Меню

Таблица диапазонов для детей

Консультация для педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста»

Вера Никитина
Консультация для педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста»

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.

Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппрата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторми. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре первой – до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примерными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа – си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е. И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний [25, 9].

Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Таблица диапазонов детского голоса

2 — 3 года -ми — ля первой октавы

3 — 4 года -ре — ля первой октавы

4 — 5 лет -ре — си первой октавы

5 — 6 лет -ре — си (до) первой октавы

6 — 7 лет —(до) ре первой октавы — до второй октавы.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную звуковую атмосферу, способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса — важнейшее условие развития певческих способностей детей [24].

Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя порой, и звонкий.

Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса необходимо уделять достаточное внимание. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т. к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Музыкальному руководителю, а также воспитателям необходимо наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Проводить соответствующую работу с родителями. Показывать им песни, которые они могут разучить с детьми дома, объяснять им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду.

Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от ре первой октавы и до второй октавы, а рабочий диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания, ограничен звуками ми — си первой октавы.

Для защиты певческих голосовна занятиях можно использовать некоторые оздоровительные упражнения: прежде всего разнообразные дыхательные упражнения, сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение — чередование коротких и длинных слогов по руке («в лесу роди-и-и-лась елочка», «в лесу родила-а-а-сь е-е-елочка», сочетание речевой интонации с музыкальной и т. д. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.

В Российской системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Наряду с типовой программой воспитания детей в детском саду,появились новые комплексные образовательные программы: «Развитие», «Радуга», «Детство» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. В содержание выше указанных программ входят конкретные рекомендации в основном для воспитателей по организации познавательной деятельности детей в рамках личностно-ориентированного взаимодействия их с детьми. В разделе музыкального воспитания даны общие направления в зависимости от той или иной программы, но несмотря на это, прослеживается связь с типовой программой воспитания. Основные требования в разделе «Пение» остаются неизменными,а именно:

-формировать у детей певческие умения, способствующие выразительному исполнению.

-учить петь детей самостоятельно и с помощью воспитателя.

-развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

-развивать голос, формирующий естественное детское звучание.

Считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени.

Консультация для педагогов «Особенности воспитания детей раннего возраста в детском саду» Первые три года жизни ребенка выделяют в особый период, называемый периодом раннего детства. Общая характеристика развития ребенка от 1.

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года» Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка другая формированием.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4– 5 лет» Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4– 5 лет» Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет,.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Возрастные особенности развития детей 6-7 лет Социальное развитие: • дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные.

Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей подготовительной группы 6–7 лет» Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. В этом возрасте игровые действия детей становятся.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет» В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для.

Возрастные особенности детей 3–7 лет. Консультация для родителей Выполнила: Тютькина Светлана Владимировна Воспитатель д/с №66 «Радость» г. Норильск. Дошкольное детство — это большой отрезок жизни ребенка.

Консультация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Главное и очевидное отличие ребенка от взрослого -это то, что он непрерывно меняется, -его тело с каждым днем все больше становится похоже.

Источник



Таблицы для проверки зрения

Своевременному диагностированию заболеваний зрительных органов помогают проверки по офтальмологическим таблицам. Задуматься о прохождении теста стоит при появлении таких признаков, как покраснение глаз, их повышенная утомляемость, чувствительность к солнечному свету. Эти симптомы могут говорить о развитии какой-либо болезни.

Проверка зрения по таблицам с буквами, символами, изображениями актуальна вопреки внедрению новых технологий диагностирования. Такой метод применяют офтальмологи. Подходит он и для самостоятельного обнаружения отклонений. В каждом случае исследование опирается на такой термин, как острота зрения.

Острота зрения – различие глазами человека двух точек, расположенных максимально близко друг к другу. Если говорить на врачебном языке, испытуемый со зрением на 100% поймет, что перед ним две отдельные точки, при угловом разрешении в 1 минуту. При этом показатель определяется таким образом — V= 1.0.

При самостоятельной проверке зрения могут появиться подозрения на какие-либо нарушения. В этом случае нужно обратиться к окулисту. Диагностировать заболевание способен только врач. Самолечение может еще больше навредить здоровью.

