Меню

Таблица гражданское общество как условие формирования

Что такое «гражданское общество»: понятие, признаки, принципы

В этой статье мы разберемся с тем, что такое гражданское общество, какие признаки его характеризуют. Узнаем принципы и институты гражданского общества. Рассмотрим функции гражданского общества и предпосылки его формирования. Начнём.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество — это совокупность независимых от государства общественных институтов (семейной, экономической, социальной, национальной, религиозной и иной направленности) призванных обеспечить реализацию отдельными индивидуумами и целыми коллективами их политических, экономических, культурных и духовных нужд и потребностей. При этом гражданское общество находится под постоянным общественным контролем, а его функционирование основывается исключительно на правовых нормах.

Выступая в качестве своеобразного связующего звена, прослойки между гражданином и государством, гражданское общество не позволяет государственным институтам узурпировать власть, став абсолютным хозяином социума. В итоге государство лишь создает общие для всех правила и законы, по которым, на основе самоуправления, и будет жить общество. Государство при этом выступает в качестве законодателя, однако, введенные им законы должны исполняться всеми, в том числе — и самим государством.

Обычно термин «гражданское общество» используется в двух контекстах: широком и узком. В широком смысле под данным понятием понимаются все социальные институты и общественные отношения, прямо не регулируемые госорганами. В более узком контексте указанным термином называют социум на определенном историческом этапе его развития, при котором на практике удалось воплотить в жизнь основные принципы функционирования гражданского общества.

Современное гражданское общество включает в себя независимые от государства общественно-политические институты, отражающие самые разнообразные социальные потребности и интересы людей в политической, экономической, культурной, религиозной и семейной сферах.

Признаки гражданского общества

К главным отличительным признакам гражданского общества относят:

  • Верховенство закона. В гражданском обществе законы являются не просто формальными документами, носящими сугубо декларативный характер, а обязательными для исполнения всеми гражданами правилами;
  • Самостоятельность граждан. Любой гражданин наделяется не только самостоятельностью, но и неотъемлемыми правами, данный признак является фундаментальным для гражданского общества;
  • Наличие различных типов собственности. В подобном социуме существует как государственная и муниципальная, так и частная собственность;
  • Свобода слова, право граждан открыто выражать собственное мнение. Любой индивидуум может свободно и открыто озвучивать свою позицию по всем важнейшим для государства и общества вопросам;
  • Свобода при выборе индивидуумом места проживания и работы, при реализации им собственных умений и навыков;
  • Поиск наиболее приемлемых и устраивающих разные слои общества путей дальнейшего развития социума и государства;
  • Высокоразвитое самоуправление, решение людьми даже важных вопросов локального значения на местах без обращения в органы власти.

Принципы гражданского общества

Выделяют ряд основных принципов гражданского общества, характеризующих тип взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданами при его полноценном функционировании:

  • государственные интересы никогда не ставятся выше интересов личности;
  • главной ценностью провозглашаются права и свободы гражданина;
  • признается право граждан на владение частной собственностью;
  • запрещено любое вмешательство в личные дела граждан, при условии неукоснительного соблюдения ими законов;
  • гражданское общество функционирует в рамках неформального договора, заключаемого гражданами между собой, оно играет роль защитного слоя между человеком и государством.

Главным признаком гражданского общества является наличие у индивидуумов права на свободную организацию ими различных групп по интересам (профессиональных, культурных и др.), в деятельность которых не могут вмешаться органы власти.

Институты гражданского общества

К важнейшим элементам гражданского общества относят независимых от властей интеллектуалов, ведущих борьбу за соблюдение прав граждан. Именно они создают институты гражданского общества, а именно:

  • политические организации (партии и др.);
  • общественные объединения;
  • органы местного самоуправления, включая мэрии городов и сельские администрации;
  • СМИ;
  • творческое, культурные и религиозное объединения;
  • профессиональные союзы;
  • образовательные учреждения.

Функции гражданского общества

Важнейшими функциями гражданского общества являются:

  • Защита частной жизни каждого конкретного индивидуума;
  • Сдерживание представителей госорганов от возможных нарушений ими законодательства, выявление случаев несоблюдения властями конституционных прав граждан;
  • Защита общественных интересов, отслеживание их соблюдения государством;
  • Контроль над взаимоотношениями, складывающимися между коммерческими структурами и обществом;
  • Надзор за соблюдением внутригосударственного правового порядка.

Перечисленные здесь черты гражданского общества являются характерными признаками развитого и зрелого социума. Многие люди считают саму возможность существования подобного общественного устройства утопией, однако, при выполнении всеми гражданами своих обязанностей и уважении государством их прав данная концепция вполне жизнеспособна.

