Меню

Таблица до бала и после бала обстановка



Таблица до бала и после бала обстановка

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 — 1910)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 39-41

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»:
ПРОБЛЕМЫ И ГЕРОИ
УРОК 39

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Идея разделённости двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

1. Что вам известно о биографии и творчестве Толстого?

— Какие произведения писателя вы уже читали?
— Какие проблемы поднимает писатель в рассказе «Кавказский пленник»? Как этот рассказ связан с биографией писателя?
— В чём своеобразие повести Толстого «Детство»? Докажите, что это автобиографическое произведение.
— Какие литературные места России связаны с именем Толстого?
Прокомментируйте эти связи.

2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Толстого
(военная биография писателя, автобиографические страницы произведений Толстого, взгляды писателя на историю России), его портретах и памятниках с включением подготовленных учащимися сообщений.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какие впечатления возникли у вас в связи с прослушиванием рассказа?

Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?

*Предположите, зачем писатель вводит в повествование образ рассказчика.

V. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Психологизм рассказа

Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «Я спрятал пёрышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от неё».

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа с начала до слов «Да что же было?».

Какие мысли Толстого о взаимоотношениях человека и общества высказывает Иван Васильевич?

Какие детали портрета Вареньки подчёркнуты рассказчиком? С какой целью?

*Зачем автор вводит в историю Ивана Васильевича точное указание на время действия рассказа?

С каким чувством Иван Васильевич рассказывает о своей юности: с радостью, сожалением, грустью, с чувством собственного достоинства и др.? Обоснуйте своё мнение.

Прочитайте выразительно описание обстановки бала со слов «…был я в последний день Масленицы…» до слов «…и не чувствовал своего тела».

Выпишите из этого фрагмента слова и выражения, указывающие на настроение Ивана Васильевича на балу.

*Какими способами автор рисует психологическое состояние героя?

Группа 2.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Смотрите, папа просят танцевать» до слов «…чтобы что-нибудь не испортило моего счастия».

Что подчёркивает рассказчик в портрете отца Вареньки?

Созвучен ли этот портрет обстановке бала? Обоснуйте своё мнение.

*Какой смысл выявляется при сопоставлении лица полковника с портретом царя (усов полковника с подвитыми усами Николая I)?

*С какой целью автор вкладывает в уста полковника выражение «надо всё по закону»?

Прочитайте выразительно описание танца полковника с дочерью.

*Зачем автор так подробно описывает танец Вареньки с отцом?

Определите отношение Ивана Васильевича к этой картине.

*Какие детали описания бала и портрета полковника можно считать ключевыми?

*Почему описание бала обращает внимание читателя на внешнюю сторону происходящих событий?

*Почему автор изображает внешний облик всех героев, а описывает психологическое состояние только Ивана Васильевича?

Группа 3.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…взглядывая в дольний конец рядов».

Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…и вышел на улицу».

Какие слова и выражения рисуют психологическое состояние Ивана Васильевича в момент приезда домой?

*Почему он соединял отца и дочь «в одном нежном, умилённом чувстве»?

Какую роль играет в этом фрагменте описание «масленичной погоды»?

*Докажите, что чувство радости и счастья Ивана Васильевича распространяется в окружающий мир.

Почему изменения в настроении Ивана Васильевича автор изображает через зрительные и звуковые картины?

*Какой символический смысл приобретает выражение «другая, жёсткая, нехорошая музыка»?

Группа 4.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Я стал смотреть туда же и увидел посреди рядов…» до конца рассказа.

Предположите, почему татарин совершил побег.

*Почему автор подчёркивает национальность солдата?

Какие детали его облика подтверждают антигуманную сущность происходящего?

*Зачем автор повторяет детали внешности полковника: белые усы и бакенбарды, рука в замшевой перчатке и др.?

Почему автор подробно описывает прохождение наказуемого сквозь строй и многократно повторяет слово удары?

С какой целью читателю показана спина татарина: пробудить отвращение, вызвать страх, вызвать сочувствие, показать бесчеловечность армейских законов, изобразить равнодушие солдат и полковника и др.? Обоснуйте своё мнение.

*Какую роль играют во фрагменте звуковые и цветовые образы?

Какой вопрос мучил Ивана Васильевича после увиденной картины?

*Как этот вопрос связан с мировоззренческой позицией автора о взаимовлиянии человека и общества?

VI. Обобщающая беседа:

Как в рассказе отразилась мечта писателя о взаимной любви и согласии в обществе?

Какие противоречия между сословиями и внутри сословий показывает автор?

