Меню

Таблица виды личности нормативная модальная



Какие бывают типы личности и как с ними правильно взаимодействовать

Понятие социального типа личности

Определение 1
Социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека, а посредством них – на его поведение в обществе.

Социальный тип личности выступает результатом сложного сплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизни людей. В социологии популярно несколько вариантов типологии личности. Так, Вебером основой типизации была принята специфика социального действия, а конкретнее – степень его рациональности. Маркс рассматривал формационную и классовую принадлежность индивида. Э. Фром – социальный тип личности в качестве господствующего типа характера, то есть как форму связи индивида с обществом. Он считал, что социальный характер является формой связи индивида с обществом. Он считал, что социальный характер дает возможность наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и чувствоваться себя безопасным и защищенным.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социальная типология личностей 490 ₽ Реферат Социальная типология личностей 260 ₽ Контрольная работа Социальная типология личностей 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

При анализе человеческой истории, Фром выделял следующие типы социального характера:

  • рецептивный, или пассивный;
  • эксплуататорский;
  • накопительский;
  • рыночный.

В современной социологии наиболее широко распространено выделение типов личности на основании ценностных ориентаций:

  • традиционалисты, ориентированные преимущественно на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, выраженность стремления к самореализации и самостоятельности у рассматриваемого типа личности крайне низкое;
  • идеалисты характеризуются сильно выраженным критическим отношением к традиционным нормам, независимостью и пренебрежением к авторитетам, установками на саморазвитие при любых условиях;
  • фрустрированные личности, характеризующиеся низкой самооценкой, угнетенным и подавленным мироощущением, ощущением себя за гранью потока жизни;
  • реалисты сочетают стремление к самореализации и развитое чувство долга и ответственности, здоровую долю скептицизма и самодисциплину и самоконтроль;
  • гедонические материалисты ориентируются, преимущественно, на получение сиюминутных удовольствий, и такая погоня превращается в процесс удовлетворения потребительских желаний.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Иными словами, социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека и посредством них на его реальное поведение.

Типология личности в социологии.

Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на него социальное поведение.

Социальный тип личности — это результат сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Например, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, а если более конкретно — степень его рациональности, Маркс — формационную и классовую принадлежность индивида. Для Э. Фрома социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и общества. Он считает, что социальный характер позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Фром выделил несколько типов социального характера:

— рецептивный (пассивный);

— эксплуататорский;

— накопительский;

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:

традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;

идеалисты — наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;

реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Таким образом, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.

Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единствен­ный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего суще­ствует несколько типологий личности. Так, например, возможно крити­ческое и некритическое отношение к социальной реальности, в соот­ветствии с которым человек строит модели собственного поведения.

Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель пове­дения такого человека характеризуется социальной пассивностью, ней­тральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.

На основе критического отношения к социальной реальности фор­мируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакцио­нер, реформатор, революционер.

Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуа­циям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализиро­ванного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «но­вого порядка», который «осчастливит» все человечество. Ниги­лизм довольно часто является результатом краха романтичес­ких иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических ус­тремлений и банальной лености.

Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по­ ведения, целью и мотивом которого является стремление со­хранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятство­вать различного рода новациям.

Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответ­ственность, постоянную мобилизацию, высокую организован­ность и героизм. Такой тип личности наибольшее распростра­нение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.

Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реа­лизм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решитель­ность и ответственность за выполнение поставленных целей.

Из поколения в поколение

В ходе исследований было доказано, что основные характеристики нормативной личности передаются из поколения в поколение. Проще говоря, воспитание определяет судьбу народа, и если меняется социальная организация, меняется и базовый тип личности. Подобное происходит, когда в обществе появляются новые технологии или налаживается связь с другими нациями.

Так думали до начала 50-х годов прошлого века. Вскоре ученым стало понятно, что если исследовать современные сложные культуры на основе базисного типа личности, то сложно получить реальные результаты, ведь это понятие слишком абстрактное. Так, появляется определение «модальная личность» — статистический сегмент исследования типологии социума.

