Меню

Таблица интересы личности интересы общества интересы государства



Таблица интересы личности интересы общества интересы государства

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава IV.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

§ 28. Права и свободы человека и гражданина

Все права и обязанности человека, закреплённые нормами разных отраслей права, составляют его правовой статус.

Основные свободы, права и обязанности, провозглашённые в Конституции, представляют собой конституционный статус человека. Правовой статус человека является, естественно, понятием более широким, чем конституционный статус.

Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит сорок восемь статей и является самой большой по объёму.

Конституционные свободы человека представляют собой закреплённую в Конституции возможность определённого поведения человека, т.е. отсутствие ограничений личности действовать по своему усмотрению (например, право на жизнь, свобода слова, мысли, вероисповедания и др.). Государство не мешает человеку реализовывать свои свободы (это пассивные обязанности государства).

Конституционные права человека – это возможности че­ ловека действовать только при условии исполнения государством (государственными органами) своих обязанностей. Иными словами, государство должно предоставить эти возможности (блага) человеку (это активные обязанности государства, например: право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.).

Более важных и менее важных прав и свобод человека и гражданина не существует. Каждое право из закреплённых в международном и российском законодательстве обладает абсолютной ценностью. Вместе с тем юристы выделяют такие права и свободы, которые составляют своеобразный фундамент, на котором прочно стоит всё здание. К таким нормам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из неё и возвращение в неё (ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантии судебной защиты прав и свобод (ст. 46). Надо отметить, что отдельные элементы прав и свобод человека отражены также в трудовом, гражданском, семейном, уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном законодательстве РФ.

В статье 56 Конституции РФ отмечается, что в условиях чрезвычайного положения возможно временное ограничение прав и свобод. Но право на жизнь, запрет пыток и унижения человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие права не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

Не все учёные-правоведы согласны с тем, что в конституциях следует наряду с правами отражать и обязанности граждан. Обязанности, утверждают они, противоречат правам, как бы им противопоставлены. На самом деле обязанности нисколько не умаляют прав, существуют с ними в неразрывном единстве. Обязанности столь же важны для характеристики социального статуса человека, что и права. Они призваны стабилизировать общественные отношения, помочь человеку определить своё место в обществе.

Конституционные обязанности – это определённое (должностное) поведение человека, предписанное и закреплённое в Конституции.

В Конституции перечислены следующие обязанности граждан России:

• соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

• платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57);

• заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44);

• сохранять природу и окружающую среду (ст. 58);

• защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59).

Обязанности, перечисленные в Основном Законе, называются конституционными.

Глава Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина – удачный пример воплощения в национальном законодательстве принципов и норм международных правовых актов (см. таблицу прав и свобод граждан по Конституции РФ на с. 156).

Есть юридические документы, международное значение которых практически никем не оспаривается. Один из них – Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Её значение в том, что впервые в истории человечества были сформулированы основные права и свободы человека, которые рассматриваются мировым сообществом как стандарты, в соответствии с которыми должны приниматься национальные акты о правах человека.

Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своём достоинстве и правах. Она провозглашает ряд прав человека, которые можно разделить на две большие группы: гражданские и политические права; социальные, экономические и культурные права.

Права и свободы граждан по Конституции РФ

Гражданские права
• Право на жизнь (ст. 20)
• Право наличное достоинство (ст. 21)
• Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
• Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23)
• Право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
• Право на определение и указание национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26)
• Право на свободу передвижения (ст. 27)
• Право на свободу совести (ст. 28)
• Право на свободу мысли и слова (ст. 29)
• Одновременно как к гражданским, так и к политическим правам относятся права, закреплённые статьями 29, 30 и 31 Конституции РФ
Политические права
• Право на свободу мысли и слова (ст. 29)
• Право на свободу убеждений (ст. 29)
• Право на свободу информации (ст. 29)
• Право на объединение (ст. 30)
• Право собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации (ст. 31)
• Право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)
• Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32)
• Право на равный доступ к государственной власти (ст. 32)
• Право на участие в отправлении правосудия (ст. 32)
• Право обращаться лично и направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)
Экономические, социальные и культурные права
• Право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34)
• Право на частную собственность (ст. 35)
• Право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)
• Право на социальное обеспечение (ст. 39)
• Право на жилище (ст. 40)
• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
• Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст. 42)
• Право на образование (ст. 43)
• Право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст. 44)

