Меню

Таблица взаимосвязь оболочек земли



Взаимодействие земных оболочек.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Урок географии в 6 классе по ФГОС.В технологической карте отражены все этапы современного урока.Рабочий лист содержит материал для самостоятельной работы шестиклассников, для поэтапной самооценки.

Скачать:

Вложение Размер
rudenko_l.d._vzaimodeystvie_zemnyh_obolochek.docx 237.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. ФГОС.

учитель географии: Руденко Лилия Демидовна

«Дрофа» География.6 класс; П. Герасимова, Н. П. Неклюкова – М.: Просвещение, 2015

« Взаимодействие земных оболочек»

урок усвоения новых знаний

презентация, рабочие листы, интерактивная доска, заготовки для рефлексии, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска

Актуальность использования средств ИКТ

использование средств ИКТ помогает наглядно, доходчиво, современно объяснить и оценить результаты усвоения темы учащимися.

создать условия для формирования умений анализировать источники географической информации; способствовать формированию представлений о взаимосвязях земных оболочек.

проверить и оценить знания учащихся по теме;

научить определять взаимосвязи;

показать значение знаний о взаимосвязях земных оболочек

формировать умения работать с источниками географической информации;

формировать умения и навыки работы с атласом, контурной картой, тестами.

формировать критическое мышление

развивать логическое мышление

развивать интерес к предмету, понимание значимости географических знаний для реальной жизни.

развивать наблюдательность, умение внимательно слушать;

развивать аналитико-синтетические способности учащихся для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях;

развивать пространственное мышление.

формирование чувства гордости и любви к родной природе;

формирование географического сознания учащихся;

воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

практический, поисковый, эвристическая беседа, иллюстративный, критического мышления

Формы организации познавательной деятельности

индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые образовательные результаты

использовать приобретённые знания и умения для определения взаимосвязей;

формирование научного мировоззрения на основе географических знаний;

знать : понятия: «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», биосфера», «ноосфера»; продукты обмена оболочек;

определять и объяснять взаимосвязи и взаимовлияние земных оболочек, влияние геосфер на биосферу;

уметь составлять схемы, отображающие процессы; определять причинно – следственные связи, составлять логические цепочки;

сравнивать : воздействие оболочек на биосферу

уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

представлять текстовую информацию в виде схемы;

располагать в логической последовательности слова;

уметь вести групповой поиск, анализировать

уметь осмысливать информацию;

владеть устной речью;

уметь организовывать учебное сотрудничество в паре со сверстниками, с учителем;

формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

умение анализировать и интерпретировать информацию в соответствии с поставленной задачей;

владеть практическими навыками работы с текстом;

формирование географической культуры;

понимание значимости географических знаний в реальной жизни людей;

осознание необходимость изучения географии;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе учебной деятельности;

умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Формы организации взаимодействия на уроке

Приветствие. Создает положительный эмоциональный настрой на совместную работу. ( слайд 1 )

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Улыбнитесь. Надеюсь, вы на уроке будете так же активны.

Мы с вами продолжаем путешествие по земным оболочкам, но, чтобы его продолжить, необходимо проверить, что вы усвоили по изучаемой теме.

Настраиваются на восприятие материала урока.

Педагог создает положительный эмоциональный настрой на совместную работу.

Положительная мотивация к учебной деятельности

Организует контроль знаний по теме.

— Подпишите свои рабочие листы. ( Приложение I)

Ответьте на вопросы

1.Наибольшая концентрация организмов характерна для:

2.Условия существования организмов не зависят от:

а. температуры и влажности;

б. от светового режима;

в. от преобладающих видов облаков.

3. Главная причина зональности — это:

а. изменение влажности;

б. изменение соотношения тепла и влажности;

в. изменение влажности

4. Самая холодная природная зона:

в. антарктическая пустыня

5. высотная поясность проявляется:

г. в Мировом океане.

Отвечают на вопросы.

Самопроверка, самооценка (в рабочих листах) по критериям ( слайд 2 )

Умение акцентировать внимание, готовность к усвоению знаний;

осознание значимости географических знаний; умение объяснять географические понятия; умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

навыки самооценки по критериям.

Мотивирует на целеполагание.

— Ученые подсчитали, что живые организмы планеты пропускают через себя всю воду Земли за 2 млн. лет, весь кислород атмосферы — за 2 тыс. лет, углекислый газ — за 300 лет. Значит, за долгое время геологической истории Земли живые организмы многократно переработали все главные газы атмосферы, всю воду планеты и значительную часть минеральной массы земной коры.

— Вы, наверное, уже догадались, какова будет тема нашего урока

— Опираясь на тему урока, определить цель урока.

— Запишите цель в рабочих листах.