охарактеризуйте понятия нормативная личность и модальная личность

Примеры

Модальной личностью принято считать наиболее распространенный тип личности на определенной территории в конкретный промежуток времени. Этот тип личности отражает настоящее положение человека в обществе. К примеру, если рассматривать конец ХХ века на территории России, то можно заметить, что самым распространенным типом личности стал образец торгового человека, деятельность которого была ориентирована исключительно на получение прибыли.

модальный тип личности

Во времена, когда распался СССР, был распространен мафиозный тип личности, тогда все пытались урвать больше денег и не всегда поступали легальным образом.

Подобных примеров модальной личности можно привести много, но при этом стоит отметить, что в социуме может существовать несколько типов модальной личности. В основном это зависит от количества и разнообразия социальных групп.

Начало исследований

Понятие модальной личности стало объектом изучения только в 30-х годах прошлого века, когда начались первые серьезные исследования взаимосвязи личности и культуры. Этнопсихолог Маргарет Мид была одной из основательниц нового научного направления, которое изучало взаимосвязь общества и человека. Именно ее группа исследователей первой предположила, что в каждой культурной среде есть доминирующий тип личности – базовая личность.

Кардинер говорил, что в каждом обществе есть доминирующий тип личности, то есть основная личностная структура, которая формируется под влиянием той или иной культуры. Это базовая или нормативная личность. Люди этого типа характера отличаются максимальной восприимчивостью к определенной культурной среде.

понятие модальной личности

Социум и тип личности

Изучать модальную личность — задание социологии, для которой важно обобщить поведение человека за конкретными признаками. Само общество заинтересовано в том, чтобы в его состав входили люди с тем типом личности, что в полной мере соответствует этому обществу в конкретный промежуток времени. Если опустить все эти сложные обороты и сказать простым человеческим языком, то для буржуазного общества важно, чтобы в социуме было больше людей нормативного типа, то есть тех, чье поведение полностью соответствует всем нормам и правилам.

А вот для современного общества, то есть индустриального, лучше будет, если в социуме будет подавляющее большинство модальных личностей. Это будет означать, что люди в конкретном обществе склонны следовать модным тенденциям. Для современного общества, которое вводит постоянно что-то новое, такие люди — основная поддержка и опора. Но правильно ли это?

модальная личность это

Особенности

Что еще стоит знать о модальной личности, так это то, что она никогда не соответствует нормативной. Лишь изредка можно встретить некоторые совпадения. Тем не менее, если отклонения от нормативного типа личности слишком очевидные, то индивид может столкнуться с противодействием общества, которое будет настаивать на исполнении общепринятых правил и норм. К тому же, нормативную личность принято считать постоянным явлением, в то время как модальная подвержена динамике. Ведь если меняются условия жизнедеятельности, человеку приходится подстраиваться под новые правила игры. К примеру, в демократичном обществе будет приветствоваться политически активный тип личности, а в антидемократическом социуме на хорошем счету будут конформисты, то есть те, кто подчиняется правилам.

определение модальная личность

Характеристика понятий

Первым охарактеризовал понятия «нормативная личность» и «модальная личность» социальный антрополог Р. Линтон. В своих исследованиях он говорил, что нормативная (базисная) личность – это тип личности, который принят культурой определенного общества и в наибольшей степени отражает ее особенности.

Читайте также:  Функции религии таблица функция ее сущность пример

Модальная личность – это проявление, происходящее от слова «мода». Такой тип личности характеризует человека, который разделяет те образцы поведения, что и большинство членов общества, однако никогда не соответствует нормативной личности, хотя и стремится к этому, всячески сглаживая неточности.

Модальная личность чаще всего встречается у взрослых членов общества. Именно общества, а не культурной среды. Наиболее доступно объяснить этот феномен можно на примерах.

Обсессивно-компульсивный тип личности

Как распознать? Обсессивный тип личности склонен к застреванию на обдумываниях идей и намерений, для них проблемным является переход к действию.

Любая покупка, не говоря уже о смене работы или выборе квартиры, вызывает массу проблем и сомнений. Они годами могут планировать поездки, но не делать конкретных шагов, так как не уверены в правильности своего выбора.

В отличие от них, люди компульсивного типа склонны к необдуманным ипульсивным действиям и решениям, о которых они потом сожалеют.

