Меню

Таблица графика работы водителей



Режим труда и отдыха водителей автобусов в 2019 году

Дата публикации — 13.12.2018

Соблюдение режима труда и отдыха водителя автобуса – важный аспект обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Законодательство четко регулирует продолжительность пребывания за рулем, специальных и обеденных перерывов, межсменных периодов и других факторов. Для контроля режима труда и отдыха водителя в автобусах должен устанавливаться тахограф, отсутствие которого или неисправное состояние устройства наказываются штрафом.

Как составить график работы водителей

График составляют на месяц отдельно для каждой смены при многосменной работе. В этом документе, подписанном ответственными лицами, отмечаются:

  • место и время начала работы;
  • место и время окончания смены;
  • время для отдыха и обеденный перерыв;
  • дни отдыха.

Для шоферов дальних рейсов составляется отдельный график.

Способы учета времени работы водителей

Основой для графика работы является форма учета времени – ежедневная или суммированная.

Ежедневный учет

Эта форма контроля востребована для рабочего дня – не более 8 часов при 5-дневной рабочей неделе и не более 7 часов при 6-дневной рабочей неделе. Смена может укорачиваться при поездках по сложным дорожным участкам.

Суммированный учет

При такой форме контроля смены могут иметь разную продолжительность и разный период отчетности, оптимальный – 1 месяц. В курортных регионах и местах с сезонными работами отчетность может быть сезонной, длительность сезона – до 6 месяцев. По длительности смены существуют следующие ограничения: в стандартном варианте – 10 часов, в отдельных случаях – 12 часов. Период вождения за один день – не более 9 часов. В неделю не допускается проводить за рулем более 45 часов.

К случаям, когда может устанавливаться 12-часовая смена, относятся поездки на транспорте:

  • аварийно-спасательном, пожарном, инкассаторском;
  • обслуживающем руководителей, представителей органов власти различного уровня;
  • технологические транспортировки внутри производственных объектов или карьеров в случаях, когда не требуется выезд на дороги общественного назначения;
  • предприятий ЖКХ, медицинских учреждений, служб связи;
  • автобусах, обслуживающих регулярные пригородные, городские, междугородные маршруты.

Суммированный учет может вводиться только после согласования с лицом, представляющим интересы работников. Сотрудники, принимаемые на предприятие с такой формой контроля, должны быть сразу ознакомлены с этим фактом. По суммированному учету могут работать как все водители организации, так и отдельные лица.

Примеры графиков работы водителей при разных формах учета рабочего времени

Вид учета рабочего времени

Длительность еженедельного непрерывного отдыха

рабочей смены перед выходным днем

Ежедневный учет, 5-дневная рабочая неделя

Ежедневный учет, 6-дневная рабочая смена

14 (13 – перед выходным днем)

15 (14 – перед выходным днем)

35 (считается за отчетный период)

Обязанности водителя

В рабочее время входит не только вождение, но и другие функции, выполняемые шофером и обозначенные в Трудовом договоре. Среди них:

  • спецперерывы во время управления автомобилем и в конечных пунктах;
  • подготовка к выезду, обслуживание автомобиля после поездки, при междугородных транспортировках – обслуживание транспорта в местах стоянок в начале и конце смен;
  • прохождение медосмотра перед поездкой и после нее и следование к месту его осуществления;

Прохождение медосмотра

  • присутствие в местах проведения посадки-высадки;
  • нахождение в автомобиле без управления им;
  • простои, которые возникли по вине посторонних лиц или сил;
  • ликвидация неисправностей, возникших в пути;
  • выполнение обязанностей охранника во время стоянки. Это время включается в рабочий период полностью или частично, но не менее 30%;
  • другие случаи, регламентированные российским законодательством.
  • Правила разделения рабочего времени водителей автобусов

    Рабочее время может делиться на части, перерыв между которыми – до трех часов. Время отдыха и питания в это время не включается. Такой режим обычно востребован для водителей, доставляющих работников или учащихся к месту работы и учебы и домой.

    Сверхурочные работы

    Наибольшая продолжительность смены, разрешенная при ежедневном или суммированном учетах, может быть превышена в случаях, предусмотренных законодательством. Такие работы называют сверхурочными. Они разрешены в следующих ситуациях:

    • Выполнение действий, которые нельзя реализовать в течение установленного времени. Отказ от них приведет к причинению вреда имуществу или другим неприятным последствиям.
    • Необходимость выполнить обязанности, которые должен быть выполнить работник, не пришедший на смену. Руководство должно в сжатые сроки заменить отработавшего смену водителя.