  1. Распечатать таблицу для проверки зрения на А4 в натуральную величину
  2. Таблица Сивцева
  3. Как выглядит таблица Головина
  4. Описание таблиц Снеллена
  5. Оптотипы Поляка
  6. Информация о таблице Орловой
  7. Проверка зрения по звезде Сименса
  8. Проверка зрения по таблице Рорба
  9. Специфическое зрение – как диагностировать
  10. Таблица для проверки зрения Рабкина
  11. Проверка зрения по системе Бейли-Лоуви
  12. Дуохромный тест
  13. Сетка Амслера
  14. Особенности проверки зрения у разных людей
  15. Как проверяют зрение детям
  16. Проверка зрения водителей
  17. Нюансы проверки зрения у слабовидящих
  18. Возможно ли запомнить таблицы для проверки зрения
  19. Как проверить остроту зрения самостоятельно

Распечатать таблицу для проверки зрения на А4 в натуральную величину

Если вы решили отслеживать состояние своего зрения дома, вы можете распечатать таблицу для его проверки на листе А4. Она достаточно простая, но в процессе распечатки могут возникнуть проблемы. Оригинальные размеры таблицы соответствуют 3-ем листам формата А4. Поэтому нужно распечатать ее так, чтобы каждый из них содержал отдельную ее часть. После чего листы необходимо склеить подручными материалами.

Читайте также:  Детские пособия калуга таблица

Чтобы распечатать таблицу нужно найти ее изображение в интернете и увеличить до оригинальных размеров. Только после этого картинку скачивают. При печати в настройках устанавливают формат А4 и альбомную ориентацию.

1-ая страница (СКАЧАТЬ):

Таблица для проверки зрения на А4

Таблица для проверки зрения на А4

Так же вы можете скачать и распечатать таблицу Сивцева в форматах Word и PDF:

Таблица уже скомпонована на трех листах формата А4, вам останется только нажать кнопку «Печать».

Если при печати у вас появится сообщение об ошибке: «Поля в документе очень узкие. Возможно, часть содержимого при печати будет обрезана. Напечатать документ?», то можете его просто проигнорировать, нажав кнопку «Да»:

Какие же вообще бывают таблицы для проверки зрения и для чего каждая используется?

Таблица Сивцева

Что из себя представляет таблица Сивцева

Проверяя у пациента зрение, окулист использует специальную таблицу. Она называется таблицей Сивцева. В ней задействованы всего 7 букв – Ш, Б, М, Н, К, Ы, И. Они расположены в 12 строчках. При этом их размеры уменьшаются сверху вниз. На одной строчке размещаются буквы, одинаковые по высоте и ширине.

Таблица имеет разметки, созданные специально для врача, проводящего исследование. Благодаря им он определяет остроту зрения пациента на определенном расстоянии от шаблона с буквами.

Остроту зрения определяют в интервале от 0,1 до 0,5 диоптрий. При этом офтальмолог ориентируется на левую колонку для определения оптимального расстояния при распознании картинок в случае если зрение без отклонений. Правая колонка предназначена для показателей, которые действительны если рассматривать буквы с расстояния в 5 метров.

Как выглядит таблица Головина

На белом фоне таблицы для проверки зрения Головина нанесены черной краской однотипные знаки. Это кольца с разрывом сверху, снизу, слева или справа. В остальном таблица похожа на ту, что создана Сивцевым. Зрение проверятся на расстоянии 5 метров от объекта при хорошем освещении.

Как выглядит таблица Головина

Описание таблиц Снеллена

В 1862 году голландский ученый Херманн Снеллен составил таблицу для определения остроты зрения с крупными буквами. Общий вид ее тот же, что и у таблицы Сивцева. Однако разобрать, что изображено на первой строке, можно с 60 метров. Буквы на нижних линиях здоровый человек способен рассмотреть постепенно приближаясь к плакату с таблицей. Так при хорошем зрении по мере уменьшения размера знаков можно разглядеть их с расстояний в 36, 24, 18, 12, 9, 6, 5 метров.

Описание таблиц Снеллена

Оптотипы Поляка

Борис Львович Поляк создал плакат для проверки зрения, где изображены палочки, штрихи и кольца. Его располагали на небольшом от испытуемого расстоянии. Острота зрения проверялась в соответствии с размерами видимых человеком просветов между фигурами и нарисованных линий изображения.

