Меню

Таблицы для развития зрительного восприятия



Тесты для определения уровня развития зрительного и слухового восприятия

Маргарита Кунцевич
Тесты для определения уровня развития зрительного и слухового восприятия

Тесты для определения уровня развития зрительного восприятия

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тест представляет комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия.

Оборудование: тестовый материал, простой и цветные карандаши (фломастеры) для каждого ребенка, демонстрационные карточки.

Тесты 1, 2, 3 и 5 — можно проводить в групповой форме, тест 4 — индивидуально.

Тест 1. Зрительно-моторная координация

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Тесты для определения уровня развития зрительного и слухового восприятия

Задание 2. Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Тест 2. Восприятие цвета

Задание 1. — Что изображено на этом рисунке? А что из этого можно отнести к фруктам? К ягодам? К овощам? Раскрась, пожалуйста, ягоды, фрукты и овощи таким цветом, какие они станут, когда созреют.

Задание 2. — Раскрась, пожалуйста, ягоды, фрукты и овощи таким цветом, какие они бывают, когда еще неспелые, не созревшие.

Тест 3. Восприятие формы

— Сейчас мы будем находить знакомые геометрические фигуры. На какую фигуру похожи нарисованные предметы? Соедини каждый предмет с фигурой, на которую он похож.

— Какие геометрические фигуры вы видите на этом рисунке? Сколько здесь треугольников?

Тест 4. Ориентировка в пространстве

Задание. Ребёнку предлагается лист бумаги, на котором изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. После этого ответить на вопросы, где расположен тот или иной предмет: «Что нарисовано слева от снеговика? А что нарисовано справа от медвежонка? В какую сторону едет грузовик? Куда смотрит снеговик?. «

Тест 5. Пространственные отношения

Включает анализ несложных форм, фигур с последующим их дорисовыванием.

Задание. — Я вчера рисовала фигуры и у меня испортилась ручка. Не получилось нарисовать фигуры полностью, а сейчас я и не вспомню — что хотела нарисовать. Помоги мне, пожалуйста. На что похожи эти недорисованные фигуры? Дорисуй их, пожалуйста, так, чтобы все 4 фигуры были одинаковыми.

Исследовательские оценки заносятся в регистрационный лист.

Оценка результатов тестирования:

Возможные оценки — 2, 1, 0.

2 балла — если задание выполнено самостоятельно, небольшие отклонения не влияют на результат;

1 балл — если задание выполнено самостоятельно, но при выполнении задания ребенком допущена ошибка, влияющая на результат;

0 баллов — если ребенок не может самостоятельно выполнить задание.

Интерпретация результатов тестирования.

До 4 баллов — низкий уровень развития восприятия;

5-8 баллов — средний уровень развития восприятия;

9-10 — высокий уровень развития восприятия.

Тесты для определения уровня развития слухового восприятия

Слуховое восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тест представляет комплексную систему для оценки различных сторон слухового восприятия.

Задание 1 из теста 3 использовалось на констатирующем этапе исследования, задание 2 — на контрольном, как более сложное.

Оборудование: тестовый материал, простой карандаш для каждого ребенка, демонстрационные карточки, фонограмма, кубики с буквами.

Диагностику развития слухового восприятия лучше проводить индивидуально с каждым ребенком. Для теста 3 возможно применение группового тестирования.

Тест 1. Развитие слухового восприятия

Задание. Звучит фонограмма с записью звуков леса, города. Дети должны подать условный знак, например, хлопнув в ладоши или подняв руку, услышав определенный звук — гудение машины, чириканье воробья, лай.

Тест 2. Слуховой диктант

Задание. — Помоги зайчику добраться в гости к ежику, покажи ему дорогу к домику ежика. Сначала нужно идти прямо, потом повернуть направо, потом налево, еще раз налево, теперь направо, и еще раз направо. Какого цвета оказался домик у ежика?

Тест 3. Графический диктант

Задание: Детям дается лист бумаги в клеточку. Указывается точка отсчета. После этого идет «диктант»: куда должен двигаться ребенок от указанной точки отсчета. Дети, следуя по маршруту, указанному учителем, создают рисунок.

— В этих клеточках спрятан рисунок. Сейчас мы с тобой вместе его нарисуем. Я тебе буду диктовать, на сколько клеточек должна протянуться линия, и в каком направлении двигаться. Поставь карандаш в точку. Начинаем:

Задание 1. 4 клеточки вправо, на полклеточки вниз, 5 вправо, 7 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 4 вверх, соединяем с точкой.

Задание 2. 1 клеточка вниз, 1 клеточка по диагонали вниз и влево, 1 клеточка влево, 1 по диагонали влево и вверх, 1 вверх, 1 по диагонали вверх и вправо, 2 вправо, 1 по диагонали вправо и вниз, 2 вниз, 1 по диагонали влево и вниз, 2 влево, 2 по диагонали влево и вверх, 2 вверх, 2 по диагонали вправо и вверх, 2 вправо, 2 по диагонали вправо и вниз, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 по диагонали вправо и вверх, 1 по диагонали вправо и вниз, 3 по диагонали влево и вниз, 6 влево, 1 по диагонали вправо и вверх, 1 вправо.