    Режим совместительства для водителей недопустим.

    Время отдыха водителя

    Еженедельный непрерывный отдых

    Количество выходных установлено Статьей 11 ТК РФ:

    • для пятидневной рабочей недели – 2 дня;
    • для шестидневной – 1 день;
    • для суммированного учета – устанавливается индивидуально, основное требование – на каждую полную неделю месяца должен приходиться выходной.

    Обязательный непрерывный отдых, положенный шоферу каждую неделю, равен 42 часам или более. Междусменный отдых в это время не включается. Для вызова на работу шофера в выходной день необходимо его согласие. Обязательно оформление отдельного приказа. Ежегодный отпуск должен продолжаться не менее 18 дней.

    Специальные перерывы

    Специальные перерывы во время смены, ранее предоставлявшиеся только водителям, обслуживающих междугородные маршруты, сейчас предоставляются всем водителям. Первый положен после 4 часов управления без перерыва, следующие – через каждые 2 часа. Если такой спецперерыв совпадает с обеденным временем, то дополнительно он не предоставляется.

    Перерывы для еды и отдыха

    Перерыв, предназначенный для еды и отдыха, длится от получаса до двух часов. При смене, которая продолжается более 8 часов, может предоставляться 2 перерыва с суммарной продолжительностью от получаса до двух часов.

    Междусменные перерывы

    Междусменный отдых при ежедневной отчетности в два раза превышает период смены. При расчетах обеденный перерыв засчитывается в междусменный отдых. При 7-часовом рабочем дне последующая смена может начаться раньше на 2 часа, по сравнению с предыдущей. При суммированном учете продолжительность отдыха за сутки должна составлять минимум 12 часов. Существуют ситуации, в которых время ежедневного отдыха можно уменьшить:

    • До 9 часов. Такое снижение времени отдыха допускается на городских и пригородных маршрутах, совершаемых на регулярной основе. После второй смены, отработанной в таком режиме, водителю обязаны дать отдых не менее чем на двое суток.
    • До 11 часов. Обычно характерно для междугородных рейсов. Уменьшение времени отдыха до 9 часов допускается, но не более, чем три раза в неделю. На следующей неделе шоферу необходимо предоставить отдых, компенсирующий переработанные часы на прошлой неделе.

    На междугородных маршрутах отдых между сменами может разделяться на две или три части. При этом одна из частей должна быть 8 часов или более, а общее время отдыха – 12 часов или более.

    Ограничения по непрерывному управлению

    Управление автобусом или другим транспортным средством занимает часть рабочего дня, и на время непрерывного управления транспортом накладываются определенные ограничения:

    • В течение рабочего дня время вождения – не более 9 часов.
    • При поездках на автобусах длиной более 9,5 м максимальная продолжительность непрерывного вождения – не более 8 часов.
    • При суммированном учете – до 10 часов до двух раз в неделю, при этом общий период управления транспортом за неделю – до 56 часов, за две недели – до 90 часов.

    У водителей, обслуживающих городские и пригородные автобусные маршруты, обычно самый высокий процент нахождения за рулем по отношению к общему рабочему периоду. Если в пути планируется находиться более 12 часов, то на смену заступают 2 шофера. В этом случае должно быть предусмотрено спальное место.

    Виды графиков для водителей автобусов

    Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:

    • Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
    • Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
    • Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.

    Режим труда и отдыха водителей автобусов, работающих на дальних междугородных рейсах

    Источник

    Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей с 2021 года

    Режим труда и отдыха

    Правила установления графика работы всегда регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации. Однако с 2021 года особенности организации режима труда и отдыха водителей несколько изменились. Нововведения были закреплены в приказе Минтранса.

    Читайте также:  Заполните таблицу номер 635

    Работодателям необходимо ознакомиться с данными изменениями во избежание получения штрафов за неправильно организованный процесс труда, а шоферы должны знать свои права согласно новым нормам.

    Новые требования к организации труда и отдыха водителей 2021 года по приказу Минтранса

    Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 разделе данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в 51 главе Трудового кодекса.

    Законодательство

    Именно в этой главе написано, что вносить коррективы в правила организации труда водителей может Минтранс, потому что оно является федеральным органом власти.

    В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году. Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.

    К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.

    Принципы составления рабочего графика

    Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:

    • одна смена — максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);
    • в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);
    • обед считается отдельным видом перерыва.

