Меню

Типы плодов и семян таблица 6 класс



Плод – таблица классификации, разнообразие и значение

Содержание

  1. Образование
  2. Строение
  3. Классификация
  4. Таблица «Классификация плодов»
  5. Соплодия
  6. Что мы узнали?

Плод – один из органов цветкового растения. Строение плодов разнообразно, поэтому выделяют различные типы плодов. Функции всех плодов одинаковы: сохранение семян и способствование их распространению.

Образование

Любой плод образуется из цветка, поэтому плоды есть только у цветковых растений.

Иногда говорят, что плод – это разросшаяся завязь. Изначально завязь внутри содержит семязачатки с яйцеклетками. После опыления цветка и последующего за ним двойного оплодотворения семязачатки становятся семенами. Стенки завязи постепенно утолщаются, трансформируются, и превращаются в околоплодник.

Строение

Плод состоит из:

  • семян;
  • околоплодника.

Рис. 1. Строение плода.

В процессе развития околоплодника в нём накапливаются различные органические вещества. Некоторые из них придают плоду окраску, другие привлекают своим запахом животных.

Количество семян и характер околоплодника – основные признаки, по которым выделяют различные типы плодов.

Классификация

Околоплодник может сильно разрастаться и накапливать значительное количество воды. В этом случае плод называется сочным.

Рис. 2. Сочные плоды.

Если в околоплоднике мало воды, плод относят к сухим.

И сочные, и сухие околоплодники одинаково успешно выполняют функцию защиты семян.

Рис. 3. Сухие плоды.

Также плоды классифицируют по количеству семян. Есть плоды с одним семенем (персик), и многосемянные (крыжовник).

Таблица «Классификация плодов»

Персик, черешня, алыча

В таблице приведены только основные типы плодов. Есть ряд своеобразных плодов, характерных для небольшого числа видов. Например, плод граната – гранатина. Его околоплодник сухой, но относить его к сухим плодам некорректно, т. к. кожура семян граната очень сочная.

Есть сложные плоды, состоящие из простых. Например плоды малины и ежевики многокостянки сложены из мелких костянок.

Некоторые типы плодов схожи. Отличием ореха от жёлудя является одревесневший околоплодник. А боб отличается от стручка отсутствием внутренних перегородок.

Также плоды различаются по:

  • способам вскрывания;
  • особенностям распространения в природе.

К примеру, коробочка, стручок и боб относятся к вскрывающимся плодам, а семянка, зерновка и орех к невскрывающимся.

Основные способы распространения плодов:

  • ветром;
  • водой;
  • животными.

Некоторые плоды самостоятельно разбрасывают семена. При созревании внутри плода создаётся высокое давление, и семена выбрасываются наружу.

Соплодия

Мелкие цветки многих растений собраны в соцветия. При образовании плодов соцветия превращаются в соплодия. Так, у подсолнуха цветки собраны в корзинку. Каждый цветок при созревании даёт плод семянку. Все семянки собраны в соплодие.

Разнообразие и значение плодов очень велико. Для многих видов животных они являются основой питания.

Человек также не может жить без плодов, так как они по сей день являются для нас незаменимым источником различных органических веществ:

  • углеводов;
  • растительных масел;
  • витаминов;
  • белков.

Поэтому люди сегодня, как и в древности, собирают плоды дикорастущих растений, а также возделывают культурные растения, дающие:

  • фрукты;
  • растительные масла;
  • овощи;
  • лекарственные вещества;
  • кофе и какао;
  • крупы.

Индейцы Америки считали шоколадное дерево священным и считали, что какао просветляет разум. Латинские название дерева – Theobroma, что значит «божественная пища».

Волокно хлопчатника, используемое для получения хлопковой ткани, также является частью плода. Это волоски на семенах.

Что мы узнали?

Готовя доклад или домашнее задание в 6 классе по биологии, нужно запомнить, что плод содержит семена – зачаточные дочерние организмы. Его природная функция – сохранить семена до созревания и способствовать их распространению. По характеру околоплодника и количеству семян выделяют различные типы плодов. Значение плодов для питания человека и многих животных очень велико.

Источник

§ 13. Плоды — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

50. Закончите заполнение схемы «Классификация плодов».

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

51. Выполните лабораторную работу «Классификация плодов» (см. с. 72 учебника). По результатам работы заполните таблицу.