Тест 4. Восприятие темпа и ритма слов

Задание. Придумать рифму к слову. Это может быть любое выдуманное несуществующее слово (т. к. словарный запас дошкольников еще невелик, главное, чтобы ребенок уловил фонетический состав и ритмику слова и воспроизвел их.

— Дети, давайте с вами немножко побалуемся. Я буду называть слово, а вы должны придумать ему рифму.

Например: «собака-бабака», «кот-мот», «колбаса. «, «матрос. «, «телевизор. «, «игрушечка. » и т. д.

Тест 5. Четкость звукового восприятия

Задание. Разложить слово на буквы, составить это слово из кубиков.

Слова: ЧЕРТОПОЛОХ, ЖУЖЕЛИЦА, ЗЯБЛИК, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, ОБЛАКО и т. д.

Исследовательские оценки заносятся в регистрационный лист.

Оценка результатов тестирования:

Возможные оценки — 2, 1, 0.

2 балла — если задание выполнено самостоятельно, небольшие отклонения не влияют на результат;

1 балл — если задание выполнено самостоятельно, но при выполнении задания ребенком допущена ошибка, влияющая на результат;

0 баллов — если ребенок не может самостоятельно выполнить задание.

Интерпретация результатов тестирования.

До 4 баллов — низкий уровень развития восприятия;

5-8 баллов — средний уровень развития восприятия;

9-10 — высокий уровень развития восприятия.

Анкета для определения уровня овладения ИКТ-компетенции педагогов ДОУ Уважаемые коллеги! Заполните, пожалуйста, данную Анкету с целью определения направления развития информационной службы детского сада и оказания.

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятияДидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия «Соотнесение объектов по цвету» Младшая группа Цель: учить соотносить объекты по цвету. Материал: карточки с изображением цветных шаров.

Игровое пособие для музыкальных занятий по развитию слухового восприятияИгровое пособие для музыкальных занятий по развитию слухового восприятия Игровое пособие для музыкальных занятий по развитию слухового восприятия. В практике работы с детьми по развитию у них звуковысотного слуха,.

Конспект НОД «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках» Видео Цели занятия: Коррекционно-развивающие: — Формировать фонематические процессы; -Развивать голос, дыхание; -Развивать общую, мелкую, артикуляционную.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»I часть. Теоретическая.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. I год обучения. Тема: Различение звучания.

Развитие слухового восприятия Следует знать, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить говорить только в том случаи, если он хорошо слышит, может.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия Коррекционно – образовательные цели: учить называть основные признаки зимы, активизировать словарь по теме: «Зима», продолжать развивать.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Источник

Познание мира

Развитие зрительного восприятия

Под зрительным восприятием, принято понимать не классический процесс, при котором глаза анализируют многочисленные раздражители. Этому феномену стоит придавать гораздо большее значение. Ведь чем более хорошее развитие имеет зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения, получаемые индивидуумом, по своей силе и качеству. За счет этой функции человеку в мозг попадает наибольшее количество информации.

В зрительном процессе принимает участие множество элементов:

  • константность;
  • целенаправленность информационного потока;
  • произвольность восприятия сведений;
  • объем;
  • аналитическая деятельность анализатора;
  • зрительно-моторная координация;
  • обследование.

Восприятие посредством зрительных органов выступает в качестве основной функции у маленьких детей, ведь за счет нее происходит узнавания ребенком самого себя и мира, который его окружает. Владея развитым зрительным восприятием, человек чувствует себя уверенно.

Особого внимания заслуживает процесс узнавания формы и цвета окружающих объектов и действительности. Ведь эти признаки являются определяющими в ситуации, когда более сильные явления не получили сигнального значения.

Внимание! В процессе выбора лидирующего признака восприятия стоит обратить внимание на задачу, стоящую перед малышом.

Игры на развитие зрительных восприятий

Чтобы ребенок мог развиваться полноценно и обладать качественным зрительным восприятием, необходимо играть с ним в специальные игры.

Игра №1 «Помоги оказаться в домике»

Целью этого игрового процесса является развитие у ребенка зрительного ориентирования в ходе восприятия формы и величины предмета.

Ход игры заключается в поиске «домика» для каждого из вкладышей, т. е. игрокам необходимо соотносить выемку и вкладыш в соответствии с цветовыми и размерными характеристиками.

Важно! При возникновении сложностей в процессе выполнения этого задания педагогу необходимо дать детям мотивацию к самостоятельному мыслительному процессу и оказать помощь.

Игра №2 «Подбор необходимых цветов»

Цель мероприятия состоит в развитии цветового восприятия, навыков узнавания цветов и визуальной памяти, а также слуховых функций.

Основная суть процесса заключается в необходимости определения ребенком цвета ленточек, а впоследствии – выемок. Т. е. ребенку нужно отыскать цвет ленточки, соответствующий цвету выемки. В процессе выполнения заданий есть риск появления затруднений, воспитатель должен помочь в их преодолении.

Игра №3 «От большого круга к малому»

Цель заключается в формировании зрительного ориентирования, развитии визуальной памяти и слухового восприятия.

