Меню

Таблица виды внимания и примеры

Виды внимания человека: полная классификация + примеры из жизни

Дорогие друзья, всем привет! С вами Людмила Редькина. Давайте проведем эксперимент: войдите в комнату и обратите внимание на самый большой предмет в ней. Что это будет? А теперь вспомните: когда что-то падает, куда вы смотрите? А знаете ли вы, что в первом и втором случаях ваш мозг работает в усиленном режиме, так как “включает” внимательность. Но вот тут-то и секрет: в первом и во втором случаях работают разные виды этого процесса! В сегодняшней статье мы с вами поговорим, какие виды внимания есть у человека и как они проявляются в жизни.

Оглавление

  1. Определение и значение внимания для человека
  2. Виды внимания
  3. По требованию волевых усилий
  4. Непроизвольное
  5. Произвольное
  6. Послепроизвольное
  7. Антипроизвольное
  8. По происхождению
  9. Сенсорное
  10. Двигательное
  11. Эмоциональное
  12. Интеллектуальное
  13. По проявлению
  14. Внешнее
  15. Внутреннее
  16. Свойства внимания
  17. Концентрация
  18. Интенсивность
  19. Устойчивость
  20. Переключение
  21. Объем
  22. Распределение
  23. Примеры проявления внимания в нашей жизни
  24. Заключение

Определение и значение внимания для человека

Этот процесс занимает важное место в познании окружающей среды, жизни человека, его развития и самовыражения. Перейдем сразу к определению:

Внимание – это сосредоточение нашего сознания, направленность на конкретный объект, реальный или идеальный, которая обеспечивает его четкое и ясное отражение.

Это распространенное в психологии определение. Уж простите, без него никуда. А вот теперь простыми словами.

Внимание – это когда ты смотришь на цветок и видишь, что он зеленый, в белом горшке, приблизительно по пояс и с мелкими листиками (я описываю фикус). То есть вы направили свое сознание, взгляд и мозговую активность на этот объект и можете четко его охарактеризовать.

Когда человек невнимательный, про него говорят “в одно ухо влетело, из другого вылетело”. То есть он ничего не понял, не запомнил, у него в мозгах ничего не осталось. Чтобы сосредоточиться, нужно отвлечься от всего постороннего, приложить усилия. Именно поэтому процесс внимания сложно проявлять в дошкольном возрасте, когда ребенок не может направленно изучать предметы.

Без него человек не сможет понять, что находится вокруг, и запомнить это. Вообще, память и концентрация очень тесно связаны между собой, поэтому когда говорят о том, как развить мозг, то сразу же упоминают и память, и внимание. Про эти психические процессы можно сказать “мы с Тамарой ходим парой…”.

Ну не может невнимательный ребенок запомнить все части речи в предложении. Он-то их услышит, но надолго не удержит в памяти. Если еще поговорить о сложном, то внимание – это постоянная работа нервных клеток в коре головного мозга. Механизм работает так: одна область активизируется, а другие в этот момент тормозятся. Получается, чтобы сосредоточиться на чем-то, нужно от чего-то отказаться.

В жизни человека проявляются разные типы и свойства внимания. Именно это помогает ему достигать успехов, так как высокая концентрация на чем-то (в работе, жизни) ведет к повышению эффективности.

В таблице я кратко представила основные виды этого психического процесса:

Виды внимания

Их немного. В классификации выделяется несколько типов, которые характеризуют психическую деятельность человека.

По требованию волевых усилий

Этот когнитивный процесс тесно связан с волей. Благодаря силе воли мы можем концентрироваться на важных вещах, но без воли мы тоже сосредотачиваемся на предметах. В чем же разница?

Непроизвольное

Оно рождается вместе с ребенком. Основано на рефлексах. Когда вы касаетесь горячего чайника, что делаете? Правильно, отдергиваете руку. Это происходит неосознанно. Так и с вниманием. Вы неосознанно направляете свое сознание на определенный объект. Здесь нет работы воли.

Оно возникает само по себе, нет цели, определенных задач. Часто мы непроизвольно реагируем на что-то новое, как дети, которые изучают незнакомую комнату. Это может быть для нас громкий звук, свет, запах и другие раздражители.

Произвольное

Здесь сознание человека уже связано с волей. Оно возникает в более взрослом возрасте, когда у личности есть задачи, цели, необходимые для умственного действия. Этот вид созревает, когда ребенок начинает учиться. Но формируется постепенно: у младших школьников оно длится до 20 мин, у взрослых столько, сколько потребуется для работы.

Такое намеренное сосредоточение поддерживается волевым усилием, которое постоянно поддерживает внимание. Для мозга такое усилие – это напряжение, мобилизация сил для решения задач. Именно воля в тесной дружбе с вниманием помогает человеку не ошибаться, не отвлекаться и удерживать сознание на объекте.

Послепроизвольное

Особенности этого вида в том, что здесь используется и воля, и интерес. Сначала человек прилагает усилия, чтобы что-то сделать, а потом у него появляется интерес. Именно он и подкрепляет дальнейшие действия. В процесс включается увлечение, любая работа осуществляется без особых трудностей. Этот вид характеризует направленность личности, характерен для творческого процесса.

