Меню

Таблица лабораторная работа изучение приспособленности организмов

Таблица лабораторная работа изучение приспособленности организмов

Подробное решение параграф § 33 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 9 класс можно найти тут

Практическая работа

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Заполните таблицу

Ответы на вопросы:

1) Часть изучаемых растений произрастает в тенистых и влажных местах (папоротник), другая часть в засушливо и жарком климате (кактус).

2) Растения могут запасать влагу в стебле (кактус), в листьях (алоэ), также влага может запасаться в корнях растений.

3) Плотные покровы, видоизмененные листья.

4) Наличие воскового налета на листьях.

Вывод: Каждый вид растений обладает определенным набором внешних признаков, а также особенностями внутреннего строения, которые помогают им приспособиться к условиям среды.

1. Как в процессе эволюции формируются адаптации?

Адаптация – особенности внешнего или внутреннего строения, а также поведения, проявляющиеся как приспособления к различным условиям жизни. Признаки и свойства, которые благоприятствуют выживанию особи в условиях конкуренции или давления неблагоприятных факторов среды, способствуют повышению успеха размножения и поэтому сохраняются в популяциях при естественном отборе.

2. Почему адаптации имеют относительный характер?

Адаптации всегда относительны. При изменении среды часть признаков может утратить полезное значение. Известно, например, что рыбы, хорошо защищённые от хищников шипами и колючками, чаще попадают в сети, в которых они запутываются и удерживаются как раз из-за твёрдых выростов тела. Таким образом, изменения условий среды вызывают сдвиг в приспособленности отдельных организмов и популяции в целом.

3. Какие адаптации у растений и животных возникли для преодоления неблагоприятных условий окружающей среды? Приведите примеры.

Так например у рыб, которые обитают в холодных водах, выработались адаптации к условиям среды. Рыбы являются холоднокровными животными, а это означает, что чем ниже температура окружающего их пространства, тем труднее для них сохранять свои метаболические функции. Однако, арктические рыбы не замерзают в холодных морских водах. В их организме содержатся вещества-антифризы (белок), которые предотвращает образование кристаллов льда в их крови. Белок замедляет молекулы воды, которые обычно находятся в состоянии непрерывных движений, это препятствует формированию и разрыву связей, которые необходимы для образования льда.

— Охарактеризуйте взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Взаимоприспособленность видов – появление адаптаций в организме в следствии приспособления в новым адаптациям других организмов. В результате чего данные виды повышают свои шансы к выживанию. Взаимоотношения разных видов очень разнообразны и отнюдь не сводятся к пищевым связям. Так, один вид может использовать норы, гнёзда или тела другого вида как среду обитания. Например, у птиц, рыб и насекомых встречается гнездовой паразитизм: использование гнезда животного-хозяина для выращивания потомства животного-паразита.

— Приведите примеры взаимоприспособленности видов в природе.

У растения может образоваться на листьях жёсткий покров как защита от поедания насекомыми. В ответ на это у одного из насекомых, питающихся этим растением, могут развиться части ротового аппарата, чтобы преодолеть это защитное приспособление.

Взаимоотношения разных видов очень разнообразны и отнюдь не сводятся к пищевым связям. Так, один вид может использовать норы, гнёзда или тела другого вида как среду обитания. Например, у птиц, рыб и насекомых встречается гнездовой паразитизм: использование гнезда животного-хозяина для выращивания потомства животного-паразита. Такое поведение позволяет паразиту тратить

— В природных популяциях отбор никогда не идёт только по одному признаку, в результате чего к среде адаптируются только те особи, которые обладают комплексом приспособительных черт. Почему это происходит?

Так как адаптации имеют относительный характер, и то адаптация, что будет выгодна по отношению к одному фактору может быть невыгодной по отношению к другому или носить временный характер.

Источник



Лабораторная работа №5 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
методическая разработка по биологии (9 класс)

Соковикова Рита Васильевна

Лабораторная работа №5 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» позволяет научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и определять их относительный характер.

Скачать:

Вложение Размер
laboratornaya_rabota_no5.docx 270.2 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №5

Тема: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Цель: 1. Научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и определять их относительный характер.
2. Сформулировать вывод о существовании приспособленности организмов и ее относительном характере.

Оборудование: Описание и рисунки объектов.

Адаптация (лат. – прилаживание, приноровление) – возникновение в процессе эволюции свойств, признаков, повышающих шансы выживания и размножения организмов, сохранения большего числа потомков. В борьбе за существование в процессе естественного отбора выживают особи, наиболее приспособленные к среде обитания.