Лабораторная работа: Классификация плодов

1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

  • Сочные плоды: финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат.
  • Сухие плоды: грецкий орех, жёлудь, горох, земляника, подсолнечник, мак, пшеница, редис.

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

  • Односемянные: финики (ягода), слива (костянка).
  • Многосемянные: яблоко (яблоко), дыня (тыквина), ежевика (костянка), апельсин (гесперидий), томат (ягода).

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

  • Односемянные: жёлудь (жёлудь), подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), грецкий орех (орех).
  • Многосемянные: горох (боб), земляника (многоорешек), мак (коробочка), редис (стручок).

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

4. Заполните таблицу «Типы плодов».

Название плода

Односемянной или многосемянной

52. Пользуясь памяткой (см. с. 73 учебника), проведите сравнение любых двух плодов, изученных вами при выполнении лабораторной работы «Классификация плодов».

Сравнение плода ежевики и земляники

1. Сравним плоды ежевики и земляники

2. Рассмотрим, как выглядят эти плоды, если их разрезать пополам.

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

3. Выделим существенные признаки этих плодов:

  • ежевика — сборный (сложный), сочный, многосемянной плод, который классифицируется как многокостянка;
  • земляника — сборный (сложный), сухой , многосемянной плод, который классифицируется как многоорешек.

4. Сопоставим сравниваемые объекты по одним и тем же признакам:

  • и ежевика, и земляника являются съедобными плодами;
  • и ежевика, и земляника являются сборными (сложными) плодами;
  • и ежевика, и земляника являются многосемянными плодами.
  • Ежевика это сочный плод, поскольку у неё вокруг каждого семени есть мягкий околоплодник, а земляника — это сухой плод, поскольку её семена не окружены мягким околоплодником, а просто лежат на разросшемся сочном цветоложе.
  • Ежевика классифицируется как многокостянка, а земляника — как многоорешек.

Источник

Типы плодов и семян таблица 6 класс

Образование

Любой плод образуется из цветка, поэтому плоды есть только у цветковых растений.

Иногда говорят, что плод – это разросшаяся завязь, но есть плоды, сочная часть которых развивается из цветоложа (клубника, шиповник). Изначально завязь внутри содержит семязачатки с яйцеклетками. После опыления цветка и последующего за ним двойного оплодотворения семязачатки становятся семенами. Стенки завязи постепенно утолщаются, трансформируются, и превращаются в околоплодник.

Строение

Плод состоит из:

  • семян;
  • околоплодника.

Строение плода

Рис. 1. Строение плода.

В процессе развития околоплодника в нём накапливаются различные органические вещества. Некоторые из них придают плоду окраску, другие привлекают своим запахом животных.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • 1. Что такое соцветие в биологии

Количество семян и характер околоплодника – основные признаки, по которым выделяют различные типы плодов.

Классификация

Околоплодник может сильно разрастаться и накапливать значительное количество воды и сахаров. В этом случае плод называется сочным.

Сочные плоды

Рис. 2. Сочные плоды.

Если в околоплоднике мало воды, плод относят к сухим.

И сочные, и сухие околоплодники одинаково успешно выполняют функцию защиты семян.

Сухие плоды

Рис. 3. Сухие плоды.

Также плоды классифицируют по количеству семян. Есть плоды с одним семенем (персик), и многосемянные (крыжовник).

Таблица «Классификация плодов»

Тип плода

Примеры растений

Персик, черешня, алыча

В таблице приведены только основные типы плодов. Есть ряд своеобразных плодов, характерных для небольшого числа видов. Например, плод граната – гранатина. Его околоплодник сухой, но относить его к сухим плодам некорректно, т. к. кожура семян граната очень сочная.

Читайте также:  Таблица угадай что это

Есть сложные плоды, состоящие из простых. Например плоды малины и ежевики многокостянки сложены из мелких костянок.

Некоторые типы плодов схожи. Отличием ореха от жёлудя является одревесневший околоплодник. А боб отличается от стручка отсутствием внутренних перегородок.

Также плоды различаются по:

  • способам вскрывания;
  • особенностям распространения в природе.

К примеру, коробочка, стручок и боб относятся к вскрывающимся плодам, а семянка, зерновка и орех к невскрывающимся.

Основные способы распространения плодов:

  • ветром;
  • водой;
  • животными.

Некоторые плоды самостоятельно разбрасывают семена. При созревании внутри плода создаётся высокое давление, и семена выбрасываются наружу.

