Меню

Таблица образования озер 6 класс



Урок по географии в 6 классе на тему: «Озера».
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Петрова Галина Александровна

Сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах;

Скачать:

Вложение Размер
urok_geografii_v_6_klasse. doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.

образовательные: сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах;

развивающие: развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;

воспитательные : воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край, район.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: учебник, карта полушарий, физическая карта России, атласы, контурные карты, компьютер, проектор, экран, маршрутные листы.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте ее. Слайд №2.

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, направляя косынки

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – все в нем отражается…

Как это зеркало называется? (Озеро).

Учитель. Правильно. Это озеро. И тема нашего урока так и называется «Озера».

Учитель. На уроке мы с вами должны будем рассмотреть следующие вопросы:

— многообразие озер нашей планеты, их происхождение;

— какие озера называются сточными, а какие бессточными;

— познакомиться с понятиями соленые и пресные озера.

Учитель. У каждого из вас на партах лежат листочки с таблицей — это маршрутные листы, на которых будем вести записи урока.

Учитель. Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

Учитель. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У меня перед глазами озеро было круглое и мелкое. А с какими словами у вас оно ассоциируется?

(Ответы детей : маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.)

— А что такое «озеро»?

Учитель. Давайте сравним ваши определения с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника на стр. 95. Кто первым нашел определение?

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Записываем определение в маршрутный лист. Слайд №3.

Учитель. Это углубление называется – озерная котловина.

Учитель. Ребята, озеро не является частью океана, как например море. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.

Учитель . Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление или озерная котловина, образованная на земной поверхности. А какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобятся атласы на странице 16 «Физическая карта России».

(Знакомство учащихся с типами котловин — презентация)

  1. Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Аральское; самое большое в мире озеро – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем.) Слайд №4.

— Покажите Каспийское море-озеро на карте. Какие реки в него впадают?

  1. Тектонические в разломах . При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера).

( Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620 м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара .) Слайд №4.

— Покажите озеро Байкал на карте. Поэты о нем писали стихи:

Под надежной охраной лесов,

Под защитой гранитных хребтов

Мерно бьется о выступы скал

Сердце нашей Сибири – Байкал.

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником.

(Онежское; Ладожское, у этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом.).

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки. Примером является Сарезское озеро на Памире. Слайд №5.

(Рассказ подготовленного учащегося). Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро» .

5. Вулканические . Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.) Слайд №6.

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму. Рассмотрите рис. 64 в учебнике на стр.97. Слайд №6.

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Они маленькие, на картах не обозначаются. Слайд №6.

(Много на Урале, Кавказе).

Учитель. Продолжим работу с учебником стр.96-97 и, опираясь на тот материал, который я вам рассказала, вы заполняете таблицу в маршрутных листах. Каждый заполняет только один тип происхождения озерных котловин, т.к. вас всего 7 человек.

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Байкал, Ньяса, Танганьика.

Котловина углублена древними ледниками.

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Кратеры потухших вулканов

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются.

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются.

Учитель. Справились с заданием? А теперь составим общую таблицу.

( каждый отчитывается о проделанной работе ).

Учитель. Ребята, а вы знаете название озер Апастовского района? (Сабантуйское, Лыва). Сабантуйское, Кара-Куль (расположенное близ с. Кабы-Копры) озера являются частью старицы реки Свияга; близь села Аю-кудерган есть озеро карстового происхождения. Слайд №8.

Учитель. Озеро — это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера?

( осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек ).

Учитель. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы.

На рисунке-схеме вы видите озера и реки. Обратите внимания, что реки могут впадать в озера и вытекать .

Учитель. У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения. Слайд №9.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают).

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.

Учитель. Как вы думаете, к какому типу озер относится озеро Байкал?

(ответы детей: сточное.)

(ответы детей: вытекает река Ангара.)

Примерами сточных озер являются также Онежское и Ладожское озера.

— К какому типу озер относится Аральское море-озеро?

(ответы детей: бессточное.)

(ответы детей: не вытекают реки из них.)

Примерами бессточных озер являются также Каспийское и Балхаш.

Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, а что такое соленость?

( количество минеральных веществ в 1 литре воды ).

— А в чем она выражается? ( в промилях — тысячных долях числа ). Слайд №10.

Учитель. Все озера по солености можно разделить на две группы: пресные — до1%о; соленые — от 1%о до 35%о. Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые — розовым.

Учитель: Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть озера окрашена голубым цветом, а другая розовым. Как вы думаете почему ?

