Таблица достижение русской культуры образование
1. Кто и каким образом мог получить образование в России в первой половине XIX в.? Как вы думаете, давало ли образование какие-либо преимущества людям недворянского происхождения?
Дети дворян получали образование в частных учебных заведениях — пансионах, а некоторых учили гувернеры (домашние учителя). Иногда открывались школы для детей из народа. Но людям не дворянского происхождения (даже с образованием) было тяжело устроиться в жизни и получить хорошую должность.
2. Заполните таблицу «Достижения русских ученых в первой половине XIX в.». Сделайте вывод о причинах активизации научно-технической мысли и усиления внимания к человеку и его внутреннему миру в гуманитарных науках в России в этот период.
Николай Михайлович Карамзин
И. Ф. Крузенштерн и капитан Ю. Ф. Лисянский
Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852) и М. П. Лазарев (1788-1851)
Первая половина XIX в. была для России переломной эпохой, насыщенный важными событиями, которые активизировали научно-техническую мысль и усилили внимание к человеку и его внутреннему миру в гуманитарных науках.
Заметное влияние на развитие всех областей оказала Отечественная война 1812 г.
3. Определите основные течения (направления, стили) в литературе и искусстве России в первой половине XIX в. (Задание можно выполнить в виде схемы.)
Основные направления в литературе:
классицизм -> сентиментализм -> романтизм -> реализм
Основные направления в искусстве:
классицимз -> романтизм -> реализм
4. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение об одном из знаменитых русских писателей (поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, артистов) того времени.
Скачать презентацию PowerPoint: Bryullov.pptx
5. Объясните, почему М. И. Глинка считается родоначальником русской национальной музыки.
Глинка подарил русской опере два новых направления: народную музыкальную драму и оперу-сказку. Благодаря его творчеству русская музыкальная школа поднялась на новую высоту.
6. Первая половина XIX в. в истории России получила название «золотого века» русской культуры. Можно ли с этим согласиться? Почему?
Да, можно. В первой половине XIX в. Россия переживала культурный и духовный подъем. С этим временем связаны имена многих известных и великих людей.
Источник
Русская культура 18 века кратко в таблице
Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.
Реформы Петра I
Прорубив “окно в Европу”, молодой и энергичный русский царь начал проводить крупномасштабные реформы. Многие начинания и нововведения Петра I носят название “первых” в России (первая школа, первая газета и т. д.).
Большое значение Петр I придавал изменению всего образа жизни и быта русского дворянства в западном духе.
Многие реформы имели прогрессивное значение и приобщали Россию к общеевропейской культуре. С другой стороны, насильственное внедрение чужой культуры часто приводило к уродливым проявлениям.
В 1706 г. позорно провалилась попытка Петра I создать в России первый публичный театр – “комедиальную храмину”.
Характерные особенности культуры петровской эпохи:
- европеизация;
- просвещение;
- светский характер культуры.
Петербург
Среди великих деяний Петра особое место занимает основание Санкт-Петербурга, который стал культурной столицей России.
16 мая 1703 г. Петр I в устье Невы заложил крепость “Санкт-Питер-Бурх”, что стало днем рождения города. Уже в начале 20-х гг. XVIII века в Петербург переезжает императорский Двор, центральные административные учреждения и дипломатический корпус. Фактически город становится новой столицей империи.
Рис. 1. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев.
Культура “Просвещенного абсолютизма”
В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.
Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.
Рис. 2. Петропавловский собор.
Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.
В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.
Кратко о русской культуре 18 века рассказывает следующая таблица:
Таблица “Русская культура 18 века”
Область культуры
Ведущие стили и жанры
Источник
«серебряный век» русской культуры
В таблице представлены основные направления русской культуры «Серебряого века», основные деятели и их произведения, достижения.
Содержимое разработки
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физик П. Н. Лебедев
установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)» сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.
открытий в теории и практике самолетостроения
механик и математик
К. Э. Циолковский
Был истоков современной космонавтики. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.
благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.
исследования в области биологии, психологии, физиологии человека.
В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле.
Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский
«Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»
в эти годы создал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад»
«Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов
«Яма», «Поединок», «Олеся», «Суламифь» и др.