Среда обитания – совокупность конкретных условий (факторов неживой и живой природы) в которых обитает данная особь, популяция или вид. Место обитания, участок суши или водоема, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми условиями для их существования (климат, рельеф, почва, пища и др.). Чем лучше приспособлены организмы к данным условиям, тем больше численность особей данного вида.

Приспособленность , как частный пример адаптации, является результатом эволюционных изменений. Характер приспособлений в своеобразной среде различен. Поскольку в природе существуют самые разнообразные условия существования, то и примеров приспособленности организмов – огромное множество: к различной температуре и влажности, к различной степени освещенности, к различным способам питания и поискам пищи, к защите, к привлечению партнера и т.д. Адаптации относительны: приспособленность к одним факторам среды не обязательно сохраняются в других условиях, т.к. условия меняются быстрее, чем формируются определенный признак.

1. Рассмотрите предложенные вам объекты (1 вид растений и 1 вид животных).

ello_html_522994.jpg

1. Ёж — хищное ночное животное небольших размеров (длина тела 20—30 см, масса — 700—800 г) с коротким хвостом (длина — 3 см). Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах, но проникает также в тайгу и степь. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках и даже в хлебных полях, граничащих с лесом. Днем он прячется под кучей хвороста и листвы среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3 км. В темноте он находит пищу при помощи тонкого обоняния, хотя, в известной мере, ему помогают зрение и слух. Пищей ежу служат жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши, полевки, землеройки, а также ягоды, желуди, опавшие спелые плоды яблонь, груш и других деревьев.

В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны иглами. Иглы ежа — это видоизмененные волосы, расположенные только на спине: мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. При встрече с лесными зверями (волком, куницей, лисой), еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага. Если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающий оставляет ежа в покое. Но так бывает не всегда. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так, во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Ему не страшны иглы зверька, потому что пальцы лап этой птицы покрыты прочной чешуей. Мягкое оперение филина делает его полет бесшумным и позволяет настигать свою добычу врасплох. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу. Тут его поджидает лисица, вонзается острыми зубами в незащищенную иглами голову и загрызает ежа.

А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при первой же попытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее. Возможно, яд гадюки на ежа не действует, так как еж не чувствителен ко многим ядовитым веществам. Он поедает, например, шпанских мушек, которые содержат кантаридин, смертельно действующий на других животных, ест дурно пахнущих клопов, не боится яда пчел, шмелей, едкой крови божьих коровок, волосатых гусениц.

ello_html_m3e09ef5a.jpg

Как известно, дикие кактусы предпочитают засушливые полупустынные регионы, даже пустыни, Северной и Южной Америки, Африки, Азии. Кроме того, встречаются кактусы в Крыму и на побережье Средиземного моря.

Таким образом, для «колючек» характерными считаются следующие природные условия:

Резкие колебания дневной и ночной температур. Известно, что в пустынях днем очень жарко, а ночью прохладно, нередки случаи с суточным перепадом до 50 градусов.

Низкий уровень влажности. В засушливых регионах, где «селятся» кактусы, иногда выпадает до 250 мм осадков в год. Правда, в то же время существуют виды кактусов, произрастающих в тропических лесах, где уровень влажности очень высокий (до 3000 мм в год).

Рыхлые почвы. В большинстве своем кактусы встречаются на рыхлых, бедных гумусом, но богатых минеральными веществами (песок, гравий) землях. Причем почва обычно имеет кислую реакцию. Однако некоторые виды прекрасно чувствуют себя нас клонах скал, более жирных почвах тропических лесов.

Интересен тот факт, как произошло приспособление кактуса к среде обитания в процессе эволюции. Так, например, из-за малого количества осадков это семейство обладает мясистым стеблем с толстым эпидермисом, в котором и запасается влага на время засухи. Кроме того, кактусы для предотвращения испарения влаги обзавелись:

  • колючками (вместо привычных для нас листьев);
  • окутывающими стебель мелкими волосками;
  • восковым налетом на стебле;
  • ребристостью стебля, выраженной в большей или меньшей мере у различных видов.

Помимо этого, адаптации кактуса к среде обитания подверглась и корневая система у многих видов семейство кактусовых. Она хорошо развита: встречаются корни, глубоко уходящие в почву, или широко распространяющиеся у поверхности земли для сбора утреннего конденсата влаги.