(соленые чаще всего бессточные озера, так как минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в озерах).

Учитель. А озеро Байкал пресное или соленое ?

(Ответы детей: пресное )

Сообщения учащегося о Мертвом озере. Послушайте, что рассказывает об одном из самых соленых озер Мертвом озере человек, побывавший на его берегах: «Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Мы решили искупаться, но нас отговорили. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус. Иногда из реки Иордан в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире».

Учитель. Как использует озера человек? Слайд №11.

( Ответы детей : ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и для отдыха, для восстановления здоровья).

Учитель. Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. Озера планеты, а также и озера нашего района, просят помощи у людей.

Даже к самому крошечному озеру, например, как наше озеро в центре села Бишево, наполненному небольшим количеством воды, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.

— Какие меры по охране озер должен соблюдать человек? Слайд №11.

1.Очищать промышленные и бытовые воды;

2. Соблюдать правила транспортировки грузов;

3. Соблюдения правил по ловле рыбы;

4. Не загрязнять места отдыха.)

Учитель. Наш урок подошел к концу. И я хочу узнать, как вы усвоили его. Ответьте на вопросы: Слайд №12.

1. Что такое озеро?

2. Что такое котловина?

3. Назвать условия образования озер.

4. Перечислить типы озерных котловин.

5. Назвать значение озер для человека.

4. Домашнее задание. Прочитать параграф 31. Приготовить сообщения о необычных озерах мира: озеро Чернил, озеро «Кастрюля», Горящее озеро, озеро Призрак, Асфальтное озеро, Сладкое озеро. (по желанию).

Источник

Урок географии по теме «Озера». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Разработка создана в рамках педагогической технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, базовая модель технологии “Вызов – осмысление – рефлексия”, использованы стратегии: кластер, чтение с пометками, синквейн.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения, используемые на уроке:

4. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).

5. Самостоятельной работы.

2. Письмо – составление таблицы, кластера, синквейна.

Формы работы на уроке:

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательная:

1. Формирование представлений об озерах

2. Научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности

3. Рассказать об использовании озер человеком

Развивающая и воспитательная:

1. Развивать критическое мышление при изучении озер

2. Научить анализу и обобщению

3. Развивать коммуникативные умения и речь, навыки совместной работы в группе

4. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении озер

5. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения

Практическая:

1. Учащиеся должны научиться выбирать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам особенности озер

2. Уметь определять тип озерных котловин

3. Уметь показать по карте озера

4. Развивать умение работать с информационным текстом

5. Развивать умение графически оформлять материал в виде кластера, таблицы.

1. Физическая карта России

2. Физическая карта полушарий

4. Раздаточный материал

5. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова “Начальный курс географии”. 6 класс. 2005 год

6. Иллюстрации, фото

7. Листы для кластера

11. Схемы и фильм о Байкале

Первая стадия – “Вызов”

Это стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Учитель: “Мы продолжаем изучение вод суши. Отгадайте тему сегодняшнего урока- какой следующий вид вод суши мы будем изучать”.

Работа начинается с загадки об озере, представленной на экране.

Загадка об озере.

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается.
Как это зеркало называется?

Тема урока записывается в тетрадь.

Учитель: “Чтобы лучше перейти к этой теме, давайте вспомним наши впечатления об озере”.

Учитель зачитывает отрывок из книги А.И.Лебедева “Озеро – одно из лучших украшений земли. Сколько оживления оно вносит в угрюмый лесной вид! Я еду лесом, кругом полутьма. Но вот лес как будто редеет. Между могучими стволами сосен замелькали светлые полосы. Тьма пропадает, исчезает лес.

Передо мной гладкая сверкающая на солнце поверхность озера. По берегам тянется лес. Но какая ширь, какая бездна света и голубого неба. Стоя на берегу и любуясь открывшимся дивным зрелищем, я едва замечаю далекий противоположный берег. На нем бродят коровы и между ними пастух с собакой. Как хорошо, приятно посидеть на высоком берегу лесного озера, вдыхать свежий, влажный воздух, любоваться зеркальной гладью чистой прозрачной воды. Вот прилетели утки.

Высокая осока и густые заросли камыша с серебристыми колосками дают приют многим пернатым, которые находят здесь обильную пищу и хорошую защиту”.

Прием “Составление кластера”

Кластер (пучок, созвездие, гроздь) – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Суть этого приема в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные. Выделяем центр – это наша тема, от нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Кластер учащиеся пишут на отдельных листах, синим фломастером подписывают то, что знают.

