Меню

Таблица транспорт и связь



Транспорт, хранение и связь России, 1990-2019

Транспорт России, 1990-2019

В течение 1990-2019 гг. транспорт России в текущих ценах увеличился на 63.0 млрд. долл. (в 2.2 раз) до 116.6 млрд. долл.; изменение произошло на -0.61 млрд. долл. из-за падения численности населения на 1.7 млн., а также на 63.6 млрд. долл. благодаря росту транспорта на душу населения на 436.2 долларов. Среднегодовой прирост транспорта России был на уровне 2.2 млрд. долл. или 2.7%. Среднегодовой прирост транспорта России в постоянных ценах был на уровне -0.025%. Доля в мире уменьшилась на 1.4%. Доля в Европе уменьшилась на 1.8%. Минимум транспорта был в 1999 году (16.3 млрд. долл.). Максимум транспорта был в 2013 году (161.5 млрд. долл.).

На протяжении 1990-2019 гг. транспорт на душу населения в России вырос на 436.2 долларов (в 2.2 раз) до 799.2 долларов. Среднегодовой прирост транспорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 15.0 долларов или 2.8%.

Транспорт России, 1990-1999 (падение)

В течение 1990-1999 гг. транспорт России в текущих ценах сократился на 37.3 млрд. долл. (на 69.6%) до 16.3 млрд. долл.; изменение произошло на -0.23 млрд. долл. из-за падения численности населения на 0.63 млн., а также на -37.0 млрд. долл. из-за падения транспорта на душу населения на 252.1 долларов. Среднегодовой прирост транспорта России был на уровне -4.1 млрд. долл. или -12.4%. Среднегодовой прирост транспорта России в постоянных ценах составил -7.1%. Доля в мире сократилась на 2.4%. Доля в Европе уменьшилась на 6.1%.

На протяжении 1990-1999 гг. транспорт на душу населения в России сократился на 252.1 долларов (на 69.4%) до 110.9 долларов. Среднегодовой прирост транспорта на душу населения в текущих ценах равен -28.0 долларов или -12.3%.

Транспорт России, 1999-2013 (рост)

За 1999-2013 гг. транспорт России в текущих ценах повысился на 145.2 млрд. долл. (в 9.9 раз) до 161.5 млрд. долл.; изменение произошло на -0.29 млрд. долл. из-за падения численности населения на 2.6 млн., а также на 145.5 млрд. долл. благодаря росту транспорта на душу населения на 1 008.0 долларов. Среднегодовой прирост транспорта России был на уровне 10.4 млрд. долл. или 17.8%. Среднегодовой прирост транспорта России в постоянных ценах составил 4.4%. Доля в мире выросла на 2.0%. Доля в Европе увеличилась на 6.8%.

В течение 1999-2013 гг. транспорт на душу населения в России увеличился на 1 008.0 долларов (в 10.1 раз) до 1 118.9 долларов. Среднегодовой прирост транспорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 72.0 долларов или 18.0%.

Транспорт России, 2013-2019 (падение)

За период 2013-2019 гг. транспорт России в текущих ценах уменьшился на 44.9 млрд. долл. (на 27.8%) до 116.6 млрд. долл.; изменение произошло на 1.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1.5 млн., а также на -46.6 млрд. долл. из-за падения транспорта на душу населения на 319.7 долларов. Среднегодовой прирост транспорта России составил -7.5 млрд. долл. или -5.3%. Среднегодовой прирост транспорта России в постоянных ценах составил 0.82%. Доля в мире уменьшилась на 0.99%. Доля в Европе снизилась на 2.6%.

За период 2013-2019 гг. транспорт на душу населения в России сократился на 319.7 долларов (на 28.6%) до 799.2 долларов. Среднегодовой прирост транспорта на душу населения в текущих ценах составил -53.3 долларов или -5.5%.

Транспорт России, 1990

Транспорт России в 1990 году составлял 53.6 млрд. долл., занимал 7е место в мире. Доля транспорта России в мире была равна 3.0%.

Транспорт на душу населения в России в 1990 году составлял 363.0 долларов, занимал 63е место в мире и был на уровне транспорта на душу населения в Палау (376.8 долларов), транспорта на душу населения в Гренаде (369.7 долларов), транспорта на душу населения в Тринидад и Тобаго (364.5 долларов), транспорта на душу населения в Пуэрто Рико (351.1 долларов), транспорта на душу населения в Турции (340.6 долларов), транспорта на душу населения в Панаме (338.3 долларов). Транспорт на душу населения в России был больше, чем транспорт на душу населения в мире (339.3 долларов) на 23.7 долларов.