Как взаимодействовать? Родители людей с этим типом личности чрезмерно строги и требуют от детей абсолютного послушания. Как результат — они либо принимают эти установки, постоянно сомневаясь в правильности выбора, либо бунтуют, стараясь все сделать быстро, пока условный «родитель» не остановил их. Люди этого типа добры, берут на себя ответственность, настроены на семейную жизнь и любят обустраивать быт.

Источник

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля)

2.6. Человек, индивид, личность

Самоучитель по обществознанию — Человек

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.

Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание

процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.

Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.

Читайте также:  Сигмальные таблицы физического развития воз

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

2.7. Духовный мир человека →

2.6. Человек, индивид, личность

Добавить комментарий

Понятие и сущность целостного подхода в педагогике

Определение 1
Целостный подход в педагогике – это подход, который рассматривает педагогический процесс как целостную систему, имеющую определенную структуру, где каждый элемент выполняет конкретную функцию в решении тех или иных педагогических задач, а движение каждого из элементов подчинено общим закономерностям движения всей системы.

Целостный подход призывает понимать, что воспитание и обучение – это единый процесс, так как личность не может развиваться и воспитываться частично. Целостный подход требует такой организации воспитательно-образовательного процесса, которая имеет направленность на развитие интегративных личностных качеств ребенка, а также понимание личности как сложной психической структуры, имеющей собственную структуру и функции.

Целостный подход, в отличие от иных педагогических подходов, имеет объект, который адекватен предмету самой педагогики.

Объектом целостного подхода выступает целостный процесс формирования и развития личности ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Целостный подход в педагогике 490 руб.
  • Реферат Целостный подход в педагогике 230 руб.
  • Контрольная работа Целостный подход в педагогике 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, целостный подход в педагогике направлен на формирование и развитие личности ребенка в рамках целенаправленного и комплексного педагогического процесса, включающего в себя воспитание, обучение и развитие.

Источник

Модальная личность — это что такое? Понятие, характеристика, примеры

Социум – это определенное количество индивидов, которые придерживаются конкретных правил и проживают на территории, что имеет границы. Вот только это еще не все. Редко кто задумывается о том, что существует социальная типология – следствие жизни в социуме. То есть это способность человеческой психики адаптироваться к обществу, его нормам и правилам, чтобы быть в безопасности среди себе подобных. Так, существуют социальные типы личности, модальный тип — один из них.

Социум и тип личности

Изучать модальную личность — задание социологии, для которой важно обобщить поведение человека за конкретными признаками. Само общество заинтересовано в том, чтобы в его состав входили люди с тем типом личности, что в полной мере соответствует этому обществу в конкретный промежуток времени. Если опустить все эти сложные обороты и сказать простым человеческим языком, то для буржуазного общества важно, чтобы в социуме было больше людей нормативного типа, то есть тех, чье поведение полностью соответствует всем нормам и правилам.

А вот для современного общества, то есть индустриального, лучше будет, если в социуме будет подавляющее большинство модальных личностей. Это будет означать, что люди в конкретном обществе склонны следовать модным тенденциям. Для современного общества, которое вводит постоянно что-то новое, такие люди — основная поддержка и опора. Но правильно ли это?

Начало исследований

Понятие модальной личности стало объектом изучения только в 30-х годах прошлого века, когда начались первые серьезные исследования взаимосвязи личности и культуры. Этнопсихолог Маргарет Мид была одной из основательниц нового научного направления, которое изучало взаимосвязь общества и человека. Именно ее группа исследователей первой предположила, что в каждой культурной среде есть доминирующий тип личности – базовая личность.

Кардинер говорил, что в каждом обществе есть доминирующий тип личности, то есть основная личностная структура, которая формируется под влиянием той или иной культуры. Это базовая или нормативная личность. Люди этого типа характера отличаются максимальной восприимчивостью к определенной культурной среде.

Из поколения в поколение

В ходе исследований было доказано, что основные характеристики нормативной личности передаются из поколения в поколение. Проще говоря, воспитание определяет судьбу народа, и если меняется социальная организация, меняется и базовый тип личности. Подобное происходит, когда в обществе появляются новые технологии или налаживается связь с другими нациями.