    Ежедневный учет

    Этот тип учета времени подразумевает стабильный законный график работы: 8-часовой по 5 дней в неделю. В целом это 40 трудочасов в течение одной недели, что соответствует закону.

    Если на предприятии предусмотрен шестидневный график, длительность смены определяется как 7-часовая. При этом в смену засчитывается не только непрерывное управление автомобилем, но и первичный медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя.

    Суммированный учет

    При таком формате организации работы нет установленного графика. Смены могут быть дольше стандартных, а оплата начисляется в зависимости от того, сколько водитель работал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены длиннее, чем допустимо в законе, тем самым превышая общее количество длительности работы водителя.

    Рабочее время водителя и время управления авто

    В течение всей рабочей смены перевозчик может быть непосредственно за рулем автомобиля не дольше 9 часов. Если речь идет об управлении транспортом в сложных климатических условиях или же суть работы состоит в транспортировке тяжелых грузов на крупногабаритных автомобилях, смена должна длиться 8 часов.

    График

    Пример графика сменности водителей

    Увеличение времени управления транспортом возможно только для водителей городских автобусов, если их длительность смены вычисляется по системе суммирования. У сотрудников городского транспорта нет верхнего предела длительности работы.

    Ненормированный рабочий день

    Законодательство допускает такой способ организации труда, если количество общего трудового времени составляет не более 40 часов в неделю. Ненормированный график может предоставляться водителям легковых автомобилей, экспедиционных автобусов. При этом ненормированный день может приниматься только при согласии работников.

    Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2021 года

    Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:

    Вид деятельности Рабочее время
    Ежедневный медосмотр 15 минут
    Вождение 4 часа
    Обед не засчитывается
    Вождение 2 часа
    Специальный перерыв 15 минут
    Вождение 90 минут
    Итог 8 часов

    Особенности составления графика работы водителя автобуса

    График составляется работодателем ежемесячно. В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных. В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника.

    Действия водителя Общее время Рабочее время
    Вождение 4 часа 4 часа
    Перерыв 2 часа
    Обед 2 часа
    Вождение 4 часа 4 часа
    Итого 12 часов 8 часов

    Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы.

    Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы

    Тахограф – это специальный прибор, который должен устанавливаться в автотранспорте для контроля времени работы водителя. Его применение регулируется Приказами Минтранса №36 от 30.01.2013 и №273 от 21.08.2013, а также поправками от 2 марта 2018 года.

    Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность повлечет за собой штраф для водителя в размере 1-3 тысяч рублей. Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство правонарушителя должно будет заплатить 5-10 тысяч рублей.

    Тахограф

    Устройство ведет контроль над тем, чтобы перевозчик не был за рулем больше положенного времени. Кроме этого, тахограф может отслеживать маршрут и скорость передвижения автомобиля.

    Чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту. Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, то должен вставлять или вынимать ее из прибора. Таким образом, на тахометре должно быть видно, что водитель проводит за рулем не больше 10 часов, в течение дня у него был перерыв как минимум полчаса, а отдых между сменами составил не меньше 11.

    Инструкция

    Руководство для водителя

    Общий режим отдыха

    Время отдыха тоже контролируется. Работодатель должен предоставлять перевозчику отдых трех видов:

    • перерыв на обед;
    • междусменный;
    • стандартный еженедельный выходной.

    Длительность этих видов отдыха зависит от того, какие условия работы на предприятии.

    Отдых и принятие пищи

    Стандартный перерыв на обед составляет от 30 минут до 2 часов. Обязательных правил касаемо длительности обеда нет. Единственной тонкостью является то, что водители, работающие больше 8 часов, могут получать 2 перерыва в течение рабочего дня.

    Перерыв между сменами

    Время междусменного перерыва зависит от того, какой способ учета рабочего времени введен в компании. Если схема стандартная, то длительность отдыха между выходами на работу должна быть на 2 часа больше, чем смена.

    Время перерыва может быть меньше у водителей городского и междугороднего транспорта. Для работника, который совершает регулярные перевозки по городу, перерыв между 1 и 2 сменой может быть 9 часов, но между 3 и 4 обязателен отдых в течение двух суток. Время отдыха для водителей междугороднего транспорта может составлять 11 часов, которые могут разбиваться на несколько этапов.

    Непрерывный еженедельный отдых

    Еженедельный отдых шофера должен составлять как минимум 42 часа. В это время не учитывается отдых между сменами. Если в компании предусмотрен суммированный режим, выходные могут назначать в разные дни.

