Меню

Теория государственного управления таблица



Концепции государственного управления

На современном этапе сформировались 3 ключевые концепции государственного управления:

— концепция правового государства;

— концепция представительной демократии;

концепцияпубличной администрации (Public Administration, или old public management)

— Современные англосаксонские концепции New Public ManagementPublic Governanceконцепцииэффективного государства и публичной ценности

Концепция правового государства (таблица 2) предложена в XVII—XIXвв. в работах теоретиков либерализма: Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, Т. Джефферсона и др. Термин «правовое государство» сформулирован в работах немецких юристов Т. К. Велькера, Р. Фон Моля и др.

Правовое государство основывается на следующих принципах:
— суверенитета народа;

— верховенства прав и закона;

— гарантий прав и свобод человека;

— равенства всех перед законом и судом;

— взаимной ответственности гражданина и государства;

Развитие правового государства связано и происходит на основе формирования и становления гражданского общества.

Гражданское общество(civil society). — сфера спонтанной активности граждан, не опосредованной государством. В рамках институтов гражданского общества формируются и вызревают общественные интересы.

Таблица 2 — Концепция правового государства

Ключевой акцент Особенности Проблемы реализации
На законодательную и судебную власть. — Государство ограничено в своих действиях правом; — Принципы правового государства эффективно реализуются при участии гражданского общества; -защита свободы, безопасности и достоинства личности гарантированы законом. Не учитывается роль органов власти, как поставщика публичных услуг. Непроработанность механизмов реализации законов. Недостаток ресурсов для реализации законов.

Представительная (партисипативная) демократия направлена на достижение действенной свободы и равенства, обеспечения реального участия как можно более широких слоев населения в осуществлении власти.

Принципы:

— осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

— органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре.

— облегчается учёт существующих в обществе интересов;

снижены возможности для дискриминации отдельных групп. Представительная (партисипативная) демократия направлена на достижение действенной свободы и равенства, обеспечения реального участия как можно более широких слоев населения в осуществлении власти.

Принципы:

— осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

— органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре.

— облегчается учёт существующих в обществе интересов;

снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Исходная идея: Демократия — government of the people, by the people, for the people (правление народа, избранное народом и для народа). (Авраам Линкольн)

Таблица 5 — Концепция представительной демократии

Ключевой акцент Особенности Проблемы реализации
На представительную ветвь власти Смена правительства в результате выборов, а не по желанию отдельных лиц. Сочетание представительства большинства и защита прав меньшинства Возможность сочетания прямой (выборы, референдумы) и представительной демократии. Основанные на представительстве предпринимателей, профсоюзов и государства специальные органы определяют основные параметры социально-экономической стратегии государства. Риск превращения представительной демократии в элитарную. Выборы бывают нечестными, когда бюрократическая машина под контролем одной политической партии. Выборы имеют формальный характер, если проводятся при наличии только одной кандидатурына выборную должность. Возможность манипулирования общественным мнениемс помощью «грязных» политтехнологий. Существенная часть электората некомпетентна в решении вопросов управления государством и обществом. Демократические идеи и лозунги нередко используются для прикрытия фактически олигархического правления. Предвыборные обещаниячасто остаются на бумаге.

Концепция представительной демократии предполагала передачу представительным органам функций законотворчества и контроля со стороны граждан (полностью или частично). В отличие от прямой демократии это позволяло оперативно решать глобальные стратегические вопросы общего характера. Уинстон Черчилль: «Демократия — плохая форма правления, но ничего лучшего человечество пока не придумало».

В 70-х годах XX в. в мире начался кризис классической политико-административной модели государственного управления. Решение проблем видели в профессионализации государственного управления.

Таблица 6 — Концепция государственного администрирования (бюрократическая или старый государственный менеджмент)

Ключевой акцент Особенности Проблемы в реализации
Акцент на исполнительную ветвь власти Повышение политической роли исполнительного органа власти. Профессионализация государственного управления на основе регламентации функций и процессов. Следование правилам. Бюрократизация власти как отрыв центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов общества. Главенство форм над содержанием, подчинение правил и задач функционирования исполнительных органов целям их самосохранения. Слабость системы координациии управления риском, неспособность реагировать на изменения, недостаток стратегического мышления. Слабая мотивация труда госслужащих и нехватка квалифицированного персонала. Протекционизм и коррупция. Рост числа занятых и расходов на зарплатув госсекторе. Операционная неэффективность и низкое качество государственных услуг. Снижение уровня общественного доверия к чиновникам и государственному аппарату в целом.