Так думали до начала 50-х годов прошлого века. Вскоре ученым стало понятно, что если исследовать современные сложные культуры на основе базисного типа личности, то сложно получить реальные результаты, ведь это понятие слишком абстрактное. Так, появляется определение «модальная личность» — статистический сегмент исследования типологии социума.

Модальный тип личности

Если понятие базисной личности отлично подходит для исследования культурной среды первобытных общин и простых обществ, которые руководствуются простыми законами и правилами, то для современного социума, где сложно отследить определенные стандарты, за единицу исследования принимают модальную личность. Это понятие помогает определить, какой тип личности в обществе наиболее распространен, то есть встречается чаще всего.

Проще говоря, эта парадигма доказывает, что не все, даже не подавляющее большинство индивидов имеет одинаковую личностную структуру. Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому, изучая модальный тип, можно собрать некоторые данные и об отдельных индивидах.

Характеристика понятий

Первым охарактеризовал понятия «нормативная личность» и «модальная личность» социальный антрополог Р. Линтон. В своих исследованиях он говорил, что нормативная (базисная) личность – это тип личности, который принят культурой определенного общества и в наибольшей степени отражает ее особенности.

Модальная личность – это проявление, происходящее от слова «мода». Такой тип личности характеризует человека, который разделяет те образцы поведения, что и большинство членов общества, однако никогда не соответствует нормативной личности, хотя и стремится к этому, всячески сглаживая неточности.

Модальная личность чаще всего встречается у взрослых членов общества. Именно общества, а не культурной среды. Наиболее доступно объяснить этот феномен можно на примерах.

Примеры

Модальной личностью принято считать наиболее распространенный тип личности на определенной территории в конкретный промежуток времени. Этот тип личности отражает настоящее положение человека в обществе. К примеру, если рассматривать конец ХХ века на территории России, то можно заметить, что самым распространенным типом личности стал образец торгового человека, деятельность которого была ориентирована исключительно на получение прибыли.

Во времена, когда распался СССР, был распространен мафиозный тип личности, тогда все пытались урвать больше денег и не всегда поступали легальным образом.

Подобных примеров модальной личности можно привести много, но при этом стоит отметить, что в социуме может существовать несколько типов модальной личности. В основном это зависит от количества и разнообразия социальных групп.

Особенности

Что еще стоит знать о модальной личности, так это то, что она никогда не соответствует нормативной. Лишь изредка можно встретить некоторые совпадения. Тем не менее, если отклонения от нормативного типа личности слишком очевидные, то индивид может столкнуться с противодействием общества, которое будет настаивать на исполнении общепринятых правил и норм. К тому же, нормативную личность принято считать постоянным явлением, в то время как модальная подвержена динамике. Ведь если меняются условия жизнедеятельности, человеку приходится подстраиваться под новые правила игры. К примеру, в демократичном обществе будет приветствоваться политически активный тип личности, а в антидемократическом социуме на хорошем счету будут конформисты, то есть те, кто подчиняется правилам.

Что говорят социальные антропологи?

В зависимости от того, как меняется общество и культура, меняются и типы личности. Оказавшись в новой социальной среде, человек волей-неволей перенимает новые нормы и правила. Культура хоть и зависит от общества, но в целом является процессом, отличным от развития общества. Если меняется культура, претерпевает изменения и нормативный тип личности. А если трансформируется социально-экономическая структура, появляются новые модальные типы.

Нормативная личность формируется путем воспитания, то есть в процессе социализации, и только на ее основе может быть создан модальный тип, который подстраивается под общество сегодняшнего дня.

Источник

Нормативная и модальная личности

Авторская разработка на тему «Нормативная и модальная личности» по предмету «Гражданское право» содержит 40 страниц, 6 рисунков, 5 таблиц и 36 источников.

Ключевые слова: Гражданское право, Правоведение, Конституционное право, Философия, Педагогика, Психология, Цветоводство, Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Объектом исследования является анализ условий «Нормативная и модальная личности». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Нормативная и модальная личности» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы «Нормативная и модальная личности», в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления «Нормативная и модальная личности», изучалась природа темы «Нормативная и модальная личности».