Как уже говорилось, разделять эти права на более важные и менее важные неправильно. Раньше такой классификацией увлечённо занимались как у нас, так и в странах Запада. Взвешенное решение вопроса о приоритете социально-экономических или политических прав зависит от современного понимания прав человека, от того, что называется философией прав человека.

Первое, что нужно понять, постигая философию прав человека, – права человека реальны только в правовом государстве.

Другое важное обстоятельство: права человека не создаются государством, а присвоены личности, являются естественными, прирождёнными. Без этих прав и свобод личность лишена чести и достоинства, обречена на убогое, несвободное существование.

Центральное положение философии прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство человека никогда не может быть принесено в жертву интересам государства. Наоборот, государство должно быть защитником прав личности.

Важный вопрос философии прав человека – соотношение прав и обязанностей. Существует мнение о том, что обязанности важнее прав. Классическая демократическая точка зрения выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом и должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других и требования морали. Отстаивая права, нельзя забывать об обязанностях, действовать по принципу: «Я хочу, имею право и требую моё желание выполнить любой ценой».

Следующий вопрос – соотношение прав народа и отдельной личности. Демократический подход таков: права человека имеют приоритет над правами народа. К тому же понятие «права народа» весьма неопределённое. Им часто пользуются в сугубо политических интересах. Где права, там и ответственность. Но могут ли нести ответственность целые народы?

В России, как и во многих других странах, существует традиция оценивать правовые нормы с позиций морали, за юридическими отношениями видеть отношения нравственные. Права человека тесно связаны с уровнем нравственной, правовой культуры, образования, воспитания людей. Право на свободу демонстраций людей озлобленных, агрессивных ведёт к организации кровавых уличных беспорядков, а свобода слова превращается подчас в публичные оскорбления противников.

Реализация прав человека зависит и от уровня экономического развития страны. Право на жилище не может быть осуществлено, если не развёрнуто массовое жилищное строительство. Лишь на бумаге в условиях экономического кризиса существуют права на труд, на отдых, на социальное обеспечение.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте конституционный статус человека, из чего он складывается.

2. Сравните конституционный и правовой статусы человека. Какой из них шире и почему?

3. Сформулируйте определения конституционных прав и свобод человека.

4. Приведите примеры из жизни, СМИ нарушений прав человека.

5. Классифицируйте в схематичном виде обязанности граждан по Конституции РФ.

6*. Составьте таблицу основных положений философии прав человека. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, дайте их характеристику.

7. Объясните, каково значение Всеобщей декларации прав человека.

8. Классифицируйте на группы права человека, которые составляют содержание Всеобщей декларации.

9. Охарактеризуйте современное понимание прав человека.

10. Каково соотношение прав и обязанностей?

11. Проанализируйте соотношение прав человека и прав народов.

12*. Рассмотрите на конкретных примерах, как связаны права человека с нравственностью, экономическим развитием страны.

Декларация независимости Соединённых Штатов
принята в Филадельфии 4 июля 1776 г.
(Извлечения)

Мы считаем следующие истины бесспорными и очевидными сами по себе: что все люди созданы равными; что они получили от Создателя некоторые неотчуждаемые права; что среди этих прав следует поставить на первое место жизнь, свободу и искание счастья; что для обеспечения себе возможности пользоваться этими правами люди создали в своей среде правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что всякий раз, когда какая-нибудь форма правления оказывается гибельной для тех целей, ради которых она была создана, народ имеет право изменить или упразднить её и создать новое управление, обосновав его на таких началах и придав власти такую форму, которые он найдёт наиболее обеспечивающими безопасность и счастье.

