Меню

Таблица провозглашения независимости республики

Парад суверенитетов

Пара́д суверените́тов (1988—1991 гг.) — конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными.

Содержание

Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик

Республика Провозглашение суверенитета Провозглашение независимости Провозглашение выхода из СССР Независимость де-юре
Эстонская ССР
с 8 мая 1990:
Эстонская Республика
16 ноября 1988 20 августа 1991 20 августа 1991 6 сентября 1991 [1]
Литовская ССР
с 11 марта 1990:
Литовская Республика
18 апреля 1989 11 марта 1990 11 марта 1990 6 сентября 1991 [2]
Латвийская ССР
с 4 мая 1990:
Латвийская Республика
28 июля 1989 21 августа 1991 21 августа 1991 6 сентября 1991 [3]
Азербайджанская ССР
с 19 ноября 1990:
Азербайджанская Республика
23 сентября 1989 30 августа 1991 30 августа 1991 26 декабря 1991 [4]
Грузинская ССР
с 15 ноября 1990:
Грузинская Республика
26 мая 1990 9 апреля 1991 9 апреля 1991 26 декабря 1991 [4]
РСФСР
с 25 декабря 1991:
Российская Федерация
12 июня 1990 12 декабря 1991 12 декабря 1991 26 декабря 1991 [4]
Узбекская ССР
с 31 августа 1991:
Республика Узбекистан
20 июня 1990 31 августа 1991 . 26 декабря 1991 [4]
Молдавская ССР
с 23 мая 1991:
Республика Молдова
23 июня 1990 27 августа 1991 27 августа 1991 26 декабря 1991 [4]
Украинская ССР
с 24 августа 1991:
Украина
16 июля 1990 24 августа 1991 24 августа 1991 26 декабря 1991 [4]
Белорусская ССР
с 19 сентября 1991:
Республика Беларусь
27 июля 1990 [5] 25 августа 1991 [6] 8 декабря 1991 25 августа 1991 [7]
Туркменская ССР
с 27 октября 1991:
Туркменистан
22 августа 1990 27 октября 1991 27 октября 1991 26 декабря 1991 [4]
Республика Армения [8] 24 августа 1990 21 сентября 1991 23 сентября 1991 26 декабря 1991 [4]
Таджикская ССР
с 9 сентября 1991:
Республика Таджикистан
24 августа 1990 9 сентября 1991 9 сентября 1991 26 декабря 1991 [4]
Казахская ССР
с 10 декабря 1991:
Республика Казахстан
25 октября 1990 16 декабря 1991 16 декабря 1991 26 декабря 1991 [4]
Республика Киргизия [9]
с 30 августа 1991:
Республика Кыргызстан
15 декабря 1990 31 августа 1991 31 августа 1991 26 декабря 1991 [4]

Декларация о суверенитете РСФСР

Парад суверенитетов в РСФСР

6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин сделал в Уфе заявление: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» [10] .

С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик. Принята декларация о государственном суверенитете Карельской АССР (9.08.1990), провозглашен государственный суверенитет Коми АССР (11.10.1990), Татарской АССР (31.08.1990), Удмуртской и Якутской-Саха АССР (27.09.1990), Чукотского автономного округа, Адыгейской АО (Адыгейской АССР) (05.10.1990), Бурятской АССР (07.10.1990), Башкирской АССР (11.10.1990), Калмыцкой АССР (19.10.1990), Марийской АССР (22.10.1990), Чувашской АССР (24.10.1990), Ямало-Ненецкого (17.10.1990) автономного округа, Горно-Алтайской АО (Горно-Алтайской АССР) (25.10.1990) Иркутской области (26.10.1990) и т. д.

В этих и других документах того периода республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось урегулировать путем заключения с ним в дальнейшем договоров.

24 мая 1991 года были приняты изменения к конституции РСФСР по названиям Автономных Советских Социалистических Республик (АССР) — из них было убрано слово «автономные» и они стали именоваться как Советские Социалистические Республики (ССР) в составе РСФСР [11] , что противоречило 85 статье конституции СССР [12] .

3 июля 1991 в конституцию РСФСР вносятся изменения статусов Автономных областей на Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (кроме Еврейской АО). [13] , что противоречило 87 статье конституции СССР [14] . Российские республики готовятся войти в состав Союза Советских Суверенных Республик (СССР) [15] .

19 августа подписание начального договора о создании ССГ было сорвано ГКЧП при попытке отстранения М. С. Горбачева с поста президента СССР. 12 декабря подписываются беловежские соглашения и вместо государства-конфедерации — ССГ (по одному из проектных союзных договоров туда должны были войти и республики из состава РСФСР) создается Содружество Независимых Государств.