— Живые организмы относятся к какой геосфере?

— Вода, которую они пропускают через себя за 2 млн. лет, относится к какой сфере?

Кислород и углекислый газ, которые живые организмы пропускают через себя – компоненты какой оболочки?

Живые организмы, отмирая, образуют….

Сформулируйте основные задачи урока «Как …», «Какими …»

Мотивирует к активной познавательной деятельности

— Задача учащихся — составить логическую цепочку из слов и составить развернутый ответ .

Высказывают предположения, аргументируют. С помощью учителя определяют тему, формулируют цели и задачи урока.

Цель : изучить взаимодействие земных оболочек.

— как взаимодействуют земные оболочки;

— какими веществами обмениваются;

— как земные оболочки влияют на биосферу

Заполняют рабочий лист.

Оценивают свое участие в постановке цели.

Составляют логическую цепочку.

тепло, влажность, растения, кислород, углекислый газ, животные

Индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

  • Умение концентрировать внимание, ставить учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью; оценивать свою деятельность.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, коммуникативные навыки.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Выполняют физические упражнения

Установка на ЗОЖ.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Организация работы с информационными листами.

На ваших столах лежат информационные листы ( Приложение II ) Прочитайте, пожалуйста, проанализируйте полученную информацию.

Найдите ответы на вопросы.

Читают, анализируют, находят ответы на вопросы, размещенные после текста.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать, читать; участвовать в совместной деятельности; организовывать сотрудничество, работать в группе; использовать речевые средства для выражения мыслей; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

V. Первичная проверка новых знаний

Организация первичной проверки усвоения новых знаний.

В рабочем листе, с помощью стрелок составить схему, отражающую взаимосвязи земных оболочек и их обмене веществами.

Выполняют задания. Чертят схему.

Самопроверка по образцу.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, применять знания на практике; осознание необходимости изучения данной темы;

оценивать свою работу,

сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми.

VI. Первичное закрепление

Организует первичное закрепление знаний.

Составляют логическую цепочку.

Умение применять знания на практике.

Оценивают выполнение задач. Подводят итоги. Самооценка достигнутых результатов.

I.Написать мини- рассуждение:

1.«Человек – царь природы» или

2.«Человек – не царь природы» — «5»

II. Составить 5 вопросов по данной теме, которые можно применить к ситуации «человек — природа» — «4»

III.Подобрать примеры влияния человека на природу — «3»

Выбирают задание в соответствии со своим уровнем знаний.

Сегодня урок географии:

– урок усвоил – не усвоил.

Я запомнил. Я узнал.

Я повторил. Я удивился …

Анализируют свою учебную деятельность

Ученика (цы) 6 А класса. Фамилия. Имя _________________________________

1 этап: « Ответь на вопросы»

1.Наибольшая концентрация организмов характерна для:

а. атмосферы б. гидросферы в. литосферы г. биосферы

2.Условия существования организмов не зависят от:

а. температуры и влажности; б. от светового режима; в. от преобладающих видов облаков.

3. Главная причина зональности — это:

а. изменение влажности; б. изменение соотношения тепла и влажности; в. изменение влажности

4. Самая холодная природная зона:

а. тайга; б. тундра; в. антарктическая пустыня

5. Высотная поясность проявляется:

а. в горах; б. на равнинах; г. в Мировом океане.

Ответы: 1___; 2___; 3_____; 4_____; 5_____

Мои баллы ______

2 этап: «Определи цель урока»

Поставил цель самостоятельно – 2б.

Определил с помощью – 1б

Не справился – 0 б.

Мои баллы ______

3. Составить схему: «Взаимодействие оболочек»

С помощью стрелок, указать взаимодействие земных оболочек. На стрелках указать вещества, которыми они обмениваются.

-Правильно составленная схема – 4 б

— С незначительными ошибками (не все продукты обмена указаны – 3 б

— С ошибками (не все стрелки или продукты обмена подписаны)– 2 б.

Стрелками обозначены взаимосвязи – 1б.

Мои баллы _____________

Сегодня урок географии: Я ученик Я узнал.

– легкий – трудный; – старательный – ленивый; Я запомнил.

– интересный – скучный; – внимательный – невнимательный; Я повторил.

– полезный – ненужный. – урок усвоил – не усвоил. Я удивился …

Взаимодействие земных оболочек.

Атмосфера, литосфера, гидросфера и биосфера – оболочки земного шара. Земные оболочки взаимно проникают друг в друга и обмениваются веществами . В воздухе и воде, например, содержатся твердые частицы, попадающие в атмосферу и гидросферу при извержении вулканов или захватываемые с земной поверхности ветрами и водами. В литосфере, в свою очередь, присутствуют воздух и вода.
Воздух является необходимым условием для жизнедеятельности всех организмов. Растения, поглощая углекислый газ, производят органические вещества и выделяют кислород, который необходим для дыхания животных. Животные поглощают кислород, выделяют углекислый газ.