В ходе игры педагог просит детей собрать панно с вкладышами, начиная с большого круга, заканчивая малым кругом. Воспитателю необходимо добиться такого результата, чтобы «домик» был найден каждым из детей. Если возникнут сложности, учитель должен оказать помощь на всех этапах игры, пока не будет достигнут желаемый результат, и усвоен соответствующий навык.

Читайте также:  Таблица стратегии национальной безопасности

Дидактические развивающие игры

Перед их организаторами стоят другие цели, заключающиеся в ознакомлении учащихся с пространственным восприятием.

Игра №1 «Возьми игрушку»

Целевая задача, стоящая перед педагогом – ознакомление учащихся с отношениями в пространстве и выраженными словами («рядом», «близко», «далеко»). Помимо этого, цель заключается в развитии глазомера, определении направления, в котором располагается тот или иной предмет.

Материалы, с которыми придется иметь дело в процессе игры – всевозможные игрушки.

Ход игрового процесса заключается в следующем: организатор должен усадить двух участников за стол и вручить им по одному предмету, попросив с ними поиграть какое-то время. Затем следует сказать детям, чтобы те закрыли глаза и положили игрушки. После этого останется только открыть глаза и взять игрушки без необходимости вставания со стульев.

На следующем этапе игры необходимо сначала положить одну игрушку в зоне видимости, а другую – немного дальше. Затем обе игрушки складываются таким образом, чтобы их взятие вызывало некоторые затруднения.

Важно! По завершении игры следует подвести итог: «игрушки трудно достать потому, что они располагаются далеко, а после того как мы их подвинули, они стали ближе, и до них можно легко дотянуться».

Игра №2 «Спрячься в домик»

Целью этого мероприятия является ознакомление всех участников с пространственными отношениями, которые выражаются посредством слов «снаружи», «внутри».

Для игры потребуется игрушечный домик. Можно соорудить его из покрывал и стульев самостоятельно.

Суть игры состоит в том, что по команде педагога «внутрь» или «наружу» дети соответственно залезают в домик и выходят из него.

Упражнения на развитие зрительного восприятия

В этой группе развивающих практик также существует несколько эффективных игр.

Игра №1 «Верни фигуру»

Всем участникам процесса предоставляется набор, состоящий из геометрических фигур. Перед ребенком дошкольником также должны быть изображены определенные предметы. Например, это может быть ручка, линейка, фломастер, карандаш, тетрадка. Учащимся нужно рассказать, какие именно изображения присутствуют на доске, а затем подобрать подходящее обобщающее слово. После этого педагог просит игроков закрыть глаза, пощупать геометрическую фигуру, врученную специалистом, и дать ответы на некоторые вопросы:

  • какой из предметов имеет сходство с треугольником, прямоугольником, квадратом, кругом;
  • из какого материала сделан предмет.

Игра №2 «Воспроизведи фигуру»

Основное условие заключается в том, что ребенок должен посмотреть на рисунок и запомнить его детали. После этого воспитатель забирает изображение и просит участника предоставить о фигуре больше информации и изобразить ее по памяти.

Игра №3 «Покажи дорожку»

Условия заключаются в том, что ребенок должен внимательно ознакомиться с таблицей, в которой представлены геометрические фигуры, а затем оказать помощь главному сказочному герою в пути к необходимому месту, показав дорогу, или закрыв определенные клетки с фигурами фишками по направлению слева направо.

Особенности развития зрительно пространственного восприятия

Практика показывает, что многие дети, начав посещать общеобразовательную школу, нередко путаются в пространстве. Например, на тетрадном листе. Им проблематично понять, что находится слева или справа, сверху или снизу.

В процессе чтения среднестатистический ребенок часто допускает ошибки в виде смешения букв, схожих по принципу написания, их перестановки в слоге, неверного изображения отдельных элементов букв и зеркального отражения.

Важно! В процессе прохождения по программе цифрового счета выясняется, что у многих детей имеются проблемы в математике.

В этом случае немаловажную роль играет развитие пространственного восприятия, которое у школьников должно быть нацелено на профилактику подобных сложностей. Лучше всего заняться проведением занятий до того, как ребенок начнет посещать школу. Такая практика позволит решить одновременно несколько задач.

  1. Укрепить пространственные представления. А также пополнить словарный запас пространственными терминами.
  2. Обеспечить навык ориентирования в рамках плоскости листа или школьной доски.
  3. Улучшить процесс слухового сосредоточения и координации схемы «ухо — рука».
  4. Сформировать соответствующее зрительное сосредоточение на принципе «глаз – рука».
  5. Выявить и развить способность ребенка к ориентированию в трехмерном пространстве.

Программа развития зрительного восприятия

Программа включает в себя 4 года обучения и предполагает освоение учащимися определенных навыков по годам.