Соплодия

Мелкие цветки многих растений собраны в соцветия. При образовании плодов соцветия превращаются в соплодия. Так, у подсолнуха цветки собраны в корзинку. Каждый цветок при созревании даёт плод семянку. Все семянки собраны в соплодие.

Разнообразие и значение плодов очень велико. Для многих видов животных они являются основой питания.

Человек также не может жить без плодов, так как они по сей день являются для нас незаменимым источником различных органических веществ:

  • углеводов;
  • растительных масел;
  • витаминов;
  • белков.

Поэтому люди сегодня, как и в древности, собирают плоды дикорастущих растений, а также возделывают культурные растения, дающие:

  • фрукты;
  • растительные масла;
  • овощи;
  • лекарственные вещества;
  • кофе и какао;
  • крупы.

Индейцы Америки считали шоколадное дерево священным и считали, что какао просветляет разум. Латинские название дерева – Theobroma, что значит «божественная пища».

Волокно хлопчатника, используемое для получения хлопковой ткани, также является частью плода. Это волоски на семенах.

Что мы узнали?

Готовя доклад или домашнее задание в 6 классе по биологии, нужно запомнить, что плод содержит семена – зачаточные дочерние организмы. Его природная функция – сохранить семена до созревания и способствовать их распространению. По характеру околоплодника и количеству семян выделяют различные типы плодов. Значение плодов для питания человека и многих животных очень велико.

Источник

Цветок и соцветия, плоды и семена

Содержание

  1. Цветок
  2. Строение
  3. Формула цветка
  4. Виды цветков
  5. Соцветия
  6. Классификация соцветий
  7. Простые соцветия
  8. Сложные соцветия
  9. Типы и способы опыления
  10. Плод
  11. Виды плодов
  12. Семена
  13. Строение семян
  14. Распространение семян

Цветок

Цветок – сложная система органов полового размножения, которая представляет собой видоизмененный и укороченный побег.

Строение

Самая яркоокрашенная часть цветка – это венчик, который может состоять из отдельных лепестков (как у лютика, фиалки) — такой венчик называют раздельнолепестным. У душистого табака лепестки срастаются между собой — это венчик сростнолепестный.

Венчик часто окружён чашечкой, состоящей из чашелистиков. Чашечка также может быть раздельнолистной или сростнолистной. Чашечка и венчик вместе составляют околоцветник. У одних цветков чашечку и венчик легко различить (гвоздика, роза). Такой околоцветник называют двойным. У других растений все листочки околоцветника одинаковы (тюльпан, лилия). Здесь нет ни чашечки, ни венчика. Такой околоцветник называют простым.

Если самая заметная часть цветка получила название околоцветник, значит не она главная в цветке. Действительно, важнейшие части цветка расположены в его центре – это тычинки и пестики. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Важнейшая часть тычинки – пыльник, в нём развивается пыльца.

В пестике же выделяют три части: завязь, столбик и рыльце. У ряда растений в пестике отсутствует столбик (тюльпан). Самая главная часть пестика – завязь. Она содержит в себе семязачатки.

У многих растений пестик один, но тычинок всегда много от трёх (у злаков) до сотни (у шиповника). Тычинки могут быть разной длины.

Все вышеперечисленные части цветка располагаются на цветоложе – это осевая часть цветка – расширенная часть цветоножки, которая в свою очередь, является частью стебля. Встречаются цветки, у которых нет цветоножки. Такие цветки называют сидячими.

Формула цветка

Удобно строение цветка изображать в виде формулы, в которой используют такие сокращения:

  • О – листочки околоцветника простого
  • Ч – чашечка
  • Л – лепестки
  • Т – тычинки
  • П – пестики

Число частей цветка обозначают цифрами (Л5 – пять лепестков). Если число частей цветка так велико, что не сосчитать, то ставят знак бесконечности — ∞.

Когда части цветка срастаются между собой, соответствующую цифру ставят в скобки: Л(5) – сростнолепестный венчик из пяти лепестков.

Интересно, что все части цветков располагаются обычно кругами. Бывает, что одноимённые части расположены в несколько кругов – тогда между ними ставят знак +. Например, Т5+5 – в цветке 10 тычинок расположены в два круга. Так, формула цветка сурепки Ч2+2Л4Т2+4П1 обозначает, что в цветке 4 чашелистика расположены в двух кругах, 4 лепестка, 6 тычинок, из которых 2 в одном кругу, а 4 – в другом и один пестик.