Живые организмы подвергают земные оболочки сложным изменениям. Они поглощают и накапливают не только кислород, но и углерод, азот, водород, фосфор, серу, йод, железо и другие элементы.

На местах массовой гибели животных и растений обнаруживается отложения мела, известняка, нефти, угля и других горных пород. Животные и растения участвуют в процессе выветривания (разрушения) горных пород.

Атмосфера нагревается от земной поверхности. Ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения, переносят влагу из одних районов в другие. Теплые и холодные течения влияют на температуру воздуха. Под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф.

Пыль и другие мелкие частицы, поднимающиеся с земной поверхности, влияют на прозрачность воздуха и на прогревание верхнего слоя земной поверхности. Вокруг поднявшихся в воздух мелких частиц сгущаются водяные пары, образуются облака и т. д.

Все процессы, происходящие в живых организмах, невозможны без наличия воды. Вместе с тем живые существа также влияют на водную оболочку Земли. Если бы в океане не обитали существа, использующие кальций для строительства раковин , солевой состав океана был бы совершенно иным.

Благодаря кругообороту воды в природе происходит постоянная связь биосферы с атмосферой, гидросферой и литосферой.

В результате взаимодействия и взаимовлияния оболочек сформировалась особая оболочка Земли — географическая оболочка . В географическую оболочку входят измененный под влиянием других оболочек верхний слой литосферы, нижний слой атмосферы, вся гидросфера и биосфера.

Найдите ответы на вопросы (устно)

Как взаимодействуют земные оболочки?

Какими веществами обмениваются атмосфера и гидросфера? атмосфера и литосфера?

атмосфера и биосфера?

Какими веществами обмениваются гидросфера и литосфера? гидросфера и биосфера?
Какими веществами обмениваются биосфера и литосфера?

Источник

Разработка урока по теме: «Взаимосвязь земных оболочек» (география. 6-й класс)

Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков (Шамова Т.И.).

Цель: формирование устойчивого представления о взаимосвязи земных оболочек.

  1. Совершенствовать у обучающихся знания о взаимосвязи земных оболочек.
  2. Развивать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы).
  3. Формировать познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла.
  4. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

На уроке используются методы:

  • по характеру представления информации — словесный, наглядный, практический;
  • по характеру освоения знаний, способу учебной деятельности — частично-поисковый.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

На уроках используется: проба воды, карта «Кемеровской области», атлас, мультимедиа (компьютерная презентация урока), рабочий лист урока, рекомендации к выполнению практической работы.

  • сформированное представление у обучающихся о взаимосвязях земных оболочек;
  • умение определять свойства воды с помощью методики (Алексеев);
  • умение сравнивать и делать выводы.
  • 1 этап — организационный.
  • 2 этап — постановка цели урока.
  • 3 этап — практическая работа.
  • 4 этап — обобщение полученных знаний и формирование вывода.
  • 5 этап — подведение итогов.

Практическая работа. Определение свойств воды

  1. Осадок в воде.
  2. Мутность воды.
  3. Подкисление воды.

Для определения осадка:

  • а) посмотрите на дно пробирки;
  • б) определите наличие осадка;
  • в) выразите в баллах величину осадка;
  • г) результат занесите в таблицу (см. рабочий лист).

Характеризуется по величине

1 Нет осадка 0 б.
2 Незначительный 1 б.
3 Заметный 2 б.
4 Большой (5-8 мм.) 3 б.

Для определения мутности.

  1. Взболтайте воду в пробирке.
  2. Определите мутность по величине.
  3. Выразите в баллах.
  4. Результаты занесите в таблицу (см. рабочий лист).

Характеризуется по величине

1 Очень прозрачная 0 б.
2 Прозрачная 1 б.
3 Слабо прозрачная (слегка мутная) 2 б.
4 Сильно мутная 3 б.

3. Подкисление воды.

Для определения подкисления воды.

  1. Возьмите лакмусовую бумажку.
  2. Опустите в пробирки.
  3. Определите, изменяется ли цвет лакмусовой бумажки.
  4. Результаты занесите в таблицу ( «+» , » — » ).

Тема: Взаимосвязь земных оболочек.

Цель: Формирование представления о взаимосвязях земных оболочек.

  • расширить знания о взаимосвязи оболочек земли;
  • развивать интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы);
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
  • прививать интерес к родному краю.