Информация к размышлению

Всеобщая декларация… была лишь первым шагом в формулировке международных стандартов прав человека. Было решено выработать Пакт о правах человека Организации Объединённых Наций, и Советский Союз, естественно, участвовал в выработке этого пакта. Однако позиция Советского Союза в отношении социально-экономических прав была достаточно твёрдой, и вскоре оказалось, что для демократических стран весьма трудно прийти к компромиссу с Советским Союзом в этой области. Компромисс, однако, был найден, вместо одного пакта о правах человека были разработаны два пакта: первый – Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах – отражал преимущественно советскую точку зрения на права человека, второй – Международный пакт о гражданских и политических правах – отражал преимущественно западную точку зрения.

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Читайте также:  Таблица структура и динамика сюжетно ролевой игры

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Как соотносятся права народа и отдельной личности? Несёт ли общество ответственность за поступки каждого человека?

2. Что бывает, если правами человека пользуются люди аморальные, в безнравственных целях?

Темы для проектов и рефератов

1. Роль и значение главы 2 Конституции РФ в развитии правового государства и гражданского общества в России.

2. Нравственность и права человека.

Источник

О соотношении общественного и государственного интересов и его значении для формирования механизмов защиты общественного интереса в рамках гражданского судопроизводства // Сборник статей конференции

От ответов на вопросы: что такое общество; что представляет собой общественный интерес; как он соотносится с другими интересами (отождествляется с ними или нет, признается или нет самостоятельным объектом защиты и т. д.) – напрямую зависят процессуальные механизмы защиты общественного интереса.

1. Необходимо учитывать, что понятию «общество» нередко придается различный смысл [1, 2, c. 55-70]. В самом упрощенном социологическом значении общество – это некая совокупность людей. В то же время определение общества в качестве такой совокупности нисколько не характеризует его сущностные черты. Социологами было предпринято множество попыток охарактеризовать общество, его черты, а также явления общественной жизни.

Мы же остановимся лишь на тех из них, которые видятся важными в целях нашего исследования.

Эмиль Дюркгейм писал, что «теперь охотно соглашаются, что факты индивидуаль­ной и коллективной жизни в какой-то степени разно­родны… Всякий раз, когда какие-либо элементы, комбинируясь, образуют фактом своей комбинации новые явления, нужно пред­ставлять себе, что эти явления располагаются уже не в элементах, а в целом, образованном их соединением.

Живая клетка не содержит в себе ничего, кроме мине­ральных частиц, подобно тому как общество ничего не содержит в себе вне индивидов. И тем не менее совер­шенно очевидно, что характерные явления жизни не заключаются в атомах водорода, кислорода, углерода и азота… Она едина и, следовательно, может иметь своим местонахождением только живую субстан­цию в ее целостности. Она в целом, а не в частях… И то, что мы говорим о жизни, можно повторить о всех возможных синтезах… Приме́ним этот принцип к социологии.

Если указан­ный синтез suigeneris, образующий всякое общество, порождает новые явления, отличные от тех, что имеют место в отдельных сознаниях… то нужно также допустить, что эти специфические факты заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т. е. в его членах. В этом смысле, следовательно, они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям» [3, c. 12-13]. Подобный подход был предложен представителями органической школы социологии, отождествлявшими общество с биологическими организмами.

Разумеется, его не стоит принимать безоговорочно. Необходимо также заметить, что излишняя увлеченность таким подходом приводила некоторых авторов к выводу об исключительном значении общества и о том, что отдельный индивид сам по себе не представляет никакого значения, а является лишь частью некого значимого целого.

Однако очевидно, что вся мировая история подтверждает, что человек (каждый, отдельный) – это самостоятельная ценность, не поглощаемая совокупностью других людей. В то же время ею подтверждается и то, что индивид сильнейшим образом зависит от общества. Как заметил еще Аристотель, человек – по природе существо общественное, и «жизнь сообща прирождена ему» [4].

Индивид в обществе и вне его не одинаков[1]. Многие потребности индивида могут быть реализованы только через общество, за счет того, что индивид – это его часть.