оптотипы Поляка

оптотипы Поляка

Информация о таблице Орловой

Таблица Орловой представляет собой белый фон с нарисованными картинками. Она предназначена для определения нарушений зрения у детей до 7 лет. Плакат с изображением располагают на расстоянии 5 метров от ребенка. Если испытуемый увидел 10 строчку, значит его зрение в порядке. Некоторые дети не могут различить фигуры с общепринятого расстояния. В этом случае малыша ставят на 0,5 метров ближе. И так до тех пор, пока он не станет различать верхние изображения.

Информация о таблице Орловой

Проверка зрения по звезде Сименса

Диаметр изображенной на белом фоне фигуры, именуемой звездой Сименса, равен 10 см. Она состоит из 54 направленных от края к центру лучей черного цвета. Каждый луч имеет длину 5 см. Испытуемый отходит на 5 метров и следит как лучи стремятся к слиянию до половины их длины. Об отклонении говорят такие зрительные эффекты:

  • лучи расплываются и перекрывают друг друга;
  • лучи сливаются если приблизиться к изображению, но при этом четко просматриваются в центре;
  • изображение походит на негатив, черное кажется белым и наоборот.

В этих случаях диагностируется нарушение рефракции.

Проверка зрения по таблице Рорба

Таблица Рорба составлена по той же схеме, что и таблица Сивцева. Разница в количестве буквенных значений. У Рорба это 11 букв – кириллица и латиница. Зрение проверяют с помощью двух плакатов. На одном – 12 рядов со знаками, на другом – 4 ряда с крупными буквами. Острота зрения определяется в диапазонах от 0,25 до 2,0.

Проверка зрения по таблице Рорба

Специфическое зрение – как диагностировать

С помощью различных таблиц выявляются особенности зрительных функций отдельно взятого человека. Для этого используются изображения различных размеров, форм, цветов.

Таблица для проверки зрения Рабкина

Таблица Рабкина создана для выявления дальтонизма. При таком заболевании зрительные органы человека не способны правильно передавать информацию мозгу о том, какого цвета предметы перед ним. Каждое изображение предлагается разглядывать около 10 секунд. Картинки представляют собой цифры на разноцветном фоне. Результаты исследования зависит от того, имеется ли дальтонизм и в каком типе он представлен.

Таблица Рабкина

Проверка зрения по системе Бейли-Лоуви

Система Бейли-Лоуви – метод проверки зрения, при котором знаки в таблице располагаются в соответствии с геометрической прогрессией. Специфика плаката такова:

  • Буквы на первых рядах крупные. Между ними большое расстояние.
  • В последующих рядах размеры букв и расстояний между ними постепенно уменьшаются.

Распознать знаки в составленной таким образом таблице – трудная задача. Система Бейли-Лоуви используется для проверки зрения пилотов и водителей.

Система Бейли-Лоуви

Дуохромный тест

Дуохромный тест предназначен для выявления близорукости и дальнозоркости. Диагностика осуществляется при помощи разделенного на два прямоугольника плаката. Одна его часть раскрашена в зеленый цвет, другая – в красный. На таком фоне располагаются буквы. Задача пациента – рассказать офтальмологу на каком фоне он лучше видит буквы. При нормальном зрении знаки хорошо различаются и на зеленой, и на красной половине плаката.

Сетка Амслера

Диагностирование макулодистрофии сетчатки, скотомы, метаморфопсии происходит с помощью сетки Амслера. Она позволяет выявить степень искажения центрального зрения. На плакате изображена решетка с жирной точкой посередине. Пациент становится на расстоянии 30 см от изображения. Смотрит на него 5 сек. Приближается к плакату на 10 см. После того, как прошли 5 сек., возвращается на свое место. При отсутствии каких-либо нарушений все линии и углы видятся прямыми.

сетка амслера

Особенности проверки зрения у разных людей

В зависимости от возраста человека, специфики его деятельности, к нему могут применяться различные методы проверки зрения. Рассмотрим этот момент подробнее.

Как проверяют зрение детям

Сначала нужно подвести ребенка к таблице и спросить, как он называет каждую из картинок, которые изображены на плакате. Потом его усаживают на расстоянии 5 метров от предмета диагностики. Чтобы ребенок не устал, достаточно спросить его о двух предметах с каждой из строчек. Все предметы просят назвать именно с той строки, на которой он не смог разглядеть картинку.