Сравнение транспорта России и соседей в 1990 году. Транспорт России был больше, чем транспорт Китая (24.4 млрд. долл.) в 2.2 раз, транспорт Финляндии (12.1 млрд. долл.) в 4.4 раз, транспорт Украины (6.9 млрд. долл.) в 7.7 раз, транспорт Казахстана (2.8 млрд. долл.) в 19.2 раз, транспорт Беларуси (1.2 млрд. долл.) в 44.0 раз, транспорт Монголии (0.1 млрд. долл.) в 383.5 раз, но был меньше, чем транспорт Японии (252.6 млрд. долл.) на 78.8%. Транспорт на душу населения в России был больше, чем транспорт на душу населения в Казахстане (169.8 долларов) в 2.1 раз, транспорт на душу населения в Украине (134.6 долларов) в 2.7 раз, транспорт на душу населения в Беларуси (119.9 долларов) в 3.0 раз, транспорт на душу населения в Монголии (64.0 долларов) в 5.7 раз, транспорт на душу населения в Китае (20.7 долларов) в 17.5 раз, но был меньше, чем транспорт на душу населения в Финляндии (2 418.3 долларов) на 85%, транспорт на душу населения в Японии (2 028.4 долларов) на 82.1%.

Сравнение транспорта России и лидеров в 1990 году. Транспорт России был меньше, чем транспорт США (529.6 млрд. долл.) на 89.9%, транспорт Японии (252.6 млрд. долл.) на 78.8%, транспорт Франции (102.2 млрд. долл.) на 47.6%, транспорт Великобритании (100.8 млрд. долл.) на 46.9%, транспорт Германии (100.3 млрд. долл.) на 46.6%. Транспорт на душу населения в России был меньше, чем транспорт на душу населения в США (2 100.7 долларов) на 82.7%, транспорт на душу населения в Японии (2 028.4 долларов) на 82.1%, транспорт на душу населения в Великобритании (1 764.2 долларов) на 79.4%, транспорт на душу населения во Франции (1 755.0 долларов) на 79.3%, транспорт на душу населения в Германии (1 269.2 долларов) на 71.4%.

Потенциал транспорта России в 1990 году. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Финляндии (2 418.3 долларов), лучшего соседа, транспорт России был бы 356.8 млрд. долл., что в 6.7 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в США (2 100.7 долларов), транспорт России был бы 309.9 млрд. долл., что в 5.8 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Европе (937.0 долларов), транспорт России был бы 138.2 млрд. долл., что в 2.6 раз больше фактического уровня.

Транспорт России, 1999

Транспорт России в 1999 году составлял 16.3 млрд. долл., занимал 23е место в мире и был на уровне транспорта Норвегии (16.6 млрд. долл.), транспорта Гонг Конга (16.2 млрд. долл.), транспорта Дании (15.6 млрд. долл.). Доля транспорта России в мире составила 0.58%.

Транспорт на душу населения в России в 1999 году был равен 110.9 долларов, занимал 128е место в мире и был на уровне транспорта на душу населения в Боливии (118.6 долларов), транспорта на душу населения в Намибии (117.8 долларов), транспорта на душу населения в Египте (116.8 долларов), транспорта на душу населения в Иране (115.9 долларов), транспорта на душу населения в Ботсване (114.0 долларов), транспорта на душу населения в Алжире (111.0 долларов), транспорта на душу населения в Гайане (104.8 долларов), транспорта на душу населения в Марокко (103.4 долларов). Транспорт на душу населения в России был меньше, чем транспорт на душу населения в мире (466.6 долларов) на 355.7 долларов.

Сравнение транспорта России и соседей в 1999 году. Транспорт России был больше, чем транспорт Финляндии (13.0 млрд. долл.) на 25.3%, транспорт Украины (3.9 млрд. долл.) в 4.2 раз, транспорт Казахстана (2.0 млрд. долл.) в 8.0 раз, транспорт Беларуси (1.4 млрд. долл.) в 11.8 раз, транспорт Монголии (0.1 млрд. долл.) в 163.0 раз, но был меньше, чем транспорт Японии (428.4 млрд. долл.) на 96.2%, транспорт Китая (62.5 млрд. долл.) на 73.9%. Транспорт на душу населения в России был больше, чем транспорт на душу населения в Украине (79.5 долларов) на 39.5%, транспорт на душу населения в Китае (48.8 долларов) в 2.3 раз, транспорт на душу населения в Монголии (42.1 долларов) в 2.6 раз, но был меньше, чем транспорт на душу населения в Японии (3 365.0 долларов) на 96.7%, транспорт на душу населения в Финляндии (2 513.3 долларов) на 95.6%, транспорт на душу населения в Беларуси (139.1 долларов) на 20.3%, транспорт на душу населения в Казахстане (135.4 долларов) на 18.1%.