Схема составляется на основе ответов учащихся и не содержит исправлений учителя. Чем больше соберется сведений верных, а возможно, и нет, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно изучить.

Время, отводимое на стадию “Вызов” — 5-7 минут.

Вторая Стадия – “Осмысление”

Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию
  • осмыслить ее
  • соотнести с уже имеющимися знаниями

Озер на земном шаре огромное количество. На суше много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.

“Чем озеро отличается от реки и моря?”

В отличие от моря озеро не является частью Океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет как поток в русле.

Прием “Чтение с пометками”

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. После этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Такая форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.

Таблица представлена на экране

Пометки в тексте должны быть следующие:

“?” — не понял, есть вопросы

Ученики читают, текст заполняют таблицу. Идет обсуждение в группах. На работу отводится 5-7 минут. Дальше идет общее обсуждение результатов работы, озвучивание всех граф. Представитель первой группы читает содержание первого столбика таблицы. Представители других групп, которые знают другие факты, им предлагается озвучить свои записи. Те же операции проводятся и по второму столбцу таблицы.

Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов.

Если в замкнутое углубление на суше стекают поверхностные и подземные воды, причем вода поступает быстрее, чем испаряется, то она накапливается и образуется озеро.

Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

Озеро, в отличие от моря, не является частью океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.

Озера встречаются в горах, долинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров. Глубины озер тоже различны.

Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем. За огромные размеры и соленую воду его называют морем. Его длина превышает 1000 километров

Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 1/5 запасов пресной воды Земли.

Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. Причин образования озерных котловин много, и котловины эти очень разнообразны.

Самые большие и самые глубокие озера образовались в результате движения земной коры. При медленном опускании обширных участков земной коры возникла котловина Каспийского моря (остаточное озеро представляет собой остаток моря). Котловина Байкала – следствие образования гигантских трещин и раздвижения участков земной коры. Также образовались многие африканские озера, например Танганьика. В долинах горных рек встречаются запрудные озера. Примером может быть Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, вызванный землетрясением, преградил путь реке Мургаб, создав плотину. Есть вулканические озера. Их озерные впадины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на острове Ява, на Курильских островах, на Камчатке. В поймах рек часто встречаются небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами – старицами. Котловины некоторых озер образовал ледник. Например, Ладожское озеро на северо-западе России. Существуют искусственные озера, созданные руками человека – водохранилища.

Так же как и реки, озера имеют дождевое, снеговое, ледниковое и подземное питание. Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками. Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Примером сточного озера является Байкал. В него впадает 300 рек и вытекает одна Ангара. Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой. Вода каждой реки содержит небольшое количество соли. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки, сотни лет, и соли в воде озера становится все больше и больше. Из сточного озера соли выносят реки.

Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. Его соленость 270%. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер. Среди них выделяется озеро Баскунчак.

Озера имеют большое хозяйственное значение. Много воды расходуется для бытовых нужд, орошения полей, много ее потребляют фабрики и заводы. Важное значение крупные озера имеют как пути сообщения. В озерах вылавливают рыбу, со дна некоторых добывают соль, со дна Каспийского моря – нефть.

Учитель показывает на карте озера.

Демонстрация фотографий озер, образование типов озерных котловин и фильма о Байкале с помощью интерактивного пособия, компьютера и мультимедиа-проектора.

Третья стадия – “Рефлексия”

Здесь основным является :

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

1. Возвращение к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа проводится фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием.

Внесение изменений и дополнений фиксируется на доске красным мелом, учащиеся пишут на листах красным фломастером.

2. Работа с синквейном.

На экране представлены правила написания синквейна:

В переводе – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Этот прием требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.

Правила написания “синквейна”:

1. Существительное, обозначающее тему.

2. Описание темы двумя прилагательными.

3. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.

4. Фраза, предложение, афоризм, крылатое выражение, показывающие личное отношение ученика к теме.

5. Синоним темы, подчеркивающий ее суть (существительное).

2) красивое, дивное, широкое, лучезарное, глубокое, прозрачное, прекрасное, лазурное, стоячее

3) исследовать, плавать, любоваться, купаться, манит, ловить рыбу, улыбается

— озера — украшение земли

— сердце Сибири-Байкал

— прозрачное переливающееся зеркало

— здесь озера, кругом озера голубой отражают свет, и широким водным просторам ни конца и ни края нет

5) гидросфера, воды суши, водоем, вода

Подведение итогов урока

1. Можем ли мы сказать, что справились с задачами сегодняшнего урока?