Рыночный тип государственного управления выразился достаточно очевидно в административных реформах 80–90-х годов в ряде стран мира. Были определены пути выхода из кризиса:

• Обеспечить углубление демократизации общества и повышение производительностигосударственного сектора.

• Обеспечить клиентоориентированность в деятельности государственных структур.

Сократить расходы на содержание госаппарата,обеспечить антикоррупционностьдеятельности органов власти.

• Модернизировать государство так, чтобы скорость, прозрачность и подотчетность были глубоко встроены в механизмы функционирования его аппарата.

На смену термину «публичное управление» (Public Administration или old public management) пришли термины: «публичное руководство» (public governance), «надлежащее руководство» (good governance), «многоуровневое управление» (multi-level governance).

Отличие новой концепции эффективного государства и публичной ценности от концепции публичной администрации (Public Administration, иногда называемой old public management) в динамизме изменений текущих потребностей публичного управления, в вопросах заказа и поручения непубличным субъектам реализации публичных заданий(outsourcing), а также в реагировании на проблемы обеспечения качества публичных услуг (адаптивность). Правительства «должны обеспечивать услуги и товары гражданам в точном соответствии со своими обещаниями. представляющими собой своего рода соглашения между избирателями и теми, за кого эти избиратели голосуют» (Хольцер М. Производительность, государственное управление и демократия // Эффективность государственного управления. М.: Консалтбанкир, 1998. С. 17.)

Суть надлежащего руководства (good governance),заключается в создании публичной ценности (системы ценностей), которые соотносятся с принципами устойчивого развития, общественного диалога, солидарности, социально-ориентированной рыночной экономики и социальной справедливости.

Публичная ценность определяется как стратегия публичного управления (strategic public management) и наиболее важный элемент public governance.

Публичные менеджеры:

— лица, управляющие публичной сферой на основе выборности(в первую очередь лица, руководящие исполнительными органами территориального самоуправления);

— лица, выполняющие публичные задания по назначению (лица, занимающиеся публичными услугами в органах правительственной администрации);

— лица на руководящих должностях в частном секторе, занимающиеся преимущественно оказанием услуг (в значении исполнения публичных заданий) публичному сектору;

— лица, занимающиеся оказанием таких услуг на руководящих должностях в организациях третьего сектора публичной администрации (т.е. в неправительственных организациях) [23].

— лица, осуществляющие (или инициирующие) публичную политику.

Публичные менеджеры должны иметь:

— полномочия для осуществления надзора за исполнением заданий в рамках публичного управления;

— полномочия по принятию решений в области реформы отраслевого направления деятельности публичной администрации или совершенствования работы структурного подразделения администрации.

Документы «Программы развития» ООН подчеркивают смысл термина «governance». Говоря о «хорошем управлении» («good governance»), разработчики программы связывают его с управленческой стороной деятельности всей системы власти в стране: «»Governance» можно рассматривать в качестве практики экономической, политической и административной власти по управлению делами государства на всех уровнях. [Это понятие] объединяет механизмы, процессы и институты, через которые граждане и группы выражают свои интересы, реализуют свои законные права, выполняют обязанности и балансируют между различиями» [UNDP, 2002].

К ключевым характеристикам «хорошего управления» относятся:

участие (все граждане обладают голосом в принятии решений – прямо или посредством легитимных институтов, представляющих их интересы; такое широкое участие строится на свободе ассоциаций и слова, а также на способности к конструктивному диалогу); /c. 249/

верховенство права (честность и беспристрастность правовых структур, особенно тех, которые обеспечивают соблюдение прав человека);

прозрачность (свобода информации; ее полнота и доступность для всех, кто в ней заинтересован);

чувствительность (все институты чутко реагируют на потребности граждан);

ориентация на согласие (соблюдение баланса интересов для достижения широкого консенсуса по вопросу о том, что более всего отвечает потребностям группы и какими способами, с помощью каких процедур этого следует добиваться);

справедливость (все граждане имеют возможность улучшить свое благосостояние);

результативность и действенность (максимально эффективное использование ресурсов для удовлетворения потребностей граждан);

подотчетность (правительство, частный бизнес и структуры гражданского общества подотчетны общественности и институциональным носителям прав);

Читайте также:  Таблица для расчета катушек индуктивности

стратегическое видение (лидеры и общественность исходят из долговременных перспектив управления и развития личности, и отчетливо представляют себе те меры, которые необходимы для их реализации) [UNDP, 2002].

