Меню

Таблица методов специальной педагогики



Принципы специальной педагогики, методы и формы обучения
презентация по коррекционной педагогике

Вахитова Алена Геннадиевна

Принципы специальной педагогики – это общепедагогические и специальные принципы. Реализация общепедагогических принципов в системе специального образования имеет качественное своеобразие. Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.

Скачать:

Вложение Размер
printsipy_spetsialnoy_pedagogiki_metody_i_formy_obucheniya.pptx 115.79 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Принципы специальной педагогики, методы и формы обучения — Принцип ранней педагогической помощи . Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи. — Этиопатогенетический принцип построение коррекционной работы с учётом знаний об этиологии(причине) и патогенезе (механизме) нарушения.

— . — Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений . — Принцип коррекционно компенсирующей направленности образования . Любой момент в обучении проблемного ребенка должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений. — Принцип педагогического оптимизма . Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети, даже те, которые ранее считались необучаемыми .

— Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования . Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. — Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.

Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения методы воспитания. Методами обучения являются упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей. Методы учения — способы учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания. Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : — перцептивные (методы словесной передачи и слухового или зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы); — логические (индуктивный и дедуктивный ); — гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).

Словесные методы Рассказ — яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль учащегося, его чувства. Беседа — позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. Многие дети в силу специфики своего развития вообще не владеют навыками беседы . Чтение вслух имеет огромное значение, особенно в 1—4-х классах, поскольку дети впервые слушают правильное, выразительное, беглое чтение, это образец чтения для учеников. Учащимся предлагается читать самостоятельно, когда текст небольшой по объему и они, прочитав его, могут ответить на вопросы воспитателя.

Наглядные методы демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения . Кроме натуральных объектов выделяются образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности.

Требования к наглядности : Д емонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон; воспитатель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на занятие, на каком этапе его лучше использовать; необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью. следует демонстрировать наглядность последовательно; важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета.

Практические методы В условиях специального образования детей с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов обучения , реальным воплощением которого является предметно-практическое обучение. дидактические игры и занимательные упражнения ; программированное обучение. Ход занятия, на котором проводится практическая работа , имеет четкую структуру: объяснение учителя; показ (инструктаж); первые пробы выполнения заданий; выполнение работы; контроль со стороны учителя; отчет учащихся. Самостоятельные работы — различают следующие типы самостоятельных работ: самостоятельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы.

Методы воспитания Воспитательные задачи: обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании npименительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств . Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.

Методы воспитания информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.); практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.; побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание. соревнование).

Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе.

Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях.

В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему. Следует добавить, что нельзя наказывать ребенка трудом, деятельностью в целом, так как и то и другое — привлекательные для ребенка вещи и их нельзя обесценивать, используя в качестве наказания. Более действенным является лишение участия в деятельности, игре, общении. Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

Источник

Предмет, задачи и методы специальной педагогики

Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального образования и воспитания лиц с ОВЗ, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

Специальная педагогика— это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

В настоящее время общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Эти названия соотносятся с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка.Разделы специальной педагогики:сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика.

Объектом является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

В качестве предмета выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание и методы коррекционно педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.

Таким образом, цель специальной педагогики – это разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.

Основной задачей коррекционной педагогики является клинико-физиологическое, психолого-педагогическое и социокультурное изучение объективных закономерностей и особенностей физического и психического развития детей с разными видами отклонений.

Задачи:

· изучение пед.систем, технологий

· определить средства, методы и приемы

· разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия

· определить природу, причины и условия появления отклонений в развитии детей

· выявить тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей.

· внедрение коррекционно-образовательных программ

· разработка индивидуальных программ обучения

· создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми

· исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии

· изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования.

Методы:

1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент

3. Изучение продуктов деятельности

5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

– Методики структурирования — формирование стимулов, предание им некоторого смысла.

– Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.

– Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

– Методики дополнения — например: незаконченное предложение.

– Методики экспрессии — рисование.

– Методики катарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.

– Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.

6. Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС

Наталья Владимировна Жданова
Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС

Коррекционная педагогика.

Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС.

Подготовила Жданова Наталья Владимировна

Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их насчитывается до 10.

