Читательский дневник 7 класс — Готовые ответы по литературе
Произведения из читательского дневника для 7 класса
Все произведения для детей 7 класса обучения смотрите ниже. Так же часть произведения может пересекаться с другими классами. Поэтому рекомендуем перейти к поиску или другим классам.
Краткое содержание всех произведений 5-11 класс — Читательский дневник читать онлайн бесплатно
Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Предназначено для ознакомительных целей и использования в читательском дневнике школьника. Литературный анализ произве� Подробнее…
Бедная Лиза — Кратко содержание для читательского дневника повести Карамзина
Краткое содержание — Бедная Лиза — Николай Михайлович Карамзин Автор, жанр, год издания, главные герои Название произведения: Бедная Лиза Автор: Николай Михайлович Карамзин Год написания: 1792 Жанр: повесть Гла Подробнее…
Капитанская дочка — Кратко содержание для читательского дневника романа Пушкина
Краткое содержание — Капитанская дочка — Александр Сергеевич Пушкин Автор, жанр, год издания, главные герои Название произведения: Капитанская дочка Автор: Александр Сергеевич Пушкин Год написания: 1836 Жанр пр� Подробнее…
Черепаха — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Черепаха — Лиджи Пираунделло Автор, жанр, год издания, главные герои Автор: Лиджи Пираунделло Год написания: 1934 Жанр: рассказ Главные герои: мистер Мишкоу, черепаха Краткое содержание ра� Подробнее…
Сердца трёх — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Сердца трёх — Джек Лондон Автор, жанр, год издания, главные герои Автор: Джек Лондон Год написания: 1920 Жанр произведения: роман Главные герои: Френсис Морган — богатый наследник, Королева — � Подробнее…
Ариэль — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Ариэль — Александр Романович Беляев Автор, жанр, год издания, главные герои Автор: Александр Романович Беляев Год написания: 1941 Жанр: фантастическая повесть Главные герои: Ариэль, Джейн — е Подробнее…
Варька — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Варька — Евгений Иванович Носов Автор, жанр, год издания, главные герои Автор: Евгений Иванович Носов Год написания: 1967 Жанр произведения: рассказ Главные герои: Варька — девушка, Сашка — цы Подробнее…
Собака — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Собака — Иван Сергеевич Тургенев Автор, жанр, год издания, главные герои Автор: Иван Сергеевич Тургенев Год написания: 1866 Жанр: рассказ Главные герои: Порфирий, щенок Трезор Краткое содер� Подробнее…
Премудрый пискарь — Кратко содержание для читательского дневника сказки Салтыкова-Щедрина
Краткое содержание — Премудрый пискарь — Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин Автор, жанр, год издания, главные герои Автор: Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин Год написания: 1883 Жанр: сказка Главные герои: одинок� Подробнее…
Микроскоп — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Микроскоп — Шукшин Василий Автор, жанр, год издания, главные герои Автор произведения: Шукшин Василий Год написания: 1969 Жанр: рассказ Главные герои: Ерин — столяр, Зоя — жена Интересные � Подробнее…
Источник
Жанры литературы в таблицах: список и определения
Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.
Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.
Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.
Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.
Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.
Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.
Источник
Главные герои «Детство» характеристика персонажей рассказа Толстого для читательского дневника
В рассказе Толстой описывает своё детство через призму прошедших лет. Главные герои у Льва Николаевича очень колоритные, запоминающиеся. Главный герой Толстого “Детство” – Николенька – тонко чувствующий, ранимый, талантливый мальчик. Через его внутренний мир мы знакомимся с семьёй автора книги, с лучшими годами детства. В повести Толстого “Детство” герои – представители дворянства и простые люди очень ярко характеризуют эпоху и личный “мирок” будущего писателя. Характеристика героев повести поможет при изучении и анализе произведения, для читательского дневника или написания творческих работ.
Главные герои
Николенька Иртеньев
Отец Николая
Мать Николая
Брат Володя и сестра Люба
Наталья Савишна
Карл Иванович
Сонечка
Краткое содержание повести «Детство» подробно по главам.
Глава 1. Учитель Карл Иванович.
Главному герою Николеньке всего 10 лет. Он растёт в семье дворян, вместе с ним ещё двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро мальчишек будет учитель-немец. Он обучает их на дому, очень к ним привязан, но спрашивает выданные знания по всей строгости.
