Меню

Таблица культура арабов история 6 класс



История. 6 класс

Мир исламской цивилизации. Арабский Халифат
Необходимо запомнить

В V–VII веках территории Аравии объединились вокруг района Хиджаз, в котором возникли главные города арабского Востока: Мекка, Медина и Таиф. Столицей стал город Мекка, где правил род Омейядов. Религию единобожия арабам принёс проповедник Мухаммед (570–632 г.). Он утверждал, что путь к спасению и божественному покровительству должен заключаться в полной покорности воле единого Бога, Аллаха. Впоследствии ученики Мухаммеда активно укрепляли в народе новую религию. Арабские купцы, занимаясь торговлей по всему миру, в странах Азии и Европы, также рассказывали местному населению о новом вероучении. Уже через сто лет мусульманская религия объединила все арабские страны Востока. В X веке именно мусульманство сплотило все арабские страны в единое теократическое государство – Арабский халифат со столицей в Дамаске. После падения Аравийского халифата мусульманство уже прочно закрепилось во многих странах и продолжало оставаться государственной религией для многих восточных народов.

Лента времени «Арабский халифат»
Арабский халифат – теократическое государство

Арабский мир в Средние века был представлен странами, государственной религией которых был ислам – религия пророка и основателя мусульманства Мухаммеда. Форма религиозно-политического правления в возникшем общеарабском государстве Халифат определялась тем, что вся светская и религиозная власть находилась в руках духовного главы. После смерти самого пророка его преемники стали «халифами», то есть заместителями пророка, исполняющими его должность. Большое число завоевательных войн позволило халифам меньше чем за 100 лет создать государство, превосходившее по своим размерам Римскую империю. Арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII–VIII в. в. они подчинили значительную часть Византии, Грузии, совершали набеги на Хазарию. В начале VIII в., подавив ряд восстаний, они присоединили к халифату почти всю Среднюю Азию, достигли рубежей Индии и Китая. В состав халифата вошли Ливия, Тунис, Марокко. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и вторглись во Францию, где в битве при Пуатье их продвижение было остановлено. В X веке именно теократическое государство Арабский халифат со столицей в Дамаске достигло расцвета. Мусульманство прочно закрепилось во многих странах и даже после падения Аравийского халифата, продолжало быть государственной религией многих народов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России Российское образование Рособрнадзор Русское географическое общество Российское военно-историческое общество Президентская бибилиотека

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Источник

Таблица культура арабов история 6 класс

Цель урока : Раскрыть основные причины высокого уровня развития культуры арабов. Ознакомить учащихся с основными достижениями в области науки и искусства халифата. Способствовать пониманию учащимися вклада арабов в развитие мировой культуры.

1.Продолжить выяснение исторических условий, которые благоприятно повлияли на развитие культуры стран Арабского халифата.

2. Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры.

3. Создать представление об арабской архитектуре.

1.Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата.

2. Продолжить развитие умения анализировать произведения искусства.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культуре других стран и к людям других национальностей.

2. Мотивация: определение целей и задач урока.

4. Новый материал:

А. причины высокого уровня культуры Арабского халифата.

Б. образование и наука.

Д. вывод: вклад арабов в мировую культуру.

Оборудование урока: Учебник: «История Средних веков», 6 класс, М.Ю. Брандт. Рабочая тетрадь к учебнику. Настенная карта: «Арабские завоевания». Компьютерная презентация на тему: «Культура Арабского халифата». Основные понятия урока на цветных листах. Раздаточный материал.

Мотивация: сегодня мы с вами продолжим изучать тему: «Арабо-мусульманский мир».

Тема сегодняшнего урока: «Чудеса арабской культуры». (запишите её в тетради)

Цель нашего урока: смотреть выше.

Но перед этим мы должны вспомнить материал, изученный нами ранее.

Исторический диктант на тему : «Новая вера арабов. Арабские завоевания».

