Меню

Типы научной рациональности философия таблица



ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Смотреть что такое «ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ» в других словарях:

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ — ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки как познавательной деятельности и как… … Философская энциклопедия

идеалы и нормы науки — ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях и целях научной деятельности и путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки как познавательной деятельности и как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — методологич. принцип, выдвинутый дат. физиком Н. Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. Он формулируется так: в процессе познания для воспроизведения целостности объекта необходимо применять взаимоисключающие, дополнительные классы… … Философская энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — ’ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ’ (Москва, 2000) работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато… … История Философии: Энциклопедия

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато Степиным в период перехода отечественной философии науки от обсуждения… … История Философии: Энциклопедия

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. ratio разум) разумность, характеристика знания с т.зр. его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума. Поскольку совокупность таких принципов не является вполне ясной и не имеет отчетливой границы, понятию «Р.» свойственны и… … Философская энциклопедия

КЛАССИКА — НЕКЛАССИКА ПОСТНЕКЛАССИКА исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как ‘философия тождества’, видящая мир в … История Философии: Энциклопедия

КЛАССИКА — НЕКЛАССИКА — ПОСТНЕКЛАССИКА — исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как философия тождества , видящая мир в качестве целостного… … История Философии: Энциклопедия

наука — НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Как … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

Научная рациональность и её основные типы

  • Исторические типы рациональности
    • Классический тип научной рациональности
    • Неклассический тип научной рациональности
    • Постнеклассический тип научной рациональности

История происхождения понятия «рациональность» восходит к философскому движению, основанному мыслителем Нового времени Рене Декартом в XVII веке. Рациональными определялись действия, основанные на разуме и логике. Главным критерием рационализма считалось достижение цели с наименьшей тратой сил.

Научная рациональность — это система правил, знаний и норм, позволяющих определить степень научности той или иной деятельности, а также обеспечить истинность результатов познания.

Качественный скачок в становлении научной рациональности произошел в конце XIX — начале XX вв. в период расцвета научной революции. Рациональность в науке подразумевает точность, доказательность и объективность знания. Недостаточно просто что-то сообщить, необходимо логически обосновать теорию и привести доказательства. Именно поэтому развитие рациональности в первую очередь связано с возникновением квантовой физики, теории относительности и математической логики.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Как правило, наука придерживается определенных рациональных идеалов и эталонов, которые могут меняться с развитием знания. Например, то, что когда-то считалось нелогичным и иррациональным, сегодня может признаваться соответствующим научным эталонам.

Однако постоянные условия, которые составляют основу научной рациональности, актуальны независимо от эпохи. К ним относятся:

  • ориентация на объективность, нежелательность субъективных и эмоционально-оценочных критериев в процессе познания;
  • системность и целостность знания;
  • независимость сформулированных научных положений от обстоятельств;
  • доказательность, обоснованность и проверяемость выдвигаемых положений;
  • универсальность и однозначность терминологии;
  • методологическая определенность, использование методов, которые соответствуют исследуемой дисциплине;
  • стремление к улучшению и проверке выдвинутых положений.

У каждого из перечисленных требований свои особенности в зависимости от научной дисциплины. Традиционно различают 3 разновидности научного идеала:

  • математический идеал научной рациональности ориентирован на логическую ясность, дедуктивный характер и непреложность выводов их исходных постулатов;
  • естественнонаучный основывается на эмпирическом базисе, допускаются любые логически возможные аксиомы;
  • социально-гуманитарный подразумевает активную роль познавательного процесса и оценки его результатов в соответствии с ценностями общества.

Исторические типы рациональности

Современная философия науки классифицирует рациональность по историческому признаку, исходя из хронологии научных революций. Каждый этап предваряет глобальный скачок научного прогресса, в результате чего формируется специфика научной деятельности и пересматриваются эталоны рациональности.
Наиболее классическим считается разделение научной рациональности на 3 типа:

  • классический;
  • неклассический;
  • постнеклассический.