Читайте также:  Таблица новый курс рузвельта мероприятия и результаты

Далее проводилось исследование актуальности «Нормативная и модальная личности» в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы «Нормативная и модальная личности», в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы «Нормативная и модальная личности» и определены тенденции развития тематики «Нормативная и модальная личности».

Степень внедрения — предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем «Нормативная и модальная личности».

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ темы «Нормативная и модальная личности»
    • 1.1. Теоретические аспекты изучения явления «Нормативная и модальная личности»
    • 1.2. Природа явления «Нормативная и модальная личности»
  • Глава 2. Исследование актуальности «Нормативная и модальная личности» в современных условиях
  • Глава 3. Пути решения проблемы «Нормативная и модальная личности»
    • 3.1. Возможности решения проблемы «Нормативная и модальная личности»
    • 3.2. Тенденции развития тематики «Нормативная и модальная личности».
  • Заключение
  • Список использованной литературы
    • 1. Нормативно-правовые акты
    • 2. Библиография
    • 3. Периодические источники
    • 4. Интернет-источники
  • Приложения

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему «Нормативная и модальная личности» рассматривает И. В. Захарова в книге «Бухгалтерский учет амортизации. Начисление амортизации и износа», изданной в 2005 году и содержащей 256 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Также проблем регулирования современных вопросов по теме «Нормативная и модальная личности» касается А. И. Метелкин, И. П. Интулов, А. Д. Баранников, О. В. Рукина в монографии «Указания по проектированию и производству геодезических и фотограмметрических работ в строительстве и архитектуре». Данная книга была выпущена в издательстве «Издательство Ассоциации строительных вузов» в 2003 году, содержит 352 стр.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге «Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности». Г. Салливан, Дж. Роттер и У. Мишел определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2007 году в издательстве «Прайм-Еврознак». В описании книги сказано следующее.

Кроме того, при изучении темы «Нормативная и модальная личности» были использованы такие периодические источники, как:

  1. Комментарий к письму Минфина РФ от 21 ноября 2007. № 03-04-07-01/222. С.И. Ортынская, «Нормативные акты для бухгалтера», № 24, декабрь 2007.
  2. Комментарий к письму Минфина РФ от 15 ноября 2007. № 03-11-04/3/440 и письму Минфина РФ от 22 ноября 2007. № 03-11-04/3/456. Е.Б. Семенова, «Нормативные акты для бухгалтера», № 24, декабрь 2007.
  3. Комментарий к письму Минфина РФ от 20 ноября 2007. № 03-11-04/3/450 и письму Минфина РФ от 22 ноября 2007. № 03-11-04/3/458. Ю.В. Власов, «Нормативные акты для бухгалтера», № 24, декабрь 2007.
  4. Комментарий к письму Минфина РФ от 14 ноября 2007. № 03-11-04/3/434. А. И. Вахламова, «Нормативные акты для бухгалтера», № 24, декабрь 2007.
  5. Деятельность прокуратуры в обеспечении прав и свобод личности. С.В. Бабенко, «Российская юстиция», № 9, сентябрь 2007.

Представленная работа посвящена теме «Нормативная и модальная личности».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Нормативная и модальная личности» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Нормативная и модальная личности».

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Нормативная и модальная личности». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Нормативная и модальная личности» определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Нормативная и модальная личности» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Нормативная и модальная личности» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Нормативная и модальная личности».

Теоретическое значение изучения проблемы «Нормативная и модальная личности» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий «Нормативная и модальная личности».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Нормативная и модальная личности» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Нормативная и модальная личности».
  2. Сказать об актуальности проблемы «Нормативная и модальная личности» в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики «Нормативная и модальная личности».
  4. Обозначить тенденции развития тематики «Нормативная и модальная личности».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы «Нормативная и модальная личности». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов «Нормативная и модальная личности».

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы «Нормативная и модальная личности».

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития «Нормативная и модальная личности».