Сравнение транспорта России и лидеров в 1999 году. Транспорт России был меньше, чем транспорт США (939.0 млрд. долл.) на 98.3%, транспорт Японии (428.4 млрд. долл.) на 96.2%, транспорт Германии (169.5 млрд. долл.) на 90.4%, транспорт Великобритании (154.6 млрд. долл.) на 89.5%, транспорт Франции (130.5 млрд. долл.) на 87.5%. Транспорт на душу населения в России был меньше, чем транспорт на душу населения в США (3 371.0 долларов) на 96.7%, транспорт на душу населения в Японии (3 365.0 долларов) на 96.7%, транспорт на душу населения в Великобритании (2 633.0 долларов) на 95.8%, транспорт на душу населения во Франции (2 155.0 долларов) на 94.9%, транспорт на душу населения в Германии (2 083.1 долларов) на 94.7%.

Потенциал транспорта России в 1999 году. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в США (3 371.0 долларов), транспорт России был бы 495.2 млрд. долл., что в 30.4 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Японии (3 365.0 долларов), лучшего соседа, транспорт России был бы 494.4 млрд. долл., что в 30.3 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Европе (1 214.2 долларов), транспорт России был бы 178.4 млрд. долл., что в 10.9 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в мире (466.6 долларов), транспорт России был бы 68.5 млрд. долл., что в 4.2 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Восточной Европе (171.9 долларов), транспорт России был бы 25.2 млрд. долл., что на 54.9% больше фактического уровня.

Читайте также:  Футбол кубок либертадорес 2020 2021 турнирная таблица

Транспорт России, 2013

Транспорт России в 2013 году составлял 161.5 млрд. долл., занимал 9е место в мире и был на уровне транспорта Бразилии (167.4 млрд. долл.). Доля транспорта России в мире составила 2.6%.

Транспорт на душу населения в России в 2013 году был равен 1 118.9 долларов, занимал 72е место в мире и был на уровне транспорта на душу населения в Саудовской Аравии (1 191.3 долларов), транспорта на душу населения в Румынии (1 116.9 долларов), транспорта на душу населения в Тринидад и Тобаго (1 099.6 долларов), транспорта на душу населения в Омане (1 047.4 долларов). Транспорт на душу населения в России был больше, чем транспорт на душу населения в мире (862.9 долларов) на 256.0 долларов.

Сравнение транспорта России и соседей в 2013 году. Транспорт России был больше, чем транспорт Казахстана (24.2 млрд. долл.) в 6.7 раз, транспорт Финляндии (24.1 млрд. долл.) в 6.7 раз, транспорт Украины (19.1 млрд. долл.) в 8.4 раз, транспорт Беларуси (7.1 млрд. долл.) в 22.7 раз, транспорт Монголии (0.8 млрд. долл.) в 195.7 раз, но был меньше, чем транспорт Японии (523.4 млрд. долл.) на 69.1%, транспорт Китая (420.3 млрд. долл.) на 61.6%. Транспорт на душу населения в России был больше, чем транспорт на душу населения в Беларуси (755.6 долларов) на 48.1%, транспорт на душу населения в Украине (422.3 долларов) в 2.6 раз, транспорт на душу населения в Китае (302.0 долларов) в 3.7 раз, транспорт на душу населения в Монголии (286.3 долларов) в 3.9 раз, но был меньше, чем транспорт на душу населения в Финляндии (4 434.4 долларов) на 74.8%, транспорт на душу населения в Японии (4 079.2 долларов) на 72.6%, транспорт на душу населения в Казахстане (1 421.8 долларов) на 21.3%.

Сравнение транспорта России и лидеров в 2013 году. Транспорт России был меньше, чем транспорт США (1 620.3 млрд. долл.) на 90%, транспорт Японии (523.4 млрд. долл.) на 69.1%, транспорт Китая (420.3 млрд. долл.) на 61.6%, транспорт Германии (312.0 млрд. долл.) на 48.2%, транспорт Великобритании (254.9 млрд. долл.) на 36.6%. Транспорт на душу населения в России был больше, чем транспорт на душу населения в Китае (302.0 долларов) в 3.7 раз, но был меньше, чем транспорт на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 78.2%, транспорт на душу населения в Японии (4 079.2 долларов) на 72.6%, транспорт на душу населения в Великобритании (3 922.5 долларов) на 71.5%, транспорт на душу населения в Германии (3 843.9 долларов) на 70.9%.

Потенциал транспорта России в 2013 году. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в США (5 121.0 долларов), транспорт России был бы 739.1 млрд. долл., что в 4.6 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Финляндии (4 434.4 долларов), лучшего соседа, транспорт России был бы 640.0 млрд. долл., что в 4.0 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Европе (2 519.4 долларов), транспорт России был бы 363.6 млрд. долл., что в 2.3 раз больше фактического уровня.