(раздаточный материал). Выполняется с самопроверкой.

1. Религия мусульман? (ислам)

2. Имя мусульманского Бога? (Аллах)

3. Основатель ислама? (Мухаммед)

4. Город, где родился пророк Мухаммед? (Мекка)

5. Храм, расположенный в Мекке, древнее святилище? (Кааба)

6. Священная книга всех мусульман? (Коран)

7. Дата начала мусульманского летосчисления? (622г.)

8. Название государства арабов, которое достигло своего развития к 750 году?

9. Что такое джихад? (священная война за веру)

10. Какое событие сыграло решающую роль в объединении арабов, в создании единого государства? (принятие религии ислам).

Критерии отметки:

Больше 5 ошибок – 2

Новый материал:

Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из культуры восточных стран – Сирии, Египта, Междуречья, и многое из античной культуры. Но наибольшее влияние на культуру стран Арабского халифата оказали народы Средней Азии (карта).

Благодаря такому соседству, арабы достигли успехов в развитии ремесла и сельского хозяйства.

Какие изобретения арабских ремесленников и достижения в сельском хозяйстве арабов вам известны? (ответ)

Дополнения учителя:

— открытие дамасской стали;

— в изготовлении из стали зеркал;

— в изготовлении бумаги;

— в производстве шелка, шерсти, парчи;

— в производстве кожи;

— в производстве сахарного тростника и риса;

— в развитии садового искусства.

Как вы думаете, в чём причины высокого уровня культуры арабов? (ответ)

1) В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира.

2) Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению.

3) Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем. (пишут в тетради)

ОБРАЗОВАНИЕ.

В завоеванных арабами странах наряду с исламом широко распространяется арабский язык. Он становится языком науки и литературы, недаром его называют «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.

Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.

Запишем термин:

Медресе мусульманская школа. (крепится на доску на цветном листе)

НАУКА.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, знатоков Корана, но особенно — учёных.

У арабов даже существовали такие поговорки:

«Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика».

«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке».

«Важнейшее украшение человека – знание».

«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».

О чем говорят эти поговорки? (ответ: О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности).

При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые.

В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов.

Какие же научные знания существовали у арабов?

Составление таблицы по тексту учебника (стр.112-114)

Научные знания арабов:

Формулы для вычисления длины окружности; написание цифр(переняли у индийцев); ноль;

Открытие обсерваторий для наблюдения за звёздами.

Законы оптики; открытие закона инерции.

Научились получать спирт и серную кислоту.

Сиропы и эликсиры для лечения болезней.

После составления таблицы следует фронтальная проверка.

Вывод учителя: Арабские науки – мост, соединивший средневековую Европу с античной культурой через Испанию. Арабские науки в то время намного опережали по уровню развития европейские. Труды арабских математиков и астрономов послужили основой для развития средневековой науки Европы.

ЛИТЕРАТУРА.

Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. (слайд)

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. (на доске)

Задание из рабочей тетради (загадки к сказке «Тысяча и одна ночь»)

(раздаточный материал).

Вывод учителя: многие произведения арабской литературы пользуются популярностью и сейчас.

Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура.

Особенности развития архитектуры Востока:

Особенности развития архитектуры Востока:

Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.

( слайд) — вид дворца.

Что такое мечеть?

мечеть мусульманский храм. (на доске)

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. (слайд)

Читайте также:  Нечетные числа таблица большая

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.

Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Минарет – высокая башня, рядом с мечетью. (на доске)

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

Арабески – сложные геометрические орнаменты.

Вывод учителя: арабская архитектура и живопись являются настоящим «чудом» для европейца, т.к. вобрали в себя культурные традиции разных стран, входивших в состав халифата.

ВЫВОД: КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ?

Работа с текстом (стр.114) – ответ.

Дополнения учителя:

1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.

2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.

3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.

4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.

5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

Итог: Таким образом, вклад арабов в мировую культуру огромен.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Задание из рабочей тетради (раздаточный материал).