Оборудование: ученические атласы «Кемеровской области»:

  • карта Кемеровской области;
  • самоклеящиеся ленточки;
  • кроссворд;
  • плакат «Взаимосвязь оболочек Земли», «атмосфера», «гидросфера», «литосфера», «биосфера»;
  • цветные мелки, клеящая лента;
  • таблица «свойства воды»;
  • картинки: «овраг, террасы», «посадки», «водоем с растительностью», «выветривание», «промышленные круги трубы — дым», «раскопанные территории», «добыча полезных ископаемых»;
  • скотч;
  • значок «умника», жетон;
  • подарочные календарики.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, юные кемеровчане! Меня зовут Елена Владимировна, а из какого города я, вам предстоит определить, ответив на вопросы.

  1. Какой город расположен между двух рек и гор?
  2. Центральный город Кемеровской области?
  3. В каком городе находится кузнецкая крепость, единственная в?
  4. Город расположенный на северо-западе Кемеровской области?

Найдите и обозначьте города на карте. Оцените правильность ответов(+, — ) в листе самооценки.

Что объединяет эти города? (Города Кемеровской области). А ещё что связывает эти города? (Река Томь). Река Томь — основная водная магистраль области.

II. Постановка цели урока

Река — это часть какой оболочки земли? А еще какие оболочки земли вы знаете? (Гидросфера, атмосфера биосфера, литосфера).

(Таблички с названиями оболочек, вывешиваю на доску.)

Существует ли взаимосвязь между оболочками?

Тема: Взаимосвязь оболочек земли.

Какая цель урока?

Цель: Определение взаимосвязей между оболочками земли.

Предлагаю попробовать установить взаимосвязь, исследуя одну оболочку Земли — гидросферу.

Существует такое предположение, что если оболочки земли взаимосвязаны и взаимодействуют, то в одной из оболочек должны присутствовать частицы или результаты деятельности других оболочек.

Есть проба воды. Пользуясь методикой, определите свойства воды. Прочитайте, как это можно сделать?

III. Практическая работа

Чтение инструктивной карточки, фиксация результатов в листе самоконтроля.

Почему в воде есть взвесь (осадок)? Как появились эти частицы? (Вымывание осадочных пород, образование мезоформ в рельефе, овраги, балки, террасы, старицы).

Взаимосвязь каких двух оболочек этим доказывается? (Гидросферы и литосферы). На схеме обозначить стрелкой.

Сточные воды (с промышленных предприятий. Человек).

Взаимосвязь каких оболочек? (Гидросферы и биосферы).

Фиксация на доске, на схеме стрелками.

  • Подкисление водоёмов (кислотные дожди).
  • Круговорот воды в природе.

Взаимосвязь каких оболочек вы ещё можете доказать? (Фиксация на схеме стрелкой, иллюстрация).

Давайте вернемся к предположению, которое мы доказывали, делая практическую работу. Считаете ли вы, что взаимосвязь доказана?

И я скажу вам больше, что в результате воздействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы, образовали единую оболочку, названную географической.

Но это тема следующего урока.

IV. Подведение итогов урока

Предлагаю определить уровень своих достижений по пятибалльной шкале и записать на листке.

За активную работу давайте наградим друг друга аплодисментами.

В намять о нашей встрече я хочу подарить календарь с видом моего города.

Источник

Основные сферы планеты Земля: литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера

  1. Литосфера — твердая оболочка Земли
  2. Гидросфера — водная оболочка Земли
  3. Биосфера — живая оболочка Земли
  4. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
  5. Взаимосвязь оболочек Земли

Земля — 3-я планета от Солнца, расположенная между Венерой и Марсом. Она является самой плотной планетой Солнечной системы, крупнейшей из четырех планет земной группы и единственным астрономическим объектом, который, как известно, содержит жизнь. Согласно радиометрическому датированию и другим способам исследований, наша планета образовалась около 4,54 млрд лет назад. Земля гравитационно взаимодействует с другими объектами в космосе, особенно с Солнцем и Луной.

Земля состоит из четырех основных сфер или оболочек, которые зависят друг от друга и являются биологическими и физическими компонентами нашей планеты. Их научно называют биофизическими элементами, а именно гидросферой («гидро» для воды), биосферой («био» для живых существ), литосферой («лито» для суши или земной поверхности) и атмосферой («атмо» для воздуха). Эти основные сферы нашей планеты далее делятся на различные под-сферы.

Рассмотрим все четыре оболочки Земли более подробно, чтобы понять их функции и значение.

Литосфера — твердая оболочка Земли

Литосфера, иногда называемая геосферой, относится ко всем горным породам Земли. Она включает земную кору и верхнюю часть мантии. Выше, литосфера ограничена атмосферой, а ниже — астеносферой (слоем в верхней мантии Земли). Валуны горы Эверест, песок на пляжах Майами и лава, извергающаяся с горы Килауэа на Гавайях, являются примерами компонентов литосферы.