Почему Иван Васильевич, принадлежа к дворянскому классу и будучи богатым, не понимает поведения полковника?

Был ли полковник дурным, злым человеком?

От чего, по мнению Ивана Васильевича, «переменяется и направляется вся жизнь человека»?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Докажите, что Толстой — писатель-психолог.

VII. Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий
Практическая работа.
Подбор ключевых цитат на тему «Две России в рассказе».

Составление цитатной таблицы:

VIII. Нравственность в основе поступков героя.
Мечта о воссоединении дворянства и народа
Аналитическая беседа:

— Известно, что в основе рассказа лежит случай, произошедший с братом писателя — С. Н. Толстым. Литературовед Н. Н. Гусев пишет:
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С. Н. Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»

Докажите, что рассказ «После бала» не только описывает реальный случай из жизни, но и включает в себя глубокое нравственное обобщение, связанное с антигуманным государственным устройством России.

— Прочитайте запись из дневника Л. Н. Толстого 1903 года:
18 июня: «. весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; её красавец старик-отец ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро, после влюблённой бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. »

9 августа:
«Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».

Найдите в рассказе соответствия с дневниковой записью. Докажите, что рассказ «После бала» — это реалистическое произведение.

— Писатель В. Шукшин написал статью «Нравственность есть правда». Применима ли эта формулировка к рассказу Толстого?

Обоснуйте свой ответ. Какая правда в рассказе «После бала» говорит о высокой нравственности его автора?

Можно ли говорить об истинных лицах героев и их масках? Обоснуйте свой ответ.

— Почему Толстой видел выход из общественного конфликта в воссоединении высших и низших сословий по законам гуманизма?

IX. Инструктаж учителя к выполнению заданий из разделов учебника «Опыт литературоведческого исследования» и «Творческое задание».

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Выполнить устно задание 4 из раздела учебника «Проверьте себя».

Выполнить письменно задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования» или ответить письменно на вопрос из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

Подобрать иллюстрации разных художников к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.

УРОК 40
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»:
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ПОЭТИКА РАССКАЗА

Основное содержание урока.
Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.

Основные виды деятельности.
Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

Читайте также:  Тоническое трезвучие и его обращения таблица

I. Вступительная беседа:

— Что такое композиция литературного произведения[2]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=КОМПОЗИЦИЯ&bukv=К.)

— Какой художественный приём называется антитезой[3]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНТИТЕЗА&bukv=А.)

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какую роль в композиции рассказа играют его смысловые части: «бал» и «после бала»?

— Почему автор изменил первоначальное название рассказа «Дочь и отец» на «После бала»? Какой смысл приобретает окончательное название?

II. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции произведения.
Групповая работа:

Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:

Сделайте выводы о том, как проявляется приём контраста в образе Ивана Васильевича на балу и после бала.
Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?

Группа 2.

Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:

Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.

Группа 3.

Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:

Определите, как проявляется приём контраста в описании обстановки бала и описании поля (интерьер и пейзаж), в звуковых и цветовых образах на балу и после бала.

Группа 4.

Центральные фигуры на балу (Варенька) и после бала (татарин). Составление цитатной таблицы:

— Какую роль в понимании рассказа играет сопоставление Вареньки и татарина?

III. Практическая работа.
Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа «После бала».

1. Кольцевая композиция («рассказ в рассказе», включающий несколько временных пластов).

2. Наличие двух рассказчиков: молодого человека, который начинает и заканчивает повествование, и Ивана Васильевича, вспоминающего свою молодость.

3. Двухчастная композиция рассказа, построенная на контрасте:

— контраст образов персонажей;
— контраст портретов;
— контраст психологического состояния героев;
— контраст обстановки действия (интерьер и пейзаж) на балу и после бала;
— контраст звуковых и цветовых образов на балу и после бала.

4. Композиционная роль художественных деталей рассказа.

5. Особенности композиции рассказа «После бала» как ключ к его пониманию.

IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Показ и обсуждение иллюстраций к рассказу, найденных в Интернете.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Как контрастное построение рассказа помогает в понимании его идеи?»

Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце» и выполнить задания из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Индивидуальное задание. Ответить на вопросы викторины и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

УРОК 41
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, Н. С. ЛЕСКОВА, Л. Н. ТОЛСТОГО

Основное содержание урока.
Контрольное сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):
— В чём современное звучание истории глуповцев? (По фрагменту романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».)
— Что общего во взглядах на Россию в рассказах Н. С. Лескова «Старый гений» и Л. Н. Толстого «После бала»?
— *Какие литературные приёмы и способы отражения действительности помогли русским писателям донести свои идеи до читателя? (По произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.)