  1. Первый год обучения (для детей дошкольников 3-4 лет). На этом этапе осуществляется развитие зрительной реакции на всевозможные предметы, относящиеся к окружающему миру, их цветовые характеристики, формы. Педагоги обучают ребят взаимодействию с различными предметами и способам проведения их обследования. Немаловажную роль играет обучение соотнесению форм геометрических фигур с формами изображений на плоскости и объемных тел.
  2. Второй год (для детей 4-5 лет). У дошкольников на этом этапе закрепляется навык анализа базовых признаков того или иного предмета. Также они обучаются использованию различных способов визуального восприятия.
  3. Третий год (для учащихся 5-6 лет). На этом этапе обычно происходит закрепление умения проводить визуальное обследование и последующий анализ предметов. Еще одно умение, которым наделяется дошкольник, заключается в классификации объектов по ключевым признакам. В 5-6 лет дети применяют оптику и зрительно различают группы предметов, а также в состоянии их назвать и идентифицировать по признакам.
  4. Четвертый год (ученики 6-7 лет). Это последний этап программы, который приводит к видимым результатам в плане создания узоров из геометрических фигур, оформления изображений предметов, различения отдельных тонов, оттенков, понимания зашумленности и засоленности изображения.

Важно! Так, за 4 года программы дети могут освоить базовые навыки визуального восприятия и улучшить собственное ориентирование в пространстве.

Особенности развития зрительного и тактильного восприятия

Под тактильным восприятием принято понимать одну из форм, в которой происходит познание окружающей действительности. Тактильное ощущение – это одно из пяти чувств, способствующее изучению индивидуумом мира, лежащее в основе его чувственного познания. Пальцы и ладони – основные органы, которые обеспечивают запуск механизма мыслительной работы и дают всестороннее представление об окружающем мире. Чем более утонченным является это чувство, тем более детально ребенок может провести сравнительную параллель между окружающими предметами, явлениями. А это, в свою очередь, приводит к упорядочиванию мыслительного процесса.

Методики развития зрительного восприятия

В качестве основополагающего средства для управления визуальным восприятием выступает обучение всевозможным вариантам видения. В ходе прохождения специализированных занятий ребенок обучается общим дидактическим методам – словесному, наглядному, практическому. Каждый из них помогает воспитателю добиваться решения тех или иных задач.

Соответственно, на начальном этапе, в ходе приобретения ребенком первостепенных знаний и умений, в качестве ведущего выступает наглядный метод. Когда наступает стадия обобщения, в игру вступает словесный способ. Но эффективным обучение может стать только в том случае, если использовать эти методики комплексно.

Процедура проведения обучающих мероприятий многогранна. Даже возникновение у ребенка первостепенных навыков требуется профессионального практического подхода, чтобы новые умения закрепились, усвоились и стали выученными на долгие годы.

Важно! Выбор ведущей обучающей методики преимущественно пребывает в зависимости от этапа обучения. Что касается характера использования дополнительных мер, он зависит от поставленных целей и задач, а также от способов, посредством которых детям легче дается усваивание материала программы.

Особенности развития зрительного восприятия

Зрительные образы, являясь отчасти психическими, обладают многомерностью. Помимо этого, они крайне сложны и состоят из трех базовых уровней отражения:

  • сенсорно-перцептивный;
  • представления;
  • вербально-логический.

Все эти положения отражены в издании Б. Ф. Ломова 1985 г. и версии В. А. Пономаренко 1986 г. Абсолютно каждому уровню достается важнейшая роль в процессе развития познания и эмоционального фона, а также в ходе освоения навыков. У детей, у которых наблюдается нарушение зрения, нередко формируются образы, которые не устойчивы и деформированы. Для таких учащихся характерна пассивность, стереотипность и шаблонность мышления, малая подвижность, ригидность. Факт нарушения зрительной функции негативно сказывается на всем процессе возникновения образов.

Для визуального восприятия у таких детей характерна избирательность, т. е. намеренное выделение объектов, пребывающих в сфере интересов индивидуума. Если зрение, в свою очередь, носит остаточный характер, и ребенок слабо видит, в его зрительной системе происходит неполное и неточное отражение стимулов, что приводит к ослаблению интереса к окружающей действительности, снижению активности в целом.

Коррекция и развитие зрительных восприятий

Орган зрения человека наделен множеством познавательных функций и возможностей относительно следующих параметров:

  • величина;
  • цветовая характеристика;
  • фактура;
  • материал;
  • степень привлекательности;
  • общая конструкция.

В рамках этого восприятия имеются определенные сенсорные эталоны. В отношении цвета они представлены 7-ю красками спектра и их всевозможными оттенками по степени светлоты и насыщенности. В отношении формы имеются различные геометрические фигуры – прямоугольник, треугольник, круг, овал, квадрат. В отношении величин можно выделить целую метрическую систему мер и т. д. Процесс коррекции зрительного восприятия включает в себя несколько базовых задач:

  • распознание цветовых характеристик;
  • определение формы;
  • развитие навыка всматриваться в предметы;
  • проведение детального сравнительного анализа и группировки в соответствии с внешними признаками объектов;
  • формирование выборочного визуального восприятия (интерпретация видимых объектов и понимания их отдельных элементов).

Основа учебной базы – использование образцов различных материалов. К ним относится цветная бумага, пластмасса, ткани, дощечки, мозаика, конструктор. В целях проведения рациональной коррекции визуального восприятия используются специальные картинки, которые содержат ошибки в размерах предметов, где изображения перевернуты. Учащиеся должны их выявить и назвать.

Кроме того, детям предлагается узнать целое по его фрагменту, сложить сборно-разборные игрушки, использовать основополагающие методики зрительного моделирования.

Важно! В последнее время популярность обрела практика разглядывания магических стерео картинок для проведения коррекции, ведь считается, что использование цветовых палитр полезно для освоения новых навыков.