Источник

Культура стран Халифата — причины развития и основные достижения

Создание союза

Халифат состоял из множества стран, отличающихся высоким развитием культуры: Сирия, Египет, Средняя Азия, Месопотамия. Арабы занимали нижнюю ступень по качеству образования в сравнении с другими народами. Из-за неграмотности они уничтожали памятники культуры на завоеванных территориях. Когда халиф приказал сжечь библиотеку в Александрии, он сказал: «Если в книгах указано не то, что написано в Коране, то их нужно уничтожить. А если сказано то же самое, то они и не нужны».

Постепенно арабы переняли наследие своих соседей, они воспользовались их достижениями в искусстве и науках. Все страны союза заговорили на одном языке, на котором писали новые авторы и переводили старые произведения. Культура создавалась всеми народами мусульманского государства.

Причины подъема

Еще в восьмом веке арабы из Китая на свои территории завезли бумагу — новый для них материал. Он оказался прочнее и долговечнее папируса, дешевле пергамента, его легко производить. Чернила в бумагу впитывались быстрее, что значительно сократило временные затраты на создание рукописей и книг.

В тот период Халифатом правила династия Аббасидов. Они поддерживали распространение грамотности, ссылаясь на изречения Мухаммеда. Пророк Аллаха говорил, что чернила ученого ценнее и священнее крови мученика.

Основные причины высокого развития культуры в арабском Халифате — это использование достижения ранних цивилизаций и привоз новых материалов для учебы из других государств. Классические литературные произведения были переведены на арабский и иврит, турецкий и персидский. Мудрецы Халифата извлекали знания из разных источников — книг и дневников, таблиц, дощечек, рукописей и коротких сообщений, пергаментов и карт, живописи и даже музыки.

Развитие хозяйства

Сначала страны Халифата раскинулись на бескрайних степях. Позже они занялись разным хозяйством:

  • земледелие;
  • садоводство;
  • виноградарство;
  • животноводство.

Долины Сирии покрылись виноградниками и плодовыми садами, на берегах рек сеяли пшеницу, ячмень, сахарный тростник и финики. Путешественники привезли из Индии и Китая другие культуры — рис, хлопок, цитрусовые.

С этого начался расцвет ремесел. Мастера научились изготавливать прочные и легкие ткани из хлопка и шерсти, шелковые изделия, ткать ковры. Прославились арабы своими стеклянными изделиями и оружием. Такие изделия из дамасской стали, как защитные панцири, сабли и кинжалы, пользовались популярностью в европейских странах.

Халифат наладил торговые отношения с Китаем и Индией. Товары арабы провозили через пустыни на лошадях и верблюдах, а по морям доставляли их кораблями и лодками. Из Индии поставляли драгоценные камни и дорогие ткани, специи. Эти товары Халифат продавал в Европе. Во время торговли в разных государствах арабы устанавливали с ними деловые отношения.

Философия и наука

Культура Халифата состояла из традиций ислама и античных идей. Арабам нравились работы Платона и Аристотеля, но и у самого государства были великие мыслители. Их записи даже переводили на европейские языки.

Больших успехов арабские ученые достигли в математике. Они первыми систематизировали алгебраическую науку. За основу они взяли исследования Архимеда и Евклида. Европа позаимствовала у мусульман десятичные дроби и индийские числа.

В городе Марокко — Фес — в 859 году основали первый университет, позже учебные заведения появились и в Багдаде, Каире. Здесь преподавали сразу несколько дисциплин:

  • исламскую историю;
  • религию (богословие);
  • право.

Благодаря культурным достижениям арабского Халифата новые знания стали доступны разным странам. В университетах появились иностранные преподаватели, среди которых были представители других религий.

