Меню

Таблица отмена крепостного права земская реформа



Великие реформы Александра II

  • Кратко о личности Александра II
  • Основные реформы Александра II
    • Крестьянская реформа
    • Ликвидация военных поселений
  • Финансовая реформа (Государственный Банк)
  • Реформа образования
    • Начальные школы
    • Средняя школа
    • Высшее образование
  • Земская реформа (изменение местного самоуправления)
  • Реформа городского самоуправления
  • Военная реформа
  • Историческое влияние реформ

Кратко о личности Александра II

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I . К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Такая нестабильная обстановка и стала предпосылкой для принятия Александром II решения о проведении реформ во всех значимых сферах. Самым насущным был вопрос отмены крепостного права – император предложил провести этот процесс «сверху» (указом), пока народ не провёл его сам «снизу» (путем революции).

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

Обсуждение путей решения крестьянского вопроса началось с 1857 года. Были созданы местные дворянские комитеты, которые были обязаны предоставить проекты освобождения крестьян для своих губерний. В процессе работы над проектами помещики стремились выставить наиболее выгодные для них условия.

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

19 февраля 1861 года императором было подписано «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Основными пунктами были следующие:

  • отменялась вотчинная власть помещика над крестьянином (вмешательство в личную и хозяйственную жизнь);
  • крепостные стали «временнообязанными» – временно сохранялись оброк и барщина (9 лет);
  • крестьянин должен был выкупить в течение 9 лет у помещика землю, заплатив 20% от её стоимости;
  • остальную стоимость земли необходимо было выплачивать государству в течение 49 лет.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.
Читайте также:  Структура качества образования таблица

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

  • 18 июня 1863 – принят «Университетский указ»;
  • 14 июля 1864 – «Положение о народных училищах»;
  • 18 ноября 1864 – «Устав гимназий и прогимназий».

Реформы образования Александра

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

Для реорганизации системы местного самоуправления в 1864 году императором были подписаны «Земские положения». Они формировались на двух уровнях:

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.

«Городовое положение» от 1870 года позволило создать органы местного управления, в обязанности которых входило благоустройство улиц, развитие инфраструктуры, решение продовольственных проблем и другие вопросы, касающиеся жизни определенного города.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.

В 1874 году был подписан «Устав о воинской повинности». Им предусматривалось:

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Читайте также:  Таблица переводов мулине дмс мадейра

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Правлению Александра II нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Но это был большой шаг для России на пути перехода из феодального общества к современному капиталистическому строю.

Источник

Реформы Александра 2 и контрреформы Александра 3 (Таблица)

Таблица содержит реформы Александра 2 (1855-1881) и контрреформы Александра 3 (1881-1894)

Александр 2 Освободитель

Александр 3 Миротворец

1. Отмена крепостного права (1861), освобождение крестьян с землёй, но за большой выкуп и с сохранением временнообязанного состояния

1. Прекращение временнообязанного состояния крестьян (1883), запрет земельных переделов, введение института земских начальников, консервация общины (1893), отмена подушной подати (1882)

2. Земская (1864) и городская реформы (1870), создавшие первые органы народною представительства на местном уровне, проект Лорнс-Меликова о Всероссийском совещании земств

2. Манифест о незыблемости самодержавия (1881), отказ от созыва Всероссийского совещания земств (1882), ограничение полномочий земств (1890) и городских дум (1892)

3. Судебная реформа (1864), утвердившая гласность и бессословность судопроизводства, суд присяжных и состязательность судебного процесса

3. Введение положения о чрезвычайной и усиленной охране, изъятие политических дел из ведения суда присяжных, предоставление губернаторам права на административную высылку (1884)

4. Военная реформа (1874), переход к мобилизационной системе и отказ от рекрутчины, образование военных округов

4. Усиление корпоративного духа в офицерском корпусе (право на дуэль), внедрение национальных моментов в обмундирование и внешний вид солдат

5. Либеральный университетский устав (1863), предоставивший широкую автономию высшим учебным заведениям

5. Новый университетский устав (1884), свёртывание автономии высших учебных заведений

б. Совершенствование системы среднего образования (1864), появление частных и земских учебных заведений, упор на классические и реальные гимназии

6. Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), запрещавший приём в гимназию лиц неблагородных сословии, широкое строительство церковноприходских школ для крестьян

7. Реформа печати, смягчение цензуры, развитие «гласности»

7. Усиление цензуры печати (1882), закрытие ряда издании.