Антипроизвольное

Это специфический вид, во многих учебниках по общей психологии вы его не встретите. Его особенность в том, что сосредоточенность проявляется вопреки воле человека. Даже если вы будете усиленно отводить от чего-то глаза, затыкать уши, то антипроизвольное внимание все равно возьмет верх и вы поддадитесь искушению на чем-то сосредоточиться. Про него говорят “запретный плод сладок”.

По происхождению

Здесь мы говорим, откуда происходит наше внимание. Из каких характеристик человека оно берется.

Сенсорное

Здесь речь идет о наших анализаторах. Мы видим, слышим, ощущаем вкус, нюхаем, осязаем. Так и с психическими процессами – по анализатору различается память, такие же различия имеет и человеческое внимание. Опишу формы этого вида.

Человек направляет свое сознание на объект, который к нему прикоснулся. Например, человек наступил на ногу в транспорте – мы уже рассматриваем его, даже можем с чувством выразить свое “Фи”.

Что-то услышали и направили свое сознание туда, по слуху. Например, сигналит машина на дороге – значит, нужно отреагировать.

Что-то увидели и “зацепились” на этом взглядом. Этот вид встречается чаще всего из всех сенсорных.

Была ли у вас когда-нибудь ситуация, когда вы проходили мимо какого-то дома, а из двора шашлычком пахло? Вы обратили внимание? Сработал этот вид. Мы направляем наше сознание на то, что хорошо пахнет, будь то роковая дама с духами от Dolce&Gabbana или запах сигареты, шашлыка, рыбы.

Когда вы пробуете новый продукт, то направляете свое осознание на его вкус. Например, недавно попробовала питьевой кокос. Классная штука, скажу я вам. Молочко – супер, а его внутренность помогла вылечить кашель! Я обратила свое внимание на этот продукт, запомнила его, и, думаю, использую не последний раз.

Двигательное

Этот вид обеспечивает осознание и регуляцию движений. Он очень важен в таких видах деятельности, как спорт, музыка. Помню, когда я училась играть на скрипке, сцена была для меня местом казни. Я усиленно направляла свои пальцы на струнах так, чтобы ни в коем случае не фальшивить. Здесь работало двигательное внимание, которое регулировало слаженное движение рук и пальцев.

Эмоциональное

Название уже говорит само за себя. Проявляется этот вид, когда начинают действовать эмоции. Оно регулируется эмоциями, направлено на внешнее или внутреннее проявление переживаний.

Например, когда я получаю неприятные известия, внешне я в ступоре, но все мое внимание направлено вовнутрь – переживаю, продумываю, а что будет дальше, а как себя вести, какие действия предпринять.

Такой вид вызывается раздражителями, которые важны для человека. Если вы узнаете, что в какой-то там стране погиб какой-то Петров Петя, это вас не коснется, но сильно отразится на человеке, для которого Петя был близким другом. Чем значимее этот раздражитель, тем ярче эмоциональное внимание. Оно тесно связано с памятью.

Интеллектуальное

Этот вид регулируется мышлением, а также может быть направлен на мысли человека. Здесь идет речь о решении задач “в уме”, просчете разных операций, заучивании стихов.

Интеллектуальное внимание также очень тесно связано с памятью. Считайте, друг без друга они быть тут точно не смогут. Иначе, как потом “вытащить” из мозга то, что человек надумал, просчитал? Только через свойство памяти – воспроизведение. Также тут в ход идут и свойства мышления, особенно анализ и выводы.

По проявлению

Здесь речь идет о том, куда направлен процесс осознанности у человека. В различных видах деятельности это будет разная направленность.

Внешнее

Направлено на важные объекты в окружающем мире, внешней среде. Например, обратить внимание на включенный телевизор.

Внутреннее

Направлено на выделение важного в работе психики человека. Например, какие-то мыслительные процессы или работа воображения.

Это основные виды внимания, которые известны психологии. И все они важны для человека. Это хорошо исследованный психический процесс, хотя сейчас много детей, да и взрослых, с его дефицитом. Благодаря тестам на внимание мы можем узнать, какой вид психического процесса у нас преобладает и на каком он уровне развития.

Свойства внимания

Кроме видов, в науке выделяют еще свойства – какое качество внимания у человека, насколько долго или сильно он может сосредоточиться.

Концентрация

Это свойство позволяет человеку сосредоточить внимание на каком-то одном предмете, объекте. Здесь важной характеристикой этого процесса является способность не отвлекаться на все остальное, что находится вокруг.

Сконцентрированный человек может со стороны выглядеть отмороженно, когда к нему обращаешься, он не отвечает. В процессе работы при высокой интенсивности концентрации люди могут забыть, что хотели кушать или сходить в туалет. Это необходимое условие успешности выполнения человеком важных дел.

Интенсивность

Качество, которое определяет эффективность работы внимания и других психических процессов одновременно. Здесь в работу впрягаются память, мышление, восприятие. Если у человека большой интерес к работе, она сложная, есть влияние отвлекающих раздражителей, то интенсивность будет больше.

Устойчивость

Другими словами, выносливость внимания. Если при концентрации важна интенсивность, то есть сила этого процесса, то здесь важно время – насколько долго сохраняется внимание на одном предмете, объекте, задании. Эта функция важна в учебной деятельности детей, работе взрослых. Она формируется по мере усложнения задач у человека.