Классический тип научной рациональности

Становление классической рациональности связано с научной революцией XVII века, которая ознаменовала активное развитие естествознания.

Основоположником методологии был философ Нового времени Рене Декарт, который считал, что только с помощью разума можно познать тайны природы и бытия. На этом этапе наука стремилась к целостности и достижению абсолютной истины. Помимо веры в силу разума, ученые того времени выступали за свободу, справедливость, прогресс, равноправие и другие человеческие ценности, значение которых резко возросло на фоне научных открытий.

Читайте также:  Заполните таблицу глаголов play played

Идеал познания заключался в создании мысленной конструкции исследуемого объекта, которая была бы универсальна для всех. В качестве примера ученые ориентировались на строение часового механизма, работающего по законам механики. В классическом представлении о научной рациональности субъект имел второстепенное значение, а на первый план выдвигался объект познания.

Классической рациональности свойственные следующие черты:

  • монизм — представление о существовании некоего первоначала бытия;
  • логоцентризм — представление об иерархической неоднородности;
  • телеологизм — представление о существовании первоначальной цели, которая влияет на все события, происходящие в мире;
  • эмпиризм — экспериментальное изучение природы.

Основы естествознания заложили Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и Исаак Ньютон, которые сформулировали законы механики.

Неклассический тип научной рациональности

В этот период развития ученые исключили существование абсолютной истины и универсального научного метода. Взамен поисков «абсолюта» пришло утверждение о единстве этапов развития науки. Отдельные направления все еще были самостоятельны, но каждое из них участвовало в формировании общей картины мира, которая приобрела динамический характер. Неклассические представления о рациональности допускают многообразие теорий и методов, предполагающих различные варианты решения.

Развитие неклассической рациональности связано с открытиями в физике, космологии и с появлением кибернетики в XIX веке. Классическое естествознание вышло на новую стадию с открытием общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Также большой вклад в науку внесли Макс Планк, Эрнест Резерфорд и Луи де Бройль.

Научной рациональности неоклассического типа присущи:

  • плюрализм — многообразие независимых друг от друга мнений;
  • автономность — свобода в проведении исследований и в выражении научной точки зрения;
  • становление научного дискурса и сосуществование альтернативных точек зрения;
  • развитие критического мышления, которое позволяло успешно анализировать не только чужие взгляды, но и свои;
  • способность понять оппонента и принять свои ошибки.

На место идеала об универсальном механизме в качестве эталона приходит плюрализм, допускающий истинность различных теорий в описании одной проблемы.

Постнеклассический тип научной рациональности

Возник в конце XX века на фоне радикальных изменений в науке, которые отразились в новой глобальной революции. Трансформации связаны с техническим прогрессом и компьютеризацией знания, что привело к формированию новых междисциплинарных исследований и комплексных методов. Постнеклассический тип включает проблему человека, в результате чего рождаются антропологические и моральные вопросы. Ученые в процессе научных разработок и исследований учитывают ценность человека и природы, вопросы этичности и степень влияния научных открытий на окружающий мир и общество.

Характеристики постнеклассического типа:

  • принцип ризомы — представление о том, что все элементы познания находятся во взаимопроникающей связи, обладая одинаковой ценностью;
  • принцип сети — мышление, основанное на сетевой модели коммуникации и подразумевающее открытость, саморазвитие, отсутствие иерархии;
  • синергетика — междисциплинарное направление, которое изучает принципы самоорганизации социальных образований, природных процессов и явлений.

Идеалом постнеклассического типа становятся идеи историзма и эволюционизма. В естествознании особенное значение придается науке о Земле, биологии и астрономии.

Все 3 типа научной рациональности дополняют друг друга, на каждом этапе развития исключая устаревшие положения и привнося новые установки и идеалы.

Источник

Типы научной рациональности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое рациональность?