7 февраля 1992 года в связи с попыткой депутатов Верховного Совета Республики Карелия поставить в повестку дня очередной сессии вопрос о возможности выхода Республики Карелия из состава России Петрозаводский городской Совет народных депутатов принял обращение к Верховному Совету Республики Карелия и жителям Петрозаводска, в котором заявил, что «выход Республики Карелия из состава России и создание ещё одного независимого государства — Карелия — невозможен». Вместе с тем, Петрозаводский городской Совет народных депутатов признал правильным курс на разграничение компетенций между Россией и Карелией и закрепление на этой основе экономической самостоятельности республики. [16] В дальнейшем в Карелии неоднократно принимались законы, которые определяли изъятия и дополнения положений федеральных законов. [17]

31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, подписали обновленный федеративный договор.

В апреле 1992 года Vl съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался рассматривать вопрос о ратификации беловежского соглашения и об исключении из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР. [18] [19]

25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР. Статьей 4 принятой конституции было установлено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а федеральные законы имеют на всей ее территории верховенство. Конституцией была установлена возможность заключения договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, однако устанавливалось, что в случае несоответствия положений этих договоров, а также ранее заключенного Федеративного договора положениям Конституции Российской Федерации действуют положения Конституции (пункт 1 Раздела II Конституции Российской Федерации).

В дальнейшем при оценке тех или иных положений законодательства различных субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации неоднократно констатировал конституционно-правовую невозможность и незаконность «двухъярусного суверенитета» Российской Федерации и ее субъектов. Так, в частности, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“», указывается:

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула). Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройств. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, — даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Читайте также:  Кошка беременность срок таблица

Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством. Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. [20]

В связи с этим содержавшиеся ранее в конституциях ряда республик в составе России положения, указывающие на их суверенитет, к настоящему моменту практически повсеместно удалены.

Источник



Распад СССР

Распад СССР в таблицах:

* 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денонсирует договор об образовании СССР.
** 25 августа 1991 г. декларации о суверенитете Белорусской ССР придан статус конституционного закона.
1.

  1. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 1-ГС «О признании независимости Литовской Республики»
  2. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 2-ГС «О признании независимости Латвийской Республики»
  3. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. № 3-ГС «О признании независимости Эстонской Республики»

2. Провозглашение восстановления независимости.

3. 8 декабря 1991 г. главы государств-основателей СССР подписали Беловежское соглашение, объявлявшее о прекращении существования Союза ССР и создании организации СНГ. Оно было ратифицировано Верховными Советами государств.
*** Последняя сессия Верховного Совета СССР.

* Во время войны законов (парада суверенитетов) планировалась трансформация фактически унитарного государства в советскую федерацию; предпологаемое название — Союз суверенных государств (ССГ).

** Переименование государства было закреплено в конституции России 1978 года в мае 1992 года

26 декабря 1991 г.
(5 сентября 1991 г.)

* Выборы народных депутатов, из которых формировался Верховный Совет

** Действует до сих пор под национальным названием.

Главой союзной республики являлся председатель республиканского Верховного Совета. Руководящими функциями также обладала республиканская компартия (в РСФСР — КПСС). Во время перестроечного реформирования высших органов власти, после введения поста президента СССР в республиках (и автономиях) также вводятся посты президента. В августе 1991 года, после попытки смещения Горбачева и ареста членов правительства СССР, входивших в ГКЧП, последовал запрет/приостановление деятельности республиканских компартий, утвержденные Верховными Советами республик.

Понравилась статья? Поделись ссылкой!