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы» (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Прочитать стихи из раздела «Родная природа в произведениях русских поэтов» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и выполнить задания практикума (по выбору учителя).

Следующие уроки: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Компози́ция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. (вернуться)

3. Антите́за — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках. (вернуться)

Источник

Образ и характеристика Полковника на балу и после бала в рассказе «После Балла» Льва Толстого

В основе сюжетной линии рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит история из жизни, случившаяся с очевидцем событий. Образ и характеристика Полковника на балу и после бала раскроет двуличность главного персонажа, обнажив его истинную сущность. Характеристика полковника Б происходит через призму восприятия его Иваном Васильевичем. Он акцентирует внимание на том, как разительно отличается внешний вид и поступки полковника на балу и после него.

Полковник Б – Петр Владиславович Б. Центральный персонаж рассказа. Отец Вареньки.

Семья

Его семья жена и дочь Варенька. Проживали они в провинциальном городе, в добротном доме. В дочери полковник души не чаял. Все деньги уходили на нее. Балы, дорогая одежда требовали немалых денежных вложений. Отказывая себе во всем, он старался, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Примерный отец и семьянин. Он казался образцом для подражания, вызывая невольную зависть.

Внешность

Высокий, статный мужчина в возрасте. Румяное лицо с подвитыми усами. Аккуратные бакенбарды. На лице всегда блуждала ласковая улыбка. Взгляд блестящих глаз открыт. Походка твердая, уверенная. Он располагал к себе, вызывая невольное уважение и почитание.

Одежда

Петр Владиславович всегда носил форму. Увидеть его в штатском большая редкость. Мундир полковника безупречен. Сапоги хороши, но давно вышли из моды. Сбитые, без каблуков. С острыми, четвероугольными носками. На руках черные замшевые перчатки.

На балу

На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.

Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.

После бала

Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.

Перемены были разительны. Он изменился не только внешне, но и внутренне. В нем не осталось ничего человеческого. Наказанию подвергся солдат, пытавшийся совершить побег. Полковник оставался глух и нем к его мольбам о пощаде. Ему казалось, что он недостаточно наказан. Его гнев обратился на подчиненных. Он орал на них, унижал, заставляя причинить еще большую боль провинившемуся солдату.

Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.

Кто виноват в случившемся

Что за человек на самом деле полковник? Садист или жертва сложившихся обстоятельств? Петр Владиславович не считал себя виноватым. Он выполнял свою работу. В то время палочная дисциплина для армии была нормой. Так было принято. Характер этого человека формировало общество, окружавшее его. Жестокий век с его нравами калечил души людей, превращая их в моральных инвалидов.

Читайте также:  Молярный объем водорода таблица

Источник

Урок по повести Л. Н. Толстого «После бала».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

нельзя считать себя знающим свою страну, нель-

зя считать себя культурным человеком.

Скачать:

Вложение Размер
tsel_urok1.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к человеку.

Оформление. Портреты и фотографии писателя и близких ему людей, книги писателя.

На доске написан эпиграф урока:

Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

нельзя считать себя знающим свою страну, нель-

зя считать себя культурным человеком.

  1. Некоторые сведения из жизни и творчества писателя.

— По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

— В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

— Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы знакомимся с так называемой малой прозой Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями. Среди них преобладают рассказы – их очень много у Толстого, и они разные.

Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий. Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».

Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании, значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».

Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя. Жизненный опыт Толстого лежит в основе рассказов «Люцерн» и «За что?»

А сюжет рассказа «После бала» — подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.

Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».

  1. Анализ рассказа После бала»

— Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

— Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели, то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века?

( стр. 167, учебник)

— Кто рассказал нам данную историю?

— Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?

— Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?

— Давайте возвратимся на бал.

— Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?

(Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

— Все эти описания передают чувства героя. Какие?

— Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.

— В кого же влюблён главный герой?

— Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная,

грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)

— На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание?

(На отца Вареньки)

— Найдите описание его внешности.

— Какое впечатление он на вас произвёл?

(Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)

-Но что настораживает в его описании?

(Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)

— Опишите его манеру танцевать.

— Что особенно умиляло рассказчика в нём?

(«Четвероугольные носки сапог»)

— В каком настроении приехал Иван Иванович домой?

— Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком?

(«Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)

— Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу?

(К дому Вареньки)

— Что он увидел, приблизившись к дому Б.?

(Как избивали солдата) — Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.

— Как вёл себя полковник во время наказания солдата?