Рациональность в рамках философии – это широкое понятие. Разные его грани, касающиеся многих познавательных сторон жизни человеческой личности, в своей сумме дают общую картину феномена разума.

В широком смысле слова, рациональность – это мировоззренческая усатновка, предполагающая трансформацию любого явления как природного, так и социального, или действия в мысль, размышление человека. В более узком, рациональность – это тип мышления, восприятия окружающего мира, методологическая установка научного исследования.

В рамках философии науки наибольшее распространение получила типология научной рациональности, предложенная В.С. Степиным. Он выделяет три типа рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Помощь со студенческой работой на тему
Типы научной рациональности

Указанные типы Степин выделяет исходя из следующих критериев:

  1. господствующий идеал познания;
  2. методологическая установка познания;
  3. типология присутствующих в эпоху системных отношений в науке.

Классический тип рациональности

Появление классической рациональности связано с философией Нового времени. В первую очередь, с Рене Декартом По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее , одним из основных разработчиков методологии нововременной науки, берущей за основу идеи рациональности, при этом отказывающейся от мистики, присущей христианскому периоду в развитии науки. Бог здесь является одной из истинных субстанций, наравне с другими.

Целью нововременных рационалистов было установление науки, естествознания и математики, как одного из центральных явлений духовной жизни человека.

Классический рационализм – это уверенность в том, что разум, руководимый правильными методами (Ф. Бэкон и Р. Декарт предлагают в своих философских проектах таковые), способен разгадать загадку природы, познать ее и достичь научного понимания божественного бытия.

Кроме того, вера в силу разума распространялась не только на сферу науки, но и на устройство общества. Классическая рациональность уверена, что общество можно построить согласно разумным началам.

Если в $XVII веке$ философы науки стремились обрести чистую, непогрешимую методологию познания, то в $конце XIX века$ происходит новая научная революция, что послужило появлению неклассической рациональности.

Неклассический тип рациональности

Появление неклассического типа рациональности связано с открытиями в физике, космологии, биологии, с появлением кибернетики, что повлияло на изменение картины мира.

Представители неклассического типа рациональности утверждают единство этапов развития науки.

Особенность этого типа рациональности заключена в том, что здесь отрицается ранее обязательная истинность и абсолютность метода в науке. Отныне научный метод включается в структуру теории. Это увеличивает его действенность.

Читайте также:  Нормы гто 2017 таблица нормативов для женщин

Неклассическая методология основана на вероятностных методах, предполагающих большее количество возможных решений научных задач, чем в классической рациональности, покоящейся на строгом детерминизме.

В $60-70 гг. XX в.$ появляются зачатки постнеклассического типа рациональности. Это связано с выходом дополненной книги Т. Куна «Структура научных революций» По данной теме мы уже выполнили эссе Т. Кун. Структура научных революций подробнее ($1970$) и споров вокруг нее.

Постнеклассический тип рациональности

Постнеклассический тип рациональности связан с открытиями синергетики. Наука обращается к анализу сложных самоорганизующихся систем. Кроме того, новый предмет науки включает в себя человека, что рождает антропологические и моральные вопросы.

Постнеклассическая рациональность отличается применением комплексных методов, предполагающих междисциплинарность. В естествознании применяются методы исторической реконструкции, компьютерного моделирования и т.д.

Наука перестает быть ценностно отстраненным явлением. Это влияет на понимание связи науки и техники. В современном мире научное открытие может не только принести благо, но и при неправильном использовании навредить. Поэтому ученые в своих исследоаниях учитывают ценность природы и человека.

Источник

Понятие, типы и модели научной рациональности

date image2015-03-20
views image3671

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Рациональное научное знание — это знание, удовлетворяющее ряду критериев научности (истинность, непротиворечивость, общезначимость, системность). Но рациональное может пониматься и в широком социальном контексте, учитывающем роль социума в формировании критериев рациональности. Безусловно, рациональность характерна не только для науки. Любая область, которой присущи ценностные отношения, может быть охарактеризована с использованием данной категории.