Переключение

Это осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Здесь речь идет о скорости перемещения фокуса, переход от одной деятельности к другой. Этот переход используется для возможности охватить вниманием все важные события, объекты в короткий промежуток времени. Для человека это хороший навык, ведь тогда он будет успевать быть в центре всех событий и новшеств.

Читайте также:  Объединители развития ячейки нарисованной таблицы возможного вкладки

Объем

Здесь оценивается, сколько объектов человек может одновременно удерживать в зоне осознанности. Объем внимания важен для многоуровневой деятельности, при многозадачности.

У взрослых людей объем достигает 6 объектов, которые одновременно находятся в фокусе внимания. У детей – не больше 2-3. Здесь важно, насколько объекты однородные (тогда их легче осознавать), как они взаимосвязаны между собой. Также немаловажны профессиональные навыки человека.

Распределение

Это свойство очень похоже на объем – возможность человека выполнять несколько действий одновременно. Если в объеме можно обойтись без деятельности (смотри себе на несколько объектов и осознавай их), то в распределении речь идет о том, как внимание проявляется в деятельности.

Но здесь важно, чтобы эти действия были из разных сфер: легче распределять внимание, выполняя одну умственную, а другую физическую деятельность. Второй вариант – одно действие должно быть доведено до автоматизма. Например, когда человек физически управляет машиной, а умственно смотрит, чтобы не нарушить правил дорожного движения.

Примеры проявления внимания в нашей жизни

В жизни человека любое действие начинается с осознанности, а значит, с его внимания. В детстве он действует в рамках интереса, потом – с помощью силы воли, а потом (и это лучший вариант) совмещает интерес и силу воли.

Приведу пример. Студент заходит в новую аудиторию, садится на первый попавшийся стул, открывает книгу, готовится к семинару. И только потом, в процессе пары, начинает осознавать, что стены в персиковом цвете, на них интересные тематические плакаты, стул царапается, а у преподавателя прикольные ямки на щеках и очки допотопные. Это произвольное внимание – сначала сосредоточенность на деле.

И заходит ребенок в новый класс – он быстро переключается с одной парты на другую, рассматривает новые плакаты, дергает соседа по парте. И только потом, где-то к середине урока, понимает, что пришел на математику и пора бы заняться делом. Это непроизвольное внимание – сначала сосредоточенность на внешних стимулах, исходит от интереса.

В рекламе используется технология, направленная на несколько свойств и непроизвольный вид внимания. Постоянные переключения картинок стимулируют человека долгое время оставаться “во внимании”, то есть направлять осознанность к экрану. И тут главная хитрость – действие именно на непроизвольный вид, так как силу воли напрягать не надо, человек смотрит ее из-за интереса. И запоминает. И покупает.

Если не хотите попасть на крючок рекламщиков, проявите силу воли и отвлекитесь на что-то другое. Для этого нужно развивать внимание. Есть много инструментов и программ.

Но есть и нарушения работы этого процесса. Признаком проблем с ним является рассеянность – она возникает по разным причинам:

  • нет навыков к сосредоточенной работе;
  • сложно переключаться к разным видам деятельности;
  • переутомление.

Современные методики по развитию концентрации, переключения внимания помогают решать эту проблему. Есть много курсов по развитию внимания. В них уже готовые рецепты для решения проблем с внимательностью.

Заключение

Постепенно, тренируясь в направленности сознания на объекты, человек тренирует у себя устойчивое свойство – внимательность. Это качество напрямую связано с познавательными процессами, эмоционально-волевой сферой личности. Именно поэтому так важно развивать внимание.

Есть много методик и программ развития. Поделюсь парочкой из них.

Онлайн-курс от Викиум Развитие внимания – это 15 занятий, 11 тренажеров, аудиоматериалы и пользовательский дневник самоотчета. Программа поможет научиться не отвлекаться на помехи, эффективно переключаться между действиями, замечать мелкие ошибки и недочеты.

Методики в курсе:

  1. Методика Вундта.
  2. Счет по Крепелину.
  3. Эффект Струпа.
  4. Методика двигательного внимания Т. Рибо и А. Бен.

Стоимость курса – 1 490 руб.

Игровой курс для развития внимания от BrainApps – 7 уроков, 10 тренажеров, вводный и финальный тесты, адаптивная программа под каждого человека.

Что даст курс:

  1. Умение концентрироваться, работать в шуме.
  2. Легко переключаться между задачами.
  3. Умение сохранить устойчивость внимания.
  4. Умение работать одновременно с большими объемами информации.
  5. Возможность сосредотачиваться на чем-то долгое время.
  6. Умение доводить дело до конца.

Стоимость курса – 490 руб.

Дорогие друзья, если вы дочитали статью до конца, значит, у вас не так уж плохо с внимательностью. Но совершенству нет предела! Желаю эффективного развития этого психического процесса! До новых встреч!

Источник



Внимательность и её виды в психологии

Внимание – это когда человек избирательно направляет и сосредотачивает свое сознание на объекте или определенной деятельности. У индивида при этом повышается сенсорная и двигательная, и интеллектуальная активности. У внимательности основа органическая, представляющая особую структуру мозга, обеспечивающая функционирование этого параметра и отвечающая за проявление характеристик внешнего плана. В мозге за внимательность отвечают особые клетки – нейроны, которых специалисты называют ещё детекторами новизны.

Для чего нужна внимательность?