    Руководство должно следить за тем, чтобы количество дней непрерывного отдыха было не меньше, чем количество недель в месяце.

    Выходной

    Таким образом, каждый шофер должен требовать как минимум 1 выходной день в неделю.

    Специальные перерывы

    С 05.06.2018 г. все шоферы имеют право на так называемые специальные перерывы во время работы. Длительность одной паузы составляет 15 минут. Возможность отдохнуть дается сначала через 4 часа непрерывной работы, а далее – через каждый 2-часовой отрезок времени в течение всего рабочего дня. При наложении времени специального перерыва и обеденного, время не суммируется.

    Источник

    Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15

    Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15

    «Расшифруем» некоторые положения приказа по режиму труда и отдыха водителей (он же — №15 от 20.08.2004), чтобы как можно меньше водителей и индивидуальных предпринимателей получили штраф.

    Незнание не освобождает от ответственности. От штрафа точно. Приказы, постановления, нормативные акты и прочие документы имеют своеобразный стиль написания, и уловить смысл в таких документах неподготовленному человеку бывает затруднительно. А, главное, занимает много времени. Кто-то может пренебречь и не разобраться в том, что предписывает документ, и получить штраф за незнание.

    Trans.ru решили помочь водителям, работающим по договору, и индивидуальным предпринимателям «расшифровать» некоторые положения Приказа Министерства транспорта по режиму труда и отдыха водителей (№15 от 20.08.2004).

    Читайте также:  Бесконечно малые таблица эквивалентов

    Что такое «рабочий день» и «рабочее время»?

    В документе часто можно встретить такие термины как «рабочий день (смена)» и «рабочее время». Важно знать и иметь в виду, что это – разные понятия.

    В рабочее время, помимо периода управления автомобилем (он учитывается целиком), входит следующий перечень дел:

    предрейсовый медицинский осмотр: засчитывается полностью — 15 минут осмотра = 15 минут рабочего времени;

    нахождение в составе экипажа вторым водителей: 2 часа в экипаже равны минимум 1 часу рабочего времени (Но уже в новом приказе, который, вероятнее всего, вступит в силу с 1-го января 2021-го года, время в составе экипажа вообще не будет засчитываться в рабочее);

    охрана груза и/или автомобиля: от затраченного на охрану времени зачтется не менее 30% в рабочее. Например, если вы охраняли груз 2 часа, то в рабочее время вам зачтется 36 минут. (И опять же в новом приказе охрану груза из рабочего времени тоже исключат);

    ремонт в пути, заправка, мойка автомобиля, погрузка/разгрузка, получение документов и пр.: здесь все гораздо проще, и затраченное на ремонт время полностью зачтется в рабочее.

    отдых: в рабочее время записываются и 15-минутные специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем. Если водитель сделал перерыв для отдыха и питания (от 30 минут до 2 часов), в рабочее время это включено не будет.

    Важно знать: согласно приказу, «водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания», но если водитель этим перерывом пренебрегает – это не нарушение. Это право, а не обязанность.

    Из вышесказанного следует, что «рабочее время» и «рабочий день/смена» – это разные понятия. И те задачи, которые водитель выполняет в течение рабочего дня, не всегда полностью засчитываются в рабочее время.

    Что еще НЕ входит в «рабочее время» и в «рабочий день/смену»:

    — водители автобусов регулярных городских и пригородных рейсов могут разделить свой «рабочий день/смену» на 2 части. Перерыв между ними может составлять до 3 часов, которые НЕ включаются ни в рабочую смену, ни в рабочее время.;

    — водители междугородных рейсов, рабочее время которых учитывается суммарно, могут составить расписание своего отдыха таким образом, что время отдыха затронет рабочую смену и, следовательно, разделит ее на две части. Этот перерыв тоже не будет включен ни в «рабочий день/смену», ни в «рабочее время».

    Пример:

    Нет ничего более эффективного для понимания и запоминания новой и/или сложной информации, чем рассмотреть примеры.
    Trans.ru предложил пример для водителя, работающего по суммированному учету рабочего времени на регулярном автобусном пригородном маршруте:

    Смена началась в 9:00 и закончилась в 23:00. При этом водитель сделал перерыв с 12 до 14 часов, разбив смену на 2 части, а с 14 до 15 часов у него был перерыв для отдыха и питания. В итоге, продолжительность его смены составит 12 часов (допускается в соответствии с п. 11 приказа), а не 14 часов, поскольку 2-часовой перерыв, разделяющий смену, не входит в продолжительность «рабочего дня/смены». Рабочее время окажется еще меньше — 11 часов: 12 часов смены минус 1 час на обед.