Согласно трактовке Комитета по публичному менеджменту ОЭСР, «governance» есть обеспечение и распределение власти и авторитета, призванных охранять конституционные ценности.

Таблица 7 — Концепция качественного (надлежащего) руководства (good governance) и публичной ценности

Ключевой акцент Особенности Проблемы реализации
Акцент на взаимодействие всех ветвей власти и институтов гражданского общества Государственное (шире – публичное) управление рассматривается как функция общественной координации, выполнять которую призваны не только профессионалы-управленцы, но и институты гражданского общества; речь идет не столько о влиянии, сколько об участии. Государственные дела, государственные органы и организации становятся публичными и открытыми для общественной дискуссии. Этический кодексстановится составной частью оценки управленческой деятельности. Компетенция публичной власти не только в осуществлении государственного управления, но и в предоставлении (delivery) потребителям совокупности публичных услуг. Внедряются новые формы и механизмы (общественная экспертиза, общественные форумы, государственно-общественные комиссии и т. д.) Обеспечение эффективности инвестиций в модернизацию государственного управления (как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или как получить максимальный результат при заданных затратах). Несбалансированность подходов/ценностей Дисфункции в организации как незапланированный, отрицательный побочный эффект от сознательно запланированных действий с заданным результатом

Современные административные реформы связываются им с переходом от присущего новому государственному менеджменту инструментализма к системным подходам, нацеленным на восстановление или более полный учет политических и моральных аспектов администрирования [Public, 2002]. Различия между этими подходами можно описать в форме следующих противополагаемых тезисов (см. табл. 8).

Таблица 8 — Перспективы модернизации государственного управления

Инструменталистский подход Системный подход
Общие характеристики Средняя неопределенность и риск Высокая неопределенность и риск
Четкое разделение труда между акторами Сотрудничество между правительством, бизнесом, гражданским обществом
Требование понизить общественные расходы Глобализация
Давление рынка (прозрачность, антикоррупционность) Требование доверия и предсказуемости /c. 250/
Основной фокус Снабженческие структуры «Govеrnancе»-структуры
Упор на менеджмент Упор на политику
Стремление к производительности Стремление к эффективности
Подвижность/ автономия Обеспечение совместной и целостной работы правительства
Акцент на клиенте/ потребителе Акцент на гражданах
Специализация Интеграция, координация (горизонтальная, вертикальная)
Операциональная эффективность/подотчетность Макропроизводительность – воздействие/подотчетность
Ориентация на результат Ориентация на последствия
Кратковременные перспективы Долговременные перспективы
Одноцелевые агентства Многоцелевые министерства
Раздельные проблемы/программы Межпроблемные программы
Эффективность и совершенствование услуг Риск-менеджмент и усиление инноваций
Вызовы Низкая макропроизводительность Недостаточная сбалансированность различных подходов / ценностей
Накопительная ментальность Способность к адаптации в условиях возникающих вызовов
Недостаток координации Создание новых форм сотрудничества между носителями прав
Слабость механизмов управления риском

«Открытое правительство»– это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества, качество и сбалансированность принимаемых решений в условиях нарастающей динамики социальных и экономических процессов в современной России.

«Открытое правительство» обеспечивает наилучшую доступную экспертизу, вовлечение гражданского общества и бизнеса в принятие государственных решений.

Важнейшими приоритетамиявляются:

• повышение информационной открытости и «понятности» действий органов власти;

• предоставление ими открытых данных;

• обеспечение прозрачности и подотчетности государственных расходов, закупок и инвестиций;

• реализация эффективной системы общественного контроля.

Стандарт открытости федеральных органов исполнительной властиутвержден распоряжением Правительства РФ и является обязательным к внедрению министерствами и ведомствами.

• обеспечить повышение информационной открытости органов власти, сделать их работу понятной;

• обеспечить подотчетность ОИВ, обратную связь с обществом;

• расширение возможностей участия общества в разработке и экспертизе принимаемых решений; повышение эффективности и качества решений;

• развитие механизмов общественного контроля.

Источник

Современные теории государственного управления

Четвертый учебный вопрос

Впервые термин «государственно-административное управление» (public administrative management) был использован в программе Республиканской партии США в 1986 г., однако первые работы по государственному управлению появились еще в глубокой древности. Уже с тех времен известны работы философов Китая, Греции, Рима, Египта, содержащие рекомендации по различным аспектам управления.

