Меню

Таблица школ древнекитайской философии



Смотрим. Таблица 2 Школы древнекитайской философии

date image2014-01-27
views image1083

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Смотрим

Таблица 2 Школы древнекитайской философии

Основные труды. Главным объектом изучения в школе Конфу­ция были «шесть канонов», т.е. шесть древних книг, которые составля­ли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской ли­тературы:

1) «И цзин» («Книга перемен» — гадательная книга);

2) «Ши цзин» («Книга песен»);

3) «Шу цзин» («Книга документов»);

4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»);

5) «Юэ цзин» («Книга музыки» — не сохранилась как самостоя­тельное произведение);

6) «Чунь-цу» («Анналы Весен и Осеней» — хроника царства Лу, на­чинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом смерти Конфуция).

Существуют различные версии об отношении Конфуция к этим книгам. Согласно первой, он является автором всех «шести канонов», согласно другой, он был редактором и комментатором первых пяти книг, а автором только «Чунь-цу». Возможно, что Конфуций не был ав­тором даже «Чунь-цу».

Основным источником сведений об учении Конфуция является книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), составленная учениками за­пись бесед Конфуция с ними.

В эпоху Средневековья сформировалось «Тринадцатикнижие» — канон конфуцианской литературы, включающее все вышеназванные книги.

Философские воззрения. Философствование как комментиро­вание. Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я пере­даю, а не создаю» («Лунь Юй»). Но, передавая традиционные учения и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с соб­ственными воззрениями и нравственными установками. Манера со­здания новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традицион­ной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой комментарии к более древним текстам.

Исправление имен. В культуре древнего Китая (как и других древ­них цивилизаций) широкое распространение получила «природная теория языка», согласно которой имена соответствуют идеальной сущ­ности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со вре­менем это соответствие начинает нарушаться (например, в силу того, что имена используют невежественные люди). Эта «порча» имен при­водит к ухудшению дел в мире. Примерно такой точки зрения придер­живался и Конфуций;

Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. из­менение вещей в соответствии с их названиями.Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфу­ций ответил: «Пусть правитель будет правителем, министр — мини­стром, отец — отцом, сын — сыном» («Лунь Юй»). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответ­ствии с Дао правителя, министр — с Дао министра и т.д. Если же чело­век поступает иначе, то хотя он и занимает пост правителя или мини­стра и называется таковым, но по сути дела правителем или мини­стром он не является.

Этико-философское учение. Конфуция мало интересовали натур­философские проблемы типа происхождения и устройства мира (как земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа»(табл. 3), который противопоставляется «низкому человеку» (табл. 4). Благо­родным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества. Он обладает следующими основными качествами.

Источник

Китайская философия. Философия в схемах и таблицах (Аблеев С. Р.)

Данная статья представляет собой часть 2-й главы книги Аблеева С. Р. «Философия в схемах таблицах». Речь пойдет о периодах развития китайской философии.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Таблица 20

Периодизация китайской философии. Таблица

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — VI-III вв. до н. э.

2. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ) ПЕРИОД — III в. до н. э. XIX в.

Читайте также:  Как сделана таблица менделеева

3. НОВЫЙ ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — сер. XIX — 1919 г.

4. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — с 1919 г.

Схема 21

Древняя китайская религиозная и философская литература. Схема

ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ, РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

  • «КНИГА ПЕСЕН»
  • «КНИГА ИСТОРИИ»
  • «КНИГА ПЕРЕМЕН»
  • «КНИГА ОБРЯДОВ»
  • ЛЕТОПИСЬ
  • КОММЕНТАРИИ К «КНИГЕ ПЕРЕМЕН»
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ

Схема 22

Философские школы Древнего Китая. Схема

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

ОСНОВНЫЕ:

  • Натурфилософская школа (Инь-ян цзя) — Цзоу Янь;
  • Конфуцианство (Кун Фу цзя) — Кун Фу-цзы (Конфуций);
  • Даосизм (Дао дэ цзя) — Лао-цзы;
  • Моизм (Мо цзя) — Мо-цзы;
  • Школа логиков (Мин цзя) — Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
  • Легизм, или школа закона (Фац зя) — Шан Ян, Ли Сы, Хань Фэй-цзы.

МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ:

  • Школа эклектиков (Цза цзя);
  • Школа дипломатов (Цзун хэн цзя);
  • Школа аграрников (Нун цзя);
  • Школа литераторов (Сяо шо цзя).

Таблица 23

Понятия китайской философии. Таблица

НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Дао — всеобщий космический закон; естественный ход вещей; Абсолют как высшее состояние бытия, начало и конец всех вещей; символ высшей космической гармонии.

Дэ — трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию; материальная субстанция; добродетель и способность находить меру (применительно к человеку).

Жэнь — гуманность, милосердие, человечность.

И — чувство долга; долг-справедливость; моральные принципы совершенного человека.

Инь-Ян — в широком смысле противоположные силы, двойственность: тьма-свет, покой-движение, мужское-женское, земное-небесное, смерть-жизнь и т. д.

И-цзин — «Книга перемен».

Ли — ритуал, церемония, этикет, нормы поведения.

Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект.