При этом в настоящее время некоторые из важных положений, обоснованных органической школой, признаются практически повсеместно. Речь идет о том, что общество не рассматривается как простой набор человеческих единиц, а признается такой совокупностью, в определенной мере представляющей собой некое самостоятельное по отношению к своим элементам явление, которое как целое способно иметь интересы, нередко противопоставляемые интересам отдельных лиц.

Как указал Питер Л. Бергер, «общество означает широкий комплекс человеческих отношений или… взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно.

Социолог может говорить об обществе, включающем миллионы людей… а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность… Им обозначают, скорее, достаточно отчетливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое автономное целое, существующее наряду с другими, ему подобными» [1].

Следовательно, общество характеризуется тем, что в нём существует взаимодействие между лицами, его составляющими (присутствует некая связанность); могут появляться некие институты, а также общие цели и ценности. Это взаимодействие (связь, объединение) происходит в той или иной мере как в общемировом обществе, так и в обществах отдельных государств, и в различных социальных группах.

Такие группы, с одной стороны, являются частью общества в широком смысле («впаяны» в него) и в этом смысле едины с ним, но, с другой стороны, будучи образованными на основании определенного признака, внутри себя могут содержать присущие только им связи, институты и ценности.

Нет сомнений, что такие группы также могут иметь свои интересы, отличные как от интересов других групп, так и от интересов общества в целом.

Отсюда ясно, что об общественном интересе можно говорить тогда, когда речь идет о чем-то общезначимом либо для общества в целом, либо для отдельных социальных групп. При этом такое общезначимое (общее) неделимо в том смысле, что оно имеет значение для всего общества или группы. Например, общество определенного государства заинтересовано в обеспечении безопасности в этом государстве.

Или группа жителей определенного района города заинтересована в сохранении парка, находящегося рядом с местом их проживания. Однако в силу принадлежности определенных лиц к обществу или группе каждое из них может удовлетворять свои частные интересы посредством соответствующего общего блага.

Так, если в государстве гарантирована безопасность всех, то и безопасность отдельного лица также гарантируется. Наличие парка в определенном районе города дает возможность каждому жителю этого района его посещать и т. д.

2. В науке неоднозначно решается вопрос о соотношении государственного и общественного интереса. В российской дореволюционной юридической литературе такие интересы зачастую отождествлялись. Среди ученых, не придерживавшихся подобного подхода, в частности следует выделить Е.В. Васьковского [5]. В советский период ответ на вопрос о соотношении государственного и общественного интереса ставился в зависимость от того, о каком государстве шла речь.

Считалось, что «по отношению ко всему обществу в целом государство выступает как орудие руководства и управления со стороны господствующего класса, по отношению к противникам этого класса (в эксплуататорском обществе – по отношению к большинству населения) – как орудие подавления и насилия» [6, c. 162]. Исключением признавалось социалистическое государство [7, c. 26], интересы которого на станицах юридической печати практически повсеместно (по понятным причинам) отождествлялись с общественными.

В настоящее время в трудах юристов можно встретить различные подходы к вопросу о соотношении государственного и общественного интереса. Например, нередко государственные и общественные интересы вновь отождествляют. Подобный подход зачастую основан на неодинаковых предпосылках.

Некоторые авторы считают государство особым типом общества и делают вывод, что его интересы – это и есть общественные интересы. Другие ученые, не отождествляя государство и общество, в то же время считают, что государство не может иметь своих интересов, в силу чего через его деятельность могут реализовываться только общественные интересы.

Отдельные исследователи, понимая, что далеко не все государства во все времена действовали в интересах общества, при этом указывают, что в идеале государственные и общественные интересы – это по сути одни интересы, однако такое совпадение возможно только в правовом государстве.

В данном случае весомую роль играет идея, согласно которой в демократическом государстве – при власти большинства – общественный интерес соответствует интересу большинства, а потому государство, реализующее волю большинства, всегда поступает в интересах общества.

