Меню

Типология обществ таблица экономическое развитие

Типология обществ таблица экономическое развитие

Типология обществ. Обществознание, 10 класс, ЕГЭ. Что такое модернизация, теория модернизации. Основные типы общества: аграрное, промышленное и информационное общество. Признаки традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

Типология обществ. Что такое модернизация

Человеческие общества многообразны, и в науке существуют разные способы делить их на типы. Например, марксизм предлагает формационный подход: делит общества на первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические. Другая теория предлагает рассматривать историю человечества как процесс модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в процессе промышленной революции. В дальнейшем стали говорить о переходе индустриального к постиндустриальному обществу .

Три типа обществ отличаются друг от друга устройством экономики, политической сферы, социальной структурой, культурой и духовными ценностями.

Теория модернизации оформилась в США в середине XX века. В дальнейшем ее нередко критиковали за то, что она приравнивает развитие к «вестернизации» — прогрессу по пути западных стран — и тем самым отвергает возможные альтернативы.

Современная теория модернизации признает индивидуальные особенности этого процесса в разных странах. Ученые стали признавать не только положительные, но и отрицательные последствия модернизации: ущерб экологии, уничтожение традиционных общественных институтов , социальные конфликты. Таким образом, модернизация уже не рассматривается как линейный, неизбежный и исключительно позитивный процесс.

Традиционное общество и его признаки

Экономика аграрного общества опирается на сельское хозяйство — в этой сфере занято больше половины населения. Главный фактор производства — земля. Основной производимый продукт — пища. Господствует натуральное хозяйство.

В традиционных обществах низкая социальная мобильность : социальные структуры замкнуты, людям сложно перейти из сословия в сословие.

Политические свободы в таких обществах обычно отсутствуют. Власть авторитарна , преобладают монархические формы правления .

В духовной сфере господствуют религиозные ценности, коллективизм преобладает над индивидуализмом.

Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции : Древний Египет, средневековая Русь, Англия до XVIII века etc .

Индустриальное общество и его признаки

Индустриальное (промышленное) общество основано на машинном производстве, механическом труде.

Для индустриального общества характерны массовое производство, развитие рынка товаров и услуг . Главным фактором производства становится капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.

Социальная мобильность повышается: структуры общества становятся подвижными, положение человека все чаще зависит от его личных заслуг, а не от происхождения.

Провозглашаются политические свободы и равноправие. Абсолютизм сменяется ограниченной монархией или республикой. Идет формирование гражданского общества .

На смену религиозным ценностям приходят идеалы прогресса и успеха, индивидуализма. Возникает массовая культура .

Постиндустриальное общество и его признаки

Постиндустриальное общество возникает в результате научно-технической революции, когда основой экономики становятся наука и знания. Автоматизация и компьютеризация резко повышают производительность труда.

Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом.

Социальная мобильность становится максимальной, а общество — более демократичным . Положение человека в нем больше определяет не капитал, а знания, умения, приносимая обществу польза — реализуется принцип меритократии .

В политике провозглашаются ценности плюрализма , гражданского общества , демократии консенсуса .

Сравнительная таблица: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Главный фактор производства — земля

Основная сфера — сельское хозяйство

Основной продукт — пища

Производство основано на ручном труде

Господствует натуральное хозяйство

Главный фактор производства — капитал

Основная сфера — промышленность.

Основной продукт — промышленные изделия

Производство основано на механическом труде

Главный фактор производства — знания, информация

Основная сфера — сфера услуг. Основной продукт — услуги

Производство основано на автоматизации

Низкая социальная мобильность.

Закрытые социальные структуры — сословия

Социальная мобильность повышается.

Подвижные социальные структуры — классы

Максимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация

Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления

Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии

Религиозные ценности, коллективизм

Ценности прогресса, индивидуального успеха

Установите соответствие между типами обществ. Ответы на вопросы из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо различать традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, знать их основные признаки. Для примера разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми раз­лич­ных об­ществ и их ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) гос­под­ство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства

Б) до­ми­ни­ро­ва­ние ин­тен­сив­ных тех­но­ло­гий

B) гос­под­ство об­щин­ной соб­ствен­но­сти

Г) пре­об­ла­да­ние руч­ных ору­дий труда

Читайте также:  Toyota prius таблица обслуживания

Д) раз­ви­тие рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ства

1) тра­ди­ци­он­ное (аг­рар­ное)

Задание 2. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

A) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

B) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Задание 3. Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми признаками и ти­па­ми обществ, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) раз­ви­тие высоких технологий

Б) уско­ре­ние развития промышленности

В) вы­дви­же­ние на пер­вый план сферы услуг

Г) до­ми­ни­ро­ва­ние религиозных ценностей

Д) об­щин­ный уклад, коллективизм

1) тра­ди­ци­он­ное (аграрное)