Формулы цветков по семействам

Ботаники обозначают строение цветка не только формулами, но и схемами (их иногда называют диаграммами цветка). Фигурная скобка внизу некоторых схем – это кроющий лист. Фигурными скобками обозначают также чашелистики. Простыми скобками – лепестки.

Виды цветков

У большинства растений цветки имеют и тычинки, и пестики. Такие цветки называются обоеполыми. У некоторых растений одни цветки имеют только пестики (пестичные или женские цветки), другие – только тычинки (тычиночные или мужские цветки) — такие цветки называют однополыми (тыква, облепиха, кукуруза, дуб, тополь). У огурца, ольхи, орешника однополые мужские и женские цветки находятся на одном растении. Такие растения называют однодомными. У конопли, крапивы, ивы, хмеля, облепихи пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Это – двудомные растения.

Соцветия

Соцветием называют совокупность цветков, расположенных в определённом порядке близко один к другому.

Как правило, каждый цветок соцветия мелкий и невзрачный. Но если такие цветки собраны вместе – создаётся иллюзия крупного и яркого цветка. В природе соцветия встречаются гораздо чаще, чем одиночные цветки. Биологическое значение соцветий заключается в том, что они с большей вероятностью обеспечивают перекрестное опыление (ветром, насекомыми), и, соответственно, образование семян. Собранные в соцветия одиночные цветки становятся более яркими, ароматными и, следовательно, более привлекательными для насекомых. Больше цветков, пусть и мелких – больше пыльцы, больше пестиков, способных её уловить. Следовательно, повышаются шансы попадания мелкой пыльцы на рыльца пестиков ветроопыляемых растений. Чем лучше прошло опыление, тем больше семян образуется на растении.

Число цветков в соцветии может быть очень большим до 300 тыс. у рогоза и до 6 млн. у одного из видов пальм (корифа).

Классификация соцветий

В основу классификации соцветий положен способ ветвления.

В соцветии различают главную ось и боковые оси. Если цветки находятся на главной оси, то это простое соцветие, если на боковой – сложное соцветие. Как правило, в соцветии не все цветки распускаются одновременно. Цветение может начинаться с центрального цветка (тогда количество цветков в соцветии неизменно), а может – с крайних цветков. Пока они цветут, продолжается закладка новых бутонов, и количество цветков в соцветии может изменяться.

Читайте также:  Символы смайликов вконтакте таблица

В соцветиях нет вегетативных листьев, но цветки у простых соцветий (или боковые оси у сложных) выходят из пазух маленьких листочков – прицветников, а это значит, что каждый цветок имеет то же происхождение, что и побег.

Простые соцветия — все цветки расположены на главной оси, а сама главная ось имеет разную форму и толщину. Причём, цветки могут иметь цветоножки, а могут быть и сидячими. Рассмотрим простые соцветия: кисть, простой колос, початок, головку, корзинку, зонтик, щиток.

Простые соцветия

  • Кисть – удлинённая главная ось, цветки на цветоножках (черёмуха, колокольчик, ландыш, капуста).
  • Простой колос – удлинённая главная ось, цветки сидячие (подорожник, ятрышник).
  • Початок – удлинённая, но толстая и мясистая главная ось, цветки сидячие (женские соцветия кукурузы, белокрыльник).
  • Головка – утолщённая и укороченная главная ось, цветки сидячие или на коротеньких цветоножках (клевер).
  • Корзинка – укороченная, блюдцевидно расширенная главная ось, цветки сидячие, расположены плотно друг к другу (подсолнечник, одуванчик, астра).
  • Зонтик – главная ось укорочена и от её верхушки отходят цветоножки почти одинаковой длины (примула, вишня).
  • Щиток – удлинённая главная ось, цветки на цветоножках разной длины. Причём, чем ниже цветок, тем длиннее его цветоножка. В результате – все цветки оказываются на одном уровне.

Сложные соцветия

  • Метёлка – от удлинённой главной оси отходят ветвящиеся боковые оси. Они несут или цветки (сирень), или простые соцветия – например, колоски (овёс).
  • Сложный зонтик – главная ось укорочена, от неё отходят простые зонтики (петрушка, морковь, укроп, дудник).
  • Сложный колос – от удлинённой главной оси отходят простые колоски (пшеница, ячмень, рожь, пырей).