Транспорт России, 2019

Транспорт России в 2019 году составлял 116.6 млрд. долл., занимал 12е место в мире и был на уровне транспорта Канады (124.4 млрд. долл.), транспорта Бразилии (123.2 млрд. долл.), транспорта Южной Кореи (122.3 млрд. долл.). Доля транспорта России в мире была равна 1.6%.

Транспорт на душу населения в России в 2019 году составил 799.2 долларов, занимал 90е место в мире и был на уровне транспорта на душу населения на Кубе (847.5 долларов), транспорта на душу населения в Беларуси (810.3 долларов), транспорта на душу населения в Мексике (789.0 долларов), транспорта на душу населения в Доминиканской республике (756.0 долларов), транспорта на душу населения в Джибутти (752.5 долларов). Транспорт на душу населения в России был меньше, чем транспорт на душу населения в мире (938.4 долларов) на 139.1 долларов.

Сравнение транспорта России и соседей в 2019 году. Транспорт России был больше, чем транспорт Финляндии (24.7 млрд. долл.) в 4.7 раз, транспорт Казахстана (18.1 млрд. долл.) в 6.4 раз, транспорт Украины (17.3 млрд. долл.) в 6.7 раз, транспорт Беларуси (7.7 млрд. долл.) в 15.2 раз, транспорт Монголии (0.9 млрд. долл.) в 132.8 раз, но был меньше, чем транспорт Китая (619.6 млрд. долл.) на 81.2%, транспорт Японии (513.7 млрд. долл.) на 77.3%. Транспорт на душу населения в России был больше, чем транспорт на душу населения в Китае (432.1 долларов) на 84.9%, транспорт на душу населения в Украине (394.2 долларов) в 2.0 раз, транспорт на душу населения в Монголии (272.1 долларов) в 2.9 раз, но был меньше, чем транспорт на душу населения в Финляндии (4 471.9 долларов) на 82.1%, транспорт на душу населения в Японии (4 049.1 долларов) на 80.3%, транспорт на душу населения в Казахстане (977.3 долларов) на 18.2%, транспорт на душу населения в Беларуси (810.3 долларов) на 1.4%.

Сравнение транспорта России и лидеров в 2019 году. Транспорт России был меньше, чем транспорт США (2 263.4 млрд. долл.) на 94.8%, транспорт Китая (619.6 млрд. долл.) на 81.2%, транспорт Японии (513.7 млрд. долл.) на 77.3%, транспорт Германии (325.3 млрд. долл.) на 64.2%, транспорт Великобритании (272.8 млрд. долл.) на 57.3%. Транспорт на душу населения в России был больше, чем транспорт на душу населения в Китае (432.1 долларов) на 84.9%, но был меньше, чем транспорт на душу населения в США (6 878.3 долларов) на 88.4%, транспорт на душу населения в Японии (4 049.1 долларов) на 80.3%, транспорт на душу населения в Великобритании (4 039.2 долларов) на 80.2%, транспорт на душу населения в Германии (3 894.9 долларов) на 79.5%.

Потенциал транспорта России в 2019 году. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в США (6 878.3 долларов), транспорт России был бы 1 003.3 млрд. долл., что в 8.6 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Финляндии (4 471.9 долларов), лучшего соседа, транспорт России был бы 652.3 млрд. долл., что в 5.6 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Европе (2 566.0 долларов), транспорт России был бы 374.3 млрд. долл., что в 3.2 раз больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в Восточной Европе (992.8 долларов), транспорт России был бы 144.8 млрд. долл., что на 24.2% больше фактического уровня. При показателе транспорта на душу населения на таком же уровне, как транспорт на душу населения в мире (938.4 долларов), транспорт России был бы 136.9 млрд. долл., что на 17.4% больше фактического уровня.

Источник

Показатели продукции статистики транспорта и связи

Статистика транспорта –эта отрасль социально-экономической статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте по перевозке пассажиров и грузов.

Одной из особенностей статистики транспорта является многоплановость ее структуры. Она состоит из статистических наблюдений за 12 видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным, газопроводным, нефтепроводным, нефтепродуктопроводным, непрерывным, трамвайным, троллейбусным, метрополитеном, а также автодорожным хозяйством. В целом в составе транспортного комплекса выделяется транспорт общего пользования, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, и ведомственный транспорт, осуществляющий перевозки, как правило, для своего ведомства, предприятия и т. п.

Натуральными показателями продукции грузового транспорта является грузооборот, а пассажирского транспорта – пассажирооборот.

Грузооборот транспорта отражает объем работ по перевозкам. Он измеряется в тонно-километрах и исчисляется как произведение массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах.

Пассажирооборот транспорта характеризует объем работ по перевозкам пассажиров. Он выражается в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки каждому виду транспорта.

Общий объем работы транспорта по перевозке грузов и пассажиров о выражается в приведенных тонно-километрах и исчисляется суммированием грузооборота и пересчитанного с учетом переводных коэффициентов пассажирооборота. Грузооборот используется для исчисления показателя производительности труда работников, занятых на перевозках.