В течение почти двух тысячелетий – со времен античности и вплоть до XVIII в. – все знания о социальных явлениях были единой целостной системой, которая сводилась к политике, а общественная жизнь была подчинена интересам государства. Это явилось основной причиной того, что теория государственного управления развивалась в русле общей политологической традиции и лишь в конце XIX в. стала выделяться в самостоятельную область научных исследований.

Существенный импульс к разработке теории государственного управления был дан реформами, централизованно проводимыми в системе государственного администрирования в США и странах Западной Европы в последние десятилетия ХIХ в. и в первые десятилетия ХХ в.

Эволюция науки государственного управления позволяет выделить три этапа:

1. 80-е гг. ХIХ в – 1920 г.;

2. 1920 г. – 1950 г.;

3. 1950 – по настоящее время.

Основоположниками теории государственного управления принято считать В. Вильсона, Ф. Гуднау и М. Вебера.

Профессор Вудро Вильсон в своей работе «Наука государственного управления» (1887 г.) попытался переориентировать политологию на изучение «организации и методов работы правительственных учреждений» в целом. Он подчеркнул, что «наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности правительства, сделать его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления». Он считал чрезвычайно важным подчеркнуть, что «государственное управление находится за пределами собственно политической сферы. Хотя политика и определяет задачи для органов управления, ее вмешательство в процессы управления недопустимо». Задача государственной администрации состоит, прежде всего, в оперативном и компетентном проведении в жизнь решений политических лидеров. Отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающей законы, по мнению В. Вильсона, составляют самую сущность правительственной системы.

Им разработана модель «административной эффективности», предлагающая использование в государственном управлении методов организации и управления бизнесом. Он также обосновал необходимость высокого профессионализма в системе государственного администрирования.

Идеи В. Вильсона во многом разделял американский ученый Дж. Гуднау, считая, что функции между политиками и администраторами должны быть четко разграничены, причем политики контролируют деятельность администраторов, а последние, в свою очередь, подчиняются решениям политиков.

Под влиянием этих идей ведущее место в теории государственного управления сразу же заняли вопросы научного управления (менеджмента), не зависимого от политической идеологии.

Существенный вклад в разработку теории государственного управления внес немецкий социолог М. Вебер. Его классический труд «Хозяйство и общество» (1921), посвященный месту и роли бюрократии в государственном управлении, является актуальным до настоящего времени. По его мнению, бюрократия есть исторический феномен, возникший на этапе становления национального государства, способного оплачивать труд государственных служащих. Большую обеспокоенность у него вызывает количественный рост бюрократии: «Количественное увеличение государственного аппарата и расширение его социальных функций может сослужить плохую службу. Требовать механического роста государства – значит еще больше ухудшать положение». Он сформулировал универсальные принципы бюрократической организации.

Вебер, также как классики американской школы, считал, что подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен «управлять» прежде всего, беспристрастно, причем данное требование применимо даже к «политическим» управленческим чиновникам (без гнева и пристрастия он должен вершить дела).

В работах Вебера, Вильсона, Гуднау были высказаны и разработаны две основополагающие идеи научной теории государственного управления:

· для того, чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а, следовательно, изучать с научных позиций;

· аппарат государственно-административного управления должен быть отделен от сферы политики.

Во Франции вопросами теории государственного управления занимались А. Эсмен, Л. Дюги, А. Мишель, М. Ориу. Однако система государственного управления рассматривалась ими лишь в той мере, в какой помогала выяснению принципов и форм организации функционирования политических институтов государства в целом.

В Великобритании преподавание и изучение теоретических вопросов государственного управления началось в конце ХIХ в. в Лондонской школе экономических и политических наук, позднее – в Оксфордском, Кембриджском, Ливерпульском и других университетах. Значительный вклад в развитие теории внесли Э. Баркер, Д. Коул, Г. Ласки, Ч. Маннинг и другие. Основное внимание в их работах уделено формам и особенностям организации государственно-правовых институтов, их организации, механизмам их функционирования и взаимодействия.

В 1916 г. в Вашингтоне Роберт Брукингс учредил первый институт правительственных исследований, целью которого стала выработка системного аналитического подхода к государственному администрированию. Аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в 20-30 гг. ХХ в. и с этого времени изучение теории государственного управления становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы.