Литосфера является самой твердой сферой нашей планеты. Ее фактическая толщина может варьироваться от примерно 40 км до 280 км. Литосфера заканчивается в момент, когда минералы земной коры становятся вязкими и жидкими. Точная глубина, при которой это происходит, зависит от химического состава горной породы, а также от температуры и давления.

Существует два типа литосферы: океаническая литосфера и континентальная литосфера. Океаническая связана с океанической корой и немного плотнее континентальной литосферы. Континентальная литосфера, связанная с континентальной корой, может быть намного толще, чем океаническая, простираясь на 200 км ниже поверхности Земли.

Наиболее известной особенностью, связанной с литосферой Земли, является тектоническая активность, которая описывает взаимодействие огромных плит литосферы, называемых тектоническими плитами.

Литосфера разделена на тектонические плиты, которые соединяются между собой как зазубренная головоломка. Эти плиты не имеют постоянного расположения; они медленно двигаются. Большая часть тектонической активности происходит на границах этих плит, где они могут сталкиваться, разрываться или пододвигаться друг под друга. Движение тектонических плит стало возможным благодаря тепловой энергии от мантийной части литосферы. Тепловая энергия делает твердую литосферу более эластичной.

Тектоническая активность отвечает за некоторые из самых драматических геологических событий Земли: землетрясения, вулканы, орогенез (горообразование) и глубокие океанические впадины, которые образовались в результате тектонической активности в литосфере.

Гидросфера — водная оболочка Земли

Гидросфера — водная оболочка, включающая всю воду на нашей планете. К ней относится вода, которая находится на поверхности планеты, под землей и в воздухе. Гидросфера планеты может быть жидкостью, паром или льдом.

На Земле жидкая вода существует на поверхности в виде океанов, озер и рек. Под землей она встречается в колодцах и водоносных горизонтах, а также как грунтовые воды. Водяной пар наиболее заметен в виде облаков и тумана.

Замерзшая часть гидросферы Земли состоит из льда: ледников, ледяных вершин и айсбергов, и имеет свое название — криосфера.

Вода проходит через гидросферу благодаря циклическому перемещению. Она накапливается в облаках, затем падает на Землю в виде дождя или снега. Эта вода собирается в реках, озерах и океанах. Затем она испаряется в атмосферу, чтобы снова начать цикл. Этот процесс называется гидрологическим циклом.

По оценкам ученых, на нашей планете есть более 1386 млн. км³ воды.

В океанах содержится более 97 % запасов воды на Земле. Остальная часть приходится на пресную воду, две трети которой находится в замерзшем состоянии в полярных регионах планеты и на снежных вершинах гор. Интересно отметить, что, хотя вода покрывает большую часть поверхности планеты, она составляет всего 0,023 % общей массы Земли.

Биосфера — живая оболочка Земли

Биосфера состоит из частей Земли, где существует жизнь. Она простирается от самых глубоких корневых систем деревьев, до глубоководных океанических желобов, от пышных тропических лесов до высоких горных вершин.

Поскольку жизнь существует на суше, в воздухе и в воде, биосфера перекрывает все эти сферы. Хотя биосфера имеет высоту около 20 километров, почти вся жизнь сосредоточена примерно от 500 м ниже поверхности океана до 6 км над уровнем моря.

Биосфера существует около 3,5 миллиардов лет. Самые ранние жизненные формы биосферы, называемые прокариотами, выживали без кислорода. Древние прокариоты включали одноклеточные организмы, такие как бактерии и археи.

Биосферу иногда считают одной большой экосистемой — сложным сообществом живых и неживых компонентов, функционирующих как единое целое. Однако чаще всего биосфера описывается как совокупность множества экологических систем.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли

Атмосфера — это совокупность газов, окружающих нашу планету, удерживаемых на месте земной гравитацией. Большая часть нашей атмосферы находится вблизи земной поверхности, где она наиболее плотная. Воздух Земли на 79 % состоит из азота и чуть менее 21 % — из кислорода, а также аргона, двуокиси углерода и других газов. Водяной пар и пыль также являются частью атмосферы Земли. Другие планеты и Луна обладают очень разными атмосферами, а некоторые вообще не имеют таковой. В космосе нет атмосферы.

Атмосфера настолько распространена, что она почти незаметна, но ее вес равен слою воды глубиной более 10 метров, которая покрывает всю нашу планету. Нижние 30 километров атмосферы содержат около 98 % всей ее массы.