Отвечают на данный вопрос функции, осуществляемые вниманием. Важность внимательности можно обозначить на простейших ситуативных примерах из ежедневной деятельности человека, проиллюстрировав произведение о «рассеянном с улице Бассейной». Так, невнимательность может привести к совершению ошибочных действий. При некоторых психических расстройствах невнимательной в крайних ее проявлениях выступает в качестве симптома недуга. Невнимательность у детей может свидетельствовать о замедленных процессах развития. Так, может быть нарушено произвольное внимание.

Психологи выделяют следующие основные функции:

  • бдительность;
  • реакция на сигналы и их обнаружение;
  • функции поиска;
  • избирательность;
  • распределение.

Бдительность важна при обеспечении чувств личной безопасности. Функции поиска также напрямую связаны с внимательностью. Так, развитию этого качества посредством поиска способствует такая простая школьная методика, как работа над ошибками и проверка собственной работы на предмет их наличия. Это не просто развивает внимательность, а формирует непроизвольное внимание.

Важна внимательность в сфере интеллектуальной работы. С целью выявления степени его сформированности и развитости, используются различные методики.

Кроме того, в психологии используется такие понятие, как признаки внимания. К их числу можно отнести пантомические особенности поведения: замирание, задержка дыхания или его замедление, проявляющиеся в сосредоточенности на определенном объекте, при интеллектуальной работе. Так, сегодня в числе наиболее изученных – зрительное внимание. Признаком его проявления является созерцание или разглядывание видимых предметов, способность к запоминанию их расстановки или внешних особенностей. Развивают зрительное внимание детей посредством цвета или формы. Развитие слухового внимания основывается на способностях к запоминанию звуков, произношений.

Внимательность во всем своем многообразии

Такой параметр, как внимательность, в рамках психологической науки также подвержено классификации. Выделяют следующие виды внимания:

  1. непроизвольное;
  2. произвольное;
  3. послепроизвольное.

В основе классификации заложены принципы сознательности выбора, его направленности и регуляции. Также важно упомянуть, что нижеописанные виды внимания никак нельзя рассматривать по отдельности.

Непроизвольное внимание

Чтобы оно себя проявило, человеку не требуется прилагать особых усилий. Достаточно какого-то сильного раздражителя в виде нового, вызывающего интерес. Ключевой функцией непроизвольного внимания считается возможность человека быстро и адекватно ориентироваться при постоянно изменяющихся параметрах окружающего мира, выделяя объекты, имеющие важное значение в жизненном, личностном плане.

Непроизвольное внимание в медицине представлено несколькими синонимами – пассивная внимательность или эмоциональная. Этим подчеркивается, что у индивидуума отсутствуют усилия, направленные на сосредоточение на объекте. Отмечается наличие связи между объектами внимания и его эмоциями.

Произвольное внимание

Имеет также следующие синонимы в литературе – активное или волевое. Данному типу характерно целенаправленное сосредоточение сознания вкупе с усилиями воли. Человек, поставивший перед собой некую задачу и осознанно вырабатывающий программу по ее достижению, запускает свое произвольное внимание. А оно начинает регулировку протекающих в мозгу психических процессов. Чем сильнее воля у индивидуума, тем больше сил он сможет мобилизовать на решение поставленных задач. Благодаря этой функции, человек может извлекать из своей памяти только необходимую для этого информацию, выделяя из всего объема памяти самое главное.

На основании этой особенности работает и развитие произвольного внимания. Обычный человек без специальных тренировок способен использовать его около 20 минут.

Послепроизвольный вид

Послепроизвольный вид возникает в ситуациях, когда задача из первостепенной переходит в обыденную. Как пример можно привести школьника с его домашними заданиями. В первое время он усилием воли садится за их выполнение, но постепенно этот процесс становится обыденностью, и для его выполнения не нужно волевого усилия с его стороны. Послепроизвольный вид – это привычка к чему-то.

По психологическим характеристикам данный вид несколько схож с непроизвольным. Длительность проявления послепроизвольной внимательности может равняться нескольким часам. Его активно используют в педагогической практике, искусственно вводя школьников в состояние послепроизвольного внимания.

Другие виды и свойства внимания

Кроме этих вышеописанных, относящихся к основным, существует еще несколько:

  • Природное внимание – дается человеку с рождения. Оно выражается в избирательном реагировании индивидуума на стимулы с элементами новизны. И неважно внутренние они или внешние. Основной процесс, обеспечивающий данные типы внимания, частности их деятельность – это ориентировочный рефлекс;
  • Социально обусловленное внимание является результатом обучения и воспитания человека. Имеет тесную связь с регуляцией поведения при помощи воли и сознательно-избирательным реагированием на объект внимания;
  • Непосредственное внимание – управляется только тем объектом, на которое оно направлено и если объект внимания полностью соответствуют потребностям и интересам человека в данный момент;
  • Опосредствованное внимание. Ее регуляция происходит при помощи специальных средств, в число которых входят жесты, слова, указующие знаки или предметы;
  • Чувственное внимание – является частью с эмоциональности человека и избирательной деятельностью его органов, отвечающих за чувства;
  • Интеллектуальное внимание контактирует направленностью и сосредоточенностью человеческой мысли.

Свойства и проявления внимательности не подвержены классификации. А наблюдать их можно в ходе интеллектуальной деятельности. Так, это способность к сосредоточенности, переключения с одного вида деятельности на другую работу. Учитывается и такая характеристика, как интенсивность. Она зависит от психологической значимости и важности для индивидуума интеллектуальной или иной деятельности.