В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения:

— Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения.Эта классификация выглядит следующим образом:

1. методы изложения нового материала;

2. методы закрепления и повторения.

— Московская, которая предлагает делить методы на словесные, наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочета-нии и на всех этапах урока.

А. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя».

Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчленен-ность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.

Средства обучения. Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т. д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

Словесные методы: описание, рассказ, объяснение, беседа.

Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.

В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут, а в 5-9-х классах — 20 минут. Фабула рассказа должна быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.

Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа: проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи.

Объяснение — это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.

Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.

Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа — это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.

Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов.

Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль ум-ственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.

Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления особого ребёнка.

Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.

В специальной школе 8-го вида словесные методы обучения являются наи-более распространенными (по данным Луценко В. С. — 49,4% из всех применяемых методов). Из них чаще всего применяются изложение и несколько меньше — беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изучения, содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся. Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.

В беседе ответы детей в 1,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пересказом услышанного и прочитанного. На уроках естественнонаучного цикла дети сравнительно легко усваивают названия предметов, объектов и географических явлений, а также фактические сведения.Но с большой трудностью дается усвоение отвлеченных сведений типа: «скапливание воды над слоем глины».

Для осознанности такого рода знаний учитель в беседе применяет вопросы на сравнение (что общего? чем похожи? чем отличаются! и пр.). Если сравнивают два явления (родник и ручей, то нужно найти три сходных и четыре различных свойств, а для раскрытия причинно-следственных связей нужно помочь назвать три причины, так как только треть учеников специальной школы 8-го вида может справиться с этой работой.

Рекомендуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмоциональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.

Наглядные методы:

Наглядные методы — это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.Лозунг при этом такой: ни один урок географии без опоры на наглядность. Особенность применения наглядных методов: рассредоточение по всему полю учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о пустыне, не показав ее картину).

Показ — это предъявление образа действия (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т. д.) разных способов работы.Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.

Иллюстрация — это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года и т. д.). После показа объект убирается.

Демонстрация — показ предметов в движении. Наблюдение — процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется в начальном курсе географии и особенно в биологии.

В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться.

Особенности практического использования наглядных средств.

Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В. Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.

Приемы использования картины: ее не следует рано показывать для осмысления содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предварительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учеников направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине.

Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Желательно использова-ние в процессе восприятия не более двух картин.На уроке также ис-пользуются и другие наглядные пособия: объемные, графики, схемы. Они незаменимы, если у учителя возникает необходимость объяснять по ходу сообщения.

Все это улучшает внимание и восприятие УО ребенка.

Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии).

Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. При наблюдении восприятием умственно отсталых детей нужно управлять: сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать задачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий. При наблюдении на уроках картинки или иллюстрации используются как опора для понимания общей мысли. Упражнение — это повторение действий в целях выработки умения и навыков. Если качество упражнения улучшается, то умственно отсталые дети приобретают умения, если в упражнении появился автоматизм — это означает сформированность навыков.Для формирования умений и навыков при использовании упражнении нужно использовать:

-расположение упражнений во времени в нужном порядке.

Требования к упражнениям:

-для преодоления стереотипа разнообразить упражнения;

-упражнения должны иметь практическую направленность.

Экскурсии – это довольно распространенный метод обучения в специальной (коррекционной) школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях.

Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, бывая на природе дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений.

Практические методы:

Основной источник познания – деятельность учащихся. Некоторые методисты считают, что практические и лабораторные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения.

Прием – это часть метода. Например, при использовании методаупражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.

Инновационные методы обучения на занятиях в бассейне Физическое развитие наших маленьких воспитанников является ключевым фактором разностороннего развития. В этот важнейший период детства у.

Конспект НОД для детей с ОВЗ «Жили у бабуси» (второй год обучения)Конспект НОД для детей с ОВЗ «Жили у бабуси» (второй год обучения) Драматизация русской народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: Создание условий для развития познавательного интереса у детей,.

«Мой дивный край». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием АМО (активные методы обучения)«Мой дивный край». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием АМО (активные методы обучения) Тема: «Мой дивный край, город Урай» Цель: Закреплять и расширять знания детей о родном городе (улице, памятниках, зданиях и т. д.). Задачи:.

Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.