То, что большинство кактусов любят солнце – миф. Всего лишь 70% видов переносят попадание прямых солнечных лучей, остальные любят притемненные места. Поэтому многое растения гибнут, когда их высаживают на солнечные участки или выставляют на хорошо освещенные подоконники. Оптимальным вариантов их искусственного прорастания являются восточные части помещения, где яркое солнце сменяется умеренным притенением.

Второе, чего не любят кактусы – это резких перепадов температуры. Растение способно выдержать температуру от -10 до +35 градусов. Однако, если такие изменения слишком резкие, кактусы могут погибнуть. Смена климатических условий должна быть постепенной.

Третий враг кактусов – избыток влаги. Колючая культура живет за счет поглощения влаги из воздуха. Однако её избыток порождает грибок и бактерии. Поэтому кактусы любят хорошо проветриваемые места. Не стоит часто их опрыскивать и поливать. Достаточно раз в день проветрить квартиру.

Это три вредоносных фактора, которые препятствуют нормальному росту кактуса. Если сбалансировать освещение, температуру и влажный режим, растение не только будет хорошо развиваться, но и порадует своим цветением.

2. Определите среду обитания данного растения и животного.

3. Выявите черты приспособленности изучаемых видов к среде обитания (во внешнем и внутреннем строении, размножении, поведении, питании и др.)

4. Какие преимущества, по сравнению с другими видами, получили данные виды растения (или животного) в связи с возникновением приспособления?

Источник

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Лабораторная работа № 7

Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора.