Концентрированность – способность сосредоточения на конкретном объекте в течение длительного периода времени, является одним из основных признаков внимательности.

Читайте также:  Present perfect continuous как образуется таблица

Развитие внимание

Практически все формы внимания можно развивать. Этому способствует учебная, интеллектуальная и трудовая деятельность человека. При этом рекомендуется создавать для него условия, способствующие формированию:

  1. интеллектуальная работа в условиях отвлекающих факторов, при этом, добиваясь того, чтобы человек на них не отвлекался;
  2. добиться от человека того, чтобы он осознал, что осваиваемый им труд имеет общественное значение, и он должен нести ответственность за выполненную им работу;
  3. распределение и объем внимания можно сформировать в качестве определенного трудового навыка или интеллектуальной деятельности путем одновременного выполнения нескольких действий в условиях, когда темп деятельности нарастает. Таким способом развивают, например, зрительное внимание. Присутствует и классификация по степени сложности различных методик.

Устойчивость внимательности можно обеспечивать развитием волевых качеств индивида. Переключение развивается подбором специальных упражнений. Метод нередко применяется, когда важно развитие произвольного внимания. Единственное условие обучения – это делать любую работу качественно.

Источник

Понятие, классификация, закономерности и свойства внимания в психологии

Свойства внимания в психологии

Ежесекундно человек получает массу информации об окружающем мире при помощи органов чувств — звуки, визуальное восприятие, тактильные ощущения, вкус, запах.

И если бы все это в полном объеме достигало сознания, память бы оказалась перегруженной в кратчайшее время.

Однако этот процесс восприятия не хаотичен — из всего, что мы чувствуем, отбирается лишь самое важное, остальное же проходит мимо нашего сознания, не отвлекает нас. А происходит это благодаря нашему вниманию, которое и выполняет роль сортировщика. Что же такое внимание в психологии?

Каковы причины синдрома дефицита внимания у взрослых или детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое в психологии: определение понятия

Внимание - что это такое в психологии: определение понятия

Внимание в психологии — это избирательный процесс, позволяющий отсеять и контролировать актуальную в данный момент времени информацию о тех или иных проявлениях или объектах внутренней и внешней среды.

Иными словами, внимание позволяет игнорировать не представляющую ценность информацию, не допуская ее в сознание, в то же время сохраняя способность концентрироваться на значимых для человека событиях и ощущениях.

Сущность внимания

В любой человеческой деятельности — умственной или физической, внимание опережает действия, а также организовывает познавательные процессы, потому что мыслительная работа, касающаяся какого-то определенного объекта, будет невозможна, если человек будет сосредоточен на другом.

Внимание есть дверь, которая открывает доступ к человеческому сознанию одним объектам и захлопывается перед другими.

Структура

Внимание обладает сложной структурой, образованной из его качественных характеристик и свойств. Все они взаимосвязаны между собой.

Сами структурные компоненты, в свою очередь, характеризуются по времени, интенсивности, объему, селективности и направленности.

Виды и типы: классификация в таблице

Внимание: какое оно бывает?

Виды внимания

Условия, способствующие возникновению

Присущие характеристики

Примеры

Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека

Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель

Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки

Осознанная постановка какой-либо задачи

Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии

Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике

Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода

Снятие напряжение при сохранности целенаправленности

Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события

Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:

    Виды, формы и типы: классификация в таблице

  • Вынужденное. Характеризуется тем, что им очень сложно управлять, его вызывают интенсивные стимулы. Например, яркая вспышка света.
  • Невольное. Это внимание, которое направлено на объекты, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Например, невольное обращение внимания на магазин продуктов в том случае, если человек голоден.
  • Привычное. Оно касается интересов и человеческой деятельности. Например, при прогулке по незнакомому городу строитель будет обращать внимание на архитектуру, а садовник — на озеленение улиц.
  • Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:

    1. Волевое. Возникает, когда концентрированность над направленной деятельностью прерывается какими-либо раздражителями. Например, человек сосредоточивается над чтением книги в шумной комнате.
    2. Выжидательное. Ожидание появления какого-либо объекта — например, телефонного звонка или сообщения при переписке.
    3. Спонтанное. Удержание внимания над объектом, который вызвал непроизвольный интерес. Например, водитель обращает и удерживает внимание на нехарактерном для нормальной работы звуке двигателя во время езды на автомобиле.

    к содержанию ↑

    Свойства

    Свойства внимания в психологии:

      Основные свойства

  • Устойчивость. Способность какое-то время концентрироваться на каком-либо объекте. Данное свойство зависит от личностных качеств человека, его волевых возможностей, а также мотивации. Устойчивость внимания сохраняется при условии открытия в наблюдаемом объекте каких-либо новых свойств.
  • Сосредоточенность. Концентрация внимания на объекте при игнорировании иных раздражителей.
  • Объем. Представляет собой количество объектов, которые пребывают в фокусе сознания. Средний объем внимания у людей равен 5 ± 2 объекта.
  • Переключение. Переход от сосредоточенности внимания над одним объектом к иному. Например, переход от домашнего задания по физике к биологии.

    Переключаемость внимания — это волевой процесс, не следует его путать с непроизвольным отвлечением — например, на какой-либо громкий звук.