После Первой мировой войны государственное управление претерпело изменения: США и страны Западной Европы превратились в промышленно развитые, урбанизированные государства и, соответственно, появились новые программы и функции у государственных институтов.

Читайте также:  Вставка таблиц word 2007

Особенно большие успехи в этот период сделали американцы. Это связано, во-первых, с тем, что государственное управление, как вид деятельности, переживало период бурного развития, особенно во времена Великой депрессии 30-х годов. Во-вторых, учебные заведения уже в этот период пользовались большой свободой в составлении учебных программ и выборе преподавателей. Они имели возможность экспериментировать, широко вводить новые курсы, одним из которых и был курс теории государственного управления. В Европе, особенно во Франции и Великобритании, такой возможности не было, так как система обучения там была излишне централизована. В-третьих, американцы считали, что наука государственного управления, и наука управления частными предприятиями могут и должны быть сближены. Учебные курсы управления персоналом, человеческими отношениями, теории организации читались во многих учебных заведениях США как для тех, кто готовил себя к государственной службе, так и для будущих кадров деловой администрации частного бизнеса. И поскольку преподавание этих дисциплин имело такую широкую аудиторию, то появилось множество научных работ, учебников и преподавателей соответствующего профиля.

И еще один фактор – это утилитарный подход американцев: их научные разработки содержали практические рекомендации для государственных служащих, предлагали обоснованные проекты реформ.

В 1926 г. появился первый учебник по государственному управлению «Введение в науку о государственном управлении» Л. Уайта. В нем утверждалось, что государственное управление – это, отрасль науки, которая должна быть максимально приближена к реальности.

Наиболее известными направлениями в теории государственного управления в этот период были «классическая школа» (Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси) и «школа человеческих отношений» (иногда ее называют неоклассической) (М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мэйо, У. Мэрфи), которая возникла в ответ на недостатки классической школы.

Современный этап в развитии науки государственного управления (50-годы – до настоящего времени) начинается с переосмысления достижений предшествующего развития. В этот период в науке наблюдалось стремление к созданию универсальных теорий. Главное внимание уделялось изучению взаимозависимостей, взаимосвязей ролей в государственном управлении. Возникали такие направления, как бихевиоризм, структурный функционализм, системный и ситуационный подход к научным исследованиям теории и практики государственного управления.

Представители бихевиористского направления Г. Саймон, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг, Д. Томпсон, Д. Истон, утверждали, что, государственное управление основывается на взаимоотношениях между администрацией и органами, формируемыми на основе народного волеизъявления, поэтому в центре их внимания было изучение поведения индивидов как избирателей.

В русле поведенческого подхода разработано немало единиц анализа, которые успешно применяются в государственном управлении. Так, Г. Саймон ввел понятие «решение» и разработал возможности его использования, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Д. Трумэн разработал концепцию «группы интересов», которая используется для аналитических целей в государственном управлении. Это группы «с общими ценностями и установками, которые выдвигают свои требования через государственные институты или, напротив, предъявляют требования к последним». Д. Спингер, не отвергая идей бихевиоризма полностью, предложил обратить внимание на изучение самих государственных институтов.

В этот период в исследовании проблем государственного управления получают широкое распространение структурно-функциональный, системный и ситуационный подходы (Р. Мертон, Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс, В. Томпсон). Их представители обратили основное внимание на факторы, направленные на интеграцию и стабильность существующей системы государственного управления.

Применение теории систем к государственному управлению во многом облегчило для руководителей задачу увидеть всю организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно взаимодействуют с внешним миром. В настоящее время системный подход является одним из самых влиятельных направлений в теории государственного управления.

Логическим продолжением теории систем стал ситуационный подход, который, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, внес важный вклад в развитие государственного администрирования.

В популяризации теории государственного управления большую роль играет ООН. Начиная с 1967 г. под эгидой этой организации регулярно проводятся международные совещания экспертов по различным проблемам государственно-административного управления. Кроме этого, в рамках ООН сегодня осуществляется большая научно-исследовательская работа с практическим уклоном, проводятся сравнительные исследования методов государственного администрирования, создается всемирный банк данных о механизме государственного управления, осуществляется подготовка справочников и пособий по теории государственного управления.

ООН придает большое значение работе по обмену опытом между странами, разработке мероприятий регионального и межрегионального характера. Эксперты регулярно дают оценку и делают обзор административных возможностей государств, разрабатывают модели современных реформ в области государственного администрирования, предлагают программы обучения и переподготовки персонала.

