие осознанной поставленной цели.
  • Отсутствие осознанного выбора средств и методов, только использование природного материала.
  • Запрограммированность действий природой.
  • Отсутствие систематической деятельности.
  • Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
  • Активность животных — это результат их биологической эволюции, она предопределена генетически, заложена в них от природы.

Значение деятельности в жизни человека.

  • Формирует личность, качества человека.
  • Способствует самореализации личности, т. е. воплощению в действительность планов, жизненных целей.
  • Развивает способности человека: преодолевая возникающие трудности, лень, робость, неверие в собственные силы, человек развивает себя.
  • Именно по результатам деятельности общество судит о человеке, возникает уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Трудовая деятельность человека: понятие, составляющие и особенности

Социальное поведение каждого человека включает такой элемент, как трудовая деятельность. Этот процесс строго фиксированный, и включает в себя ряд функций, которые должен совершать человек. Эти функции являются его обязанностями и регулируются конкретной организацией.

Трудовая деятельность и ее сущность

Специалисты сферы трудоустройства и управления персоналом занимаются решением таких задач, как:

  • создание средств социального жизнеобеспечения>
  • разработка идей в области науки, а также формирование новых ценностей>
  • развитие каждого отдельного сотрудника как работника и как индивида.

Кроме того, трудовая и рабочая деятельность имеет ряд определенных свойств. В первую очередь, она содержит ряд конкретных трудовых операций. В каждом предприятии они могут быть разными, свойственными лишь этой компании. Кроме того, все предприятия различаются материально-техническими условиями реализации продукции либо оказания услуг. Это касается также временных и пространственных рамок.

Читайте также:  Москва нью йорк разница во времени таблица

Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:

  • Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.
  • Второй параметр определяет условия, в которых данный работник осуществляет свою трудовую деятельность.

От этих параметров зависят нагрузки во время выполнения работы. Физические обусловлены технологической оснащенностью предприятия, а психические – объемами обрабатываемой информации. Необходимо учитывать риски, которые возникают в случае выполнения монотонной работы, а также взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками.

Сейчас очень многие функции переданы автоматике. Таким образом, основной задачей определенной категории работников является управление техникой и ее перепрограммирование в случае необходимости. В результате количество затрат физической силы уменьшается, и все больше людей отдают предпочтение интеллектуальному труду. Еще одним преимуществом автоматизации некоторых процессов является вывод работников из зоны, где они могут быть подвержены вредному воздействию окружающей среды или другим рискам.

Существует и негативная сторона автоматизации производственных процессов – снижение двигательной активности, которое в результате приводит в гиподинамии. Из-за больших нервных нагрузок может произойти аварийная ситуация, а сотрудник становится больше подвержен нервно-психическим расстройствам. Также слишком активно растет скорость обработки данных благодаря новейшему оборудованию, и в результате человек не успевает принимать необходимые решения.

Сегодня должна быть решена одна из главных проблем, которая возникает во время трудовой деятельности, а именно – оптимизация взаимодействия человека и техники. При этом должны учитываться психические и физические характеристики работников, а также разработан ряд нормативов.

Особенности и функции трудовой деятельности

Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.

Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.

Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.

Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.

Социально-экономическая

Суть социально-экономической функции заключается в том, что субъект труда, каковым является работник, воздействует на ресурсы окружающей среды. Результат этой деятельности – материальные блага, в задачу которых входит удовлетворение потребностей всех членов общества.

Контролирующая

Контролирующая функция, которую выполняет трудовая деятельность человека, заключается в создании сложной системы отношений между членами трудового коллектива, которые регулируются нормами поведения, санкциями, стандартами. Сюда входит трудовое законодательство, различные нормативы, уставы, инструкции и другая документация, цель которой – контролировать социальные связи в коллективе.

Социализирующая

Благодаря социализирующей функции перечень социальных ролей непрерывно обогащается и расширяется. Совершенствуются образцы поведения, нормы и ценности сотрудников. Таким образом, каждый отдельный член персонала чувствует себя полноценным участником в жизни общества. В итоге сотрудники получают не только какой-либо статус, но и способны ощутить социальную идентичность.

Развивающая

Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.

Продуктивная

Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.

Стратификационная

Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу. При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные. Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.

Сущность элементов трудовой деятельности

Любая трудовая деятельность делится на отдельные элементы, касающиеся разных направлений.

Организация труда

Одним из таких элементов является организация труда. Это ряд мероприятий, необходимых для обеспечения рационального использования трудового коллектива в целях совершенствования результатов производства.