Проверка зрения водителей

У водителей зрение проверяется во время оформления медкомиссии. Исследования проводятся в общепринятом порядке с помощью таблицы Сивцева, Головина и теста на цветовосприятие Рабкина. При выявлении нарушений водитель обязуется устранить их назначенным врачом способом. После этого тест проводится повторно. Если проблема устранена, выдается соответствующая справка.

Нюансы проверки зрения у слабовидящих

Если на расстоянии в два метра от плаката пациент не может разглядеть однотипные изображения, для исследования зрения врач проводит перед его лицом руками. Испытуемый должен рассказать о том, что видит. Если у него не получается, врач предлагает определить наличие движения с каждой стороны от пациента. Он машет руками сначала с одной стороны, потом с другой. Если даже такие движения пациент не замечает, зрение его находится на нулевой отметке.

Возможно ли запомнить таблицы для проверки зрения

Лица, имеющие плохое зрение, но при этом желающие пройти проверку для получения справки, идут на хитрость и пытаются запомнить таблицы. Конечно, выучить их можно, если приложить к этому достаточно усилий. Все таблицы и изображения для проверки зрения находятся в открытом доступе. Посмотреть и скачать их можно в любое время. Но игнорирование реальных результатов проверки может привести к ухудшению здоровья зрительных органов.

Как проверить остроту зрения самостоятельно

Для самостоятельной проверки зрения таблица закрепляется на уровне глаз. Настраивается освещение. Если дневного света недостаточно, можно включить лампу. Тестируемый отходит от таблицы на 5 метров. Поочередно проверяет остроту зрения на каждом глазу, прикрывая ладонью или специальным приспособлением сначала один глаз, потом второй. Закрытый глаз не зажмуривается.

Подобный тест позволит вовремя выявить возможные нарушения зрения. Если Вы заметили, что стали видеть хуже, стоит обратиться к врачу. С помощью проверки остроты зрения в домашних условиях также удобно отслеживать улучшения зрительных функций после лечения или упражнений.

Источник

II.I Регистр и диапазон детского голоса

Возрастные и физиологические особенности

Детского голоса

Пение сопровождает жизнь ребенка с самого раннего детства, закладывает основы его дальнейшего музыкального развития.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого. В период бодрствования ребенка взрослый должен постоянно разговаривать с ним, вследствие чего у малыша появляются голосовые реакции. В 3-4 месяца он издает гортанные звуки, а в 5 – певчие гласные, так называемое «гуление», в 6 – произносит слоги «ба», «ма», «на», «да».

У малыша от 2,5 месяцев до 6 наблюдается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу же привлекает его внимание, радует, успокаивает.

После шести месяцев ребенок прислушивается к своему голосу, повторяет звуки подражая взрослому, различает интонации. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время пением следует воспитывать слуховое сосредоточение малыша; двигательные и голосовые реакции, создавать у него радостное настроение. Тогда к концу первого года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков.

В 2-3 летнем возрасте дети начинают говорить и многие из них начинают посещать детский сад, где воспитатель проводит музыкальные занятия с малышами. У ребенка в это время появляются простейшие певческие интонации, он может пропевать отдельные слоги. К тому же дыхание у малыша короткое и большинство слов он произносит нараспев. Перед родителями педагогом возникают новые задачи:

Читайте также:  Как заполнить таблицу уплаты налогов

1) приучить прислушиваться детей к мелодии и словам песни, узнавать их;

2) разбудить у ребенка желание подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова;

3) развивать первоначальные певческие реакции.

Побуждая малыша к пению, педагог должен подбирать специальные песни с повторяющимися простыми словами и незамысловатым музыкальным текстом, например, русские народные песни «Заинька-зайка», «Идет коза».

По сравнению с предыдущей возрастной группой, дети 4-х лет более работоспособны в вокальном плане. Запас слов у них увеличивается, но еще не все звуки произносятся чисто. Слуховое внимание ребенка неустойчиво, певческий голос не сформирован, дыхание поверхностное, прерывистое. Поэтому в певческой работе преподаватель музыки старается использовать песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты ( ре-ля первой октавы).

Занимаясь пением, педагог должен выполнять такие задачи:

  • учить детей петь собственным голосом, без форсировки;
  • внятно и осмысленно произносить слова, тянуть продолжительные звуки;
  • интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;
  • исполнять песню с музыкальном сопровождением и без (с помощью воспитателя).