Автор: Лев Николаевич Толстой
Глава 2. Maman.
Николенька спустился к завтраку, где его ждёт его мама. Она добрая и ласковая. Матушка справляется о его делах, затем целует. Дети идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать и его.
Глава 3. Папа.
Отец сообщает сыновьям, что им нужно срочно переехать в Москву для продолжения обучения. Николенька жалеет старого учителя, понимая, что его уволят.
Основные герои повести
Главные герои произведения:
- Алексей Пешков – главный герой произведения, от его имени ведется повествование. Алексей имеет хорошие физические и умственные данные. Жизнь в доме деда кажется ему невыносимой, он видит всю ненависть и жестокость обитателей дома, из-за чего его сердце становится очень чутким и ранимым к своей и чужой боли.
- Дед Василий Васильевич Каширин – старичок небольшого роста с рыжей бородой, его возраст примерно 80 лет, он работал цеховым старшиной, в молодости был бурлаком. Он был своенравным человеком, умным, упрямым, суровым. Алексей считал его злым и злопамятным, в повести он показан как человек состоятельный, однако в конце повести он разоряется.
- Бабушка Акулина Ивановна – ей примерно за 60 лет, ее лицо было добрым, у нее были темные глаза и темные волосы. Он добродушная, трудолюбивая и верующая женщина, происходит от крестьян, не обучена грамоте. С детства она зарабатывала тем, что плела кружево. С Алексеем у нее сложились теплые отношения.
- Мать Варвара – молодая женщина с серыми глазами, светлыми волосы, она была достаточно крупной, с сильными руками. По характеру Варвара была неразговорчивой и строгой, гордой, спокойной, была обучена грамоте. Она тяжело переносит смерть мужа. В доме деда ей жить очень тяжко. Вскоре она выходит замуж за дворянина Евгения Максимова. Он приносит ей много горя: проигрывает все деньги в карты, избивает ее. От второго брака у нее рождается два сына, которые впоследствии умирают. Сама Варвара тоже умирает от чахотки на глазах у Алексея.
- Отец Максим Пешков – добрый, честный человек, был умен и силен, хорошо пел и танцевал, никогда не обижал сына. Дядья Алексея и дед не любили его, но бабушка, Григорий и нянька Евгения отзывались о нем очень хорошо.
- Михаил – старший из братьев, злой, глупый и завистливый человек, он женат, у него двое детей мальчик Саша и девочка Катерина, жену он периодически бьет.
- Яков — младший из двух братьев, постоянно дерется со своим братом из-за наследства деда, однажды он забил на смерть свою жену, по характеру Яков глупый, злой, завистливый и ленивый человек, братья виновны в смерти Ивана Цыганка. От покойной жены у Якова есть сын Саша.
- Евгений Максимов – «вотчим» Алексея, проигрывает последние деньги в карты, грубо обращается со своей женой Варварой, Алексей был свидетелем случая, когда Максимов ударил его мать ногой в грудь.
- Иван Цыганок — парень 19 лет, приемный сын в семье Кашириных, он служит подмастерьем в их мастерской. Он ловкий, веселый, простой, но немного жуликоват. Он хороший работник, поэтому дед и дядья ценят его и редко с ним ругаются. Всех Кашириных, кроме бабушки он не любит. С Алексеем у него сложились теплые дружеские отношения.
- Григорий Иванович — добрый, умный старик, верный помощник деда Василия в его мастерской. В конце концов Григорий слепнет и становится нищим.
- Хорошее Дело – один их квартирантов Кашириных, такое прозвище он получил так как имел привычку часто употреблять фразу «Хорошее дело», настоящее имя этого персонажа в повести не упоминается, Он добрый, молчаливый, незаметный человек, он становится хорошим другом Алеши. Однако в доме Кашириных его не любят и вскоре его выживают.
В чем особенность повести?
С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.
Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.
Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, — это детство Л. Н. Толстого.
Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» – поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.
Сюжет повести «Детство» за 3 минуты
Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Через несколько дней после своего десятого дня рождения Николенька Иртеньев, от лица которого ведется повествование, был разбужен рано утром наставником Карлом Иванычем. Одевшись и умывшись, герой и его брат Володя в сопровождении Карла Иваныча идут «здороваться с матушкой».
Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.
Главы 3–4. Папа. Классы
Придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в Москву – учиться.
Николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.
Главы 5–6. Юродивый. Приготовления к охоте
В дом к Иртеньевым к обеду пришел юродивый Гриша, и глава семейства был недоволен пребыванием его в доме. В преддверии отъезда дети попросили отца взять их на предстоящую охоту.
После обеда вся семья выезжает на охоту.
Отец направляет Николеньку на одну из полян стеречь зайца. Гончие выгоняют зайца на мальчика, но тот в азарте упускает зверя и переживает из-за этого.
Глава 8–9. Игры. Что-то вроде первой любви
Охота окончилась, вся компания отдыхала в тени. Дети – Николенька, Володя, Любочка и дочь Мими Катенька – ушли играть в Робинзона. Николенька с нежностью наблюдал за каждым движением Катеньки, с чувством, похожим на первую любовь.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Рассказывая об отце, повзрослевший Иртеньев говорит о нем как о человеке, имевшем «неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула».
Главы 11–12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша
Вечером дома дети рисовали, мать играла на рояле. К ужину вышел Гриша. Дети захотели увидеть цепи, которые он носил на ногах, и пробрались в его комнату. Спрятавшись, они слушали молитвы вернувшегося странника, и их искренность поразила Николеньку.
Глава 13. Наталья Савишна
Тепло вспоминает рассказчик о преданной семье экономке, Наталье Савишне, вся жизнь которой «была любовь и самопожертвование».
Глава 14–15. Разлука. Детство
Наутро после охоты семья Иртеньевых и вся прислуга собрались в гостиной, чтобы попрощаться. Николеньке было «грустно, больно и страшно» расставаться с матерью.
Вспоминая о том дне, герой размышляет о детстве. Именно в пору детства «невинная веселость и беспредельная потребность любви — единственные побуждения в жизни».
Через месяц после переезда в Москву братья Иртеньевы, живущие с отцом в доме у бабушки, поздравляли ее с днем именин. Николенька написал для именинницы свои первые стихи, которые она с удовольствием прочитала во всеуслышание
Глава 17–18. Княгиня Корнакова. Князь Иван Иваныч
В дом начали съезжаться гости. Прибыла княгиня Корнакова. Николенька, узнав, что она, наказывает детей розгами, был глубоко потрясен.
Поздравить бабушку приехал и ее старинный друг князь Иван Иванович. Услышав их разговор, Николенька был глубоко взволнован: бабушка говорила, что его отец не ценит и не понимает свою жену.
Приехали на именины братья Ивины, родственники Иртеньевых, и Иленька Грапп, сын бедного иностранца, знакомого бабушки. Николеньке очень нравился Сережа Ивин, он во всем хотел быть на него похожим. Во время общих игр Сережа очень обидел и унизил слабого и тихого Илью, и это оставило в душе Николеньки глубокий след.
Главы 20–21. Собираются гости. До мазурки
К вечеру на бал собралось много гостей, среди которых Николенька увидел «чудесную девочку» Сонечку Валахину. Главный герой влюбился в нее и был счастлив, танцуя с ней и веселясь. «Я сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость», – вспоминает он.
Главы 22–23. Мазурка. После мазурки
Николенька танцует мазурку с девочкой – княжной, сбивается и останавливается. Гости смотрят на него, и ему становится очень стыдно.
После ужина Николенька снова танцует с Соней. Она предлагает обращаться друг к другу на «ты», как близкие друзья.
Главы 24. В постели
Вспоминая бал и думая о Соне, Николенька не может уснуть. Он признается Володе, что влюблен в Соню.
Глава 25–26. Письмо. Что ожидало нас в деревне
Однажды – почти через полгода после бабушкиных именин – отец зашел к детям во время уроков с известием, что они едут в деревню, домой. Причиной отъезда явилось письмо от матери – она была тяжело больна. Дети застали мать уже без сознания, и в тот же день она умерла.
