Меню

Столыпин реформы таблица и вывод



Реформы Столыпина – кратко по пунктам в таблице 9 класс, история

Содержание

  1. Причины проведения реформ
  2. Аграрная реформа
  3. Военная реформа
  4. Иные реформы Столыпина
  5. Что мы узнали?

Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 – 5(18) сентября 1911) – видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.

Причины проведения реформ

К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа экстремистских организаций.

Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).

Он должен был продолжить экономическую политику С. Ю. Витте и вывести Россию в разряд капиталистических держав, завершив в стране эпоху феодализма.

Отразим в таблице реформы Столыпина.

Решить крестьянский вопрос

Введение земств в западных губерниях

Введено обязательное начальное образование

Формирования юридических взаимоотношений работника и работодателя

Учреждение военно-полевых судов

Рис. 1. Портрет П.А. Столыпина.

Аграрная реформа

Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:

  • Повышение производительности труда крестьян
  • Ликвидация социальной напряженности в крестьянской среде
  • Вывод кулаков из общинной зависимости и конечное разрушение общины

Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству.

Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.

Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян – росло число кулаков и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.

Рис. 2. Столыпинский вагон.

Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.

Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.

Военная реформа

Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.

Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки.

Рис. 3. Строительство железной дороги в Российской империи 20 век.

Иные реформы Столыпина

В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.

Столыпин был сторонником укрепления царской власти. Он был один из основных деятелей по установлению «Третьеиюньской монархии» в 1907 году. В этот период правления Николая II усилилась русификация западных территорий, таких как Польша и Финляндия. В рамках этой политики Столыпин провел земскую реформу, согласно которой в органы местного самоуправления выбирались таким образом, чтобы представителей национальных меньшинств было меньшинство.

В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а так же установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.

Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной.

Что мы узнали?

Из статьи по истории 9 класса мы познакомились с деятельностью Петра Столыпина. Можно сделать вывод, что реформы Столыпина затрагивали все сферы человеческой деятельности и в течении 20 лет должны были решить многие накопившиеся в российском обществе вопросы, однако, сначала его смерть, а затем и вспыхнувшая война не позволили России бескровно пройти этот путь.

Читайте также:  План создания ссср ленин и сталин таблица

Источник

Реформы Столыпина Кратко по пунктам

Реформы Столыпина – 1906 – 1913 представляют собой неудачную попытку председателя Совета министров Российской империи создать в стране условия для ее экономического роста, при сохранении самодержавия, а также существующего политического и социального порядка. Следует отметить, что российское общество встретила реформы активным сопротивлением .

Таблица реформ Столыпина

Реформа Суть Дата
Аграрная Решение крестьянского вопроса 1906-1911
Военная Проведение модернизации российской армии 1906-1907
Земская Распространение земств в западных губерниях 1911
Образования Введение обязательного начального образования 1908

Аграрная реформа Столыпина

Причина реформы

Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.

Цель реформы

  • Повысить производительность крестьянского труда
  • Ликвидировать социальную напряженность в крестьянской среде
  • Вывести кулаков из зависимости от общинны и окончательно разрушить общину

Методы и программа

В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.

Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.

Итоги

Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.

Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.

Военная реформа Столыпина

Причина реформы

Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Цель реформы

В качестве цели были определены следующие направления военной политики:

  • упорядочить принципы комплектования вооруженных сил;
  • перевооружить армию и флот;
  • создать необходимую инфраструктуру.

Методы и программа

В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.

Итоги

Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.

С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.

Земская реформа Столыпина

Причина реформы

Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.

Цель реформы

Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.

Методы и программа

Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.

Итоги

Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.

Образовательная реформа Столыпина

Причина реформы

Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.

Цель реформы

Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.

Методы и программа

Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.

Итоги

Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.

За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.

Итоги реформ Столыпина

Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.

Читайте также:  Таблицы для девочек сайт

Отношение общества к проведению реформ

Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.

Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.

Источник

Петр Столыпин: реформы Столыпина и их итоги кратко, аграрная реформа

Кем был Петр Столыпин и какова его роль в российской истории? Главные реформы Столыпина кратко. Аграрная реформа: в чем она заключалась и какими были ее итоги?

Петр Столыпин – государственный деятель времен Российской империи, министр внутренних дел и председатель Совета министров.

Наиболее известен как реформатор, сыгравший существенную роль в подавлении революции 1905–1907 годов, и автор аграрной реформы.

Петр Столыпин: биография и государственная служба

Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 (14 апреля) 1862 года в дворянской семье, известной еще с XVI века. Известно, что будущий министр по деду приходился троюродным братом поэту и писателю Михаилу Лермонтову.