Начиная с 5-ти лет, внимание детей становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Развиваются процессы запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, передают выразительные интонации песни. Дыхание становится глубоким и продолжительным. Педагог во время занятия пением должен уделить внимание нескольким пунктам:

1) необходимо брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

2) произносить слова внятно и правильно;

3) диапазон песен должен быть в пределах ре-си первой октавы.

С 6-ти лет у детей совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Ребенок идет в школу. В этом период он овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную учителем, самостоятельно выполнять указания. Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у ребят более младшего возраста.

Возникает способность произвольного запоминания. На музыкальных занятиях дети начинают отличать на слух интонационно точное и фальшивое пение. Появляется представление о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении они сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов.

Дети этого возраста очень подвижны, внимание их сильно рассредоточено. Поэтому преподаватель музыки во время обучения пению обязан следить за правильной позой учеников. Они должны сидеть прямо и непринужденно, со свободным положением головы и корпуса.

Необходимо отметить, что в первые 9 лет жизни процесс голосообразования ребенка очень отличается от взрослого. В этот период голосовой складкой управляет в перстнещитовидная мышца.

Пение с 7-9 лет осуществляется только краевым смыканием складок и носит ярко выраженный фальцетный характер. Детскому голосу свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций. Особенно важно отметить, что в возрасте 7-9 лет образуются нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым прикрепляются сухожильные волокна почти всех мышц гортани. А это значит, что именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое дальнейшее развитие. Если развитие органов дыхательной системы и голосового аппарата (легких, бронхов, трахеи, ротовой полости носа) проходит постепенно, то гортань до периода наступления мутации развивается крайне медленно и неравномерно. Это создает известную диспропорцию между ростом гортани и всех частей голосового аппарата. Все вышеизложенное, наряду с чисто физическими данными, влияющими, например, на дыхание (малый объем легких), показывает, что период от 7 до 9 лет является чрезвычайно важным в развитии голоса. С одной стороны, его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой – периодом становления и воспитания правильных певческих навыков.

Диапазон голоса в 7-9 лет обычно охватывает ре1 и ре2. Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых складок (тонких и коротких). У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля), но, как правило, они звучат напряженно и не ярко. У другой группы детей можно наблюдать довольно красивое звучание ми2 и даже фа2.

Дети 7 лет значительно отличаются по своим возможностям от 10-летних. Если малышей еще нельзя разделить на сопрано и альт, то у 9-10 летних уже можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. У детей 9-10 лет, особенно у мальчиков появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. Но педагог должен беречь детский голос от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения его «мощи». При фальцетном звучании, когда колеблются только края складок, самой природой ставятся естественные рамки динамической нагрузки голоса. У более старших ребят определеннее выявляется тембр, особенно при нефорсированном, спокойном пении.

Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Для нее наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков mр и mf. Но исключительно эмоциональная отзывчивость позволяет и при такой динамической шкале добиваться яркой выразительности исполнения.

Научными данными установлено, что только при умеренном звучании наиболее точно проявляется и тембр голоса. Именно в 7-9 лет и происходит становление характерных качеств певческого голоса.

В организме человека в подростковом и юношеском возрасте (10-17 лет) происходят большие анатомо-физиологические и нервно-психические изменения, оказывающие огромное внимание на всю его жизнедеятельность. За этот период ребенок превращается во взрослого. Естественно, что в это время в голосовом аппарате протекают сложнейшие процессы.

Как уже было сказано, становление голосового аппарата характеризуется диспропорцией в росте отдельных его органов. Особенно ярко это проявляется у мальчиков, голосовые складки которых сильно увеличиваются в длину, а ширина остается практически неизменной, гортань растет быстро, а резонаторные полости – незначительно. При этом надгортанник еще остается детским. Все эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Приблизительно то же самое, хотя не в такой резкой форме, можно наблюдать и у девочек.

Бурный рост гортани, совпадающий с началом полового созревания, является наиболее трудным и опасным моментом в развитии голоса. В 14-17 лет голосовой аппарат постепенно оформляется, и к 18 годам развитие его в основном заканчивается, то есть он становится взрослым. Мужской голос хотя и продолжает формироваться, но интенсивность этого процесса совсем незначительна.