Основные рекомендации для развития зрительного восприятия

Чтобы ребенку не составило труда развить в себе эту область, родителям необходимо позаботиться о некоторых моментах заблаговременно:

  • обучить их различению предметов на ощупь;
  • сформирование навык по выделению отличительных признаков;
  • научить соотнесению по величинам;
  • оказать помощь в освоении способов распознающего наблюдения;
  • развить уровень наблюдательности;
  • обучить внимательному и последовательному рассмотрению конкретного явления и предмета;
  • помочь в осмыслении связи между несколькими объектами;
  • сформировать навык по составлению одного целого из нескольких частей;
  • научиться выбирать предметы и осуществлять их соотнесение по ряду критериев;
  • помочь в различении базовых признаков времен года;
  • научить ориентированию в пространстве посредством использования плана-схемы;
  • способствовать закреплению пространственных представлений, в частности, по следующим словам: «справа», «слева», «сверху», «снизу», «перед», «за», «внутри», «снаружи», «рядом», «между»;
  • сформировать ключевые эталоны формы;
  • развить умения по анализу определенного предмета и выделению его мельчайших деталей.

Видео для развития зрительного восприятия

Источник

Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения когнитивными навыками. Среди них такие важнейшие, базовые навыки, как чтение, письмо и рисование.
В ряде исследований была проанализирована взаимосвязь между развитием зрительного восприятия и созреванием у ребёнка мозговых структур. Благодаря анализу нарушений письма у учеников младших классов были обнаружены многочисленные трудности, вызванные недоразвитостью зрительного восприятия.

Читайте также:  Таблица проб царской россии 84 пробы

Что такое зрительное восприятие?

Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребёнка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами. Современная наука разделяет понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», поскольку последние восприятием изначально не являются, а лишь становятся им со временем.
На всех этапах развития дошкольной педагогики одно из центральных мест занимала проблема сенсорного восприятия у ребёнка. В жизни он сталкивается с многообразием цветов, форм и прочих свойств объектов (первоначально это игрушки и бытовые предметы). Затем он знакомится с произведениями искусства — скульптурой, живописью, музыкой. Со всех сторон его окружает природа с невероятным обилием сенсорных признаков: шумами, запахами, многоцветием. Естественно, что любой малыш это всё способен воспринимать и без целенаправленного воспитания. Но при стихийном усвоении, без грамотной помощи взрослых педагогов это восприятие получается неполноценным, поверхностным. Разумеется, восприятие и ощущение поддаются совершенствованию и развитию, особенно в дошкольном возрасте.
Здесь может помочь сенсорное воспитание. Целенаправленное формирование сенсорной сферы особенно важно для детей, имеющих особенности развития, выраженные в нарушениях слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В первые семь лет у ребёнка бурно развиваются все системы и органы. Рождаются дети с некими унаследованными биологическими качествами, к которым относятся типологические особенности таких нервных процессов, как подвижность, уравновешенность, сила. Но эти особенности являются лишь основой для дальнейшего психического и физического развития, поскольку с первых месяцев жизни определяющими факторами становятся воспитание малыша и окружающая среда.

Как развивается зрительное восприятие с возрастом ребенка?

Младший дошкольный возраст оказывается наиболее важным для развития зрительного восприятия. У ребёнка меняется характер исследовательской и ориентировочной деятельности, он переходит от простейшего манипулирования предметом к более подробному ознакомлению с ним посредством осязания и зрения.

  • У 3-7-летних детей важнейшей отличительной особенностью восприятия является то, что оно становится ведущим, соединяя в себе опыт многочисленных ориентировочных действий. Оно уже позволяет охватить многие детали, уловить их качества и взаимосвязи. Формируется процесс рассматривания, ведь в более раннем возрасте дети почти не рассматривают предметы, не манипулируют ими. Однако своим взглядом малыш ещё не может управлять, поэтому тот беспорядочно блуждает по предмету. Восприятием 3-4-летних детей управляет воспитатель в процессе различных видов деятельности. Важнейшим способом обследования предметов становится цепочка перцептивных действий.
  • К 5-6-летнему возрасту значительно изменяется восприятие пространства. Малыши всё чаще хотят разобраться в многообразии встречающихся форм, пытаются установить, на что данный предмет похож. Взрослые должны им в этом помогать. Дети уже довольно успешно могут сравнивать длины линий, но с решением более сложных задач на глазомер дела ещё обстоят неважно. Глазомер лучше совершенствовать, занимаясь конструированием, когда малышу необходимо подобрать для постройки недостающие детали или во время лепки разделить кусок глины так, чтобы её хватило на все элементы предмета. Можно также упражнять глазомер через игры, рисование, аппликации. В процессе обследования свойства воспринимаемого объекта словно переводятся на понятный малышу язык системы сенсорных эталонов. Под сенсорными эталонами подразумеваются представления о свойствах объектов, воспринимаемых чувственно. Для этих представлений свойственна обобщённость, поскольку в них отражены самые важные, существенные качества. Эталоны не существуют обособленно, но формируют определённые системы, такие как система геометрических форм, спектр цветов и т. д. Осмысление эталонов выражается через их название, то есть слово, поэтому связь восприятия с речью и мышлением вызывает его интеллектуализацию.
  • В 6-7 лет у ребёнка почти сформировались все виды анализаторов, и с их помощью продолжают развитие все разновидности чувствительности. Особенно важны в этом возрасте зрительные ощущения и восприятия. Известно, что ребёнок получает до 80% всей информации об окружающем мире через зрение. К 6 годам намного меньше становится ошибок при различении цветов. В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. У пятилеток восприятие имеет ещё непроизвольный характер. Но к семи годам малыши могут уже ставить перед собой задачу изучения предмета и сравнения его с другими.