    Избирательность внимания. Свойство, заключаемое в способности отбирать важные стимулы и игнорировать второстепенные. Селективное внимание, например, может быть проиллюстрировано беседой с одним человеком в большой компании, когда воспринимается только речь собеседника, но полностью игнорируется содержание беседы других людей.

    Характерные свойства

  • Распределенность. Распределение и направление внимания одновременно на несколько объектов. Примером направленности внимания является вождение автомобиля, когда водитель сосредоточивается над визуальным контролем ситуации на дороге и управлением транспортного средства.
  • к содержанию ↑

    Функции

    Функции внимания:

    • активизация требуемых в данное время и игнорирование второстепенных психических и физиологических процессов;
    • селекция информации, определяемой насущными потребностями организма;
    • концентрация на необходимом объекте или какой-либо деятельности;
    • определение направленности восприятия;
    • определение и направленность мыслительного процесса.

    Объем

    Объем у взрослого человека

    Объем внимания характеризует количество объектов, на которых сконцентрировано внимание.

    Объем внимания взрослого человека составляет 3-7 объектов, у ребенка он несколько ниже — 2-5 объектов.

    Человек, имеющий большой объем внимания, заметит больше явлений и каких-либо факторов, следовательно, он лучше оценит ту или иную ситуацию. Данная характеристика также сильно зависит от осознания связи наблюдаемых объектов между собой и знаний о них.

    Примером может являться диагностика заболевания врачом, когда подозрения на ту или иную болезнь возникают при внешнем осмотре, в то время как человек без медицинского образования может не заметить данные симптомы.

    Объем внимания учитывается во многих сферах человеческой деятельности.

    Например, в идеале рекламная вывеска не должна содержать более 5 слов, так как среднестатистический человек не сможет одним взглядом оценить все преимущества того или иного товара при большем количестве объектов информации на ней.

    Особенности: кратко

    Особенности как психического процесса: кратко

    В чем особенности внимания как психического и познавательного процесса и феномена, как высшей психической функции?

    Все психические процессы подразделяются на 3 класса: свойства, состояния и процессы.

    Внимание относится к таким психическим явлениям, как процессы познания. Самая важная его особенность — направленность и избирательность.

    Отличие внимания от других процессов познания (памяти, восприятия, мышления) в том, что оно не имеет собственного содержания. Оно проявляет себя в рамках данных процессов, характеризует их динамику, регулируя и контролируя деятельность человека.

    Закономерности

    Внимание подчиняется следующим законам:

      Закон апперцепции. Согласно данному закону, внимание не есть постоянной величиной — оно изменяется со временем, уровень его концентрации нестабилен.

    Зависит он от физического самочувствия и психологического состояния человека, от эмоционального фона, от знаний объекта и его взаимосвязи с окружающей обстановкой.

    Когда человек плохо себя чувствует — например, чувствует головную боль, он будет гораздо менее внимателен к внешней обстановке, больше концентрируясь на внутренних ощущениях, чем при хорошем самочувствии.

    Закономерности внимания

  • Закон установки. Характеризует приспосабливаемость человека к наилучшему реагированию или восприятию какой-либо ситуации. Установка — это готовность к какому-то действию. Например, человек, переходящий напряженный участок трассы со множеством движущихся автомобилей, стремится максимально контролировать положение, его зрение и слух напряжены, а сам он пребывает в готовности к внезапному реагированию на нестандартную ситуацию. Однако данный закон оговаривает не только внезапные реакции — это может быть и волевая концентрация внимания при осуществлении какой-либо профессиональной деятельности. Например, ученый-математик с опытом работы может значительно дольше сохранять концентрацию внимания при решении сложной задачи, чем, например, школьник.
  • Закон свойств внимания. Он определен основными свойствами внимания, перечисленными выше — распределением, селективностью, объемом и устойчивостью. Примером может быть смена деятельности — человеку необходимо подождать некоторое время, чтобы достичь определенной концентрации внимания при переходе от занятий физической деятельности к умственной.
  • к содержанию ↑

    Управление вниманием

    Управление вниманием — это контроль над отвлекающими факторами, которые мешают сосредоточиться над основной деятельностью.

    Требует распознавания моментов появления таких раздражителей, а также способности целенаправленно максимально фокусировать внимание при выполнении каких-либо определенных задач.

    Способность хорошо управлять своим вниманием позволяет человеку многократно повысить продуктивность его труда. Развитие данной способности ведет к качественному изменению результатов всей его деятельности.

    Распределение

    Теория распределения

    Распределение внимания — это возможность человека сконцентрироваться на нескольких объектах одновременно.

    Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.

    Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст.

    Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:

    1. Выполняя работу, требующую повышенного внимания, желательно каждые 15-20 минут отвлекаться и намеренно снижать уровень его концентрации, давать себе непродолжительный отдых.
    2. В различное время суток человек имеет разную способность к концентрации.

    Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека.

  • Совмещение близких по смыслу действий приводит к повышению концентрации внимания. Например, ребенок, разучивающий стих и соответственно жестикулирующий, запомнит его быстрее, поскольку в процесс контроля внимания будет вовлечена и физическая, и его умственная активность.
  • Автоматизм действий. Опытный водитель не задумывается над процессом переключения передач при вождении автомобиля, что помогает ему больше сконцентрироваться над ситуацией на дороге, в то время как новичка это действие скорее будет отвлекать.
  • к содержанию ↑

    Что такое внимательность?