Однако некоторые исследователи (в их числе и мы) не отождествляют государственные и общественные интересы[2]. При этом несовпадение таких интересов может прослеживаться в разных аспектах. Первый, конечно же, заключается в том, что государство далеко не везде и не всегда поступало в интересах общества.

При этом речь идет как о многих известных истории случаях очевидного презрения правителей к населению определенного государства, так и о часто встречавшейся дискриминации представителей тех или иных социальных групп (национальных, религиозных и т. д.), например, заключавшейся в том, что права представителей таких групп урезались по сравнению с правами остального населения. Более того, нередко они вообще были лишены прав или права на судебную защиту и т. д., что явно противопоставляло интерес таких групп интересам государства.

Безусловно, необходимо всеми силами стремиться к тому, чтобы государство ассоциировалось с наличием свободных и полноправных граждан, а не с управляемыми людьми, лишенными всяких прав, как и предлагали многие известные мыслители. Однако «по существу, во всех этих случаях речь идет об идеале правого государства, о том, каким оно должно быть.

Но идеальные мерки не подходят к реальным явлениям. История не знала совершенных государств, однако изобиловала государствами, нарушающими законы и права человека» [3] [8, c. 93-94].

Очевидно, что и в настоящее время государство через создаваемое им право может учитывать интересы различных групп далеко не одинаково, а некоторые интересы не учитывать вовсе. При этом понятно, что интересы общества, а также отдельных социальных групп существуют вне зависимости от того, учитываются они действующим в государстве правом или нет.

Даже в государствах с демократическим политическим режимом действия государства, которые по идее должны отражать волю большинства, зачастую не учитывают интересы меньшинства, которое также составляет общество, и могут противопоставляться и большинству, и государству[4].

По этому поводу заметим, что государство может (должно) стремиться к максимальному учету интересов различных социальных групп (обеспечению возможного их сосуществования), однако в этой области вряд ли достижима полная гармония.

Более того, по нашему мнению, учет интересов и их совпадение – это далеко не одно и то же, а потому даже в этом смысле говорить об отождествлении интересов общества и государства применительно ко всем возможным случаям вряд ли возможно.

Далее необходимо отметить, что мы солидарны с учеными, считающими, что государство – это не само общество, а его организация. При этом в определенном смысле «совпадение понятий государство и общество невозможно по многим причинам, в том числе и потому, что государство – даже демократическое – так или иначе отделено от населения. Поэтому у него, как и у любой другой организации, есть собственные цели, которые не совпадают с целями части или большинства общества.

Читайте также:  Размер ноги парня и его достоинства таблица

Так, например, государство может вести непопулярную в обществе войну или заключить непопулярный мир» [5] [10, c. 165].

Нельзя забывать и о том, что публичные образования (государства, субъекты государства, муниципальные образования) признаются самостоятельными субъектами права, а это означает, что такие образования самостоятельно вступают в различные правоотношения.

В связи с этим, как любой субъект права, они признаются носителями интересов, которые могут противопоставляться любым другим интересам. Как самостоятельные носители интересов они могут выступать в качестве стороны в судебном деле. В данном случае не будет неуместным сравнение публичного образования и юридического лица, которое, с одной стороны, создается для достижения целей, поставленных его учредителями, однако будучи созданным признается самостоятельным субъектом права и в таком качестве вступает в правоотношения.

Безусловно, деятельность юридического лица в конечном итоге направлена на удовлетворение тех интересов, которые определены его учредителями, но, вступая в правоотношение, такое лицо считается носителем самостоятельного интереса в этом правоотношении, а его учредители субъектами такого правоотношения не становятся.

В то же время, если юридическое лицо поступает вопреки интересам своих учредителей (участников), такие учредители могут предъявлять ему иски, что приводит к тому, что юридическое лицо и его учредители станут сторонами по делу с противоположными интересами.

Возвращаясь к публичным образованиям, заметим, что, с одной стороны, такие образования как самостоятельные субъекты права могут признаваться, например, собственниками определенного имущества. Но, с другой стороны, зачастую такое имущество имеет исключительно социальное назначение.