Следовательно, весь период от 10 до 17 лет можно разделить на три этапа:

Первый 10-13 лет — предмутационный, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате;

Второй 13-15 лет – мутационный, связанный с резким изменением гортани;

Третий 15-17 лет – послемутационный, соответствующий становлению и оформлению гортани и всего голосового аппарата.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности, и характерные признаки, которые обязан знать педагог-вокалист.

Детский организм развивается чрезвычайно разнообразно, сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны. Поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Коротко остановимся на некоторых, наиболее важных вопросах воспитания голоса.

Предмутационный период был рассмотрен нами выше. Поэтому обратимся ко 2-му этапу — мутации. Пожалуй, самым трудным бывает определить ее приближение. Практике, однако, известен целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода.

Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринужденно. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота и скрипучесть. Нередко они поют фальшиво, чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. У мальчиков часто наблюдается и чисто внешние признаки: повзрослевшие лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикуляционные неудобства, связанные с активным ростом языка.

Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на 1-2 тона, у мальчиков — на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса: такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.

Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет или только обнаружиться впервые в этот возрасте.

В послемутационный период иногда остается покраснение гортани и складок, наблюдается остаточная слизь и малоактивная работа мышц гортани. Как правило, к 17 годам у девушек явление мутации исчезает, у юношей же они частично могут остаться. Диапазон голоса девушек в этот период значительно расширяется, а у юношей голос приобретает мужское звучание и ограничен в диапазоне.

Регулярные вокальные занятия в предмутационный период способствуют более гладкому, спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации. Занятия можно прервать на короткий срок, если этого потребуют обстоятельства, например, острые болезненные явления. В мутационный период особенно необходимы регулярные осмотры учащихся врачем-фониатором.

В период мутации нужно ограничить время вокальных занятий , категорически избегать громкого, форсированного звука. При первых же признаках переутомления пение вообще следует прекратить. Все это должен знать преподаватель и умело, в доступной форме объяснить подростку.

Пение – сложный, комплексный психофизиологический процесс, в котором участвуют многие системы организма. Управление этим процессом осуществляется через центральную нервную систему. Если во время мутации совсем прекратить пение, то это может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. И наоборот, систематические, хотя и ограниченные занятия пением будут способствовать сохранению и упрочнению этой координации.

Из практики хорошо известно, что даже у мальчиков мутация проходит гладко и незаметно, если они регулярно занимались пением в предмутационный период. Достаточно хорошо владея голосом, они умело приспосабливаются к новым условиям и выбирают те звуки, которые им удобно петь.

При систематических занятиях вместе с ростом голосового аппарата увеличивается диапазон голоса. Но так как рост складок идет неравномерно, расширять диапазон надо очень осторожно, тем более что и возбудимость гортанных нервов у детей весьма различна.

Читайте также:  Отличие мифов от сказок таблица

II.I Регистр и диапазон детского голоса.

Наиболее типичный диапазон для детей подросткового возраста : сопрано, дисканты обычно имеют объем от до- ре- первой октавы до фа- соль- второй. Естественно, что крайние звуки диапазона неудобны для пения и частое их использование может принести большой вред голосу. Для определения удобства исполнения произведения тем или другим голосам в практике введено понятие — тесситура.

Удобной с тесситурной стороны является та часть диапазона, в которой выявляются лучшие качества голоса. Так, для первых голосов наиболее благоприятной частью диапазона будет отрезок от соль1 –до2, у вторых голосов — от ре1 до си1. Однако следует помнить, что не объем звуков определяет вид тесситуры, а высота той части диапазона, которая используется в произведении. Если в песне часто встречаются верхние звуки диапазона, значит, тесситура песни высокая; если же преобладают низкие звуки, то тесситура песни низкая. Исполнение произведений с низкой или высокой тесситурой может привести к напряженному, неестественному пению, а значит , нанести вред детскому голосу. Вот почему педагогу следует очень внимательно относиться к выбору сочинений с точки зрения тесситурных удобств.

Развитие певческого диапазона зависит от умелого использования регистров голоса. Как известно, различные звуки диапазона воспроизводятся в гортани неодинаковыми по качеству колебаниями складок. Звуки, имеющие однородный механизм воспроизведения, относятся к одному регистру.