Источник

Как сто лет назад в Белоруссии пытались построить народную республику

9 марта 1918 года в Минске провозгласили создание Белорусской народной республики (БНР). Политическому новообразованию не суждено было стать государством, но и сегодня об этом историческом факте не забыли. И по сей день преемственность БНР — важная часть белорусской националистической идеологии. RT разбирался, почему сто лет назад попытка белорусов обрести независимость от России окончилась неудачей и как миф о БНР соотносится с исторической правдой. «Несостоявшаяся государственность» 9 марта 1918 года в Минске исполкомом Рады Всебелорусского съезда (разогнанного большевиками в декабре 1917 года собрания представителей политических сил населённых белорусами губерний России. — RT) заявил о создании Белорусской народной республики (БНР) во главе с Верховной радой. Это был уже второй декрет, вторая Уставная грамота нового государства, которое претендовало на власть в населённых белорусами районах. Однако никакой реальной власти на тот момент самопровозглашённая Белорусская народная республика не имела. Минск с 20 февраля 1918 года контролировали немецкие войска, и провозглашалась республика в условиях немецкой оккупации большинства белорусских территорий. Первая Уставная грамота, передававшая всю власть исполкому Рады Всебелорусского съезда, принималась в более свободных условиях. Произошло это 20 февраля 1918 года, когда Минск на один день был занят 1-м Польским корпусом генерала Иосифа Довбор-Мусницкого. Поляки даже разрешили вывесить флаги белорусских националистов — бело-красно-белые знамёна. Пришедшие позже немцы такой вольности не позволяли. Они хотя и не стали разгонять интеллигентов, называвших себя властями, но БНР — новую республику — не признали. Поэтому, когда 23 марта 1918 года Рада БНР провозгласила независимость нового государственного образования, это решение осталось лишь на бумаге. Все властные функции по-прежнему выполняла немецкая оккупационная администрация. Лишь со второй половины 1918 года органам власти БНР было дозволено осуществлять некоторые административные функции на оккупированных территориях. Независимость БНР не признали ни Советская Россия, ни белые правительства, ни страны Антанты. «БНР не состоялась, потому что на протяжении тех нескольких месяцев, пока её старались создать, не заработал ряд органов, являющихся необходимыми признаками государственности», — отметил в интервью RT научный сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский. С выводом немецких войск в 1919 году руководители БНР отправились в эмиграцию, а в Минске вся власть перешла к правительству образованной ранее Советской Социалистической Республики Беларусь. Однако эпизодически республика времён немецкой оккупации ещё напоминала о себе. В 1920 году под флагом БНР против советской власти воевал известный авантюрист времён гражданской войны — «батька» Станислав Булак-Балахович, до этого успевший послужить и красным, и белым, и везде отличившийся крайней жестокостью и участием в еврейских погромах. В том же 1920 году в Слуцком уезде произошло скоротечное антибольшевистское восстание. Формально восставшие ориентировались на эмигрантскую Раду БНР, но реально, как и Балахович, опирались на поддержку поляков. «БНР была политическим проектом части белорусских элит, оставшихся на территории, оккупированной немцами, которые попытались создать белорусское государство, но этого не получилось. И в 1925 году на съезде Рады БНР было признано, что именно Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) является единственным субъектом, представляющим интересы белорусского народа на международной арене», — отметил в интервью RT научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси Пётр Петровский. «В большинстве своём в общественном сознании белорусов БНР попросту нет. Есть только у небольшой группы людей: либо профессиональных историков, либо оппозиционных политиков, которые используют БНР как исторический феномен для своих политических целей, противопоставляя БНР советской государственности», — отмечает эксперт. «Ранние формы фашизма» Однако, по словам Олега Неменского, попытки создать БНР в 1918 году, несмотря на их скоротечную историю, имеют достаточно большое значение для современной белорусской националистической оппозиции. Противники президента Лукашенко традиционно празднуют и 9 марта — провозглашение БНР, и так называемый День воли — 25 марта, когда Рада БНР объявила о независимости страны. Для них обращение к образу БНР как к образованию альтернативной белорусской государственности позволяет поднять сразу несколько вопросов. Во-первых, вопрос о характере советского периода. Если истоки белорусской государственности в БНР, то СССР надо провозгласить оккупантом по примеру Украины, Польши и стран Прибалтики. Во-вторых, встаёт вопрос о границах. Территория, на которую претендовала БНР, гораздо шире границ нынешней Республики Беларусь, — туда, в частности, входят российская Смоленщина, польское Подляшье и литовский Вильнюс. В-третьих, вопрос о государственных символах: нынешние герб и флаг Белоруссии напоминают символику БССР, в то время как после выхода из состава СССР и до прихода к власти Александра Лукашенко страна использовала бело-красно-белый флаг (гамма, соответствующая флагу Польши. — RT) и герб «Погоня», дублировавший герб соседней Литвы. Оба символа использовала