В свою очередь, если соответствующее образование использует такое имущество не по назначению, очевидно – это противоречит общественному интересу, и в случае предъявления иска к такому образованию речь, следовательно, будет идти о противоположности в деле интересов общества и публично-правового образования как собственника имущества [6].

3. Как было сказано в самом начале статьи, от ответа на вопрос: что представляет собой общественный интерес и как он соотносится с другими интересами – зависят процессуальные механизмы его защиты. Так если общественный интерес не признается самостоятельным объектом защиты, например, отождествляется с государственным интересом, то это зачастую приводит к тому, что государство в лице своих органов сохраняет исключительную монополию в вопросах обращения в суд в его защиту.

Практически исключается ситуация, при которой государство признается возможным нарушителем таких интересов, а следовательно, не допускается (ограничивается) юридическое противопоставление общества и государства, хотя фактически возможность такого противостояния очевидна.

Напротив, признание интересов общества в качестве самостоятельного объекта защиты (что, по нашему мнению, безусловно правильно) дает основу для формирования механизмов, всецело направленных на его защиту.

В частности, признается допустимым, что в суд в защиту общественных интересов обращаются не государственные органы, а общественные организации и даже отдельные граждане как часть общества или социальной группы, чей интерес подлежит защите.

Это в свою очередь ведет к формированию особых порядков рассмотрения дел в защиту общественного интереса. При этом ответчиками по таким делам нередко могут выступать публичные образования, а также их органы.

Мировой опыт показывает, что при рассмотрении дел о защите общественных интересов в судебном порядке нередко обнаруживается, что такие интересы не в должной мере учтены действующим в государстве правом. В результате судебная практика по таким делам развивает позитивное право, приспосабливает к реально существующим общественным потребностям.

Список использованных источников:

1. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / пер. с английского О. А. Оберемко — М., 1996.
2. Кравченко А. И. Социология: учебник. — М., 2012.
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. – М.: 1995.
4. Аристотель. Никомахова этика [Библиотека Максима Мошкова]: режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt.
5. Васьковский Е. В. Организация адвокатуры. Тома 1 и 2. — С.-Петербург, 1893.
6. Основы марксизма-ленинизма. — M., 1960. Цит. по: Теория государства и права. Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве / под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. — М., 1962.
7. Теория государства и права. Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве / под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. — М., 1962.
8. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышина. — М., 2007.
9. Еллинек Г. Права меньшинства / под ред. М. О. Гершензона. — М., 1908.
10. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М., 2016.

[1] Речь тут идет о многом: о том, что конкретная общественная среда влияет на формирование личности; о том, что человек, как правило, не может существовать вне общества; о том, что оторванные от общества в самом раннем возрасте и проведшие среди животных несколько лет свой жизни «одичавшие дети», или «дети Маугли», практически не могут освоить человеческую речь, общаться с другими людьми, т. е. не совсем люди в социальном смысле слова, не совсем часть человеческого общества. Однако в данном случае речь идет и о том, что даже сформировавшийся «социальный» человек не одинаков, когда он в обществе и вне него.

[2] При этом в данном случае необходимо пояснить, что, по нашему мнению, государство – это такое уникальное образование, которое может участвовать в общественной жизни в различных ипостасях, а следовательно, отождествлять или различать его и общественные интересы применительно ко всем возможным ситуациям вряд ли возможно.

[3] Именно это обстоятельство в значительной степени предопределяет необходимость применения механизмов, дающих возможность противостоять государству, в том числе посредством судебных процедур.

[4] Георг Еллинек, описавший формы, с помощью которых такие интересы обеспечиваются в конституционном законодательстве, указывал, что определенных прав политическое меньшинство не может быть лишено даже по воле большинства. E. de Vattel считал, что большинство может изменять как угодно конституцию, но отказывал большинству в праве навязывать свои решения меньшинству [9].

[5] Л.Е. Гринин правильно указал и на то, что вопрос о соотношении государственного и общественного во многом зависит от того, о каком государстве (раннем, развитом или зрелом) идет речь [10, c. 169-198].