Источник

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. Александр II. Реформы 1860-1870- годов. Отмена крепостного права. 1861г.

Александр II. Реформы 1860-1870- годов.

Отмена крепостного права. 1861 г.

Причины отмены крепостного права, ход крестьянской реформы, итоги.

Крестьянская реформа. Отмена крепостного права.

19 февраля 1861 года император подписал «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян

Причины необходимости отмены крепостного права:

1.Крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок.
2. Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов.
3. Крестьяне открыто протестовали против крепостного права, росло число крестьянских волнений
4. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, что существенно понижало международный авторитет страны

Основные положения реформы:

Крестьяне получали права: личную свободу, имущественные права, право заниматься торговлей, переходить в другие сословия (теперь они стали «сельскими обывателями»), право заниматься предпринимательством, участвовать в местном самоуправлении.

Крестьяне получали земельный надел за выкуп.1.4 они выплачивали помещику, а остальную часть – государство, выдав крестьянам кредит на 49 лет. До выкупа земли они были «временнообязанными» и платили помещику оброк и отрабатывали барщину. Лишь в 1881 году было отменено «временнообязанное состояние».

Выкупные платежи — плата крестьян государству за землю, полученную в собственность в течение 49 лет( 1907г- отмена выкупных платежей). Выкуп осуществлялся НЕ отдельными крестьянами, а сельским обществом на основе круговой поруки

Порядок выкупа:

1.помещики получали сразу 100% стоимости преданных крестьянам земель

2.75-80% данной суммы выдавало государство

3.25-20% выплачивали крестьяне.

В течение 49 лет крестьяне должны погасить государственную ссуду (75-80%) из 6 % годовых.

Величина надела определялась в зависимости от плодородия земли. Появлялись «отрезки», если размер превышал дореформенный участок, и «прирезки», если он был меньше.

«Уставная грамота»- документ, определявший отношения помещиков и крестьян. В них чётко определялись размеры наделов и повинности крестьян .Грамота подписывалась со всей общиной, а не с каждым крестьянином.

Удельные крестьяне получали по «Положению» 1863 года свои наделы за выкуп, но временнообязанными были только три года, после чего переводились на обязательный выкуп.

Государственные крестьяне, которые и до реформы были лично свободными, тоже получали возможность выкупать землю или, как прежде, платить оброк государству.

Плюсы реформы:

Реформа способствовала переходу страны на капиталистический путь развития

На селе стали складываться рыночные отношения

Реформа принесла личную свободу более 30 млн. крестьян

Формирование рынка свободной рабочей силы и буржуазии из крестьян

Минусы реформы:

Сохранение помещичьего землевладения с феодальными пережитками — барщиной и оброком

Земля переходила крестьянам на правах пользования, а не владения.

Читайте также:  Таблица семейства двудольные биология 25 параграф

Низкий уровень жизни крестьян, недовольство крестьян реформой, всплеск народных волнений.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Земская реформа 1864 года: причины, ход событий, последствия

Земская реформа 1864 была реализована в правление Александра Второго Освободителя (1855-1881 гг.). Она вошла в историю 19 века наравне с судебной, цензурной, финансовой, военной реформой, отменой крепостного права, реформой городского самоуправления и среднего образования.

Подробности и интересные факты очень увлекательны. Любопытно знать, что испытывали наши предки, в круговороте каких событий им приходилось жить. Ведь эти изменения решали многие накопившееся в стране проблемы, развивали цивилизованное государство и способствовали построению гражданского общества. Кратко рассмотрим основные положения данной реформы. Кстати, про остальные буржуазные реформы смотрите здесь.

Истоки проведения реформы

Проект начали разрабатывать уже за пять лет до начала самой реформы (1859) при Министерстве внутренних дел. Председателем на тот момент являлся Николай Алексеевич Милютин. Чуть позже, с 1861 года, им стал Петр Александрович Валуев.

В чем были причины Земской реформы? Ввиду отмены крепостного права власть помещиков над крестьянами ликвидировалась. А ведь именно они, помещики, должны были следить за благоустройством жизни своих крепостных раньше. Теперь формально крепостные стали свободными. И по этому должны были как-то сами решать вопросы своей совместной жизни.

Местные жители, как утверждали сами реформаторы, лучше всех знали, что конкретно необходимо для их поселения. А ситуация с местным самоуправлением была плачевной — кроме общины, его просто не было.