Читайте также:  Таблица энергетической ценности каш

Выпуск транспорта характеризует результаты деятельности грузового и пассажирского транспорта и определяется как сумма фактически подученных доходов, от грузовых и пассажирских перевозок, транспортировки почты, перевозки багажа пассажиров, за погрузочно-разгрузочные работы, эксплуатацию складских помещений и предоставление других услуг, связанных с транспортировкой грузов и пассажиров. Основными компонентами промежуточного потребления транспорта являются материальные затраты, арендная плата, оплата нематериальных услуг.

Продукция отрасли охватывает все виды деятельности, связанные с перевозками грузов и пассажиров, выполняемые самостоятельным транспортными предприятиями, подсобными транспортными подразделениями предприятий, относящихся к другим отраслям, частными лицами, оказывающими платные услуги по перевозке грузов и пассажиров, а также деятельность организаций дорожного хозяйства по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог (уборке, разметке, озеленению). Деятельность по строительству и капитальному ремонту дорог относится к отрасли строительства.

Стоимость продукции транспорта (кроме дорожного хозяйства) определяется как сумма фактически полученных доходов от грузовых и пассажирских перевозок, других работ и услуг. Эти данные содержатся в отчетах транспортных предприятий об их финансовой деятельности или в отчетах о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), а также в отчетах предприятий, относящихся к другим отраслям, об их подсобной транспортной деятельности.

Стоимость продукции дорожного хозяйства определяется как стоимость выполненных работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог. Для этого используются отчеты организаций, осуществляющих такие работы, а также данные о расходовании средств государственного внебюджетного дорожного фонда, которые являются основным источником финансирования этих работ.

Связь как отрасль включает почтовую, курьерскую, электронную и радиосвязь. Функция ее состоит в организации прохождения информационных потоков по каналам связи. Предприятия связи не только оказывают услуги населению и другим отраслям по передаче сообщений, пересылке почтовых отправлений (писем, телеграмм и т.д.), но и предоставляют им в пользование технические устройства связи (аппараты, телефонные и иные каналы связи).

Продукция связи в натуральном выражении может быть измерена:

· количеством отправлений определенного вида (писем, посылок, денежных переводов и др.);

· количеством предоставленных телефонных разговоров;

· количеством единиц устройств связи, предоставленных потребителям.

Выпуск отрасли «связь» определяется как сумма доходов предприятий связи от доставки почты, периодической печати, посылок и других отправлений, продажи почтовых марок и открыток; платы за пользование каналами связи, установку и техническое обслуживание устройств связи; поступлений от радио и телевидения и т.д.

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 68 | Нарушение авторских прав

Источник

Транспортная система России — общая характеристика, структура и значение

Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.

Общая характеристика транспортной системы России

Транспортная система страны — это как кровеносная система человека. По этой системе идёт движение транспортных средств, людей, грузов внутри города, поселка и между ними.

Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.

Транспортная система — обособленная отрасль, значение которой заключается в перемещении людей и грузов. В ней задействовано на настоящий момент примерно 4 миллиона человек, и она оказывает третью часть услуг населению.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

Железнодорожный — это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

Трубопроводный — система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

Автомобильный — имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

Морской — крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

Речной — наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

Авиационный — это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление — доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Значение и роль транспорта в России

Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.

Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.

За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.

Водная и автомобильная системы в нашей стране не несут такой значимости, как, например, в западных странах и США. Это объясняется особенностями климатических условий — замерзаемостью водных источников, в связи с чем использование водного транспорта возможно только в определенное время года.

Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.

Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.

Источник

Транспортная система России

Российская Федерация – самое большое государство в мире. Её площадь превышает 17 млн. км 2 , а расстояние между крайними географическими точками составляет 8230 км. Естественно, что в такой огромной стране транспорт играет колоссальную роль. Только благодаря ему становится возможным перемещение грузов, перевозка пассажиров, доставка корреспонденции.

  • Характеристика системы
  • Значение и роль транспорта в России
  • Структура системы
    • Железнодорожный транспорт
    • Морской транспорт
    • Речной транспорт
    • Трубопроводный транспорт
    • Автомобильный транспорт
    • Воздушный транспорт
    • Промышленный транспорт
    • Общественный транспорт
    • Транспортные узлы
    • Транспортные коридоры
  • Управление системой
  • Транспортное законодательство
  • Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Характеристика системы

В настоящее время на территории России сложилась одна из самых крупных и сложных транспортных схем, осуществляющая многоплановые связи на основе изготовленных технических средств, сформированных путей сообщения и налаженной службе перевозок.

