Меню

Таблица программы коррекционной работы



Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья1 в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

  • Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности2;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Читайте также:  Таблица для расчета леса кругляка

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сотрудничество с родительской общественностью.

Требования к условиям реализации программы

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;
  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
  • развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя—логопеда, учителя-дефектолога и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя дефектологи, учителя логопеды, педагоги психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально техническое обеспечение

Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Источник

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы

Цель программы

Программа коррекционной работы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена на создание системы комплексной помощи «психологически неблагополучным» детям в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в психологическом развитии обучающихся , их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать проблемы таких детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения «психологически неблагополучных» детей.

Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Выбор конкретной формы определяется результатами педагогической и психологической диагностики.

Задачи программы

своевременное выявление «психологически неблагополучных» детей с трудностями в обучении, проблемами в адаптации, поведении, общении или во внутреннем психологическом состоянии;

определение направлений коррекционной работы с «психологически неблагополучными» детьми;

определение особенностей организации коррекционной работы с «психологически неблагополучными» детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в соответствии с выявленными проблемами;

создание условий, способствующих освоению «психологически неблагополучными» детьми основной образовательной программы основного общего образования и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи «психологически неблагополучным» детям с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с результатами диагностики);

разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ, организации индивидуальных и/или групповых занятий для «психологически неблагополучных» детей;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации «психологически неблагополучных детей»;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) «психологически неблагополучных» детей.

Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:

Соблюдение интересов обучающегося. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой в интересах школьника.

Читайте также:  Воздушный транспорт плюсы и минусы таблица

Целостность воздействия на личность подростка. Ошибочно и практически неконструктивно «разделение» подростка на различные психологические сферы и ведение коррекционной деятельности в отношении отдельно взятых социальных, эмоционально-личностных или познавательных сфер. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников, но любая коррекционная деятельность должна разворачиваться как процесс воздействия на личность ребенка в целом, во всем разнообразии ее социально-психологических проявлений.

Реалистичность. Активно опираться на знание особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежат школьники.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции проблем «психологически неблагополучных» детей, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса, всесторонний подход, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем подростка;

Непрерывность. Принцип гарантирует обучающимся и их родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Последовательность и преемственность в формах и методах проводимой в школе коррекционной работы. Участие школьника в различных формах коррекционной работы в течение всех лет обучения в школе будет значительно более продуктивным, если он будет чувствовать в этой работе определенную логику, последовательность, методическую преемственность.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для решения проблем «психологически неблагополучных детей».

Добровольность посещения коррекционных занятий школьником.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) «психологически неблагополучных» обучающихся выбирать формы получения помощи, защищать законные права и интересы школьников, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о посещении «психологически неблагополучных» подростков специальных коррекционных занятий в МОУ СОШ №2.

Направления работы

Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление «психологически неблагополучных» школьников, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную психолого-педагогическую помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии «психологически неблагополучных» обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения «психологически неблагополучных» школьников и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории подростков, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическим работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи;

раннюю диагностику проблем в развитии и анализ причин трудностей адаптации школьников в основной школе;

комплексный сбор сведений о подростке на основании психолого-педагогической диагностической информации;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития «психологически неблагополучного» школьника, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей «психологически неблагополучного» подростка;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации «психологически неблагополучного» школьника;

системный разносторонний психолого-педагогический контроль за уровнем и динамикой развития школьника;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития «психологически неблагополучного» школьника методов и приемов обучения в соответствии с его проблемами;

организацию и проведение психологом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления проблем и трудностей в обучении;

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию проблем в развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сфер подростка и психокоррекию его поведения;

социальную защиту школьника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с «психологически неблагополучными» школьниками, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование психологом педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с 2психологически неблагополучными» подростками;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов обучения «психологически неблагополучного» школьника.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы), направленные на разъяснение участником образовательного процесса — обучающимся (имеющим проблемы в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий «психологически неблагополучных» подростков.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для выявления «психологически неблагополучных» школьников, определении их проблем; оценка образовательной среды с целью соответствия требований программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

Этап планирования, организации, координации ( организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся, а также воспитания, развития, социализации данной категории школьников.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно -диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ для решения проблем «психологически неблагополучных» школьников.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный и процесс сопровождения «психологически неблагополучных» подростков, корректировка условий обучения, методов и приемов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, обеспечивающих системное сопровождение «психологически неблагополучных» школьников: классных руководителей, учителей-предметников, педагогов, входящих в психологическую службу школы. Такое взаимодействие включает в себя:

комплексность в определении и решении проблем подростка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

составление комплексных и индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер подростка.