Окончив гимназию, 19-летний Столыпин переехал в Санкт-Петербург, где стал изучать агрономию в Императорском университете. Одним из его преподавателей был ученый-химик Дмитрий Менделеев.

Еще будучи студентом, 22-летний Петр женился на фрейлине императрицы Александры Федоровны – Ольге Нейдгарт. Брак оказался счастливым, у супругов родились пять дочерей и один сын.

После окончания Столыпин постепенно делает блестящую карьеру и поступает на службу в Министерство внутренних дел, которое отправляет его в город Ковно (нынешний Каунас в Латвии) на должность главы дворянства – члена комиссии, осуществляющей власть в уезде. На месте службы Столыпин взял под контроль местную жизнь и увеличение производительности крестьянских хозяйств.

Затем его назначают губернатором Гродно, где Столыпин приступил к реформам по просвещению крестьянства, улучшению орудий сельского хозяйства, использованию удобрений.

Находились и те, кто критиковал нововведения губернатора, объясняя, что крестьянам образование ни к чему – оно должно быть доступно обеспеченным классам, а не массе.

«Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведет к анархии» , – отвечал Столыпин на критику.

В дальнейшем его успехи были отмечены очередным повышением по службе, и Столыпин стал губернатором Саратовской губернии, которая в те времена считалась зажиточной местностью.

Именно на этой службе губернатор встретил события Первой русской революции 1905–1907 годов, к которой привели повсеместная бедность, низкий уровень гражданских свобод и неудачи в войне с Японией.

В борьбе с народными волнениями Столыпин использовал все возможные средства – от дара убеждения до расправ с восставшими крестьянами силами военных и казаков.

Как вспоминали свидетели событий, он без охраны и оружия входил в центр бушевавших толп. Это так впечатляло бунтовщиков, что страсти сами утихали и народ расходился.

Благодаря действиям молодого саратовского главы волнения в губернии постепенно угасли, что не осталось без внимания императора Николая II.

В апреле 1906 года император вызвал губернатора в Царское Село, где сообщил, что впечатлен его действиями и назначает Столыпина министром внутренних дел.

Два его предшественника на этом посту – Сипягин и Плеве – были лишены жизни революционерами. Столыпину пришлось повиноваться приказу царя.

Реформы Столыпина: кратко

Заняв должность министра внутренних дел, Столыпин через два с половиной месяца становится еще и председателем Совета министров – редкая по скорости карьера для царского чиновника.

Заняв пост премьер-министра, Столыпин стал бороться с проявлениями революционного движения в России, вводить жесткое подавление любых стачек, волнений и демонстраций.

В то же время министр был убежден, что одной лишь силой проблему не решить, и разработал комплекс реформ, которые должны были снизить напряжение в обществе, но сохранить монархическую форму правления.

Главная и самая известная реформа Столыпина была призвана решить сельский вопрос и повысить производительность труда крестьян.

Источник

Кратко о пунктах и реформах Столыпина: описание и таблица

Реформы Столыпина

История

П. А. Столыпин родился в 1862 году. При императоре Николае II он занимал важные государственные посты. Известный государственный деятель является автором ряда законов, которые были направлены на ускорение развитие экономики и стабилизации обстановки в России. Кратко отражает основные положения реформы Столыпина таблица.

  1. Важнейшие преобразования
  2. Аграрная реформа
  3. Причины реформирования
  4. Плюсы и минусы деятельности Столыпина

Важнейшие преобразования

Основные вехи столыпинской деятельности наглядно представлены в таблице:

Читайте также:  Таблица сопоставлений видов деятельности
Суть Дата
Аграрная Решить вопрос с крестьянскими общинами, поднять производительность труда в сельском хозяйстве 1906−1911
Судебная Учредить военно-полевые суды 19.08.1906
Земская Ввести земства на Западе России 1911
Военная Модернизировать армию 1906-1907

В начале XX века c приходом нового премьер-министра в законодательстве произошел ряд изменений. Они коснулись в первую очередь судопроизводства, аграрных отношений и реформированием местного самоуправления в Западных губерниях России.

Суть реформы судопроизводства состояла в создании военно-полевых судов. Новый реформатор приступил к управлению в смутное время. В стране было устаревшее законодательство, не хватало сил и полномочий, чтобы справиться с наплывом разбойных нападений, убийств, грабежей и атак террористов.