Типы и способы опыления

Типы опыления (перенос пыльцы с пыльника тычинки на рыльце пестика)

  • Самоопыление (пыльца переносится на пестик того же цветка)
  • Перекрестное опыление (пыльца перено­сится на пестик другого цветка)
  1. Опыление ветром
  2. Опыление насекомыми
  3. Искусственное (пыльца специально переносится человеком)

Плод – орган растения, который образуется из цветка. Семена окружены, покрыты околоплодником, поэтому цветковые растения получили название покрытосеменных. Только у цветковых растений семя защищено от внешних воздействий околоплодником и имеет наиболее благоприятные условия для развития. Околоплодник защищает семя с зародышем от повреждений и неблагоприятных воздействий окружающей среды. Плоды обеспечивают развитие семени, а также способствуют их распространению.

Виды плодов

Плоды чрезвычайно разнообразны. Разделить их на группы можно по разным признакам. Например, по строению околоплодника – на сочные (у тыквы, томата, сливы) и сухие (у лещины, подсолнечника, фасоли).

У первых – околоплодник становится мясистым, сочным. В нём накапливаются питательные вещества: сахара, белки, жиры, витамины и ароматические вещества. У вторых – околоплодник становится твёрдым.

Важный признак – количество семян в плоде, которое зависит от количества семязачатков в завязи. Если семязачаток был один, то и семя будет одно. Если семязачатков много, то и плод будет их содержать много – до сотен тысяч!

По количеству семян различают плоды односемянные (у пшеницы, дуба) и многосемянные (у мака, гороха, крыжовника).

Сухие многосемянные плоды, как правило, при созревании семян раскрываются и семена выпадают. Сухие односемянные и все сочные плоды обычно не раскрываются.

Сочный односемянный плод абрикоса, черешни, сливы – костянка называется так из-за деревянистого внутреннего слоя околоплодника – косточки.

У смородины, крыжовника, баклажана – также сочный, многосемянной плод, но средний сочный слой околоплодника покрыт тонкой кожицей – это ягода.

Многосемянные сухие плоды – это боб (фасоль, горох) и стручок (горчица, сурепка, редька). У боба семена сидят на створках, а у стручка – на внутренней перегородке.

Сухие односемянные плоды – зерновка, семянка, орех, жёлудь. Зерновка – плод (а не семя!) многих злаков (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза) – имеет плёнчатый околоплодник, который плотно срастается с семенной кожурой семени.

У семянки (подсолнечник, одуванчик) кожистый околоплодник с семенной кожурой не срастается. У ореха (липа, лещина, фундук) – околоплодник деревянистый, а у жёлудя (дуб) – околоплодник кожистый.

Коробочка – сухой односемянный плод, который открывается или крышечкой (белена), или дырочками (мак), или створками (тюльпан).

Семена

Семя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка (видоизмененный женский спорангий) и содержащая зародыш.

Строение семян

  1. Снаружи семя покрыто семенной кожурой, которая защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Семенная кожура развивается из покровов (интегумента) семяпочки.
  2. Эндосперм — ткань, содержащаяся внутри семени, обычно окружающая зародыш и снабжающая его питательными веществами в ходе развития. У голосеменных эндосперм представляет собой ткань женского гаметофита. Часто на ранних стадия развития он имеет синцитиальное строение, позднее в нём формируются клеточные стенки. Клетки эндосперма исходно гаплоидные, но могут становиться полиплоидными. У цветковых эндосперм обычно образуется в ходе двойного оплодотворения в результате слияния центральной клетки (центрального ядра) зародышевого мешка с одним из спермиев. У многих цветковых клетки эндосперма триплоидны. У кувшинки эндосперм образуется при слиянии спермия с гаплоидной клеткой зародышевого мешка, так что его ядра диплоидны. У многих цветковых ядра эндосперма имеют набор хромосом более чем 3n (до 15 n).
  3. Под кожурой находится зародыш — маленькое будущее растение. Зародыш у многих цветковых состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и семядолей. У других групп (например, у подавляющего большинства орхидных) зародыш до прорастания семени не имеет дифференцированных органов.

На самом растении семена не прорастают. Чем дальше от материнского растения семя прорастёт – тем больше возможность для дальнейшего распространения вида, тем меньше растения будут конкурировать между собой за свет, почвенное питание. Семена распространяются на большее или меньшее расстояние от материнского растения самостоятельно или с помощью ветра, воды, животных и человека.