3) ин­фор­ма­ци­он­ное (постиндустриальное)

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «Общество тра­ди­ци­он­но­го типа». Какие осо­бен­но­сти обществ из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? (Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти указаны).
1) Экономика ха­рак­те­ри­зу­ет­ся господством сель­ско­го хозяйства и при­ми­тив­но­го ремесла.
2) В по­ли­ти­че­ской сфере гос­под­ству­ют церковь и армия.
3) Экономической базой об­ще­ства является промышленность.
4) Социальная струк­ту­ра сословно корпоративна, стабильна.
5) Преобладает экс­тен­сив­ная технология.
6) В об­ще­ствен­ных отношениях гос­под­ству­ют право и закон.
Ответ: 1245

Задание 5. Студент работает над рефератом «Признаки индустриального общества». Какие характерные черты индустриального общества из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Ответ: 356

Задание 6. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
Ответ: 145

Источник



Типология обществ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Сравнительная таблица по типологии обществ.

Скачать:

Вложение Размер
sravnitelnaya_tablitsa_po_tipologii_obshchestva.docx 12.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица по типологии общества

Традиционное (доиндустриальное, аграрное)

Основной фактор производства

Основная сфера производства

Характерные черты производства

Широкое применение механизмов, технологий

Автоматизация производства, компьютеризация общества

Низкая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Взаимодействие с природой

Человек не отделяет себя от природы, не преобразует её

Взаимодействие с другими странами

Преобладание монархических форм правления; отсутствие политических свобод; власть выше закона

Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования

Политический плюрализм, сильное гражданское общество, правовое государство

Традиционные религиозные ценности; преобладает устная передача информации; мало образованных людей; борьба с неграмотностью

Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникновение и лидерство массовой культуры

Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал презентации соответствует теме урока по обществознанию 8 класс по учебнику А.И.Кравченко.В презентации представлена характеристика разных типов обществ.

«Типология обществ»

Обществознание, 10 класс, презентация «Типология обществ».

Типология обществ.

Презентация по обществознанию 10 класс. В презентации описаны типы обществ по различным критериям.

Задания формата ЕГЭ по теме «Типология обществ» для 10 класса

Проверочная работа содержит задания разного типа для проверки знаний и подготовки к ЕГЭ для учащихся 10 класса.

Тематический тест по обществознанию для 10 класса; тема «Типология общества»(профильный уровень)

К учебнику под редакцией Боголюбова, для профильного класса.

Задания по теме «Типология общества»

Источник

Типология обществ

Развитие государств

Общество, по мнению исследователей, проходит 3 ступени (уровня, этапа). Их можно выстроить последовательно следующим образом:

  • аграрное, доиндустриальное или традиционное;
  • индустриальное или капиталистическое;
  • постиндустриальное или информационное.

Два первых типа развивались медленно. Их исторический период длился в зависимости от культурных традиций стран. Несмотря на различие и индивидуальные особенности развития стран, во всех государствах данные типы имели схожие характеристики. Ученые не прекратили изучать развитие государств, они выявляют, какие черты следует выводить на уровень обязательных, какие могут присутствовать полностью или частично. Эволюция может продвигаться медленно, задерживая государство на одной ступени развития на многие века. В других условиях все ускоряется. Что имеет значение в определении типа

  • человек и его отношение к природе, естественным ресурсам планеты;
  • межличностные отношения, социальные связи;
  • ценности духовной жизни людей (человека и общества).

Тема учебного курса помогает представить, как проходит история планеты, страны, отдельного человека.

Все три типа взаимосвязаны, назвать точную дату перехода из одного состояния в другое невозможно, эволюция проходит по территориям, удаленные области подтягиваются за центром или наоборот.

Таблица «Типология обществ»

Традиционное или доиндустриальное

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Преобладающей производственной сферой является сельскохозяйственный труд, основанный на ручных технологиях. Понятно, что орудия производства есть, но они просты по устройству.

Преобладает промышленная сфера деятельности. Для нее характерно активное использование машин и конвейерных технологий.

Сферой производства являются услуги для населения. Производство отличается развитием компьютерных технологий. Начинается эра роботов.

Большей частью населения являются сельские жители. Уровень жизни их невысок: дома на дровяном топливе. Человек занят физическим трудом, требующим крепкого здоровья. Живет человек за счет ухода за домашними животными. Основные продукты питания производит самостоятельно. В обществе придерживаются обычаев и традиций, построенных на опыте предков.

Большая часть населения живет в городской местности. Источники энергии – использование природных ресурсов: нефть, уголь или газ.