Как уже указывалось, в младшем возрасте детскому голосу свойствен фальцет, при котором происходит неполное замыкание голосовой щели. Вибрируют только края голосовых складок, черпаловидные хрящи в колебаниях не участвуют. Хотя дети, особенно мальчики, могут достичь при фальцетном пении большой звонкости, настоящей же звучности и силы голос достигает только тогда, когда в пении используется грудной регистр, который образуется при полном смыкании голосовой щели, вибрации всей массы складок. Этот регистр возникает у детей после 10 лет.

Следует отметить, что в подростковом возрасте уже достаточно ярко проявляются различия в механизме образования звука у девочек и у мальчиков. У девочек основную часть диапазона составляет так называемый микст, имеющий от природы смешанный тип звукообразования, а чисто грудное и головное звучание прослушивается только на крайних звуках. У мальчиков же смешанное звучание получается исключительно искусственным путем. Недаром многие из них имеют очень ограниченный диапазон, так как пользуются при пении только одним регистром, чаще грудным.

Научившись воспроизводить звуки головным и смешанным регистром, они значительно расширяют свой диапазон и нередко переходят в первые голоса.

Голосам девочек от природы присущ смешанный регистр, что позволяет сравнительно легко добиться ровности звучания всех звуков диапазона. С мальчиками же требуется кропотливая работа, чтобы они, используя смешанное звучание, смогли свободно переходить от грудного регистра к головному.

Таким образом, одной из важнейших задач в развитии голоса является воспитание у мальчиков и совершенствование у девочек смешанного типа звукообразования. Именно этот тип звукообразования помогает выработать гладкий, спокойный переход от регистра к регистру и одинаково красивое звучание всего диапазона.

При пении восходящего или нисходящего звукоряда смешанный тип звукообразования начинается с так называемых переходных нот. У верхних голосов девочек переходными от грудного регистра к центральному будут ноты ми, фа, для диез первой октавы; от смешанного к головному – ми, фа, для диез второй октавы. Так как у мальчиков имеются 2 регистра, то и переходными нотами для них будут только те, которые ведут к головному звучанию: у дискантов – ми- фа- диез второй октавы; у альтов – до- ре- диез второй октавы.

Педагогу вокала необходимо помнить, что грудной регистр в подростковом возрасте следует использовать умеренно, так как он нередко ведет к неестественному, крикливому звуку.

Практика показывает, что на различных участках диапазона можно требовать только определенной силы звука; если же пренебрегать этими правилом, можно нанести голосу большой вред.

Сила детского голоса в период его становления ограничена, да она и не имеет первостепенного значения. Прелесть детского пения заключается в его красоте: звонкости, полетности, нежности, легкости, непосредственности, эмоциональности. Добиваясь полноты, насыщенности звучания, певучести при естественной силе голоса преподаватель способствует нормальному развитию голосового аппарата в целом.

Источник

Центильные таблицы – различие показателей для мальчиков и девочек

Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.

При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.

Приложение с центильными таблицами для смартфона

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Педиатр показывает центильную таблицу маме и ребенку

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Графики физического развития девочек до полугода

Что такое графики физического развития?

График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:

  • зеленые – средние значения;
  • красные – показатели в пределах нормы;
  • черные – границы нормы.

Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.

Девочка на приеме у педиатра

Какая информация содержится в таблицах?

В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:

  • рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
  • вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • отношение веса к росту (индекс массы тела).

Таблица роста девочек по возрасту

Таблица роста мальчиков по возрасту

Масса тела девочек по возрасту

Масса тела мальчиков по возрасту

Окружность груди девочек по возрастам

Окружность груди мальчиков по возрастам

Окружность головы девочек по возрастам

Окружность головы мальчиков по возрастам

Интерпретация центильных кривых

Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.

Область Количество центилей Примечания
1 Слишком низких величин до 3 Группа диагностики, требующая повышенного внимания
2 Низких параметров 3-10 Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии
3 Величин ниже среднего 10-25 Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей
4 Средних значений 25-75 Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие
5 Величин выше среднего 75-90 Гармоничное формирование с опережением нормы
6 Высоких показателей 90-97 Детки с такими показателями также входят в группу внимания
7 Сверхвысоких значений выше 97 Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей

Измерение роста ребенка

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Ребенок хочет скорее вырасти

Что делать при отклонениях от нормы?

В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться. Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку.

Оценка физического развития направлена на то, чтобы помочь родителям вовремя обратить внимание на несоответствия и выяснить их причину, которая может не иметь ничего общего с патологическими состояниями.

Источник

Adblock
detector