Предпосылки к формированию гражданского общества

Основной предпосылкой к формированию гражданского общества является обязательное признание высшей для государства ценностью прав человека. К другим предпосылкам его формирования относят:

  • предпосылки экономического характера (наличие у граждан права на частную собственность при существовании других форм собственности, свободный рынок, экономическая конкуренция и т.д.);
  • предпосылки юридического и политического характера (равноправие граждан перед законом, многопартийность, гарантированное обеспечение государством гражданских свобод и др.);
  • предпосылки культурного характера (наличие свободных СМИ, повышение общеобразовательного уровня населения, свободный доступ граждан к информации);
  • предпосылки социального характера (образование среднего класса, способного успешно отстаивать собственные интересы и не зависимого от властей и крупного бизнеса);

Следовательно, гражданское общество не может появиться в одночасье, по чьему либо желанию или приказу, его образование и развитие представляет собой длительный и комплексный процесс, имеющий под собой ряд политических, экономических, социальных, юридических и культурных предпосылок.

Правовое государство

Наличие правового государства является обязательным условием существования гражданского общества. Правовым государством принято называть форму государственного устройства, при которой высшей ценностью государства признаются гражданин и его права. Институты гражданского общества прямо не подчинены государству, но должны активно взаимодействовать с ним, дабы не допустить злоупотреблений со стороны властей (подобной деятельностью занимаются, к примеру, представители свободных СМИ, раскрывающие и фиксирующие такого рода злоупотребления, а затем рассказывающие о них гражданам).

В целом правовое государство выступает гарантом соблюдения всеми членами общества (и управляемыми, и управляющими) определенных правил игры, т.е. соблюдению ими законов, которые обязательны к исполнению и самим государством. Одновременно с этим гражданское общество через свои институты занимается разрешением вопросов, связанных с обеспечением интересов различных групп населения, входящих в состав социума, а также отдельных индивидуумов. В итоге, правовое государство и гражданское общество не конкурируют между собой, а функционируют в тесной связке, дополняя друг друга.

Становление и развитие гражданского общества

Гражданское общество появилось в результате длительного исторического развития и последовательной трансформации в первую очередь западной цивилизации. Автором идеи о формировании самостоятельного и политически активного общества, функционирующего на основе самоуправления, был Аристотель.

В Средние века данная концепция не получила должного развития, зато в эпоху Просвещения она окончательно оформилась и обрела собственное определение. Просветители рассматривали гражданское общество как плод совместной деятельности всех членов социума, привязывая его становление и развитие к становлению и развитию каждой отдельной личности.

Основным отличием гражданского общества от всех остальных типов социума является социально направленная активность граждан, предусматривающая равноправное взаимодействие между властью, обществом и человеком.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Гражданское общество является посредником между государством и гражданами.
  • Основное условие функционирования гражданского общества — готовность государства вести равноправный диалог с народом, желающим принимать деятельное участие в жизни своей страны.
  • Развитое гражданское общество является плюсом и для управляющих (представителей власти), и для управляемых (граждан) — общество может мирно и цивилизованно рассказать власти о возникших у него проблемах, а государство знает, какие именно вопросы в данный момент волнуют население. Подобный диалог помогает вовремя находить компромиссные решения и не допускать острых конфликтов внутри социума, что создает условия для спокойного развития общества и повышения уровня благосостояния граждан.
Читайте также:  Как заполнять косую таблицу

Источник



Гражданское общество и государство

Содержание:

  • 1 Понятие «Гражданское общество»
    • 1.1 Структура гражданского общества
    • 1.2 Функции гражданского общества:
    • 1.3 Признаки, условия существования гражданского общества
  • 2 Правовое государство, его принципы и функции.
  • 3 Взаимодействие гражданского общества и правового государства.
  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 7-05-2019, 01:52
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 29 048

↑ Понятие «Гражданское общество»

Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.

Гражданское общество
можно определить также как совокупность неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового.
Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.
Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Цель (назначение) гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

↑ Структура гражданского общества

1) Общностей людей:

  • политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
  • научные и культурные организации, спортивные общества
  • муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы (ассоциации избирателей, политические клубы)
  • независимые СМИ
  • церковь
  • семья

2) Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер
семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения

3) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

↑ Функции гражданского общества:

  • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
  • Защищает граждан и из объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
  • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
  • Сдерживает политическую власть от абсолютного господства;
  • Поддерживает стабильность общественных отношений;
  • Утверждает принципы правового государства.

Возникновение гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальной, личной свободы каждого человека, которая находит своё отражение в соответствующих предпосылках.