Ведется также разработка категориального аппарата и методологии государственного управления в материалах международных совещаний экспертов ООН. Сегодня можно констатировать, что теория государственного управления имеет международное признание и официальный статус самостоятельной научной дисциплины.

Поэтому для нас в настоящее время весьма актуальной является задача исследования и обобщения опыта развития мировой науки государственного управления. Существует международный понятийный аппарат, материалы экспертов ООН по организации государственно-административной деятельности, которыми можно и нужно воспользоваться.

В настоящее время можно выделить ряд проблем, которыми занимается теория государственного управления. Это:

· проблема организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном;

· проблема формирования кадрового состава квалифицированных государственных служащих;

· проблемы, связанные с техникой государственного администрирования.

Каждое из перечисленных направлений выступает в качестве предмета научного изучения и исследования государственного управления в условиях рыночной экономики, управления социальными процессами и т.д.

Источник

Основные этапы развития теории государственного управления (ТГУ).

Гос. управление (ГУ) – осуществляемая на основе законов и др. нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деят-ть госорганов, органов мсу, общ-ых и иных негос. формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями.

ТГУ относится к числу наиб. молодых ТУ об-вом, хотя первые знания по различным аспектам управления появились в античность и были связаны с развитием демократии в Др. Греции.

Институт гос. службы был впервые оформлен законодательно в США в 1883 г. — закон Пендлтона «О гражданской службе», во 2 пол. XIX века в большинстве стран Запада и России процесс формирования гос. службы был завершен, и именно в этот период было положено начало разработке теоретических основ ГУ.

Начало формир-я и эволюция ТГУ связаны с дифференциацией соц. и гуманитарных наук — с выделением социологии, политич. и экономич. наук, на стыке к-ых и начала развиваться ТГУ. Этапы:

I этап (кон. XIX века – 1920 год, зарождение научных основ ТГУ) был обозначен появлением работ Вильсона, Гуднау, Вебера. Опред. роль сыграло развитие инженерных наук, отдельные идеи к-ых были перенесены и использованы в управлении. Уже на этом этапе в работах четко просматривалась идея различия между политиками и администраторами, овладения научными методами управления. Характерные черты этапа — рассмотрение ГУ как самостоятельного научного направления, использование научного подхода к подбору, обучению и расстановке кадров, ответственность за результаты труда.

В XIX в. немецкий ученый Вебер разработал концепции гос-ва как главного субъекта политики и власти, бюрократии, госаппарата. Гос-во, так же как и предшествующие ему полит. союзы, — это господство людей над людьми с пом. легитимного насилия как ср-ва. 3 вида внутр. Причин подчинения одних др.:

· авторитет «вечно вчерашнего» (исторически сложившиеся нравы, традиции, господство патриарха или патримониального князя старого типа);

· харизматическое господство (харизма — власть, построенная на личных особо выдающихся качествах человека, например власть вождя толпы);

· господство в силу «легальности» (в силу веры в обязательность легального правления и деловой компетентности руководителей). В своей эволюции гос-во проходит все 3 типа.

Вебер впервые предложил теорию бюрократии, к-ую признал самым чистым типом легального господства. Это тип орг-ции, для к-ой характерны: распределение труда; специализация; четкая управленческая иерархия; правила и стандарты; единые принципы найма и продвижения по службе, основывающиеся на компетенции работника. В веберовской идее бюрократия была отождествлена с рационализацией, т. е. с упорядочением, систематизацией и измеряемостью общ-ых проц-ов, в частности, управления.

Профессор Вильсон, будущий президент США, провозглашал идею независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Он говорил о том, что в ходе президент. выборов смена политич. руководства не д. отражаться на административном аппарате. Он предложил использовать в системе ГУ наиболее эфф-ые м-ды орг-ции и управления. В настоящее время эта идея (разделение политики и административного аппарата) стала одной из важнейших доктрин орг-ции ГУ многих стран мира.

Читайте также:  Права и обязанности работника и работодателя таблица обществознание

II этап (1920–1950 гг., развитие науки ГУ): первые самостоятельные шаги в развитии ТГУ. Разработаны принципы управления, выделены ф-ии управления, использованы достижения социологии и психологии, что позволило рассматривать коллективы, орг-ции и учреждения как отдельные соц. системы. Объектами изучения стали чел-ие отношения, поведение людей в орг-ции, межличностные отношения и т.д.