Разделение труда

Успешное протекание всех производственных процессов зависит от членов персонала, каждый из которых в течение рабочего времени должен находиться на своем месте. Все сотрудники имеют собственные трудовые функции, которые выполняют согласно договору, и за которые получают заработную плату. При этом происходит разделение труда: каждый отдельный работник выполняет поставленные ему задачи, которые являются частью общей цели, на достижение которой направлена деятельность компании.

Существует несколько видов разделения труда:

  • предметное предусматривает закрепление за определенными рабочими местами сотрудников, которые выполняют при помощи предоставленных инструментов поставленные задачи>
  • функциональное распределение зависит от конкретных функций, которые возлагаются на каждого из работников.

Кооперирование

Каждый отдельный филиал или цех может самостоятельно выбрать персонал, который будет выполнять те либо иные задачи. Элементы трудовой деятельности включают и другое понятие – кооперирование труда. Согласно данному принципу, чем больше осуществляется дробление выполняемых работ на разные части, тем больше сотрудников необходимо объединить для выполнения поставленных задач. В кооперирование входит такое понятие, как специализация производства, то есть сосредоточение выпуска конкретного вида продукции в данном подразделении.

Обслуживание рабочих мест

Поскольку от эффективности работы оборудования зависит работоспособность и результативность работников, нанимаются сотрудники, которые занимаются обслуживанием устройств, применяемых в целях производства.

  1. Сначала осуществляется планировка, то есть размещение места в помещении таким образом, чтобы обеспечить работника комфортом, а также эффективно использовать полезную площадь.
  2. Оснащение заключается в приобретении необходимого оборудования, с помощью которого работник будет выполнять поставленные задачи.
  3. Обслуживание предусматривает последующие ремонт установленной техники и ее модернизация для улучшения работоспособности.

Норма времени

Этот элемент регулирует время, затрачиваемое на выполнение работы. Этот показатель непостоянен: человек может выполнять больше нормы за определенный период времени. Даже если сотрудник продолжительное время работает согласно определенной норме, он в любое время может заняться улучшением эффективности своей деятельности и справляться с задачами значительно быстрее.

Оплата труда

Одним из важнейших элементов и удерживающих факторов на рабочем месте является заработная плата. Если работник справляется со своими задачами лучше, чем требуется, его могут повысить либо выдать материальное поощрение. Таким образом, желание заработать становится причиной повышения производительности работника.

Способы повышения эффективности работы

Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.

Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:

  • рабочей смены (перерыв)>
  • суток (нормированный рабочий день)>
  • недели (выходные)>
  • года (отпуск).

Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.

Мотивация трудовой деятельности

Кроме основной мотивации в форме материального вознаграждения работник может иметь и другие мотивы, которые обусловлены определенными обстоятельствами и причинами. Например, одним из основных мотивов является потребность находиться в коллективе, а не вне его. Этот фактор влияет на другой мотив – стремление самоутвердиться, которое в большинстве случаев свойственно специалистам высокой квалификации, стремящихся получить руководящую должность.

Среди других не менее важных мотивов следует назвать стремление к приобретению чего-либо нового, к состязательности, к стабильности. Человек может иметь несколько мотивов, объединенных в одно мотивационное целое, которое определяет трудовая деятельность. Как правило, выделяют три вида ядра, которые характеризируются стремлением к:

  • обеспечению,
  • признанию,
  • престижу.

Первая группа связана с желанием получения стабильного благополучия, вторая заключается в попытках реализовать себя в качестве успешного сотрудника, суть третьей – показать свою значимость и продемонстрировать социальную руль, принимая активное участие в общественной деятельности.

Определившись с мотивами, работник может достичь определенных успехов, а также удовлетворить свои потребности путем выполнения поставленных руководством задач. Таким образом, рекомендуется тщательно изучить мотивацию работников, а на ее основе выработать систему стимулов, которая повысит работоспособность трудового коллектива.

Система стимулирования будет действовать эффективней, если работодатель применит комплексный подход в его разработке. Стимулирование должно опираться на традиции, установившиеся в компании, с учетом общего направления деятельности предприятия. При этом желательно, чтобы сотрудники предприятия также участвовали в разработке системы стимулирования.

Особенности индивидуальной деятельности

Совсем иначе обстоит дело с индивидуальной трудовой деятельностью. Законодательство Российской Федерации разрешает, помимо создания предприятия как юридического лица, проведение индивидуальной деятельности. Как пример – частное преподавание предметов, подготовка детей к школе, репетиторство. Однако такая индивидуальная деятельность имеет свои преимущества и недостатки, из-за чего многие не решаются заняться репетиторством.