↑ Признаки, условия существования гражданского общества

↑ Правовое государство, его принципы и функции.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности

Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

Предпосылки создания правового государства:

  • Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства (Экономическая независимость и самостоятельность индивида)
  • Режим демократии; суверенитет народа
  • Внутреннее единая и непротиворечивая система законодательства
  • Гражданское общество
  • Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества

Признаки (принципы) правового государства

  • Верховенство права во всех сферах жизни общества
  • Деятельность государства ограничена рамками права
  • Легитимность власти
  • Подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека.
  • Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона. Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи (от фр. — посредничество) и т. д.
  • Реальное разделение властей (Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»)
  • Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека. Признание прав и свобод человека высшей ценностью)
  • Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищённости
  • Взаимная ответственность государства и личности. Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами
  • Единство права и закона. Соответствие любого нормативного правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека
  • Политический и идеологический плюрализм. Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов
  • Равноправие, равные права и для президента и для рабочего.
  • Правовая культура граждан – знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться.

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Функции правового государства

  • обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
  • предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства и неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организации законов государства.
  • основано на верховенстве закона, политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами.

Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Пути формирования правового государства

  • Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого
  • Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения
  • Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка
  • Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних

↑ Взаимодействие гражданского общества и правового государства.

Как гражданское общество взаимодействует с государством?

Механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства включает три основных элемента: осуществление принципа разделения властей, создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти и создание различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители различных социальных групп. Также государство создает законодательство, охраняющее права и свободы людей, осуществляет правосудие. Гражданское общество, в свою очередь, оказывает влияние на государственную власть посредством СМИ, созданием политических партий, осуществляющих борьбу за власть и представляющих интересы общества, граждане участвуют в выборах органов государственной власти, формируют местное самоуправление и т. д.

Система гражданского общества
Основы гражданского общества
Институты гражданского общества
Признаки гражданского общества
Функции гражданского общества

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Читайте также:  Какой элемент таблицы менделеева имеет латинское название аурум

Урок 29. Гражданское общество и правовое государство

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Гражданское общество.
  2. Правовое государство.

Правовое государство — это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Общественное объединение -некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей.

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1 Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 240 – 247.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

3.Боголюбов Л. Н. , Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень – М.: Просвещение, 2018. – С. 190 – 200.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государство является основным институтом политической системы общества. Человечество давно задумывалось над вопросом, как подчинить государство праву. Такое государство сегодня называют правовым. Понятие правовое государство ввел Иммануил Кант. Правовое государство — это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Верховенство права означает подчинение закону всех граждан, должностных лиц, организаций и самого государства. Законы в правовом государстве должны быть правовыми, то есть гуманными, справедливыми, закреплять естественные, неотъемлемые права каждого человека.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод человека – еще один признак правового государства. Он предполагает, что все права и свободы человека должны быть не только провозглашены, но и гарантированы самим государством.

Установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства. Ответственность государства в том, что оно обязуется гарантировать соблюдение прав человека, а ответственность личности в том, чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять свои обязанности.

Принцип разделения властей означает независимость , строгое разграничение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Для того, чтобы воспрепятствовать сосредоточению власти в руках одного органа, существует специальная система сдержек и противовесов. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция РФ, объявив разделение властей одной из основ конституционного строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. К примеру, Государственная Дума может выразить правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать президенту отрешением от должности, а президент, со своей стороны, может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.

Понятие «гражданское общество» впервые ввел английский философ Джон Локк. В гражданском обществе люди могут реализовать свои частные интересы, например, в семье, творчестве, политическом участии и прочие. Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Признаки гражданского общества

  • Самодеятельность и инициатива граждан
  • Высокий уровень политической культуры
  • Ответственность граждан за происходящее в стране
  • Признание ценности прав и свобод личности

В социальной сфере – это семья, общества по интересам, профессиональные союзы, национальные общества и другие. В экономической сфере люди объединяются главным образом для удовлетворения материальных потребностей. В этой подсистеме создаются различные производственные, торговые и другие организации, например союзы предпринимателей, фермеров, частные банки и другие. В духовной сфере люди объединяются в различные объединения для удовлетворения потребностей в образовании, творчестве, религии. Например, к институтам гражданского общества в этой сфере относятся церковь, союзы писателей, композиторов, негосударственные СМИ и так далее. В политической сфере, удовлетворяющей потребности людей в участии управлением государства, действуют такие институты, как органы местного самоуправления, партии, общественно-политические объединения.

Какие же задачи выполняет гражданское общество?