и БНР. Кроме того, существует языковой вопрос. На территории БНР государственным языком провозглашался только белорусский, а не белорусский и русский, как сейчас. «Наконец, это вопрос об интеграции с Европой и объединении с Россией, — отмечает Олег Неменский. — Немцам были выгодны любые движения, которые отрывали эту территорию от России. А в самом статусе оккупированной Германией территории можно увидеть и интеграцию с Европой». По мнению эксперта, одной из главных причин образования БНР был вакуум власти, возникший после распада Российской империи. Как и в соседней Украине, в Белоруссии местные националисты попытались создать своё государство. И хотя ранее белорусский национализм не был столь русофобским, как национализм украинский, именно деятели БНР пытались его радикализировать по примеру Украины. «Стоит отметить, что так называемый премьер-министр БНР Вацлав Ластовский пытался называть белорусов кривичами, действуя так же, как украинские националисты, переименовавшие местное население в украинцев. Главное, чтобы не звучал общий корень со словом «русские», — утверждает эксперт. По его словам, хотя БНР не пользовалась массовой поддержкой населения (большинство белорусов о ней просто не знали) и не опиралась на военную силу (за неимением оной), идеология этого образования была близка к тоталитарным движениям XX века. «Если почитать того же Вацлава Ластовского, то можно увидеть, что это ранние формы фашизма. Крайне правое, милитаристское, вождистское государство получилось бы, если бы история дала ему шанс», — утверждает эксперт. «Всё намного сложнее» С тем, что миф о Белорусской народной республике сейчас активно эксплуатирует белорусская оппозиция, согласен и Пётр Петровский. Однако, по его словам, историю БНР понимают слишком упрощённо как оппозиционеры, так зачастую и их противники. «Это продолжение мифа о БНР, который создавал цээрушный Институт изучения СССР в Мюнхене, продвигая идеологемы, направленные на разжигание русофобии и антисоветчины, — отмечает эксперт. — Этот миф не имеет ничего общего с той БНР, которая была на самом деле». Так, политолог подчёркивает, что, хотя сейчас наследниками БНР себя провозглашают сторонники западных ценностей, рынка и частной собственности, большинство в Раде БНР изначально занимали белорусские социалисты-революционеры, настаивавшие на социализации земли. «Также там были российские монархисты и западнорусы типа Ефима Карского», — отмечает Петровский. «Более того, Рада БНР направила осенью 1918 года письмо лично Деникину, где заявляла, что при поддержке Деникиным БНР она отменит акт о провозглашении независимости и будет выступать за федеративную Россию», — подчеркнул эксперт. Он отметил, что в переписке с Радой БНР по вопросам церковной жизни в Белоруссии состоял и патриарх Тихон, тогдашний предстоятель Русской православной церкви, который «благословил труды всего правительства Белорусской народной республики». «Представители БНР пытались общаться со всеми, и большевиками в том числе», — отметил Олег Неменский. По его словам, такие контакты были вызваны безуспешными попытками добиться международного признания. В апреле 1918 года несколько представителей Рады БНР во главе с поляком Романом Скирмунтом отправили телеграмму германскому кайзеру Вильгельму II, заявив, что видят будущее Белоруссии под немецкой опекой. Позже предпринимались попытки связаться с французами и британцами. «На сегодняшний день БНР больше является жупелом и формой манипуляции, — считает Пётр Петровский. — И это никоим образом не связано с исторической БНР, которая существовала в 1918—1925 годах, когда всё было намного сложнее». Сделано в ЦРУ Организация, именующая себя Белорусской народной республикой, существует до сих пор. Сейчас её возглавляет гражданка Канады Ивонка Сурвилла, в 1997 году сменившая на этом посту Иосифа Сажича, который служил полицаем на оккупированных немцами территориях в годы Великой Отечественной войны. В год столетия БНР «Верховная рада» призывает активно бороться с «пророссийским режимом Лукашенко». «Что касается той Рады БНР, что находится за границей, то никакого отношения к первоначальной БНР она не имеет, — отмечает Пётр Петровский. — Ни один её член ни на каком этапе не был связан с первоначальной БНР. Она была создана в 1947 году на средства ЦРУ США из числа эмигрантов, которые сотрудничали с фашистами в 1941—1945 годах, и использовалась как инструмент борьбы с СССР и социалистическим блоком в конкретной ситуации Белоруссии в рамках холодной войны». Несмотря на антигосударственную риторику современных «наследников» БНР, в 2018 году власти Минска согласовали проведение митинга и концерта оппозиции 25 марта — в день провозглашения независимости республики. Также на здании, где в 1918 году заседал исполком Рады Всебелорусского съезда и было принято решение о создании БНР, поместят мемориальную доску. «Нынешняя белорусская власть старается быть представительницей всего белорусского общества, а ради этого пытается показаться симпатичной самым разным его группам: и пророссийскому большинству, и антироссийскому меньшинству», — отметил Олег Неменский. Однако, по словам эксперта, хотя с точки зрения простой политической конъюнктуры это разумно, такое потворство националистам не сулит ничего хорошего белорусскому руководству. «Те, кто ходит с флагами БНР, никогда не будут сторонниками Лукашенко», — подчеркнул политолог.