Читайте также:  Средство моющего для посуды таблица

Такой преподаватель не обязан оформлять лицензию, которая давала бы ему право осуществлять преподавательскую деятельность. Также значительно проще вести собственный бухгалтерский учет. Однако существуют некоторые нюансы, при которых репетитор обязан выплачивать больший процент налога в сравнении с организациями.

Индивидуальную педагогическую трудовую деятельность можно причислить к интеллектуальному труду. Как и любая другая работа, этот вид деятельности направлен на получение определенного дохода, а поэтому должен быть зарегистрирован.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть связана не только с проведением занятий по внешкольной программе. Она включает также продажу товаров, связанных с образовательной сферой, а именно: учебников, ручек, тетрадей и т.д. Кроме того, любой индивидуальный предприниматель может заниматься разработкой методик и программ обучения.

Регистрация должна проходить в соответствии с законодательством Российской Федерации. Процесс регулируется Гражданским кодексом и рядом других документов. При регистрации необходимо подать фото, удостоверяющий личность документ, а также свидетельство, подтверждающее уплату регистрационного сбора.

Источник

Цели и задачи трудового воспитания

Ответ будет однозначный, а обосновать его сможет даже чуть подросший малыш детского сада. Без труда невозможен прогресс, нет движения вперед. Нет развития. Поэтому задавая себе вопрос: «нужно ли детям трудовое воспитание», ответ придет сам собой – нужно ли вашим детям прогрессивное и успешное будущее? Нужны ли нашему обществу эволюция и технологические прорывы?

Цели, которые ставит перед собой трудовое воспитание – глобальные. Нет, если мы говорим об определенном ребенке, то там все по науке: развитие личности, нравственных качеств, уверенности в себе, а также трудовые навыки. Но если под объектом воспитания принимать подрастающее поколение в целом, то задачами станет здоровая нация, сильная экономика, технический прогресс и научные открытия. Задачи глобальные, а решения их лежат, как на ладони – надо научить детей трудиться.

Несколько слов о трудовом воспитании

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» учат еще в стенах детского сада. Не потому, что эта пословица – часть народного фольклора, а потому, что это действительно так. Трудовая деятельность лежит в основе всей жизни человека, от момента рождения до последнего вздоха. Дать ребенку знания и не научить трудиться, все равно, что подарить машину и не научить ее водить. Но мы же хотим нашим детям добра, правда же? Мы хотим, чтобы наши дети уверено управляли своей жизнью, справлялись с трудностями и решали сложные задачи? Тогда помещаем трудовое воспитание в «красны угол».

Как мы понимаем воспитание трудом? Что это? Педагогика определяет сей процесс, как вовлечение детей в различную трудовую деятельность, организованную и системную. Занимаясь полезным для общества трудом, дети перенимают опыт производственного труда, трудовые умения и навыки. Кроме этого, у них развивается творческое мышление, трудолюбие и терпение

Основные задачи трудового воспитания

В процессе труда не только создаются материальные предметы, но и совершенствуется сам человек. Поэтому целью трудового воспитания, в первую очередь, является воспитание гармоничной личности, а потом формируется психологическая и физическая готовность его к труду.

На фоне общественного и экономического развития, реальность предъявляет высокие требования, когда речь идет о личности производителя. Подчеркивается важность его отношения к труду, как к осознанной необходимости, а также жизненной потребности, позитивное отношение к работе, уважение к труду (в целом), к его результату. Коммуникабельность, инициативность, креативность — те качества, которые ждет от зрелой личности трудовой мир. И эти качества формируются в процессе трудового воспитания.

Готовность к труду – результат трудовой воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, решает задачи:

  1. Формирование навыков и умений в трудовой деятельности;
  2. Осознание целей и задач труда;
  3. Формирование автомотивации на труд.

Учитывая, что экономическая, экологическая и социальная ситуации в стране кардинально меняются, меняется направление и смысл трудового воспитания. Требуются новые методики, мотивации и подходы.

Цели трудового воспитания

?Воспитание трудом — непременное условие комплексного полноценного развития личности. С одной стороны, физический труд стимулирует умственную деятельность, а с другой — нравственные качества личности.

В педагогике основной целью трудового воспитания указывается нравственно-психологическая (практическая) подготовка детей к труду. Цель достигается постепенно, учитывая возраст, возможности, а также заинтересованность детей. Глобальная цель – трудолюбивое общество, готовое к переменам, способное трудится на благо своих семей и общего дела.