 Судебные тяжбы

Согласно новому положению о военно-полевых судах появилась возможность разбираться с нарушителями законов в ускоренном темпе. Судебные тяжбы велись без присутствия прокурора, адвоката, свидетелей защиты. Сроки вынесения приговора сократились и стали составлять 48 часов, а исполнялся он в течение 24 часов. Всего судами было приговорено к смертной казни более 1000 человек, привели в исполнение 683 приговора.

Была проведена реформа местного самоуправления ряда губерний (Волынской, Витебской, Киевской, Могилевской, Минской, Подольской). Её цель — разделение избирательных съездов и собраний по национальному признаку (на польское и не польское). За таким нововведением последовало много критики. Были недовольны как депутаты Госдумы, так и большинство министров. Столыпин пользовался поддержкой императора Николая II.

Аграрная реформа

Крайне отсталое сельское хозяйство Столыпин пытался поднять с колен. Основные задачи преобразования:

Сельчане входили в общину, которая была в собственности помещика

  1. Ликвидация в селах патриархальных отношений, затруднявших развитие производства сельхозпродукции.
  2. Преодоление социального расслоения и напряженности в аграрном секторе.
  3. Рост производительности труда в крестьянских хозяйствах.

До реформы сельчане входили в общину, которая была в собственности помещика. Распределением всех земельных наделов между хозяйствами занималась община. При этом учитывался состав семьи крестьянина.

Луга, пастбища, леса являлись совместной собственностью общины. Государство все вопросы, в том числе сбор налогов, решало с общиной, она платила их в казну, а потом уже велся внутренний расчёт.

Суть реформы кратко по пунктам:

  1. Крестьянам предоставлялось право продавать либо закладывать свой надел, а также передавать по наследству.
  2. Крестьяне также имели право обособляться за границей деревни, то есть создавать хутора.
  3. Банки выдавали льготные ссуды и кредиты крестьянам на 55,5 года, залогом являлась земля.
  4. Безземельные и малоимущие крестьяне попадали под переселенческую программу, таким семьям выделялись участки в необжитых местах Урала, Сибири, Дальнего Востока.
  5. Государство обязывалось оказывать поддержку мероприятий, которые были направлены на улучшение урожайности и повышение производительности труда.

Причины реформирования

Сергей Юльевич Витте

В 1905 году во время первой русской революции в стране существовало много проблем, которые не позволяли называться мощной капиталистической державой. Руководил правительством в тот момент талантливый политик Сергей Юльевич Витте. Революция породила анархию, тормозящую развитие. Правящие круги России имели разногласие во взглядах на то, как нужно развиваться государству дальше. Из-за реакционных мер, совершаемых правительством, премьер-министр Витте попал в опалу и отошёл от дел. Его место занял Столыпин Петр Аркадьевич, прослывший реформатором.

Трудности экономического развития Российской империи на заре ХХ века:

  1. Отсталая аграрная система.
  2. Недовольство и безграмотность рабочих и крестьян.
  3. Нерешительность и бездействие властных структур.
  4. Национальный вопрос.
  5. Экстремистские организации, тормозящие развитие.

Столыпинские реформы должны были превратить Россию в современную развитую державу с сильными корнями. Этого можно было достигнуть путем эволюции.

Плюсы и минусы деятельности Столыпина

С помощью аграрной реформы удалось добиться таких итогов: из общин вышло 21% крестьян, это привело к быстрому расслоению общества в селах. Число крепких хозяйств и кулаков увеличилось, урожайность полей стала выше. Возросло количество посевных площадей. Техническое оснащение сельского хозяйства привело к наращиванию выпуска сельскохозяйственной продукции. В 1909 году Россия заняла 1 место в мире по производству и экспорту зерна.

Деятельность Столыпина

Но не все прошло так гладко, как хотелось. Было много минусов от реформаторской деятельности Столыпина. Усилилось классовое расслоение на селе. Составной частью столыпинской аграрной реформы было предоставление права выхода из общины, но многие крестьяне не хотели этого делать. Всего лишь примерно одна четверть сельского населения воспользовалась этой привилегией.

Странное совпадение было отмечено в то время: люди, изображённые на портретах знаменитого художника Репина уходили в мир иной. Это были известные деятели искусства и культуры: Мусоргский, Пирогов, Писемский, Тютчев. Литератор Ольдор в шутку обратился к Репину, чтобы тот написал портрет Столыпина.

Несмотря на тот факт, что в России в 1909 году начался рост экономики, успехи реформатора признаются весьма скромными. Да и политическая карьера Столыпина закончилась внезапно. Он был убит в сентябре 1911 года. Многие начинания не были доведены до конца.

Источник

Adblock
detector