В день похорон Николенька прощается с матерью. Глядя на лицо, еще недавно красивое и нежное, мальчик осознал «горькую истину» смерти любимого человека, и душа его наполнилась отчаянием.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
«Счастливая пора детства» закончилась для Николеньки. Прошло три дня, и все переехали в Москву. В опустевшем доме осталась только Наталья Савишна, но вскоре и она, заболев, умирает. Повзрослевший Иртеньев, приезжая в деревню, всегда посещает могилы матери и Натальи Савишны.
Соприкасаясь с миром, Николенька Иртеньев взрослеет, знакомясь с разными сторонами жизни. Анализируя свои чувства и переживания, помня о любящих его людях, герой открывает для себя путь к познанию и совершенствованию самого себя.
Это интересно: Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Краткое содержание «Детства» Горького по главам будет полезно учащимся 7 класса при подготовке к уроку литературы. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».
Кто главные герои повести?
Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.
В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч — человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.
18 стр., 8992 слов
Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)
… Карла Ивановича в повести Толстого «Детство» Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович … про меня Карл Иваныч: … из кармана табакерку. Я притворился, будто сплю. Карл Иваныч сначала понюхал, утер нос, щелкнул пальцами и тогда … его жизни какая …
Источник
Литература. 6 класс
Конспект урока
Художественное произведение, автор, герои
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- рассказ об особенностях художественной литературы;
- развитие представлений обучающихся о содержании и форме в литературе, основных признаках художественного текста;
- формирование навыка анализа сходства и различия между автором и героями произведения.
Автор – создатель литературного произведения (как и произведений других искусств).
Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета.
Герой лирический – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.
Литерату́рный геро́й – это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж».
Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).
Рассказчик – это персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.
Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).
Обязательная литература:
- Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. Литература. Учебник 6 класс: часть 1,2. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2019. 307 с
- Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…:дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
- Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.
Дополнительная литература:
- Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
- Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002 .400 с.
- Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум, 2004. 238 с.
- Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
- Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое художественная литература? Прежде всего, это результат творчества человека. Именно поэтому в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.
Автор – это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, где он жил. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, даёт оценку происходящему.
Автор – создатель своего произведения, поэтому он может создать героя.
К примеру, всем известный лондонский сыщик Шерлок Холмс, созданный Артуром Конан Дойлем, радует не одно столетие любителей детективов.
Автор может создать даже фантастического героя. Как, например, писатель Эдуард Успенский выдумал Чебурашку. И, кажется, этот персонаж стал независимым от автора и уже много лет живёт своей жизнью в мультфильмах, как персонаж, и как игрушка.
Но ведь есть произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора: сказки, загадки, былички и другие произведения устного народного творчества.
Книги написаны людьми для людей и о людях. Главное в произведении – человек, герой, персонаж, действующее лицо. Например, Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму». Именно на человека направлено внимание автора и читателя.
Действующие лица в произведении не равноценны. Они делятся на главных и второстепенных по значимости, и на положительных и отрицательных – по оценке их действия в произведении.
Главные – без которых не было бы всех описанных событий. Например, Герда из сказки Андерсена. Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.
Например, маленькая разбойница из «Снежной королевы» – это второстепенный персонаж. Она помогает главной героине. А вот главная и отрицательная героиня в этой сказке – это сама Снежная Королева.
Но ведь героями сказок, басен, рассказов бывают не только люди! Это могут быть птицы, звери, фантастические существа и даже предметы.
Сказочные персонажи отражают мир человека, человеческие характеры и взаимоотношения. Например, герои басен Ивана Андреевича Крылова – это, как правило, животные или растения, которые ведут себя как люди. Крылов писал: «А за меня мои звери говорят!» Они помогают баснописцу воплотить замысел: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
Итак, авторы создают персонажей, или, иначе говоря, «художественный образ». И, как мы выяснили, это не всегда люди. В понятие «художественный образ» часто включаются также различные предметы или явления, изображённые в произведении. Например, в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» есть волшебное зеркальце, которое является частью образа злой царицы.
Во многих лирических произведениях отсутствует образ человека, а нарисованы лишь картины природы. Певцом природы, мастером пейзажной лирики считают А. А. Фета. Ему удавалось через описание природы выражать тончайшие, едва уловимые переживания человека.
В зависимости от характера изображаемого, созданное произведение можно отнести к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. А в произведении существует чёткая композиция.
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Писатели могут помещать героев произведения в любое время – прошлое, настоящее или даже будущее.