В ТГУ достаточно удачно стали использовать отдельные положения научного менеджмента. Развитию и распространению ТГУ способствовало введение курса теории административно-гос. управления в учебные программы вузов США. Характерные черты этапа: формализация труда управленческого персонала в орг-циях, разграничение обязанностей и ответ-сти в управлении, использование общегос. планир-я.

Революционный вклад внес в 1930-е гг. Дж. М. Кейнс. Ключевая идея – гос-во д. активно вмешиваться в проц-ы развития об-ва, влиять на развитие экономики. Ученый говорил о недостатках рыночной экономики, вызванных экономич. кризисами и безработицей. В 1940-60-е гг. создана концепция экономической системы, которая регулировалась бы как рынком, так и гос-вом (напр., путем перераспределения доходов в пользу неимущих слоев населения, налоговой политики, социальных льгот и др.).

В послевоенную эпоху в США и Западной Европе появляются 2 направления науки управления: классическая школа; школа человеческих отношений.

«Классич. школа» (Тейлор, Файоль, Муни). Они утверждали, что ГУ должно ориентироваться на достижение поставленных целей при помощи минимальных затрат с макс. эффективностью. Для этого они предлагали специализацию, централизацию, единство распоряжений и др. Файоль выдвинул теорию об основных принципах управления: разделение труда; иерархичность; единоначалие; дисциплина; ответственность и др. Первоначально они использовались преимущественно при управлении корпорациями, но постепенно стали использоваться в административном управлении.

«Школа человеческих отношений» (Мери Паркер Фоллет, Мэйо) больший упор делает на созданий условий, которые максимально раскрывали бы инициативу исполнителей. Ее отличительной чертой является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми.

Третий этап (1950–1990 гг., новые подходы к госуправлению) получил название периода «критической самооценки». Стали разрабатываться новые подходы к ГУ:

· поведенческий или бихевиоральный (Г. Саймон, Д. Смитцберг, В. Томпсон, Д. Истон);

· системный (Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс), обосновывающий взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов, подсистем и всей системы государственного управления с внешней средой, т. е. обществом, что позволяло рассматривать их как единое целое;

· ситуационный: анализ ситуации позволяет выявить обстоятельства и причины, обусловившие складывающуюся конкретную ситуацию в определенный промежуток времени. В рамках этого подхода особую значимость приобретает «ситуационное мышление», позволяющее отслеживать появление новой ситуации и лучше понять, какие приемы и методы будут в большей мере способствовать достижению поставленных целей в конкретной ситуации.

Для этого этапа характерным стало использование в работе административных служб количественных методов при обосновании и принятии управленческих решений, повышение значимости и использования как важного элемента управления организационной культуры.

На Западе популярны произведения таких ученых, как Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, В. Томсон, Д. Истон, Г. Алмонд и др. Их главные идеи:

· обеспечение стабильности управленческого аппарата;

· создание максимально понятных, простых и легальных стимулов для поощрения хорошей работы чиновников, их продвижения;

· признание бюрократии как особой уважаемой страты общества;

· целенаправленная специальная подготовка управленческих кадров, создание системы, которая бы выдвигала лучших;

· изменение имиджа бюрократа в обществе (ученые считали, что в XX в. бюрократ — это уже не нахлебник, паразитирующий на труде других прослоек общества, а специалист высочайшего класса, носитель уникальных знаний и жизненного опыта, от эффективности работы которого напрямую зависит благосостояние других граждан). Эти взгляды остаются популярными и в XXI в.

Современный этап (1990 год – по настоящее время, начиная с конца ХХ столетия) ориентирован на проблемы стратегического управления, демократизацию и социальную направленность ГУ, использование достижений научно-технического прогресса и положительного международного опыта в государственном управлении.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 379 ; Нарушение авторских прав

Источник

Теории государственного управления: исторические этапы развития

date image2015-03-20
views image8016

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Исторический аспект управления содержит обширное теоретико-практическое знание, поскольку представляется возможность оценить место и роль управления в различных типах человеческой цивилизации, равно как и при решении абсолютно различных социальных, религиозных, национальных проблем. Относительно основополагающих принципов и содержательной стороны довольно много размышляли, испытывая его на собственном опыте, правители, государственные деятели, мыслители и полководцы с времен Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта, Древнего Рима. Именно исторический анализ более всего свидетельствует о том, что управление всегда – в разные исторические эпохи и в разных национальных культурах – отличалось сложным, многогранным характером.