  1. Способствует социализации граждан, обладая независимыми от государства средствами и санкциями, заставляющими человека исполнять социальные нормы;
  2. Защищает интересы граждан от незаконного вмешательства государства;
  3. Способствует гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Важным институтом развитого гражданского общества являются общественные объединения -некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Они могут создаваться в виде общественных организаций, общественных движений, политических партий, общественных фондов. Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

  1. Стремление не к завоеванию политической власти (в отличие от политической партии), а к воздействию на власть; стремление заставить ее выполнить свои требования;
  2. Не имеет строгой организационной структуры;
  3. Идеологическая пестрота: не требует идеологического единения участников;
  4. Имеет очень широкую социальную базу (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, конфессиональных и других групп).

Выделяют следующие типы общественных движений:

  1. По отношению к существующему строю: консервативные; реформаторские; революционные.
  2. По демографическому признаку: женские, студенческие и другие.
  3. По масштабам: международные; национальные; региональные.
  4. По методам: легальные, нелегальные;
  5. По целям: этнополитические; экологические; антивоенные и другие.

Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была насыщенной и счастливой.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Найдите в приведенном списке элементы, характеризующие гражданское общество

Варианты ответа:

1) политические партии;

4) министерство образования.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Источник

Таблица гражданское общество как условие формирования

Гражданское общество — совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.

Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера.

Современное гражданское общество отличает:

· Высокий уровень политической культуры, уход от аморфности к вычленению, артикулированию, формулировке интересов тех или иных общественных объединений

· Повышение активности общественных объединений в жизни социума

· Распространение политических знаний, информации, развитие свободных средств массовой информации.

Главная цель функционирования гражданского общества – обеспечение прав человека, жизни, достойной для свободного развития личности. Институты гражданского общества, в отличие от государственных, возникают снизу. К ним, со временем может переходить и часть функций государства.

Таблица: Основы гражданского общества.

экономическая

социальная

политическая

духовная

Частная собственность гарантирована законами и выступает в качестве экономической основы независимости лисности; экономическая свобода производителя и потребителя;

Зрелая рыночная экономика и конкурентная среда.

Основу экономики составляет широкий слой мелких собственников, деятельность монополий ограничивается государством.

Сложившийся и осознавший свои интересы средний класс, выступающий в качестве фундамента общества;

Читайте также:  Таблица принципов арбитражного процессуального права

Выскокий уровень жизни значительной части населения, некритический уровень социального расслоения в обществе (разрыв между богатыми и бедными слоями не превышает 5-6 раз);

Действует система социального партнерства.

Демократические традиции, парламентаризм, политический плюрализм и конкурентная среда, свободная и независимая пресса, гарантированные права оппозиции, ее доступ к СМИ;

Разделение и независимость властей;

Система сдержек и противовесов между центрами силы;

Реальная ответственность власти перед обществом, антикоррупционная среда.

Свободный доступ к образованию и культуре у широких слоев населения;

Формирование гуманистических традиций образования, возможность выбора образовательной траектории;

Высокий уровеь общей, политической и правовой культуры;

Утверждение ценностей ненасилия, поликультурности;

Уважения к традициям разных народов и вероисповеданий.

Немецкий политолог Дарендорф Р. писал о гражданском обществе:

«Фактически гражданское общество – общий знаменатель демократии и эффективной рыночной экономики.

В идеале гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока все это случится само собой. Необходима какая-то намеренность, необходимо строить независимые организации и институты как промежуточное звено между правительством и индивидом. В этом процессе велика была бы роль ряда фондов.

Непременной составляющей гражданского общества являются и независимые интеллектуалы. Свободная страна нуждается в критиках, не повязанных структурами власти. В переходный период, наверное, у власти и должны встать интеллектуалы, но мы поверим в прочность институтов гражданского общества только тогда, когда эти люди вернутся к письменным столам.

Конечно, гражданское общество всегда остается чем-то незавершенным; и это правильно, ибо его суть в открытости, в свободе. Но так или иначе началу быть: центральный тезис моей статьи в том, что самым существенным и стратегически важным для новых демократий является создание предпосылок гражданского общества».

В качестве функций гражданского общества может быть названо:

· Гражданский контроль за деятельностью органов власти на всех уровнях;

· Проведение мониторингов деятельности властных органов, проводимых реформ;

· Проведение общественной экспертизы законопроектов, утвержденных законов;

· Проведение общественных расследований определенных событий, например, трагедии в Беслане;

· Проведение научно-исследовательских работ по анализу проектов реформ и результатов уже проведенных реформ.

· Выработка инноваций, альтернативных проектов развития общества;

· Продвижение гражданских инициатив;

· Осуществление правозащитной деятельности;

· Осуществление социальных проектов;

· Активное участие в деятельности органов местного самоуправления и т.д.