Оборудование:коллекции насекомых, чучела птиц и млекопитающих, кабинетные растения, гербарные экземпляры растений, рисунки животных различных мест обитания, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные растения.
  2. Определите среду обитания каждого из образцов.
  3. Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
  4. Заполните таблицу
Название вида Среда обитания Черты приспособленности к условиям среды
Крапива жгучая Лекарственное растение крапива жгучая встречается по всему СНГ, нет ее только на Крайнем Севере. Растет на рыхлых, плодородных и азотокислых почвах. Химический состав крапивы жгучей. В листьях крапивы жгучей обнаружен каротин, пантотеновая кислота, витамины С и К, соли кальция, железа, каротиноиды, таннины, гликозид уртицин, дубильные вещества. Крапива жгучая (Urtica urens L) – это однодомное травянистое однолетнее лекарственное растение от 15 до 35 см в высоту. Отнесено к семейству крапивные. Листья крапивы жгучей — мелкие, темно-зеленые, от 2 до 6 см длины, яйцевидные или овальные, пильчатые, острые, покрытые обжигающими волосками. Цветки зеленые, пазушные, мелкие, в соцветиях или одиночные, неправильные и правильные, в основном с простым околоцветником из трех листиков. Число тычинок колеблется от 6 до 12. Завязь полунижняя или нижняя, 4 – 6 — гнездная, рыльце раздельное, столбик один. Плод жгучей крапивы — сочная или сухая коробочка с множеством семян или, редко — орешек. Цветение крапивы жгучей наблюдается с июня и до конца осени.
Боярышник колючий Боярышник кроваво-красный растет в Сибири и Восточном Казахстане. Боярышники кроваво-красный и колючий широко культивируются в полезащитных полосах, придорожных насаждениях, парках как декоративное растение. Размножается семенами и порослью. Местообитание. В разреженных лесах, по лесным опушкам, по берегам рек, в лесной и лесостепной зонах. Цветки в основном заготавливают с боярышника колючего, растущего на Украине. Сбор производят в начале цветения, срезая щитковидные соцветия ножницами. Боярышник отцветает быстро, в жаркую погоду за 3-4 дня. Обычно цветение обильное, но плоды в значительных количествах образуются не каждый год. Имеют шипы-колючки, что затрудняет сбор ягод во время плодоношения.
Борщевик сибирский Борщевик сибирский, несмотря на название, — преимущественно европейский вид, обычный для всей Средней России. Распространён также в Центральной Европе, Предкавказье и в Западной Сибири (в южной её части доходит до Алтая). Растёт на лугах (особенно заливных), по берегам рек и ручьёв, опушкам, придорожным луговинам, а также около жилья и в сорных местах. В горных местностях предпочитает хвойные и лиственные негустые леса, поднимаясь до субальпийского пояса. В естественных условиях размножается семенами. Двулетнее или многолетнее травянистое растение с вертикальным корнем. Корневище мощное стержневое, на срезе светлое. Стебель одиночный, высотой до 180 см, полый, ребристый, опушённый щетинистыми волосками, в верхней части ветвится. Растение обладает слабым, специфическим пряным запахом. Листья крупные (до полуметра в длину), грубые, шероховатые, перисто-рассечённые, иногда дважды или трижды перистые; нижние — черешковые, верхние — с сильно уменьшенной листовой пластинкой, сидящей на расширенном влагалище. Соцветие — сложный зонтик из 15—30 опушённых лучей. Лепестки желтовато-зелёные; в краевых цветках не увеличены или увеличены незначительно. Цветёт летом, плодоносит с июля по сентябрь. Плод — обычный для зонтичных вислоплодник.
Чистяк Растет чистяк по сырым местам, на лугах, на лесных опушках, по берегам рек, в оврагах и среди кустарников на Кавказе, в Сибири, на Урале, в Средней Азии, во многих районах европейской части РОССИИ. Род растений семейства лютиковых. Многолетние травы, часть корней которых клубневидно утолщена. Стебель обычно укорочен; листья цельные, большей частью мясистые. Цветки одиночные, с жёлтыми или золотисто-жёлтыми лепестками. Плод — многоорешек с вздутыми плодиками. Листья округло-сердцевидной формы и ярко-желтые цветки. Черешки листьев длинные, достигают 10 —12 см, т. е. в 2—3 раза длиннее самого листочка. Цветки чистяка одиночные, состоят из 6—12 лепестков. Высота цветочного стебля 10— 30 см. Корневая часть сильно разветвлена. Цветет ранней весной.
Гусиный лук Гусиный лук растет в тенистых лиственных лесах, рощах и среди зарослей кустарников. Это растение великолепно приживается на вторичных местах обитания. В народе его называют желтый подснежник, желтый подснежный колокольчик, гадючий лук, гусятник, лук птичий. Химический состав изучен недостаточно. Известно, что все растение содержит чесночные эфирные масла, в состав которых входит сера. Луковица продолговато-яйцевидная с буровато-серыми оболочками. Голый стебель достигает высоты 10-15 см, реже 25 см. Листьев пять. Соцветие зонтиковидное. Цветков от 2 до 16 на неровных прямостоячих цветоножках. Листочки околоцветника продолговатые или линейно-продолговатые, желтые, внешние — зеленовато-желтые, тупые, величиной с ноготь. Плод — трехгранная коробочка. Цветет в апреле. К вечеру и в непогоду соцветия плотно закрываются, а поскольку лепестки с внешней стороны зеленоватые, они становятся незаметными для глаза. Плоды созревают в мае-июне.
Ландыш майский Ареал рода охватывает всю Европу, Кавказ, Малую Азию, Китай, а также Северную Америку. Ландыш растёт в лиственных и сосновых, а также смешанных лесах, на опушках и полянах. Особенно хорошо развивается в пойменных дубравах, на богатой нейтральной почве при хорошем увлажнении. На нетронутых местообитаниях разрастается очень широко, создавая значительные куртины. Теневыносливое растение. Ландыш майский — широко известное лекарственное растение. Подземное корневище ползучее, несёт близ верхушки несколько бледных небольших низовых листьев, полускрытых в земле. Корни мелкие, многочисленные. За низовыми листьями следуют два больших, широколанцетных заострённых прикорневых листа, между которыми на верхушке корневища находится крупная почка. Из угла низового листа, обхватывающего снизу оба зелёных, выступает цветоносный стебель, несущий кисть из 6—20 цветков, обращённых преимущественно в одну сторону. Время цветения — с мая по июнь. Цветки имеют округло-колокольчатый околоцветник белого (реже бледно-розового) цвета, с шестью отогнутыми лопастями. Плод — оранжево-красная шаровидная ягода 6—8 мм. Ягоды долго сохраняются на растении. Плодоношение — в июне — начале июля. Размножается как семенами, так и вегетативно.

Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер? Сформулируйте вывод.

Потому что она ОТНОСИТСЯ к конкретным условиям среды обитания. В других условиях эта приспособленность не исчезает, если закреплена генетически, а просто не помогает организму, а часто и мешает.

5. По гербарным образцам рассмотрите внешнее строение следующих видов растений:

а) не поедаемых животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский

б) раннецветущих: чистяк, гусиный лук, ландыш майский.

6. Результаты работы занесите в таблицу.