Социализация детей с ОВЗ: в рамках проекта «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ» Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.

Источник

Методы специальной педагогики и специальной психологии.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач.

Методы научного исследования в специальной педагогике — это пути и способы познания педагогической действительности в сфере специального образования. Специальная педагогика, безусловно, широко применяет методы исследования, используемые педагогикой, а также общенаучные методы, при необходимости привлекает и методы исследования некоторых частных наук (например, психологии, социологии).

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. К ним относятся:

— операциональные методы — изучение литературы и других источников, обобщение педагогического опыта, наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос (интервью), измерение (тестирование), изучение продуктов деятельности исследуемого объекта, оценивание, рейтинг (экспертные оценки), педагогический консилиум;

— экспериментальные методы — констатирующий эксперимент и формирующий, переходящий затем в опытную работу — отладку опытной педагогической модели в реальных условиях образовательной практики.

Методами научного исследования в специальной педагогике являются – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, также используются методы изучения психолого-педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др.

Метод наблюдения. Данный метод характеризуется непосредственным, в большинстве случаев — целеустремленным и систематическим, зрительным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, плану) и нестандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и невключенными, прямыми и косвенными — инкогнито («исподтишка»).

Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Результаты наблюдений дают педагогу основу для корректировки учебно-воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение детей.

Недостатком наблюдений является их субъективность, так как каждый человек воспринимает явления по-своему, используя свой социокультурный и психо-эмоциональный капитал.

Метод беседы и интервью. Это вопросно-ответные методы устного опроса, сбора психолого-педагогических и социокультурных данных, при которых источником информации выступает вербальное сообщение людей.

Применение данных методов в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда четко намечена цель предстоящей беседы или интервью, намечен круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволяют выяснить сущность интересующих исследователя проблем.

Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию

Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования.

Метод педагогического эксперимента (от лат. experimentum — проба, опыт). Эксперимент — это активная форма познания объективной действительности в науке, когда явления изучаются при помощи целесообразно выбранных (естественный) или искусственно созданных (лабораторный) контролируемых условий с целью установления закономерных связей между ними.

Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

Педагогический эксперимент включает несколько этапов:

– постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач;

– разработка методики исследования, методов обработки результатов;

– проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий;

– количественная обработка и качественный анализ данных констатирующего эксперимента;

– формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента;

– проверка эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте;

– трансляция результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Существуют две группы методов теоретического познания, применение которых может оказаться успешным в специальной педагогике.

1. Способы мыслительной деятельности, направленные на теоретическую реконструкцию (моделирование, репрезентация) эмпирического уровня научного знания. К ним относятся: идеализация, моделирование, объяснение, понимание, подтверждение, опровержение, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

2. Средства и способы совершенствования самого теоретического знания: формализация, рефлексия, конструктивно-генетический метод и др.

На этапе обработки полученных в исследовании данных в специальной педагогике, как и в других областях знаний, широко используются математические методы, чаще всего методы математической статистики. С их помощью становится возможным точно оценить результаты эксперимента и выразить их в количественном эквиваленте.

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, по мнению представителей современной философии науки, предназначены для обеспечения целостного понимания конкретных научных теорий, их смысла, их назначения путем оценки выполнения этими теориями своих основополагающих функций:

объяснительной — выявление и оценка области эмпирической применимости теории;

прогностической — определение ее общих прогностических возможностей;

доказательной — оценка собственно теории и отдельных ее утверждений с проверкой на логическую непротиворечивость и доказуемость;

систематизирующей — уяснение полноты охвата истинных утверждений в конкретной предметной области;

мировоззренческой — определение вклада данной теории в научную картину мира, в теорию познания, в методологию и аксиологию;

общекультурной — оценка степени реального и возможного влияния данной теории на различные области культуры, ее «культурный резонанс»;

практической — выявление сфер практического приложения и величины ее практического резонанса.

В специальной педагогике к метатеоретическим исследованиям могут быть отнесены работы, посвященные изучению и анализу в мировоззренческом, объяснительном и практическом ключе теоретических концепций, научных подходов, разработанных видными учеными-дефектологами — Л.С.Выготским, Р.М.Боскис, Р.Е.Левиной, С.А.Зыковым, Ф.Ф. Pay и некоторыми другими.

МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ можно подразделить на три большие группы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ слагаются из методов сбора информации и методов ее обработки.

К методам исследования, которыми пользуется специальная психология, относятся: эксперимент, наблюдение, беседа, сбор анамнестических данных и ряд других.

При использовании эксперимента в специальной психологии необходимо помнить о двух особенностях:

— организационно методическая сторона эксперимента во многом определяется формой нарушения в развитии;

— большинство методик создано в расчете на здоровых детей и могут оказаться не вполне валидными по отношению к детям с отклонениями в развитии.

Метод эксперимента подразделяется на индивидуальный и групповой; лабораторный и естественный; констатирующий и формирующий. Все перечисленные виды экспериментальной работы так или иначе используются в специальной психологии, но преимущество отдается индивидуальной форме.

В области специальной психологии стандартизированные методики (тесты) традиционно используются весьма широко, так как именно здесь они впервые и появились. Но применение тестовых технологий требует высокого профессионализма и осторожности. В повседневной работе специальные психологи часто используют не весь тест, а лишь его отдельные фрагменты, наиболее адекватные возможностям ребенка, или несколько изменяют стандартные условия. При этом в обоих случаях приходится ориентироваться не на тестовые нормативные данные, а собирать «внутренний» норматив, с которым соотносятся новые индивидуальные результаты.

И наконец, самое важное. Подавляющее большинство стандартизированных технологий отражают лишь наличный уровень психического развития испытуемого, зону его актуального развития.

Но для практики специальной психологии и особенно коррекционной педагогики этого мало: необходимо иметь прогноз, сведения о потенциальных возможностях ребенка, о зоне его ближайшего развития. От этого зависит не только эффективность дифференциальной диагностики, но и направление коррекционной работы и оценка ее продуктивности. Решение этих задач возможно только путем экспериментальной стратегии и прежде всего формирующего (обучающего) эксперимента.

Таким образом, стандартизированные методики в специальной психологии могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли экспериментального подхода и качественного анализа полученного материала.

Метод наблюдения — целенаправленное восприятие изучаемого объекта. Наблюдение, в силу пассивной позиции исследователя по отношению к объекту познания, безусловно, проигрывает эксперименту во временных затратах. Но оно имеет и весьма важное преимущество. Эксперимент, в какой бы форме он ни реализовывался, всегда несет элемент искусственности, что не может не сказаться на характере и качестве результатов. Наблюдение воспроизводит объект изучения в естественных условиях, что повышает его экологическую валидность.

Наблюдение может быть эффективным, если отвечает ряду требований.

Прежде всего, оно должно быть целенаправленным, то есть исследователь наблюдает не вообще за всем многообразием поведения индивида, а выбирает лишь определенные, необходимые для изучения фрагменты.

Другой важной особенностью процесса наблюдения является его объективность.

Не менее продуктивно в сравнении с другими техниками в специальной психологии используются и методы беседы, сбора психологического анамнеза.

Беседа выступает как в качестве дополнения к эксперименту, так и вполне самостоятельно.

Ее проведение требует высокого профессионализма. Прежде всего, психолог должен установить хороший контакт с ребенком, создать атмосферу доверия и безопасности. Собеседник должен чувствовать заинтересованное отношение к себе. Следует просто и доходчиво объяснить причину, по которой с ним проводят данный разговор. Задаваемые вопросы должны быть понятны. Здесь также необходимо точно определить цель, основное содержание беседы, характер и последовательность предлагаемых вопросов, которые формулируются в процессе подготовки. Психолог тактично направляет беседу в нужном направлении, если исследуемый уходит в сторону, переформулирует вопросы, если они оказываются неясными. В процессе беседы фиксируются эмоциональные реакции, интонации испытуемых.

Анамнестический метод. Сбор анамнестических сведений — истории психического развития ребенка проводится путем бесед психолога с родителями, учителями, воспитателями ребенка, путем анализа имеющейся документации.