Ученые утверждают, что многие из газов в нашей атмосфере были выброшены в воздух ранними вулканами. В то время вокруг Земли было мало или вообще не было свободного кислорода. Свободный кислород состоит из молекул кислорода, не связанных с другим элементом, таким как углерод (с образованием углекислого газа) или водород (с образованием воды).

Свободный кислород, возможно, был добавлен в атмосферу примитивными организмами, вероятно бактериями, во время фотосинтеза. Позднее более сложные формы растительной жизни добавили больше кислорода в атмосферу. Кислороду в сегодняшней атмосфере, вероятно, потребовалось миллионы лет чтобы накопиться.

Атмосфера действует как гигантский фильтр, поглощая большую часть ультрафиолетового излучения и позволяя проникать солнечным лучам. Ультрафиолетовое излучение вредно для живых существ, и может вызвать ожоги. Тем не менее солнечная энергия необходима для всей жизни на Земле.

Атмосфера Земли имеет слоистую структуру. От поверхности планеты к небу идут следующие слои: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Другой слой, называемый ионосферой, простирается от мезосферы до экзосферы. Вне экзосферы находится космос. Границы между атмосферными слоями четко не определены и изменяются в зависимости от широты и времени года.

Взаимосвязь оболочек Земли

Все четыре сферы могут присутствовать в одном месте. Например, кусок почвы будет содержать минералы из литосферы. Кроме того, будут присутствовать элементы гидросферы, представляющие собой влагу в почве, биосферы как насекомых и растений и даже атмосферы в виде почвенного воздуха.

Все сферы взаимосвязаны и зависят друг от друга, как единый организм. Изменения в одной сфере приведут к изменениям в другой. Поэтому все, что мы делаем на нашей планете, влияет на другие процессы в ее пределах (даже если мы не можем этого увидеть своими глазами).

Для людей, занимающихся проблемами окружающей среды, очень важно понимать взаимосвязь всех оболочек Земли.

Источник

Урок 33. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка (§33) — Рабочая тетрадь 6 класс — Дневник географа-следопыта Летягин (Ответы и гдз)

Мы ответим на следующие вопросы.

1. Какие оболочки Земли вовлечены в круговорот веществ?

Атмосферный воздух и вода обеспечивают возможность жизни на Земле, органическое вещество создается растениями при участии углекислого газа атмосферы. В процессе взаимодействия гидросферы с атмосферой и земной корой вода обогащается минеральными веществами и только тогда становится полезной для всех живых организмов. Живое вещество биосферы определяет газовый состав атмосферы, газовый и солевой состав гидросферы. В земной коре отмирающие организмы образуют горючие ископаемые органического происхождения (торф, угли, нефть, природные газы) и другие горные породы.

2. Может ли человек оказывать влияние на круговорот веществ в природе?

Человек, воздействуя на природные системы, оказывает влияние на изменение емкости, направления, скорости природных процессов, циклов веществ и потоков энергии, экологически сбалансированное состояние окружающей среды путем изменения одного или нескольких параметров. Так как все параметры природной среды взаимосвязаны и взаимозависимы, то изменение одного из них оказывает влияние на другие. В настоящее время на Земле практически не осталось экосистем, не подверженных влиянию человека. Воздействия человека на экосистемы так интенсивны, что организмы не успевают приспособиться к ним. Изучение сложнейших процессов круговорота веществ на Земле особенно важно для сохранения окружающей среды.

3. Что называют природно-территориальным комплексом?

Территория с устойчивым сочетанием географических компонентов: рельефа земной поверхности и пород земной коры, воздушных масс, подземных и поверхностных вод, растительных и животных организмов — называется природно-территориальным комплексом (ПТК).

4. За счет каких источников энергии формируется и развиваются природно-территориальные комплексы? Как взаимодействуют друг с другом компоненты природно- территориального комплекса?

Природно-территориальные комплексы представляют собой единое целое составляющих их компонентов, которые взаимодействуют друг с другом, постоянно обмениваясь веществами и энергией. Изменение даже одного из компонентов влечет за собой нарушение устойчивости и часто вызывает перестройку всего природного комплекса. Основные виды энергии, которые определяют процессы, происходящие в географической оболочке, — это энергия силы тяжести, внутреннее тепло планеты, лучистая энергия Солнца и энергия космических лучей.

5. Что называют географической оболочкой земли? Где ученые проводят верхнюю и нижнюю границы географической оболочки?

Оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют атмосфера (нижние слои), гидросфера, биосфера и литосфера (земная кора), называются географической оболочкой. Это самый крупный природный комплекс нашей планеты. Географическая оболочка характеризуется сложным составом и строением. Верхняя граница географической оболочки обычно проводится на границе тропосферы и стратосферы, нижняя граница располагается в земной коре. Таким образом, средняя мощность географической оболочки невелика по сравнению с размерами Земли.