Читайте также:  Социальная структура при петре i таблица

Источник

Хронология выхода союзных республик из состава СССР: какая из них вышла первой, а какая последней?

Ещё в 1977 году члены КПСС сделали грубейшую поправку в новой Конституции СССР, провозгласив Союзные республики СССР – суверенными государствами. Так руководство СССР заложило бомбу замедленного действия для дальнейшего сепаратизма в союзных республиках.

Перестроечная политика Горбачёва связанная с демократизацией СССР и вовсе привела к печальным последствиям, особенно после введения нового титула. Подумать только, к 1990 году в СССР появилось целых 16 президентов, по одному президенту в каждой республике, а в самом РСФСР и во все появилось два президента, один – СССР (Горбачёв), другой – РСФСР (Ельцин). Весь этот «Парад Суверенитетов и президентов в итоге привел к полному распаду СССР на 15 самостоятельных государств.

Однако стоит отметить, что выход республик из состава СССР не был одновременным. Одни провозгласили свой суверенитет ещё вначале 1990, в то время как другие в конце 1991-го.

Итак, давайте рассмотрим их список в порядке их хронологии:

Прибалтийские республики 1990-ый год

Страны Прибалтики вошли в состав СССР в 1940 году, т.е. за год до начала Великой Отечественной войны. Несмотря на огромные привилегии, которые имели у прибалтийских народов, Эстония, Латвия и Литва не любили Советский Союз и всегда мечтали о своей независимости. В итоге спустя полвека в Прибалтике начинаются активные национальные движения.

Литва самая первая из республик которая объявила о своем выходе из состава СССР ещё 11 марта 1990, за ней следом Латвия – 4 мая и Эстония – 8 мая того же года.

Республики Закавказья 1990-91 гг

После распада Российской империи страны Закавказья ненадолго получили свою независимость, но в 1921 году вновь вошли в состав уже Советской России. Грузия среди союзных республик была самой зажиточной, ещё со времен Иосифа Сталина. Армения и Азербайджан также получили огромные дотации из союзного бюджета. Однако как только началась Перестройка в Закавказье тут же начались националистические движения целью которых был выход из состава СССР.

Читайте также:  The banner saga таблица

Так Армения стала первой из республик Закавказья (4-й среди союзных республик), которая провозгласила о своем суверенитете ещё 23 августа 1990 года. С приходом к власти националиста З. Гамсахурдия Грузия также объявляет о своей независимости 9 апреля 1991 года. Азербайджан объявил о своем выходе из состава СССР лишь в последних числах августа 1991 года.

Молдова и восточнославянские союзные республики август 1991-го

В конце 1980-х годов в Молдавии возникла идеология о единстве молдавского и румынского народа, и его воссоединении в качестве единого государства. Так 23 июня 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР утвердил Заключение специальной комиссии, согласно которой Молдавия как часть румынской территории была незаконно оккупирована в советский период. 27 августа 1991 года Верховный Совет Молдовы принял Декларацию о независимости республики.

На Украине, как и в Молдавии в этот период также активировались националистические движения украинских национал-демократов, которые требовали независимости Украины. 24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял постановление о провозглашении независимости Украины.

После событий Августовского Путча 18-21 августа 1991 года республика Беларусь также объявляет о своей независимости. В отличии от Украины и Молдавии в Белоруссии не было сильных националистических движений, да и подавляющее большинство белорусов желала оставаться в составе СССР.

Среднеазиатские республики осень 1991-го

Средняя Азия не хотела выходить из состава СССР, и лишь осенью 1991 года потихоньку стали объявлять о своем суверенитете. Среди них Киргизия и Узбекистан (31 августа), Таджикистан (9 сентября) и Туркменистан (27 октября)

Россия – Казахстан

Декларацию о государственном суверенитете Россия приняла ещё 12 июня 1990 года. Однако де-юре вышла из состава СССР спустя 4 дня после Беловежских Соглашений – 12 декабря 1991. Казахстан был самой последней из советских республик, который провозгласил свой суверенитет 16 декабря 1991 года. 26 декабря 91-го года Горбачев официально объявляет о прекращении существования СССР.

Вывод. Таким образом мы видим, что среди советских республик первой из состава СССР вышла Литва ещё в марте 1990 года, в то время как Казахстан был последней из советских республик, который объявил о своей независимости в декабре 1991 года.

Список используемых источников:

  • Рой Медведев. Советский Союз. Последние годы жизни.—М.: Время, 2015.— 416 с.— (Собрание сочинений Жореса и Роя Медведевых).—2000 экз.—ISBN 978-5-9691-0859-2.

О том по каким причинам произошло крушение СССР читайте ЗДЕСЬ

Итак, дорогие читатели делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «лайки» и подписывайтесь на мой канал МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА

Источник

Adblock
detector