В настоящий момент такое взаимодействие в МОУ СОШ №2 осуществляется путем реализации целевых программ: «Адаптация пятиклассников» и «Программа деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися», разработанными педагогами школы.

Консолидация усилий классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов позволит обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы школьника.

Наиболее распространенной и действенной формой организованного взаимодействия специалистов – это психолого-педагогический консилиум, на котором вырабатывается стратегия сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся, конкретизируется содержание работы с ними.

Еще одним механизмом реализации коррекционной работы можно считать социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие педагогов МОУ СОШ №2 с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества) – это учреждения здравоохранения, инспекция по делам несовершеннолетних, учреждения дополнительного образования и пр.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей школьника; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий);

комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение гигиенических правил и норм).

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

Читайте также:  Juniper таблица mac адресов

Педагог-психолог оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных прежде всего по возрастам, а внутри каждого возраста – по важнейшим проблемам школьников. Прежде всего, это коррекционные работы, связанные с решением проблем дезадаптации школьников и трудностей в их познавательной сфере (в рамках психической нормы).

Коррекционные программы по направлениям

Источник

Таблица программы коррекционной работы

Анастасия Попова

Темы, где ещё можно СКАЧАТЬ полезный материал:
• Речевые и логопедические карты, протоколы исследований (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25659488)
• Методические материалы и документация логопеда (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25659836)
• Планирования (тематические, календарные, перспективные и др.) (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25660169)
• Рефераты, курсовые, ВКР, диссертации, авторефераты (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25576014)
• Картотеки, подборки (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663045)
• Тесты, методики (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663392)
• Конспекты (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663385)
• Статьи (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663388)
• Презентации (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25663792)
• Нормативно-правовые документы логопеда, психолога, дефектолога (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25667573)
• Материал для занятий (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25297640)
• Материалы для аттестации (Скачать здесь. http://vkontakte.ru/topic-22963785_25881052).

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ материалами, загружайте его сюда http://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)

******************************************************************************
ДРУЗЬЯ. Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе «Разные документы», да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер

Источник

Структура и оформление коррекционной / развивающей программы

, методист по психологии

СТРУКТУРА и ОФОРМЛЕНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ / РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Название программы. Автор (автор-составитель) * *

2. Пояснительная записка. *

2.1. — актуальность темы * (значимость проблемы, причины возникновения);

научная обоснованность (теоретическое обоснование программы): обозначение научных школ и подходов, в рамках которых разработана программа; основные понятия и категории, используемые в программе; информация о результатах апробации программы и др.;

обоснование содержания программы (соотнесение с уровнем возрастного развития; обоснование целесообразности методов и приемов, используемых в программе; ограничения использования программы; принципы реализации программы и др.).

Известно, что……

Наблюдения специалистов показывают……

Таким образом……….требуют организации психокоррекционных мероприятий.

Проведение коррекционных мероприятий обусловлено еще и тем, что……

Особенностью программы является…..

В процессе работы должны соблюдаться следующие принципы……..

Программа строится на основе следующих принципов: ……

2.2. Цель и задачи программы * – результаты, которых мы хотим достичь.

Настоящая программа имеет своей целью (осуществляется с целью) …..

При проведении коррекционно-развивающих занятий были поставлены следующие цели (задачи)……..

Задачи программы:…..

2.3. Предмет и объект коррекционной / развивающей работы*.

Предмет – то, на что направлено воздействие. Например, трудности в обучении.

Объект – то, на кого направлено воздействие. Например, младшие школьники или дети 4-5 лет.

G возможно совместить предмет и объект. Например, младшие школьники, испытывающие трудности в общении с одноклассниками.

G если предмет и объект указываются в названии программы, тогда здесь отдельно не прописываются. Например, программа занятий по развитию эмоциональной сферы младших школьников.

2.4. Организационные условия проведения занятий. *

    количество и возраст участников; форма проведения занятий; продолжительность всей программы (количество занятий); регулярность и продолжительность занятий; требования к помещению (игровая комната, зал… и оборудованию (парты, магнитофон, маты…).

Настоящая программа предназначена для групповой(индивидуальной) работы с детьми……лет (…..классов), включает……..занятий…..раз в ….(неделю, месяц….) продолжительностью…..минут (часов).