[6] От описанной надо отличать ситуацию, когда соответствующее публичное образование выступает как собственник своего имущества и для своих нужд, т. е. для обеспечения своего функционирования.

В предлагаемой публикации мы не рассматриваем вопрос о соотношении категории «общественный интерес» с категорией «публичный интерес», однако заметим, что решить этот вопрос также весьма сложно. Речь, в частности, идет о том, что, с одной стороны, при рассуждении о публичном интересе речь, по сути, должна идти об общественном интересе, поскольку слово «публичный» происходит от лат. publicus, что означает «общественный». В англоязычной юридический литературе термин «public interest» используется именно для обозначения общественных интересов. Однако, с другой стороны, в российской правовой литературе под публичным интересом зачастую понимают неодинаковые явления.

Так, нередко его используют для обозначения интересов государства; любых общественных интересов; общественных интересов, признаваемых государством; интересов неопределенного круга лиц; интересов и общества, и государства; интересов, имеющих значение для широких масс или для большинства граждан государства, или даже всех его граждан и т. д.

Источник

Национальные интересы России, интересы личности и общества в различных сферах

Национальные интересы России –это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации — личности, общества и государства. Потребности объективно возникают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов:

— экономические (внешние и внутренние);

— политические (внешние и внутренние);

— оборонные (внешние и внутренние);

— информационные (внешние и внутренние).

Эти группы интересов проявляются на трех уровнях внутри страны — федеральном, региональном и местном. Они взаимосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обеспечения национальной безопасности.

В первую очередь подлежат защите государством и обществом высшие жизненно важные интересы нации. В зарубежной политологии их часто называют «интересами выживания нации». К ним относятся:

— защита национальной независимости (суверенитета), территориальной целостности и конституционного строя;

— конституционные права и свободы человека, возможность продолжить свой род и развиваться, личная и имущественная безопасность, здоровая среда обитания человека;

— реальное функционирование структур гражданского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния.

Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию – вооружением, население и социальную сферу – предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производите лей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой области является переход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Читайте также:  Таблица восстание степана разина движение старообрядцев

Единство экономического пространства, наличие большого и разно разного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются:

— в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий;

— способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции;

Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в:

— обеспечении гражданского мира;

— единства правового пространства;

— стабильности государственной власти и ее институтов;

— завершении процесса становления демократического общества;

— нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Важнейшие задачи, решение которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России:

— согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества;

— проведение ответственной и взвешенной государственной национальной политики.

Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют:

— консолидации усилий общества и государства;

— резкого ограничения экономической и социально-политической основы этих противоправных явлений;

— выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений;

— обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;

— для создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на формирование системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на:

— предупреждение и пресечение противоправных действий;

— неотвратимость ответственности за любое преступление;

— на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным является — утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведении которой исключается возможность нанесения ущерба российской культуре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее национальных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и интеллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира.

Основными составляющими этого курса являются:

— формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств – участников Содружества Независимых Государств;

— развитие равноправного партнерства с другими великими державами – центрами экономической и военной мощи;

— развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом;

— упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно, приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства, по защите его конституционного строя от возможных посягательств других государств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноправных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Федерации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также;

— международно признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в

обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловливают необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как:

— соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею;

— защита национальных, духовных ценностей;

— пропаганда национального, культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

— обеспечение права граждан на получение достоверной информации;

— развитие современных телекоммуникационных технологий.

Планомерная деятельность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XX1 веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно- политическую стабильность в стране.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

— в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

— в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

— в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

— повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

— экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

— наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

— экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Источник

Общественный интерес — особенности понятия

Общественные интересы – социологическое понятие, характеризующее интересы сообщества людей или среднестатистического представителя населения в уровне благополучия, безопасности, стабильности и прогресса и т. д. Они существуют наряду с государственными и личными. Часто они противопоставляются друг другу. Отличие общественного интереса от личного состоит в том, что первый характеризуется широкой распространенностью среди населения, а второй характеризует личные интересы конкретного гражданина.