Достижения в медицине

В девятом веке началось развитие медицины, основной движущей силой стали наблюдения и анализ. Знания о болезнях и их лечении были изложены в книгах мыслителями Ибн Сина и Ар-Рази. Позже эти собрания попали в Европу, где получили широкую известность. Христиане узнали о медицинских исследованиях Галена и Гиппократа именно благодаря арабам.

Религия мусульман предписывает безвозмездную помощь бедным и нуждающимся. В крупных городах власти построили бесплатные больницы, куда могли обратиться для лечения все слои населения. Здесь же выдавали лекарства на дом и кормили бедняков. Их финансировали специальные благотворительные фонды. А в столицах Халифата появились и первые в мире заведения по уходу за душевнобольными.

Искусства и ремесла

Особенно ярко проявилась арабская культура в живописи, графике и других видах искусства. Мусульманские орнаменты нельзя перепутать с работами других мастеров. В исламе не принято изображать людей, поэтому распространенными были растительные узоры. Подобные орнаменты встречались на коврах, мебели, одежде, посуде. Резной лепниной украшали фасады и своды зданий. Хотя было довольно много текстильных изделий, скульптура практически не развивалась. А в живописи преобладали пейзажи и натюрморты.

Развивались и разные ремесла:

  • стекольная промышленность;
  • изготовление косметики;
  • гончарство и плетение;
  • ювелирное дело;
  • производство кожаных изделий.

Сирия и Египет в то время были центрами производства товаров из стекла. Именно у арабов венецианцы позаимствовали технологию изготовления тончайшей посуды и других изделий. Первую подводку для глаз также изобрели арабы. Прославились они и своей глиняной и плетеной посудой — расписными тарелками, кувшинами, корзинами.

Были в Халифате и искусные ювелиры. Они мастерски обрабатывали драгоценные металлы и камни, создавали ожерелья, серьги, браслеты, головные уборы. Бриллиантами, рубинами и изумрудами украшали одежду, обувь и посуду. Известны и кожаные изделия мусульман. Они производили качественную обувь, ножны, плащи.

Литература и каллиграфия

Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.

Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:

  • монеты;
  • керамические плитки;
  • стены;
  • тарелки;
  • деревянные и металлические пластины.

Литература авторов из Халифата стала известной за пределами государства. Преобладала религиозная тема, а все региональные языки вытеснял арабский. Позже стали популярными и персидские писатели.

Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».

Архитектурные сооружения

На архитектурную культуру Халифата повлияли доисламские цивилизации и соседние народы государства. Раннее зодчество напоминает сирийский и византийский стиль. Большинство архитекторов были христианами, а знаменитую мечеть в Дамаске построили по примеру базилики Иоанна Крестителя.

Позже развился собственный стиль арабов. В Тунисе возвели мечеть Кейруна. Она стала примером для остальных религиозных построек. У нее квадратная форма, а на территории расположены минарет, молитвенный зал с большими куполами и двор, окруженный портиками. Персидская архитектура немного отличается. Ее арки имели стрельчатую и подковообразную форму. Проекты зданий в османском стиле имели множество куполов. Ни один дворец Магрибской области не обошелся без огромных колонн. Арабский стиль получил распространение по всей территории Халифата.

Читайте также:  Таблица размера ноги и полового члена

Мировое значение

Переоценить значение культуры Халифата практически невозможно. Если говорить кратко, то большинство научных трудов, известных в мусульманских странах, стали основой образования европейцев. Их переводили на латинский язык, чтобы было проще изучать в христианском мире.

Огромный вклад арабского Халифата в мировую культуру отразился в литературе, искусстве, архитектуре, ремеслах. Европейцы знакомились с арабскими трудами в мусульманской Испании. Ее столица, Кордова, славилась большим количеством школ, где преподавали учителя разного происхождения.

В этом городе были огромные библиотеки. Здесь хранились старинные рукописи, исторические документы, каждый год мусульмане переводили тут по 16 000 книг, собранных по всему миру. Затем эти работы распространялись по разным странам.