Программа рассчитана на…….. занятий длительностью……..минут (часов), которые проводятся……..раз в ….(неделю, месяц….).

Занятия проводятся ……..раз в …(неделю, месяц….) по…..минут (часов). Количество занятий — …. . Количество детей в группе — …..(в зависимости от возраста).

Курс включает……..занятий.

Занятие длится…… Его продолжительность зависит от……..

Для занятий необходимы……..

Основной формой осуществления программы является…..(групповая, индивидуальная работа)

К проведению занятий предъявляются следующие требования….

2.5. Критерии отбора в коррекционную группу * – это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребенком занятий по той или иной коррекционной (развивающей) программе. Признаки должны быть выделены таким образом, чтобы после окончания занятий можно было провести повторную диагностику и оценить эффективность воздействия.

Критерием отбора в коррекционную группу является (являются показатели)…

Основными показаниями отбора детей в группы является…..

Набор в группу осуществляется с учетом…..(запроса родителей или педагогов, на основе наблюдения за детьми и др.)

Для набора детей в группу, провидится диагностика, целью которой является изучение….

Проведение психологического обследования позволяет определить…..

Задачей диагностического этапа является…..

В процессе психологической (психолого-педагогической) диагностики было выявлено……..

На основе результатов диагностики формируются коррекционные группы.

Программа должна включать список (перечень) используемых методов и методик диагностики.

С целью выявления ……. детей (подбора детей в группу) используются следующие методы и методики:…..

При отборе детей были использованы методики:……

В начале и в конце занятий проводится социометрия участников группы.

2.6. Направления, этапы реализации программы.

Это общее направление работы, логика программы. Описывается сроки и содержание каждого этапа, критерии перехода с одного этапа на другой (Например, критерием перехода является выполнение большинством детей предложенных заданий не ниже среднего уровня).

Содержание программы включает в себя следующие блоки……..

Данная программа представлена в виде последовательных этапов…..

2.7. Описание методов и техник работы. *

Описываются основные методы (техники, приемы), используемые в программе.

Ведущим методом коррекции является……(арттерапия, анималотерапия…)

Коррекционный (формирующий) этап проводится в форме групповых (индивидуальных) занятий с использованием следующих методов (приемов, техник): …….

Программа построена в форме … (путешествия, ролевой игры и др.).

В ходе занятий используются такие приемы (методы, техники) как …..

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа построена на основе игровых упражнений.

2.8. Описание структуры занятия.

Выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие на каждом занятии.

! обязательное соблюдение трех этапов занятия: начальный (разминка), основной и заключительный (подведение итогов, рефлексия).

Примерная структура каждого занятия может быть представлена следующим образом: ……..

Каждое занятие состоит из……..трех частей: …(разминка, основная часть, подведение итогов)

Описывается, кто и каким образом участвует в реализации программы.

Например, параллельно с работой детской группы организуется несколько встреч с родителями по такой-то теме…

Например, 12 занятие в программе проходит совместно с родителями.

В этом же пункте дается описание способов взаимодействия специалистов (для комплексных программ):

— указываются все специалисты, которые участвуют в реализации программы (учитель-логопед, врач…);

— описываются принципы и способы взаимодействия специалистов на разных этапах реализации программы.

Осуществление коррекционной работы невозможно без участия в ней…..(родителей, педагогов, воспитателей).

По окончании работы необходимо составить рекомендации для дальнейшей работы.

На протяжении всего периода реализации программы проводятся консультации для родителей.

2.10. Критерии (методы, средства, способы) оценки эффективности (результативности) программы. Основные требования к результатам реализации программы. *

Это набор количественных и качественных показателей, по которым можно определить эффективность программы.

Для обоснования этого параметра программы необходимо:

— конкретно сформулировать результаты, которые можно ожидать после реализации программы (Например, результатом эффективности работы программы будет высокий уровень готовности к школе);

— описать критерии оценки эффективности (Например, выполнение диагностических заданий не ниже среднего уровня);

— описать методы и процедуры отслеживания результатов.

Критерием эффективности проведенной коррекционной работы является……..

Эффект коррекционного воздействия проявляется в ………

По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика для…..

Достигнутые результаты оцениваются методом…..

По завершении коррекционных мероприятий составляется аналитический отчет о результатах эффективности программы.

На последнем занятии детям даются задания на ….. Успешность выполнения этих заданий является критерием эффективности проведенной программы.

3. Тематический план занятий. *

G Может быть представлен в табличной форме.

Источник

Adblock
detector