«Гой ты, Русь, моя родная
«Блоку», «Из народа»
«— Как мы были, пели в тихом. »«— Пойте, птахи, около сада потаенного. »
«На поле Куликовом», «Родина»
«Адам и Ева», «Александр Великий»
Серебряный голубь», «Петербург»
акмеисты (от греч. «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила)
О. Э. Мандельштам
«Андрей Рублев», «Возвращение»
«Белой ночью», «В зазеркалье»
«Актер и рабочий»
футуристы (от лат. «футурум» — будущее)
«Вам», «Бог 20-го века»
«Здесь», «весенний бык»
«Ананасы в шампанском»
«Заседание Государственного совета»
«Посещение царевной женского монастыря»
«Портрет дочери», «Пустынник»
Сторонники этого направления объединились в обществе «Мир искусства» 1898-1924. «Мирискусники» заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред русской живописи. Искусство, по их мнению, — это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.
«Париж ночью», «Кемь»
«Девочка с персиками», «Похищение Европы»
«Версаль», «Смерть графини»
«Ужин», «Древний ужас»
«Купчиха за чаем», «Красавица»
«Пленные шведские генералы отдают свои шпаги Петру Великому», «Большевик»
В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза». Были тесно связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением.
К. С. Петров-Водкин
«Купание красного коня»
«Бубновый валет» — русская художественная группа, самое крупное [1] творческое объединение раннего авангарда [2] , существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы («бубнововалетцы») порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства [
«Ягоды на фоне красного подноса»
представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.
Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма.
скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г.
Старость» (1898), «Идущий человек» (1903), «Солдат» (1907), «Спящие» (1912) и др.
Он прошел через увлечение творчеством Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»).
Архитектура. продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «модерн». Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов — так называемый неорусский стиль.
средневековые готические образцы. В этом стиле был построен особняк фабриканта С. П. Рябушинского (1900-1902). К традициям русского деревянного зодчества относится здание Ярославского вокзала в Москве(1902-1904)
«рационалистический модерн», которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительными зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газеты «Утро России» (1907).
«Метрополь» в Москве (1900) эклектика
Музыка, балет, театр, кинематограф.
И. Ф. Стравинского,
С. В. Рахманинова.
А. А. Горский и М. И. Фокин
— А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.
Источник
§ 17. Наука и культура России в первой половине XIX в.
1. Кто и каким образом мог получить образование в России в первой половине XIX в.? Как вы думаете, давало ли образование какие-либо преимущества людям недворянского происхождения?
Дети дворян получали образование в частных учебных заведениях — пансионах, а некоторых учили гувернеры (домашние учителя). Иногда открывались школы для детей из народа. Но людям не дворянского происхождения (даже с образованием) было тяжело устроиться в жизни и получить хорошую должность.
2. Заполните таблицу «Достижения русских ученых в первой половине XIX в.». Сделайте вывод о причинах активизации научно-технической мысли и усиления внимания к человеку и его внутреннему миру в гуманитарных науках в России в этот период.
Николай Михайлович Карамзин
И. Ф. Крузенштерн и капитан Ю. Ф. Лисянский
Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852) и М. П. Лазарев (1788-1851)
Первая половина XIX в. была для России переломной эпохой, насыщенный важными событиями, которые активизировали научно-техническую мысль и усилили внимание к человеку и его внутреннему миру в гуманитарных науках.
Заметное влияние на развитие всех областей оказала Отечественная война 1812 г.
3. Определите основные течения (направления, стили) в литературе и искусстве России в первой половине XIX в. (Задание можно выполнить в виде схемы.)
Основные направления в литературе:
классицизм -> сентиментализм -> романтизм -> реализм
Основные направления в искусстве:
классицимз -> романтизм -> реализм
4. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение об одном из знаменитых русских писателей (поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, артистов) того времени.
Скачать презентацию PowerPoint: Bryullov.pptx
5. Объясните, почему М. И. Глинка считается родоначальником русской национальной музыки.
Глинка подарил русской опере два новых направления: народную музыкальную драму и оперу-сказку. Благодаря его творчеству русская музыкальная школа поднялась на новую высоту.
6. Первая половина XIX в. в истории России получила название «золотого века» русской культуры. Можно ли с этим согласиться? Почему?
Да, можно. В первой половине XIX в. Россия переживала культурный и духовный подъем. С этим временем связаны имена многих известных и великих людей.
Источник