Ученые, ремесленники и художники Халифата сделали довольно много для улучшения уровня образования по всему миру. Именно мусульмане заложили основы большинства наук, стали основоположниками нового стиля в архитектуре, создали великолепные образцы ювелирных изделий.

Источник

Всемирная история

§ 10. Культура стран халифата

Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?

Каких высот в науках достигли византийские учёные?

1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока.

Изделие арабских ремесленников

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны 1 и шариата. При наиболее известных мечетях 2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.

Многие знатные люди желали иметь в своём окружении выдающихся поэтов, учёных, знатоков Корана. Писатели и учёные жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные учёные.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи.

2. Наука. «Важнейшее украшение человека — знание», — говорили арабские учёные.

VIII—IX века можно было назвать арабе ким Возрождением. Тогда на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских учёных. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне.

1 Сунна собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.

2 Мечеть (от арабского «масджид» — место поклонения) — мусульманский храм.

В Багдаде был основан «Дом мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости».

В VIII—IX столетиях арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабски ми, проникли в Европу, стали общепринятыми во всём западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звёзд на небе. Учёный аль Бируни (973—1048) из Средней Азии высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и кратко излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

В большом почёте у арабов была география. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий учёный Ибн Сина (980—1037) (в Европе его называли Авиценна) — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой учёных». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своём знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

Арабский ковёр с узорами. XIII в.

Арабский корабль. Миниатюра XIII в.

С помощью сведений учебника предположите, что мог перевозить этот корабль и куда он мог плыть.

В арабской аптеке. Миниатюра XIII в.

Что могли продавать в этой аптеке?

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки, рассказы об удивительных путешествиях и приключениях, смешные истории. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Ещё до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспевали смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покорённых народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь вечные вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке — фарси.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг и денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети — четырёхугольный молитвенный зал, открытый во двор.

Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и лёгких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом в сторону Мекки и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя — муллы, или имама.

Резьба в Альгамбре в Гранаде. XIV в.

Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?

Мечеть Омара в Иерусалиме. Конец VIII в.

Внутреннее убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Нол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; иногда стены расписаны лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор — вязь из букв. Изображения не только Аллаха, но и всех живых существ в исламе запрещены. Около мечети возводили минареты — высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Мечеть в Кордове.

Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с. 82—83?

Минарет мечети в Кайруане. Тунис. IX в.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для учёных средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счёта, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звёзд, научились у них чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.

Сочинение Авиценны по медицине, переведённое на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоёванную арабами Испанию. Многие труды древнегреческих учёных и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам. 1 1

1. Почему арабский язык называли «латынью Востока»? 2. Какое положение занимали учёные в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата? 3. Назовите имена прославленных учёных и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских учёных вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе? 4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания? 5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.

Читайте также:  Таблицы объемов для тополя

1.Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии? 2. Какое явление в истории Западной Европы VIII—IX веков учёные назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему учёные применили одинаковое определение для этих культурных эпох. 3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота. 4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чём вы видите общие черты, чем они различаются? 5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Подведём итоги

в VI — VII веках на Аравийском полуострове проживали племена бедуинов и проходили караванные торговые пути;

• в VII веке в Аравии возникла новая религия ислам;

• в результате арабских завоеваний возникло огромное государство — Арабский (а затем Багдадский) халифат;

• в Арабском халифате ценилось образование, существовала высокоразвитая наука, литература, искусство, велось масштабное строительство;

• европейцы переняли от арабов ценные научные знания и культурные традиции.

Вопросы и задания к главе III

1. Почему ислам стал мировой религией? 2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата? 3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII-X веках на территорию Западной Европы? 4. Заполните сравнительную таблицу «Империи раннего Средневековья в период расцвета».

Вопросы для сравнения

Империя Карла Великого

Византийская империя при Юстиниане

Арабский халифат при Харуне ар-Рашиде

Когда достигла расцвета?