Земская реформа 1864 года: причины, ход событий, последствия

П.А. Валуев. Министр внутренних дел. Один из инициаторов Земской реформы

Ход Земской реформы

Главным документом стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В нем указывалось каких именно губерний коснутся изменения (то есть не всех и сразу) и порядок формирования данных органов управления. Назывались они — «земствами» и являлись выборными.

В «Положении» закреплялись их основные функции. К ним относились: содержание зданий за счет земств, благотворительность, строительство церквей, страхование, управление торговлей, промышленностью, контроль над народным хозяйством и многие другие. Кто имел право голосовать? Только мужчины, достигшие возраста 21 год. Кроме того, избирателями являлись три курии: земледельческая (помещики), крестьянская (сельские жители) и городская (часть собственников). Проведение выборов осуществлялось один раз в три года.

Подробнее о способах формирования органов в истории 19 века расскажут таблицы.

Земская реформа 1864 года: причины, ход событий, последствия

Формально у земств были полномочия: они казались самостоятельными и независимыми. На деле — всем управлял губернатор. Он мог отменить любое их решение. Власти опасались, что местные жители могут объединяться по политическим соображениям и поэтому такое действо было строго запрещено. Разрешалось лишь заниматься локальными проблемами, не более.

Земская реформа 1864 года: причины, ход событий, последствия

Другими словами, центр не хотел делить многие полномочия с регионами, старался наложить как можно больше ограничений. Но при этом на каждом собрании местные ломали голову над тем на какие деньги добиваться поставленных целей — из государственного бюджета им ничего не полагалось. Приходилось собирать налоги и воплощать все хозяйственные функции своей местности.

В целом, земствами удалось развить образование, хозяйство, построить дороги — у государства, однозначно, не получилось бы. К концу 19 века формируется так называемая земская интеллигенция — передовые люди своего времени, которые хотели прогресса для страны на местном уровне.

Земская реформа 1864 года: причины, ход событий, последствия

Император Александр Второй Освободитель

Чуть позже была проведена и городская реформа 1870. Она была схожа с земской. Предпосылками было то, что городская реформа, проведенная еще Екатериной Великой, устарела: она ведь была «заточена» по сословное деление общества. С отменой крепостного права сословия стали размываться в классы. Поэтому и нужно было менять городское самоуправление.

К функциям городских властей относились благоустройство дорог и улиц, организация праздничных торжеств, финансовые вопросы, обеспечение жителей продовольствием, обеспечение общей безопасности. Они были закреплены в «Городовом Положении». Органами управления были определены городское избирательное собрание, дума и городская управа. Они наделялись правом управления на четыре года. Было избрание «гласных». Другими словами, это участники собраний, которые имели решающий голос. Реформа также положительное повлияла на многие города. Заметно развилась инфраструктура, так как городские власти научились эффективно вкладывать средства в нуждающиеся отрасли.

Основное значение реформы

Таким образом, можно выделить прогрессивные и не очень удачные итоги земской и городской реформ.

К плюсам можно отнести:

  • Образование системы самоуправления.
  • Развитие сельского хозяйства, экономики, образования, здравоохранения регионов и городов.
  • Население становится более грамотным.
  • Приобщение людей к власти, а это значит развитие правового государства и гражданского общества.
  • Поднятие уровня жизни населения.

Можно выделить следующие минусы:

  • Ограниченность полномочий, зависимость от губернской власти.
  • Недостаток материальных ресурсов.
  • Избиратели делились на сословия — преобладание класса землевладельцев.
  • Охватили не все регионы и города.
  • Затянулись на много-много лет.

К чему вела реформа? К созданию центрального выборного представительства, которое бы венчало местные земства. Но этого не произошло из-за убийство Александра Второго в самом начале марта 1881 года. А новый царь решил проводить последовательные контрреформы, о которых читайте здесь.

В то время был такой русский публицист и критик Катков Михаил Никифорович. Он утверждал: «Живые общественные силы должны быть введены в государственную организацию». Какое заключение об итогах земской реформы делал российский революционер Владимир Ильич Ленин спустя некоторое время? Он говорил: «Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска».

Ребят, если вам не понятны понятия: сословие, классы, вы не знаете чем отличается сословие дворян от класса землевладельцев, то настоятельно рекомендую либо наш видеокурс «История…», либо становитесь участником наших курсов подготовки: они на сегодня самые дешевые на рынке (от 3900 в месяц) и самые качественные вместе с тем.

Источник

Adblock
detector