Для транспортной системы России характерными являются следующие факторы:

  • Большие расстояния и сложные климатические условия. Следствием которых, служит выполнение большей части грузоперевозок с помощью железнодорожных линий и трубопроводов.
  • Высокоразвитая инфраструктура, состоящая:
  • из автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий авиасообщения, магистральных трубопроводов, судоходных речных, озёрных и морских трасс;
  • терминалов;
  • транспортных средств;
  • персонала, являющегося организатором и участником, как пассажиропотока, так и процесса перевозки грузов.
  • Выполнение третьей части услуг, оказываемых населению, что заставляет привлекать десятую часть основных государственных фондов и вовлекать в непосредственную отраслевую деятельность 4 млн. человек.
  • Пониженная транспортная подвижность населения, обусловленная труднодоступностью целого ряда мест его проживания. Что особенно чувствительно в периоды межсезонной распутицы, блокирующей движение районного автотранспорта.

Значение и роль транспорта в России

Транспорт занимает особое место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности.

Мало того, транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества.

Об огромной важности этой отрасли экономики свидетельствуют показатели 2019 года:

  • Общий объём грузоперевозок достиг 5669,1 млрд. т-км.
  • Российские авиакомпании смогли обслужить более 128 млн. пассажиров, что составляет ориентировочно третью часть пассажиропотока. Общенациональное количество, которого по приблизительным оценкам достигает 1 трлн. пассажирокилометров.
  • Некоторое снижение численности пассажиров на железнодорожном, автобусном, речном транспорте, объясняется значительным увеличением личных транспортных средств. Причём в самом ближайшем будущем, это будут не только автомобили, но средства воздушного передвижения!

Транспорт служит основой существования сферы обращения, поддерживая непрерывную связь между производителями, лицами, оказывающими услуги и потребителями.

Структура системы

Связующая отрасль Российской Федерации подразделяется:

  • по характеру использованияна транспорт общего и необщего пользования;
  • по характеру взаимосвязей: внутренний транспорт, осуществляющий услуги в пределах государства и внешний, осуществляющий международные перевозки;
  • в зависимости от предоставления услуг на круглогодичный и сезонный виды.

К началу III тысячелетия наша страна располагает всеми видами современного транспорта, структурированного в ряд отраслевых подсистем, пересекающихся между собой в транспортных узлах с целью осуществления значительного числа перевозок по транспортным коридорам.

Железнодорожный транспорт

Исторически наиболее развитый вид отечественного транспорта, осуществляющий 35% мирового оборота грузов и 18% потока пассажиров. И это при общей протяжённости железнодорожных путей в 121 тыс. км, что составляет третий показатель в мире, после Китая и США. Однако российские железные дороги по уровню электрификации, превышающему 50%, занимают лидирующее положение среди других стран, что также позволяет организовать 85% отечественных грузоперевозок.

Читайте также:  Разница режимов создания таблиц

Железнодорожный транспорт

Кроме грузоперевозок, железнодорожный транспорт осуществляет пассажирооборот на дальние расстояния – 70%, а также пригородные и внутригородские сообщения – 30%.

Абсолютное большинство железнодорожных активов России приходится на ОАО «Российские железные дороги» – вертикально интегрированную компанию, владеющую 99% железнодорожного полотна и отраслевой инфраструктуры. ОАО «РЖД» входит в список крупнейших мировых транспортных компаний. Её персонал в 2019 году составлял 711 тыс. человек. В этом же году компания осуществила перевозку:

  • 1,2 млрд. пассажиров,
  • 1,28 млрд. т грузов.

На долю других компаний и частных операторов, осуществляющих перевозки в удалённых районах РФ или выполняющих транспортировку сырья и промышленных грузов, приходятся значительно меньшие объёмы.

Морской транспорт

Россия обладает 42 тысячами километров морских границ, что даёт возможность осуществлять как внутренние, так и внешние морские перевозки. К окончанию 2018 года общее количество торговых судов нашего государства составляло 220 единиц (цифра достаточно условная, в связи с действующим законодательством, позволяющим носить флаги других стран, а также существенным износом ряда кораблей и принадлежностью некоторых судов иностранным владельцам).

Морской транспорт

Географически, исторически и политически ситуация сложилась таким образом, что:

  • Первое место по грузоперевозкам сегодня занимает Дальневосточный регион с портами: Ванино-Холмск, Восточный, Владивосток, Находка, отправляющий 46,5% морских грузов России.
  • Второе место держит Черноморско-Азовский бассейн, осуществляющий отправку 23,7% грузов через Новороссийск и Туапсе.
  • Третье место – 15% грузов – отправляются из Архангельска и Мурманска, расположенных соответственно на побережьях Белого и Баренцева морей в Северном Ледовитом океане.
  • Четвёртое место с 14,5% за портами Балтики: Санкт-Петербургом и Калининградом.
  • Каспийские: Астраханский и Махачкалинский порты с грузооборотом в 0,4% остаются на пятом месте.