6. Кто разработал учение о географической оболочке?

Разработка учения о географической оболочке связана с именем академика А. А. Григорьева. Именно он в 1932 г, сформулировал мысль том, что земная поверхность представляет собой вертикальную физико-географическую зону. Географическая оболочка Земли характеризуется наличием в ней жизни, а также присутствием вещества в трех состояниях — твердом, жидком, газообразном.

7. Кого считают предком человека?

Считается, что общим предком современных человекообразных обезьян и человека были древесные человекообразные обезьяны — дриопитеки. По-видимому, именно дриопитеки положили начало эволюции человека. Основоположником теории является Чарльз Дарвин, живший в 19 веке. Она базируется на таких факторах, как естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость. Большинство ученых склоняется к тому, чтобы согласиться с эволюционной версией, объясняющей происхождение человека. Предки людей, если полагаться на эту теорию, — человекообразные обезьяны. Процесс превращения занял свыше 30 миллионов лет, точная цифра не была установлена.

8. В каких природных условиях и когда появились первые люди?

Человек появился, как предполагают ученые, в своеобразных природных условиях глобальных климатических изменений около 2,6 млн. лет назад в Восточной Африке. Поэтому ее считают прародиной человечества. Расшифровка человеческого генома позволила ученым сделать удивительный вывод. Оказывается, все люди являются дальними родственниками. Все мы происходим от одного незначительного по численности племени.

9. Как происходило развитие человека и его расселение по Земле?

Это были восточные и центральные районы Африки, Передняя Азия и Юго-Восточная Европа. В дальнейшем человек постепенно расселился по территории Земли. Примерно 30 тыс. лет назад люди заселили северные районы Европы, Юго-Восточную и Северо-Восточную Азию. Потом проникли в Новый Свет, Австралию Новую Гвинею. Около 10 тыс. лет назад пройдя всю Америку, человек достиг Огненной Земли.

10. Какую группу людей называют расой?

В разных природных условиях у отдельных групп человечества накапливались различия во внешнем облике (цвет кожи, волос, черты лица и др.). Так складывались разные расы. Расой называют большую группу людей, сходных по наследуемым физическим признакам и общности древних и современных территорий расселения. В современной науке разные ученые выделяют от трех до семи больших рас.

Мы научились описывать расовые признаки людей.

1. Круговорот веществ в природе

  • На схеме круговорота веществ покажите стрелками разного цвета направления преобразования воды, углекислого газа и кислорода.

2. Природно-территориальный комплекс

По описаниям определите взаимосвязи компонентов природно-территориальных комплексов, расположенных на севере и на юге Русской равнины, — Поморье и Кумо-Манычская впадина. Используйте схему природно-территориального комплекса (учебник, с. 193, рис. 231).

Юго-западное побережье Онежской губы (залива) Белого моря от города Кемь до устья реки Онеги называют Поморским берегом. Большая часть Поморского берега имеет низменный рельеф с отдельными изолированными холмами, которые называют «Медвежьими головами».
Наибольшее влияние на формирование климата Поморского берега оказывает поступление морского воздуха умеренных широт. Частые вторжения арктического воздуха с Северного Ледовитого океана придают погоде большую неустойчивость (от теплой к холодной и наоборот) в течение всего года.

Среднее годовое количество осадков составляет 400 — 500 мм. Для продолжительной зимы (ноябрь — март) характерны устойчивый снежный и ледяной покров, большая облачность, частые осадки. Средняя температура воздуха в январе -15… +15°С.

Растительность скалистых островов тундровая с карликовыми березами. На материковой части произрастают еловые леса. На Поморском берегу распространены малоплодородные болотные почвы.

Поморы издавна занимались рыболовством и морским промыслом: вели тресковые промыслы на Мурмане (Кольский полуостров), били морского зверя, ловили семгу и селедку в Белом море. Нередко были промысловые экспедиции на Новую Землю и Шпицберген («Грумант»).

Поморские села располагались, как правило, в устьях рек. Архангельск, расположенный в устье реки Северная Двина, был столицей поморов. Здесь находился важнейший рыбный рынок и порт для экспорта лесоматериалов.


Кумо-Манычская впадина

В России по Кумо-Манычской впадине обычно проводят условную границу между двумя частями света — Европой и Азией.

Рельеф Кумо-Манычской впадины равнинный. Наибольшей высоты Кумо-Манычская впадина достигает в своей центральной части, поднимаясь немногим более 20 м над уровнем моря.

Климат района Кумо-Маныччской впадины умеренный. С запада на восток температура воздуха возрастает, а количество атмосферных осадков уменьшается от 400 до 200 мм. Средняя температура воздуха в январе -4°С, в июле 24°С. На большей части территории Кумо-Манычской впадины распространены плодородные черноземные и каштановые почвы.