Среди всех существующих типов рациональности научная рациональность являет собой особый, высший тип рациональности, — это своего рода эталон рациональности, ее образец, что обусловлено рядом моментов. Во-первых, в отличие от других способов освоения мира, научный способ ориентирован на объективное отражение действительности и познание законов природы. Во-вторых, формы организации научного знания опираются на точное знание и применение законов логики. Научное знание категориально оформлено, логически доказательно и упорядочено. В-третьих, ни одна иная сфера рациональности не характеризуется столь эффективной связью с практикой, как научная рациональность.

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это — классическая рациональность (соответствующая классической науке); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения «субъект-средства-объект» (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования).

Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций. Так стиль мышления классической науки с его интенцией на построение окончательно истинных представлений о сущности физического мира был одним из проявлений «классического» типа рациональности, реализованного в философии, науке и других феноменах сознания этой исторической эпохи. Такой тип рациональности предполагает, что мышление как бы со стороны обозревает объект, постигая таким путем его истинную природу.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы).

Источник

Типы научной рациональности

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Научная рациональность: в широком смысле — стиль мышления, в узком — логико-методологические представления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект, важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, м. охарактеризовать как три исторических типа научно рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Между ними существует своеобразные перекрытия. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на пост. рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения субъект-средства-объект, то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Читайте также:  Футбол чемпионат италии турнирная таблица 2020 2021 результаты

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

Основные этапы развития НР берут начало с 17в. историческая картина развития науки и соответствующей ей филолофия выглядит так:

1)Доклассический период (до 17в.)

a) идеал науки и рациональности – принцип «знание ради знания», объект познания макрокосмос, мегамир, т.е. вселенная во всем многообразии. Преобладает умозрительно-спекулятивный характер объективной реальности.

b) Науч. картина мира носит выраженный интегративный характер, основанный на взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса. Учение о множественности миров (Демокрит). Тут доминирует гелиоцентризм.

c) Философия оценивается как царица всех наук, отождествляется с наукой, стиль мышления интуитивнодиалектический. Преобладают тенденции к единству знания о природе и человечестве..

2) Классический период (с 17в. до нач. 20в.)

a) идеал науки – принцип «знание — сила», объект науки – макромир (земная планета и ближайший космос). Преобладает развитие механики. Познающий субъект и познавательный объект существенно противопоставляются друг другу.

b) Науч. картина мира – выраженный механистический характер. Гелиоцентризм. Представление о мире как слаженном часовом механизме, все идеально подходит друг другу.

c) механический детерминизм, в рамках которого абсолютизируется статус причинно-следственной связи между вещами и явлениями, отрицается элемент случайности.

3) неклассический период (до сер. 20в.)

a) принцип относительности по отношению к познающему субъекту. Объект – микромир, осн. сфера – естествознание. Познаваемый объект зависит от познающего субъекта.

b) Науч. картина утрачивает свою сугубо механическую интерпретацию, формируются частные картины мира, связанные с развитием дисциплин: физическая КМ, биологическая КМ, соц. КМ.

c) Стиль мышления все более и более диалектический, опирающийся на взаимосвязь явлений и процессов объективной реальности.

4) Постнеклассический период (со вт. половины 20в.)

a) Идеал науки – сочетание объективного и ценностного подхода. Объект – мега, макро и микромиры. В познавательный процесс все больше включаются ценностные элементы и вообще моменты, определяющие ее сущность.

b) Переход от частнонаучных к общенаучным. Вопрос ставится не просто о развитии явления, а о саморазвитии.

c) Утверждение синергетического стиля мышления, для которого характерно интегративность, нелинейность, бифуркационность. Усиление статуса интегрированных тенденций в динамике, тенденция к преодолению разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием. Намечается биосферацентризм: трактовка элементов отношений человек – биосфера – космос, в их взаимосвязи и единстве.

Источник

Adblock
detector