Всем знакомы произведения о Великой Отечественной войне. Писатели рассказывают в них о людях, сильных духом, способных действовать вопреки обстоятельствам, готовыми, ради великой цели – защиты Родины от врага – отдать свою жизнь. Таково, например, произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», где герой – лётчик Алексей Мересьев, после ранения и ампутации обеих ног вернулся в строй и продолжал бить фашистов. Своим героическим примером, мужеством и стойкостью, литературный персонаж вдохновлял и вдохновляет многих на отважные поступки.
Литература не только развлекает, она учит читателя, помогает обрести нравственные и моральные ориентиры и вырасти порядочным человеком.
Теоретический материал для углублённого изучения
Различия в художественном и научно-познавательном текстах
Источник
Литературная Система 1. 4. Персонажи
Андрей Тигр ЛИТЕРАТУРНАЯ СИСТЕМА 1.4. ПЕРСОНАЖИ
Займёмся действующими лицами. Есть они почти в любой книге, разве что описательные миниатюры могут обойтись вообще без них. В расчёт не берём. Герои произведения — основные объекты, которыми может оперировать автор. Именно с ними происходят все события, все конфликты в книге — между героями, именно герои раскрывают тему и доносят идею книги до читателя. Надо бы сделать персонажей такими, чтоб читателю было интересно за ними наблюдать и они смогли выполнить свои основные задачи — донести идею, сделать вещь интересной.
Здесь речь идёт прежде всего о главных героях. Эпизодические уже не так важны, к ним читатель особо не присматривается. А вот главных нужно проработать так, чтоб потом не нужно было за них краснеть. Тогда и читатель будет интересоваться ими, сопереживать, ждать, что с ними произойдёт. До того, как описать схему работы над персонажем, сначала оглашу весь список, пожалуй.
Всего видов персонажей в книге может быть пять:
1. Главные герои
2. Поддерживающие характеры
3. Оттеняющие характеры
4. Тематические характеры
5. Эпизодические персонажи
Давайте по порядку:
Главные герои.
В классическом варианте есть только один главный герой. Подавляющее большинство книг. Есть отличные исключения, что не может не радовать. Сделать интересную вещь в плетёной или револьверной композиции с одним главным героем просто невозможно. Думаю, бесспорное лидерство тут принадлежит «Песне Льда и Пламени» Джорджа Мартина. Вот это я понимаю — плетёная композиция! Да и понятие «Главный Герой» у него распространяется разве что на одну книгу. Но несмотря на это — как у него проработаны все персонажи! Лично у меня возникает острое чувство зависти:).
Так или иначе, главные герои есть всегда и они — первые в списке на тщательную проработку. Именно за этими героями наблюдают читатели, им в первую очередь должны сопереживать и волноваться — что с ними будет. Главный герой — двигатель книги.
Поддерживающие характеры.
Для того чтоб что-то делать по ходу книги, преодолевать конфликт и достигать цели, главный герой не может быть один. Нужно окружение. Откуда иначе герой будет брать информацию? С кем вступать в конфликт, кому помогать?
Такое окружение называется поддерживающими характерами.
Есть несколько подвидов:
— Антагонисты
— Помощники
— Информаторы
— Подопечные
По названию каждого ясна суть — для каких целей нужен этот персонаж. Прорабатывать поддерживающие характеры можно не так подробно, как главгеров, но всё же не стоит ими пренебрегать. В одном герое могут быть объединены функции нескольких подвидов и даже видов.
Оттеняющие характеры.
Если есть только главгер и несколько поддерживающих, то, как правило, мы быстро теряем интерес. Необходимы еще действующие лица, которые придадут истории больше сложности и объемности. Такие персонажи называются оттеняющими. Они не обязательно дополняют главного героя, но обязательно делают вещь более объемной, интересной и неожиданной.
Есть много книг, где комедийный персонаж, придаёт легкость и приподнятость всему действию. Даже у Шекспира в драмах частенько есть «шут». Драма не только легче воспринимается, «шут» усиливает драматический эффект.
Тематические характеры.