Трудовое воспитание в школе – основные задачи их решение

Трудовое воспитание начинается в семье – об этом мы говорили уже ни раз. Но школа также имеет весомое влияние на воспитание юной личности. Для школьников труд — необходимое и важное средства развитие нравственных представлений и качеств личности. Цель трудового воспитания школьников – формирование естественной физиологической и интеллектуальной потребности в труде. В школе оно, тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, что обеспечивает уровень знания основ техники и организации производства.

В стенах общеобразовательной школы трудовое воспитание решает несколько основных и важных задач:

  • Мотивация к труду, стимуляция интереса к знаниям, потребность в труде как в творческом процессе, стремление к практической деятельности;
  • Формирование позитивного отношения к труду у школьников;
  • Воспитание моральных качеств: чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость, честность;
  • Развитие творческих способностей учащихся средствами ручного труда;
  • Освоение школьниками разнообразных видов техник, трудовых навыков формирование внутренней культуры физического и умственного труда.

Задачи трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается семье и имеет огромное значение для развития маленького человека. Дошкольный возраст – период имитации. Дети копируют все, что видят. Им нравится трудиться. Этот уникальный момент нельзя упустить. Необходимо поощрять инициативу, стимулировать интерес, развивать трудовые навыки малышей.

По ФГОС термин «трудовое воспитание» это система формирования у детей трудолюбия, трудовых навыков и стремление обучаться труду.

Целью трудового воспитания в детском саду педагоги видят формирование все того же положительного отношения к труду, нравственных качеств. Воспитания уважения к труду взрослых – одна из основных его целей.

В трудовой деятельности дошкольников важная роль отведена воспитателю. Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку приобрести свой собственный опыт и навыки в посильном для его возраста, труде. Вовлечение в трудовую деятельность позволяет им проявить свои способности, почувствовать себя частью взрослого мира, радость от созерцания итога своего труда. Воспитатель организовывает трудовую деятельность, объединяет коллектив, учит малышей работать вместе, помогать взрослым, друг другу.

Цели и задачи трудовой деятельности детей дошкольного возраста по ФГОС

Виды труда Задачи и содержание работ
Самообслуживание Учить детей заботиться о своем внешнем виде, устранять непорядок, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать ему (застегнуть пуговицу, завязать шнурки и т.д.). Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Учить детей самостоятельно готовить свое рабочее место перед занятиями (образовательной деятельности).
Хозяйственно-бытовой Учить (или продолжать обучение) детей систематично и своевременно поддерживать порядок как в группе, так на участке: протирать игрушки (пособия), мыть игрушки, строительный материал. Вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
Учить (продолжать обучение) детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать, очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
Формировать привычку застилать свою постель после дневного сна.
Приучать детей выполнять свои обязанности во время дежурства по столовой в зависимости от их возрастных возможностей.
Учить детей организовывать свое рабочее место до и после занятий.
Труд в природе Воспитывать в детях любовь к природе.
Продолжать учить выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм.
Привлекать детей к уходу за растениями, огородом на участке.
Научить детей заботиться о питомцах, обитающих в живом уголке.
Зимой привлекать детей к уборке снега, учить сгребать снег к деревьям (объясняя зачем), посыпать дорожки песком, мастерить самодельные скворечники, подкармливать птиц.
Ручной Стимулировать желание заниматься ручным трудом.
Формировать навыки работы с природными материалами, бумагой, картоном в ходе образовательной деятельности в ДОУ.
Учить детей самостоятельно изготавливать атрибутику для сюжетно-ролевых игр, карнавалов, а также декорации к спектаклям (украшения для праздников).
Привлекать детей к изготовлению дидактических игр (пособий), к ремонту книг, игрушек.
Учить детей старшего дошкольного возраста пользоваться ниткой, иглой и ножницами. Прошивать стежки через край, пришивать пуговицу

Следует помнить, что дети младшего дошкольного возраста — имитаторы. Они выполняют то, что видят, но не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Каждый момент трудовой деятельности малышей должен быть организован и проведен под руководством воспитателя. В старшей и подготовительной группе дети уже способны самостоятельно организовывать свой труд, опираясь на приобретенные навыки и умения. Здесь педагог выступает как руководитель, поставивший задачу и контролирующий результат.

Воспитываясь в труде, ребенок быстрее развивается, получает дополнительные знания, умения и навыки. Благодаря правильному отношению к труду, ребенок продолжит благополучное развитие, уважение сверстников и старших. Разве не об этом мечтает каждый родитель маленького россиянина?

Источник

Adblock
detector