Предпосылки и условия развития гражданского общества в РФ:

— достаточно высокий образовательный потенциал;

— интерес граждан к общественной жизни;

— осознание своих интересов, отличных от интересов властей;

— контакты россиян с мировым сообществом, в современном мире невозможно развиваться изолированно от магистральных тенденций развитии.

К наиболее активным отрядам граждан можно отнести движение пенсионеров, студенческие движения, весьма организованно действуют педагоги, врачи, активизировались в преддверие реформы науки ученые и преподаватели вузов.

Достаточно серьезная критика непродуманных, и вследствие этого, весьма непредсказуемых, реформ в области социальной сферы проводится как раз общественными организациями.

Значительный потенциал имеется и у предпринимательских сообществ. Несмотря на достаточно сложные объективные условия формирования основ гражданского общества, процесс этот, безусловно, в нашей стране идет. Действует ряд организаций, обладающих признаками гражданского общества – инициатива, осознанный интерес, критика официальных властей, стремление отстаивать свои интересы. В демократическом обществе народ контролирует три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную – при помощи разветвленной сети специальных институтов, которые предают всеобщей гласности неправедные или незаконные поступки государственных служащих, критикуют принимаемые решения, доводят до власть предержащих мнение населения по самому широкому кругу вопросов. Периодическая печать, радио, телевидение, другие средства массовой информации и коммуникации, составляющие так называемую «четвертую власть», публикуют критические материалы о коррупции, злоупотреблениях служебным положением, произволе властей, благодаря которым широкая публика оповещается о том, что чем «неширокая» хотела бы всеми силами умолчать. СМИ выполняют функцию неусыпного стража общественной демократии, видящего в верном служении обществу свой высший долг, свою первейшую и постоянную обязанность. За критические выступления журналисты нередко подвергаются гонениям, травли и преследованиям.

Кроме СМИ в гражданском обществе функционируют и другие институты общественного контроля. К ним, в частности, относятся общественные объединения юристов, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры, институт присяжных. Общественные приемные — это площадка для диалога между властью и обществом, один из структурных компонентов института общественно-гражданского контроля деятельности чиновников. Они создаются в каждой области и регионе. Жителей чаще всего волнуют: вопросы нарушения прав граждан, зачастую вызванные неправомерные действиями правоохранительных органов, юстиции, а также неисполнение судебных решений. Несколько выше, чем в других регионах, процент жалоб социального характера и обращений, связанных с преодолением административных барьеров при развитии предпринимательства. В Оренбургской области действует 26 районных общественных приемных. (Для сравнения: в Саратовской области их шесть, в Башкортостане и Татарстане — по две.)

С 01.07.2005 вступил в силу федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации». В соответствии с законом, общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики Российской Федерации, учета общественных инициатив и интересов россиян, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля над деятельностью органов публичной власти. В состав Общественной палаты входят граждане Российской Федерации, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. Согласно закону, Общественная палата должна стать независимым институтом, который сможет осуществлять общественную экспертизу законодательной деятельности Федерального Собрания, а также проводить контроль за деятельностью исполнительной власти. Палата численностью 126 человек формируется из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций.

Института парламентских расследований существует во всех странах мира, в том числе и в России. В российском парламенте, по его словам, неоднократно создавались комиссии по расследованию тех или иных событий. В частности — факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, обстоятельства, связанные с возникновением и негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, расследование причин и обстоятельств трагических событий в Беслане, расследование деятельности Новороссийского порта, комиссия Совета Федерации по расследованию причин финансового кризиса 17 августа 1998 г., отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Парламентские расследование, согласно законопроекту, также прекращается в случае принятия судом к производству дела, касающегося расследуемых обстоятельств. При этом парламентарии не могут расследовать деятельность президента и органов судебной власти по осуществлению правосудия, а также деятельность органов следствия и факты, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства.

Общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов – важный институт гражданского общества, который позволяет сократить масштабы неправомерных действий правоохранителей и помочь людям, пострадавшим от произвола. Фонд «Общественный вердикт» готов защищать свои региональные партнерские организации и будет информировать общественность о препятствиях профессиональной деятельности правозащитников. Фонд «Общественный вердикт» создан в феврале 2004 года как некоммерческая организация, оказывающая помощь лицам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов. Среди учредителей фонда – известные российские правозащитные и благотворительные организации — Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»; Московская Хельсинкская группа; Международный фонд «Демократия»; Фонд «Регионы России». Правозащитный Центр Казани является одной из семи региональных партнерских организаций Фонда «Общественный вердикт».

Карта сайта:
© 2012-2019 «Brainmove»

Источник

Adblock
detector