    Что такое внимательность - понятие

    Внимательность — это свойство личности концентрировать свое внимание на своем внутреннем мире и внешних факторов.

    Читайте также:  Турнирная таблица лиги чемпионов локомотив москва

    Данная способность особенно развита у великих ученых, писателей, художников, изобретателей.

    Еще Ч. Дарвин писал о своей превосходящей способности замечать вещи, ускользающие от взгляда других людей.

    Во многом внимательность определяет качество жизни человека. Известный психиатр М. Эриксон говорил, что человек может быть и крайне невнимательным — например, переходя дорогу, не заметить настолько большой объект, как автомобиль.

    Поэтому владение своей способностью к концентрации внимания может быть решающей для человеческой жизни во множестве ситуаций.

    Виды и свойства внимания:

    Источник

    Понятие, классификация, закономерности и свойства внимания в психологии

    Ежесекундно человек получает массу информации об окружающем мире при помощи органов чувств , звуки, визуальное восприятие, тактильные ощущения, вкус, запах.

    И если бы все это в полном объеме достигало сознания, память бы оказалась перегруженной в кратчайшее время.

    Однако этот процесс восприятия не хаотичен , из всего, что мы чувствуем, отбирается лишь самое важное, остальное же проходит мимо нашего сознания, не отвлекает нас. А происходит это благодаря нашему вниманию, которое и выполняет роль сортировщика. Что же такое внимание в психологии?

    Каковы причины синдрома дефицита внимания у взрослых или детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Что это такое в психологии: определение понятия

    Внимание в психологии , это избирательный процесс, позволяющий отсеять и контролировать актуальную в данный момент времени информацию о тех или иных проявлениях или объектах внутренней и внешней среды.

    Иными словами, внимание позволяет игнорировать не представляющую ценность информацию, не допуская ее в сознание, в то же время сохраняя способность концентрироваться на значимых для человека событиях и ощущениях.

    Сущность внимания

    В любой человеческой деятельности , умственной или физической, внимание опережает действия, а также организовывает познавательные процессы, потому что мыслительная работа, касающаяся какого-то определенного объекта, будет невозможна, если человек будет сосредоточен на другом.

    Внимание есть дверь, которая открывает доступ к человеческому сознанию одним объектам и захлопывается перед другими.

    Структура

    Внимание обладает сложной структурой, образованной из его качественных характеристик и свойств. Все они взаимосвязаны между собой.

    Сами структурные компоненты, в свою очередь, характеризуются по времени, интенсивности, объему, селективности и направленности.

    Виды и типы: классификация в таблице

    Внимание: какое оно бывает?

    Условия, способствующие возникновению

    Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека

    Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель

    Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки

    Осознанная постановка какой-либо задачи

    Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии

    Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике

    Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода

    Снятие напряжение при сохранности целенаправленности

    Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события

    Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:

    1. Вынужденное. Характеризуется тем, что им очень сложно управлять, его вызывают интенсивные стимулы. Например, яркая вспышка света.
    2. Невольное. Это внимание, которое направлено на объекты, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Например, невольное обращение внимания на магазин продуктов в том случае, если человек голоден.
    3. Привычное. Оно касается интересов и человеческой деятельности. Например, при прогулке по незнакомому городу строитель будет обращать внимание на архитектуру, а садовник , на озеленение улиц.

    Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:

    1. Волевое. Возникает, когда концентрированность над направленной деятельностью прерывается какими-либо раздражителями. Например, человек сосредоточивается над чтением книги в шумной комнате.
    2. Выжидательное. Ожидание появления какого-либо объекта , например, телефонного звонка или сообщения при переписке.
    3. Спонтанное. Удержание внимания над объектом, который вызвал непроизвольный интерес. Например, водитель обращает и удерживает внимание на нехарактерном для нормальной работы звуке двигателя во время езды на автомобиле.

    Свойства

    Свойства внимания в психологии:

    1. Устойчивость. Способность какое-то время концентрироваться на каком-либо объекте. Данное свойство зависит от личностных качеств человека, его волевых возможностей, а также мотивации. Устойчивость внимания сохраняется при условии открытия в наблюдаемом объекте каких-либо новых свойств.
    2. Сосредоточенность. Концентрация внимания на объекте при игнорировании иных раздражителей.
    3. Объем. Представляет собой количество объектов, которые пребывают в фокусе сознания. Средний объем внимания у людей равен 5 &plusmn, 2 объекта.
    4. Переключение. Переход от сосредоточенности внимания над одним объектом к иному. Например, переход от домашнего задания по физике к биологии.

    Переключаемость внимания , это волевой процесс, не следует его путать с непроизвольным отвлечением , например, на какой-либо громкий звук.

  • Избирательность внимания. Свойство, заключаемое в способности отбирать важные стимулы и игнорировать второстепенные. Селективное внимание, например, может быть проиллюстрировано беседой с одним человеком в большой компании, когда воспринимается только речь собеседника, но полностью игнорируется содержание беседы других людей.
  • Распределенность. Распределение и направление внимания одновременно на несколько объектов. Примером направленности внимания является вождение автомобиля, когда водитель сосредоточивается над визуальным контролем ситуации на дороге и управлением транспортного средства.
  • Функции

    • активизация требуемых в данное время и игнорирование второстепенных психических и физиологических процессов,
    • селекция информации, определяемой насущными потребностями организма,
    • концентрация на необходимом объекте или какой-либо деятельности,
    • определение направленности восприятия,
    • определение и направленность мыслительного процесса.