2. Изменилось ли ваше представление об озерах в ходе сегодняшнего урока?

3. Были ли все сегодня на уроке активными?

4. Заключительное слово учителя о том, что удалось сделать на уроке, а что нет:

  • познакомились с озерами, сточное – бессточное, типы озерных котловин, самое большое, глубокое, соленое, их типами питания, использование.
  • познакомились с новыми приемами: кластер, чтение с пометками, синквейн.
  • нашли озера на картах
  • посмотрели фильм и фотографии

5. Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении.

2. по выбору:

  • написать рассказ на тему “Что было бы на Земле, если бы не стало озер?”
  • сообщение о видах озер.

Источник

Открытый урок по географии «Происхождение Озёр» (6класс)

Урок по теме Озёра.Подробное описание и дополнительный материал по озёрам.

Содержимое разработки

Открытый урок по теме

«Путешествие в страну озёр»

подготовила учитель географии:Саденова А.Б.

Образовательная: сформировать понятие «озеро», «озерные котловины»; их происхождение и особенности;

Развивающая: развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;

Воспитательная: воспитание ответственного отношения человека к природе; повышение интереса к предмету.

Оборудование: физическая карта Казахстана, физическая карта полушарий, атласы, интеллект-карты по теме.

Средства ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды компьютерной презентации.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: урок с использованием ИКТ и индивидуального стиля учебной деятельности.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Организационный момент

Здравствуйте ребята! От всего сердца хочу подарить вам свою улыбку в надежде, что вы мне ответите тем же.

Проверка домашнего задания

1.Воды,содержащиеся в земной коре называются грунтовыми(подземными)

2.Подземные воды,находящиеся на первом от поверхности водоупорном слое,называют межпластовыми(грунтовыми)

3.Слой из песка,щебня,гальки,хорошо пропускающий воду,называют водоупорным слоем(водопроницаемый)

4.К горным породам не пропускающим воду,относятся глина,гранит,песчаник,которые образуют оползни(водонепроницаемый слой)

5.Подземные воды,в составе которых содержатся растворенные соли и газы,называют артезианскими водами(минеральные воды)

6.Их температура колеблется от20до100 С в состав которых входят соли,кислоты,минералы называются пещерами(термальные воды)

7.Если пробурить землю до водоносного слоя,то вода под давлением поднимется вверх фонтаном. Колодец,вырытый таким способом называют артезианскими

8.Подземные минеральные источники в Казахстане известны под название арасан.

Изучение нового материала

Предлагаю вам самим определить тему сегодняшнего урока. Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков на экране.

Цель: узнаем, что называется озером, познакомимся с разнообразием озер и их происхождением.

Работать будем не в тетрадях, а на интеллект-картах (Приложение 1), которые лежат у вас на парте. По ходу урока вы будете делать в них записи, а в конце урока посмотрим, как мы поработали. Сейчас вы уже можете записать на картах тему урока и свою фамилию.

Кто видел озеро, поднимите руку? Хорошо! А сейчас играем в слово.

Я игру начинаю, слово «озеро» называю. Подберите к этому слову ассоциации, т.е слова подходящие по смыслу и запишите их. Проверка ассоциаций:

Кто желает прочитать, что у вас получилось? (по желанию, несколько человек)

Какие слова чаще повторялись? Ожидаемые ответы учеников – вода

А откуда поступает вода в озеро? Ожидаемые ответы – дождь, ручьи, родник, реки и т.д.

Чтобы вода скапливалась, какой должна быть поверхность? Ожидаемые ответы учеников – углубление, ямы, понижение.

Попытайтесь сформулировать определение понятия «озеро». Используйте для этого слова – опоры: углубление, водоем, поверхность.

А теперь найдите в учебнике на с.128 и прочитайте определение данное автором учебника. (Учащиеся делают запись в своих картах).

(Озеро – замкнутый водоем, образующийся на поверхности в природном углублении)

Итак, мы определили, что озеро- это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности.

Если так то, каким может быть их образование? Вопрос, конечно, непростой. Давайте попробуем на него найти ответ.

Нам понадобятся атласы, стр. 16 «Физическая карта мира». По ходу моего рассказа не забывайте делать записи.

Взгляните на экран. По происхождению озерные котловины бывают: тектонические.