Таблица «Отличительные особенности»

Название растения Отличительные особенности
Растения не поедающие животными
Крапива жгучая Крапива жгучая (Urtica urens L) – это однодомное травянистое однолетнее лекарственное растение от 15 до 35 см в высоту. Листья крапивы жгучей — мелкие, темно-зеленые, от 2 до 6 см длины, яйцевидные или овальные, пильчатые, острые, покрытые обжигающими волосками.
Боярышник колючий Обычно цветение обильное, но плоды в значительных количествах образуются не каждый год. Имеют шипы-колючки на стеблях, что затрудняет сбор ягод во время плодоношения.
Борщевик сибирский Двулетнее или многолетнее травянистое растение с вертикальным корнем. Корневище мощное стержневое, на срезе светлое. Стебель одиночный, высотой до 180 см, полый, ребристый, опушённый щетинистыми волосками, в верхней части ветвится. Растение обладает слабым, специфическим пряным запахом.
Раннецветущие растения
Чистяк Многолетние травы, имеют клубневидные корни. Стебель обычно укорочен; листья цельные, большей частью мясистые. Цветки одиночные, с жёлтыми или золотисто-жёлтыми лепестками. Плод — многоорешек с вздутыми плодиками. Цветет ранней весной.
Гусиный лук Многолетнее растение, имеет луковицы. Стебель высотой 10-15 см, реже 25 см. Листьев пять. Соцветие зонтиковидное. Цветков от 2 до 16 на неровных прямостоячих цветоножках. Листочки околоцветника продолговатые или линейно-продолговатые, желтые, внешние — зеленовато-желтые, тупые, величиной с ноготь. Плод — трехгранная коробочка. Цветет в апреле. К вечеру и в непогоду соцветия плотно закрываются, а поскольку лепестки с внешней стороны зеленоватые, они становятся незаметными для глаза. Плоды созревают в мае-июне.
Ландыш майский Многолетнее растение, имеет корневища. Время цветения — с мая по июнь. Цветки имеют округло-колокольчатый околоцветник белого (реже бледно-розового) цвета. Соцветия не имеют нектара, но выделяют пахучие вещества. Плод — оранжево-красная шаровидная ягода 6—8 мм. Ягоды долго сохраняются на растении. Плодоношение — в июне — начале июля. Размножается как семенами, так и вегетативно. Все органы растений ядовиты.

При выполнении задания определите:

А). Какие особенности строения первой группы растений защищают их от поедания животными, а второй – обеспечивают ранее цветение.

Анатомо-морфологические особенности строения. Механической защитой от животных растениям служат кожистые листья, волоски, щетинки, твердый ствол, шипы, колючки, жгучие выделения и т. д. Все эти образования делают отдельные виды растений недоступными для поедания.

Б). Определите, с какими факторами связаны приспособительные черты организации.

Источник

Практ. 1

(на усмотрение учителя)

Гигрофиты: осока, рис, тростник, калужница болотная, папирус

Ксерофиты:
1) суккуленты: кактус, алоэ и тд.
2) склерофиты: полынь, ковыль, саксаул, бодяк, чертополох

Мезофиты: как правило, все оставшиеся растения будут в этой группе

Приспособления растений и животных к среде обитания

Кактус находится в засушливых условиях, поэтому его основная задача – сохранить накопленную влагу. Для у него очень развита водозапасающая паренхима, утолщается кутикула и редуцируются листья, что свести к нулю испарения воды.

Обтекаемая форма тела, слизь на чешуе помогают окуню рассекать толщу воды. Гомоцеркальных хвостовой плавник, а также парные грудные и боковые плавники увеличивают манёвренность. Жабры способны усваивать до 95% кислорода, растворённого в воде. Плавательный пузырь поддерживает гидростатичность. Развитые гломерулы нужны для того, чтобы не произошло обводнения, т. к. окунь(речной) находится в пресной воде (гипотоническом растворе). А темная спинная сторона делает рыбу незаметной для наземных хищников, а светлая брюшная – для водных

Особенности строения тесно связаны со средой обитания, потому что эти самые особенности возникают из-за среды. А возникшие адаптации повышают выносливость и адаптивность организмов, что увеличивает их выживаемость.

Панцирь черепахи защищает её от многих наземных хищников, но не может защитить её от хищных птиц, которые сбрасывают черепаху с большой высоты на камни, в следствие чего панцирь раскалывается и птица съедает черепаху.

Берёзовые пяденицы сливаются со стволами берёз, тем самым защищаясь от птиц. Однако, если стволы берёз почернеют из-за высокой загрязненности воздуха, то птицы легко увидят светлых бабочек на тёмном фоне ствола.

Заяц-беляк меняет окрас на белый, чтобы сливаться с белым снегом и быть незаметным для хищников. Но если зимой снег выпал очень поздно, то уже побелевший заяц-беляк будет легко заметен.