Речной транспорт

Располагая свыше 100 тысячами километров внутреннего водного пути, существенная часть которого в тёплый период времени судоходна, Россия могла бы себе позволить значительно увеличить объём речных грузоперевозок. Их величина на настоящее время не превышает 4% в общем обороте страны. Следует отметить, что речной транспорт на протяжении столетий являлся важнейшим и при этом самым дешёвым связующим звеном в экономике России.

Речной транспорт

Главными речными артериями, пригодными для судоходства на территории нашей страны являются:

  • Волга, Кама, Северная Двина – в Европейской части России;
  • Енисей, Лена, Обь – в Сибири;
  • Амур – на Дальнем Востоке.

Все эти реки оснащены крупнейшими портами и имеют выходы к морям и океанам, позволяющим осуществлять транспортные потоки внутреннего и внешнего направлений.

Трубопроводный транспорт

Наиболее перспективное, стратегическое направление развития транспорта, без преувеличения, оказывающее глобальное влияние на всю мировую политику. Специфика данного направления отрасли заключается в возможностях перекачки огромных объёмов грузов на гигантские расстояния при любых погодных условиях в автоматическом режиме.

Начиная с середины прошлого века, крупнейшие газопроводы и нефтепроводы, выполненные трубами более 1 м в диаметре, непрерывно обеспечивают топливом и углеводородными ресурсами население и промышленность России, а также целый ряд стран Европы и Азии.

Трубопроводный транспорт

Необходимо также отметить важнейшую роль этого вида транспорта в обеспечении народного хозяйства страны всем спектром энергетических ресурсов (вода, отопление, вентиляция, канализация, продукты разделения воздуха, газообразные химические вещества) реализуемых на уровне населённых пунктов и отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Автомобильный транспорт

Самое большое количество перевозок в нашей стране осуществляет автомобильный транспорт. Но, в абсолютном большинстве случае, это производится на достаточно короткие расстояния.

Преимущество этого вида средств доставки пассажиров и грузов заключается в мобильности, высокой скорости и возможности доставки от места загрузки до места конечной разгрузки. Поэтому он незаменим для местных перевозок, но вместе с тем отличается дороговизной и очень высокой степенью аварийности.

Автомобильный транспорт

Общая протяжённость автомобильных дорог России к 2018 году достигла 1,529 млн. км. Из них, дороги с твёрдым покрытием составляют примерно 70%, что равняется 1,076 млн. км. В 2019 году было произведено 1 495 643 легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, 156 059 штук – грузовых автомобилей.

Несмотря на значительное количество автодорог, расположенных в основном в экономически развитых регионах страны, общее состояние их можно охарактеризовать как плохое. Мало того, значительная часть из них работает в однополостном режиме в ту и другую сторону движения автотранспорта, а часть дорог перегружена.

Воздушный транспорт

Высокая скорость, автономность, наиболее краткие пути следования – всё это делает воздушный транспорт незаменимым при перевозке людей, срочных грузов и почты на гигантские расстояния. Вместе с тем, этот вид транспортных средств очень дорог и сильно зависимым от метеоусловий. Но в случае труднодоступности, только средства авиасообщения (самолёты и вертолёты) могут организовать столь необходимую транспортную связь.

Воздушный транспорт

В настоящее время Российская Федерация располагает:

  • более 100 авиаперевозчиками,
  • свыше 1200 аэропортами с грунтовым и твёрдым покрытием,
  • почти 7 тысячами воздушных судов,
  • 600 тыс. км внутренних воздушных линий,
  • около 90 тыс. человек персонала.

Промышленный транспорт

Современный промышленный транспорт представляет собой комплекс транспортных средств, путей и сооружений, предназначенных для перемещения сырья, заготовок, материалов, полуфабрикатов, почты, готовой продукции на территории предприятия. Также с его помощью осуществляется транспортировка топлива, а также ввоз и вывоз необходимой продукции.

Промышленный транспорт

Наибольшее распространение промышленный транспорт получил на предприятиях тяжёлой промышленности и при добыче полезных ископаемых. Специфика его проявляется в использовании не только обычных видов транспортных средств: железные дороги, автомобили, трубопроводы, но и в применении специфических устройств, таких как:

  • электрокары,
  • конвейеры,
  • автоматические линии,
  • монорельсовые и канатно-подвесные дороги,
  • гидравлический и пневматический транспорт.

Общественный транспорт

Городской и пригородный транспорт России, предназначенный для перевозок на короткие расстояния пассажиров и грузов, реализован в виде:

  • Автобусов и микроавтобусов.
  • Трамваев.
  • Троллейбусов.
  • Такси.
  • Метрополитенов.
  • Пригородных электричек.