Главным защитником общественных интересов призвано быть государство. Нередко этим занимаются и частные организации либо общественные. Они проводят мониторинг обстановки, организуют митинги, пытаются влиять на местные и федеральные власти в целях защиты прав и интересов жителей страны. Их действия могут доходить вплоть до попыток изменения законодательства через обращение в международные органы и Конституционный Суд.

интересы государства и общественные

Государственный и общественный интересы не всегда совпадают. Это вынуждает власти искать компромисс и влиять на массовое (общественное) сознание посредством СМИ. До сих пор не установлена граница между частным интересом отдельных людей и общественным, что говорит о расплывчатости понятия.

Правовая защита гражданских интересов

Такая защита основана на извечном стремлении людей к социальной справедливости. В связи с этим появился специальный термин: «право общественного интереса». Чаще всего он применяется на просторах бывшего СССР. Им апеллируют, прежде всего, представители правозащитных организаций, экологи, юристы-профессионалы и другие правозащитники. Общим для всех этих групп является стремление использовать право в качестве инструмента для решения социальных и иных проблем. Основанная на этих принципах деятельность заключается в уважении прав человека, открытого общества, демократии и верховенства права.

государственный и общественный интерес

Роль государства в формировании общественных интересов

Коллективные интересы народных масс меняются на протяжении всей истории человечества. Чаще всего требования людей растут, но меняется и сам спектр предпочтений, сменяются акценты. Раньше важнейшим компонентом было право на безопасность, личную свободу и свободный труд. А, к примеру, право на отдых уходило на второй план. Сейчас общественных интересов гораздо больше, чем было раньше. Государство влияет на интересы людей посредством телевидения и других средств СМИ. Оно пытается повернуть их предпочтения и приоритеты в более выгодную для себя сторону.

Сейчас в России становится все более популярным иметь автомобиль. То есть обладание им – это уже общественный интерес. Аналогичный вывод можно сделать и по поводу увеличения размера жилья. Та жилплощадь, которая удовлетворяла советского человека, вряд ли устроит нынешнего россиянина. В то же время для японца достаточно и меньших величин.

К новым общественным интересам можно отнести право на пользование интернетом, мобильной связью, планшетом и прочей подобной электроникой. Раньше это не входило в гражданские интересы людей.

право общественного интереса

Есть ли такие понятия в законодательстве РФ?

Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо определений общественных, государственных и публичных интересов. Некоторые указания относительно этих понятий имеются в ГК РФ Верховного Суда РФ. Там сказано, что использование и публикация изображения конкретного человека возможна только, если присутствует публичный интерес, а именно в случаях, когда гражданин является важной общественной и политической фигурой, а использование изображения требуется для проведения общественной дискуссии или в целях удовлетворения общественно значимого интереса граждан. Однако в ситуациях, когда целью публикации и использования изображения является чисто обывательский интерес к его личной жизни либо преследуется коммерческая цель, для публикации необходимо будет получить разрешение у этого гражданина.

Что понимается под общественным

Законодательство не относит любой интерес населения к категории общественных интересов. В них входят только наиболее значимые, такие, как обеспечение безопасности (национальной, экологической, личной и т. д.), прав и свобод граждан. К общественным интересам можно отнести предоставление посредством СМИ информации о превышении полномочий и другой информации, касающейся общественно значимой деятельности должностного лица. Но при этом публикацию материалов о частной жизни человека, деятельность которого не является общественно значимой, уже нельзя считать деятельностью, удовлетворяющей интересы общества.

государственный и общественный интерес

Заключение

Таким образом, интересы государства и общественные являются важными компонентами существования любой страны. Личные интересы часто совпадают с общественными, но далеко не всегда. Ведь они гораздо более разнообразны и индивидуальны. В законодательстве РФ нет четких определений таким понятиям. К тому же в отличие от личных и государственных интересов, интересы социума не всегда могут быть определены однозначно.

Источник

Adblock
detector