    Режим управления автомобилем в течение дня

    Еще один пункт приказа, который каждый может трактовать по-своему – п.19:

    «Не позже чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа».

    Уточнение 1: Первый специальный перерыв необходимо сделать НЕ ПОСЛЕ 4 часов управления, а НЕ ПОЗДНЕЕ 4 часов. Если упростить формулировку правила: «Нельзя допускать, чтобы водитель управлял автомобилем дольше 4 часов без перерыва».

    Уточнение 2: С какого момента начинается отсчет 2 часов работы до следующего перерыва? Когда нужно cделать специальный перерыв: каждые 2 часа управления автомобилем или просто каждые 2 часа?

    Trans.ru обратились в Минтранс за уточнением — и вот каким был ответ:

    Иными словами, правило можно читать так: «После окончания первых 4 часов управления автомобилем нельзя допускать, чтобы водитель двигался без отдыха более 2 часов подряд».

    ВАЖНО: специальный перерыв будет засчитан только если на тахографе был режим «отдых». Режим «работа» для такого перерыва использовать нельзя.

    Что такое «неделя» в Приказе №15 от 20.08.2004?

    Чрезвычайно важно обращать внимание на детали особенно, если дело касается документов. В приказе №15 довольно часто можно встретить слово «неделя». Но не всегда уточняется, что речь идет о календарной неделе с понедельника по воскресенье, как это сделано в ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). Получается путаница, и там, где уточнения о календарной неделе нет, обращаются к формальному определению недели – 7 суток.

    Кстати, в новом приказе, который может вступить в силу с 1 января 2021 года, этот нюанс учли: там во всех положениях указано, что расчет идет по календарной неделе.

    В качестве примеров разной трактовки понятия “неделя” Trans.ru следующие два пункта приказа:

    • 1. В п. 25, где разъясняется продолжительность междусменного отдыха на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, говорится:
      «отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему [работнику] предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха».

    Здесь под “неделя” имеется в виду именно 7 суток. То есть: в любом интервале в 7 суток должно быть не более 3 сокращений до 9 часов при условии, что в следующем интервале в 7 суток будет компенсация этого сокращения.

    • 2. А вот в п. 17, где устанавливается продолжительность управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени за неделю (56 часов) и за две недели подряд (90 часов), четко обозначено, что неделя — это интервал с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья.

    В этом случае затруднений в трактовке возникнуть не должно.

    НОРМЫ ТРУДА И ОТДЫХА В ТАБЛИЦЕ
    (источник: Разработано GEOROUTE для Trans.ru)

    Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15 Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15 Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15 Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к Приказу №15

    Кто несет ответственность за соблюдение режима труда и отдыха?

    Ответственность за соблюдение несет как работодатель, так и водитель.
    Если водитель не следует составленному для него графику, – ему грозит штраф 1500-2000 рублей.
    Если график составлен с нарушением норм предписанных приказом №15, то ответственность за это несет работодатель. Для должностных лиц штраф составит 7000 -10000 рублей, для юридических лиц — 20000-50000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей — 15000-25000 рублей.

    Только до 16 октября у вас есть возможность оснастить транспортные средства тахографами на специальных условиях!

    Источник

    Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей

    В редакцию журнала поступает много вопросов о порядке регулирования труда водителей, особенно в части определения режима рабочего времени. Мы подготовили подробный материал, в котором вы найдете основные правила и последние законодательные изменения.

    Нормативная база

    Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

    Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

    Методы учета рабочего времени

    В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

    1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
    2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.
    Читайте также:  Жизненный цикл тли таблица

    Рабочее время водителя

    Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

    • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
    • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
    • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
    • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
    • простои, которые случились не по вине водителя;
    • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
    • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
    • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

    То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

    Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

    • время охраны груза — не менее 30 %;
    • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

    Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

    Период

    Фактическое время

    Рабочее время

    8 часов 40 минут

    Периоды труда и отдыха

    Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

    Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

    — на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

    — на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

    • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
    • на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
    • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

    Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

    Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

    При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

    Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

    Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

    1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
    2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
    3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

    Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

    Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

    График работы водителей и другие документы

    Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

    Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

    Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

    Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

    Тахографы

    Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

    — соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

    — оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

    Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

    1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

    2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

    3. Нарушение правил использования тахографа

    От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

    от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

    Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

    От 1 000 до 3 000 рублей

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Источник

    Adblock
    detector