В детской психологии остаётся дискуссионным вопрос по поводу того, на что при восприятии предмета опирается ребёнок: на узнавание его отдельных частей или на целостное отражение. Для продуктивного восприятия предмета ребёнком очень важно действие, которым малыш пользуется в процессе восприятия. В результате этого процесса он обзаводится личным опытом, одновременно усваивая и коллективный опыт. Таким образом, при развитии восприятия не только изменяется его объём, точность, осмысленность, но перестройке подвергается и сам способ восприятия, становится всё более совершенным.

Восприятие картинки

Большое значение при развитии у дошкольников зрительного восприятия имеет и восприятие картинки. Дошкольники с трудом воспринимают картинку правильно. Ведь даже на самой простой картинке, где есть хотя бы два предмета, уже присутствует какая-либо пространственная связь между ними. Для раскрытия взаимоотношения между частями изображения требуется осмысливание этих связей, поэтому картинки традиционно используются для определения общего умственного развития малыша. В своё время А. Бине использовал этот тест в придуманной им шкале измерения ума. Он и его последователь В. Штерн определили три уровня детского восприятия картинки.

  • Первая стадия перечисления (или предметная) характерна для 2-5-летних детей.
  • На второй описательной или стадии действия находятся дети возрастом 6-10 лет.
  • Для детей старше 9-10 лет наступает третья стадия отношений (или истолкования).

Очень важен сам вопрос, с которым к ребёнку обращается взрослый. Когда воспитатель спрашивает, что дети видят на картинке, то он ориентирует их на перечисление всех подряд предметов (второстепенных и важных) в произвольном порядке. А вопрос «Что на этой картинке делают?» подталкивает малыша к раскрытию функциональных связей, иными словами, действия. При просьбе рассказать об изображённых событиях малыш пытается именно понять изображённое, то есть поднимается на уровень истолкования. То есть, ребёнок во время эксперимента может одновременно продемонстрировать все три уровня своего восприятия картинки.
С развитием восприятия дошкольники способны узнавать свойства объектов, различать предметы, выяснять, есть ли между ними некие отношения или связи. Как только появляется реакция на зрительную информацию, начинается акт зрительного восприятия, происходит выделение, анализ и синтез качеств воспринимаемых объектов, пока не наступает осознание и фиксации данной информации в виде образа восприятия. Затем зрительная информация переходит в мыслительный образ, который хранится в памяти и используется для обучения, ориентации и действий в окружающей обстановке.
Зрительное восприятие относится к важнейшим видам перцепции, оказывающим значительное влияние на психическое развитие малыша, ведь оно важно как информационным, так и операционным значением. Оно участвует в удержании равновесия, ориентировки в пространстве, регуляции позы и контроле поведения. Сформировавшееся зрительное восприятие является основой, на которой базируются использующиеся в школьном возрасте образные формы познания.

Старые и новые методы обучения детей

В воспитательной практике ещё используется устаревшая практика знакомить малышей с основными цветами и формами и требовать, чтобы они запомнили их и правильно называли. По современным представлениям такое обучение представляется малоэффективным, не способствующим зрительному развитию, поскольку резко ограничивается круг представлений малыша о свойствах предметов. К тому же, вызубривая одни разновидности, дети не обращают внимания на другие. В результате накапливаются ошибки восприятия. Например, зная только жёлтый цвет, но, не зная оранжевого, ребёнок будет воспринимать последний тоже как жёлтый.
При знакомстве детей со свойствами предметов не следует упирать на запоминание и последующее употребление их названий. Важнее, чтобы дети могли во время действий с предметами учитывать их свойства. Не страшно, если они назовут «треугольник» «крышей» или «угольником». То есть сам воспитатель должен при занятиях с детьми использовать названия форм и цветов, но не должен требовать этого от дошкольников. Вполне достаточно, чтобы они научились правильно понимать выражения «цвет», «форма», «такой же».
Но при ознакомлении с величиной предметов требования другие, поскольку у «величины» нет абсолютного значения, и понять её можно только при сравнении с другой величиной. О предмете можно сказать, что он большой, только сравнив его с другим, меньшим предметом. И подобное отношение можно зафиксировать лишь в форме слова.

Эталоны

Благодаря зрительному восприятию дети усваивают сенсорные эталоны, из-за этого у них появляются представления касательно разновидностей того или иного свойства предмета. Благодаря зрительному восприятию сенсорные способности (восприятие, ощущение, память, представление) получают удовлетворительное развитие. Поэтому дети могут на ощупь распознавать предметы, что важно для развития мелкой моторики рук. Видя перед собой предмет, дошкольники уже могут перечислить его характерные особенности. С помощью зрительного восприятия дошкольники учатся полно, точно и расчленённо воспринимать предметы, их отношения и свойства (величину, форму, цвет, положение в пространстве, тональность звука и пр.).
При восприятии цвета эталоном служат следующие цвета:

  • семь хроматических цветов спектра (от красного до фиолетового);
  • ахроматические цвета (чёрный, белый, серый).