Какую территорию занимала?

Какие народы населяли?

Какова была государственная религия?

Вопросы для сравнения

Империя Карла Великого

Византийская империя при Юстиниане

Арабский хал и фат при Харуне ар-Рашиде

Какие цели ставили перед собой правители?

Каковы были их основные военные противники?

Какими достижениями прославилась?

По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали. 5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространёнными благодаря им, человечество пользуется до сих пор? 6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-XI веках: а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра); б) завоевание Багдада турками-сельджуками; в) правление Харуна ар-Рашида; г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров. 7. Чем прославился Ибн Сина (выберите правильные ответы): а) написал более ста научных трудов; 6) написал поэму «Шахнаме»; в) догадался, что Земля движется вокруг Солнца; г) описал признаки различных болезней?

Творческие работы и проекты

Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник». Изучите текст сказок «Тысячи и одной ночи» (например, цикл о Синдбаде-мореходе) с точки зрения той исторической и географической информации, которая в них содержится. Вылепите, что могут рассказать сказки об образе жизни людей, их ценностях, отношении к иноземцам, об особенностях арабской культуры и религии. Можно ли считать сказки достоверным историческим источником? Изложите свои выводы.

Групповой творческий проект «Дворец халифа». С помощью художественных альбомов, интернет-ресурсов изучите особенности арабской каллиграфической письменности, виды орнаментов в мусульманском искусстве, наиболее традиционные цвета. Представьте, что вы средневековые художники, которые получили заказ на создание и украшение дворца халифа или повой мечети при его дворе. Обсудите и начертите план здания. Разделите между членами группы отдельные элементы работы и нарисуйте эскизы украшения здания. Оформите работу и разыграйте в классе её представление халифу.

Источник

Дидактические материалы к уроку «Культура арабов» 6 класс.
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме

Коновалова Ольга Леонидовна

Дидактические материалы к уроку.

Скачать:

Вложение Размер
kultura_arabov.pptx 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Исторический диктант по теме: «Арабский халифат» Кто такие бедуины? Основатель мусульманской религии ислам и основатель Арабского государства. Города, главные религиозные центры, места поклонений. Главная языческая святыня арабов в Мекке. Какое событие сыграло решающую роль в объединении арабов, в создании единого государства? Священная книга мусульман. Как называются правила жизни мусульман? Назовите не менее трех обязанностей мусульманина. Назовите дату основания Арабского государства.

Проверь! Кочевники-скотоводы Мухаммед Мекка, Медина Кааба Принятие религии ислам Коран Шариат Верить в Аллаха, 5 раз в день молиться, соблюдать пост в рамадан, подавать милостыню, 1 раз совершить паломничество в святые места Мекку, Медину 630 год 0 – ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 5 ошибок – «3» 6 и больше ошибок – «2»

Наука Алгебра, цифра, алгоритм, азимут, анилин, калий, натрий Торговля Тариф, магазин, бакалея Ремесло Атлас, бисер, бязь Культура, повседневная жизнь Альманах, авария, азарт Военное дело Адмирал, кинжал, арсенал

. Какие выдающиеся памятники арабской культуры и научные открытия известны во всем мире?

Культура стран халифата 16.02.2016

Анализ арабских пословиц « Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика» «Тот не умирает, кто отдает жизнь науке» «Важнейшее упражнение человека – знание» «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая ». О чем говорят эти пословицы?

Словарная работа Коран Сунна Мечеть Медресе На какие две группы можно разделить эти слова? Составьте с одним из слов предложение.

Вопросы Почему арабский язык называли «латынью Востока»? Что такое арабское Возрождение? Что арабы называли «Домом мудрости»?

Что пропущено в таблице «Наука у арабов» Математика Астрономия История География Медицина Алгебра Аль-Бируни : Солнце – центр, Земля движется вокруг Солнца. Предания о Мухаммеде Ибн Сина (Авиценна) . Более 100 научных трудов, в том числе по медицине.