Распространение семян

К саморазбрасыванию способны чаще сухие семена. Плоды коробочки рассыпают их при качании стебля (мак, тюльпан). Из стручков и бобов семена часто выстреливают (недотрога, горох). Семена таких растений имеют хорошо развитую семенную кожуру, которая защищает их после того, как они оказались вне плода.

У растений с односемянными сухими плодами (жёлудь, орех, семянка, зерновка) рассеиваются сами плоды вместе с семенем. Семенная кожура у таких семян развита слабо, функцию защиты выполняет околоплодник. Такие плоды часто распространяют звери, которые ими питаются и делают запасы (бурундуки, белки, мыши).

Семена сочных плодов распространяют животные, которые их поедают. Такие семена должны сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительный тракт животного (некоторые при этом даже улучшают свою всхожесть). Поэтому у них есть плотная семенная кожура (у ягод) или каменистый слой околоплодника – косточка.

Некоторые семена переносят насекомые. Например, муравьи перетаскивают семена трав с сочными придатками-выростами (чистотел, копытень, фиалка). Поэтому заросли этих растений могут указывать и на муравьиные тропы.

Человек также участвует в распространении семян. Занимаясь сельским и лесным хозяйством, он случайно или сознательно расселяет плоды и семена ценных и сорных трав, а также древесных растений, изменяя растительный покров Земли.

Читайте также:  Какие таблицы называются линейными

Плоды и семена, которые распространяются ветром или очень лёгкие (орхидеи), или имеют увеличенную парусность за счёт разнообразных крылышек (клён, ясень), парашутиков и хохолков (одуванчик, осина, иван-чай).

Плоды водных и околоводных растений распространяются водой. Соответственно они не намокают и приспособлены к плаванию, иногда на очень большие расстояния (кокосовая пальма, осока).

Источник

Урок по теме «Плоды». 6-й класс

Форма урока: комбинированная.

Оборудование: коллекция плодов, таблицы, учебник, мультимедийный материал, экран, медиапроектор, мяч

  • показать многообразие плодов.
  • продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений.
  • расширить кругозор обучающихся.
  • Способствовать развитию логических умений и навыков, выявлению связей «строение — функция», синтеза, анализа.
  • Развивать умение работать самостоятельно и делать выводы.
  • продолжить воспитание ответственного отношения в природе и пропаганду природоохранных мероприятий и идей
  • продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками.
  • закрепить понятие цветок, околоцветник, соцветия, завязь.
  • Познакомить учащихся со строением плодов, их многообразием и классификацией.
  • Научить распознавать различные типы плодов.

Практическая реализация занятия.

Ход урока:

1. Организационный момент:

  • проверка готовности к уроку (наличие карточек у всех учащихся, рабочих принадлежностей на столе.)
  • приветствие класса

2. Разминка

(Чтобы не создавать стрессовой ситуации, когда ученик еще не готов работать, а учитель уже начинает задавать вопросы по теме, проводится небольшая разминка, в ходе которой активные ученики быстро включаются в мыслительную деятельность, а медлительные через некоторое время тоже включаются в работу, и к концу разминки в классе устанавливается доброжелательная рабочая атмосфера)

Вопросы для разминки.

  • Птица – кашевар (Сорока-ворона)
  • Деликатес, производимый рыбой (Икра)
  • Сколько букв в названии нашей страны?(6)
  • Цветочная поза (Лотос)
  • Какой по счету буквой является «и» (10)
  • Приправа из венка (Лавровый лист)
  • Огородный сапер (Крот)
  • Сынок коровы, окурок и маленькая рыбка (Бычок)
  • Заяц-патриот (Русак)
  • Розовая иголка (шип)
  • Любимая игра скелетов (Кости)
  • Прибор, через который амеба разглядывает людей ( Микроскоп )
  • В одном кубическом метре почвы может обитать до 450 дождевых червей.
    Сколько червей обитает в 7 кубических метрах почвы? (Ответ: 3150 червей)
  • Мухоловка – пеструшка приносит птенцам около 500 беспозвоночных животных в день.
    Сколько беспозвоночных она скормит за 16 дней своим птенцам, пока они находятся в гнезде? ( Ответ: 8000 беспозвоночных животных)

3. Повторение пройденного материала:

(Учитывая индивидуальные особенности класса и учеников, учитель проводит проверку домашнего задания, предлагая для выполнения различные по сложности задания)

  • Первый ученик выполняет наиболее трудное задание — карточка №1. Рисунок 1>
  • Второй ученик выполняет более легкое задание по карточке №2 Рисунок 2>
  • Третий ученик у доски по гербариям определяет тип соцветий.