Также, кроме перевозок, он выполняет (в большинстве случаев с помощью специальной автотранспортной техники) коммунально-хозяйственные функции: уборка и очистка улиц, полив тротуаров и зелёных насаждений, обслуживание объектов городского коммунального хозяйства, оказание необходимой помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Общественный транспорт

Транспортные узлы

Транспортные узлы являются местом стыковки нескольких видов транспортных средств, оснащённых устройствами передачи грузов, а также местами их хранения при надлежащем уровне автоматизации, контроля и управления.

Вследствие огромных масштабов Российской Федерации, на её территории проявляют себя:

  • Узлы федерального уровня (играющие важное международное экономическое значение) связывающие глобальные транспортные потоки отдельных регионов страны в единую сеть распределения, имеющую широкие взаимоотношения с зарубежными странами.
  • Узлы регионального уровня, стоящие на следующей (нижестоящей) ступени транспортно-распределительной иерархии, позволяющие обеспечивать всем необходимым территориальные субъекты государства.

Транспортные узлы

Транспортные коридоры

Транспортные коридоры всегда являлись частью транспортной системы, обеспечивающей с их помощью пассажирские перевозки и грузопотоки между географическими районами Земного шара.

Наша страна, в силу своего месторасположения, исторически играет роль связующего звена между народами:

  • Европы и России.
  • Скандинавии и Средиземноморья, а также ближнего стран Ближнего Востока (путь «из варяг в греки»).
  • Севера и Юга.
  • Европы и Азии – Индокитай, Дальний Восток (Великий Шёлковый путь).
  • Северной Америки и Дальнего Востока.

В её распоряжении находятся:

  • Транссибирская магистраль.
  • Воздушное пространство страны.
  • Северный морской путь.
  • Прибрежные акватории Тихого океана, Балтийского, Чёрного и Каспийского морей.

Всё это открывает значительные экономические перспективы налаживания взаимоотношений с соседними странами и отдалёнными государствами.

Транссибирская магистраль

Управление системой

Государственное управление транспортной системой России осуществляет Министерство транспорта. В ведении этого органа власти находятся подведомственные агентства (по направлениям) и служба по надзору – Ространснадзор, а также целый ряд предприятий и организаций.

На данное министерство возложены функции:

  • проведения государственной политики в отрасли;
  • формирования стратегии развития и контроль над её реализацией;
  • разработка действующих норм, правил, стандартов и ряда других подзаконных актов;
  • межведомственная координация.

При этом сам Минтранс не является хозяйствующим субъектом над собственностью транспортных предприятий и не определяет их экономическую политику.

Транспортное законодательство

Отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников транспортного движения, регулируются значительным количеством нормативных актов, в список которых входят:

  • Международные правовые нормы;
  • Федеральные законы РФ;
  • Указы президента;
  • Постановления правительства;
  • Кодексы РФ;
  • Правила дорожного движения;
  • Уставы автомобильного и железнодорожного транспорта;
  • Международные правовые нормы;
  • Правила перевозок;
  • Утверждённые тарифы.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Транспорт, как важнейшее связующее звено в экономической, социальной, культурной жизни страны, постоянно находится под воздействием всего спектра государственных проблем. Наиболее значимыми среди них являются:

  • Износ основных производственных фондов, выражающийся в низком техническом уровне подвижного состава, транспортной техники и путей сообщения.
  • Недостаточные объёмы финансирования, приводящие к недоиспользованию существующего потенциала.
  • Отсутствие устойчивых транспортных связей в труднодоступных регионах страны.
  • Слабое развитие логистической структуры.
  • Безопасность движения транспортных средств и самой организации транспортной деятельности.
  • Негативное воздействие на окружающую среду в физическом и химическом плане.

Для решения всего комплекса насущных проблем были разработаны «Транспортная стратегия» и Целевая программа, предусматривающие:

  • формирование инфраструктуры,
  • учёт потребностей и создание оптимальной логистической системы,
  • разработку нормативно-правовых актов, обеспечивающих доступность отраслевых услуг,
  • реализацию транспортных и транзитных возможностей государства, с целью восстановления традиционных связей и интеграции на международный рынок,
  • снижение неблагоприятного экологического воздействия,
  • совершенствование системы транспортной безопасности.

Существенным вкладом в реализацию намеченных планов могло бы служить создание единого координационного центра, а также налаживание взаимодействия между органами государственной власти и частным сектором.

Первые успехи на этом пути уже имеются: построено, реконструировано и отремонтировано десятки тысяч километров автомобильных дорог, вырос на 40% грузооборот железнодорожного транспорта, восстановлены взлётно-посадочные полосы на 25 аэродромах, выстроены 10 терминалов, на 50% вырос объём перевозок морского транспорта. Остаётся продолжать положительные начинания, которые, несомненно, позволят вывести Россию на качественно новый уровень своего экономического развития.

Источник

Adblock
detector