Персонажи, непосредственно связанные с темой. То есть, если пишем научную фантастику, то пилот звездолёта — тематический персонаж. Если книга про войну, то солдаты — тематические. Ну и так далее. Персонаж не может быть только тематическим, параллельно он принадлежит хотя бы к одному из других видов. Без тематических персонажей нельзя — как ещё тему-то раскрывать будем?
Важна правильная дозировка. Много тематических — будет не интересно, не будет ощущаться связи темы произведения с остальным миром. Мало тематических — тему не раскроем.
Эпизодические характеры.
Ну тут всё понятно. Нужны просто для функционала. Продавщица в магазине; водитель автобуса, где едет главгер; сосед; случайный прохожий. Прорабатывать заранее вообще не нужно. Вставляем в книгу по мере надобности.
Чем больше персонаж присутствует в книге, тем лучше его надо проработать. Приведу полный алгоритм работы с персонажем. Использовать целиком имеет смысл только для главных героев и самых важных поддерживающих. Для всех других можно список существенно сократить. Кроме того, здесь речь идёт именно о произведениях больших форм — повестях и романах. Для малых форм так подробно прорабатывать персонажи не требуется.
Перво наперво — как героя зовут, где и когда родился. Если, вдруг — не родился, то как появился на свет.
Теперь переходим к описанию.
Три составные части персонажа:
1. Физиологическая
2. Социологическая
3. Психологическая
Физиология
1. Пол. (Хоть и очевидно, но всё же. Пол даже в паспорте указывают, на всякий случай. Вдруг этот Миша — на самом деле девочка:) )
2. Возраст.
3. Рост и вес.
4. Цвет волос, глаз, кожи.
5. Телосложение, комплекция, излюбленные позы.
6. Внешность: приятная, опрятная, неопрятная и так далее. Форма головы, лица, рук, ног.
7. Дефекты: уродства, родимые пятна и так далее. Болезни.
8. Наследственность.
9. Причины всего этого (если есть).
Социология
1. Класс: нижний, средний, высший.
2. Занятия: работа, учёба, другое.
3. Образование: сколько классов, какая школа, оценки, любимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.
4. Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, какие были родители, их привычки. Семейное положение персонажа.
5. Религия.
6. Раса, национальность.
7. Групповое положение: лидер или ведомый.
8. Развлечения, хобби.
9. Причины всего этого.
Психология.
1. Половая жизнь, моральные правила.
2. Личные цели, устремления.
3. Поражения, разочарования, неудачи.
4. Темперамент.
5. Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.
6. Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, предрассудки, фобии.
7. Экстраверт, интроверт, средний тип.
8. Способности: знание языков, особые таланты.
9. Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравновешенность.
10. Уровень умственного развития.
11. Уровень сознательности.
12. Волевой уровень.
13. Жизненные принципы, ориентиры.
14. Насколько добр или зол.
15. Преобладающее эмоциональное состояние.
16. Причины.
Дальше описываем как герой общается:
1. Длина предложения.
2. Интонации
3. Речевые обороты, фразеологизмы
4. Сленг. Местный, профессиональный, характерный
5. Слова-паразиты
6. Тон голоса
Нам это всё поможет, когда будем писать диалоги или мысли героя. Заглянули в список — вставили типичную для героя фразу.
Делаем табличку и заносим всё это дело туда. По ходу пытаемся как можно лучше увидеть героя, его внешность, внутренний мир. Понять каков он.
Затем пишем предысторию героя. В табличке уже есть графы — почему он получился именно таким в каждой из сфер. Пишем предысторию, опираясь на эти данные. Не увлекаемся, но должно быть понятно — что за человек, что за путь прошёл и почему сейчас он такой. После всего этого описываем — в каких отношениях герой с другими персонажами книги.
Результаты всего этого титанического труда заносим в отдельный файл по герою. Ещё неплохо — подобрать фотографию или воспользоваться программой «фоторобот». По ходу сочинения книги — заглядываем в файл и вплетаем нужную информацию в текст, чтоб выглядело естественно и гармонично. Таким образом читатель будет постепенно узнавать героя и всё больше сближаться с ним.
Проработка героев книги — очень сложный, долгий, но необходимый труд. Благодаря ей герои станут живыми, реальными. Про них будет действительно интересно читать.
Надеюсь, это достаточно полное описание проработки персонажей художественной книги. Дальше перейдём к проработке конфликта.
Источник