    Объем

    Объем внимания характеризует количество объектов, на которых сконцентрировано внимание.

    Объем внимания взрослого человека составляет 3-7 объектов, у ребенка он несколько ниже , 2-5 объектов.

    Человек, имеющий большой объем внимания, заметит больше явлений и каких-либо факторов, следовательно, он лучше оценит ту или иную ситуацию. Данная характеристика также сильно зависит от осознания связи наблюдаемых объектов между собой и знаний о них.

    Примером может являться диагностика заболевания врачом, когда подозрения на ту или иную болезнь возникают при внешнем осмотре, в то время как человек без медицинского образования может не заметить данные симптомы.

    Объем внимания учитывается во многих сферах человеческой деятельности.

    Например, в идеале рекламная вывеска не должна содержать более 5 слов, так как среднестатистический человек не сможет одним взглядом оценить все преимущества того или иного товара при большем количестве объектов информации на ней.

    Особенности: кратко

    В чем особенности внимания как психического и познавательного процесса и феномена, как высшей психической функции?

    Все психические процессы подразделяются на 3 класса: свойства, состояния и процессы.

    Внимание относится к таким психическим явлениям, как процессы познания. Самая важная его особенность , направленность и избирательность.

    Отличие внимания от других процессов познания (памяти, восприятия, мышления) в том, что оно не имеет собственного содержания. Оно проявляет себя в рамках данных процессов, характеризует их динамику, регулируя и контролируя деятельность человека.

    Закономерности

    Внимание подчиняется следующим законам:

      Закон апперцепции. Согласно данному закону, внимание не есть постоянной величиной , оно изменяется со временем, уровень его концентрации нестабилен.

    Зависит он от физического самочувствия и психологического состояния человека, от эмоционального фона, от знаний объекта и его взаимосвязи с окружающей обстановкой.

    Когда человек плохо себя чувствует , например, чувствует головную боль, он будет гораздо менее внимателен к внешней обстановке, больше концентрируясь на внутренних ощущениях, чем при хорошем самочувствии.

  • Закон установки. Характеризует приспосабливаемость человека к наилучшему реагированию или восприятию какой-либо ситуации. Установка , это готовность к какому-то действию. Например, человек, переходящий напряженный участок трассы со множеством движущихся автомобилей, стремится максимально контролировать положение, его зрение и слух напряжены, а сам он пребывает в готовности к внезапному реагированию на нестандартную ситуацию. Однако данный закон оговаривает не только внезапные реакции , это может быть и волевая концентрация внимания при осуществлении какой-либо профессиональной деятельности. Например, ученый-математик с опытом работы может значительно дольше сохранять концентрацию внимания при решении сложной задачи, чем, например, школьник.
  • Закон свойств внимания. Он определен основными свойствами внимания, перечисленными выше , распределением, селективностью, объемом и устойчивостью. Примером может быть смена деятельности , человеку необходимо подождать некоторое время, чтобы достичь определенной концентрации внимания при переходе от занятий физической деятельности к умственной.
  • Управление вниманием

    Управление вниманием , это контроль над отвлекающими факторами, которые мешают сосредоточиться над основной деятельностью.

    Требует распознавания моментов появления таких раздражителей, а также способности целенаправленно максимально фокусировать внимание при выполнении каких-либо определенных задач.

    Способность хорошо управлять своим вниманием позволяет человеку многократно повысить продуктивность его труда. Развитие данной способности ведет к качественному изменению результатов всей его деятельности.

    Распределение

    Распределение внимания , это возможность человека сконцентрироваться на нескольких объектах одновременно.

    Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.

    Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст.

    Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:

    1. Выполняя работу, требующую повышенного внимания, желательно каждые 15-20 минут отвлекаться и намеренно снижать уровень его концентрации, давать себе непродолжительный отдых.
    2. В различное время суток человек имеет разную способность к концентрации.

    Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека.

  • Совмещение близких по смыслу действий приводит к повышению концентрации внимания. Например, ребенок, разучивающий стих и соответственно жестикулирующий, запомнит его быстрее, поскольку в процесс контроля внимания будет вовлечена и физическая, и его умственная активность.
  • Автоматизм действий. Опытный водитель не задумывается над процессом переключения передач при вождении автомобиля, что помогает ему больше сконцентрироваться над ситуацией на дороге, в то время как новичка это действие скорее будет отвлекать.
  • Что такое внимательность?

    Внимательность , это свойство личности концентрировать свое внимание на своем внутреннем мире и внешних факторов.

    Данная способность особенно развита у великих ученых, писателей, художников, изобретателей.

    Еще Ч. Дарвин писал о своей превосходящей способности замечать вещи, ускользающие от взгляда других людей.

    Во многом внимательность определяет качество жизни человека. Известный психиатр М. Эриксон говорил, что человек может быть и крайне невнимательным , например, переходя дорогу, не заметить настолько большой объект, как автомобиль.

    Поэтому владение своей способностью к концентрации внимания может быть решающей для человеческой жизни во множестве ситуаций.

    Источник

    Adblock
    detector