Геометрические фигуры служат эталонами формы. Но изучение их на занятиях воспитания сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Здесь происходит знакомство с треугольником, кругом (овалом), прямоугольником (квадратом). Позднее присоединяется форма трапеции. В любом случае необходимо привить умение распознавать форму, называть её словесно и манипулировать ею, а не заниматься её анализом (перечислять количество сторон, величину углов и т. д.).
При этом, как отдельные фигуры школьникам преподносятся круг и овал, прямоугольник и квадрат, здесь не учитываются геометрические соотношения, например, то, что квадрат является частным случаем прямоугольника.
Эталоны величины условны и относительны, поэтому для её определения нужны условные меры. Из-за этого размеры отличаются от геометрических форм условностью. Люди произвольно устанавливают систему мер, используя произвольные единицы, зато геометрические фигуры — это отвлечения от формы реальных предметов. Для усвоения системы мер и способов их применения нужна выходящая за пределы дошкольного обучения математическая подготовка. Хотя в области восприятия метрическая система не всегда нужна.
Величина предмета определяется по его месту в ряду похожих предметов. Ребёнок сопоставляет размеры, используя понятия «маленький», «большой», «самый большой» и т. п.

Цвет или форма — что важнее для ребенка?

При развитии зрительного восприятия важными моментами становится восприятие формы и цвета. Психологи до сих пор спорят, какой из признаков является основным для восприятия предмета в процессе их чувственного познания дошкольниками. Некоторые учёные придерживались того мнения, что до 7 лет дети «слепы к форме». Советские же исследователи смогли показать, что в восприятии дошкольника форма не только играет ведущую роль, но и обнаружили несколько условий, позволяющих легче понять сложное соотношение цвета и формы предмета. Изучая восприятие дошкольников, учёные выяснили, что опознавательным признаком для ребёнка цвет предмета становится лишь тогда, когда более сильный признак формы не получил по какой-то причине сигнального значения. Особенно выраженными являются эти факты при восприятии малышом незнакомых предметов.
Также важна и поставленная перед ребёнком задача. Если требуется выложить узор из одноцветных фигур, то он будет ориентироваться на форму, а если на цветном фоне нужно будет спрятать аналогичного цвета фигуру, то преобладающим фактором станет цвет. Бывают задачи, где детям приходится ориентироваться сразу на оба признака. Если в предложенном задании нет конфликта между формой и цветом, то уже младшие дошкольники начинают правильно ориентироваться в форме предмета, предложенного силуэтом или лишь контуром. Уяснив названия геометрических фигур, малыши легко оперируют соответствующими им формами, обнаруживая их в знакомых предметах, то есть форма здесь уже отвлекается от предметного содержания. Дверь они определяют, как прямоугольник, глобус как шар, воронку как сочетание конуса с узким цилиндром. В результате форма визуализируется, становится для малыша сигнальным значением, абстрагируется и обозначается соответствующим словом.
В целом развитие зрительного восприятия — необратимый процесс. Если приостанавливается положительное воздействие, то данное качество может замедлить или полностью остановить своё развитие. Поэтому важным является комплексное развитие у дошкольников зрительного восприятия.

Читайте также:  Киберпанк таблица cheat engine

Источник

Таблицы для развития зрительного восприятия

Актуальность развития зрительного восприятия в школах VIII вида.

Эффективность дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия на уроках изобразительного искусства (в начальных классах из опыта работы).

Наглядность, используемая на уроках изобразительного искусства, способствующая развитию зрительного восприятия.

Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов школ VIII вида на уроке изобразительного искусства.

Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаза. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем сильнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: производительность, целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного анализатора, объем, контактность восприятия.

Зрительные обзоры, как и любые психологические образы, многомерны и сложны, они включают два уровня отражения: сенсорно – парцетивный, уровень представлений. Как показывают исследования, формирование любого уровня представлений. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено. Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких людей объединенные, часто деформированные и неустойчивые. Учащиеся на уроках и сообразительного искусства трудно выделяют в объекте составляющие части, пропорции, своеобразное строение, часто «упускают» важные детали (например, винтик у ручных часов, не всегда достаточно распознают цвет и цветовые оттенки). В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, отожествление предметов, искаженность и неадективность представлений об окружающей действительности. Ученые (И.М. Соловьев, А.И. Лапкин и др.) констатируют факт зрительного отличия зрительных представлений младших школьников от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый курс предмета) и воспроизведений нескольких сходных объектов. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, но оно не формируется без специального обучения. Недостаточное развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью зрительного восприятия ведет за собой основание формирования пространственного ориентирования. В зртительно – пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система – быстрота, точность глазодвигательных реакций.