Сяо — этический принцип конфуцианства — сыновняя почтительность и почитание старшего брата.

Тянь — Небо как некая высшая божественная сила.

У син — пять первоэлементов мироздания (дерево, огонь, земля, металл, вода).

Увэй — «недеяние»; следование естественным законам и ненарушение их своей волей.

Ци — жизненная энергия, духовная сила, эфир.

Цзюнь-цзы — совершенный, благородный человек; конфуцианский идеал человека.

Схема 24

Постклассическая китайская философия. Схема

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (III В. ДО Н. Э. — XIX В.)

КОНФУЦИАНСТВО:

  • Реалистическая линия развития (Сюань — Цзы) → Школа старых текстов (Ян Сюн, Ван Чун);
  • Идеалистическая линия развития → Школа новых текстов (Дун Чжун-Шу).

ДАОСИЗМ:

Дао цзяо (религиозный даосизм);

Дао цзя (философский даосизм):

  • Рационализм (школа «учение о сокровенном» — Го Сян, Сян Сю);
  • Сентиментализм (школа «жизнь согласно пробуждению»).

БУДДИЗМ:

  • Школа «вэй-ши цзун» («учение о только-сознании»);
  • Школа «кун-цзун» (школа «пустоты»);
  • Школа «син-цзун» (школа «вселенского ума»);
  • Школа чань-буддизма.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО (исходит из КОНФУЦИАНСТВА и БУДДИЗМА):

  • Школа «ли-сюэ» — «учение о принципе» (Чэн И. Чжу Си);
  • Школа «синь-сюэ» — «учение о сердце-сознании» (Чэн Хао, Лу Цзю-юань, Ван Ян-мин).

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Философия Древнего Китая – кратко самое главное о философских школах

Содержание

Своими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Долгое время пребывая в изоляции от всего мира, она смогла пройти свой собственный путь, и приобрести ряд уникальных черт.

Особенности древнекитайской философии

В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной.

Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян.

Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб.

Рис. 1. Китайская мифология.

Читайте также:  Мтз 1221 таблица шин

К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести:

  • Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.
  • Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов инь и ян произошло упорядочивание Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.

Философские школы Древнего Китая

Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.

  • Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.

Детство Конфуция было очень тяжелым. После потери кормильца семья жила в страшной нищете, и мальчику приходилось много работать, чтобы помочь матери. Однако благодаря хорошему образованию, настойчивости и трудолюбию, ему удалось сделать успешную карьеру на государственной службе, а после перейти к преподавательской деятельности.

  • Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.
  • Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
  • Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древнего Китая» мы узнали кратко самое главное о философия Древнего Китая. Выяснили, когда началось зарождение древнекитайских учений, какие предпосылки были для их развития, каковы их основные черты.

Источник

Китайская философия основные школы кратко (Таблица)

Справочная таблица содержит краткую характеристику основных школ китайской философии, их основатели, главные труды и особенности.

Легендарного Жёлтого Императора Хуан-ди. Древнекитайский мудрец Лао-цзы.

«Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—IIIвв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великоеНебо следует Дао.

Читайте также:  Таблица размеров кроссовок саломон

Конфуцианство «Школа образованных людей»

Конфуций. После смерти Конфуция его ученики: Мэн-цзы и Сюнь-цзы

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Основатель— древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После него: Цинь Хуали, Мэн Шэн, и Тянь Сян-цзы,

Одним из важных источников для изучения взглядов моистов на проблемы познания, на проверку истинности рассуждений является глава «Сяоцюй» («Малый выбор») сочинения «Мо-цзы»

Моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологииКитая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Легизм (Школа законников)

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун с именем которого связывается представление о первых серьезных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян.

Tрактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»)

Основной идеей этой школы было равенство всех передЗаконом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Мин цзя (Школа имён)

Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь.

О представителях Мин цзя. Упоминается в библиографическом разделе «Ханьшу»

В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Считается, что наряду со школой моистов (моизм) и конфуцианцем Сюнь Куаном (Сюнь-цзы) школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. Отмечают определенное сходство между школой имен и софистами ДревнейГреции. По мнению, известного исследователя истории древнеиндийской философии ШохинаВ.К., первые представители этой школы, «заострявшие внимание своих собеседников на проблемах вроде совместимости „твердого“ и „белого“, является ли белая лошадь лошадью, напоминают первых брахманистских „казуистов“»

Инь ян цзя (Школа «инь-ян»)

Главным представителем этой школы считается Цзоу Янь. Cреди представителей этой школы, занимавшихся астрономической и календарной проблематикой, можно назвать Цзы-вэя, историка и астронома-астролога (VI—Vвв. до н. э.), Цзоу Яня, полумифического Жунчэн-цзы, Чжана Цана (III—IIвв. до н. э.).

К сожалению до настоящего времени от сочинений мудрецов этой школы дошли только фрагменты

Школа Инь ян — это школа темного и светлого начала. Одна из шести основных философских школ древнего Китая.

Главная идея этой философии — деление всего на мужское (ян) начало и женское (инь) начало. Мужскому началу принадлежали: свет, солнце, небо, огонь, активность, а женскому: тьма, луна, земля, вода, пассивность.

Источник

Adblock
detector