Беседа с родителями, учителями, воспитателями и другими взрослыми, знающими ребенка, может предоставить немало ценной информации. Сложность состоит в том, что эти данные не структурированы. Родителям зачастую трудно выделить главное, многие путают историю болезни с историей психического развития своего ребенка. Именно поэтому психолог должен точно направлять их рассказ, задавая конкретные вопросы об этапах и сторонах развития. При сборе психологического анамнеза в процессе беседы с родителями психолог не должен забывать, что тема, касающаяся специфичности их ребенка, может быть для них весьма болезненной. Поэтому формулирование вопросов должно быть предельно деликатны

Анамнестические сведения можно существенно пополнить, если история развития ребенка воспроизводится разными людьми (отцом и матерью, одним из родителей и учителем и т. д.).

К методам обработки информации современная специальная психология относит все способы анализа и интерпретации полученной информации (классификацию фактов, построение теоретических моделей, создание типологий), а также методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ).

В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — это метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию. В специальной психологии психокоррекция является основным МЕТОДОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Можно рассматривать этот метод и как систему психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Методы специальной педагогики и специальной психологии.

Методы специальной педагогики и специальной психологии.

Источник

Методы обучения в специальном образовании

Сегодня организация системы коррекционного обучения, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии.

Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в интернатных и коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в нескольких направлениях, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования. На протяжении последних лет для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров.

В современных условиях в педагогическом сознании сформировано устойчивое представление о становлении, развитии и социализации подрастающего человека как о процессе его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание. Разделение способов обучения становится в таком случае искусственным, предпринимаемым оправданно в целях аналитического изучения различных сторон специального образовательного процесса. Поэтому правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрирующего обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся: «Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные группы методов обучения, используемые в специальных образовательных технологиях.

Таким образом, проблема обучения в специальном образовании важна и требует тщательного изучения в настоящее время для дальнейшего развития теории и практики.

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций. Существует несколько классификаций методов обучения:

Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским.

Он выделяет три группы методов. [1,с.71]

  1. I группа – методы организации и осуществления учебно познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя: словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний); индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
  2. II группа – методы стимулирования и мотивации.
  3. III группа – методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

  1. коммуникативный;
  2. познавательный;
  3. преобразовательный;
  4. систематизирующий;
  5. контрольный.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда использует-ся сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Обучение детей и взрослых с особыми образовательными по­требностями начиналось как индивидуальное.

В современной специальной педагогике индивидуальная фор­ма организации обучения применяется в следующих случаях:

  1. Когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии. Таким образом, организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения.
  2. Когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. Так, применительно к детям с нарушенным слухом проводятся индивидуальные занятия по формированию и развитию у них произносительной стороны устной речи, развитию остаточного слуха. Речевые нарушения у различных категорий детей корригируются преимущественно на индивидуальных занятиях. В ряде случаев психологическая помощь, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь оказываются также в условиях индивидуальной работы.
  3. Если ребенок обучается в домашних условиях, то коррекционно-развивающая работа носит сугубо индивидуальный характер.

Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20-30 минут.

Индивидуально-групповая форма организации обучения в спе­циальном образовании используется в качестве продолжения ин­дивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интег­рированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах.

Классно-урочная система, урок (занятие) является одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразо­вательной массовой школе, позволяет организовать не только учеб­но-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронталь­ной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы детей.

Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании

К методам специального бучения относятся имитационные.

Характеристика основных методов специального обучения:

1. Анализ конкретных ситуаций— один из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

2. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками[9]:

• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения.

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;

• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

3. Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы;

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений.

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.

4. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

5. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Ввиду важности, проблема обучения занимает определенное место в специальном образовании. Она представлена в ныне существующих методических пособиях, а также находит отражение на страницах предметных журналов, в частности «Педагогика».

Современная трактовка понятия «обучение» подчеркивает, что ядром образовательного процесса является педагогическое взаимодействие. Основными способами педагогического взаимодействия выступают методы, приемы и формы обучения.

Появление методов обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. Знания методов активного обучения, необходимы в профессиональной деятельности педагога как средство воспитания личности. Знание и умение использовать методы обучения помогут педагогу достичь высоких результатов.

В нашей работе мы показали актуальность данной проблемы, рассмотрели основные методы обучения, а также формы организации специального обучения.

В связи с поставленной целью, следует сделать вывод:

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С.Макаренко), при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Источник

Читайте также:  Таблица это совокупность объектов со связями между ними
Adblock
detector