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Нормативная и модальная личности», круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме «Нормативная и модальная личности» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Нормативная и модальная личности», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Гражданское право образцы работ
Правоведение образцы работ
Конституционное право образцы работ
Философия образцы работ
Педагогика образцы работ
Психология образцы работ
Цветоводство образцы работ
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов образцы работ
  1. Комментарий к письму Минфина РФ от 21 ноября 2007. № 03-04-07-01/222. С.И. Ортынская, «Нормативные акты для бухгалтера», № 24, декабрь 2007.
  2. Комментарий к письму Минфина РФ от 15 ноября 2007. № 03-11-04/3/440 и письму Минфина РФ от 22 ноября 2007. № 03-11-04/3/456. Е.Б. Семенова, «Нормативные акты для бухгалтера», № 24, декабрь 2007.
  3. Комментарий к письму Минфина РФ от 20 ноября 2007. № 03-11-04/3/450 и письму Минфина РФ от 22 ноября 2007. № 03-11-04/3/458. Ю.В. Власов, «Нормативные акты для бухгалтера», № 24, декабрь 2007.
  4. Комментарий к письму Минфина РФ от 14 ноября 2007. № 03-11-04/3/434. А. И. Вахламова, «Нормативные акты для бухгалтера», № 24, декабрь 2007.
  5. Деятельность прокуратуры в обеспечении прав и свобод личности. С.В. Бабенко, «Российская юстиция», № 9, сентябрь 2007.
  6. Предписанные. нормативные и поощряемые законом сделки с землей. дискуссионные вопросы. М.Х. Вахаев, «Журнал российского права», № 8, август 2007.
  7. Обжалование нормативных и ненормативных актов. Д. Ковалевская, «Финансовая газета», № 34, август 2006.
  8. Судебная защита прав и свобод личности. Л.Ю. Грудцына, «Российская юстиция», № 2, февраль 2006.
  9. Цивилистика и человеческая личность. Д.В. Добрачев, «Адвокат», № 11, ноябрь 2005.
  10. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект. Л.Ю. Грудцына, «Законодательство и экономика», № 8, август 2003.
  11. Конституционная жалоба: традиции и новации в механизме гарантий прав и свобод личности. И.А. Кравец, «Журнал российского права», № 8, август 2003.
  12. Разграничение нормативных и ненормативных актов при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений. С. Потапенко, «Российская юстиция», № 6, июнь 2003.
  13. Обжалование нормативных и ненормативных актов, решений, действий. бездействия государственных органов по АПК РФ. Т.В. Савинко, «Бухгалтерский учет», № 3, февраль 2003.
  14. Преступления против свободы и неприкосновенности личности. Т. Нуркаева, «Российская юстиция», № 8, август 2002.
  15. Уголовно-правовая охрана чести и достоинства личности. Т. Нуркаева, С. Щербаков, «Российская юстиция», № 2, февраль 2002.
  16. О нормативном и индивидуально-договорном регулировании отношений по использованию работником личного имущества в интересах работодателя. Б. Прасолов, «Вопросы трудового права», N 9, сентябрь 2012 г.
  17. Соотношение категорий «регулирование» и «защита» прав и свобод личности в решениях конституционного суда Российской Федерации и конституционных. уставных судов субъектов Российской Федерации. концептуальные основы. А.Е. Бочило, «Российский юридический журнал», N 1, январь-февраль 2012 г.
  18. В поисках черного треугольника. Оценка особенностей и структуры личности в работе с персоналом. В. Остапенков, «Кадровик. Кадровый менеджмент», N 7, июль 2011 г.
  19. Изъятие жилого помещения: нормативные и правоприменительные аспекты проблемы. Д.В. Карпухин, «Жилищное право», N 3, март 2011 г.
  20. Нормативные и правоприменительные аспекты определения понятия «жилое помещение». Д.В. Карпухин, «Жилищное право», N 9, сентябрь 2010 г.
  21. Защита адвокатом прав и свобод личности как реализация принципа состязательности современного уголовного судопроизводства. Е.А. Галоганов, «Право и жизнь», N 5, апрель 2010 г.
  22. Защита адвокатом прав и свобод личности как реализация принципа состязательности современного уголовного судопроизводства. Е.А. Галоганов, «Образование и право», № 12, декабрь 2009.
  23. Добровольное медицинское страхование и право личности на врачебную тайну. М.В. Борисов, «Медицинское право», № 3, III квартал 2008.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Источник

Adblock
detector