Что пропущено в таблице «Наука у арабов» Математика Астрономия История География Медицина Алгебра Индийские (арабские) цифры Аль-Бируни : Солнце – центр, Земля движется вокруг Солнца. Вычисление окружности Земли. Описание местоположения звезд. Предания о Мухаммеде Карты, описания Индии, Китая, Африки, Восточной Европы. Ибн Сина (Авиценна) . Более 100 научных трудов, в том числе по медицине.

Анализ произведения искусства Что мог перевозить этот корабль и куда он мог плыть?

Анализ произведения искусства Что могли продавать в этой аптеке?

Арабские загадки Ни рта, ни живота – а он все ест и ест, Деревья, рощи, старый чахлый лес. В достатке корм – он радостно гудит, Водой запил- и вот уж умер весь.

Арабские загадки Влюбленные – но счастья лишены, Дневной порой они разлучены. И только ночь соединяет их: Хранить покой людей они должны.

Вопрос Счастлив, кто людям доброе несет, Чье имя славой доброй процветет! Фирдоуси Проанализируйте строки из произведения Фирдоуси «Шахнаме». Какова их главная мысль? На каком языке Фирдоуси писал свои произведения?

Работа с литературным источником Муслихиддин Саади. «Гулистан» (отрывок) Коль можешь миром покорить страну, Не затевай напрасную войну. О смерти помни, мощь и славу множа. Ведь капля крови царств земных дороже. Джамшид великий как-то, я слыхал, У родника на камне начертал: «Здесь сотни сотней жажду утоляли И, не успев моргнуть, как сон, пропали. Мы покорили царства всей земли, Но взять с собой в могилу не могли!» Вопрос : Какую проблему человеческого общества затрагивает поэт в этом отрывке? Как он ее разрешает?

Опишите архитектурный памятник Альгамбра

Опишите архитектурный памятник Мечеть в Кордове

Опишите архитектурный памятник Мечеть Омара в Иерусалиме

Опишите архитектурный памятник Минарет мечети в Кайруане . Тунис. IX век.

Вопрос Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?

Мнение Выскажите свое отношение к арабским узорам – арабескам.

Задание Составьте простой план «Значение культуры халифата».

. Какие выдающиеся памятники арабской культуры и научные открытия известны во всем мире?

1 . «Важнейшее украшение человека – знание»,- говорили ученые: а) римские; б) греческие; в) арабские . 2.Мусульманский храм — это: а) собор; б) мечеть; в) мавзолей . 3. У арабов европейцы научились: а) чертить карты; б) пользоваться компасом и глобусом; в) считать индийские цифры. 4.Высшие мусульманские школы: а) институты; б) университеты; в) медресе. 5. У мусульман мечеть служила: а) местом, где люди молились; б) залом суда; в) хранилищем денег для бедных; г) местом, где можно потолковать с друзьями. д ) всё перечисленное 6. До XVII века настольной книгой европейских врачей было сочинение арабского мыслителя: а) Аль — Бируни; б) Фирдоуси; в) Авиценны.

Найдите ошибку в описании. Рукописные книги арабов чрезвычайно нарядны. Бесконечная вязь слов, написанных справа налево, многоцветные узоры, красочные миниатюры, изображение Аллаха поистине великолепны . А) на самом деле арабы писали слева направо ; Б) на самом деле арабские рукописи отличались строгостью оформления, были одноцветными ; В) на самом деле Коран запрещает рисовать образ Аллаха. Найди ошибку в описании. У арабов европейцы заимствовали современные цифры. Их так и называют – арабскими. Именно арабские математики придумали эти цифры. а) на самом деле арабы заимствовали эти цифры у европейцев. б) на самом деле арабы переняли написание цифр у индийцев. в) на самом деле арабы заимствовали цифры у китайцев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по математике 4 класс

Источник

Adblock
detector