— Что особенно поразило Ивана Васильевича?

  1. Работа в тетрадях.

— Теперь сравним рассказчика, полковника, Вареньку и татарина на балу и после бала, сделав таблицу.

В поле, на плацу

Счастл Счастлив, блажен, добр

Испытывает ужас, тоску, стыд

Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой

Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки

Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная

Музыка мазурки, великолепные музыканты

Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию

— Как вы думаете, что важнее для Ивана Васильевича на балу или после бала?

— Теперь давайте вспомним выражение: »николаевской выправки»

— Какое было николаевское время?

— Как звали Николая Павловича? (Николай Палкин)

(Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)

— Какова тема данного рассказа?

(Любовь, избиение солдата – татарина)

(Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)

— Выражает ли автор своё отношение происходящего словами. Есть ли авторская оценка происходящего?

(Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства. Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)

— Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

1) Полковник на балу и после бала.

2) Самая сильная сцена в рассказе «После бала»

3) Что я думаю о рассказчике Иване Васильевиче.

4) О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч.

Презентации к уроку литературы. Л.Н Толстой «После бала»

Прием контраста в произведении.

Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения «После бала».

Презентациявключает в себя весь необходимый материал для проведения урока по теме «Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как основной художественный прием в произведении».

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло.

совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли.

Конспект урока ИЗО в 5 классе «На балу»

Урок по Изобразительному искусству в 5 классе » Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. На балу». Образовательная те.

Источник

Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения

Краткое содержание:

  • История создания
  • Сюжет
  • Характеристика героев
  • Иван Васильевич
  • Полковник Пётр Владиславович
  • Варенька
  • Беглый татарин
  • Основная идея
  • Психологизм и детали
  • Обсуждение

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Сюжет

Повествование ведётся от имени главного героя – Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Характеристика героев

Иван Васильевич

Главный герой рассказа. Это молодой человек, который влюбляется в симпатичную девушку на очередном балу. По его словам, это была «самая сильная любовь». Он смотрит на неё на балах, он танцует с ней мазурку, от чего влюбляется всё сильнее. Опьянённый любовью, он не может уснуть и идёт на улицу, где видит казнь татарина. Руководит этим процессом отец той самой девушки, от чего Ивану Васильевичу становится дурно и тошно. Он с трудом возвращается в постель, но после увиденного ужаса опять мучается от бессонницы. Засыпает он только после того, как напился с приятелем.

У этого героя остро развито чувство сопереживания. Он легко ставит себя на место того беглого татарина, понимает его боль. Увиденное для него необычно, он не может смириться с мыслью и понять, что такому наказанию есть причины. Внутри Ивана Васильевича умирает всё светлое и чувственное, что было. Через образ Ивана Васильевича автор выражает собственные мысли и мнение.

Полковник Пётр Владиславович

Это отец возлюбленной главного героя, в начале рассказа главный герой видит его как отличного семьянина, заботливого отца и прекрасного танцора. Иван Васильевич умиляется танцу дочери с отцом, его жестам. Этот герой позиционирует себя как христианин, но не следует постулату нравственности. Он мил со своей дочерью, но зверски ненавидит солдат. Поведение Петра Владиславовича вызывает отвращение главного героя, он не понимает человека, который может причинять такой вред другим людям и не сочувствовать.

Варенька

Возлюбленная главного героя. Она играет скорее второстепенную, но всё-таки важную роль в рассказе. Рассказчик описывает девушку как высокую, статную, образованную и очень красивую. Даже в преклонном возрасте она сохранила свои прекрасные черты, а в молодости она была величественна. Она единственный ребёнок в семье и очень любима родителями. Варенька дала герою пёрышко из веера на память и случайно оставила перчатку, когда главный герой сажал девушку и её мать в карету. В неё влюбляется главный герой, но после того случая с татарином любовь пропадает. Вскоре она выходит замуж за другого.

Беглый татарин

Свидетелем казни этого героя становится Иван Васильевич. Наказание заключается в ударах палками (шпицрутенами по-военному). Эта процессия сопровождается визжащей музыкой флейты и барабана. Главный герой видит, как татарин корчится под ударами и молит о пощаде, но служащие холодны к его словам. Иван Васильевич видит изуродованную спину наказуемого, и от этого ему становится тошно.

Действующих лиц в рассказе немного, но каждое играет важную роль для выражения главной мысли автором.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;

2. Музыка приобретает противный и ужасающий фон — «неприятная, визгливая мелодия»;

3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;

4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Источник

Adblock
detector