Существенный импульс к разработке теории государственного управления был дан реформами, централизованно проводимыми в системе государственного администрирования в США и странах Западной Европы в последние десятилетия XIX в. и в первые десятилетия XX в.

В эволюции науки государственного управления прослеживают 3 этапа:

  • 1880-1920-е гг.;
  • 1920-1950-е гг.;
  • 1950-е гг. – по настоящее время.

«Поколением предшественников», основоположниками теории государственного управления называют В.Вильсона, Ф.Гуднау, М.Вебера.

Профессор и будущий президент США В.Вильсон в работе «Наука государственного управления» (1887) сделал небезуспешную попытку переориентации политологии на изучение «организации и методов работы правительственных учреждений» в целом.

Именно В. Вильсон предложил модель «административной эффективности», основой которой стало использование в государственном управлении методов организации управления бизнесом, равно как и обоснование необходимости высокого профессионализма в системе государственного администрирования. По его мнению, задача государственной администрации состоит, в первую очередь, в оперативном и компетентном проведении в жизнь (реализации) решений политических лидеров.

Взгляды американского ученого Дж.Гуднау весьма тесно смыкаются с теоретическим положениями, выдвинутыми В.Вильсоном. Гуднау также полагал, что требуется четкое разграничение функций между политиками и администраторами. Существенный вклад в разработку теории государственного управления и формулирование универсальных принципов бюрократической организации внес М.Вебер.

В работах Вебера, Вильсона, Гуднау были высказаны и разработаны две основополагающие идеи научной теории государственного управления: 1) для реформирования аппарата управления необходимо его хорошо знать и, соответственно, изучать с научных позиций; 2) аппарат государственно-административного управления должен быть отделен от сферы политики.

Под влиянием возрастающего интереса к вопросам научного управления (менеджмента), независимого от политической идеологии, а также стремления выработать системный аналитический подход к государственному администрированию, в 1916г. в Вашингтоне по инициативе Роберта Брукингса возник первый в истории Институт правительственных исследований. Аналогичные исследовательские центры и институты в Европе стали появляться в 1920-1930-е гг., хотя, например, в Великобритании изучение теоретических вопросов государственного управления началось еще в ХIХ в. в Лондонской школе экономических и политических наук и далее продолжилось в Оксфорде, Кембридже, Ливерпульском и других университетах.

На протяжении второго этапа в развитии теории административно-государственного управления (1920-1950-е гг.), особых успехов добились американские ученые, а в 1926г. появился первый учебник по государственному управлению «Введение в науку о государственном управлении». Основными научными направлениями этого периода стали «классическая школа» и «школа человеческих отношений». Если главной идеей концепций выдающихся представителей «классической школы» (А.Файоль, Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни) был тезис о системе административно-государственного управления как либерально-функциональной организации, то их оппоненты из «школы человеческих отношений» (М.Фоллет, А.Маслоу, Э.Мейо, У.Мерфи) привлекли внимание к изучению социально-психологических отношений в государственном администрировании.

Наиболее влиятельными направлениями третьего этапа в развитии теории административно-государственного управления (начиная с 1950-х гг.) стали поведенческий (бихевиористский), системный и ситуационный подходы.

Представители бихевиористского направления Г.Саймон, Д.Смитцберг, В.Томпсон, Ф.Герцберг, Д.Истон утверждали, что государственное управление основывается на взаимоотношениях между администрацией и органами, формируемыми на основе народного волеизъявления, поэтому в центре их влияния было изучение поведения индивидов как избирателей.

Г.Саймон ввел понятие «решение» и разработал возможности его использования, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Д.Трумэн разработал концепцию «группы интересов», которая используется для аналитических целей в государственном управлении.

Представители структурно-функционального, системного (Алмонд, Парсонс, Истон, Мертон) и ситуационного подходов обратили внимание на факторы, направленные на интеграцию и стабильность существующей системы государственного управления.

В частности, применение теории систем к государственному управлению во многом облегчило для руководителей задачу увидеть всю организацию в единстве составляющих его частей, которые неразрывно взаимодействуют с внешним миром. В настоящее время системный подход является одним из самых влиятельных направлений в теории государственного управления.

Логическим продолжением теории систем стал ситуационный подход, который, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, внес значительный вклад в развитие государственного администрирования, наиболее яркими представителями которого являются П.Чекланд и С.Биэр.

Источник

Adblock
detector