Низкая плотность среды: прочные экзо- или эндоскелет

Сокращение потери влаги: развитие покровов: рогового и кожного

Низкие и высокие температуры: волосяной и перьевой покровы, развитие жировой клетчатки

Передвижение: пятипалые конечности

Смотря со дна, светлая часть икринок сливается со светлым небом. А смотря с земли на темную часть икры её не видно, т. к. она сливается с тёмным дном. Таким образом икра защищена от водных и наземных хищников.

Источник

Практическая работа «Изучение приспособленности организмов к условиям обитания»

Презентация к уроку

Назад Вперёд

Конспект урока

Технологическая карта урока

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учащихся. Сообщение темы, цели и плана урока (слайды 1, 2, 3). Подготовка к работе: пробуждение интереса к практическому закреплению ранее изученного материала, начинается ещё на перемене, когда учащиеся входят в класс и начинают рассматривать фотографии, размещённых на стенде (всего 30 фотографий).
Актуализация опорных знаний и действий учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач (7 мин.).
1. Выявляет уровень знаний, определяет проблемы в усвоении знаний, полученных на предыдущем уроке (фронтальный опрос).
2. Создаёт проблемную ситуацию.
Разминка: «Назовите общую приспособленность изображённых организмов» (слайд 5).
Ответы на вопросы – Приложение 1.
1.Отвечают на поставленные вопросы (слайд 4).
2. Решают предложенную учителем задачу: определить, какие приспособления к условиям обитания имеются у предложенных для рассмотрения организмов (используется региональный компонент).
Анализ задания, раскрытие творческих способов решения его элементов (3 мин.)
1. Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала: гербарии растений разных мест обитания.
2. Определяет форму представления результатов: групповая защита.
3. Распределяет класс на несколько групп (путём жеребьёвки) – 5 (по четыре человека в группе).
4. Организует деятельность учащихся по решению поставленных задач:
1) каждой группе выдается несколько гербариев растений и учащимся нужно определить общий тип адаптации (адаптаций), их объединяющий. (Приложение 2)
2) Найти среди изображенных на фотографиях растений и животных тех, которые, по их мнению, имеют такие же адаптации (т.е. относятся к такому же виду адаптаций).
Группы:
1. Изучают алгоритм выполнения практической работы (слайд 6).
2. Получают гербарии растений для их изучения и определения приспособленностей.
3. Используют стратегию ИДЕАЛ для решения поставленной задачи (Слайд 7).
Самостоятельное выполнение практической части работы (6 мин.).
1. Координирует работу групп.
2. Помогает справиться с трудностями.
3. Предоставляет учащимся необходимую дополнительную информацию по гербарным растениям и изображенным на фотографиях организмах (Приложение 3).
1. Решают поставленные задачи:
– определяют черты приспособленности конкретных организмов (или групп организмов), используя полученные ранее знания;
– выбирают из предложенных фотографий те, которые имеют отношение к конкретному виду приспособленности.
Представление и обсуждение результатов (20 мин.).
1. Создаёт ситуацию успеха.

2. Заслушивает результаты работы команд:

1) Группа «Приспособление к раннему цветению». Слайд 8.
2) Группа «Приспособления к опылению» (насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения). Слайд 9.
3) Группа «Приспособленность к сложным условиям обитания». Слайд 10.
4) Группа «Приспособленность к распространению плодов и семян» (приспособленность у цветковых и голосеменных растений к распространению плодов и/или семян с помощью животных, ветром). Слайд 11.
5) Группа «Приспособления к среде обитания». Слайд 12.

3. Задаёт уточняющие вопросы:

1) Группа 1: «Какова продолжительность жизни первоцветов? За счёт каких ресурсов этих растений так быстро развиваются?»
2) Группа 2: «Чем различаются цветки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?»
3) Группа 3: «Почему актинидии нужна опора, лишайник может расти на камнях, а кедровый стланик называют ползучей сосной?»
4) Группа 4: «Почему шишки ели целые, а кедровой сосны – объеденные (белкой)? (Слайд 22) Как называется «плод» тиса остроконечного?»
5) Группа 5: «Почему чернохвостая чайка имеет две разных окраски перьевого покрова?» (Слайд 24).

Список литературы:

1. Верн Грант. Эволюционный процесс. Критический обзор эволюционной теории. Мир, М., 1991.
2. Н.Н.Иорданский. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001. 425 с.

Источник

Читайте также:  Таблица времени для переваривания продуктов
Adblock
detector