Вдоль течения самой крупной реки впадины, Западного Маныча, преобладают сухие типчаково-ковыльные и полынно-типчаково-ковыльные степи с богатым растительным и животным миром. Только здесь в России можно встретить верблюдов, диких лошадей и сайгаков, белолобого гуся и розового пеликана.

Территория впадины покрыта системой озер (большенство из которых соленые), водохранилищ и рек. Озеро Маныч-Гудило является местом массовых скоплений водоплавающих птиц, в том числе редких, таких как белолобый и серый гусь, лебедь-шипун, краснозобная казарка, черноголовый хохотун, розовый и кудрявый пеликаны, стрепет,дрофа,журавль-красавка.

Земли распаханы на 60 — 70% (местами на 90%), а естественная степная и полупустынная растительность практически полностью преобразована человеком. Для сохранения уникальной природы озера Маныча в декабре 1995 г. Был создан Государственный степной заповедник «Ростовский». На острове Водный (Южный) сохраняется популяция диких лошадей — манычских мустангов. В восточной части акватории озера с мая 1996 г. Тоже был введен заповедный режим. Водно-болотные угодья заповедников Кумо-Манычской впадины имеют международное значение.

3. Что такое географическая оболочка Земли

Впишите пропущенные слова.

Географическая оболочка земли — целостная и непрерывная оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют нижние слои атмосферы, гидросфера, биосфера и литосфера. Термин «географическая оболочка» ввел и обосновал Андрей Александрович Григорьев в 1932 г.

1. А ней есть жизнь.
2. Вещества находятся в жидком, твердом и газообразном состояниях.
3. Она испытывает значительное воздействие человека
4. Процессы, происходящие в ней, вызваны следующими источниками энергии: сила тяжести, энергия тепла Земли, энергия Солнца и космических лучей.
5. В ней накапливается солнечная энергия.

4. Состав и строение географической оболочки

  • На рисунке (с. 99) покажите: а) положение верхней нижней границ, среднюю мощность географической оболочки; б) вертикальную неоднородность географической оболочки (геосферы или их части).

  • Каковы причины горизонтальной неоднородности географической оболочки?

Зависит от состава ее частей — атмосферы, биосферы, гидросферы, литосферы.

5. Географическая оболочка и человек

  • Дополните историю эволюции человека необходимыми иллюстрациями. Используйте текст учебника (с. 187 — 188), вырежьте необходимые рисунки (цветная вкладка, с. 4) и на клейте в соответствующем месте иллюстрированной истории.


1- Австралопитек (предчеловек) — предшественник предков рода Человека (Homo). Обитал в Африке в период от 5 млн до 1 млн лет назад. Он мог передвигаться в вертикальном положении и использовать верхние конечности для хватания, держания и применения примитивных орудий труда. Позднего австралопитека некоторые ученые называют Человеком умелым.

2- Древнейший человек (питекантроп, синантроп) — непосредственный предок современного человека. Останки древнейших людей найдены во многих регионах Земли, их абсолютный возраст — 360 тыс. до 1,9 млн лет. Древнейший человек умел пользоваться огнем, создавал настоящие ручные рубила, ходил на двух ногах и имел прямой торс. Ученые называют питекантропа Человеком выпрямленным.

3- Древний человек (неандерталец) — существовал 150 — 35 тыс. лет назад. Неандертальцы строили жилища, изготавливали рубила, иглы, скребла, умели добывать и использовать огонь. Ученые выделяют две ветви неандертальцев. От одной из ветвей возник новый вид — Человек разумный (Homo sapiens).

4- Новый человек. Кроманьонцы — первые представители рода Homo sapiens. Впервые костные останки были найдены в 1868 г. Во Франции в пещере Кро-Маньон. Отсюда — название «кроманьонцы». Кроманьонцы были способны к членораздельной речи, строили постоянные жилища, занимались рыбной ловлей, охотой, собирательством кореньев, плодов. Внешний облик кроманьонцев не отличался от облика современного человека.

6. Расселение человека

  • Впишите пропущенные слова.

Раса — большая группа людей, имеющих сходство физических признаков и общую (древнюю и современную) территорию расселения. На карте рас обозначьте пути расселения их представителей. Окрасьте стрелки в соответствии с принадлежностью людей к разным расовым группам. На основе современных исследований ученые сделали вывод о том, что человек появился в Африке около 100 тыс. лет назад, позже распространился в Азию и 30 тыс. лет назад заселил все материки, кроме Антарктиды.

Школа географа-следопыта

Источник

Читайте также:  Таблица виды удобрений биология 6 класс
Adblock
detector