Пока учащиеся выполняют работу у доски, с классом проводится фронтальный опрос

  1. Что такое цветок?
  2. Какие растения называют цветковыми?
  3. Что такое околоцветник?
  4. Какие типы соцветий вы знаете?

(Учащиеся, работавшие у доски, присоединяются ко всему классу, и учитель дает биологические задачи, на обдумывание которых отводится 2 минуты. В это время он проверяет работы учеников, работавших у доски)

  1. Биологические задачи: Рисунок 3 >
  • На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха каждый год была усыпана плодами. Почему у горе-садовода не было урожая? И что вы ему посоветуете?
  • Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы, объясняя свои поступки тем, что все равно цветки без огурчиков. Как, по-вашему, правильно ли он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику.

( Чтобы стимулировать активность медлительных учащихся, классу предлагается игра — «Кто быстрее»).
На слайде № 5 или на таблице учитель показывает части цветка, а ученики их называют и за это получают жетон, тот — кто наберет больше всего жетонов, тот и победитель.
(Для того чтобы плавно перейти к изучению новой темы учитель задает наводящий вопрос)
Что образуется после того, как цветок отцвел?

4. Изучение нового материала:

Тема нашего урока «Плоды»

Человек выращивает большинство сельскохозяйственных растений ради их плодов и семян, которые употребляет в пищу.

Плоды растений, как и цветки очень разнообразны. Они отличаются по форме и размерам, окраске, количеству семян и многим другим признакам.

Актуализация знаний учащихся

— Ребята, какие плоды вы знаете?

(На столе разложить картинки различных плодов. Ученик, называя плод, подходит к доске и магнитом прикрепляет картинку к заранее нарисованной на доске корзине.

В результате должен получиться натюрморт из различных плодов.

Далее учитель показывает сухие и сочные плоды, разрезает их и показывает семена).

— А как вы думаете, чем плоды отличаются друг от друга?

(Из сказанного ребятами учитель делаем вывод)

Стенка плода – околоплодник – образована разросшейся и видоизмененной стенкой завязи. Околоплодник может быть сухим и сочным (мясистым), отсюда плоды называются сухие и сочные.

Внутри завязи находятся семязачатки (семяпочки). Из них развиваются семена. Если плод имеет одно семя, он называется односемянным, а если много семян, то многосемянным (слайд№8,11) (или таблица «Плоды»)

(Для закрепления блока полученных знаний и смены деятельности учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание по карточке №3 Рисунок 4 >)

У вас на столе карточка № 3, вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу, после выполнения работы поднимите руку.

Далее учитель проверяет задание у первого ученика, который со своими верными ответами проверяет задание у второго, первый и второй у следующих учащихся и т.д.

Ответ к карточке №3

Яблоко имеет околоплодник (А)———, поэтому его относят к (Б)—— плодам, а мак имеет околоплодник(В) ———, поэтому его плод называют (Г)———.

Ответ: А – мясистый (сочный) Б – сочным

В – сухой Г — сухим

Далее учитель открывает слайд №12 или таблицу на доске и изучается деление плодов на группы.

Работа с учебником стр. 46 — 47.

(Чаще всего учитель сам раздает задания: сложные – сильным ученикам, более простые – слабым. Это не всегда уместно делать. Чтобы сохранять благоприятный психологический фон на уроке, учитель предлагает учащимся самим сделать выбор самостоятельной работы. При этом он объясняет, что работа по карточке № 4 более сложная, там нужно сопоставить классификацию плодов по рисунку учебника и догадаться, где дана схема сухих плодов, а где сочных, но если ученик выполнит все правильно без подсказки, он получит оценку «5». А работа по карточе№5 более простая так там уже виден ход работы, но если ученик выполняет ее без подсказки, он получает оценку только «4». Обычно сильные ученики выбирают более сложные задания, стремясь заработать высокую оценку). Рисунок 5 >

(В целях экономии времени работа выполняется на карточках, которые потом вклеиваются в рабочую тетрадь)

Источник

Adblock
detector