Однако практика показывает, что при целенаправленной и системной работе на уроках изобразительного искусства недостаточность зрительного и зрительно – пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:

— формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положение в пространстве;

— расширение объема, точности и полноты зрительных ворсприятий и зрительной памяти;

— формирование умений наблюдать за объектом в том числе за движущимися), зрительно обследовать его;

— совершенство зрительно – двигательной координации;

— формирование навыков вербального описания зрительного воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Индивидуальные возможности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. На уроках искусства большой эффект дает использование упражнений по закреплению мнения воспринимать форму предметов и их элементы, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину.

Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, зашумленным, недорисованным изображением.

Рассмотрим варианты зданий для развития зрительного восприятия.

Из собственного опыта…

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

В целях профилактики зрения у детей должны предъявляться особые требования к тем предметам, которые демонстрируются на занятии, а также к выбору места их демонстрации с точки зрения доступности для зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них. При организации зрительного восприятия необходимо варьировать наглядный материал (объемные и плоскостные предметы, их контуры, изображения) по форме, размеру, яркости, цвету, контрасту пособий.

Это будет способствовать произвольности зрительной фиксации на предмете, более полному и точному его пониманию, прослеживанию взглядом траектории движения, правильному определению пространственных ориентировок.

При демонстрации цветных изображений желательно, чтобы были использованы яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор – красный, огурец – зеленый и т.д.). При показе дидактического материала и наглядных средств учитываются не только их размеры и цвета, но и контрастность фона, на котором они находятся, и расстояние или удаленность демонстрируемых предметов.

При подборе материалов для занятий должны учитываться спе5циальные трудности, вызванные нарушением зрительно – моторной координации и восприятия пространства: трудности перешифровки зрительного материала с вертикальной плоскости на горизонтальную (доска – тетрадь), возможную зеркальность восприятия или воспроизведение детьми. Детям – левшам, например, нельзя давать образец письма в начале строки, так как при написании они закрывают его рукой. Зрительный материал должен подбираться с нарастанием сложности: постепенное уменьшение размера изображений, увеличение количества объектов, появление зашумленности фона, пересекающихся объектов.

На занятиях во время зрительной гимнастики дети подходят к окну, смотрят в даль, отмечают различные предметы по габаритам, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени. (5-10 сек.)

Подводя итог, отметим, что активизацию зрительных функций необходимо в различных формах коррекционно-педагогические работы. На каждом занятии следует уделять несколько минут решению этих задач. Возможно также проведение специальных занятий по развитию зрительных представлений. При этом важным фактором является формирование у детей положительного отношения к деятельности: создание положительной мотивации, заинтересованности.

Следует всегда помнить, что неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, значит, вызывает зрительные затруднения во всех видах деятельности.

Буратино

Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев). Вправо, влево, вниз вверх (не поворачивая головы смотрят вправо, влево, вверх, вниз), повернулся, тихо сел.

Ветер

Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вверх, вниз), ветер тише, тише, тише (медленно приседают), деревцо все выше, выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).

Что пропало?

Педагог прости детей закрыть глаза и прячет один (два) из трех–семи предметов.

Дети должны назвать, что пропало.

Что изменилось?

Предлагается рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и др.) и отвернуться (или выйти). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

Найди ошибку

Предлагается карточка с неправильным написанием:

а) слов – одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);

б) предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию)

Наложение изображения

Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга.

Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения

Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур.

Необходимо найти все «спрятанные» изображения.

Зашумленные изображения

Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые «зашумлены», подчеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

Парные изображения

В качестве варианта возможно использование парных игрушек или предъявление натурального предмета и его изображения.

Точечные изображения

Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек.

Необходимо соединить точки и назвать изображение.

Перевернутые изображения

Предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180 ◦ .

Требуется назвать их.

Разрезанные картинки.

Предлагают картинки с различными изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали, на 4, 7, 6 частей.

Собрать картинку из частей.

Где зажигается фонарик?

Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить местоположение и сосчитать, сколько раз зажигается фонарик.

Сложи узор

Сложить такой узор, какой предложен педагогом, а также составить различные узоры из кубиков Коса и Никитина.

Шкафчик

В склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящиками на глазах у ребенка в один из ящиков прячется маленькая игрушка. Через 15-20 минут ребенку предлагается найти ее. Можно прятать одновременно 2-3 игрушки.

Пройти лабиринт

Ребенку предлагается «провести» взглядом ежа до домика.

Прокати шар в ворота

Закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.

Упражнения для тренировки зрения

Выполнять глазными яблоками движения вправо, влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабть мышцы на 30-40 секунд.

Выполнять глазными яблоками движения вверх, вниз с максимальной амплитудой. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, мышцы на 30-40 секунды.

Взгляд фиксировать на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20секунд, после чего закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее в локти; приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 секунд).

Крепко сжимать глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд.

Заключение

Практика показала, что при целенаправленной и систематической работе на уроках изобразительного искусства к концу 4 класса у 80% учащихся моего класса недостаточность зрительно – пространственного восприятия уменьшилась. Это позволит детям установить программу в старших классах и реализовать себя в дальнейшей жизни.

Используемая литература

«Дефектология» №4, 2004г.

«Изобразительная деятельность во вспомогательной школе» И.А. Грошенков, Москва, Просвещение, 1972г.

«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы» В.Г.Петрова, Москва , Просвящение, 1976г.

Источник

Adblock
detector