Тектонические озера возникают в результате движений земной коры. Они в свою очередь подразделяются на:

Тектонические в разломах.

Как правило, такие озера очень глубокие. Танганьика, Ньяса в Африке, Байкал в России – глубочайшее из них. (Учащиеся работают с картами атласа). Чему равна его глубина? Обратите внимание на конфигурацию этих озер? Что вы заметили? Правильно – узкие, длинные, вытянутые. Их происхождение легко можно определить по карте.

Тектонические в прогибах. Они образовались за счет медленного опускания участков земной коры, которые заполнялись водой. Остатки древних морей. В настоящее время не имеющие связи с океаном. Из-за больших размеров и соленой воды названные морями. Например, Каспийское и Аральское в Центральной Азии, Мертвое море на Ближнем Востоке. Каспийское озеро – самое большое в мире озеро.

Примерно 10 тыс.лет назад, когда с территории северо-западной части материка Евразии ушел ледник и его талая вода заполнила выпаханные им котловины образовались ледниковые озёра. Наиболее крупные из них находятся на территории нашей страны – Ладожское и Онежское. (Находят в атласах).

Слайд 9. Запрудные озера возникают обычно в горах в результате сильных обвалов, которые преграждают русла рек, создавая естественную плотину. Так образовалось Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, вызванный землертясением, преградил путь реке Мургаб. Глубина этого озера 500 метров, длина 70 км.

Слайд 10. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратерах потухших вулканов. Кроноцкое на Камчатке, много на Курильских островах, на острове Ява.

Слайд 11. После паводка извилистая река часто спрямляет свое русло, пробивая новое русло. А участок старого русла в виде серповидной излучины превращается в озера-старицы. Озера небольшие, поэтому на карте не обозначаются. Много их на Урале.

Слайд 12. Карстовые озера. Расположены в местах, сложенных легкорастворимыми породами. Подземные воды растворяют их. Появляются пустоты, поверхность над которыми начинает проседать. После провала верхнего слоя, образуется котловина. Обычно они не велики по размерам. Их много на Кавказе и Урале.

Слайд 13. Проверка усвоения знаний: Игра «Лото» (Приложение 2).

Давайте вспомним игру «Лото». Работать будем в парах. Вам нужно закрыть определения подходящими по смыслу терминами.

Самое большое море-озеро

Котловины озёр, образующихся в разломах?

Озёра, образующиеся в кратерах вулканов

Озера – остатки бывших русел рек

Какое происхождение имеют Ладожское и Онежское озеро

Источник

§ 47. Озера (учебник)

Чем озеро, по вашему мнению, отличается от реки?

Что такое озеро. На суше существует немало углублений (Котловин) различного происхождения, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в углубление поступающей воды больше, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро. От реки озеро отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле. В отличие от моря озеро не является частью Мирового океана.

Озера чрезвычайно разнообразны. Есть озера-моря и озера-лужи. Глубина озер колеблется от нескольких сантиметров до более 1,5 км! В одних озерах вода пресная, в других — соленая. Бывают озера, скованные льдом течение сотен лет, и, наоборот, озера с горячей водой. Одни озера очень богатые организмами, другие представляют «водные пустыни». Крупнейшим по площади озером на Земле есть Каспийское море. Оно в 4 раза больше Белое и в 3 раза за Адриатическое моря. За огромные размеры и воду, похожую по составу солей на морскую, его называют морем. Самое глубокое озеро земного шара — Байкал (1620 м). Озеро значительно глубже Баренцево и Карское моря. Самое глубокое озеро в Украине — Свитязькое (58 м), оно в 4 раза глубже Азовское море.

Рис. Озеро Байкал

Образование озерных котловин. Размеры, очертания берегов, глубина озер обусловлены происхождением озерных котловин.

Котловины тектонического происхождения образовались в результате движений земной коры. При медленном опускании больших участков возникли котловины Каспийского и Аральского морей-озер. В результате глубоких трещин и раздвижения участков земной коры образовалось озеро Байкал. В похожих тектонических трещинах-пропастях образовались Танганьикав Африке и Великие озера в Северной Америке. Такие озера имеют вытянутую форму, большие глубины и высокие обрывистые берега.

Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов. Они довольно глубокие (более 100 м), но небольшие по площадью. Загатни озера образуются в результате обвала горных пород, перегораживают русло горных рек. Загатни происхождение имеет котловина озера Синевир в Украинских Карпатах. Ледниковые озера имеют котловины, Вспаханные древними и современными ледниками. Они распространены на севере Евразии и Северной Америки, в высоких горах. Такие озера небольшие и неглубокие. Пойменные озеравозникают в долинах рек. Они являются остатками старого бывшего русла, поэтому называются озера-старицы. Они вытянуты, извилистые, небольшие по площади и неглубокие. Лиманные озера образовавшихся вследствие отпадения от моря устьевых частей рек песчаными косами. Такие озера вытянутой формы, с небольшими глубинами распространены на юге Украины на побережьях Черного и Азовского морей.

Чудовище озера Лох-Несс

Ледниковое озеро Лох-Несс , Что в Шотландии, известен не своими размерами или глубиной. Знаменитым он стал через Несси — Древнего ящера, живший на Земле 100 млн лет назад и которого будто бы видели в озере в наши дни. На поиски древнего животного снаряжаются подводные и надводные экспедиции, но Несси от них «Ускользает».

Сточные и бессточные озера. Озера, как и реки, питаются за счет атмосферных осадков, подземных вод и поверхностных, стекающих в них (и прежде все рек). Расходуется вода из озера на испарение, а также истекает в виде рек. Уровень воды в озерах, как и в реках, может колебаться вследствие изменения климатических условий. Значительные колебания уровня сказываются на их площади. В влажные сезоны она увеличивается, в сухие — сокращается. Не случайно береговые линии отдельных озер, расположенных в пустынях, на картах показаны пунктирной линией. Эти озера — будто резиновые, размеры их могут изменяться в несколько раз за короткое время.

Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Например, сточным есть Байкал — Из него вытекает река Ангара. Озера, с которых реки не вытекают, называются бессточными. Например, с Каспийского моря-озера не вытекает ни одна река.

С речными и подземными водами в озера поступают соли. Если соленость воды не превышает 1 ‰, то озеро — пресное. Пресными являются сточные озера, так как соль из них выносится реками, которые вытекают из него. Если озеро бессточное, соли в нем накапливаются, вода постепенно засаливается. Соленые озераразмещаются в областях с жарким и сухим климатом. Там происходит большое испарение с поверхности озер, которое приводит к такому сильному насыщению воды солями. Иногда их так много, что они выпадают на дно в виде осадка. Самым соленым озером мира является Мертвое море. Его соленость достигает 400 ‰. Иногда из реки Иордан в Мертвое море заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Рыбина становится твердой, как палка, покрывшись крепким соленым панцирем. В таком озере невозможно утонуть, человек держится на воде, как поплавок на воде.

Озеро Лобнор , Что в Центральной Азии, часто меняет не только очертания, но и место расположения. Удивительная способность озера «путешествовать» на расстояние свыше 100 км объясняется тем, что оно лежит среди пустыни и питается водами нескольких рек. В зависимости от того, какая река наполняет озеро, там оно и оказывается. Время Лобнор распадается на несколько озер или даже полностью пересыхают.

Распространение озер и их значение. Озер на земном шаре огромное количество и они есть везде. Даже закована в ледяной панцирь Антарктида не лишена озер. Но в районах с влажным климатом их больше, чем там, где климат сухой. Наиболее озерным материком является Северная Америка. На севере Евразии озер местами так много, что трудно определить, чего там больше — суши или воды. Наиболее озерными странами являются Финляндия и Швеция. Их иногда называют «страны тысячи озер «. В этих районах выпадает большое количество осадков, незначительное испарение и много природных котловин.

Озера — Украшение природы. Всегда радуют глаз синева воды и белые кувшинки на ней! Берега озер являются прекрасными местами отдыха. Воду озер используют для водоснабжения и орошения. Великими озерами на судах перевозящие различные грузы. Из соленых озер добывают каменную соль, в небольших — разводят рыбу.

Вопросы и задания

1. Что называют озером? Какие условия необходимы для образования озера?

2. Чем озеро отличается от моря?

3. Как могут образовываться озерные котловины?

4. Почему бессточное озеро становится соленым?

5. Выдающееся географические координаты озера Байкал.

6. В природе на поверхности существует много котловин, углублений и снижений. Однако далеко не все они становятся озерами. Почему?

7. Составьте сравнительную характеристику двух озер (по выбору) по плану:

1) название озер и ее происхождения;

2) физико-географическое положение;

3) площадь, средняя и максимальная глубины;

4) форма (круглая, удлиненная) и характер берегов (низкие, высокие);

Источник

Читайте также:  Таблица примеры видов искусств
Adblock
detector