Население концентрируется вокруг городов (урбанизация). Для добычи энергии выбираются альтернативные источники: опасные, но менее затратные, например, атом.

Главной ценностью являются земельные площади.

Главной ценностью является капитал.

Ценностью человека и общества являются знания и своевременность получения информации.

Общество представляет собой по политическому устройству монархию с бесправными жителями. Человеку сложно подняться, перейти из одного сословия в другое. У правителя особое право и неприкосновенный авторитет.

Устройство общества – республика, гарантирующая соблюдение прав любого человека, но права не одинаковые для всех стран, а различные.

Общественные законы регулируются правовыми нормативными актами.

По политическому устройству – правовое государство.

Общественную жизнь регулируют законы и правовые нормы.

Традиционное общество встречается и сегодня. Это государства Азии и Африки. Часть признаков цивилизации дошли до стран, но полностью не укоренились в обществе.

Для индустриального типа общества характерны: расцвет крупных городов, концентрация в одних руках финансовых средств и четкое разделение форм собственности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Общество как сложная динамическая система
  • 2. Многовариантность общественного развития
  • 3. Форма государственно территориального устройства
  • 4. Духовная сфера жизни общества

Постиндустриальное общество охвачено технической модернизацией во всех сферах жизни человека. Постиндустриальное общество часто называют техногенной цивилизацией.

Что мы узнали?

Таблица «Типология общества» помогает представить, как развиваются разные страны. От чего зависит скорость перехода из одного типа общества в другое, можно ли перескочить на следующую ступень без остановки на предыдущей. В каких ситуациях страна останавливается в развитии.

Источник

ЕГЭ. Общество. Тема 13. Типы общества

о

Традиционноео2 Индустриальноео3 Постиндустриальноео4
1.ЭКОНОМИКА.
Натуральное сельское хозяйство В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг.
Примитивные ремёсла Машинная техника Компьютерные технологии
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.
Экстенсивная экономика Интенсивная экономика Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.
Ручные орудия труда Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
Зависимость от природно-климатических условий Независимость от природно-климатических условий Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
Медленное внедрение в экономику инноваиций. Научно-технический прогресс. Модернизация экономики.
Уровень жизни основной массы населения невысокий. Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. Высокий уровень и качества жизни людей.
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий.
3. ПОЛИТИКА.
Господство церкви и армии Возрастает роль государства. Политический плюрализм
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. Господство права и закона( правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм.
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА.
Нормы, обычаи, верования. Непрерывное образование.
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. Секуляризация сознания.Появление атеистов. Свобода совести и вероисповедания.
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.
Преобладание устной информации над письменной. Господство массовой культуры. Наличие разных видов культуры
ЦЕЛЬ.
Приспособление к природе. Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем.

Выводы

Типы общества.

Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное общество тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике,внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.

Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

  1. По наличию письменности :

дописьменные

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

3.По степени социальной дифференциации ( или расслоения):

простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Пояснение терминов

Термины, понятия Определения
индивидуализм сознания стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию.
меркантилизм цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте.
провиденциализм фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение.
рационализм преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности.
секуляризация процесс освобождения всех сфер общественной жизни , а также сознания людей из-под контроля и влияния религии
урбанизация рост городов и городского населения

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Типология обществ – таблица по теме 10 класс

Содержание

Типология обществ рассматривается с разных позиций. Научные подходы позволяют выделить основные признаки типов государственного устройства. 10 класс профильного курса обществоведческих дисциплин представляют кратко, но понятно общие характеристики и уровни развития стран.

Развития государств

Общество, по мнению исследователей, проходит 3 ступени (уровня, этапа). Их можно выстроить последовательно следующим образом:

  • аграрное, до индустриальное или традиционное;
  • индустриальное или капиталистическое;
  • постиндустриальное или информационное.

Два первых типа развивались медленно. Их исторический период длился в зависимости от культурных традиций стран. Несмотря на различие и индивидуальные особенности развития стран, во всех государствах данные типы имели схожие характеристики. Ученые не прекратили изучать развитие государств, они выявляют, какие черты следует выводить на уровень обязательных, какие могут присутствовать полностью или частично. Эволюция может продвигаться медленно, задерживая государство на одной ступени развития на многие века. В других условиях все ускоряется. Что имеет значение в определении типа

  • человек и его отношение к природе, естественным ресурсам планеты;
  • межличностные отношения, социальные связи;
  • ценности духовной жизни людей (человека и общества).

Тема учебного курса помогает представить, как проходит история планеты, страны, отдельного человека.

Все три типа взаимосвязаны, назвать точную дату перехода из одного состояния в другое невозможно, эволюция проходит по территориям, удаленные области подтягиваются за центром или наоборот.

Источник

Adblock
detector